Как найти точку зрения в перспективе

Разберемся на пошаговых примерах с правилами построения разных видов перспектив. В конце статьи — краткий гайд в карточках.

Автор работы — нидерландский художник и архитектор Ганс Вредеман де Врис.

Что такое законы перспективы и зачем они нужны?

Законы перспективы — это приемы, с помощью которых можно показать объем и габариты предметов, их расположение относительно зрителя, плановость и глубину пространства. Иными словами, перспектива помогает сделать картинку более реалистичной и выразительной.

Картина Альфреда Сислей «Дорога в Лувесьенне» (1873) прекрасный пример, как с помощью перспективного сокращения можно передать глубину изображения.

Мы разберем три вида перспективы: с одной, двумя и тремя точками схода.

Примеры перспективных изображений с разным количеством точек схода.

Усвоив логику этих построений, вы сможете убедительно нарисовать все, что угодно: от кубика до космической станции и даже человеческого тела. Всё потому, что любой объект можно упростить до композиции из простых примитивных фигур:

Основные понятия при построении перспективы

Для начала разберемся с базовыми терминами: линией горизонта и точкой схода.

Линия горизонта

Линия горизонта — это условная линия на уровне глаз художника, ее еще называют линией уровня глаз. В природе линия горизонта хорошо видна, например, возле больших водоемов, где небо соединяется с поверхностью воды.

Линию горизонта хорошо видно на побережье — это линия, которая получается на стыке воды и неба.

Линию горизонта не всегда видно на рисунке, художник может построить ее условно, в качестве ориентира. Для своей картины вы сами задаете расположение ЛГ и уже относительно нее простраиваете предметы и окружение.

От расположения объекта относительно линии горизонта будет зависеть его изображение. Источник

Где расположить линию горизонта?

Это вопрос чаще всего общей задумки рисунка. Выбор линии горизонта определяется исключительно тем, с какой высоты мы хотим показать главный объект: с высоты птичьего полета или с точки зрения муравья. Если речь идет о концепт-арте окружения, то чаще всего линия горизонта будет на уровне глаз зрителя — если есть необходимость показать картину с точки зрения персонажа

Максим Кнехт, Ментор в Smirnov School на курсе «Концепт-арт окружения»

Один объект в разных положениях относительно линии горизонта изображается по-разному.

Точка схода

Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка и называется точкой схода.

Количество точек схода в рисунке может быть разным: от 1 до 6. Чем больше точек схода — тем более «искаженной» будет перспектива. Например, 5-6 точек схода используются для того, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:

Как понять, сколько точек схода нужно?

Это тоже определяется целью. Более трех точек редко используется вообще. Чаще всего достаточно двухточечной перспективы, но иногда, для передачи масштабов высоты или глубины, мы можем использовать и три точки.

Определившись с положением линии горизонта и точек схода, можно приступать к построению перспективы.

Перспектива с одной точкой схода

Еще ее называют фронтальной перспективой. В этом случае мы видим одну из плоскостей фронтально, без искажений.

Примеры изображения куба с помощью фронтальной перспективы. Одна грань, «лицевая», всегда остается без искажений.

Как построить перспективу с одной точкой схода

Самый простой пример — это фигура, расположенная на уровне глаз художника.

Проводим линию горизонта и располагаем на ней прямоугольник — фронтальную плоскость нашей фигуры. Располагаем его так, чтобы линия горизонта делила прямоугольник пополам.

Проводим диагонали. На их пересечении находится точка схода (ТС), а сами диагонали — это ребра параллелепипеда, уходящие в перспективу.

Перейдем к построению дальней стенки. Для этого на одинаковом расстоянии от точки схода рисуем вертикальные и горизонтальные прямые до пересечения с ребром. Готово! Дальняя стенка получается параллельной ближней, только меньше размером.

Чем меньше дальняя стенка, тем больше она отдаляется от зрителя, будет создаваться ощущение большей глубины объекта.

Теперь рассмотрим примеры с положением фигуры выше и ниже линии горизонта. Как мы уже говорили, фронтальная плоскость остается без искажений в любом случае, поэтому сперва тоже рисуем квадрат. Потом из каждой его вершины проводим линии в точку схода — это будут ребра куба.

Задаем размеры задней стенки. В данном случае будем ориентироваться на размеры стенки из первого примера.

От точек пересечения ребер с размерными линиями достраиваем вертикали и горизонтали, формируя дальние стенки фигур.

Без вспомогательных линий объекты с фронтальной перспективой будут выглядеть так:

Это были примеры, когда точка схода находится на центральной вертикальной оси предмета. Разберем пример со смещенной точкой схода.

Рисуем фронтальную плоскость куба и задаем линию горизонта с точкой схода.

Обозначим ребра — из всех четырех вершин проводим прямые в точку схода.

Теперь определим внешние грани. Проводим вертикаль и горизонталь до пересечения с ребром.

Осталось построить заднюю стенку. Для этого из образовавшихся дальних углов проводим горизонталь и вертикаль до дальнего ребра.

Статика — синоним фронтальной перспективы. К ней прибегают, чтобы передать ощущение устойчивости, симметрии. С помощью фронтальной перспективы можно наглядно передать глубину пространства и подчеркнуть разницу масштабов окружения и предметов.

Известный пример применения фронтальной перспективы в кино — фильмы Стенли Кубрика. Он часто прибегал к симметричной постановке кадра, чтобы вызвать у зрителя определенную психологическую реакцию.

Кадр из фильма Стенли Кубрика «Сияние» (1980)

Перспектива с двумя точками схода

Этот вид перспективы еще называют угловым. Важно отметить, что в угловой перспективе (как и во фронтальной) вертикальные линии остаются без искажений.

Три варианта перспективы с двумя точками схода.

Как построить перспективу с двумя точками схода

Алгоритм в целом схож с построением перспективы с одной точкой схода, но добавляется чуть больше сложностей из-за появления второй точки.

Сначала наметим линию горизонта и две точки схода. Между точками схода намечаем вертикаль, которая будет обозначать ближайшее к нам ребро куба.

Если мы нарисуем ребро на одинаковом расстоянии от точек схода, то куб будет расположен к нам с симметрично расположенными гранями. Если отодвинем ребро к какой-то одной точке схода — объект будет больше повернут к зрителю одной стороной.

Куб в центре — пример симметричного расположения фигуры, боковые кубы повернуты к нам той или иной стороной.

Дальше проведем от вершин ближнего ребра прямые в точки схода. Нарисуем вертикали, чтобы отметить две ближние грани. Чем ближе к точке схода — тем «меньше» будет сторона куба, тем более сжатой она окажется. Поэтому та сторона, которая ближе к одной из точек, будет меньше стороны, которая дальше.

Из образовавшихся дальних углов граней проводим прямые в точки схода.

Осталось соединить вертикалью дальние углы.

По такому же принципу рисуем и фигуры, которые будут выше или ниже линии горизонта. Отличие только в том, что одна из граней — верхняя или нижняя — будет теперь видимой:

Угловая перспектива — наиболее распространенный, «классический» вид перспективы. Важно помнить, что точки схода не всегда могут находиться в пределах рисунка. Они могут быть расположены на линии горизонта за рамками изображения. Чем ближе точки схода друг к другу — тем более искаженным будет пространство.

Один и тот же интерьер во фронтальной и угловой перспективе.

Перспектива с тремя точками схода

Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. В этом случае вертикальные линии получают свою точку схода и тоже искажаются.

Как построить перспективу с тремя точками схода

Опять же, общий алгоритм такой же. Намечаем линию горизонта с двумя точками схода, выше или ниже линии горизонта рисуем третью точку схода, куда будут стремиться все вертикали. В примере третья точка ниже.

Теперь намечаем точку, которая станет ближайшим к нам углом нашей фигуры. Из нее проводим линии к точкам схода на горизонте.

Проводим в точки схода еще две линии — получим верхнюю грань куба.

Теперь из получившихся углов проводим вертикали в третью точку схода.

Из точек схода проводим линии, которые определят нижние ребра фигуры.

Теперь из получившихся углов проводим линии в точки схода на горизонте, чтобы обозначить «невидимые» грани.

Осталось дорисовать дальнее ребро:

По тем же принципам и алгоритмам строятся фигуры в любом другом месте вашего рисунка. Не пугайтесь того, как искаженно могут выглядеть объекты, это нормально для трех точек схода, особенно, когда они расположены близко друг к другу. Если вы хотите меньше искажений — разведите точки схода подальше друг от друга.

К такой перспективе прибегают в случае, если нужно изобразить динамичную, асимметричную композицию. Также с помощью трехточечной перспективы можно сделать акцент на крупных размерах объекта или показать сцену с необычного ракурса.

Схематичное изображение трехточечной перспективы.

К трехточечной перспективе часто прибегают в архитектурной фотосъемке, чтобы подчеркнуть масштабы сооружений.

Практикуйтесь и экспериментируйте, чтобы усвоить правила, по которым работает перспектива, и проблем с ней не будет.

Резюмируем кратким чек-листом

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Точка зрения перспективы

Точка зрения перспективы должна иметь определеноое положение относительно объекта и картины, учитывающее естественный угол зрения человека и ряд других факторов.
Точка зрения перспективы располагается, исходя из соблюдения следующих правил:

Точка зрения перспективы

Точка зрения перспективы

– главный луч зрения, направленный перпендикулярно картинной плоскости, делит картину примерно пополам или находится в средней трети картины. То есть необходимо придерживаться соотношения

AB/BC=AKBK/BKCK;
– угол между плоскостью картины и сооружением должен составлять 20° – 40°;

Точка зрения перспективы

Точка зрения перспективы

– наблюдатель должен находится на таком расстоянии от предмета, чтобы предмет был в конусе ясного зрения или был в поле ясного зрения. Для этого угол между крайними лучами зрения должен составлять 28° – 37°. Угол между крайними лучами зрения регулируется расстоянием от наблюдателя до сооружения;
– По расположению картинной плоскости относительно объекта различают перспективы двух видов:
– центральная фронтальная перспектива,

Точка зрения перспективы

Точка зрения перспективы

она применяется для построения перспективы внутреннего вида помещений, то есть интеерьера;
– угловая перспектива

Точка зрения перспективы

Точка зрения перспективы

применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае, картинная плоскость расположена под углом к сооружению;

– по высоте расположения линии горизонта различают перспективные изображения:
– с нормальной высотой горизонта (а), равной высоте человеческого роста
применяется при построении перспективы на ровном месте;
– с низкой высотой горизонта (при виде снизу) (б),

применяется для отдельных деталей, наблюдаемых снизу, и для сооружений стоящих на возвышенном месте;
– с высокой высотой горизонта (в)
высота горизонта может быть 100 м и выше;
– по расстоянию наблюдателя от предмета перспективы различают:
– перспективы с острым, резким ракурсом;
– перспективы с тупым, пологим ракурсом

Рисунок.

мерилом ракурса является отношение перспективного изображения ребер BB0 на переднем плане к ребру A11A0 наиболее удаленного ребра той же грани.

+

Простое и подробное описание перспективы в рисунке

Когда художник изображает объект, он переносит его из объемного мира на плоскость листа бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», необходимо передать объемные особенности предмета. Для этого и нужна перспектива. Самый простой пример наблюдения перспективы – уходящая в даль дорога. Её границы вдалеке сходятся в одну точку, называемую точкой схода на линии горизонта. Все предметы и объекты, которые вы видите, подчиняются законам перспективы. Это и есть то визуальное искажение, которое помогает нам воспринимать плоский рисунок на листе бумаги объемным.

Прежде чем приступить к изучению перспективы в рисунке, необходимо знать такие понятия как “уровень глаз”, “линия горизонта”, “точка схода” и “глазомер”.

УРОВЕНЬ ГЛАЗ

Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно внимательно посмотреть на окружающие вас предметы. Предположим, вы сейчас читаете эту статью и сидите за столом: вы видите верхнюю часть стола и предметы, которые на нем лежат. Если вы сядете на пол, то сможете наблюдать только нижнюю часть стола, верхняя же будет невидима, так как находится выше уровня глаз. Все просто, когда речь идет о небольших предметах. Но при рисовании сложных объектов, таких как интерьер и высокие дома, начинающие художники теряются и делают ошибки. Важно знать, что уровень глаз относительно рисуемого вами объекта (будь то книга, натюрморт, портрет, пейзаж или здание) определяет линию горизонта и дальнейшее правильное построение рисунка.

Книга в трех проекциях с одним уровнем глаз
Книга в трех проекциях с одним уровнем глаз
Вид на скворечник с различным уровнем глаз
Вид на скворечник с различным уровнем глаз

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз, на той высоте, с которой наши глаза смотрят на объект. Это воображаемая линия, при помощи которой мы делаем построение изображения на плоскости листа. Например, при рисовании пейзажа воображаемая линия горизонта совпадает с реальной линией горизонта, даже если на заднем плане картины находятся горы или лес.

Расположение линии горизонта
Расположение линии горизонта

ТОЧКА СХОДА

Давайте внимательно посмотрим на фотографию железной дороги. Мы знаем, что ширина железнодорожных путей одна и та же на всей ее протяженности, но на фото мы видим, что по мере удаления к горизонту рельсы встречаются в одной точке. Это и есть точка схода. Все параллельные линии любого объекта, будь то здание, деревья или коробка у вас на столе, сходятся в одну точку на линии горизонта.

Начинающему художнику: основы перспективы в рисунке

Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта, где пересекаются линии, которые являются продолжением ребер кубического объекта. В зависимости от того, под каким углом мы смотрим на объект, точек схода может быть две и более.

Рисунок куба с одной точкой схода (Тс 1)
Рисунок куба с одной точкой схода (Тс 1)
Рисунок куба с двумя точками схода (Тс 1 и Тс 2)
Рисунок куба с двумя точками схода (Тс 1 и Тс 2)

Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта.

Если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта.

Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.

Книга в разных проекциях
Книга в разных проекциях

ГЛАЗОМЕР

Это способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Для того чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Существует несколько эффективных упражнений, о которых я расскажу в следующей статье.

Итак, мы подошли к самой сути изучения перспективы, а именно, линейной перспективы, при помощи которой художник переносит реальное объемное пространство на плоский лист бумаги.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Линейная перспектива предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Это один из разделов начертательной геометрии, сложной и точной науки, которую не обязательно изучать досконально, чтобы уметь хорошо рисовать. Успех в рисовании во многом зависит от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике. Существует несколько видов линейной перспективы:

Перспектива с одной точкой схода (ее еще называют фронтальной или параллельной перспективой) состоит в том, что не вертикальные параллельные линии сходятся в одной точке вдалеке. Например, как на простом рисунке городской улицы.

Простой рисунок городской улицы
Простой рисунок городской улицы

Изображая объекты во фронтальной перспективе мы, как бы, смотрим на них «в лоб». Вертикальные ребра кубического объекта, в данном случае расположены к нам лицом. Они также подчиняются законам перспективы, но в незначительной степени, поэтому мы это игнорируем в рисунке. Остальные же, не вертикальные ребра объектов, встречаются в одной точке схода на линии горизонта.

Перспектива с двумя точками схода (угловая перспектива) дает две точки схода, противопоставленные друг другу на линии горизонта. Объекты находятся под углом к наблюдателю. Вертикальные линии остаются вертикальными и изображаются в перспективе параллельными, но их высота различна. Они уменьшается по мере приближения к линии горизонта. Горизонтальные линии сходятся в одной из двух боковых точек схода, таким образом, этот простой домик воспринимается в перспективе, объемным.

Дом в угловой перспективе
Дом в угловой перспективе

Теперь рассмотрим куб и параллелепипед в перспективе, но под другим уровнем глаз: ниже линии горизонта и выше линии горизонта. В первом случае мы видим, что у нижней части куба грани направлены к точкам схода вверх, а у параллелепипеда наоборот, грани направлены к точкам схода вниз. У параллелепипеда, находящегося выше уровня горизонта, мы полностью видим его нижнее основание, в то время как у куба оно скрыто.

Куб и параллелепипед
Куб и параллелепипед

Попробуйте самостоятельно повторить на бумаге все простые фигуры в перспективе (куб, параллелепипед). Одним только чтением статьи знания построения перспективы не появятся. Нужно рисовать, ошибаться, исправлять и снова рисовать. Если не получается рисовать от руки прямые линии — возьмите линейку, не усложняйте себе жизнь. С опытом, понимание перспективы должно прийти к такому уровню, в котором нет необходимости делать построения, а только использовать ее на интуитивном уровне.

Начинающему художнику: основы перспективы в рисунке

Хотите научиться рисовать перспективу? Рисуете и не понимаете где ошиблись?

Прикрепляйте к комментарию свой рисунок. Объясню, расскажу и помогу сделать работу над ошибками.

Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка.

Но пугаться не стоит. Несмотря на громкое название, основных законов всего два и запомнить их очень просто.

Все вы когда-нибудь ездили на электричке и переходя железнодорожные пути, смотрели не идет ли поезд. Что вы видели в этот момент? 

Сходящие на линии горизонта рельсы, очевидно, параллельные друг другу.

И одинаковой высоты столбы линии электропередач, ближний из которых кажется значительно больше дальнего.

Собственно, это и есть два основных закона линейной перспективы:

  1. Параллельные прямые, удаляющиеся от нас мы видим сходящимися в одной точке. Эта точка называется точкой схода. Она, или ее проекция находится на линии горизонта
  2. Предметы одинаковой величины кажутся тем меньше, чем дальше от нас они расположены.

Основные понятия перспективы.

Перед тем, как мы начнем применять эти законы на практике, я дам вам несколько определений. Это упростит объяснения и поможет вам легче понимать специальную литературу.

Горизонт ( линия горизонта) — плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и ВСЕГДА видимая в виде прямой горизонтальной линии.

Условно можно считать, что перспективный горизонт и горизонт географический в нашем зрении совпадают.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу.

 Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне ваших глаз. Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.

Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Картинная плоскость — условная плоскость, на которую проецируется изображение. Она всегда вертикальна. Независимо от того, как расположен ваш лист. 

Сокращения. Если поверхность находится под углом к картинной плоскости, она нам кажется более узкой, чем когда она параллельна картинной плоскости. Этот эффект называется — сокращения. Чем ближе угол между плоскостями к 90 градусам, тем больше сокращения. Если угол равен 90 градусам, мы видим поверхность, как линию.

Основные понятия. Тест.

Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам пройти небольшой тест. Ответы присылайте, пожалуйста, мне в личном сообщении.

  1. Где находится линия горизонта на картине.
    1. А
    2. Б
    3. В
    4. В натюрморте ее нет, горизонт виден только в пейзаже.
  2. Картинная плоскость…
    1. … всегда совпадает с плоскостью листа, на котором вы работаете.
    2. … может совпадать, если лист расположен вертикально и прямо перед вами.
    3. … никогда не совпадает.
  3. Геометрические тела в натюрморте находятся …
    1. … на линии горизонта.
    2. … выше линии горизонта.
    3. … ниже линии горизонта.
    4. … и выше и ниже.

Перспектива с одной точкой схода.

Один из двух наиболее распространенных типов перспективных построений. Мы ее используем, когда рисуем объект с прямыми углами, передняя сторона которого параллельна картинной плоскости. Этот тип построений часто используется для изображений интерьеров и архитектуры.

Saint Jerome in His Study Albrecht Dürer 1514

Разберем построения перспективы с одной точкой схода на примере построения куба.

  • Нарисуем на нашем листе линию горизонта. Местоположение выбираем произвольно, лучше в середине или верхней трети листаю
  • Нарисуем переднюю сторону куба, ниже линии горизонта.Она будет видна нам без искажений, то есть как квадрат.

  • Зададим точку схода (Т.С.) на линии горизонта. Когда мы рисуем по воображению, мы ее задаем произвольно. При натурном рисовании, она зависит от нашей точки зрения и определяется по параллельным прямым в изображаемом объекте.
  • Уходящие от нас ребра куба параллельны друг другу, а значит сходятся на линии горизонта в точке схода. Проведем прямые из углов передней стороны куба в точку схода.

  • Определим на глаз длину уходящих  от нас ребер куба. Мы видим их в сокращении. Справа от рисунка показаны ошибка при определении длины.

  • Достраиваем дальнюю сторону куба. Обратите внимание, что она тоже видна нам без искажений, то есть, как квадрат.

Постройте кубы на линии горизонта и выше нее.

Дополнительное упражнение 1.

Распечатайте работы, восстановите построение и найдите, где проходит линия горизонта.

Дополнительное упражнение 2.

Постройте недостающие ножки у стола. 

Перспектива с двумя точками схода.

Это более распространенный тип перспективных построений. Мы им пользуемся тогда, когда изображаем объекты, стороны которых расположены под прямым углом друг к другу. Сами эти объекты могут  находиться под произвольными углом к картинной плоскости.

Обратите внимание, что несмотря на название типа построения, на одной работе точек схода может быть бесконечно много. Потому что для каждой группы параллельных прямых точка схода своя. Если у вас на работе несколько предметов, расположенных под разным углом к картинной плоскости, групп параллельных прямых тоже будет несколько.

View of Warsaw from the Terrace of the Royal Castle
Bernardo Bellotto1773

В одной работе могут совмещаться построение перспективы с одной и с двумя точками схода.

В системах построения с одной и с двумя точками схода мы условно считаем все вертикали строго вертикальны. Мы не учитываем, что вы смотрите на объект сверху или снизу и, соответственно, один из его краев ближе к вам, а вертикальные грани являются параллельными прямыми, удаляющимся от вас и должны иметь точку схода. Если вы хотите учитывать этот фактор, вам нужно использовать систему построения с тремя точками схода. Но о ней и о других системах построения объемных изображений мы будем говорить в следующем курсе.

Разберем построения перспективы с двумя точками схода на примере куба.

  • Проводим линию горизонта по центру листа или чуть выше.
  • Произвольно задаем длину переднего вертикального ребра куба.

  • Задаем направления горизонтальных, уходящих от нас, ребер куба. Углы выбираем произвольно, но стараемся, чтобы визуально угол между ребрами читался как прямой. (Он  не будет прямым в геометрическом смысле, так как он находится не в плоскости, параллельной картинной, и мы видели его с перспективными искажениями)

  • Продлеваем горизонтальные ребра до линии горизонта. На пересечении получаем две точки схода (Т.С1 и Т.С.2).

  • От верхнего края переднего ребра проводим линии в точки схода.

  • На глаз определяем ширину боковых сторон куба. Обратите внимание, что их ширина будет меньше высоты, так как мы видим ее в сокращении, а высоту- нет. Чем на вашем рисунке меньше угол между горизонтальным и вертикальным ребром, тем уже соответствующая сторона.

  • От дальних углов боковых поверхностей проводим линии в точки схода.

  • На пересечении получаем верх и низ дальнего вертикального ребра. Соединяем их — строем ребро.

Упражнение 2.

Постройте кубы на и выше линии горизонта с теми же точками схода.

Задание. Воображаемый интерьер.

То, что окружает человека иногда говорит о нем больше, чем его внешность. Мне бы хотелось, чтобы вы придумали интерьер «с характером»: пространство, глядя на которое понимаешь, кто там обитает или что там произошло. Хотя ни обитателей ни событий мы не видим.

Как примеры тем предлагаю: 

» комната, где прячется преступник»

«комната одинокого человека»

«комната, где находят ответы на вопросы»

Если вы боитесь не справиться с интерьером, можно взять упрощённый вариант задания — предмет мебели, по которому можно узнать владельца, Например: » любимое кресло старого профессора». Можно пофантазировать на тему любимых предметов мебели литературных героев.

Дополнительное упражнение 3.

Даже мастера путались в построениях.

Распечатайте картины, восстановите линии построения и найдите, где ошиблись художники.

Дополнительное задание.

Композиция из геометрических тел. Линейный рисунок без тона. Основные элементы строим напросвет( так, как будто они из стекла) Стараемся пока использовать только кубы или прямоугольные параллелепипеды.

Кубы построены напросвет

Предлагаю вам вообразить себя архитектором или скульптором-абстракционистом и придумать интересную и эстетичную конструкцию из геометрических тел. Вы можете создать просто гармоничную структуру или попробовать изобразить абстрактное понятие, например, тяжесть или легкость, величие, власть или угрозу. Любые, даже самые необычные варианты, приветствуются.

Перспектива. Все о перспективе.

Страница 14 из 17. Список глав

Точка зрения

Точка зрения – точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость. От положения точки зрения зависит вид выполняемого изображения, а выбор ее положения определяется различными соображениями. При этом руководствуются следующими основными правилами:

  • 1. Как правило, строить перспективу нужно при нормальном угле зрения, а если перспектива имеет большие размеры, то угол зрения должен быть таким, чтобы глаз мог охватить всю картину, т.е. равным приблизительно 45 градусов;
  • 2. Выбирают точку зрения так, чтобы были видны интересующие части предмета;
  • 3. Следует избегать расположения точки зрения на продолжении диагоналей предмета, иначе при симметричных частях передние части предмета будут закрывать задние;
  • 4. Не следует располагать картину параллельно к фасаду, так как в этом случае перспектива будет похожа на ортогональную проекцию, однако при изображении некоторых предметов иногда это целесообразно;
  • 5. Точку зрения лучше выбирать так, чтобы были видны три стороны предмета, т.е. изображать угловой вид предмета;
  • 6. Как правило, главное расстояние должно быть вдвое больше ширины или высоты картины или вдвое больше диагоналей предмета, но иногда главное расстояние принимается равным до трех диагоналей;
  • 7. Высоту точки зрения выбирают в зависимости от конкретного случая: при изображении, например, зданий и предметов, стоящих на земле, ее принимают обычно равной высоте роста человека или чуть больше; иногда ее выбирают на уровне плоскости основания, иногда ниже, иногда очень высоко.

Точка зрения в перспективе

На рисунке изображены перспективы одного и того же предмета, построенных при различных положениях точки зрения:

  • 1. Горизонт hh находится над основанием картины АВ на высоте около 3 м;
  • 2. Изображение “с высоты птичьего полета” – горизонт значительно выше основания картины;
  • 3. Изображение “с точки зрения лягушки” (лягушечья перспектива) – горизонт расположен низко. Во всех трех указанных случаях точка зрения, т.е. глаз наблюдателя, находится на уровне линии горизонта и построение перспективы одинаково – высота здания одна и та же.
  • 4-5. Неудачно выбранные точки зрения: против фасада и с боковой стороны.

Кроме указанных выше названий – “лягушечья перспектива” и перспектива “с высоты птичьего полета” – встречается название перспектива всадника – перспектива “с точки зрения всадника”.

Добавить комментарий