Линейная перспектива в фотографии
Доведите снимки до идеала в программе ФотоМАСТЕР! Попробуйте прямо сейчас:
Для Windows 11, 10, 8, 7 и XP. Быстрая установка.
Как использовать линейную перспективу при съемке фото
Построение линейной перспективы является мощным инструментом при создании фотографий. Параллельные линии на изображении обманывают взгляд зрителя и визуально сходятся друг с другом, образуя единую точку. Они придают объем и динамичность снимку. В статье мы расскажем, как правильно воспользоваться этим приемом и обработать полученный результат в программе для редактирования фото.
Что такое перспектива?
В фотоискусстве ее основная задача — манипулировать визуальным восприятием человека и создавать трехмерность изображений. В снимках с линейной перспективой можно четко увидеть параллели прямых. Например, ровный ряд деревьев, ограждения мостов или здания, расположенные друг напротив друга. Профессиональные фотографы используют этот эффект, чтобы создавать снимки с большей глубиной.
Для оформления такой композиции кадра требуются два основных элемента: параллельные линии и центр схождения. Чем четче линии соединяются в точке, тем дальше она будет находиться по мнению зрителя. Наиболее распространенным местом для схождения является горизонт, но вы можете разместить точку в любой части картинки. Снимок может иметь несколько точек схода. Сама композиция делится на типы: одноточечная, двухточечная, трехточечная. Чем больше точек на кадре, тем сильнее иллюзия глубины.
Параллели дороги уходят вдаль и соединяются на горизонте
Одна точка схождения
Одноточечная линейная перспектива — это композиция, в которой две параллели сходятся только в одной точке.
Представьте, что вы стоите посреди моста. Он «углубляется» в пространство, сужаясь до полного исчезновения. Хотя стороны моста по-настоящему не встречаются, люди видят их сближение и воспринимают это удаленность.
В фотографии только одна точка схода
Двухточечная линейная перспектива
В данном случае две точки расположены на линии горизонта. Например, представьте, что вы стоите, глядя на угол здания. Стены будут постепенно уменьшаться в любом направлении, и в конечном итоге исчезать на линии горизонта.
Чем больше стены здания, тем больше глубина
Трехточечная линейная перспектива
Трехточечная линейная композиция — это прием в фотоискусстве, где две точки схода расположены на горизонте, а третья выше или ниже его. Это создает уникальный эффект и усиливает ощущение трехмерности кадра.
Представьте, что вы смотрите вверх на высотное здание или вниз с крыши небоскреба. Это часто дает такой эффект.
Правильно составленный кадр создает иллюзию движения даже у статичных объектов
Линейная картинка создает ощущение глубины. Она состоит из параллельных элементов реального мира и заставляет их сходиться в одной плоскостиИграйте с формой и структурой картинки или ощущением расстояния до объектов на изображении! Такая перспектива дает возможность оформить динамичный кадр и привлечь внимание зрителя.
Как она работает?
Есть несколько способов создать иллюзию трехмерности. Для этого вам нужно найти параллельные линии. Их должно быть две, три или больше. Выберите такой угол, чтобы создавался эффект схождения прямых в одном месте.
Вы можете сделать эффект еще внушительнее, используя широкоугольный объектив. Это позволит акцентировать внимание на элементах рядом с камерой. Так, более близкие объекты и предметы сбоку будут искривлены и создадут драматический эффект. Вы выделите все детали: и те, которые находятся близко, и те, что далеко.
Линейная композиция в фотографии создается соединения параллелей: железнодорожные пути, лестницы, мосты, дорога с фонарями или кирпичи на стенах, которые сходятся в одной точке, создавая ощущение удаленности.
Дороги, мосты, деревья и здания чаще всего составляют линейную композицию
Советы по использованию приема во время съемки
Линейная композиция — это способ создать иллюзию глубины картины и сделать двухмерную плоскость трехмерной. Есть несколько правил линейной перспективы и способов запечатлеть ее на ваших фотографиях:
Используйте объектив с коротким фокусным расстоянием (меньше 35)
Это поможет работать с перспективой снимков. Когда фокусное расстояние изменяется, а удаленность элементов остается неизменной, размер предметов на изображениях будет различаться без каких-либо изменений в перспективе.
Съемка на объектив с коротким фокусным расстоянием
Попробуйте использовать разные углы съемки и получить на кадре диагональ
Достаточно просто повернуть фотоаппарат при съемке на бок, создав диагональное построение кадра.
Экспериментируйте с ракурсами
Обязательно обозначьте для себя точку схода
Например, на фотографии железнодорожных путей она будет там, где рельсы сходятся. Лучший способ показать соединение — это снимать на панорамную камеру. Настройте фокусное расстояние камеры таким образом, чтобы оформить оптическую иллюзию, при которой объекты кажутся тем меньше, чем дальше они находятся от камеры.
Обязательно выберите точку схода
Чаще всего такую композицию используют при съемке архитектуры и пейзажей. Попробуйте разнообразить план изображения, добавив человеческую фигуру. Посмотрите удачный пример:
Такая композиция подходит для съемки пейзажей
Редактирование фотографий
Любой снимок необходимо обработать для повышения качества и создания атмосферы. Для этого достаточно скачать фоторедактор. Лучшим вариантом будет воспользоваться программой ФотоМАСТЕР. В ней вы сможете настроить линейную композицию. Для этого есть несколько инструментов:
- Кадрирование
- Геометрия
- Корректор
- Градиентный фильтр
Вы можете обрезать лишнее, усилить иллюзию трехмерности и сфокусировать внимание на самом главном.
Здесь у вас будет возможность настроить искажения снимка. Для усиления линейности увеличьте значения дисторсии. Таким образом объекты спереди отойдут на задний план, а параллельные линии будут выглядеть более эффектно. Также вы можете изменить вертикаль, горизонталь, пропорции или повернуть снимок.
С помощью кисти затемните точку схода, а также параллельные прямые — это добавит рисунку объемности. Вы можете настроить точечно экспозицию, тени, светлые и темные участки, температуру и насыщенность.
Расположите данный фильтр на параллелях или линии горизонта на снимке. После вы сможете с легкостью изменить параметры экспозиции, контрастности, светлых и темных участков.
Помимо изменения основ линейной перспективы — глубины и объемности – вы можете:
- Сделать цветокоррекцию: увеличьте или уменьшите насыщенность и силу оттенков.
- Настроить кривые: осветлите или затемните изображение, повысьте яркость.
- Добавить эффект виньетирования: оформите края любым цветом.
- Произвести ретушь: вы сможете устранить мелкие дефекты или убрать лишние объекты.
- Применить фильтры: в программе есть каталог готовых эффектов. Стилизуйте кадр под винтаж, пленку или любимый фильм, тонируйте картинку или создайте свой фильтр.
- Добавьте популярную зернистость: настройте силу и размер шума.
Взгляните на примеры линейной перспективы в фотографии, обработанные в приложении:
Теплые цвета можно получить вручную или применить фильтр
Инструмент «Геометрия» усилит динамичность и добавит объема
С помощью фильтров увеличьте четкость и резкость
Функции «Дисторсия» и «Изменение пропорций» позволяют добиться идеального результата
Используйте «Штамп», если необходимо скрыть дефект
Теперь вы знаете, что такое линейная перспектива и как этот прием использовать в фотографии. Она позволяет получить впечатляющие результаты, добавить объема и сделать двухмерную плоскость трехмерной. Для обработки результата съемки лучше всего скачать специальную программу. ФотоМАСТЕР предлагает множество функций и инструментов. С ее помощью вы сможете повысить качество изображения, настроить цвета, применить популярные фильтры, и усилить глубину фотоснимка. Скачайте редактор и опробуйте все его функции!
Эти статьи могут вам понравиться:
Перспектива – мощный инструмент в фотографии. Этот параметр относится к визуализации расстояния и глубины в двухмерной среде. В фотографии под перспективой понимается манипулирование восприятием зрителей трехмерности изображений.
Существует много разных видов перспективы. В частности, в этой статье профессиональный фотограф Тамара Кедвес (Tamara Kedves) рассмотрит фотографию с перспективой в двух точках.
Фотограф: Томми Миланезе (Tommy Milanese)
Что такое двухточечная перспектива?
Двухточечная перспектива начинается с определения линии горизонта. Эта линия теоретически представляет из себя линию, отделяющую небо от земли. Однако во многих снимках с использованием перспективы эта линия лишь подразумевается и вместо этого является лишь линией глаз или «линией взгляда» зрителя.
После того как линия горизонта установлена, в кадре расставляются точки схода. Точка схода определяется как точка, размещенная на линии горизонта, где объекты начинают исчезать в силу расстояния. Например, на фото ниже точка схода – это место, где заканчивается видимость дороги.
При двухточечной перспективе две точки схода помещаются на линию горизонта. Эти две точки должны быть удалены друг от друга, чтобы предотвратить искажение. Обе точки схода необязательно должны находиться в пределах плоскости изображения, пока они находятся на линии горизонта, которая продолжается за пределами плоскости изображения в обоих направлениях.
Фотограф: Кайке Роча (Kaique Rocha)
При использовании одной точки перспективы в композиции, точка схода привлекает к себе внимание зрителя. И наоборот, две точки схода как бы «обнимают» основной объект снимка. Двухточечная перспектива означает, что на линии горизонта присутствуют сразу две точки схода.
Линии, идущие от точек, показывают на что нужно обращать внимание. Направляющие помогают взгляду зрителя переходить от одной части изображения к другой. Это создает движение на фотографии и делает ее в принципе более интересной.
Двухточечная перспектива при правильном использовании придает фотографиям уникальный и монументальный вид. Она делает акцент на середине изображения, создавая ощущение глубины с использованием ведущих линий.
Где использовать двухточечную перспективу?
Вы можете создать двухточечную перспективу в любом стиле фотографии. Хотя особенно полезна она будет в архитектурной съемке.
Фотограф: Хала аль-Асади (Hala Al Asadi)
Возможно, вы захотите выделить конкретное здание с помощью перспективы. Архитектурная фотография – лучшая ниша для экспериментов с четкими линиями и формами. Линии также позволяют поэкспериментировать с размещением точек схода.
Как создать двухточечную перспективу
- Шаг 1. Найдите подходящую локацию
Правильное расположение для такой перспективы имеет решающее значение. Вам нужно найти место, где прямые линии ведут к объекту съемки. В отличие от одноточечной перспективы, они должны вести наружу, а не внутрь. Эти линии обычно начинаются от линии горизонта.
Одноточечная (слева) и двухточечная перспектива (справа)
Фотограф рекомендует выбрать в качестве объекта съемки прямоугольное здание в качестве первой попытки. Благодаря своей форме такое здание идеально подходит для фотографий с двухточечной перспективой.
- Шаг 2. Найдите место, откуда вы сделаете снимок
Выбор места, где вы будете стоять со своей камерой – это всегда важное решение для фотографа. И еще более важный элемент при создании фотографии с двухточечной перспективой.
Вам нужно стоять в таком месте, где объект будет находиться посередине, а линии – вести к нему. Здания – самый простой объект для съемки двухточечных перспективных фотографий.
Если вы фотографируете архитектуру, станьте на углу здания. Оттуда просто составить картинку, о которой говорится в следующем шаге.
- Шаг 3. Скомпонуйте снимок
Как только вы окажетесь перед объектом, самое время подумать, как именно вы будете компоновать фотографию. Центральная композиция – вечно спорная тема среди фотографов. Но другое дело, когда дело касается двухточечной перспективы. Как раз в этом случае обычно полезно размещать объект в центре. В конце концов, этот тип перспективы используется, чтобы привлечь внимание к тому, что находится в центре изображения. Особенно это касается архитектурных фотографий. Здесь угол здания должен быть на уровне ваших глаз и в центре кадра.
Фотограф: Рагху Найяр (Raghu Nayyar)
Две точки схода должны быть либо на линии горизонта, либо в углу будущего изображения.
Вы можете изменить расположение точек схода во время редактирования. Если вы предпочитаете, чтобы они располагались по углам, можно обрезать фотографию во время постобработки. Однако Тамара все же не рекомендует слишком много обрезать, так как это снизит разрешение изображения.
Есть один максимально простой прием, чтобы узнать, хорошо ли вы скомпоновали фотографию или нет. Посмотрите на свой снимок. Можете ли вы определить две точки схода? Если да, то вы успешно использовали двухточечную перспективу в своей работе.
Фотограф: Юрий Манэ (Yuri Mane)
Заключение
Создать двухточечную перспективу в фотографии может любой: для этого нужно иметь две точки схода на линии горизонта. Всегда спрашивайте себя: «Куда направлено внимание?».
Это отличный инструмент, если вы хотите выделить объект в центре кадра, что особенно полезно в архитектурной фотографии. Причина тому – геометрические формы и линии, присутствующие в этой нише.
Перспектива и композиция для фотографии то же самое, что поэзия или проза для языка — они могут определить разницу между технически «правильным» изображением предложением) и шедевром.
Ваши глаза видят трёх измерениях. Проблема с фотографией или любым визуальным искусством в этом отношении заключается в том, что вы пытаетесь уловить сущность или ощущение этого третьего измерения (глубины) на двухмерной плоскости, что может быть более сложной задачей, чем кажется.
Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку и сканируют негативы. Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, я регулярно публикую важную информацию про плёнку.
Основные понятия перспективы и композиции
Глоссарий некоторых основных концепций перспективы и композиции:
Линия горизонта
Линия горизонта — это линия, где земля встречается с небом на плоскости. Линия горизонта всегда будет на уровне глаз зрителя.
В фотографии почти всегда полезно следить за тем, чтобы линии горизонта были настолько прямыми, насколько это возможно.
Крайний предел, точка схода
Точка схода — это точка, в которой параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся сходящимися.
Линейная, 2-точечная и 3-точечная перспектива
Линейная перспектива — это когда все параллельные линии, перпендикулярные наблюдателю, сходятся в одной точке схода. Все вертикальные линии параллельны друг другу. Представьте себе коробку, смотрящую прямо сбоку.
В двухточечной перспективе есть две точки схода с каждой стороны поля зрения. Теперь мы смотрим на коробку больше из угла.
Добавьте третью точку схода за пределы кадра в верхнюю или нижнюю часть поля зрения, и это будет трёхточечная перспектива.
Эта дополнительная точка схода известна как зенит (если вверху) и надир (если внизу), и помогает определить пространственные и относительные элементы в изображении.
Визуальный баланс
Эстетический баланс или визуальный вес различных элементов изображения. Если вы видели символ инь-янь, значит, вы знаете, как он выглядит и ощущается.
Глубина резкости
Глубина резкости — это расстояние между ближайшими и самыми дальними объектами в кадре, которые считаются «в фокусе».
Правило третей
Разделите равномерно на три части (по горизонтали и вертикали) и разместите объект (ы) на этих линиях, особенно там, где они пересекаются… скорее в качестве общего ориентира, чем фактического правила.
Вот пример использования правила третей, когда объект находится на пересечении изображения, разделенного на трети по горизонтали и вертикали. (Также обратите внимание на прямую линию горизонта.)
Советы по созданию лучшей перспективы и композиции изображений
Вот несколько советов, как использовать перспективу и композицию, чтобы делать более интересные фотографии.
Некоторые имеют отношение к фотографии в целом, а не только к плёнке, но есть определенные преимущества и нюансы того, как они могут повлиять на мир пленочной фотографии.
Ведущие строки
Выбор правильной перспективы может помочь вам найти ведущие линии в сцене.
Проще говоря, ведущие линии — это всё в кадре, которое «ведет» взгляд к кадру и вокруг него. Они могут быть полезны для привлечения внимания и взгляда зрителя.
Хотя ведущие линии действительно могут состоять из чего угодно, вот некоторые из наиболее распространенных повседневных особенностей нашего мира, которые создают отличные ведущие линии:
Железнодорожные пути
Хотя железнодорожные пути и не являются клише, они создают отличные направляющие линии.
В привёденном ниже примере рельсы поезда служат ведущими линиями, которые привлекают взгляд из нижнего левого угла в середину кадра, где стоит женщина.
Дороги
Дороги — еще один отличный источник ориентиров, особенно в области пейзажной фотографии.
Хотя они не являются естественным элементом, они являются легко узнаваемой чертой нашего мира, которая также помогает передать ощущение масштаба.
Здесь ведущая линия начинается там, где дорога появляется в верхней средней части изображения, и тянет взгляд вдоль кривых вниз и вокруг того места, где он выходит на левой стороне кадра.
Реки
Реки — прекрасный природный ориентир. Они не только сразу привлекают внимание, но и успокаивают ваши глаза.
Здесь ведущая линия начинается в правом нижнем углу изображения и петляет взад и вперед к горам на расстоянии.
Композиция по глубине
Расставляйте элементы в кадре, чтобы получить интересные результаты и иллюзию глубины.
Крыша маяка, совпадающая с линией горизонта воды, разбивает изображение на различные красочные темы и успокаивает глаза.
Среднеформатная изоляция предметов
Огромное преимущество съемки на плёнку среднего формата состоит в том, что это короткий путь к величию… и под величием я подразумеваю трехмерный поп-эффект, который является типичным для плёночной фотографии среднего формата.
Изоляция объекта со средним форматом — это то, что происходит, когда вы комбинируете более широкое поле зрения с малой глубиной резкости, и это становится возможным благодаря большим объективам, кругу изображения и размеру пленки пленочных фотоаппаратов среднего формата.
Этот тип эффекта не может быть достигнут с плёнкой меньшего формата или цифровыми фотоаппаратами, если не сделать множество снимков и не сшить их вместе позже при публикации, метод, который иногда называют панорамой боке или «методом Бренизера».
На этой фотографии используются обе ведущие линии (дорога, уходящая вдаль), а также неглубокая глубина резкости / изоляция объекта среднего формата для создания нескольких визуальных интересов в кадре.
Экспериментируйте и пробуйте разные раскурсы
В мире слишком много дрянных фотографий, чтобы вам начать пополнять их список. Большинство людей просто снимают не задумываясь.
Вместо того, чтобы просто следовать своей первой идее, попробуйте исследовать сцену, чтобы найти интересный ракурс или композицию, которая вам больше всего понравится.
Визуализация вашего финального снимка до щелчка затвора — шаг, который часто пропускают, и, по словам Анселя Адамса, «[это] является самым важным фактором в фотографии».
Без визуализации фотография становится случайной и просто конъюнктурной, но если вы действительно учитываете конечный результат, это поможет вам стать более терпеливым и осознанным, и то и другое является неотъемлемым атрибутом пленочной фотографии.
Этот метод реконструкции перспективы отлично подходит для восстановления фасадов по фотографиям. На снимке с хорошего ракурса можно только по тому, как расположены в перспективе параллельные линии стен и окон, достроить точки схода прямых, определить дистанцию, с которой сделан снимок, найти высоту (без использования вертикальной перспективы) и определить пропорции здания, которые возможно привести к точному масштабу.
В этом способе не учитывается вертикальная перспектива, но на фотографиях она неизбежна. Она будет мешать находить точки схода — верхние этажи покажут на более низкое место для фокуса, нижние — на более высокое. Точность нахождения фокуса зависит от фотографии, можно исправить вертикальное перспективное искажение в фотошопе, возможно, это не приведет к дальнейшим искажениям размеров по горизонтали. Неисправленный кадр позволит увидеть все зависимости и тенденции искажений. Возможно, линия горизонта не будет параллельна линии кадра. Если кадр обрезан, и его середина не является точкой схода Н всех прямых, параллельных линии зрения, то точку схода можно найти как пересечение высот треугольника, образованного тремя фокусами F1, F2 и F3.
Упрощенный рисунок для построения перспективы.
Точка О — точка наблюдения (глаза)
Точка S — основание точки наблюдения (проекция О на горизонталь)
Красными и зелеными линиями отмечены разные способы построения перспективного чертежа.
Понятно, что точка Н врядли всегда будет совпадать с углом здания. Картинную плоскость gr принято располагать так, чтобы она пересекала план здания в ближайшей к наблюдателю точке. Это нужно только для того, чтобы при переносе размеров с горизонтальный проекций на перспективу иметь одну вертикаль с натуральными размерами. В действительности, то есть, на фотографии картинная плоскость проходит по границам кадра.
Рис.1. Упрощенная схема
1. Построить точки схода F1 и F2 и линию горизонта. На фокусах построить полуокружность. Найти середину кадра, отметить на пересечении линии середины кадра и линии горизонта точку Н, опустить из нее перпендикулярно горизонту до пересечения с полуокружностью линию листанции d.
Рис.2 Предварительные построения
2. Из фокусов провести 2 дуги через точку В до пересечения с линией горизонта h0 в точках Мл и М пр. Полученные измерительные точки М2 и М1 нужны для перевода размеров.Ниже изображения провести условную линию gr, параллельную горизонту.
Рис.3 Точки измерения и масштабная линия gr, предварительно проведенная в пределах окружности.
3. Для того, чтобы найти действительные размеры здания, удобнее построить “опущенный план”. Опущенный план похож на часть здания, продленную под землей). Выбрать сторону здания, которая лучше всего видна и измерять ее так: из соответствующего фокуса (то есть, фокуса, в который приходит измеряемая линия) провести в удобном месте произвольную линию и спроецировать на нее края измеряемого перспективного отрезка. Получится новый отрезок — одна сторона опущенного плана. (Понятно, что размеры опущенного плана будут такими же, как размеры плана на отметке земли или крышы, если здание — параллелепипед). Замечание — можно спроецировать согласно вертикальной перспективе (проекционные лучи пересекаются далеко наверху в точке F3), или избавиться от них, например, опускать перпендикуляры из точек пересечения ребер здания линией горизонта.
Из соответствующей фокусу точки измерения Мл или Мпр (точки лежат на окружностях, центрами которых являются соответствующие точкам фокусы) проводят линии через точки на “опущенном плане”. Затем продляют эти линии до пересечения с масштабной прямой gr (она должна находиться в удобном месте). На прямой gr линии отмечают натуральную величину отрезка.
Из правого фокуса F2 проведена линия L1, на нее опущены ребра здания (края отрезка) 1 и 2. Из измерительной точки М2 проведены линии через точки 1 и 2, в месте пересечения с горизонталью gr они образуют точки А и В. Отрезок АВ имеет действительные размеры в масштабе линии gr.
Рис.4 Определение горизонтальных размеров
4. Для того, чтобы найти натуральные размеры по вертикали, нужно выбрать ребро здания, снести его высоту на “опущенный план”. (подчиняясь законам вертикальной перспективы, т.е., “скользя” вдоль ребра здания вниз, до опущенного плана, или подчиняясь перпендикулярному проецированию, т.е., просто вертикально опустить ребро. От этого в неконтролируемой степени зависит точность построения). Точка основания ребра теперь лежит на линии опущенного плана L1. Из любого фокуса провести лучи через низ и верх ребра здания, затем продлить их до пересечения с измерительной осью. Измерительная ось — это вертикаль, проведенная из точки пересечения gr и луча, проходящего через низ ребра, которая совпадает с точкой пересечения gr и L1 (выбранной линии “опущенного плана”). На измерительной оси автоматически отсекается действительная высота здания — лучи, проведенные из фокуса, в месте пересечения с измерительной осью дают действительную высоту. Так же можно находить отметки окон, уровни поясов и карнизов, для этого нужно горизонтально проецировать все размеры на выбранное ребро и либо выполнять ряд подобных построений, либо пользоваться методом увеличения отрезков (треугольник, в котором одна сторона имеет требуемую 100%-ую длину, другая имеющуюся, например, 67%-ую, (на ней отмечены засечки) а третья соединяет края “процентных” сторон, и параллельно ей из засечек проводятся линии, отмечающие на 100%-й прямой новые отрезки, равномасштабно увеличенные).
Рис. 5 Определение вертикальных размеров
Поздравляю вас, если вы удачно воспользовались этим методом.
(с) Р. Шмидта “Учение о перспективе”. М., Стройиздат. 1983.
Переписано и разжевано.
(с) Маенезова
Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются, расстояние между ними не меняется, но часто наблюдаем противоположное. Например, расстояние между параллельными краями дороги или рельсов, уходящих вдаль, постепенно сокращается, пока они не сойдутся в одной точке на горизонте.
Такое визуальное искажение носит название «линейная перспектива». Это зрительное изменение форм и размеров предметов по мере их отдаления, а также принципы создания иллюзии 3D-пространства на плоскости. Разберем ее важные составляющие: линию горизонта, точки и линии схода.
Содержание:
- Линия горизонта
- Точки схода
- Рисуем коробок с одной точкой схода
- Рисуем коробок с двумя точками схода
- Рисуем книгу по фото
- Проверочный тест по линейной перспективе
Линия горизонта
Линия горизонта совпадает с уровнем глаз зрителя (художника). То, с какого положения мы смотрим на предметы, определяет их вид. Взгляните на вещи вокруг. С разных положений: сидя на стуле, стоя на полу. Рассмотрите полки книжного шкафа на фотографии. У тех из них, которые находятся примерно на уровне наших глаз, мы видим только переднюю грань. Для тех, которые расположены выше, – еще и нижнюю плоскость. Опустите взгляд – теперь видны передняя и верхняя плоскости полок.
Точки схода
В точках схода пересекаются параллели, уходящие вглубь рисунка. Они называются линиями схода. Это края дороги, длинного моста, верхние и нижние границы ряда фонарей или опор ЛЭП, а также направленные вдаль продолжения ребер куба, книги, коробка, стола и так далее.
Линия горизонта, точки и линии схода с помощью этих элементов будем строить предметы в перспективе.
Будем рассматривать в этом уроке наиболее распространенные случаи: точек схода одна или две, они лежат на линии горизонта.
Одна точка схода
В этом случае предмет расположен строго перед нами. То есть мы видим его переднюю грань, горизонтальные стороны которой строго горизонтальны. Все вертикали строго вертикальны. Дальняя стенка параллельна передней. В этом случае мы можем видеть еще нижнюю или верхнюю плоскость предмета.
Две точки схода
Точек схода будет две, если предмет расположен не прямо, а несколько развернут. Обычно мы видим две боковые грани и центральное ребро, а также верхнюю или нижнюю грань. В том случае, когда нам видна передняя плоскость (а не две боковых), она находится под некоторым углом, то есть ее горизонтальные стороны не строго горизонтальны, как в случае с одной точкой схода.
Давайте разберемся с основными принципами линейной перспективы:
1 |
Чем дальше расположен один и тот же предмет, тем меньше он будет выглядеть. Это же распространяется и на его части. Например, представьте, что нам надо нарисовать коробок. Если при его построении будем исходить из факта, что противоположные грани одинаковы по размеру, то рисунок будет больше похож на чертеж. Если нарисовать дальнюю грань меньше ближней – это будет больше соответствовать тому, как видим предметы в реальности. |
2 |
Углы искажаются в пространстве. Например, если мы рисуем куб в перспективе, не все его углы останутся прямыми. У граней, направленных вдаль, углы между сторонами больше или меньше 90°. Однако вертикали сохранят прямой угол в наиболее распространенных случаях. |
3 |
Линия горизонта в рисунке одна. |
Рисуем коробок с одной точкой схода
Шаг 1. Нарисуем линию горизонта и прямоугольник – переднюю плоскость коробка. Представим, что он расположен прямо перед нами, при этом не смещен ни вправо, ни влево. Поэтому точку схода (ТС) нарисуем примерно по центру прямоугольника.
Шаг 2. Из углов прямоугольника проведем линии к точке схода. На этих линиях схода лежат ребра граней, направленных вдаль (к линии горизонта).
Шаг 3. Перейдем к рисованию дальней стенки коробка. Мы изображаем условный коробок, поэтому можем произвольно выбрать расстояние от передней до дальней грани. Начинаем с любого ребра. Например, проведем нижнее. Оно заключено между ранее нарисованными линиями схода и параллельно линии горизонта.
Шаг 4. От точек пересечения этого ребра с линиями схода проведем вертикальные стороны дальней грани. А потом верхнее ребро. Сформировали дальнюю стенку коробка, параллельную передней.
Шаг 5. Чтобы форма лучше читалась, смягчим линии схода, которые выходят за пределы дальней грани. Наш первый коробок готов. Чтобы увидеть, как меняется его вид в зависимости от положения относительно линии горизонта, нарисуем еще два таких же по размерам прямоугольника. Один выше первого, другой – ниже.
Шаг 6. От углов двух новых прямоугольников проведем линии к первой точке схода.
Шаг 7. Мы рисуем три одинаковых коробка. Их расстояние до нас не меняется, смещение происходит только по вертикальной оси. Размеры дальних стенок будут одинаковы. И чтобы их найти, продлим вертикали боковых сторон дальней стенки первого коробка.
Шаг 8. Нарисуем стороны дальних стенок новых коробков по точкам пересечения вспомогательных вертикалей и линий схода.
Шаг 9. А теперь аккуратно удалим вспомогательные линии и смягчим невидимые глазу ребра. Самые ближние линии (стороны передних граней) выделим более насыщенной линией. Это усилит ощущение пространства в работе. Три коробка готовы!
Порисуйте самостоятельно коробки разных размеров с одной точкой схода. Попробуйте нарисовать коробок, немного смещенный относительно точки схода по горизонтальной оси.
Рисуем коробок с двумя точками схода
Шаг 1. Начинаем с линии горизонта. Нарисуем произвольно ребро коробка. Чем длиннее ребро, тем дальше должны располагаться от него точки схода. Поэтому сделаем его небольшим, чтобы уместиться в листе со всем построением. Отметим точки схода на линии горизонта. Если разместить их слишком близко к ребру, искажение формы коробка будет сильнее, чем требуется. Не стоит размещать их и слишком далеко.
Шаг 2. Соединим концы этого ребра с точками схода.
Шаг 3. Нарисуем вертикали двух других видимых нам ребер. Здесь тоже произвольно выбираем их расположение.
Шаг 4. Дорисуем недостающие стороны нижней грани. Соединим нижнюю точку пересечения правого ребра с линией схода с левой точкой схода. А от нижней точки пересечения левого ребра с линией схода проведем прямую в правую точку схода. У нас образовалась нижняя стенка коробка.
Шаг 5. То же самое проделаем для верхней стенки. А затем проведем заднее вертикальное ребро, соединив дальние углы верхней и нижней граней.
Шаг 6. Выделим чуть сильнее верхнюю грань. Еще сильнее – ближние боковые стенки коробка. Так ближнее будет казаться ближе, а дальнее – дальше. Смягчим линии построения. Коробок готов!
Будет полезно нарисовать несколько таких коробок разной высоты и с разным положением точек схода. Где-то форма коробка получится неестественно искаженной (из-за выбранного положения точек схода), где-то наоборот – удачной. Благодаря сравнению результатов таких попыток мы учимся чувствовать оптимальное соотношение, и оно зависит от размеров изображаемого объекта, от расстояния до зрителя.
Рисуем книгу по фото
Именно это мы сейчас и проделаем.
Шаг 1. Наметим общие габариты книги. Оставим место над книгой для линий схода и горизонта. Проверим, сколько раз ее высота укладывается в ширине. А затем найдем, сколько раз высота передней грани блока страниц укладывается во всей высоте. Обозначим центр книги.
Шаг 2. Зная ширину книги и высоту передней грани, нарисуем прямоугольник фронтальной плоскости коробка. После этого нарисуем боковые грани нижней плоскости (обложки), уходящие вдаль, определяя их наклон методом визирования. Продлим их до пересечения и получим точку схода.
Шаг 3. От точки схода проведем линии к верхним углам прямоугольника передней плоскости. Нарисуем верхнюю границу книги через ранее найденную точку до пересечения с только что намеченными линиями схода. От этих точек пересечения опустим вертикали до первых линий схода – боковые стороны дальней стенки коробка для книги. Дорисуем нижнюю сторону этой стенки.
Шаг 4. Смягчим линии построения и невидимые грани. Коробок готов. Поставим метки ближних верхних уголков страниц, измерив визированием, насколько они удалены от краев книги.
Шаг 5. Через эти метки проведем верхние боковые границы блока страниц, уходящие вдаль. То же проделаем и для нижних границ этого блока. Уточняем их наклон и положение методом визирования. Проведем центральную линию книги.
Шаг 6. Визуально разобьем контур разворота на несколько основных отрезков. Определяем их наклон методом визирования. Схематично наметим их в рисунке.
Шаг 7. Проведем более плавную линию разворота. Наметим корешок книги. Сотрем вспомогательные линии, чтобы они не отвлекали.
Шаг 8. Уточним детали. Слегка скруглим углы обложки, отделим ее линиями от блока страниц. Нарисуем закладку слева. Ее край делаем неровным, чтобы подчеркнуть характер. Легкими линиями кое-где наметим отдельные страницы и наличие текста. Этого будет достаточно, ведь зритель дорисовывает в своем воображении недостающие повторяющиеся детали. Слегка смягчаем ластиком дальние линии, а ближние к нам выделяем более сильным нажимом, чтобы создать иллюзию глубины пространства.
Книга готова!
Не всегда удобно делать подобное построение через горизонт, линии и точки схода. Последние могут выходить за пределы листа. В этом случае ради более точного построения можно увеличить лист, приклеив бумагу по бокам. Еще один вариант – перед началом работы сделать маленький набросок коробка для предмета, схему-подсказку соответствующих пропорций и в нужном ракурсе. Такая схема рисуется со всеми вспомогательными линиями и точками. Важно сделать это построение как можно точнее, чтобы затем перенести на чистовик в нужном масштабе найденные соотношения размеров и наклоны ребер, но уже без точек и линий схода, без обозначения горизонта. Затем предмет вписывается в коробок, как это сделали мы.
После определенной практики можно обойтись совсем без линии горизонта и точек схода. Вместо этого можно опираться на метод из первого урока – измерение углов и пропорций карандашом.
Как при этом добиться большей точности изображения:
1 |
Следует рисовать все линии предмета, даже невидимые (скрытые). Так проще понять, насколько убедительно выглядит форма, есть ли в ней ошибки. |
2 |
Хорошо немного продлевать ребра. Так лучше видно, соблюдается ли принцип постепенного сокращения расстояний между параллелями по мере их отдаления. |
3 |
Сравнивайте длины вертикальных ребер. Чем они дальше, тем меньше должны быть в рисунке. |
Порисуйте книги по фото, а еще лучше с натуры, потому что фотографии могут искажать форму. Это будет очень полезной практикой изображения реальной объемной формы на плоскости листа.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
← 1 Построение формы3 Окружность в перспективе →