Как выбрать ракурс для фотографии
Скорректируйте композицию и преобразите снимки в программе ФотоМАСТЕР!
Для Windows 11, 10, 8, 7 и XP. Быстрая установка.
Значение ракурса при фотосъемке
Представьте ситуацию: два фотографа одновременно снимают модель, однако у одного она получается красавицей, а у другого — обычной и ничем не примечательной девушкой. Почему? Разгадка проста — разная точка съемки.
Первое фото снято неудачно снизу, модель выглядит напряженной.
На втором фото модель органично и естественно смотрится в кадре.
В этой статье расскажем, что такое ракурс и как обработать готовое изображение в программе для редактирования фото. Хотите узнать, как правильно компоновать кадр? Посмотрите короткий видеоурок:
Ракурс — что это такое
Сегодня под ракурсом в фотографии подразумевается точка съемки относительного предмета или объекта, который фиксируется фотокамерой. Например, автомобиль, припаркованный на дороге, можно снять сверху, снизу, сбоку и т.д. И в результате вы получите абсолютно разные фотографии. Отличия возникают именно из-за ракурса.
Классический снимок автомобиля
Если вдуматься в смысл определения, становится понятно, что постфактум ракурс не изменить — здесь не поможет никакая обработка. Поэтому так важно заранее планировать и искать красивые ракурсы для фото. Часто точка съемки выбирается интуитивно — фотографы просто отталкиваются от того, что необходимо зафиксировать на картинке.
Необычный кадр — точка съемки сбоку и немного снизу
Правильные ракурсы для фотография: советы и примеры
Часто интересные фотографии получаются в результате экспериментов — не бойтесь отходить от классической схемы съемки. Новый взгляд на привычные вещи позволяет создать шедевры. Присмотритесь, возможно, у вашей модели необыкновенно красивые волосы или глаза — значит, их стоит подчеркнуть с помощью правильной точки съемки.
Удачные ракурсы для фотографий позволяют акцентировать внимание на деталях
Нет времени на эксперименты? Воспользуйтесь советами ниже, позволяющими найти интересную точку съемки:
- Продумайте композицию.
- Помните о правиле золотого сечения.
- Акцентируйте внимание на направляющих линиях.
- Отделяйте объект от фона.
- Задавайте границы кадра с помощью других объектов или предметов.
Вам необходимо запечатлеть какой-то объект или предмет? Тогда пусть он будет доминировать в кадре. Добиться этого можно несколькими способами. Например, главный объект может занимать на фото больше всего места. Или можно подобрать простой фон, который не отвлекает внимание, позволяя сконцентрироваться на идее кадра. При первом взгляде на фотографию должно становится совершенно ясно, зачем и почему она сделана.
Ракурс в фотографии играет огромное значение — он задает композицию
Смысл в том, что картинка мысленно разделяется на три части по вертикали и на столько же по горизонтали. На пересечении линий лучше всего располагать главные объекты или предметы — так снимок получится наиболее гармоничным и цепляющим внимание. Чтобы понять суть, посмотрите на пример ниже:
Мухомор расположен в кадре с учетом правила золотого сечения
Так можно легко и непринужденно сконцентрировать внимание на главном объекте. К примеру, в качестве направляющей линии может выступать дорога, которая ведет к дому. Или лестница, фонарные столбы, деревья и подобное. Гармоничные линии на фото придают кадру законченность и архитектурность.
Четкие линии подчеркивают интересные ракурсы для фотографий
Многие забывают об этом правиле, а потом с удивлением смотрят на фотографий, где, например, у девушки из головы как будто растет дерево или торчит водосточная труба. Такие вещи надо замечать еще в процессе фотосессии, иначе неприятные сюрпризы станут вашими постоянными спутниками. Очень важно отделять модель или объект от заднего плана. Это не только поможет избежать конфузных ситуаций, но и сделает фотографии объемными и живыми.
Модель не должна выглядеть «приклеенной» к фону
Например, можно ограничить снимок деревом сбоку. Это позволит привлечь внимание к модели или архитектуре.
Дерево справа задает границы снимка
Разумеется, все советы носят рекомендательный характер. Часто фотографы интуитивно выбирают лучшие ракурсы для фотографий, не задумываясь о правилах. Однако знание теории в любом случаем не будет лишним.
Удачные ракурсы для фото людей
Приведем несколько примеров интересных и классических точек фотографирования:
- Съемка сверху.
- Нижний ракурс.
- Съемка на уровне глаз модели.
- Точка съемки на уровне земли.
- Верхний ракурс.
Все логично — фотокамера располагается над объектом. Добиться этого нетрудно, если фотографировать с лестницы или любого другого возвышения. Можно воспользоваться обычной палкой для селфи или квадрокоптером. Подобный стиль подходит, когда планируется фотосессия в платьях, в лесу или на берегу реки.
Фотографии с точкой съемки «сверху» смотрятся оригинально и интересно
Камеру располагают немного ниже модели. Для портретных фотосессий это не лучший вариант, так как можно некрасиво исказить черты лица. А если модель примет интересную позу, то можно сделать отличные фото в полный рост. Такая точка съемки позволит немного вытянуть фигуру, подчеркнув, например, длину ног и изящность девушки.
Расположите камеру чуть ниже модели
Классическая техника, сочетающаяся с портретными фото. Не нужно ничего изобретать, просто держите фотокамеру на уровне глаз снимаемого человека. Здесь главное помнить, что если вы фотографируете ребенка, лучше всего присесть.
Классическое фото — камера была расположена на уровне глаз модели
Очень интересная находка для фотографов — многие просто забывают о возможности снимать, практически лежа на земле. А ведь можно сделать по-настоящему уникальные кадры. Попробуйте! Главное, запастись подходящей одеждой, которую не жаль испачкать, если фотосессия проходит на природе.
Снимая с уровня земли, получится сделать подобные кадры
Фотоаппарат в данном случае держат над моделью, немного сверху. Однако здесь следует проявить осторожность — очень легко сделать человека приземистым и смешным. Многие новички снимают детей с высоты своего роста, а потом видят на фотографиях маленьких и веселых гномиков с короткими ножками. Подобный эффект возникает как раз из-за того, что фотограф забывает присесть на уровень роста ребенка. Иногда же съемка сверху специально используется для достижения какого-то художественного эффекта.
Снимая сверху, стоит проявить осторожность
Размышляете, как выбрать ракурс для фотографирования человека? Не останавливайтесь на одном варианте. Пробуйте разные техники! Искусство требует экспериментов, а некоторые фотографии, которые потрясли мир, были сделаны случайно. Анализируйте полученные результаты и вырабатывайте собственный стиль.
Как отредактировать готовое фото
Профессиональные фотографы и новички одинаково понимают, что даже самый удачный кадр нуждается последующей обработке. Для этого потребуется хороший софт. Попробуйте удобную программу ФотоМАСТЕР! С ней вы сможете:
- быстро заменить неподходящий фон на нужный;
- настроить яркость, контрастность и т.д.;
- добавить интересную подпись;
- кадрировать изображение;
- удалить дефекты или случайно попавшие в кадр объекты или предметы;
- сделать тонирование;
- наложить оригинальные фильтры.
Редактируйте свои снимки в ФотоМАСТЕРе
Скачайте фоторедактор с нашего сайта прямо сейчас и делайте ваши снимки совершенными! Подчеркивайте удачно выбранный ракурс и устраняйте мелкие дефекты, которых трудно избежать даже профессионалам.
Подводим итоги
Пользуясь нашими советами, как правильно выбрать ракурс для фотографии, вы легко получите прекрасные снимки. Экспериментируйте и осваивайте разные техники съемки, не боясь смотреть на окружающий мир под новым углом! Помните, что лучше фотографировать сериями — так вероятность поймать интересный момент гораздо выше. Обрабатывайте фото с помощью хорошего софта и верьте в свои силы!
Эти статьи могут вам понравиться:
#статьи
- 5 авг 2022
-
0
Ракурсы для фото
11 точек съёмки, благодаря которым можно сделать интересные кадры.
Кадр: фильм «Славные парни»
Всюду ищет великую красоту, работает над разумностью потребления.
Ракурс простыми словами — это вид на объект под определённым углом. Положение камеры относительно предмета или человека «выстраивает» композицию и акценты в кадре: что-то будет выглядеть важнее, а что-то незначительнее. Ракурс способен влиять на нарратив фотографии — делать её привлекательнее.
Ракурс — это творческий инструмент, а не правило и аксиома. Эксперименты с подбором новых точек — это то, что помогает креативно рассказать фотоисторию. Все виды ракурсов можно комбинировать: например, сочетать съёмку снизу и поворот камеры по диагонали. Если вы будете снимать одну сцену с разных положений, то сможете отточить технику и найти собственный стиль.
Точек в пространстве, из которых можно сделать красивую и интересную фотографию, бесконечно много. В этой статье мы расскажем об одиннадцати основных ракурсах с примерами:
- о пяти вариантах расположить камеру по высоте;
- о трёх способах сделать кадр под углом;
- о трёх точках съёмки с разным приближением.
Этот тип ракурсов определяет, на каком уровне фотограф держит камеру — выше, ниже или вровень с тем, что он снимает.
Как сделать снимок: нужно опустить камеру ниже предмета съёмки и направить объектив вверх, под углом. Если это фотография предмета, то ориентир — его центр или главная деталь, если лицо — глаза.
Что получится: главный элемент съёмки будет выглядеть меньше, а основная часть кадра будет занята другими, важными для фотографии, деталями.
Эффект: пейзаж на такой фотографии может выглядеть эпичнее, маленький предмет — значительнее, а человек — увереннее в себе.
Для чего подходит: это универсальный ракурс, который можно использовать для съёмки пейзажей, архитектуры и предметов. Однако с ним нужно работать аккуратно (важно помнить, что ракурс влияет на фото): например, на портрете, снятом снизу, подбородок может казаться тяжёлым, а на фотографии здания может быть некрасиво завалена перспектива.
Фото: Kinga Cichewicz / Unsplash
Как сделать снимок: фотограф с камерой должен опуститься на самую нижнюю точку из возможных и направить объектив вверх.
Что получится: объект съёмки будет выглядеть очень большим.
Эффект: на английском этот ракурс называется worm’s eye view — «взгляд червяка», и он показывает объекты и сцены с неожиданной точки. Люди очень редко видят окружающий мир с такого экстремально низкого ракурса.
Для чего подходит: для композиций, в которых есть явная вертикаль — плотная городская застройка, густой лес, стоящая группа людей. Портреты и предметы с этого ракурса могут выглядеть непонятно и пугающе.
Фото: SKYLAKE STUDIO / Unsplash
Как сделать снимок: необходимо приподнять камеру над тем, что снимаете, и направить объектив на это, вниз.
Что получится: объект съёмки будет выглядеть крупнее.
Эффект: по-другому этот ракурс называют «взгляд взрослого» — на таких фотографиях люди выглядят более беззащитными, а предметы — незначительными.
Для чего подходит: съёмка с верхней точки подходит для любых объектов и композиций. Однако в случае с портретами важно подбирать правильное положение: взгляд сверху может комически искажать пропорции.
Фото: Almos Bechtold / Unsplash
Как сделать снимок: поднять камеру высоко и направить объектив строго вниз.
Что получится: композиция будет выглядеть плоской, объекты — маленькими, а перспектива — широкой.
Эффект: снятые с этого ракурса кадры напоминают графику — линии и детали выглядят чёткими, будто прорисованы маркерами на бумаге.
Для чего подходит: с высоты снимают большие пространства — природные и городские пейзажи, а также массовые мероприятия — когда важно показать много людей.
При такой съёмке не обязательно использовать дрон и подниматься под облака: раскладку реквизита на столе тоже фотографируют с «птичьего» ракурса.
Фото: Liana Mikah / Unsplash
Как сделать снимок: нужно держать камеру ровно на уровне глаз человека или животного, а если это фото предмета — напротив его центра или основной части. Например, у цветка это будет бутон или соцветие.
Что получится: с этого ракурса объекты выглядят так, как люди привыкли их воспринимать, — не крупнее и не меньше.
Эффект: композиция будет выглядеть реалистично и казаться зрителю «доступной» и знакомой.
Для чего подходит: с этого ракурса чаще всего делают портреты, а также интерьерные снимки.
Прямой ракурс — стандартная и широко используемая точка съёмки, но и она может помочь сделать интересный кадр. Если фотографировать с уровня глаз то, что человек обычно так не наблюдает, — например, мышь или крону пальмы, — это может показать объект с неожиданной стороны.
Фото: Mehrnegar Dolatmand / Unsplash
Менять точку съёмки можно не только по вертикали, но и двигаясь вокруг объекта.
Как сделать снимок: необходимо расположить объектив камеры строго по центру композиции. При этом важно постараться максимально сохранить симметрию объекта или чтобы в кадр как можно меньше попадали боковые стороны.
Что получится: на фотографии будет видна только фронтальная сторона объекта, а остальные части останутся не видны или будут едва заметны.
Эффект: объект, снятый с центральной точки, будет казаться плоским и статичным, на таких фотографиях плохо считывается перспектива.
Для чего подходит: с центральной точки стоит фотографировать плоские или строго симметричные предметы — например, картины в галерее. Для пейзажей, портретов и архитектурной съёмки это не лучший выбор.
Фото: Alexander Andrews / Unsplash
Как сделать снимок: фотографу необходимо переместиться правее или левее снимаемого объекта и направить камеру к объекту съёмки по диагонали, под углом.
Что получится: объект будет выглядеть объёмным, а пространство приобретёт глубину.
Эффект: этот ракурс подчёркивает формы объекта, демонстрирует его масштаб и значимость, но не позволяет «давить» на зрителя.
Для чего подходит: с поворота в три четверти особенно хорошо получаются портреты, пейзажи и фотографии архитектуры.
Фото: Alex Perez / Unsplash
Как сделать снимок: фотографу нужно смотреть на объект строго сбоку.
Что получится: изображение будет выглядеть статично, контрастно и плоско.
Какой эффект даст: фотографии в профиль показывают объекты с той стороны, с которой обычно их не рассматривают. Это позволяет создавать характерные снимки.
Для чего подходит: с этой точки снимают портреты, в том числе в полный рост. А также фотографируют предметы для каталогов — например, ювелирные изделия.
Фото: Mika / Unsplash
Расстояние от объекта съёмки определяет, насколько подробно будет показан контекст вашего сюжета. Удалённость точки съёмки от объекта называют планом.
Как сделать снимок: фотографу нужно отойти от объекта на такое расстояние, чтобы в видоискателе было видно всю композицию полностью и вокруг неё в кадре оставалось свободное пространство. Важно обращать внимание на нижний край кадра: между ним и объектом съёмки должен быть «воздух».
Что получится: благодаря дальней точке съёмки фотография покажет не только объекты, но и окружающую их обстановку.
Эффект: фон и пространство на снимке с дальней точки дают сцене контекст — где находится объект, что делает и в каких отношениях с другими элементами находится. Это позволяет фотографии динамичнее и подробнее рассказать историю.
Для чего подходит: с расстояния фотографируют архитектуру, пейзажи, групповые портреты. А также крупные предметы — например, автомобили.
Фото: Duy Pham / Unsplash
Как сделать снимок: необходимо поместить в кадр и главный объект, и часть окружающей его сцены.
Что получится: объект, сфотографированный с такой дистанции, будет выглядеть крупно, но реалистично, и в кадр поместится его окружение, которое раскроет сюжет.
Эффект: средний план выглядит кинематографично и при этом жизненно. Основной объект кажется важным, а окружающая его обстановка придаёт кадру динамику и настроение.
Для чего подходит: со среднего расстояния получаются интересные снимки сцен, в которых видно взаимодействие людей друг с другом или с предметами. Так стоит фотографировать, например, танец новобрачных или керамиста за гончарным кругом.
Фото: Zoe Chen / Unsplash
Узнайте, как работают с планами, цветовыми решениями и детализацией кинорежиссёры и операторы, из этого материала.
Как сделать снимок: фотограф должен сильно приблизиться к объекту и сфокусироваться на том, чтобы отразить в кадре его часть или определённый элемент.
Что получится: детальное изображение, на котором объект или его часть будет выглядеть очень крупно.
Эффект: крупный план демонстрирует индивидуальные черты предмета или лица.
Для чего подходит: с близкого расстояния фотографируют предметы, чтобы показать интересные детали или текстуру. Для этих же целей крупный план используется и в каталожной съёмке.
Фото: Brittany Colette / Unsplash
Научитесь: Профессия Фотограф
Узнать больше
Грамотное определение точки съемки — одно из важнейших умений фотографа. Ее правильный выбор позволяет показать объект с наиболее выигрышной стороны, создать снимок, впечатляющий своей красотой и оригинальностью.
Важным этапом подготовки к фотосессии является определение оптимальной точки съемки — места установки фотоаппарата по отношению к запечатляемому объекту.
Этот момент предполагает определение расстояния до фотографируемого объекта, направления и высоты съемки.
Расстояние до снимаемого объекта
От выбора расстояния зависит масштаб итогового изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение.
Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.
Менять дистанцию можно как путем передвижения камеры, так и используя зум и различную оптику. Когда важно сделать акцент на главном объекте имеет смысл фотографировать с небольшого расстояния. Увеличение дистанции дает возможность включить в кадр окружающие главный объект элементы, получить общий план, на фоне которого цель съемки будет смотреться максимально выразительно.
Высокая точка съемки
Если же фотограф воспользуется какими-либо приспособлениями и поднимется выше, то видимая через объектив площадь существенно расширится и объектив захватит гораздо большее количество предметов. С относительно высокой точки сделан снимок ниже.
Мы видим перспективные линии, образованные берегами, которые сходятся вдали, линия горизонта, совпадающая с географическим горизонтом, проходит в верхней половине кадра. Кстати, а как будет меняться кадр, если фотограф при съемке сильнее наклонит объектив книзу?
- В кадр войдет больше объектов, которые находятся в ближних планах.
- Линия горизонта сильно поднимется или вообще выйдет за пределы кадра, т. е. весь кадр будет заполнен объектами, находящимися на земле.
Так сделан кадр ниже.
Если бы фотограф поднял объектив выше, то в кадр не вошли люди на переднем плане.
Таким образом, если требуется показать в кадре больше объектов съемки, расположенных в пространстве и чтобы они не перекрывали друг друга, то следует выбирать более высокую точку съемки.
Верхняя точка съемки всегда выигрышна, если требуется снять митинг, массовые спортивные выступления и т. д. Она также способствует наглядному показу какого-нибудь процесс: все детали выходят в плане и отчетливо видны зрителю.
Направление съемки
Важным талантом фотографа является умение выбирать направление съемки — ракурс. Если кое-какие недочеты позже можно исправить в редакторе, то плохой ракурс корректировке не подлежит.
Выбор ракурса — процесс творческий. Изменяя его, можно добиться неожиданных результатов, снимая привычные вещи. Так, например, невыразительная букашка при многократном увеличении превращается в инопланетное существо, а прямоугольное здание, благодаря ракурсу, можно снять в виде конической башни.
В портретной съемке рекомендуется выбирать ракурс, минимально искажающий модель. При съемке лица ось камеры должна располагаться на уровне глаз, погрудного портрета — на уровне рта, ростового — на уровне груди. Однако если не стоит цель передать детальное сходство с натурой, изменение точки съемки позволяет получить необычные снимки.
Меняя ракурс при съемке пейзажа, можно добиться разных эффектов:
- прямой угол позволит создать картину с уравновешенным пространством;
- диагональная съемка передает перспективную устремленность.
При обработке полученных кадров, перспективные искажения из-за наклонов следует убирать, чтобы ракурс не выглядел неестественным.
Как выбрать точку съемки
Фотография всегда начинается с выбора точки съемки. Обойдя объект со всех сторон, и посмотрев на него под разными углами, фотограф определяет ту точку, из которой объект съемки будет смотреться в наиболее выигрышном ракурсе. Чтобы сделать красивый, естественный кадр, необходимо иметь представление о том, как выбрать подходящую точку съемки в зависимости от конкретных условий. При этом фотограф должен еще и понимать, как глаз зрителя будет впоследствии воспринимать и анализировать сделанную им фотографию. Создание органичной, правильной композиции снимка невозможно без решения целого ряда задач, связанных с выбором точки съемки.
Точка съемки
При построении кадра фотографу приходится работать над композицией. Под композицией в фотографии понимают объединение всех элементов изобразительной формы, будь то цвет, тональность, линии или свет, для расположения их таким образом, чтобы снимок получился максимально четким, выразительным и в нем был полностью раскрыт замысел фотографа. Благодаря гармоничному размещению различных элементов в кадре и создается та стройная система, обеспечивающая снимку привлекательность и художественную выразительность. В хорошей композиции кадра нет лишних деталей, а все его основные элементы тесно увязаны друг с другом.
Понятие композиции пришло в фотографию из живописи, но там художник имеет возможность создавать композиционные решения произведения исключительно с помощью своего воображения. В отличие от художника, фотограф имеет дело лишь с окружающей его действительностью, в которой конкретное расположение элементов предопределено заранее. В этой связи одним из важнейших требований к построению хорошей композиции становится правильный выбор точки съемки, поскольку только она одна и определяет размещение всех элементов на картинной плоскости снимка. Исключение составляет, возможно, только постановочная или студийная фотография. Но и там фотограф вынужден определяться с наиболее выигрышным взаимным расположением камеры и объекта съемки.
Понятно, что любой объект можно сфотографировать с бесконечно большого количества точек. Но говоря о выборе точки съемки в фотографии, нужно отметить, что любая точка в пространстве определяется тремя ее координатами. Это означает, что фотограф, пытающийся найти оптимальную точку съемки, должен выбрать подходящее расстояние до объекта съемки, положение на плоскости (направление съемки) и высоту точку съемки.
Расстояние до объекта
Расстояние, с которого выполняется фотосъемка, существенным образом влияет на масштаб изображения. Не секрет, что чем дальше снимаемый объект от объектива фотоаппарата, тем меньше по своему масштабу будет картинка, и, наоборот, чем ближе фотограф располагается к снимаемому предмету, тем тот получится крупнее. Однако изменением дистанции, с которой ведется съемка, фотограф не только находит оптимальный масштаб будущего фотоизображения, но и отсеивает элементы, которые должны войти в снимок, путем определения границы кадра.
Таким образом, расстоянием от камеры до снимаемого объекта фотограф определяет ту часть изображения, которая наиболее полно отражает его творческий замысел. При этом все лишние детали остаются за границами кадра. Изменять дистанцию съемки фотограф может не только простым передвижением фотоаппарата относительно объекта, но и пользуясь зумом. Кроме того, применение различной оптики также позволяет изменять характер перспективы на снимке. Например, с помощью широкоугольного объектива фотограф может включить в границы кадра близко расположенные предметы и передать их на снимке в более крупном масштабе по сравнению с объектами, расположенными на заднем фоне.
Съемка с наименьшей дистанции позволяет акцентировать внимание зрителя на переднем плане. В этом случае получится крупное изображение объекта, указывающее на основную цель съемки, но при этом большая часть окружения объекта оказывается за пределами кадра. При очень близкой дистанции съемки возникает неприятный эффект, когда части объекта, находящиеся ближе к объективу камеры, изображаются очень крупными, а расположенные вдали — чрезмерно мелкими. При съемке с дальней дистанции фотограф получает общий план, на котором главный объект съемки может получиться слишком мелким, он просто не будет выделяться на общем фоне.
Направление съемки (ракурс)
Следующая пространственная координата при выборе точки съемки – это направление съемки или ракурс, который характеризует положение объекта съемки относительно объектива фотоаппарата. Выбором направления съемки фотограф определяет расположение в кадре каждого из элементов. С помощью того или иного ракурса он может показать в кадре определенную сторону объекта, его общий план или конкретные детали.
В зависимости от выбранного направления съемки различают фронтальную и диагональную композицию. Фронтальная композиция используется, главным образом, в портретной фотографии, при архитектурной или технической съемке. При фронтальной композиции все объекты, размещающиеся в центре кадра, видны только с одной стороны. В результате, снимаемые объекты выглядят в кадре статично, неподвижно, в самом фотоизображении не чувствуется глубина пространства. Но уже при небольшом смещении объектива камеры от центрального положения в ту или иную сторону, становится видимой не только передняя, но и боковая сторона объекта, вследствие чего изображение приобретает необходимую глубину.
Поэтому гораздо более интересные снимки получаются при так называемой диагональной композиции, характеризующейся довольно большим смещением точки съемки от ее центрального положения. Снимки с диагональной композицией кадра отличаются динамичностью, свежестью. По этой причине диагональная композиция часто используется фотографами, в частности, при спортивных съемках, когда нужно вызвать у зрителя иллюзию движения. Выбор ракурса – это, безусловно, творческий процесс. Архитектурная достопримечательность, которую уже тысячи раз фотографировали, может вдруг приобрести на снимке оригинальный, эффектный вид, если фотограф сможет найти необычный ракурс.
Высота точки съемки
Последняя координата, определяющая выбор точки съемки – это высота. Здесь в зависимости от положения по вертикали выделяют нормальную, нижнюю и верхнюю точки съемки:
— Нормальная точка съемки
Нормальной точкой съемки считается точка, располагающаяся на уровне глаз человека. С этой высоты предметы, находящиеся выше человеческого роста, мы видим снизу, а размещающиеся ниже, соответственно, сверху. Такой взгляд на окружающий мир для нас более привычен и естественен, поэтому большинство фотоснимков делается как раз с нормальной точки съемки. Также съемка с центрально расположенных точек с высоты на уровне глаз человека позволяет придать изображению симметричность. Но стоит лишь немного отклонить камеру по высоте от нормальной, как сразу же существенным образом изменится вся композиция кадра.
— Низкая точка съемки
Низкая точка съемки используется тогда, когда объекту съемки требуется придать монументальность и величественность, создать впечатление большего размера архитектурного сооружения. Особенно это актуально при применении широкоугольных объективов. Поскольку линия горизонта при использовании нижней точки съемки резко опускается, то на фотографии можно получить изображение массивных объектов на фоне неба. Это позволяет добавить снимку глубины сюжета и художественной выразительности. Однако злоупотребление низкой точкой съемки приводит к тому, что многие формы и линии начинают сильно искажаться в далеко не лучшую сторону.
— Высокая точка съемки
Высокая точка съемки позволяет передать на изображении большое пространство. Снимки, полученные с помощью высокой точки съемки, поражают своей масштабностью и панорамностью. Если на снимке фотографу требуется показать как можно больше близко расположенных друг другу объектов в пространстве, то лучше выбрать именно высокую точку съемки. С высокого берега можно снять озера или реку, а с высоты птичьего полета – огромные пространства с уличными кварталами, дорогами или поселками. Также высокая точка съемки отлично подходит для фотографирования массовых демонстраций, парадов и митингов. В тоже время при использовании такой точки съемки значимость каждого отдельного объекта на картинке приуменьшается. Съемка с очень большой высоты или с воздуха вообще превращает снимаемые объекты в детские игрушки на фотографии.
Стоит отметить, что фотосъемки с очень низких или очень высоких точек позволяют зачастую добиться действительно необычных эффектов. Они называются ракурсными и довольно широко применяются для создания выразительных, оригинальных фотографий.
Выбор точки съемки при съемке пейзажа, портрета и архитектуры
При пейзажной съемке важным моментом является оптимальный выбор высоты, с которой фотограф намеревается запечатлеть то или иное пространство. В тех случаях, когда фоном для здания или природных окрестностей становится небо, часто используется низкая точка съемки. Она позволяет отразить на фотографии красивое грозовое небо или пушистые, белые облака на голубом фоне, что придает всей сцене определенное настроение. Однако если небо в момент съемки выглядит не слишком выразительно, например, в унылую, пасмурную погоду, и не имеет такого богатства красок, то от нижней точки съемки лучше отказаться.
Высокая точка съемки позволяет фотографу-пейзажисту передать общий план, большую протяженность объекта. Выбирая точку съемки, необходимо помнить и о расположении линии горизонта в кадре. Она не должна проходить строго через центр снимка, чтобы снимок не разграничивался на две равные половины. То есть следует избегать деления кадра линией горизонта точно пополам – вместо этого лучше располагать ее выше или ниже середины кадра. Линия горизонта, расположенная ниже середины кадра, оптимально подходит для снимков, в которых в виде фона присутствует небо. В свою очередь, линия горизонта выше середины кадра позволяет подчеркнуть некоторую ограниченность и замкнутость пространства.
При съемке архитектуры фотограф имеет дело со статичным объектом, поэтому для того, чтобы сделать какой-либо интересный, привлекательный кадр, требуется найти свежее решение. Выбрать необычный ракурс и точку съемки, взглянув объективом фотоаппарата на привычные очертания архитектурного сооружения по-новому. Например, воспользовавшись широкоугольным объективом и подойдя к зданию поближе, можно придать фотографии дополнительную динамичность, а также подчеркнуть конкретные особенности конструкции.
Диагональная композиция дает возможность оживить статичное фотоизображение, использовать сильно выраженную перспективу. При снимке зданий фотографы достаточно часто прибегают к таким приемам, как съемка с далекого расстояния, подчеркивающая глубину пространства, и съемка с угла таким образом, чтобы открыть взгляду зрителя сразу две плоскости стен. Важную роль при выборе точки съемки играет и освещение. Необходимо выбрать такой ракурс и такую точку съемки, при которой свет на здание падал бы под углом, дополнительно акцентируя внимание на украшающих здание деталях. Использование при архитектурной съемке верхнего ракурса в некоторых случаях позволяет добавить снимку оттенки романтического настроения.
При портретной съемке камеру, как правило, приближают ближе к объекту, чтобы получить как можно более крупное изображение и передать на снимке выразительность отдельных черт лица. При фотографировании людей обычно объектив фотоаппарата размещают на уровень снимаемого объекта. Любая другая точка съемки будет неоправданно низкой или высокой. Съемка с очень близкого расстояния, когда все ненужные детали отбрасываются, в частности, широко используется для передачи выразительности глаз. Однако здесь нужно быть внимательным, поскольку фотографирование с чрезмерно близкого расстояния приводит к тому, что пропорции снимаемого человека резко искажаются.
Выбор точки съемки играет определяющую роль для создания композиции кадра, непосредственно влияя на художественную выразительность снимка и воплощение творческого замысла фотографа. Поэтому любителям фотографии имеет смысл потренироваться и поэкспериментировать с выбором точки съемки, используя какой-либо статический сюжет. Оценивая обстановку и не спеша выбирая подходящую точку съемки, можно на практике изучить, как влияют те или иные изменения направления, высоты и дистанции съемки на композицию кадра. Идеальная точка съемки не должна портить сюжетную линию, а, наоборот, должна способствовать улучшению композиции снимка и передаче замысла фотографа.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
Низкая точка съемки
Низкая точка съемки имеет свои достоинства. Если фотограф опустит фотоаппарат к земле, то наблюдаемая площадь станет более ограниченной. Объекты будут в этом случае смотреться снизу. Линия горизонта сильно опустится, и верхние части объектов съемки зритель будет видеть на фоне неба. Эти объекты будут казаться более массивными, более высокими. Даже трава и колосья при низкой точке съемки нальются тяжестью и станут массивнее.
Низкую точку съемки фотографы используют достаточно редко, хотя в ряде случаев она позволяет придать снимку художественную выразительность. Следует помнить, что злоупотребление низкой точкой съемки может привести к нарушению представления о действительности, особенно если объектив широкоугольный и объект съемки находится близко к фотографу. Пример такого снимка вы можете видеть ниже.
На снимке ботинки солдат на переднем плане подчинили себе все остальное.
P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
Нижняя точка съёмки
Нижняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне колен и/или ниже. Из преимуществ необходимо выделить возможность красиво показать ноги модели, так как эта позиция позволяет значительно удлинить их. Но стоит учитывать, что этот способ не только увеличивает длину ног, но, порой, делает их гораздо шире, а корпус и голова модели при этом уменьшаются. То есть недостатки подобных съёмок состоят в возможном утолщении ног и бёдер, увеличении подбородка и ноздрей носа, уменьшении корпуса и головы. Учитывая эти особенности, Вы можете попробовать снять модель сбоку или сзади. Схематически изображение такого вида съёмки можно представить как треугольник. Такую позицию, как правило, используют для ростовых портретов или для съёмки в стиле арт. Итак, существует три основных позиции высоты фотосъёмки: верхняя, средняя и нижняя. Главное помнить, что с помощью каждой из них создаются фотографии, которые должны нести в себе определённый смысл и гармонию.
Регулировка такого параметра, как высота точки фотосъёмки позволяет согласно задумке фотографа исказить до нужного уровня, в том числе, и пространство. При этом необходимо обязательно учитывать тип Вашего объектива, так как разные объективы обладают своей степенью искажения. Съёмка с уклоном вверх или вниз позволяет изменять вид предметов, направление вертикальных линий, варьировать линией горизонта относительно расположения объектов и прочее.
VIDEO-SAM.RU
При съемке фото и видео одним из важнейших моментов является выбор правильной точки съемки. То есть, речь идет о месте, в котором нужно установить камеру, чтобы показать снимаемый объект в соответствии с замыслом съемки. При выборе точки съемки нужно учитывать, что именно вы хотите показать зрителям, какова ваша цель: показать конкретный объект, или действие, или пейзаж и т.д. В зависимости от этого положение камеры может кардинально меняться.
Необходимо, чтобы зрителю было ясно, что именно привлекло внимание фотографа или оператора, с какой целью делается данный снимок или видео. Главное достоинство снимка — это выразительность. Снимок будет выразительным, живым, если оператору удалось убедительно и точно передать характер человека, смысл происходящего события, настроение, создаваемое пейзажем, особенность снимаемого здания и т.д. Именно эти характеры и настроения можно выразить и подчеркнуть в кадре при правильном выборе точки съемки. Возьмем направление съемки. Допустим, вы снимаете улицу и здания на ней. Если вы встанете на одной стороне улицы и будете снимать противоположную, то весь кадр будет занят одним зданием, которое, к тому же, будет выглядеть плоским, не имеюшим объема. Если изменить направление съемки и направить объектив камеры вдоль улицы, то здание на переднем плане получит объем, а кроме того, мы получим перспективу, запечатлим не одно, а целый ряд зданий — т.е. улицу.
Слудеющий пример: вы снимаете какое-то массовое событие, например, демонстрацию. Если вы хотите показать настроение людей, эмоции, детали, нужно снять крупные и средние планы людей, т.е. съемка должна вестись с тротуара. Если же ваша задача показать массовость данного события, нужно вести съемку с более высокой точки, например, с балкона дома. В этом случае будет показана широкая перспектива, и зритель увидит не отдельных людей, а улицу, заполненную народом, уходящую вдаль. В этом случае акцент делается не на настроении действуюших лиц, а на массовости.
При выборе точки съемки опираются на три основные составляюшие: направление съемки, расстояние до снимаемого объекта и высота точки съемки. Эти три аспекта подробно рассматриваются в книге Л.Дыко «Фотография, ее техника и искусство». Книга выпущена давно, но материалы ее остаются актуальны, причем не только для фото, но и для видеосъемки. Начинающий фотограф очень часто располагает камеру прямо напротив снимаемого объекта. Это объясняется желанием поместить его в центре кадра, акцентировать на нем внимание, чтобы все остальное осталось за рамкой кадра. Такие снимки обычно получаются скучными и неинтересными, являются просто репродукцией объекта съемки, не имеют выразительности. Вот пример примитивной фронтальной композиции:
Фотография выглядит плоской, совершенно не имеющей объема. Почему так получается?
При расположении камеры прямо напротив объекта съемки получается, что все расположенное в центре кадра и вблизи него, зритель видит только с одной фронтальной стороны, а боковые стороны либо не видны совсем, либо едва заметны. На данном снимке практически нет линий, направленных от переднего плана в глубину, все линии идут параллельно границам кадра. Вдобавок здание занимает почти весь кадр, пространство и глубина в снимке отсутствуют, в результате изображение получается совершенно плоским. В результате непродуманного использования центральной точки съемки композиция получилась примитивной, плохо передан объем, отсутствует глубина пространства. Приведенное фото показывает пример неудачного использования центральной точки съемки, но это совсем не означает, что так снимать нельзя в принципе. Фронтальная съемка часто используется при решении конкретной изобразительной задачи, стоящей перед фотографом. Например, центральная точка съемки может быть сознательно выбрана при съемке объекта с симметричными частями, если снимающий желает подчеркнуть эту особенность объекта. Программы и инструменты для создания видео
Композиция кадра Настройка баланса белого в видеокамере
Форма подписки
для получения видеоуроков и полезных материалов по работе с видео
Ваше имя
Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Выбор координат точки съёмки
Практически весь линейный рисунок фотоснимка зависит от выбора координат точки съёмки. Рассмотрим влияние расстояния точки съёмки до снимаемого объекта. В первую очередь оно определяет, какой участок пространства войдёт в кадр. При съёмке с отдалённой точки, как правило, стоит цель съёмки общим планом. Общий план, не акцентируя внимания на частностях, показывает большие пространства (пейзажная съёмка), грандиозность происходящих действий (открытие олимпийских игр), массовость происходящего и так далее. Для съёмки общим планом очень удобна завышенная точка съёмки. При этом кадр может быть как вертикальным (улица, заполненная демонстрантами), так и горизонтальным (площадь, заполненная митингующими). Приближение точки съёмки уменьшает пространство на изображении и позволяет расчленить композицию на элементы главные и второстепенные. Такой план изображения называют средним. На нём чётко изображено что, где и когда происходит, то есть объект или событие, что является главным в кадре, к тому же достаточно хорошо «прочитывается» фон, который даёт дополнительную информацию о происходящем. Средний план наиболее характерен для репортажной, жанровой съёмок, возможен и для съёмки портрета, когда фон используют как активный элемент композиции. Дальнейшее приближение точки съёмки приводит к крупному плану. В этом случае изображаемый объект занимает большую часть кадра, а фон практически неинформативен. Примером крупного плана может служить съёмка погрудного портрета на абстрактном (беспредметном) фоне. Всё внимание в таком кадре на лицо портретируемого, а фон лишь тональное пятно, гармонично вплетающееся в общее тональное решение портрета и обозначающее воздушную среду, вокруг модели. Крупный план часто используют и для съёмки натюрморта. Сверхкрупный план или фрагмент — это «жёсткое» кадрирование, где изображается лишь часть объекта. Такое кадрирование целесообразно в том случае, когда эта часть, будучи очень выразительной, может охарактеризовать объект в целом. Примером такой съёмки может служить фрагментарный портрет, или фрагмент здания, через особенность формы которого раскрывается стилистическая особенность его архитектуры. Фрагментарная съёмка имеет самостоятельное эстетическое значение, подробно об этом можно прочитать в книге «Поэтика фотографии» В.И. Михалковича и В.Т. Стигнеева, издательство «Искусство», 1990 год, стр. 180-198. Таким образом, выбор расстояния точки съёмки определяет крупность плана изображения от общего до сверхкрупного. Окружающий нас мир мы видим с высоты своего роста. Учитывая документальность фотоискусства, воспроизведение этого мира должно производится именно с этой высоты. Для получения достоверной, узнаваемой картины без искажения форм съёмку производят с высоты человеческого роста без уклона фотоаппарата. Такую высоту точки съёмки называют средней или нормальной. Условность этого определения очевидна. При съёмке ребёнка с высоты взрослого человека уклон фотоаппарата сверху вниз неизбежен, а, следовательно, по отношению к ребёнку это будет верхняя точка съёмки. Поэтому правильнее было бы говорить о расположении фотоаппарата по отношению к объекту съёмки. Перпендикулярность оптической оси к плоскости изображаемого предмета (съёмка без уклона фотоаппарата), расположение аппарата по высоте, соответствующее геометрическому центру объекта изображения можно назвать средней или нормальной точкой съёмки. При съёмке на натуре нормальная точка съёмки приведёт к тому, что линия горизонта будет располагаться вблизи горизонтальной оси симметрии кадра, т.е. практически разделит его пополам на тёмную землю и светлое небо. Это, в свою очередь, может разрушить целостность композиции кадра. Линия горизонта может быть смещена от геометрического центра кадра за счёт завышения или занижения точки съёмки. В пейзажной фотографии считается целесообразным верхний или нижний горизонт располагать по «золотому сечению» плоскости. Правило «золотого сечения»: «Золотым сечением» называют такое членение линии, плоскости, объема при котором справедливо равенство отношения большего к меньшему, как целого к большему, что в цифрах составляет 0,382:0,618. Рассмотрим на конкретных примерах влияние высоты точки съёмки на композицию кадра. При съёмке с нормальной точки (с уровня глаз стоящего человека (см. рис. 1), вырисовывается реалистичная, максимально приближенная к действительности картина. Такой её увидит каждый, попавший в эти места. Задача фотографа состояла лишь в формировании линейных форм кадра — расположения границ, соотношение переднего плана и фона. В данном случае кадр удался благодаря введению на передний план маленькой полоски моря и небольших участков неба в левом и правом углах кадра. Именно эти участки сделали снимок «живым» и пространственным, несмотря на достаточно простую центральную композицию. рис 1 При съёмке снизу (рис. 2), башня старинной венецианской крепости в проекции на фоне неба становится величественной и монументальной. В этой проекции она приобретает мощь и неприступность, взмывая вверх пустыми глазницами своих окон. И вновь передний план позволил обозначить пространство в кадре. рис. 2 В проекции на горизонтальную плоскость (рис. 3) величественность башни исчезла, она выглядит не столь внушительно, как на рис. 2, она как бы прижимается к воде той бухты, которую предназначена охранять. Рассмотренный пример наглядно показывает сколь велико влияние высоты точки съёмки и на линейный рисунок кадра, и на его содержание.
|
|
рис. 3 | рис. 4 |
На рис. 4 сфотографирована одна и та же старинная церковь. Чем же отличаются эти снимки? По ним наглядно можно проследить поиск фотографом оптимального направления съёмки. Во всех случаях это боковое направление, чётко обозначившее объём (две плоскости уходят вглубь пространства по закону линейной перспективы). Отличие же снимков во взаимном расположении на плоскости колокольни, креста на куполе и верхушек деревьев на заднем плане. Автор счёл, что крайний левый вариант наиболее приемлем. Сравните все три снимки и постарайтесь сделать вывод о влиянии направления съёмки не только на решение вопроса пространственности, но и взаимного расположения элементов композиции на плоскости кадра. В боковых проекциях возможно описание объёма и пространства (рис. 5). При фронтальном направлении съёмки практически отсутствуют линии, направленные вглубь кадра, весь линейный строй снимка основан на линиях параллельных границам кадра (рис. 6).
Ключевым элементом этой композиции является ритмический ряд переднего плана, успешно поддержанный белыми арками верхнего левого угла снимка. Снимок достаточно выразительный, но надо понимать, что фронтальное направление съёмки это «плоские», лишённые признаков линейной перспективы кадры. Они имеют право на существование чаще всего в симметричных композициях. Съемка в боковых проекциях, чаще всего дает асимметричные композиции. Традиционно принято съёмку с отдалённой точки связывать с общим планом. На общем плане мы наблюдаем большие пространства, ширь, простор, протяжённость в глубину (рис. 7 и 8). Снимок (рис. 7) выполнен с нормальной точки съёмки. Пространственность подчёркивается решёткой переднего плана и линией Карлова моста. Чаще, общий план снимают сверху (рис. 8), это позволяет на фоне больших горизонтальных пространств показать их протяжённость и глубину, при этом линия горизонта в кадре уходит вверх.
Наш пример (рис. выполнен еще и с косиной горизонта. Желательно эту линию показывать, именно она и обозначает «конечность» горизонтальной плоскости. Отсутствие этой линии чаще всего обедняет композицию кадра. На рис. 9 и 10 точка съёмки приближена, что привело к съёмке средним планом
На снимках достаточно чётко обозначен главный объект изображения (композиционный центр кадра) и окружающая его среда. Это съёмка конкретных объектов (разрушенная колонна, деревце у ограды) на фоне, дающем достаточную информацию об окружающем мире. Приближение точки съёмки к объекту съёмки приводит к получению крупного плана (рис. 11). В кадре один объект изображения, чёрный, беспредметный фон, хорошо подчёркивающий тему старости и полное отсутствие отвлекающих элементов композиции. Крупный план позволяет пристально всматриваться в объект съёмки, не отвлекаясь на другое. Ещё более приближенная точка съёмки показывает часть целого (фрагмент). На рис. 12 достаточно хорошо видны возможности фрагментарной съёмки, когда часть целого достаточно выразительно показывает всё целое. Фрагментарная съёмка возможна в различных жанрах, но чаще всего применяется при съёмке архитектуры. Она делает композицию как бы развивающейся за границы кадра. рис. 12
Ракурсом в фотографии называют позицию фотоаппарата по отношению к сюжету съемки. И когда вы будете практиковаться, вы заметите, какое влияние оказывает эта позиция на общую композицию снимка. Запомните: эксперементируя с ракурсом, мы, фотографы, способны усиливать объект фотографии.
Уметь подбирать красивые ракурсы для фотографий – это, пожалуй, самый главный талант фотографа. Если недоэкспонсированность кадра можно поправить в редакторе при пост-обработке, то вот ужасный ракурс вы уже не исправите.
Ракурс и точка съемки в фотографии отображают ваше видение на сюжет. И единственное различие между точкой и ракурсом заключается в том, что при выборе точки съемки геометрические очертания объекта не изменяется.
Введение
С французского raccource переводится как «укороченный», «сокращенный». Иными словами, при изменении ракурса некоторые линии так же изменяются и сокращаются, так и получается интересная перспектива. Это очень распространенный прием, когда фотограф с помощью необычного ракурса для фотографии слегка искажает очертания объектов, но пользоваться таким приемом следует осторожно, ибо он может как усилить впечатление от объекта съемки, так и испортить его.
Точка съемки и композиция снимка
Выбирая точку съемки, не стоит забывать о том, какое влияние она оказывает на композицию и художественность фотографии. Для того чтобы более успешно раскрыть задуманный сюжет и смысл содержания снимка, вам стоит относиться к выбору точки съемки со всей ответственностью, а не просто щелкать направо и налево.
У фотографа довольно много различных задач, которые необходимо решить во время съемки. Одна из таких задач – это композиция в фотографии. Вообще данное понятие заключает в себе идеальное сочетание всех элементов: мы смотрим на линейное, световое, тональное построение кадра, а также на общий колорит снимка.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеописанных элементов, фотограф способен создать систему, которая добавит фотографии художественной выразительности, а она, в свою очередь, вызовет интерес у зрителя.
Предлагаем вам пример того, когда фотография сделана без тщательного подбора точки съемки, когда снимок был сделан бездумно, будто для протокола.
Такого рода фотоснимки никак не могут претендовать на титул «красивое фото», они не обладают высокохудожественной ценностью, а лишь вызывают некоторое раздражение. В хорошо скомпанованном кадре нет места лишним деталям – здесь все тесно связанно друг с другом и расположено в нужных точках плоскости. В фотографическом искусстве имеется целый свод правил и различных требований, руководствуясь которыми, можно создать хорошую композицию. Отдельные правила даже имеют статус закона.
Но законы композиции – это достаточно важный и обширный вопрос, изложение которого, увы и ах, не входит в задачу этой статьи и требует отдельного рассмотрения. Если вы хотите узнать поподробней о композиции, вы можете прочитать об этом здесь.
Ракурсы для фотографий
- Съемка на уровне. Когда положение фотоаппарата находится на одном уровне с объектом съемки. Такой ракурс считается нейтральным и естественным.Нижний ракурс. При таком ракурсе фотоаппарат располагается чуть ниже субъекта/объекта фотосъемки. С помощью такого расположения камеры вы сможете визуально приподнять субъект в кадре или же увеличить его размер и значимость. Но при портретной съемке такой ракурс лучше не использовать, иначе вы получите весьма комичное лицо с огромной шеей и подбородком.
- Верхний ракурс. Понятное дело, что при этом ракурсе ваша камера должна находиться над объектом съемки. Конечно, значение объекта в кадре разительно уменьшается, но зато герой снимка становится маленьким и забавным.
- На уровне земли. В данном случае фотоаппарат находится практически на земле. Для людей, конечно же, это редкая точка зрения, и потому фотография с таким ракурсом переносит зрителя в совершенно иной мир. Такой ракурс идеален для тех случаев, когда вам необходимо вдохнуть жизнь в неодушевленный предмет.
- Съемка сверху. Выбирая правильный ракурс для фотографий попробуйте сфотографировать задуманный сюжет сверху, так, чтобы камера находилась перпендикулярно той плоскости, где располагается объект. При такой съемке перспектива «сходит на нет», и тогда становиться любопытно сравнивать настоящие размеры различных объектов снимка.
Теперь вы видите, что ракурс напрямую зависит от высоты точки съемки.
Ракурсы для портретной съемки
Успех портретной фотографии в большей степени зависит от хорошего ракурса. И потому для различных типов лица необходимо подбирать индивидуальные акценты.
- Верхний ракурс(когда камера располагается чуть выше уровня глаз модели) делает больший акцент на лице, нежели на фигуре. Такая точка съемки идеальна при фотографировании полных людей: на снимках они будут казаться стройнее. Однако иллюзию стройности любят и модели обычного телосложения, так что данный ракурс отлично подходит для любой ситуации.
- Используя нижний ракурс (камера располагается ниже уровня глаз, а иногда и подбородка) вы создаете визуальную иллюзию того, что человек на снимке гораздо выше, чем в жизни. Это, безусловно, придает герою фотосессии значимости, но многим моделям такой ракурс совсем не к лицу. Во-первых, из-за того, что при фотографировании видны ноздри, а также их содержимое, и во-вторых, такой ракурс дает и комический эффект, когда лицо модели кажется меньше по отношению ко всему телу, да и фигура выглядит непропорциональной.
- Снимая групповой портрет, располагайте камеру чуть ниже или на уровне глаз героев съемки. Благодаря этому, вы сможете уберечь кадр от искажений, а пропорции человеческих фигур останутся неизменны.
- Для того чтобы удачно сфотографировать пару или одиночный портрет размещайте камеру на уровне глаз портретируемых, или немножко выше.
Надеемся, что наша статья оказалась вам полезна и теперь вы знаете, как выбрать ракурс для фотографии. Запишитесь на онлайн-курс обучения фотографии.
Утренний вид на гору Трифан и долину Огвен осенью. Sony A7R III, 16-35mm, 5с при f/13, ISO 100. Снимок: James Abbot
В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки. Всегда хорошо, когда можно запечатлеть любимое место в красивом освещении, но дальние путешествия откроют возможность не только расширить портфолио, но и получить заряд творческой энергии.
В мире полно известных мест, и некоторые из них настолько кишат туристами, что вам вряд ли получится найти подходящее время, когда можно будет спокойно пофотографировать. Одна из таких достопримечательностей – одинокое дерево на озере Ллин Падарн, расположенного неподалеку от деревни Лланберис, Уэльс. Обычным утром во время восхода солнца там можно заметить от 4 до 20 фотографов, выстроившихся в цепочку вдоль берега. Одна из причин – действительно красивый утренний вид, но тот факт, что машину можно припарковать в 30 секундах ходьбы от берега, пожалуй, тоже имеет значительное влияние на популярность этого места.
Одинокое дерево на озере Ллин Падарн. Снимок: James Abbot
Поиск мест
Благодаря интернету и социальным сетям, где фотографы делятся своими работами, поиск как известных, так и менее знакомых массам мест сейчас проще, чем когда-либо. Самый простой способ найти новые локации для съемки – просто поискать в интернете; вы найдете блоги и различные сайты на подобие ShotHotspot, где пользователи сами помечают интересные координаты.
Еще один вариант – поискать фотографии по определенному региону. Вы не обязательно увидите красивые снимки, но сможете получить немного вдохновения и найдете ссылки на полезные сайты.
С ростом популярности фотографии появляется всё больше путеводителей по разным странам и конкретным регионам. Если вы хотите исследовать Великобританию с камерой в руках, издатель fotoVUE и фотограф Ellen Bowness, чьи книги публикуют Long Valley Books, делают одни из лучших путеводителей, которые станут отличной стартовой точкой.
Если вы увидели интересное место в книге, на сайте или в поисковике, можете быть уверены, что вы не первый человек, нашедший его. Поэтому, если хотите запечатлеть еще более уникальные виды, единственный способ это сделать – просто отправиться на прогулку по местности с интересующим вас ландшафтом.
Известные места можно использовать в качестве стартовой точки, но старайтесь всё же сойти с натоптанной тропы. И не забывайте оглядываться по сторонам – бывает, что лучший кадр ждет вас в обратном направлении. Также иногда срабатывает простая удача и советы знающих людей.
Один из самых простых аспектов пейзажной фотографии – найти место, куда вы хотите пойти, в путеводителях, на картах или профильных сайтах. Однако, дойти до нужного места зачастую гораздо труднее, особенно если вы торопитесь успеть до восхода или захода солнца.
Путеводители для фотографов предоставляют детальные направления, пользуясь которыми вы должны без проблем найти, где же находится то или иное место. Однако, в темное время суток, особенно до восхода солнца, бывает сложно определить ключевые точки маршрута и успешно ориентироваться по одному только путеводителю. Так как же убедиться, что вы на правильном пути?
Камни в национальном парке Йоркшир-Дейлс на фоне заката. Снимок: James Abbott
Ориентация по местности
Лучший способ изучить маршрут к спрятанному месту – это сделать дневную вылазку прежде, чем идти фотографировать. Таким образом, вы будете четко всё видеть и легче изучите маршрут. Конечно, это не всегда возможно из-за ограничений по времени, поэтому можете просто выйти пораньше, хоть и так сохранится риск не успеть до нужного времени.
Очень важно заранее спланировать маршрут на бумажной или электронной карте, чтобы иметь хоть какое-то представление о том, куда вы отправляетесь и какой дорогой туда добираться. Еще лучшим вариантом будет помимо планирования маршрута взять с собой бумажную карту, смартфон с картографическим приложением или отдельный GPS-навигатор. Главное – убедитесь, что скачали оффлайн-карты, если пользуетесь приложением для смартфона на подобие OS Maps Premium или ViewRanger, чтобы иметь возможность продолжить путешествие даже без соединения с интернетом.
Вооружившись нужными приложениями и гаджетами, вы можете спланировать маршрут прямо перед выходом, а затем использовать отслеживание GPS-координат, чтобы определить свое положение на заданном пути. В качестве альтернативы можно скачать для нужного места специальный GPX-файл с сайтов, посвященных пешему туризму. В этом файле содержится записанный или созданный маршрут, который можно загрузить в приложение или GPS-навигатор.
Вид на холмы Fairy Glen неподалеку от деревни Betws-y-Coed, Сноудония. Снимок: James Abbot.
Полезные приложения для пейзажных фотографов
- The Photographer’s Ephemeris. Это приложение работает на основе Google Карт и используется для планирования фотосессий, а также имеет функцию отображения положения солнца относительно любой точки на планете. PhotoPills работает по похожему принципу, но имеет более широкий функционал и запутанный интерфейс.
- Met Office. Одно из немногих погодных приложений, которое позволяет спланировать фотосессию согласно с погодными условиями. Приложение предоставляет почасовой прогноз погоды на день, а также пятидневный прогноз для более продвинутого планирования. Хоть ни один погодный сервис не является на 100% надежным, никогда не помешает проверить.
- OS Maps Premium. Это приложение доступно в бесплатной версии, но возможность использования офлайн-карт открывается только при наличии премиум-подписки. С ней вы можете загружать GPX-файлы в приложение и следовать уже созданному маршруту.
Совет: экономьте заряд аккумулятора
При использовании GPS-навигации батарея смартфона может разрядиться гораздо быстрее, чем обычно, поэтому можно не держать GPS постоянно включенным, а включать его раз в 15 минут, чтобы сориентироваться, где вы сейчас находитесь.
В определенные моменты каждый пейзажный фотограф сталкивается с тем, что восходы и закаты просто не дают нужного эффекта, несмотря на тщательно выбранную локацию и погоду. Природа играет по своим правилам, и удача всегда будет значительной частью общего уравнения, проводящего черту между потрясающими фотографиями и теми, которые в итоге отправятся в корзину.
Туманный восход в долине Ди неподалеку от города Лланголлен, Уэльс. Sony A7R III, 16-35mm, 61с при f/13, ISO 100. Снимок: James Abbot
Действуйте по ситуации
Погода и освещение – два основных фактора, от которых зависит успешным или провальным будет снимок, поэтому при подготовке к фотосессии важно делать поправку на погоду. Место, изображенное на фотографии выше, было замечено во время съемки с более низкого ракурса прошлым утром, когда свет был тусклым, а небо покрыто слоем облаков.
Прогноз погоды обещал скорое появление тумана в долине, поэтому я решил сделать второй заход. По пути к месту было сложно сказать, дошел ли туман до долины, но на дороге, ведущей к парковке, он всё-таки начал появляться. В результате получился уникальный снимок, сделанный в наилучших возможных условиях, даже несмотря на то, что это место довольно популярно.
Снимок: James Abbot
Ищите скрытые жемчужины
Традиционные бумажные карты – потрясающий способ обнаружить малоизвестные места, а вместе с компасом они представляют отличный способ навигации.
Внимательно изучите карту на предмет интересных элементов местности, например, водопадов, а затем убедитесь, что это место не находится на частной территории. Обращайте внимание на контуры пейзажа, чтобы понимать, сможете ли вы вообще туда добраться и безопасно ли там. Спутниковый вид в Google Картах – отличный вспомогательный метод.
Идеальное отражение зимнего пейзажа в озере Клуани, Шотландское высокогорье. Sony A7R III, 16-35mm, 2.5с при f/13, ISO 50. Снимок: James Abbott
Запоминайте хорошие находки
Часто бывают ситуации, когда вы натыкаетесь на живописное место в идеальный момент, останавливаетесь, чтобы сделать несколько снимков, и продолжаете свое путешествие. В такой ситуации вы не всегда можете точно знать, где вы находитесь, но для пейзажного фотографа это крайне важно.
Во время моей недавней поездки в Шотландию случилась подобная ситуация. Погода и освещение были просто потрясающими, и я не мог не остановиться, чтобы запечатлеть зеркальное отражение холмов и неба. Сделав серию фотографий, я открыл приложение ViewRanger с заранее скачанными офлайн-картами, чтобы определить точное местоположение этого озера и иметь возможность вернуться сюда.
Фотография амбара, сделанная во время захода солнца (справа) и тот же ракурс в сумерках (слева), но на этот раз с длинной выдержкой и светописью. Снимок: James Abbott
Возвращайтесь в старые места
Даже если у вас уже есть отличная фотография какого-то места, будь это что-то малоизвестное или популярное, всегда есть смысл вернуться туда спустя какое-то время. Другое освещение, погода и даже цвет листвы могут значительно повлиять на восприятие.
Что нужно взять с собой
- Бумажные карты. Несмотря на то, что многие туристы и альпинисты пользуются цифровыми картами, традиционный бумажный вариант обязательно необходим на случай непредвиденных обстоятельств или в отдаленной местности.
- Компас. Если вы ориентируетесь по бумажной карте, также стоит взять с собой обычный компас, чтобы понимать своё местоположение и идти в нужном направлении.
- GPS-навигатор. К цифровым навигационным устройствам относятся смарт-часы и простые навигаторы; приложения для смартфонов, в свою очередь, вообще упрощают ориентирование.
- Путеводители. Специальные путеводители для фотографов – отличный способ изучить местность и найти как популярные, так и менее известные места.
Автор: James Abbott