Как найти точку вмт

На чтение 10 мин Просмотров 31к. Опубликовано 28 января, 2022

При самостоятельном выполнении ремонтных и настроечных операций важно знать и понимать обозначения специальных терминов. Например, верхняя мертвая точка может быть отображена как «ВМТ». Эта настройка является одной из важнейших установок, которые должны быть обеспечены, когда требуется восстановить работу многих систем и механизмов мотора.

ВМТ – это верхняя мертвая точка

Верхняя мертвая точка поршня цилиндра будет отображаться в таких книгах и учебниках, как «ВМТ». При этом у подготовленного читателя подобные сокращения не вызовут каких-либо затруднений.

Зачем нужна ВМТ

Термином «ВМТ» обозначается положение поршня двигателя в точке, максимально удаленной от осевой линии коленчатого вала. Слово «мертвая» означает, что дальше движения нет, более того, при достижении данного положения будет осуществлен возврат поршня за счет инерционного усилия маховика, движения якоря электрического мотора стартера или колес автомобиля, при торможении двигателем.

Знать о всех режимах работы внутренних элементов двигателя не обязательно, если водитель не занимается ремонтом и настройкой автомобиля. В ситуациях, когда приходится время от времени проводить самостоятельные регулировочные работы, важно уметь правильно понимать информацию, изложенную в различных справочниках, в том числе – правильно расшифровывать общепринятые аббревиатуры.

Зачем нужна ВМТ

Когда нужно определять ВМТ в двигателе

Определение точного положения поршня в цилиндре может потребоваться при многих ремонтных и настроечных операциях. Совершенно не обойтись без установки верхней мертвой точки при выполнении следующих работ:

  • Выставлении момента зажигания.
  • Замене привода ГРМ (а также при установке новых звездочек или шкивов).
  • Регулировке тепловых зазоров клапанного механизма.

Практически все работы, связанные с установкой момента зажигания горючей смеси, впрыска топлива и настройкой фаз газораспределения, требуют точной установки поршня в положение верхней мертвой точки. При капительном ремонте двигателя, в процессе сборки внутренних деталей, также может потребоваться устанавливать поршни в ВМТ.

Как определяется ВМТ

Для определения ВМТ можно использовать различные методы. Наиболее простые, но и менее точные, не потребуют каких-либо финансовых затрат, на приобретение дополнительных инструментов. Высокоточные способы выставления ВМТ осуществляются с применением специальных приборов. Для применения таких устройств не нужно приобретать специальных знаний или навыков, но некоторая последовательность действий должна быть обязательно соблюдена.

Определение ВМТ различными способами может занимать неодинаковое количество времени. По этой причине, следует обязательно разобраться с приоритетами. То есть, что является более важным, точность определения верхней мертвой точки или временные затраты на выполнение этой работы.

Метки распредвала

Как определить ВМТ первого цилиндра

При выполнении большинства настроечных операций требуется установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Эта работа может быть выполнена по следующим методикам:

  1. Совместить метку на шкиве коленвала с отметкой на корпусе двигателя. Очень простой способ, но может использоваться только на полностью собранном и отрегулированном силовом агрегате. Способ очень точный, но только при отсутствии значительных зазоров между выемкой на шкиве и шпонкой коленвала. При износе фиксатора или его отсутствии могут отмечаться очень значительные отклонения, которые не позволят выполнить работу по определению ВМТ первого цилиндра без использования специального оборудования. При длительной эксплуатации или во время неосторожного выполнения ремонтных работ риска на шкиве коленчатого вала может быть повреждена, что также может сделать невозможной точную установку положение первого цилиндра в верхней мертвой точке.
  2. Поместить в верхнее пространство камеры через свечное отверстие какой-либо предмет и прокрутить коленвал до точки, когда элемент будет вытолкнут из цилиндра на максимально возможное расстояние. В качестве основной детали «измерительного инструмента» можно использовать бумагу, которую сворачивают тонкой трубочкой в несколько слоев и устанавливают вместо свечи. Применение мягких материалов является приоритетным, ведь в противном случае можно повредить поршень, цилиндр или резьбу свечного отверстия.
  3. Применение специального индикатора. Вместо свернутой бумаги может применяться профессиональный инструмент, с помощью которого можно с высокой степенью точности определить положение поршня в верхней мертвой точке. Использовать такой прибор очень просто: достаточно установить его вместо свечи зажигания и проворачивая коленвал зафиксировать положение поршня, когда на циферблате будет показано наивысшее значение. Для повышения точности определения ВМТ рекомендуется прокрутить коленвал на 2 полных оборота.

Для разового измерения достаточно применить «дедовский» метод, а также использовать способ выставления ВМТ посредством меток на коленвале.

Что будет, если ВМТ установлена неправильно

Если верхняя мертвая точка выставлена неверно, то это может привести к очень нежелательным последствиям. Особенно опасно ошибочное определение положения поршня, когда осуществляется регулировка или ремонт системы газораспределения. Если будет нарушена синхронизация движений поршней и клапанов, то возможно повреждение этих деталей при механическом контакте.

Если выставляется момент зажигания, то неправильно определение ВМТ, а значит и смещения момента зажигания в 10˚ от этого положения, будут определены некорректно. Когда искра образуется между электродами свечи несвоевременно, то высока вероятность образования детонации в цилиндрах и выпускной системе. Взрывообразное сгорание топливо очень негативно отражается на ресурсе деталей силового агрегата. При небольших отклонениях двигатель будет работать в обычном режиме, но возможны частые перегревы, снижение мощности и повышение расхода топлива.

Как выставить ВМТ

Выставление ВМТ является очень ответственным мероприятием, ведь от корректно выполненной процедуры будет зависеть правильность настройки систем и механизмов автомобиля, а также возможность определения поломки, если осуществляются диагностические мероприятия.

Выставить ВМТ можно самостоятельно, но лучше привлечь к этой операции помощника. Напарник может понадобиться, когда потребуется одновременно вращаться коленвал и пытаться установить максимальное значение индикатора. Установка поршня в верхней мертвой точке также должна осуществляться вдвоем. Выставление ВМТ по меткам является самым простым, поэтому может осуществляться самостоятельно.

Выставление по меткам

Выставление по меткам

Верхняя мертвая точка может быть легко выставлена по меткам на шкиве коленчатого или распределительного вала. Во втором случае, немного сложнее определять мертвые точки для некоторых цилиндров, ведь за один оборот распредвала, коленвал делает 2 оборота. Это значит, что в одном цилиндре положение поршня в верхней мертвой точке может быть и при полностью закрытых и при полностью открытых клапанах. Для того чтобы точно определить положение поршня в ВМТ, потребуется маркером сделать дополнительные отметки на звездочке распредвала с шагом в 90˚. На коленвале регулировка будет осуществляться значительно проще, ведь достаточно нанести еще одну метку напротив основной риски, по которой определяется ВМТ первого цилиндра, чтобы можно было выполнить регулировку любого из четырех поршней. Данная рекомендация справедлива только для четырехцилиндрового двигателя. Например, в трехцилиндровом моторе шатунные шейки коленвала будет располагаться под углом 120˚, поэтому шкив коленвала потребуется поделить на 3 равных сектора, чтобы по отметкам можно было поочередно установить верхнюю мертвую точку каждого поршня.

Как найти ВМТ первого цилиндра

Для выполнения многих регулировочных операций требуется установка поршня первого цилиндра в положении ВМТ. Эту работу можно выполнить исключительно по меткам, которые нанесены на шкив коленчатого вала. Как правило, на этом элементе имеется 2 риски. Одна (первая по ходу коленвала) указывает на положение поршня переднего цилиндра в верхней мертвой точке, вторая – отмечает положение этой детали на 10 градусов после ВМТ. Совместив первую отметку со штифтом на корпусе двигателя можно получить требуемое положение поршня первого цилиндра.

Если установить поршень первого цилиндра в ВМТ необходимо с целью регулировки момента зажигания, то следует совмещать со штифтом на корпусе не первую метку, а вторую метку. Кроме того следует убедиться в том, что клапана первого цилиндра находятся в закрытом состоянии. Для этой цели достаточно подать воздух под давлением в свечное отверстие первого цилиндра. Также можно снять клапанную крышку и убедиться в том, что риска на звездочке распредвала находится в непосредственной близости от штифта на корпусе ГБЦ.

Проверка ВМТ компрессометром

Если метка отсутствует либо шкив снят с коленвала, то положение первого цилиндра в ВМТ можно будет установить с помощью индикатора. При наличии специального инструмента работа выполняется в такой последовательности:

  • Выкрутить свечу первого цилиндра.
  • Установить в свечное отверстие индикатор.
  • Провернуть коленвал на 1 – 2 оборота, точно определив максимальное значение на индикаторе.
  • Снова провернуть коленвал до момента, когда прибор покажет максимальное значение.

Когда на циферблате прибора будет указано максимальное значение, то поршень первого цилиндра будет находиться в верхней мертвой точки.

Специальный прибор для определения ВМТ можно приобрести за относительно небольшую цену, но если необходимо срочно выполнить работу по определению положения поршня в цилиндре, то следует воспользоваться «дедовским» способом. Для выполнения такой работы не обязательно использовать бумагу. В качестве индикатора может применять любой тонкий неметаллический предмет, который необходимо поместить в свечное отверстие. Затем медленно проворачивая коленвал определить момент, когда предмет выдвигается из цилиндра на максимальную длину. При выполнении такой процедуры необходимо следить за тем, чтобы деталь была размещена в одной плоскости с поршнем. В противном случае при перемещении внутреннего элемента самодельный индикатор может сломаться, и часть изделия останется внутри цилиндра.

Выставлять поршни в положение верхней мертвой точки можно различными способами, но при выборе варианта настройки, прежде всего, следует помнить о том, насколько точно требуется выполнить данную операцию. Устанавливать верхнюю мертвую точку с использованием самодельного индикатора очень просто, но точность положения поршня нельзя будет установить без определенной погрешности. По рискам и с применением профессионального инструмента можно выполнить работу по установке ВМТ более точно, поэтому при выполнении наиболее важных настроек следует воспользоваться данные методы.


Download Article


Download Article

Top dead center, sometimes referred to as TDC, is the point in which the piston in the number one cylinder position of your engine is at its highest point on the compression stroke. You may need to identify top dead center in order to install a new distributor in the correct orientation, connect spark plug wires in the correct position or any number of other automotive projects. Doing so can be easy with ordinary hand tools, but using a piston stopper tool specifically designed to help find top dead center will yield the most accurate results.

  1. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 1

    1

    Disconnect the battery. Before beginning the project, use a hand or socket wrench to loosen the nut holding the black “ground” cable on the negative terminal of the battery. Pull the cable up off of the terminal and tuck it to the side of the battery to prevent it from coming back into contact with the terminal until you’re done.[1]

    • Disconnecting the battery will prevent you from shocking yourself or causing any blown fuses while you work.
    • The car will not be able to start with the battery disconnected.
  2. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 2

    2

    Disconnect the plug wire from cylinder one. Refer to your vehicle’s service manual for help identifying which spark plug coincides with cylinder one. Once you’ve found it, grip the spark plug wire at the base where it connects to the spark plug and pull it backward to remove it.[2]

    • Make sure you check the service manual for your specific year, make and model vehicle.
    • Do not pull on the spark plug wire itself, but rather from its base, when removing spark plug wires.

    Advertisement

  3. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 3

    3

    Remove the spark plug from cylinder number one. Use a spark plug socket and a long extension on your wrench to remove the spark plug in the cylinder one position of your vehicle. Rotate the plug counter clockwise to unthread it before pulling it out.[3]

    • The spark plug will stick in the spark plug socket thanks to a rubber ring inside it.
    • Check the spark plug for any signs of damage, then set it aside someplace safe.
  4. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 4

    4

    Install the piston stop tool into cylinder number one. Take your piston stop tool and insert it into the spark plug socket you used to remove the spark plug. Lower it into the same hole you removed the spark plug from, and thread it into place carefully by turning it in a clockwise direction.[4]

    • Be extremely careful not to allow any debris to fall into the spark plug hole as you switch it out for the piston stop tool.
    • You can purchase a piston stop tool and most auto parts stores.
    • The piston stop tool doesn’t have to be too tight. Simply make it snug by hand.
  5. Advertisement

  1. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 5

    1

    Use a wrench to slowly rotate the motor. Locate the crank pulley near the bottom of the engine. This circular pulley provides power to accessories like your power steering and air conditioning through the serpentine or accessory belts. At the center of the pulley will be a nut. Place an appropriately sized wrench on the nut and turn it counter-clockwise to rotate the motor.[5]

    • Be sure to use the correct size wrench or socket, otherwise you could damage the bolt on the pulley.
    • It may take a decent amount of force to rotate the motor. Larger motors will be even more difficult than smaller ones.
  2. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 6

    2

    Never use the starter to rotate the engine. As you go about determining top dead center, you will need to rotate the engine assembly. Do not turn the key in the ignition to use the starter to do so, as it can cause serious damage to the engine if the piston strikes the piston stop tool you inserted.[6]

    • With the battery disconnected, you won’t be able to start the engine.
    • Never attempt to start the engine while you have portions of it disassembled.
  3. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 7

    3

    Mark the pulley when the piston hits the stopper. Continue to turn the pulley with the wrench until the piston in cylinder one comes into contact with the piston stop tool. When it stops, mark the pulley location on the harmonic dampener surrounding the pulley with a marker.[7]

    • Be sure you can clearly make out the mark you draw on the harmonic dampener.
    • A sharpie or paint pen will both work to make your mark on the harmonic dampener.
  4. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 8

    4

    Rotate the engine back the other way. Once you’ve made your first mark, use the hand or socket wrench on the crank pulley to rotate the engine back in a clockwise direction until it comes into contact with the piston stopper tool once again.[8]

    • Mark the second spot on the harmonic dampener where the pulley stopped turning because of the stopper tool.
    • Be sure both marks are clearly visible on the harmonic dampener before moving on.
  5. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 9

    5

    Find the center point between the two marks. With both marks clearly visible, find the center point by measuring the distance between them and dividing by two. That should allow you to measure from on of the two lines and identify the exact center point between the two. That center point is top dead center.[9]

    • Be sure to remove the piston stop tool and return the spark plug prior to starting the engine.
    • Reconnect the battery to restore power to the vehicle once you’re done.
  6. Advertisement

  1. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 10

    1

    Remove the spark plug from cylinder one. Instead of removing the spark plug to replace it with a stopper tool, you can use your thumb to get a good approximation of top dead center that will be accurate enough for you to install your distributor or spark plug wires, but will not be specific enough to align your camshafts.[10]

    • Make sure to remove the spark plug using a spark plug socket, otherwise it will simply unthread and remain in the hole.
    • Be extremely careful not to allow anything to fall in the hole while the spark plug is removed.
  2. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 11

    2

    Place your thumb over the spark plug hole. As the engine rotates, the piston will rise inside cylinder one and you’ll be able to feel the increase in pressure. Take your thumb and insert it into the hole the spark plug came out of so you’ll be able to feel the change in pressure within the cylinder.[11]

    • Make sure your thumb is positioned to it creates a seal over the hole.
  3. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 12

    3

    Have a friend rotate the crankshaft with a wrench. As you keep your thumb over the spark plug hole, have a friend rotate the engine counter clockwise using a wrench of the appropriate size. Have them continue to rotate the engine until the increase in pressure pushes your thumb off the spark plug hole as it nears top dead center. [12]

    • Pay attention as your friend rotates the motor so you’ll notice when your thumb is pushed off the hole.
    • As soon as your thumb moves it will relieve the pressure, allowing you to place it over the hole again.
  4. Image titled Find Your Engine's Top Dead Center (TDC) Step 13

    4

    Look into the hole with a flashlight to find TDC. Once your thumb has been pushed off the spark plug hole, use a flashlight to peer down into the hole at how close the cylinder is to the hole itself. Have your friend rotate the motor very slowly as you watch to get it as close as possible to top dead center.[13]

    • This process is accurate to within 15 degrees, so it should not be used to install new camshafts.
    • Make sure to reconnect the battery after reinstalling the spark plug.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Do I need to remove the distributor before I find TDC?

    Community Answer

    No, but you will need to take off the cap to set the timing.

  • Question

    Exhaust valve open on number one on top dead center or closed?

    Community Answer

    TDC on compression stroke all valves closed, TDC on exhaust stroke the exhaust valve will be opened.

  • Question

    Do I take out the distributor or leave it in when finding my engine’s TDC?

    Community Answer

    You don’t need to do anything with the distributor except remove the cap to be able to see
    where the rotor is pointing.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To find your engine’s top dead center, locate the crank pulley near the bottom of the engine and use a wrench to turn the nut in the center of the pulley. Turn the pulley with the wrench until the piston in the first cylinder comes into contact with the other piston. When it stops, use a marker to mark the pulley location on the harmonic dampener, or the metal housing over the pulley. Then, use the wrench to rotate the engine the opposite way until it comes back into contact with the piston and mark the second spot on the harmonic dampener. After that, find the top dead center point between the marks by measuring the distance and dividing by 2. For tips about how to locate the top dead center without a stopper tool, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 526,921 times.

Reader Success Stories

  • Anonymous

    “It helps to understand the TDC in an engine and the process to find it. Muchas gracias.”

Did this article help you?

Приветствую, мой Цифровой друг !

В настоящее время мы перебираем двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 на тягаче МАЗ-543205-226 который мы купили в составе сцепки за 350 000 рублей в марте 2020 года. Продавец сделал нам хорошую скидку так как двигатель сапунил что стало основной причиной его переборки.

Пришло время регулировать тепловой зазор клапанов для чего необходимо на каждом цилиндре двигателя в момент регулировки выставить верхнюю мертвую точку (ВМТ) на такте сжатия. Найти ВМТ достаточно легко при снятых форсунках двигателя, необходимо проворачивать двигатель до срабатывания впускного клапана. Впускной клапан на двигателе ЯМЗ 238 находится слева.

Левый клапан на двигателе ЯМЗ - впускной с любой стороны двигателя
Левый клапан на двигателе ЯМЗ – впускной с любой стороны двигателя

После того как впускной клапан закрывается, необходимо вставить тонкий штырь в отверстие форсунки и проворачивая двигатель поймать момент окончания его выталкивания.

Открытие и закрытие впускного клапана говорит о том, что такт впуска воздуха закончен и начинается такт сжатия воздуха. Между тактом сжатия и рабочим ходом два клапана и впускной и выпускной закрыты и можно регулировать тепловой зазор.

Также, в этот момент можно услышать характерный пшик из топливного насоса высокого давления, что говорит об окончании такта сжатия и впрыске в цилиндр топлива.

Когда форсунки установлены и нет возможности их снять, то выставляют ВМТ следующими способами:

  • по меткам на маховике или муфте опережения впрыска топлива (нужно знать где смотреть)
  • в момент подачи топлива на форсунку (нужно открутить штуцер на магистрали высокого давления)
  • после срабатывания впускного клапана прокрутить коленчатый вал на 1/3 оборота

Более подробно о том как мы выставляли ВМТ для регулировки теплового зазора клапанов на двигателе ЯМЗ смотрите в видео на нашем канале YouTube.

Приятного просмотра мой Цифровой друг !!!

До встречи на просторах интернета !!!

Движение поршня от нижнего до верхнего положения называется ходом поршня. Верхняя мертвая точка — точка наивысшего положения, занимаемого поршнем при вращении коленчатого вала. Поскольку поршень за рабочий цикл дважды достигает своего наивысшего положения (один раз — в конце такта сжатия и еще раз — в конце такта выпуска), за ВМТ обычно принимают наивысшее положение поршня в конце такта сжатия.

Содержание

  1. Как определить ВМТ
  2. Установка в ВМТ
  3. Заключение

Как определить ВМТ

Чтобы определить ВМТ первого цилиндра, нужно ротор распределителя направить в противоположную сторону от метки, расположенной на корпусе. Это значит, что поршень первого цилиндра будет находиться в верхней мертвой точке в такте выхлопа.

Чтобы найти ВМТ без меток, нужно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. Затем делают две отметины на маховике, соответствующие левому и правому положениям. Потом на маховике находят середину между этими метками. Это и будет ВМТ.

Установка в ВМТ

Установка поршня в ВМТ — основная процедура для многих операций, таких как регулировка зазора в механизме привода клапанов, замена цепи ГРМ и звездочек распредвала/коленвала.

Перед началом этой процедуры установите рычаг (селектор) КПП в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз (или подклиньте задние колеса). Отключите систему зажигания, отсоединив разъемы первичной цепи от блока катушек зажигания/модуля зажигания (см. главу 5). Снимите также давление в топливной системе (см. главу 4А, параграф 12).

Чтобы установить любой поршень в ВМТ, коленвал следует проворачивать только по часовой стрелке (если смотреть со стороны цепи ГРМ). Это можно сделать одним из следующих способов:

а)   Предпочтительный способ. Коленвал проворачивают головкой с воротком («трещоткой») за болт крапления шкива коленвала.

б) Можно попросить помощника короткими включениями стартера (ключ—в замке зажигания) провернуть стартер. Для точной установки коленвала все равно потребуется головка с воротком. Проследите за тем, чтобы помощник к этому моменту уже покинул салон автомобиля, вынув из замка ключ зажигания.

Выверните свечи и установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра (см. рис. 3.5)

Верхняя мертвая точка (ВМТ) для поршня № 1 - установка

Рис. 3.5. Для определения ВМТ поршня цилиндра № 1 такта сжатия компрессометр установите в свечное отверстие цилиндра № 1

(прибор с резьбовым наконечником и гибким шлангом длиной сантиметров пятнадцать использовать предпочтительнее).

Проворачивайте коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока стрелка манометра не начнет подниматься, указывая на такт сжатия

После того как такт сжатия начался, ппршень цилиндра № 1 надо установить в наивысшее положение, что и будет соответствовать его ВМТ.

Продолжайте проворачивать коленвал до тех пор, пока метка на демпфере коленвала не совпадет с цифрой «О» (ВМТ) на крышке привода ГРМ (см. рис. 3.8).

Верхняя мертвая точка (ВМТ) для поршня № 1 - установка

Рис. 3.8. Совместите метку на демпфере коленвала с отметкой «О» на шкале на крышке цепи привода ГРМ

В этой точке поршень цилиндра № 1 находится в ВМТ такта сжатия. Если же метки совпали, а компрессии нет, то это означает, что поршень находится в ВМТ такта выпуска. Сделайте еще один полный (360°) оборот коленвала.

Примечание. Если компрессометр недоступен, можно вставить какой-нибудь тупой предмет в свечное отверстие № 1 и затем, по мере проворачивания коленвала, определить начало такта сжатия по шипению выходящего воздуха. Оставшаяся часть процедуры идентична вышеописанной.

Заключение

После того как поршень № 1 будет установлен в ВМТ такта сжатия, остальные поршни можно поочередно установить в это же положение, проворачивая коленвал всякий раз еще на 180°, в соответствии с порядком зажигания (см. Спецификации). Например, провернув коленвал на 1 80° (от ВМТ поршня цилиндра № 1), ВМТ такта сжатия займет поршень цилиндра № 3.

Смотрите видео: ВМТ Верхняя мертвая точка и НМТ в двигателе внутреннего сгорания

При настройке распредвала всегда требуется достоверно определить ВМТ… Хорошо, если метка ВМТ на маховике заранее проверена по ходу поршня. Ну а если заменялся маховик или х.з., что там с меткой?))
Ставить стойку с индикатором под капот так, чтоб индикатор не сбивался при проворачивании двигателя долго и неудобно.
Мне надоело возиться со стойками и я сделал маленькую оправочку для облегчения трудов)))
Раскурочиваем свечу зажигания, вытачиваем простенькую втулочку с поджимным винтиком и все почти готово.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Оправочка в сборе.

Втулочку к корпусу свечи лучше всего припаять или приклеить, я прихватил полуавтоматом и получилось чуть криво-увело(( Мощного паяльника не было под рукой.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Сварка прочна, но требуется надёжная фиксация свариваемых деталей!

Получилось хорошо, я полностью доволен! Эстетично и практично!
Даже с большим индикатором ИЧ10 ничего никуда не упирается)) С индикатором ИЧ02 ещё лучше)) предпочтительней ИЧ10-ход больший…

Фото в бортжурнале LADA 21093

С ИЧ10 зазор до стенки ГБЦ минимален. Лучше делать втулочку длинней на 4-5мм.

Фото в бортжурнале LADA 21093

С ИЧ2 зазор 3-4мм.

Проверил приспособление в работе-показания не прыгают, крепление надёжное и точное, оправочка ставится за мгновение. Возню со стойкой вспоминаю как страшный сон)))

Фото в бортжурнале LADA 21093

Вот так всё смотрится на моторе…

Для того, чтобы штанга индикатора не скользила по днищу поршня, она должна быть достаточно тяжёлой. Велосипедные спицы в качестве штанги можно признать как “условно годные”-они как раз скользят…

Фото в бортжурнале LADA 21093

Мего-штанга: собрана аж из трёх деталей)))

Фото в бортжурнале LADA 21093

В сборе с тяжёлой штангой.

Слабое место конструкции-это винтик)) На разных ГБЦ оправка закручивается по-разному и положение болтика неизвестно… бывает, что подтянуть его невозможно-он закрыт индикатором. Тогда приходится смотреть положение, выкручивать оправку и вкручивать снова с установленным индикатором…

Фото в бортжурнале LADA 21093

Как раз такой случай: болтик за индикатором…

Да, чуть не забыл… В Сети иногда встречаются посты типа “истинная ВМТ находится посередине между моментом, когда стрелка индикатора уже не поднимается и моментом, когда стрелка пошла вниз”… Я не разделяю это мнение. Если поставить микронный индикатор, то будет видно, что поршень движется.
На сильно изношенном двигателе действительно получается выстой(!) коленвала 2-3градуса. Но это результат сложения (и последующей выборки) всех зазоров, но не больше…

Добавить комментарий