Как найти точку на координате в дробях

Математика

5 класс

Урок №80

Представление дробей на координатном луче

Перечень рассматриваемых вопросов

– изображение дробей на координатном луче;

– запись координаты дроби;

– решение текстовых задач с опорой на смысл понятия координаты числа;

– применение дроби для выражения единиц измерения длины, массы, времени в более крупных единицах.

Тезаурус

Единичный отрезок – это расстояние от 0 до точки, выбранной для измерения.

Координатная ось – это прямая, с заданными на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением отсчёта.

Координата данной точки – это число, которое соответствует данной точке на координатной оси.

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Обязательная литература

1. Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС//С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.

Дополнительная литература

1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.

2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что прямую с заданными на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением отсчёта называют координатным лучом.

Начало отсчёта – точка 0.

Единичный отрезок – это расстояние от 0 до точки, выбранной для измерения.

Координатный луч обычно располагают горизонтально и направляют вправо.

На координатном луче можно изобразить дробь.

Изобразим дробь

Для этого единичный отрезок разделим на q частей.

Возьмём часть и отложим p раз на координатном луче от точки 0.

Точку, изображающую на координатном луче дробь p/q, называют точкой с координатой p/q или короче – точкой p/q

Например, точка А имеет координату три пятых. Пишем A (3/5).

Точка В имеет координату семь пятых, выраженную неправильной дробью или одна целая две пятых, выраженную смешанным числом. Пишем В (7/8) или В(1 2/5)

Положительные дроби называют ещё положительными рациональными числами, а точки, изображающие их на луче, называют положительными рациональными точками.

3/5, 7/5,1 2/5 – положительные дроби, или положительные рациональные числа.

Если а и с – два положительных рациональных числа и с > a, то:

  1. точка c на координатном луче находится правее точки а;
  2. расстояние между точками а и c равно c – а;
  3. точка (a + c) : 2 является серединой отрезка, соединяющего точки а и с.

Докажем, что точка (a + c) : 2 является серединой отрезка, соединяющего точки а и с:

Рассмотрим задачу.

Найдём длину отрезка, соединяющего точки:

и с = 1, и координату середины этого отрезка.

Решение

3/7 < 1, поэтому точка 1 находится правее 3/7.

Значит, длина отрезка, соединяющего точки а и с, равна:

Середина этого отрезка будет иметь координату:

Таким способом можно вычислить координату середины отрезка, соединяющего любые две рациональные точки.

Т. е. между любыми двумя рациональными точками находится ещё хотя бы одна рациональная точка.

Число (a + c) : 2 называется средним арифметическим чисел а и с.

Например:

Если необходимо вычислить среднее арифметическое нескольких чисел, нужно найти частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Например:

Рассмотрим, как применять дроби для выражения единиц измерения длины, массы и времени в более крупных единицах.

Известно, что для измерения массы используют единицы измерения: граммы, килограммы, центнеры, тонны. Если масса тела небольшая, используют г или кг. Если тело более крупное, то массу измеряют в тоннах.

Мы знаем, что 1 кг = 1000 г. А как узнать, сколько килограмм в грамме? Для этого нужно один разделить на тысячу, получим одну тысячную, т. е. в одном грамме содержится одна тысячная килограмма.

Рассмотрим единицы измерения времени. Время измеряют в секундах, минутах, часах. Вы знаете, что в одном часе шестьдесят минут, следовательно, минута будет равна одной шестидесятой часа.

Рассмотрим единицы измерения длины.

Длину измеряют в метрах, километрах, сантиметрах.

Тренировочные задания

№ 1. Подставьте к изображению координаты середин отрезков АВ, ВС и СК.

Варианты ответов:

Координаты середины отрезка определяются по формуле (a + c) : 2, где а и с – координаты концов отрезка.

Найдём середину отрезка АВ. Для этого сложим координаты точки А и В, поделим на два и получим:

Значит, 1 – это середина отрезка АВ.

Найдём середину ВС. Для этого сложим координаты точки В и С, поделим на два и получим:

Значит, 2 – это середина отрезка ВС.

Найдём середину СК. Для этого сложим координаты точки С и К, поделим на два и получим:

Значит, 3 – это середина отрезка СК.

№ 2. Найдите среднее арифметическое чисел 11, 14 и 17. В ответе напишите только число: __

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

У нас три слагаемых, значит, сложим числа 11, 14 и 17 и полученную сумму разделим на 3.

(11 + 14 + 17) : 3 = 42 : 3 = 14

Правильный ответ:14.

как определять координаты точек на координатном луче если они заданы смешанным числом или дробью?



Ученик

(10),
закрыт



8 лет назад

любительница музыки

Гений

(90451)


8 лет назад

Нужно знать единичный отрезок и определить, на каком расстоянии от 0 находится нужное число (дробь).
Например, чтобы отметить на координатном луче простые дроби 3/4,1/6,5/12 нужно:
выбрать единичный отрезок 12 клеток ( так будет легче отмечать дробные числа ). Тогда, чтобы отложить 3/4 надо 12:4*3 =9. То есть на девятой клетке будет стоять число 3/4. Дробь 1/6 будет через2 клетки, а 5/12 через 5 клеток..

Нарисуем линию  и обозначим на ней точку O, которую назовем  началом отсчета координат. После этого выберем направление и единичный отрезок. В этом случае можно сказать, что у нас есть координатная прямая с точкой ноль и началом отсчета координат. Справа от нуля располагается положительное направление слева –  отрицательное.

Координатная прямая

Каждое натуральное число или дробь можно представить на этой прямой. Каждая точка на прямой может быть связана только с единственной  координатой. Например, как найти координату (5)? Нужно  от (0) отложить пять единиц вправо –  вот это и есть представление точки на координатной прямой.

Задача.

 Отметьте координаты дробных чисел: (-1frac{3}{8})(,-frac{7}{8},frac{3}{8},frac{5}{8}.)

Решение: требуется изобразить на координатной прямой дроби со знаменателем 8, поэтому  мы разделим единичный отрезок на 8 равных частей:

Координатная прямая с дробными числами

Координатная прямая 

— это прямая с указанными на ней началом отсчета, направлением и единичным отрезком.

Запишись на бесплатный пробный урок тут и разберись с тем, что тебе непонятно.

Больше уроков и заданий по всем школьным предметам в онлайн-школе “Альфа”. Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас!


Запишитесь на бесплатное тестирование знаний!

Также, как и на координатном луче, изображение дроби на координатной прямой начинается с выбора единичного отрезка.

Самый удобный вариант — единичный отрезок взять из такого количества клеточек, каков знаменатель дроби.

Например, требуется на координатной прямой отметить точки, координаты которых — смешанные числа и дроби со знаменателем 3. В качестве единичного  берем отрезок длиной три клеточки. В этом случае одна клеточка соответствует дроби 1/3, две клеточки — 2/3, а три клеточки — 1.

дробь на координатной прямой

    [P(frac{1}{3}),A(1frac{2}{3}),B(3frac{1}{3}),C(4),F( - frac{1}{3}),]

    [K( - 1),S( - 1frac{2}{3}),T( - 3frac{1}{3}),N( - 4),D(5frac{1}{3}).]

Если требуется изобразить на координатной прямой дроби со знаменателем 4, удобно в качестве единичного взять отрезок длиной 4 клеточки:

координатная прямая с дробями

    [A(frac{1}{4}),B(frac{2}{4})uB(frac{1}{2}),C(1frac{3}{4}),D(2frac{1}{2}),]

    [F(3frac{1}{4}),N( - frac{1}{4}),S( - frac{3}{4}),T( - 1frac{1}{2}),]

    [M( - 2frac{1}{4}),R( - 3frac{3}{4}).]

Если знаменатель равен 6, для изображения дроби на координатной прямой берем единичный отрезок длиной шесть клеточек:

координатная прямая с дробями

    [A(frac{1}{6}),B(frac{3}{6})uB(frac{1}{2}),C(1frac{2}{6})uC(1frac{1}{3}),]

    [D( - frac{1}{6}),K(1frac{5}{6}),F(2frac{4}{6})uF(2frac{2}{3}),]

    [T( - frac{1}{2}),M( - frac{5}{6}),S( - 1frac{2}{3}),N( - 2frac{1}{6}).]

Причем в этом случае удобно изображать не только дроби со знаменателем 6, но также дроби со знаменателем 3 и 2 (так как в этом случае 6 — их наименьший общий знаменатель).

Для изображения дроби на координатной прямой:

1) разбиваем единичный отрезок на столько частей, каков знаменатель;

2) берем из них столько частей, каков числитель.

М.В.Ломоносов « Математика – она ум в порядок  приводит».

М.В.Ломоносов « Математика – она ум в порядок приводит».

Разгадайте ребус 2’’ ’’ И

Разгадайте ребус

2’’ ’’ И

       Дроби всякие нужны,  Дроби всякие важны.  Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.  Если будешь знать,  Точно смысл их понимать,  Станет легкой даже трудная задача!  !

Дроби всякие нужны, Дроби всякие важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача! !

1. Запишите, какую часть всех фигур составляют: а) одна любая фигура, б) круги, в) квадраты, г) треугольники?

1. Запишите, какую часть всех фигур составляют: а) одна любая фигура, б) круги, в) квадраты, г) треугольники?

Какая часть фигуры закрашена?

Какая часть фигуры закрашена?

3. Определите, какая часть фигуры закрашена серым цветом. Постарайтесь дать несколько вариантов ответа.

3. Определите, какая часть фигуры закрашена серым цветом. Постарайтесь дать несколько вариантов ответа.

4. Прочитайте дроби

4. Прочитайте дроби

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; Загрузим в грузовик правильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Загрузим в грузовик правильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой.

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; Загрузим в поезд неправильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Загрузим в поезд неправильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой.

3 Как отпилить части от бревна?  4 равных частей Надо разделить бревно на …. 4 3 7  и взять …… частей    равных частей     13

3

Как отпилить части от бревна?

4

равных частей

Надо разделить бревно на ….

4

3

7

и взять ……

частей

равных частей

13

Цель: изображать дроби точками на координатной прямой,  находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой

Цель: изображать дроби точками на координатной прямой, находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой

Изображение обыкновенных дробей точками на координатной прямой .

Изображение обыкновенных дробей

точками на координатной прямой .

Отметьте на координатной прямой мигающую точку 3 1 0 7

Отметьте на координатной прямой мигающую точку

3

1

0

7

Отметьте на координатной прямой мигающую точку 7 1 0 9

Отметьте на координатной прямой мигающую точку

7

1

0

9

Найдите координаты точек 1 В С 0 А

Найдите координаты точек

1

В

С

0

А

Даны точки Какие из них расположены правее (левее) 1? 1

Даны точки

Какие из них расположены правее (левее) 1?

1

Учебник № 481

Учебник № 481

Я понимаю, как изобразить дробь на координатной прямой ….. Я могу находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой …..  Я знаю, где на координатной прямой находятся правильные и неправильные дроби ….. Больше всего на уроке мне понравилось ..… За свою работу на уроке я могу поставить отметку .…3, 4, 5

  • Я понимаю, как изобразить дробь на координатной прямой …..
  • Я могу находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой …..
  • Я знаю, где на координатной прямой находятся правильные и неправильные дроби …..
  • Больше всего на уроке мне понравилось ..…
  • За свою работу на уроке я могу поставить отметку .…3, 4, 5

СПАСИБО ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЯ! Домашнее задание: Т.Т. №197-№200 (три номера по выбору)

СПАСИБО ЗА УРОК.

ДО СВИДАНИЯ!

Домашнее задание:

Т.Т. №197-№200

(три номера по выбору)

 Исторические сведения   В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола

Исторические сведения В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – “ломаные числа”. У других народов название дроби также связано с глаголами “ломать”, “разбивать”, “раздроблять”.  Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: вместо черты использовали точку. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово “дробь”. Названия “числитель” и “знаменатель” ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый- математик. 

Математический диктант. Загрузим в грузовик правильные дроби  Загрузим в поезд неправильные  Запишите три правильные (1 вариант) и три неправильные (2 вариант) дроби с числителем 5. 4.Что показывает  знаменатель?    а) число равных частей  б) сколько равных частей взяли  в ) на сколько равных частей разделили  г) число 5.Что показывает  числитель ?    а) число равных частей  б) сколько равных частей взяли  в ) на сколько равных частей разделили  г) число

Математический диктант.

  • Загрузим в грузовик правильные дроби
  • Загрузим в поезд неправильные
  • Запишите три правильные (1 вариант) и три неправильные (2 вариант) дроби с числителем 5.

4.Что показывает знаменатель?

  а) число равных частей

б) сколько равных частей взяли

в ) на сколько равных частей разделили

г) число

5.Что показывает числитель ?

  а) число равных частей

б) сколько равных частей взяли

в ) на сколько равных частей разделили

г) число

1 .

1 .

2 . Правильные дроби Неправильные дроби

2 .

Правильные дроби

Неправильные дроби

Отметьте на координатном луче мигающую точку. Подумай! ; 1 0

Отметьте на координатном луче мигающую точку.

Подумай!

;

1

0

Отметьте на координатном луче мигающую точку. Подумай! ; 1 0

Отметьте на координатном луче мигающую точку.

Подумай!

;

1

0

Добавить комментарий