Как найти точки пересечения трех отрезков

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
function min(a,b:integer):integer;
begin
if a<b then min:=a else min:=b;
end;
function max(a,b:integer):integer;
begin
if a>b then max:=a else max:=b;
end;
 
procedure peres(x1,x2,x3,x4:integer;var x5,x6:integer;var f:boolean);
begin
if(x3>=x2)or(x4<x1)then f:=false
else
 begin
  f:=true;
  x5:=max(x1,x3);
  x6:=min(x2,x4);
 end;
end;
 
var a1,b1,a2,b2,a3,b3,a4,b4,a5,b5:integer;
    f:boolean;
begin
repeat
writeln('Введите значения концов 1 отрезка a1<b1');
readln(a1,b1);
until a1<b1;
repeat
writeln('Введите значения концов 2 отрезка a2<b2');
readln(a2,b2);
until a2<b2;
repeat
writeln('Введите значения концов 3 отрезка a3<b3');
readln(a3,b3);
until a3<b3;
peres(a1,b1,a2,b2,a4,b4,f);
if not f then writeln('Все 3 отрезка не пересекаются')
else
 begin
  peres(a3,b3,a4,b4,a1,b1,f);
  if not f then writeln('Все 3 отрезка не пересекаются')
  else  writeln('Общее пресечение отрезков а итервале [',a1,'..',b1,']');
 end;
end.

Нахождение точки пересечения двух прямых (и отрезков)

Время на прочтение
3 мин

Количество просмотров 41K

Введение

Довольно часто при разработке игр возникает необходимость находить точку пересечения прямых, отрезков, лучей и т.д. О том, как реализовать это максимально простым способом, в этой статье.

image

Популярные способы и их критика

Возможно, многие вспомнят способ из школьной алгебры — составить уравнения двух прямых, приравнять их правые части, найти x, и подставить его в уравнение прямой, чтобы найти y (Подробнее здесь).

Однако данный способ становится достаточно громоздким при написании кода (возможно поэтому вы сейчас читаете эту статью), к тому же, он не является универсальным: если одна из прямых параллельна оси Y, мы получим ошибку деления на ноль при вычислении углового коэффициента, и нам придётся прописать код на этот случай; если две прямые перпендикулярны осям, требуется повозиться с обработкой и этого случая. Такой код становится длинным и некрасивым.

В поисках более элегантного решения данной проблемы я наткнулся на весьма интересные способы, основанные на векторном умножении ( habr.com/ru/post/267037 ) и ray castinging’е ( ru.wikipedia.org/wiki/Ray_casting#Концепция ). Но на мой взгляд, они неоправданно сложные в вычислительном плане. Поэтому представляю вашему вниманию (и критике) мой способ.

Мой способ

Задача

Даны координаты двух отрезков. Нужно узнать, пересекаются ли отрезки, и если да, в какой точке. Для этой цели напишем функцию.

Решение

image

Условные обозначения для исключения недопониманий: a — вектор a, a(y) — проекция вектора a на ось Y, a{x1,y1} — вектор a, заданный координатами x1,y1.

Представим наши отрезки в виде двух векторов: a{x2-x1; y2-y1} и b{x3-x4; y3-y4}. Обратите, внимание, что вектор b имеет противоположное от ожидаемого направление. Введём вектор c{x3-x1; y3-y1}. Заметим, что a*k+b*n=c, где k,n — некоторые коэффициенты. Таким образом, получаем систему уравнений:

a(x)*k+b(x)*n=c(x)
a(y)*k+b(y)*n=c(y)
Наша задача сводится к нахождению этих коэффициентов (правда сказать, достаточно найти лишь один из них).

Предлагаю домножить обе части нижнего уравнения на q= -a(x)/a(y). Так после сложения двух уравнений, мы сразу избавимся от k. Нахождение n сведётся к решению обыкновенного линейного уравнения. Важно обратить внимание, что у n может не быть решения.

Внимательный читатель заметит, что при a(y)=0, мы получим ошибку. Пропишем ветвление на этапе нахождения a(y). Этот случай ещё проще, ведь мы сразу получаем уравнение с одной неизвестной.

Рекомендую попробовать вывести n самостоятельно, так будет понятнее, что откуда берётся в коде ниже.

Зная n, можно найти точку пересечения, для этого мы отнимем от координаты точки (x3,y3) вектор b*n

Собираем воедино

float dot[2];  // точка пересечения

bool cross(float x1, float y1, float x2, float y2, float x3, float y3, float x4, float y4) {
    float n;
    if (y2 - y1 != 0) {  // a(y)
        float q = (x2 - x1) / (y1 - y2);   
        float sn = (x3 - x4) + (y3 - y4) * q; if (!sn) { return 0; }  // c(x) + c(y)*q
        float fn = (x3 - x1) + (y3 - y1) * q;   // b(x) + b(y)*q
        n = fn / sn;
    }
    else {
        if (!(y3 - y4)) { return 0; }  // b(y)
        n = (y3 - y1) / (y3 - y4);   // c(y)/b(y)
    }
    dot[0] = x3 + (x4 - x3) * n;  // x3 + (-b(x))*n
    dot[1] = y3 + (y4 - y3) * n;  // y3 +(-b(y))*n
    return 1;
}

Данная функция принимает координаты вершин и возвращает значение 1, если прямые отрезков (именно прямые) пересекаются, иначе 0. Если же вам нужны координаты вершин, вы сможете взять их из массива dot[].

Важно: при введении двух совпадающих прямых, алгоритм выводит отсутствие пересечения. Алгоритм находит точку пересечения прямых, на которых лежат отрезки, поэтому точка может оказаться за пределами отрезка (что вам придётся дополнительно проверить в уже своём коде).

Применим функцию:

int main() {
    if (cross(1,1,7,2, 7,3,5,6)) {
        std::cout << dot[0] << " " << dot[1] << std::endl;
    }
    else {
        std::cout<<"Not cross!"<<std::endl;
    }
    return 0;
}

Послесловие

Хоть я и не встретил этот способ в процессе гугления своей проблемы и вывел алгоритм самостоятельно, я не претендую на его полную оригинальность (и правильность). Поэтому добро пожаловать в комментарии!

Как найти точку пересечения отрезков

Простейшие геометрические примитивы, такие как точки, прямые, плоскости, фигурируют в большинстве научных и инженерных задач, связанных с проектированием, графическими построениями, визуализацией и машинной графикой. Подобные задачи, как правило, решаются путем применения принципа декомпозиции и сведения их к последовательностям элементарных действий с геометрическими примитивами. Так, сложные трехмерные объекты в машинной графике аппроксимируются полигонами, а те в свою очередь – треугольниками, треугольники задаются отрезками ребер, которые определяются их конечными точками. Именно поэтому понимание того, как решить простейшие геометрические задачи, например того, как найти точки пересечения отрезков, весьма важно для любого технического специалиста.

Как найти точку пересечения отрезков

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка.

Инструкция

Подготовьте исходные данные. В качестве исходных данных удобно принять отрезки, заданные координатами точек их концов в декартовой системе координат. В данной системе координатные оси ортогональны и имеют одинаковый линейный масштаб. Допустим, имеются отрезки O1 и O2. Отрезок O1 задан точками с координатами P11(x11, y11) и P12(x12, y12), а отрезок O2 задан точками с координатами P21(x21, y21) и P22(x22, y22).

Составьте уравнения прямых, к которым принадлежат отрезки O1 и O2. Уравнение прямой отрезка O1 будет иметь вид: K1*x+d1-y=0. Уравнение прямой отрезка O2 будет иметь вид: K2*x+d2-y=0. Здесь K1=(y12-y11)/(x12-x11), d1=(x12*y11-x11*y12)/(x12-x11), K2=(y22-y21)/(x22-x21), d2=(x22*y21-x21*y22)/(x22-x21).

Решите систему уравнений, состоящую из уравнений прямых, составленных на предыдущем шаге. Вычтя из первого уравнения второе, можно получить: K1*x-K2*x+d1-d2=0. Откуда x=(d2-d1)/(K1-K2). Подставив x в первое уравнение, получим: y=K1*(d2-d1)/(K1-K2)+d1. Значения K1, K2, d1, d2 известны. Точка P(x, y) является пересечением прямых, на которых лежат исходные отрезки.

Проверьте, является ли точка с найденными координатами точкой пересечения именно отрезков, а не прямых, на которых они лежат. Для этого убедитесь, что координата точки x принадлежит одновременно диапазонам значений [x11,x12] и [x21,x22], а координата y принадлежит одновременно диапазонам [y11,y12] и [y21,y22].

Видео по теме

Источники:

  • как пересекаются два отрезка

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Оглавление

  1. Расположение отрезков на плоскости
  2. Параметрическое уравнение отрезка
  3. Найти точку пересечения двух отрезков
  4. Отрезки не пересекаются
  5. Метод SegmentSegment(…)
  6. Исходник приложения с классом Intersections

Расположение отрезков на плоскости

Варианты пересечения отрезков

Два отрезка могут иметь различные положения на плоскости относительно друг друга. Поскольку отрезок ограниченная с двух сторон линия, данная геометрическая фигура предлагает больше вариантов расположения в сравнении с прямой и лучом.

Из вариантов пересечения или непересечения можно выделить несколько особых случаев, например: начала и концы отрезков совпадают, отрезки параллельны и не лежат друг на друге, начало или конец одного отрезка лежит на другом отрезке, совпадают только начальные или конечные точки.

Параметрическое уравнение отрезка

Расположение отрезка в координатной системе и его геометрия, также как прямой и луча, может описываться параметрическими уравнениями. Параметрическое уравнение отрезка(прямой, луча) представляет из себя выражение включающее координату начала, вектор направления и параметр задающий множество точек отрезка(прямой, луча).

Параметр может иметь ограничения или не иметь их.

система из параметрических уравнений:
| x = x0 + vt
| y = y0 + wt

где v и w координаты (x, y) вектора направления
v =  x1 - x0
w = y1 + y0

при  0 ≤ t ≤ 1 - уравнения описывают отрезок,
при  0 ≤ t < +∞ - уравнения описывают луч,
при -∞ < t < +∞ - уравнения описывают прямую

Найти точку пересечения двух отрезков

Точка пересечения двух отрезков

Система из 4-х параметрических уравнений позволяет найти точку пересечения двух отрезков. Нахождение точки пересечения отрезков аналогично описанному для двух лучей.

Дано: отрезок AB с координатами начальной и конечной точек – A(2;2) и B(7;3), отрезок CD с координатами – C(4;1) и D(5;6). Найти возможную точку пересечения отрезков AB и CD.

Отрезки имеют точку пересечения если оба параметра отрезков больше или равно нулю и меньше или равно единице.

| x = 2 + (7 - 2)tab    | x = 2 + 5tab
| y = 2 + (3 - 2)tab => | y = 2 + tab
| x = 4 + (5 - 4)tcd    | x = 4 + tcd
| y = 1 + (6 - 1)tcd    | y = 1 + 5tcd

Чтобы узнать есть ли точка пересечения отрезков AB и CD вычислим их параметры:

найдём соотношение параметров через возможно общую координату x
2 + 5tab = 4 + tcd =>  
5tab = 2 + tcd =>
tab = (2 + tcd)/5 (у.1)

вычислим параметр tcd через возможно общую координату y
2 + tab = 1 + 5tcd =>
2 + (2 + tcd)/5 = 1 + 5tcd =>
10 + 2 + tcd = 5 + 25cd =>
tcd = 7/24 ≈ 0.292

вычислим параметр tab использую полученное соотношение (у.1)
tab = (2 + 0.292)/5 ≈ 0.458 

Оба параметра положительные и меньше единицы – отрезки пересекаются. Найдем точку пересечения используя уравнения из системы для двух отрезков:

x = 2 + 5tab =>
x = 2 + 5 * 0.458 = 4.29
y = 2 + tab =>
y = 2 + 0.458 = 2.458

Точка пересечения отрезков AB и CD имеет координаты (4.29; 2.458).

Отрезки не пересекаются

Отрезки не пересекаются

Отсутствие точки пересечения двух отрезков, безусловно, также подтверждается вычислением.

Дано: отрезок AB с координатами начальной и конечной точек – A(5;4) и B(10;5), отрезок CD с координатами – C(3;3) и D(7;6). Определить: отрезки пересекаются или не пересекаются. Если отрезки не пересекаются, найти мнимую точку пересечения.

Отрезки не пересекаются если хотя бы один из параметров отрицательный или больше единицы. Для вычисления используем систему из параметрических уравнений.

| x = 5 + (10 - 5)tab   | x = 5 + 5tab
| y = 4 + (5 - 4)tab => | y = 4 + tab
| x = 3 + (7 - 3)tcd    | x = 3 + 4tcd
| y = 3 + (6 - 3)tcd    | y = 3 + 3tcd

Чтобы узнать пересекаются отрезки или нет вычислим их параметры, вычисление будет происходит аналогично случаю пересечения описанному выше.

3 + 4tcd = 5 + 5tab =>
4tcd = 2 + 5tab =>
tcd = (2 + 5tab)/4

3 + 3tcd = 4 + tab =>
3 + 3(2 + 5tab)/4 = 4 + tab =>
3 + (6 + 15tab)/4 = 4 + tab =>
2 + 11tab = 0 =>
tab = -2/11 ≈ -0.182
параметр tab меньше нуля, значит отрезки не пересекаются

tcd = (2 + 5tab)/4 =>
tcd = (2 + 5*-0.182)/4 ≈ 0.273
параметр tcd положительный и меньше единицы, 
значит мнимая точка лежит на отрезке CD

Найдем мнимую точку, расположенную на отрезке CD:

x = 5 + 5 * -0.182 = 4.09
y = 4 - 0.182 = 3.818

Метод SegmentSegment(…)

Метод вычисления точки пересечения отрезков инкапсулирован в классе Intersections. Метод статический, для вычисления точки пересечения не требуется создание экземпляра класса. Методы вычисляющие точки пересечения прямых и лучей описаны на страницах точка пересечения двух прямых на плоскости, пересечение луча и прямой, пересечение двух лучей.

В исходнике приложения, прикрепленного к странице происходит вычисление точки пересечения и создание параметрических уравнений каждого отрезка.

class Intersections
{
    // Вычисление точки пересечения отрезков.
    public static bool SegmentSegment(Point r1, Point r2, Point p1, Point p2, out Point pCross, out Info info)
    {
        // Параметрическое уравнение отрезка
        // x = x0 + vt
        // y = y0 + wt
        // где v = x1 - x0
        //     w = y1 - y0
        // при 0 <= t <= 1
        

        // Оповещение о событиях пересечения или не пересечения.
        info = new Info();

        // Координаты направления вектора синего отрезка
        double v = r2.X - r1.X;
        double w = r2.Y - r1.Y;

        // Координаты направления вектора красного отрезка
        double v2 = p2.X - p1.X;
        double w2 = p2.Y - p1.Y;

        // ===== Частные случаи не пересечения =====

        // Отрезки должны быть определены
        if (v == 0 && w == 0 && v2 == 0 && w2 == 0)
        {
            info.Id = 10;
            info.Message = "Отрезки неопределённы";

            return false;
        }
        else if (v == 0 && w == 0)
        {
            info.Id = 11;
            info.Message = "Синий отрезка неопределён";

            return false;
        }
        else if (v2 == 0 && w2 == 0)
        {
            info.Id = 12;
            info.Message = "Красный отрезка неопределён";

            return false;
        }

        // Для вычисления параллельности отрезка 
        // необходимо сравнить направления их векторов.

        // Вычисляем длины векторов
        double lenBlue = Math.Sqrt(v * v + w * w);
        double lenRed = Math.Sqrt(v2 * v2 + w2 * w2);

        // Нормализация векторов - создание единичного вектора направления
        double x = v / lenBlue;
        double y = w / lenBlue;
        double x2 = v2 / lenRed;
        double y2 = w2 / lenRed;

        // Точность совпадения величин double
        double epsilon = 0.000001;

        // Проверка на совпадение
        if (r1.X == p1.X && r1.Y == p1.Y && r2.X == p2.X && r2.Y == p2.Y)
        {
            info.Id = 20;
            info.Message = "Отрезки совпадают";

            return false;
        }

        // Проверка на параллельность с определенной точностью.
        if (Math.Abs(x - x2) < epsilon && Math.Abs(y - y2) < epsilon)
        {
            info.Id = 21;
            info.Message = "Отрезки параллельны";
            return false;
        }

        // ===== /Частные случаи не пересечения =====


        // ===== Вычисление точки пересечения =====

        // Проверка факта пересечения
        // x = p1.X + v2t2
        // y = p1.Y + w2t2

        // r1.X + vt = p1.X + v2t2 => vt = p1.X - r1.X + v2t2 =>
        // t = (p1.X - r1.X + v2t2) / v - (у.1) соотношение t-параметров
        //
        // Вычисление одного параметра с заменой соотношением другого
        // r1.Y + wt = p1.Y + w2t2 => wt = p1.Y - r1.Y + w2t2 => t = (p1.Y - r1.Y + w2t2) / w
        // (p1.X - r1.X + v2t2) / v = (p1.Y - r1.Y + w2t2) / w =>
        // (p1.X - r1.X + v2t2) * w = (p1.Y - r1.Y + w2t2) * v =>
        // w * p1.X - w * r1.X + w * v2t2 = v * p1.Y - v * r1.Y + v * w2t2 =>
        // w * v2t2 - v * w2t2 = -w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y =>
        // (w * v2 - v * w2) * t2 = -w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y =>
        // t2 = (-w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y) / (w * v2 - v * w2) - (у.2)
        double t2 = (-w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y) / (w * v2 - v * w2);

        // t = (p1.X - r1.X + v2t2) / v - (у.1)
        double t = (p1.X - r1.X + v2 * t2) / v;

        // Если один из параметров меньше 0 и больше 1, значит пересечения нет.
        if (t < 0 || t > 1 || t2 < 0 || t2 > 1)
        {
            info.Id = 20;
            info.Message = "Пересечения нет";


            return false;
        }

        // Координаты точки пересечения
        pCross.X = p1.X + v2 * t2;
        pCross.Y = p1.Y + w2 * t2;


        info.Id = 0;
        info.Message = "Пересечение есть";

        return true;

        // ===== /Вычисление точки пересечения =====
    }
}

public class Info
{
    // Для визуального сообщения.
    public string Message;

    // Для автоматических действий.
    public int Id;
}

Исходник приложения с классом Intersections

К странице приложен исходник приложения на языке C#. Приложение демонстрирует вычисление точки пересечения двух отрезков. Графика приложения создает различные положения отрезков на плоскости окна. Управление начальными и конечными точками мышью и служебными клавишами.

Скачать исходник

  • WpfAppCrossSegmentSegment-vs17.zip
  • Размер: 205 Кбайт
  • Загрузки: 183

Не такая тривиальная задача, скажу я вам. Всякий раз, когда возникает необходимость посчитать координату пересечения пары прямых, каждая из которых задана парой точек, снова беру блокнот и вывожу пару формул. И всякий раз – блин, ну это уже когда-то было, опять надо что-то делать с параллельными прямыми, опять появляется пакостная строго вертикальна линия, когда на (x1-x2) никак не разделить и т.д.

Поэтому – в подборку теории и практики, пригодится, сэкономим блокнот, спасем дерево.

Коэффициенты А, B, C

Все помним со школы формулу:

Latex formula

Тоже самое, но с претензией на образование (некоторые индивидуумы утверждают, что существует такая, и только такая, и никакая другая, формулировка):

Latex formula

Те же фаберже, только сбоку.

В теории надо составить и решить систему уравнений для первой и второй линии, где переменными будут X и Y точки пересечения.

Latex formula

Загвоздка в том, что мы не знаем коэффициенты для обеих линий.

В нашем случае известны координаты двух точек, по которым проходит линия. Поэтому мне, как последователю геометрического агностицизма, более привлекательная следующая формула:

Latex formula

Путем несложных операций приходим к следующей записи:

Latex formula

Глядя на вариант в исполнении высшего образования, получаем следующие формулы для нахождения коэффициентов:

Latex formula

Пока все идет отлично, нигде вероятного деления на ноль не встретилось.

Итак, мы можем легко найти два набора коэффициентов для первой и второй прямых. Переходим к системе уравнений.

Система уравнений

Как правило, подобная система уравнений решается путем выражения одной переменной через другую, подстановкой во второе уравнение, получая таким образом уравнение одной переменной. Далее переменная находится, подставляется, решается. Или определяется, что система решения не имеет.

Но нас интересует метод Крамера. Потому что с помощью этого метода можно получить сразу значения для обеих переменных, без дополнительных телодвижений.

Сразу же запишем метод под нашу систему.

Имеем следующую систему:

Latex formula

Определители будут такими:

Latex formula

Latex formula

Latex formula

Исходя из метода, решение выглядит так:

Latex formula

Latex formula

Ага! Вот и возможное деление на ноль, скажете вы. И правильно! В этой, в высшей степени непозволительной ситуации, когда знаменатель равен нулю, решения нет, прямые либо параллельны, либо совпадают (что, впрочем, частный случай параллельности).  В коде, естественно, этот момент надо учитывать.

Практика 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

//*******************************************************

//  Нахождение точки пересечения прямых (p1,p2) и (p3,p4)

//  Результат – факт пересечения

//*******************************************************

function CrossLines(const p1,p2,p3,p4: TxPoint;

  var res: TxPoint): Boolean;

const

  Prec = 0.0001;

var

  a1, a2: Extended;

  b1, b2: Extended;

  c1, c2: Extended;

  v: Extended;

begin

  a1 := p2.y p1.y;

  a2 := p4.y p3.y;

  b1 := p1.x p2.x;

  b2 := p3.x p4.x;

  v := a1*b2 a2*b1;

  Result := (abs(v) > Prec);

  if Result then

  begin

    c1 := p2.x*p1.y p1.x*p2.y;

    c2 := p4.x*p3.y p3.x*p4.y;

    res.X := (c1*b2 c2*b1)/v;

    res.Y := (a1*c2 a2*c1)/v;

  end;

end;

Пересечение прямых, построенных по двум точкам. Точка пересечения принадлежеит обоим отрезкам.

Рис.1. Пересечение прямых

Частные случаи

  • Прямые параллельны: ∆ab = 0
    • (A1B2 – B1A2 = 0);
  • Прямые совпадают:  ∆ab = ∆X = ∆Y = 0 
    • (A1B2 – B1A2 = 0) И (A1C2 — A2C1 = 0) И (C1B2 -B1C2 = 0);
  • Прямые перпендикулярны:
    • (A1 A2 + B1 B2 = 0).

Пересечение перпендикулярных прямых

Рис.2. Пересечение перпендикулярных прямых
Параллельные прямые
Рис.3. Параллельные прямые не пересекаются

Принадлежность точки отрезку

В общем случае, чтобы определить принадлежность точки отрезку, надо установить две вещи:

  1. Точка принадлежит прямой, проходящей через конечные точки отрезка. Для этого достаточно подставить значение X и Y в уравнение прямой и проверить получившееся равенство. В нашем случае, этот пункт уже выполнен, т.к. точка пересечения априори принадлежит обеим прямым.
  2. Проверить факт нахождения точки между концами отрезка.

Займемся пунктом 2. Данный факт можно установить двумя способами:

  • Логически, т.е. (x1 <= x <= x2) ИЛИ (x1 >= x >= x2). На случай «вертикальности» линии добавить проверку на Y:
    • (y1 <= y <= y2) ИЛИ (y1 >= y >= y2).
  • Арифметически. Сумма отрезков |x-x1| + |x-x2| должна быть равна длине отрезка |x1-x2|. Аналогично, на случай «вертикальности» , добавить проверку:
    • |y-y1| + |y-y2| = |y1-y2|

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

//*****************************************************

//  Проверка факта нахождения точки res между

//  концами отрезка (p1,p2).

//  Решение с помощью условных операторов и

//  коэффициентов A=(y2-y1) B=(x1-x2).

//  Выступают в качестве параметров, чтобы не тратить

//  время на их подсчет, т.к. в вызывающей стороне

//  они уже посчитаны

//*****************************************************

function CheckCrossPoint(const p1, p2, res: TxPoint;

  const A,B: Extended): Boolean;

begin

  Result :=

    (((B<0) and (p1.X < res.X) and (p2.X > res.X)) or

     ((B>0) and (p1.X > res.X) and (p2.X < res.X)) or

     ((A<0) and (p1.y > res.Y) and (p2.Y < res.Y)) or

     ((A>0) and (p1.y < res.Y) and (p2.Y > res.Y)));

end;

//*****************************************************

//  Проверить факт нахождения точки res между

//  концами отрезка (p1,p2)

//  Арифметическое решение без коэффициентов

//*****************************************************

function CheckCrossPoint(const p1, p2, res: TxPoint): Boolean;

begin

  Result :=

    (abs(p2.xp1.x)>= abs(p2.xres.x) + abs(p1.xres.x)) and

    (abs(p2.yp1.y)>= abs(p2.yres.y) + abs(p1.yres.y));

end;

Практика показывает, что арифметический способ быстрее примерно в 3 раза. Когда-то я считал, что операции сравнения самые быстрые. Это давно уже не так.

Задача нахождения принадлежности точки P(x,y) отрезку, заданного двумя точками с координатами P1(x1, y1) и P2(x2, y2) подробно рассмотрена в отдельной статье.

Угол пересечения прямых

Угол пересечения прямых — это угол пересечения направляющих векторов. Т.е., взяв уже знакомые ранее точки p1 и p2, получим направляющий вектор V(p1,p2), и аналогично второй вектор M(p3,p4). В теории мы должны вычислить достаточно «затратную» функцию, с корнями, квадратами, дробями и арккосинусом.

Давайте не будем останавливаться на ней, она долгая, нудная и в нашем случае ненужная. Рассмотрим вектор:

Вектор из точки p1 в точку p2 с указанием расстояний по Y и X

Рис.4. Вектор V(p1,p2)

α — угол наклона вектора к оси X, который можно найти, как:

α = arctan (A1 / B1)

Где расстояния:

A1 = (y1 — y2)

B1 = (x2 — x1)

Что-то знакомое? Да это ни что иное, как коэффициенты в уравнении прямой от образованных фанатов. Может они и правы в своем испепеляющем фанатизме…

Одним словом, коэффициенты (расстояния) у нас уже есть по обеим прямым.

Пересекающиеся векторы

Рис.5. Пересекающиеся вектор V(p1,p2) и вектор M(p3,p4)

Судя по рисунку, угол между векторами, это сумма углов наклона векторов к оси X. Ммм… не совсем так, на самом деле это разность.

Пересекающиеся векторы

Рис.6. Пересекающиеся векторы в положительной Y

По рисунку явно видно, что угол между векторам это γ = (βα).

В предыдущем примере все правильно, просто знаки углов разные, т.к. находятся по разные стороны от оси X, а формула работает та же.

От теории к практике

Теперь в плане практического применения. Мне нужно точно знать, откуда, куда и в каком направлении этот угол. В теории, углом между прямыми считается наименьший из пары γ и (180-γ). Так вот, нам это не надо. Какой угол получится – такой нам и нужен.

Поэтому, под углом между векторами понимаем угол от вектора V(p1,p2) к вектору M(p3,p4). Если знак угла – отрицательный, понимаем, что он против часовой стрелки, иначе – по часовой стрелке.

Следует заметить, что, зная коэффициенты, для нахождения угла пересечения, координаты уже не нужны. Листинг таков:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

//**********************************************************

// Посчитать угол пересечения векторов по коэфф-ам А и B

//**********************************************************

function CalcCrossAngle(const a1,b1: Extended;

  const a2,b2: Extended): Extended;

var

  c1, c2: Extended;

begin

  c1 := ArcTan2(a1,b1);

  c2 := ArcTan2(a2,b2);

  Result := c2c1;

  if Result < pi then

    Result := 2*pi + Result;

  if Result > pi then

    Result := Result 2*pi;

end;

Тут ситуация с вертикальной прямой, т.е. когда теоретически происходит деление на ноль, явно не обрабатывается. Она корректно обрабатывается функцией ArcTan2, которая вернет в этом случае и знак, и 90 градусов.  

Пересечение перпендикулярных векторов с верным подсчетом особого "вертикального" случая.

Рис.7. Пересечение перпендикулярных векторов

Практика 2

В дополнение к функции нахождения точки пересечения, напишем «продвинутую» функцию, которая находит эту точку, определяет нахождение на каждом из отрезков, и определяет угол между направляющими векторами. Или же определяет, что прямые параллельны/совпадают.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

//**********************************************************

//  Тип пересечения прямых (p1,p2) и (p3,p4)

//**********************************************************

type

  TxCrossLineResult = (

    xclrEqual    = 32// эквивалентны

   ,xclrParallel = 16// параллельны

   ,xclrOk       = 0  // как минимум пересечение есть

   ,xclrFirst    = 1  // попадает в первый отрезок

   ,xclrSecond   = 2  // попадает во второй отрезок

   ,xclrBoth     = 3  // попадает в оба

   ,xclrPerpend  = 4  // перпендикулярны

   // можно найти по маске через AND, но для полноты картины

   ,xclrFirstP   = 5  // перпендикулярны и попадает в первый

   ,xclrSecondP  = 6  // перпендикулярны и попадает в второй

   ,xclrBothP    = 7  // перпендикулярны и попадает в оба

   );

//**********************************************************

//  Нахождение точки пересечения прямых (p1,p2) и (p3,p4)

//  Определяет параллельность, совпадение,

//  перпендикулярность, пересечение.

//  Определяет, каким отрезкам принадлежит.

//  Находит угол(рад.) от (p1,p2) к (p3,p4):

//    отрицательное значение – против часовой

//    положительное – по часовой

//**********************************************************

function CrossLines(const p1,p2,p3,p4: TxPoint;

  var res: TxPoint; var Angle: Extended): TxCrossLineResult;

const

  Prec = 0.0001;

var

  a1, a2: Extended;

  b1, b2: Extended;

  c1, c2: Extended;

  v: Extended;

begin

  Angle := 0;

  a1 := p2.y p1.y;

  a2 := p4.y p3.y;

  b1 := p1.x p2.x;

  b2 := p3.x p4.x;

  c1 := p2.x*p1.y p1.x*p2.y;

  c2 := p4.x*p3.y p3.x*p4.y;

  v := a1*b2 a2*b1;

  if abs(v) > Prec then

  begin

    Result := xclrOk;

    res.X := (c1*b2 c2*b1)/v;

    res.Y := (a1*c2 a2*c1)/v;

    if CheckCrossPoint(p1,p2,res) then

      Result := TxCrossLineResult(Integer(Result) +

        Integer(xclrFirst));

    if CheckCrossPoint(p3,p4,res) then

      Result := TxCrossLineResult(Integer(Result) +

        Integer(xclrSecond));

    if (abs(a1*a2 + b1*b2) < Prec) then

      Result := TxCrossLineResult(Integer(Result) +

        Integer(xclrPerpend));

    Angle := CalcCrossAngle(a1,b1,a2,b2);

  end else

  begin

    Result := xclrParallel;

    if ((abs(c1*b2 c2*b1) < Prec) and

       (abs(a1*c2 a2*c1) < Prec))

    then

      Result := xclrEqual;

  end;

end;

Исходники

Небольшие комментарии по интерфейсу.

Интерфейс программы

Рис.8. Интерфейс программы

Скачать (219 Кб): Исходники (Delphi XE 7-10)

Скачать (1.14 Мб): Исполняемый файл

При запуске генерируется случайным образом 4 точки, по две на прямую. Точки и отрезки можно перетаскивать мышкой. Также, слева присутствует панель, на которой можно ввести координаты точек или коэффициенты уравнения прямой. При нажатии «Enter» или когда элемент ввода теряет фокус, происходит перерасчет и перерисовка.

Внизу есть 4 кнопки переключения режимов отображения. Начиная со второй, помимо координат точки пересечений в верхнем левом углу будет отображаться текущий угол пересечения между направляющими векторами.

Если точка пересечений попадает в какой-либо из отрезков, соответствующий заголовок линии отрезка станет жирным. На рисунке это зеленая линия 2.

По умолчанию, рабочее поле системы координат имеет размерность [-10..10], которую можно изменить ползунком в нижнем правом углу.

Добавить комментарий