Как найти точку равновесия продавца

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Сущность и механизм рыночного равновесия

Определение 1

Рыночное равновесие – это ситуация, при которой спрос оказывается равен предложению.

На уровне макроэкономики – совокупный спрос равен совокупному предложению. Такая ситуация именуется общим экономическим равновесием.

Равновесная цена определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и представляет собой цену, при которой объем рыночного спроса будет равен объему рыночного предложения. В ситуации равновесия все компоненты рынка приобретают равновесное значение. Соответственно, под равновесным объемом понимают объем спроса и предложения, который сложится на рынке при равновесной цене.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Достижение рыночного равновесия реализуется посредством применения механизма рыночного равновесия. Он связан с формированием цен на продукцию производителя, исходя из изменение спроса на нее потребителей. Цена, находится в обратной зависимости от величины спроса т.е. при росте цен – спрос падает, а при их снижении повышается. с производителями возникает обратная ситуации: при росте цен они готовы продать больший объем продукции, потому, их предложение возрастает, а при падении цен – снижается, поскольку нет желания продавать большие объемы продукции по низким ценам. В случае если спрос будет превышать предложение, цена будет расти до тех пор, пока их величины не сравняются. Если же предложение превысит спрос, то цена, напротив, будет снижаться до пределов достижения равной величины спроса и предложения.

Рыночное равновесие бывает двух типов:

  1. Устойчивое равновесие, связанное с редкими отклонениями величины спроса и предложения от равновесного положения и их скором возврате в него при нарушении равновесных позиций.
  2. Неустойчивое равновесие, связанное с постоянными отклонениями спроса и предложения от равновесных значений, невозможности фиксирования их величин на одном уровне в течение длительного временного периода.

«Равновесие и рента (излишек) продавца и покупателя» 👇

По законам спроса и предложения, снижение цен выступает сигналом для покупателей к приобретению большого объема продукции в данный временной период и сигналом продавцов к реализации меньшего объема продукции по заданному уровню цен, что приводит к возникновению дефицита товаров или услуг. Он проявляется как несоответствие величины спроса величине предложения. В данном случае, механизм возврата к равновесному состоянию реализуется посредством автоматического устранения дефицита за счет того, что находятся потребители, которые согласны заплатить больше, лишь бы получить необходимый им продукт. Это приводит к тому, что цены начинаю расти, увеличивая объемы поставок продукции. Рынок приходит в равновесие.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если величина предложения превышает величину спроса, то возникает ситуация излишка объемов продаж т.е. предложение превышает спрос. Рост предложения по повышенным ценам не обеспечивает достаточного количества продаж, что заставляет продавцов снижать цены, возвращая равновесное состояние рынка.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также, на рыке может возникнуть ситуация, при которой развивается, так называемое «паутинообразное равновесие». Это происходит в случае, когда в условиях рынка соотношение в эластичности спроса и предложения принимает противоположные позиции. Предложение подстраивается под динамичный спрос, как бы следует за ним с временным интервалом, оставаясь по сути инерционным. При равной ценовой эластичности спроса и предложения рынок не приходит в состояние равновесия.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ситуации избытка (ренты) покупателя и продавца

С понятием рыночного равновесия связано и такое важное явление, как излишек (рента) покупателя и излишек (рента) продавца. Их возникновение обусловлено тем, что весь объем товаров или услуг, который продается и приобретается на рынке, находится в равновесном состоянии, т. е. продается и покупается при заданном уровне цен одинаковое количество товаров или услуг.

Рента возникает как следствие основных рыночных механизмов: цена спроса – это максимальная цена, которую согласны заплатить потребители конкретной продукции в данный временной периода, а цена производителя – это минимальная цена, по которой производители готовы продавать свою продукцию в данное время. Если Pe > Pp, то излишек получают те, кто собирался покупать товары по цене превышающей равновесную. В том случае, когда равновесная цена превышает цену предложения (Pe > Ps), излишек достаётся производителям.

Таким образом, возникают два типа излишков:

  1. Излишек потребителя представляет собой разницу между объемом средств, которые потребители готовы потратить на приобретение конкретной продукции, представляющую равновесное количество единиц и суммой их реальных расходов. Излишек потребителя называется рентой потребителя.
  2. Излишек производителя или его рента – это разница между величиной реальной выручки продавца и той суммой, по которой продавцы хотели бы реализовать равновесный объем продукции.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Величина ренты потребителя и ренты производителя является характеристикой общественной выгоды, приносимой равновесным рыночным состоянием.

При этом, государство оказывает вмешательство в рыночный механизм, вызывая появление излишков продавцов и потребителей. Основными инструментами государственного вмешательства являются:

  1. Налоги. Государство вводит, так называемые «потоварные налоги», которые уплачиваются и продавцами, и покупателями. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом. Формирование налогового бремени, его величина, относимая к продавцу и покупателю зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. При меньшей эластичности спроса налоговая нагрузка ложится на покупателей, а при большей эластичности спроса – на продавцов.
  2. Установление фиксированных цен. Государство определяет их уровень, который может располагаться ниже или выше равновесия, в зависимости от целей реализации ценового регулирования. Для решения социальных задач цены фиксируется на уровне ниже равновесного, а для развития производства цены устанавливаются на уровне выше равновесного.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

§ 4. ���������� �� �����

���������� �� �����. ��������� ������� ������ � �����������. ����������� ����. �������� �����. ��� ���������� ����������� ����? �������. ���������� ���������� ��������. ������. ���������� ���� ������ �� ����� �������. ����� �����������. ������� � ������� �����������. ����� ����� ������. ������������ ���������� � ���� (������� �� �������). �������������� �������� � ����������. ����� �� ������ �� ����������? ����� ������� ����� � ��������� ����������� “�����”. �������� ������������ ����������. ����� �����. ���������� ����������.

����� ���� ��� �� ����������, ������ ����� ����� � ����������� �� ��������� ����� ��� ��������� ��������� ��������� ��� ����, �� ����� ������� ����������, ����� ����� ���������� �� ����� ����� �����.

���������� �� �����

��� �� ��� ������, ����������� � ������������� ������� ���������� ����� ���������, ��� ������� ������ �������� ���� ������� �� ����� �������� ���� ���������.

�� ����� ����� ������������ ������ �������� �������� � ����������, ������� ������ ������� ��� ������ ������������ ���������� ����� � ����������� �� ��� ����. ���������� �� ����� ��������� � ��� ������, ���� ��� �������� � ���������� ������ ������ ��� ������� �� ���������� �����, ������� ��� ����� ������ ��� �������.

����������� �� ����� ���������� ��������, ����� �������� ���������� � ������� ����� ����� ���������� �����, ������� ���������� ������ ���������� (����� ������ ����� ������ �����������)<.i>.

��������� �������� � ���������� ����� ������� ��� ������ ��������� ���������� ����� = � ����������� �� ��� ����, ��� ��������� ���������� ����������, ����� ������������ ����� ����, ��� ������� ������ ������ � ����������� ��������. ������� �������, ���� ���������� ������ ������ � �����������.

����, ���������� ���������� ������� ������ � �����������, ���������� ����������� �����, � ������ ������ � ����������� ��� ���� ���� ���������� ������������ �������� ������ � �����������.

� �������� ���������� ���������� ��� ���������� �������� ����� = �� ����� �� ��������� �� ������������ �����, �� ������������������ ������ (�����������, �������� ������ ����� �� �������������� ���� � �� �������� ��� ������� ��-�� ���������� ���������).

����� �������, ����� ����� ���������� �� ����� ���������� �����, ����� ����������, ����� ���� ������� �� ���� ����� ����� ����� �����������, ������� ����� ��������������� ������ ������ = ��� ���� ���� �������� �������� �� ����� ����� ������� �������������� ��� �����, ������� ���������� ������� ������. ����� ���� ���������� ����������� �����, � ����� ������ � �����������, ��������������� �� = ������������ �������� ������ � �����������.

��� ���������� ����������?

��� ����� ����� ��������������� ��������� ������ � ����������� � ����������, ��� ����� �������� ���� ������� ������ � ����������� ����� ���������� ��������. �� ����� ������ ��� ������ ����� ���������.

1. ���� ������� ������ � ����������� �������� � ������� �������, �� ��� ����� ������ ����� ����, ��� ������� �������� �������, ���������� ������ ������ � ����������� ��������. � ������� 2.4.1 ��������� ���������� � ������ � ����������� ��� ����� �������, ��������� �� ������ 2.2.1 � 2.3.1. �������� ��������, ��� ���� 15 ������ �� ������� ���� ���������� ������ ������ � ����������� ������ 2=800 ��������. ��� ���� 20 ������ ����������� ��������� ����� (3=600 > 2=000), � ��� ���� 10 ������, ��������, ����� ��������� ����������� (2=000 < 4=150).

������� 2.4.1

����,
���/��
�����
������,
���� � ����
�����
�����������,
���� � ����
35
30
25
20
15
10
7
5
3
0
0
750
1400
2000
2800
4150
5500
6000
6300
6610
4650
4500
4100
3600
2800
2000
1000
200
0
0

2. � ������ ������� ��������� ���������� �������� ���������� � ������� ��������. ��� ����������� ����������� ���� � ������������ ���������� ��� ����� ������ ���������� ������ ������ � ������ ����������� �� ����� ������� � ����� ����� �����������.

������������� ��� ������������ ������� ������ � ����������� �� § 2 � § 3. �����������, ��� ������ D �� ���. 2.4.1 �������� ������ ������ ������������ �� ������� �� ����� ����� �����. � ������ S �������� ������ ����������� ������� �� ���������������.

������ ������������ � ��������� ����� (������� �������, ����� ����� ����� ), ������� � ���������� ����������� �������� ���� � ���������� �� ���� �����. ����� ����������� ������ ������ � ����������� �������� ������ ����������.

� ������ ������ ����������� ����� �������� ���� 15 ������, � ����������� ���������� ���������� 2=800 �������.

�������� ��������, ��� �� ���� ������ ���� �� �������� �����������. ����� ���� ���� 15 ������ ������� �� ���� ����� ����� �����������, ����������� 2=800 �������, ��� ��� ���������������� �������������� �������� ������������� ������� ��������� ������ ���������. � ����� ������ ����� ����, ��� 2=800 �������, ��� ��� ��������� ���� �������� ��������� ������������ �������� ��� ��������� ���������� �� ����������� ����� ����� � ������� ����� ����� ������ ��������� ����������. � ���������� ��������� ������� ����������� (����� ������ ������ �����������, ������� �� ������ ����� ���� ����������). � ���� ������ ��������, ���� ��������� �� ��������, ����� ��������� ������� ������.

��������, �� ���� 20 ������ ����� ����������� �������� 3=600 �������, � �� ����� ��� ����� ������ = ������ 2=000 �������. � ���������� 3=600=v=2=000===1=600 ������� ��������� ������������.

��������������, ��� ����� �������� ���� ���� ������������ ����� ����������� �������� �������. �������� ������� ��������� ��������� ����� �����������, ��� ��� �������� ���� �������� ���������� ���������� ������������. �==���������� ������� ��������� �����������, ��� ��� ����� ������ ���� �������� ���������� �� ������������� ����������� � �������� “���������” ������������ �������. � ���������� ��������� ������� ����������� (������� ������) = �� ����� ��������� �����������, ������� ������ �� ���������� ��� �����-�� ���������� ������� �� ���� ����, � �� ����� ��� ��� �������, ����������� ���������������, ��� �������.

��������, ��� ���� 10 ������ ����� ������ �������� 4=150 �������, � �� ����� ��� ����� ����������� ������ 2=000. � ���������� �� ����� ��������� ���������� ������������, “�� ��������” ������ �������, ��������� � ���������� ������� ������ 4=150 v 2=000 = 2=150 �������.

������ ���� 15 ������ �������� ����� ����� ����������� ������� � ����� ����� ������ �� ���, ��� ������� ����� ���������, � ��� ��������� ������ �������� ���������������� ����� ���������� ��� � �� ������ �������� ���� ���������.

��� ���� �� ����� ���������� ��������� ���� ������, ���� ������ ������������ ���� � ������ ������. � ������ ������ ��� 15=T=2=800 = 42=000 (������). ��� ������, ��� ����� ���� ������� ������� �� 42=000 ������ � ��� ����� ������� �� ����������� � ���������. ������ ���������� ������� ��������� ����� ���� �����, � ������� �������� ���� ��������� ��������� �� �����. �� ���.=2.4.1 ��� ����� ������������� ��������������� ��������������.

�������� ��������, ��� ��� ����� ����������� ���� ��������� �������� � ���������� ����� ������ ���������� �� ������. ����� �������� “��������������” �������� � ����������, ������� ������ �� �������� ������ ���� � ��� ���������� ������ ��� ������� ���� ���� �������. �������, ����� ����� � �� ����, ���� ������ ���������� �����, � ������ �������� ������ ���� �� ���� �������.

����� �� ������ �� ����������?

����� �� ���������� ����� ��������, ����� �� ����� ���������� ������������ ���������� ��� ������������� ��������� ���� � ������ ������? �� ����� �������� ��� ����� ��������, ��� ������ �� ������������, ���, ������� �������, �� ����� ����� �����.

� ��������, ����� �������� ��������. �� ����� ����������� ������������� ���� �������, ����� ������ ����������� ������� ��������� ���� ������ ������.

� ������� ������ ��������� ����� ����, ������������ ������� ������� ����� ������� ������ ��-�� ������� ��������� ��������� (��������, ������ �� ������� ������) ��� ������� ������������ (��������� �� �������� �����). ��� ���� �� ���� ����������� �� ���������� ��� ������ �� ������ (��-�� �������������� ������) �������� ������������ ���� ������� ����. ������ ����������� ����� ���������� ������� “����” ������ ������ �� ��� ����� (���. 2.4.2, �). ��� ��������, ��� �������� ���������� ��������� ��� ������� ��������� ���� � ���������� = �� ���� ����� ����� ���� ������ �� ����������.

� ������ ������ ������������ ���� ����� �� ��������� ������� ������, �� ���� ����� ����� ���� ���������� ������������ ��� ������������. ��������, ������������ �������� ����� ��� ����� ����� ������ = �� ��� ������� ������ ��� ����� ���� “���������”? ������� � ������ ������, ��� �� ������ �� ���������� ������������ ���� ����, ������ ������ ����� ���� ��������� � ������������ ���� (��� ����������� �������� �� ����������), ���� ��������� � ��� “�����������”, ��� ������� ����� ����� � ������ ����������� �� �������� (���. 2.4.2, �).

�������� ������������ ����������

����� ������� ��������������� ���������� �� �����? ����� ������� �������� � ���������� ����������, ��� ��������� ���� �������� �����������, � �������� ��������� ������ ������ �� ���� ����?

�������� ������������ ������ ���� ����� ����������� �==����������� �� ������������� ����������� ����� � ��� ����������.

�����������, ��� �� ����� ������ �� ����������� ������� ������ � �������� � ���������� �� ����� ������� � ������������ ���� �����. ����� �������, �� ������ ����������, ��� ��������������� ���������� �� ����� �����.

�� ����� ����� ����� ������� ����������� ������� ������, � ���������� ������� ������ ���������� �����-�� ������� �������������� � ���������� ���������� ������������ ���� � ����������� �����. ���������� ��������� ������� ���. ��� ��� ����� ����������� (�� ������ �������������), ������ ��������� ���������� � ������ �������� �����, �� ����� ����� ��� ����������� ������, � ������������� �� ����� ��������. ���������� ����� ���������� ������ �� ����� ������ ���� � ������ � ��� ���������, ������� ���������� ����� ����. �������� ����� ���������� ������� ����� ��������, �� �� ������ ���������� ���� �� ����� ����, ��� ������, = ��� ��������� ��� ����������. � �� �� �����, ���� �������� �����, ��� �� ����������������� ���� �� ������� ����������� ������� ������ � ����� ��� �������� ��� ������, ��� ����� ��������� ��������� ����. ���� �� ��� �����, ��� ����� �� ����������, ��� ������ ��������� ������� ����.

��������, � ������� ����� ������ ����������� ����, ������� �� “�����������” ��� ���������� � �� �������� �������� ���������� �� ����� (�� ���� �� ������������ �����).

��������, ���� �������� �� �����, ����� ����� ����� ���������� �� �� ������� (����, ��������, ����� ����� ������ ��������), ��� ������� ������ ����� � ���������� ��������������� ���������� �����. ���� �� ������ �������� ���������� � �������������� �������� ����� �� ������� ��� ������������ �� ����, ������� ��� ��������, �������� �������� ���� � ������ � ����� ��������� �������. ���� ����� ��������� ����������������� ����� = �������� ����� �������� ���� � ������, � �. �. ��� ���������� ���������� �� ����� ����������� � ����� ����������� ������ ������ � �����������.

�� ��� ��������� ��� �������� � ���������� ����� �����, �� ����� ����� ����������� ������ �����, �, ������� �������� ����, ����� ��������������� �� “���������” ����. ����� ���� ����� ���������������� ��� � �������� ��������.

����� � ����������� = ��� “������ ������”…

����� ������������� ������ ���� ��� ������ � �� ��������� ������� ���������� �����������, ����� ������ ����� ��� ����� � ���, ��� ���������� ���� ������ ����� = ������� �� ��� ������������ ��� ����������, ������� ��� ����� ��� ������������.

������ ���������� ���� ������ ������� ������ � ����� XIX �., ����� ��������� ��������������� ������������� ������, ������� ���� ��������� ������������� ��������� ������� � ��������. ����� �� “�����” ���� ������ ��� ������� ������� (1842=1924), ������������� ������������� ������ � ������������ ������������. � 1890 �. ����� �������������� ������ �� �������� ����� “�������� ������������� �����”, ������� ����� �������������� ����� � ����� ��������� ����������� �������������� � �������� �������� �� ������������� ������.

� ���� ����� ������� ��������������� ������ ������ ������� ������������� ������ � ������� ����� ������� ������� ���������� = �������� ������ ������ � �����������. �������� �������� ��������� ����������, �� �������� ����� � ��������� � ���, ��� ������ � ����������� �������� ���� = ������� ��� ����������. ����� � ����������� ������ ������ ���������� ����, � ���������� � ������������ ������ ��� ������ �� ����� �������� ������.

“�� ����� �� � ������ ���������� ������� � ���, ������������ �� ��������� ����������� ��� ���������� ������������, ��� � ���, ��������� �� ����� ������ ������� ��� ������ ������ ������. �������������, ����� ���� ������ ������������ � ����������� ���������, � ������� �������������� ��������� ������� ������, �� �����, ��� ������� �� �������, ����������, ��� ������� ���������� ������, ������ ����� ����������� �� �������� ���������� ������, � ��������� ����� ����������� ����� ���� ���������� �� ������� ������������, � �� ������ ������� ��������� �������”.

��� �������� � �������� ������ ��������� �������� �������, � ������ �� ����� ����������, ����� ����� ����������� ������������� ������� ������ � ����������� � ����������� �������� ����.

������� ��� �����������

1. ����� �� �� ����� ���������� ����� ������������ ���������� ��� ��� “��������”?

2. ����� �� ������ ������ � ����������� ����� ��� ����� �����������, � ��� ������� �� ������ �� ���� ������?

3. ��������� ������� ������, ������� �� ���������� �� ��������, ��������� � ���������.

4. ���������� ��� ���������� “�������� ���� � �����������”, ������� ����������� � ���������: ���� ������� ������ ��� ����� ��������, ��� ����������, �� ��� �� ����� ���� ����������� ������� ���� ���� ����. ������ “�����������” ���������� ����� ������?

5. �� ������� “������ ��������” ���� ����������, ��� ������� �������� ���� ������� ������ �� �������� ������ �� ������������. ����������, � ����� ������ �������� ��� ����������.

 Спрос на
какой-либо товар или услугу – это желание
и возможность потребителя купить
определенное количество товара или
услуги по определенной цене в определенный
период времени.

Различают:

индивидуальный
спрос
 –
это спрос конкретного субъекта;

рыночный
спрос
 –
это спрос всех покупателей на данный
товар.

Объем
спроса
 –
это то количество товара или услуги,
которое потребители согласны купить
по определенной цене в течении
определенного периода времени.

Изменение
в величине спроса
 –
это движение вдоль кривой спроса.
Происходит при изменении цены товара
или услуги при прочих равных условиях.

 Закон
спроса:
 при
прочих равных условиях, как правило,
чем меньше цена товара, тем больше
потребитель готов его купить, и наоборот,
чем больше цена товара, тем меньше
потребитель готов его купить.

Факторы,
оказывающие влияние на спрос: доходы
потребителей; вкусы и предпочтения
потребителей; цены на взаимозаменяемые
и взаимодополняемые товары; запасы
товаров у потребителей (ожидание
потребителей); информация о товаре;
время, затраченное на потребление.

При
изменении прочих факторов и постоянной
цене товара произойдет изменение самого
спроса. В результате изменения спроса
потребители готовы покупать больше
(или меньше) товаров, чем раньше, при той
же цене, или готовы платить за прежнее
количество товаров более высокую цену.

 

Предложение какого-либо
товара или услуги – это готовность
производителя продать определенное
количество товара или услуги по
определенной цене за определенный
период времени.

Объем
предложения
 –
то количество товара или услуги, которое
готовы продать продавцы по определенной
цене в течение определенного периода
времени.

Зависимость
между объемом и ценой предложения
выражается в законе предложения: при
прочих равных условиях объем предложения
товара увеличивается, если цена на товар
возрастает и наоборот.

Факторы,
оказывающие влияние на предложения:

изменение цен на факторы производства;
технический прогресс; сезонные изменения;
налоги и субсидии; ожидания производителей;
изменение цен на сопутствующие товары.

 Изменение
объема предложения происходит, если
все определяющие предложение товара
факторы остаются постоянными, а изменяется
только цена рассматриваемого товара.
Таким образом, если изменяется цена, то
происходит движение вдоль линии
предложения.

При
изменении других факторов, определяющих
предложение, и постоянной цене товара
происходит изменение самого предложения,
и линия предложения на графике сдвигается.

 

 Рыночное
равновесие

 Линии
спроса и предложения пересекаются в
точке, где цена, по которой покупатели
согласны купить определенное количество
товара, равна цене, по которой производители
готовы продать это же количество товара.
Точка пересечения линий предложения
(S) и спроса (D) – точка Е, называется точкой
равновесия. Когда рынок находится в
этой точке, установившаяся цена устраивает
как покупателей, так и продавцов и у них
нет причин требовать ее изменения. Такое
состояние рынка называется рыночным
равновесием.

  Объем
продаж в этой точке называется равновесным
объемом рынка (Qе). Цена в этой точке
называется равновесной (рыночной) ценой
(Pе).

  Таким
образом, рыночное
равновесие
 –
это состояние рынка, при котором объем
спроса равен объему предложения.

Если
сложившаяся на рынке цена будет отличаться
от равновесной, то под действием рыночных
механизмов она будет изменяться до тех
пор, пока не установится на равновесном
уровне и объем спроса не станет равен
объему предложения.

Излишек
продавца и покупателя. Установившееся
рыночное равновесие позволяет как
продавцам, так и покупателям получать
дополнительную и вза­имную выгоду от
обмена. В этом и проявляется общественная
польза от установления равновесной
цены. Чтобы пояснить это положение,
необходимо ввести новые категории —
дополнитель­ная выгода потребителя
(потребительский излишек), дополни­тельная
выгода производителя (излишек
производителя), общая выгода от обмена.

Кривая
спроса показывает максимальную цену,
которую го­тов заплатить потребитель
за конкретное количество товара. Иными
словами, если потребитель желает
приобрести QK еди­ниц товара X
(рисунок ниже), то в соответствии с
графиком спроса данное количество
продукции он готов оплатить по цене
Ркза единицу. Однако на рынке, где
господствуют отношения конкуренции,
любое количество данного блага можно
купить только по рыночной цене, т. е.
цене, «диктуемой» рынком. В нашем случае
— это PE. Как видно на рисунке, РК>РЕ,
т. е. рыночная цена оказывается ниже
цены потребителя. Таким образом,
по­требитель получает дополнительную
выгоду, равную разнице ме­жду Рк и
РЕ на каждую приобретаемую единицу
продукции (при Qx= QK), а на весь объем
покупок дополнительная выгода потре­бителя
составит площадь прямоугольника PFPKKL.

Аналогичным
образом можно проанализировать ситуацию
для любой точки на отрезке NE графика
спроса. Этот отрезок состоит из множества
точек, для каждой из которых можно найти
величину дополни­тельной выгоды
потребителя. В итоге мы получим множество
прямоугольников, которые в своей
совокупности сольются в треугольник
PENE, отражающий общую величину
дополнитель­ной выгоды (излишка)
потребителя. Итак, излишек потребите­ля —
разность между рыночной ценой, по которой
потребитель приобретает товар, и
максимальной ценой, которую потребитель
готов заплатить за данный товар. Излишек
потребителя пред­ставлен ΔPENE,
отражающим разность между рыночной
ценой товара (PE) и максимальной ценой,
по которой потребитель был готов
приобрести товар, ограниченную кривой
спроса NE. По аналогии можно сформулировать
понятие излишка производи­теля. Излишек
производителя — разность между
текущей рыноч­ной стоимостью товара
и минимальной ценой, по которой
про­изводитель готов продать свой
товар. Излишек производителя
представлен ΔМРЕЕ, являющимся
разностью между рыночной ценой товара
(РЕ) и минимальной ценой, по которой
производи­тель был готов продать
товар, ограниченной кривой предложе­ния
ME.

На
рынке совершенной конкуренции выгоду
имеет как по­требитель, так и
производитель. Общая выгода от обмена,
полу­чаемая обществом, будет определяться
как сумма излишков по­требителя и
производителя, т. е.  ΔPENE + ΔМРЕЕ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как найти точку равновесия

Равновесием с точки зрения экономической науки называется такое состояние системы, когда каждый из участников рынка не желает изменить свое поведение. Рыночное равновесие определяется, таким образом, как ситуация, когда продавцами предлагается для продажи точно такое количество товара, какое покупатели желают приобрести. Отыскание точки равновесия заключается в построении некоторой идеальной модели рыночного поведения участников экономических отношений.

Как найти точку равновесия

Инструкция

Воспользуйтесь для нахождения точки равновесия понятиями о функциях спроса и предложения. Это поможет определить, при каком уровне цены обе функции будут иметь равные значения. Спрос характеризует готовность покупателей приобрести товар, а предложение – готовность производителя этот товар продать.

Выразите функции спроса и предложения при помощи таблицы, состоящей из трех столбцов (см. Рис. 1). Первая колонка цифр будет включать значения цены, например, в рублях за единицу товара. Второй столбец определяет объем спроса, а третий – объем предложения за некоторый заранее определенный период.

Как найти точку равновесия

Определите по таблице, при каком уровне цены объемы спроса и предложения будут совпадать. Для приведенного учебного примера равные объемы (2800 единиц) будут наблюдаться при цене 15 рублей за единицу товара. Это и будет точкой рыночного равновесия.

Используйте для нахождения рыночного равновесия графическое отображение спроса и предложения. Данные из таблицы, аналогичной приведенной выше, перенесите в пространство двух осей, одна из которых (P) отображает уровень цены, а вторая (Q) – количество единиц товара.

Соедините линиями точки, отражающие изменение параметров в каждом столбце. В результате вы получите два графика D и S, пересекающихся в некоторой точке. Кривая D является отражением потребительского спроса на товар, а кривая S рисует картину предложения того же товара на рынке.

Отметьте точку пересечения двух кривых как A. Эта общая точка демонстрирует равновесное значение количества товара и цены на него в данном сегменте рынка. Такое графическое изображение точки равновесия делает картину спроса и предложения более объемной и наглядной.

Для каждого уровня цены определите также разницу в количестве спроса и предложения. В зависимости от расположения графиков на каждом из рассматриваемых ценовых уровней такая разница может отражать дефицит предложения или его излишек (см. Рис. 2).

Как найти точку равновесия

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Рыночное равновесие»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Равновесная цена и равновесное количество.
  • Равновесная выручка.
  • Дефицит и избыток товара.

Глоссарий по теме: равновесная цена, равновесное количество, равновесная выручка, дефицит, избыток.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кто главный на рынке: покупатель или продавец? Цена на товар зависит от продавца? Неверно считать, что продавцы обладают существенной рыночной властью, в сравнении с покупателями. Решения принимают и покупатели, и продавцы. Каждый из них преследует свои собственные цели.

Взаимодействие спроса и предложения устанавливает равновесную (рыночную) цену – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. На рисунке 1 кривая спроса и кривая предложения пересекаются в точке Е. Это и есть точка рыночного равновесия.

Рисунок 1 – Рыночное равновесие

В точке Е интересы покупателей и продавцов совпали: количество товара, которое готовы приобрести покупатели по цене РЕ, равно количеству товара, которое готовы предложить продавцы QЕ.

Если продавец поставит цену товара выше равновесной – P1, то это приведёт к избытку (излишку) товара: величина предложения будет выше величины спроса. Если продавец поставит цену товара ниже равновесной, это приведёт к дефициту (нехватке), так как величина спроса превысит величину предложения.

Рисунок 2 – Избыток и дефицит

Равновесное количество (QЕ) – количество блага, которое покупатели готовы приобрести, а продавцы готовы реализовать по равновесной цене.

Продав равновесное количество товара по равновесной цене, продавец получит выручку (доход). Равновесная выручка (TR) – это стоимость товара в количестве QЕ, проданного по цене РЕ:

TR=PE ·x QE

Графически выручка изображается площадью прямоугольника со сторонами РЕ и QЕ на рисунке 1.

Резюме теоретической части

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой нет стремления что-либо менять.

Рыночное равновесие установится, когда цена уравняет величины спроса и предложения. Когда цена устанавливается ниже равновесной, образуется дефицит товара. Когда уровень цены устанавливается выше равновесного, объём предложения превышает объём спроса, и возникает избыток благ. 

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите понятия, которые мы узнаем на уроке:

Рисунок 3 – Найди термины

Ответ:

Рисунок 4 – Термины и определения

2. Ситуация равновесия на рынке товара имеет место тогда, когда …

1) величины спроса и предложения товара совпадают;

2) количество блага, которое продавцы готовы реализовать по данной цене, равно количеству блага, которое покупатели готовы приобрести по данной цене;

3) на этом рынке нет ни дефицита, ни избытка товара;

4) спрос равен предложению.

Ответ: 1, 2, 3

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 44–46.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 25–33.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с. – С. 44–45.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 40–62.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ebk.net.ua/Book/Ses/.
  2. Научные статьи и учебные материалы по экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.catback.ru.

Добавить комментарий