Определение тока холостого хода трансформатора
Ток первичной
обмотки трансформатора, возникающий
при холостом ходе при номинальном
синусоидальном напряжении и номинальной
частоте, называется током холостого
хода.
При расчет тока
холостого хода трансформатора отдельно
определяют его активную и реактивную
составляющие.
Активная составляющая
тока холостого хода вызывается наличием
потерь холостого хода. Активная
составляющая тока, А,
Iх.а
= Рх
/ (mUф),
где
Рх
– потери холостого хода, Вт; Uф
– фазное напряжение первичной обмотки,
В.
Обычно определяют
не абсолютное значение тока холостого
хода и его составляющих, а их относительное
значение по отношению к номинальному
току трансформатора iоа,
i0р,
iо,
выражая их в процентах номинального
тока.
Тогда активная
составляющая, %,
,
или
iоа
= Рх
/(10S),
где
S
– мощность трансформатора, кВ· А; Рх
– потери холостого хода, Вт.
Расчет
реактивной составляющей тока холостого
хода усложняется наличием в магнитной
цепи трансформатора немагнитных зазоров.
При этом расчете магнитная система
трансформатора разбивается на четыре
участка – стержни, ярма, за исключением
углов магнитной системы, углы и зазоры.
Для каждого из этих участков подсчитывается
требуемая намагничивающая мощность,
суммируемая затем по всей магнитной
системе. Также как и потери, реактивная
составляющая тока холостого хода зависит
от основных магнитных свойств стали
магнитной системы и ряда конструктивных
и технологических факторов, оказывающих
на эту составляющую существенно большое
влияние, чем на потери.
Немагнитные
зазоры в шихтованной магнитной системе
имеют особую форму – в месте зазора
стыки пластин чередуются со сквозными
пластинами. Магнитный поток вместе
стыка проходит частично через зазор
между пластинами и частично – через
соседнюю сквозную пластину. Индукция
в сквозных пластинах в зоне, лежащей
против стыков, увеличивается. Вместе с
этим происходит местное увеличение
потерь и реактивной составляющей тока
холостого хода, однако общая намагничивающая
мощность для зазора оказывается
существенно меньшей, чем при стыке
частей стыковой магнитной системы.
В
практике расчета намагничивающая
мощность для зазоров шихтованных
магнитных систем, собираемых из пластин
горячекатаной или холоднокатаной стали,
определяется для условного немагнитного
зазора, по площади сечения стали в данном
стыке, т.е. по активному сечению стержня
или ярма, и по удельной намагничивающей
мощности, отнесенной к единице площади
активного сечения, qз,
В∙А/м2,
и определяемой экспериментально для
каждой марки стали.
Удельные
намагничивающие мощности для стали
марок 3404 и 3405 приведены в табл.26.
Таблица
26. Полная
удельная намагничивающая мощность в
стали q
и в зоне шихтованного стыка q3
для
холоднокатаной стали марок 3404 и 3405
толщиной 0,35 и 0,30 мм при различных
индукциях и f
= 50 Гц
В, |
Марка |
qз, |
||||
3404, 0,35 |
3404, 0,30 |
3405, 0,35 |
3405, 0,30 |
3404 |
3405 |
|
1,30 1,32 1,34 1,36 1,38 1,40 1,42 1,44 1,46 1,48 1,50 1,52 1,54 1,56 1,58 1,60 1,62 1,64 1,66 1,68 1,70 1,72 1,74 1,76 1,78 1,80 1,82 1,84 1,86 1,88 |
0,900 0,932 0,964 0,996 1,028 1,060 1,114 1,168 1,222 1,276 1,330 1,408 1,486 1,575 1,675 1,775 1,958 2,131 2,556 3,028 3,400 4,480 5,560 7,180 9,340 11,500 20,240 28,980 37,720 46,460 |
0,870 0,904 0,938 0,972 1,006 1,040 1,089 1,139 1,188 1,238 1,289 1,360 1,431 1,511 1,600 1,688 1,850 2,012 2,289 2,681 3,073 4,013 4,953 6,364 8,247 10,130 17,670 25,210 32,750 40,290 |
0,860 0,892 0,924 0,956 0,988 1,020 1,065 1,110 1,156 1,210 1,246 1,311 1,376 1,447 1,524 1,602 1,748 1,894 2,123 2,435 2,747 3,547 4,347 5,551 7,161 8,770 15,110 21,450 27,790 34,130 |
0,850 0,880 0,910 0,940 0,970 1,000 1,041 1,082 1,123 1,161 1,205 1,263 1,321 1,383 1,449 1,526 1,645 1,775 1,956 2,188 2,420 3,080 3,740 4,736 6,068 7,400 12,540 17,680 22,820 27,960 |
7400 8200 9000 9800 10600 11400 12440 13480 14520 15560 16600 17960 19320 20700 22100 23500 25100 26700 28600 30800 33000 35400 37800 40800 44400 48000 52000 56000 60000 64000 |
6000 6640 7280 7920 8560 9200 10120 11040 11960 12880 13800 14760 15720 16800 18000 19200 20480 21760 23160 24680 27000 28520 30840 33000 35000 37000 39800 43600 47400 51200 |
При
экспериментальных исследованиях стали
удельная намагничивающая мощность,
отнесенная к 1 кг стали или к 1 м2
площади зазора q,
может определяться как полная мощность
или как ее реактивная составляющая. В
табл. 26 приведены значения полной
удельной намагничивающей мощности.
Полная
намагничивающая мощность трансформатора,
В∙А, для магнитной системы может быть
определена из следующего выражения:
Qx
= Qx.c
+ Qx.я
+
Qx.з
= qcGc
+ qяGя
+ ∑nзqзПз,
Где
qc
и
qя
– удельные намагничивающие мощности
для стержня и ярма, определяемые по
табл.26 для холоднокатаной стали в
зависимости от соответствующих индукций,
В∙А/кг; Gc
и
Gя
– масса стали в стержнях и ярмах, кг; nз
– число немагнитных зазоров (стыков) в
магнитной системе; qз
– удельная намагничивающая мощность,
В∙А/м2,
для немагнитных зазоров, определяемая
для индукции в стержне по табл.26; Пз
площадь зазора, т.е. активное сечение
стержня или ярма, м2.
При
расчете тока холостого хода для плоской
стержневой шихтованной магнитной
системы, собранной из пластин холоднокатаной
анизотропной стали, также как и при
расчете потерь холостого хода, приходиться
считаться с факторами конструктивными
– форма стыков стержней и ярм, форма
сечения ярма, способ прессовки стержней
и ярм – и технологическими – резка
рулонов стали на пластины, удаление
заусенцев, отжиг пластин, покрытие их
лаком, прессовка магнитной системы при
сборке и перешихтовка верхнего ярма
при установке обмоток.
От
воздействия этих факторов реактивная
составляющая тока холостого хода
увеличивается при несовпадении линий
магнитной индукции и прокатки стали, а
также в результате механических
воздействий при заготовке пластин и
сборке остова. Отжиг пластин ведет к
уменьшению реактивной составляющей
тока холостого хода. На токе холостого
хода влияние этих факторов сказывается
более резко, чем на потерях.
Полный
фазный ток холостого хода, А,
Ix
= Qx/(mUф).
Относительное
значение тока холостого в процентах
номинального тока
i0
=
Qx/10S.
Активная
составляющая тока холостого хода, фазное
значение, А,
Ix.а
= Рх/(mUф)
и
в процентах номинального тока
iоа
=
Рх/(10S).
Реактивная
составляющая тока холостого хода, А,
Ix.р
=
и
в процентах номинального тока
iop
=
Полученное
значение тока холостого хода должно
быть сверено с предельно допустимым
значением по ГОСТ, техническим условиям
или заданию на расчет трансформатора.
Отклонение расчетного значения тока
холостого хода от заданного гарантийного
не следует допускать более чем на
половину допуска разрешенного ГОСТ (по
ГОСТ 11677-85 разрешенный допуск +30%).
При
расчете тока холостого хода по
намагничивающей мощности определяется
среднее значение, тока холостого хода
для всех стержней трансформатора. В
симметричных магнитных системах,
например однофазных, или пространственных,
это среднее значение будет совпадать
с действительным значением тока холостого
хода для каждого стержня.
В
несимметричной магнитной системе ток
холостого хода в обмотке среднего
стержня меньше, чем в обмотках крайних
стержней. Током холостого хода
трансформатора в этом случае считается
среднее значение токов трех фаз.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Трансформатор электрического тока является устройством преобразования энергии. Ток холостого хода трансформатора характеризует потери при отсутствии подключенной нагрузки. Величина данного параметра зависит от нескольких факторов:
- Конструктивного исполнения.
- Материала сердечника.
- Качества намотки.
При изготовлении преобразователей стремятся к максимально возможному снижению потерь холостого хода с целью повышения КПД, снижения нагрева, а также уменьшения паразитного поля магнитного рассеивания.
Содержание
- Общая конструкция и принцип работы трансформатора
- Понятие холостого хода
- Меры по снижению тока холостого хода
- Как проводится опыт холостого хода
- Коэффициент трансформации
- Однофазные трансформаторы
- Трехфазные
- Измерение тока
- Применение ваттметра
- Измерение потерь
- Схема замещения в режиме трансформатора
- От чего зависит магнитный поток взаимоиндукции в режиме ХХ
- Примеры расчетов и измерений в режиме ХХ
Общая конструкция и принцип работы трансформатора
Конструктивно трансформатор состоит из следующих основных частей:
- Замкнутый сердечник из ферромагнитного материала.
- Обмотки.
Обмотки могут быть намотаны на жестком каркасе или иметь бескаркасное исполнение. В качестве сердечников трансформаторов напряжения промышленной частоты используется специальным образом обработанная сталь. В некоторых случаях встречаются устройства без сердечника, но они используются только в области высокочастотной схемотехники и в рамках данной темы рассматриваться не будут.
Принцип действия рассматриваемой конструкции заключается в следующем:
- При подключении первичной обмотки к источнику переменного напряжения она формирует переменное электромагнитное поле.
- Под воздействием данного поля в сердечнике формируется магнитное поля.
- Магнитное поле сердечника, в силу электромагнитной индукции, создает во всех обмотках ЭДС индукции.
ЭДС индукции создается, в том числе, в первичной обмотке. Ее направление противоположно подключенному напряжению, поэтому они взаимно компенсируются и ток через обмотку при отсутствии нагрузки равен нулю. Соответственно, потребляемая мощность при отсутствии нагрузки равна нулю.
Понятие холостого хода
Приведенные выше рассуждения справедливы для идеального трансформатора. Реальные конструкции обладают следующими потерями (недостатками) на:
- намагничивание сердечника;
- магнитное поле рассеивания сердечника;
- электромагнитное рассеивание обмотки;
- междувитковую емкость проводов обмотки.
В результате, в реальных конструкциях трансформатора наводимая ЭДС индукции отличается от номинального напряжения первичной обмотки и не в состоянии его полностью скомпенсировать. В обмотке возникает некоторый ток холостого хода. При подключении нагрузки данное значение суммируется с номинальным током и характеризует общие потери в электрической цепи.
Потери снижают общий КПД трансформатора, в результате чего растет потребление мощности.
Меры по снижению тока холостого хода
Основным источником возникновения тока холостого хода является конструкция магнитопровода. В ферромагнитном материале, помещенном в переменное электрическое поле, наводятся вихревые токи электромагнитной индукции – токи Фуко, которые нагревают материал сердечника.
Для снижения вихревых потерь материал сердечника изготавливают из тонких пластин, отделенных друг от друга изолирующим слоем, которую выполняет оксидная пленка на поверхности. Сам материал производится по специальной технологии, с целью улучшения магнитных свойств (увеличения значения магнитного насыщения, магнитной проницаемости, снижения потерь на гистерезис).
Обратная сторона использования большого количества пластин состоит в том, что в местах стыков происходит разрыв магнитного потока, в результате чего возникает поле рассеивания. Поэтому для наборных сердечников важна тщательная подгонка отдельных пластин друг к другу. В ленточных разрезных магнитопроводах отдельные части подгоняются друг к другу при помощи шлифовки, поэтому при сборке конструкции нельзя менять местами части сердечника.
От указанных недостатков свободны О-образные магнитопроводы. Магнитное поле рассеивания у них стремится к нулю.
Поле рассеивания обмотки и междувитковую емкость снижают путем изменения конструкции обмоток и пространственного размещения их частей относительно друг друга.
Снижение потерь также достигается при возможно более полном заполнении свободного окна сердечника. При этом масса и габариты устройства стремятся к оптимальным показателям.
Как проводится опыт холостого хода
Опыт холостого хода подразумевает подачу напряжения на первичную обмотку при отсутствии нагрузки. При помощи подключенных измерительных приборов измеряются электрические параметры конструкции.
Для проведения опыта холостого хода первичную обмотку включают в сеть последовательно с прибором для измерения тока- амперметром. Параллельно зажимам подключается вольтметр.
Следует иметь в виду, что предел измерения вольтметра должен соответствовать подаваемому напряжению, а при выборе амперметра нужно учитывать ориентировочные значения измеряемой величины, которые зависят от мощности трансформатора.
Коэффициент трансформации
Наиболее просто определяется коэффициент трансформации. Для этого сравнивается входное и выходное напряжение. Расчет производится по следующей формуле:
n=U1/U2
Данное отношение справедливо для всех обмоток трансформатора.
Однофазные трансформаторы
В однофазных трансформаторах показания амперметра характеризуют потребляемый ток при отсутствии нагрузки. Данные показания являются конечными и нет необходимости в дальнейших вычислениях.
Трехфазные
Чтобы проверить трехфазный трансформатор, требуется усложнение схемы подключения. Необходимо наличие следующих приборов:
- амперметры для измерения тока в каждой фазе;
- вольтметры для измерения междуфазных напряжений первичной обмотки;
- вольтметры для измерения междуфазных напряжений вторичной обмотки.
При проведении опыта холостого хода производятся следующие вычисления:
- рассчитывается среднее значение тока по показаниям амперметра;
- среднее значение напряжения первичной и вторичной обмоток.
Коэффициент трансформации вычисляется по полученным значениям напряжения аналогично однофазной системе.
Измерение тока
При измерении тока можно определить только величину электрических потерь. Более полно определить параметры конструкции позволяет более сложная схема измерений.
Применение ваттметра
Подключив в первичную цепь ваттметр, можно определить мощность потерь трансформатора в режиме холостого хода. Суммируясь с мощностью нагрузки, найденная величина определяет габаритную мощность трансформатора.
Измерение потерь
При измерениях тока холостого хода и мощности потребления, можно сделать выводы о общих потерях холостого хода, которые приводят к следующему:
- Нагрев проводов обмоток.
- Нагрев сердечника.
- Снижение КПД.
- Появление магнитного поля рассеивания.
Схема замещения в режиме трансформатора
Прямой электрический расчет трансформатора сложен по той причине, что он представляет собой две электрических цепи, связанных между собой магнитной цепью.
Для упрощения расчетов удобнее пользоваться упрощенной эквивалентной схемой. В схеме замещения вместо обмоток используются комплексные сопротивления:
- для первичной обмотки комплексное сопротивление включается последовательно в цепь;
- для вторичной обмотки параллельно нагрузке.
Каждое комплексное сопротивление состоит из последовательно соединенного активного сопротивления и индуктивности.
Активное сопротивление – это сопротивление проводов обмотки.
От чего зависит магнитный поток взаимоиндукции в режиме ХХ
Магнитный поток взаимоиндукции в трансформаторе зависит от способа размещения обмоток на сердечнике и их конструктивного исполнения.
Важную роль играет коэффициент заполнения окна магнитопровода, который показывает отношение общего пространства, к месту, занятому обмоткой.
Чем ближе данный коэффициент к единице, тем выше будет взаимоиндукция обмоток и меньше потери в трансформаторе.
Примеры расчетов и измерений в режиме ХХ
Измеряя ток, напряжение и мощность трансформатора в опыте холостого хода, можно рассчитать следующие дополнительные данные:
- активное сопротивление первичной цепи r1=Pхх/U2;
- полное сопротивление первичной цепи z1=U/Iхх;
- индуктивное сопротивлении е x1=√(z2-r2).
Найти ток холостого хода без применения амперметра можно по показаниям вольтметра и ваттметра:
Iхх=Pхх/U.
Определение холостого хода трансформатора
Трансформаторы представляют собой сложное оборудование, которое предназначено для изменения параметров тока в цепи. Они могут повышать или понижать напряжение электричества в соответствии с требованиями потребителей.
В оборудовании при работе определяются некоторые потери мощности. Поэтому не вся электроэнергия, которая поступила на первичную обмотку, доходит к потребителю. При этом греется трансформатор (магнитопривод, обмотки и прочие детали). В различных конструкциях этот показатель неодинаков.
Холостой ход трансформатора позволяет определить токовые потери. Эта методика применяется в сочетании с определением напряжения в режиме короткого замыкания трансформатора. Этот процесс называется опытом агрегата. Он выполняется по определенной схеме.
- 1 Общее устройство и виды
- 1.1 Основные типы
- 1.2 Особенности установок
- 2 Методология проведения опыта
- 2.1 Подход к проведению измерений
- 2.2 Суть измерения
- 3 Коэффициент трансформации
- 3.1 Однофазные приборы
- 3.2 Трехфазные приборы
- 3.3 Применение коэффициента
- 4 Измерение тока
- 5 Измерение потерь
- 5.1 Применение ваттметра
Общее устройство и виды
Чтобы понять, что такое опыт холостого хода различных трансформаторов, необходимо рассмотреть, что собой представляет подобное оборудование.
Основные типы
Трансформаторами называются машины неподвижного типа, которые работают благодаря электрическому току. Они меняют входное напряжение. Существует несколько видов подобных аппаратов:
- Силовые.
- Измерительные.
- Разделительные.
- Согласующие.
Чаще всего в энергетическую цепь требуется подключение силового трансформатора. Они могут иметь две или более обмоток. Аппарат может быть однофазный (бытовая сеть) или многофазный (промышленная сеть).
Особенности установок
Отдельно выделяются автотрансформаторы. В них есть только одна совмещенная обмотка. Также бывает сварочный аппарат. Они имеют определенную сферу применения.
В однофазном и многофазном оборудовании может устанавливаться различная номинальная мощность. Она может определяться в диапазоне от 10 до 1000 кВА и более. Маломощные однофазные и многофазные приборы могут быть в диапазоне до 10 кВА. Средние разновидности будут иметь мощность 20 кВА, 250 кВА, 400 кВА, 630 кВА и т. д. Если же этот показатель больше 1000 кВА, это установка высокой мощности.
Методология проведения опыта
Потери холостого хода трансформатора определяются при создании определенного режима. Для этого прекращается снабжение током всех обмоток. Они остаются разомкнутыми. После этого производится снабжение цепей электричеством. Оно определяется только на первом контуре. Аппаратура должна работать под напряжением, которое устанавливается при его производстве производителем.
Через первичный контур силовой, сварочной или прочей установки протекают токи, которые носят название ХХ. Их величина равняется не более 3-9% от заданного производителем показателя. При этом на обмотке вторичного контура электричество отсутствует. На первичном контуре ток производит магнитный поток. Он пересекает витки обеих обмоток. При этом возникает ЭДС самоиндукции на контуре первичном и взаимоиндукции – на обмотке вторичного типа.
Например, напряжение холостого хода сварочного трансформатора небольшой и средней мощности представляет собой ЭДС взаимоиндукции.
Подход к проведению измерений
Замер потерь холостого хода может производиться в двух аспектах. Их называют потерями в стали и меди. Второй показатель говорит о рассеивании тепла в обмотках (они начинают греться). В процессе проведения опыта этот показатель очень мал. Поэтому им пренебрегают.
Данные о потере тока холостого хода трансформатора представляются в виде таблицы. В ней рассчитаны параметры для стали определенных сортов и толщины. Ток холостого хода трансформатора рассматривается в аспекте мощности, которая создается в магнитом потоке и именуется потерей в стали. Она затрачивается на нагрев листов из специального сплава. Они изолируются друг от друга лаковым покрытием. При создании таких магнитоприводов не используется метод сварки.
Суть измерения
Если по какой-то причине нарушается изоляционный слой между пластинами магнитопривода, между ними возрастают вихревые токи. При этом система начинает нагреваться. Лаковый слой постепенно разрушается. Потери при работе установки возрастают, его эксплуатационные характеристики ухудшаются.
В таком случае потери мощности в стали увеличиваются. При проведении расчетов этих характеристик в режиме холостого хода можно выявить возникшие нарушения в работе агрегата. Именно по этой причине производится соответствующий расчет.
Коэффициент трансформации
При определении работы установки применяется такое понятие, как коэффициент трансформации. Его формула представлена далее:
К = Е1/Е2 = W1/W2
Отсюда следует, что напряжение на вторичном контуре будет определяться соотношением количества витков. Чтобы иметь возможность регулировать выходное электричество, в конструкцию установки вмонтирован специальный прибор. Он переключает число витков на первичном контуре. Это анцапфа.
Для проведения опыта на холостом ходу регулятор ставится в среднее положение. При этом измеряется коэффициент.
Однофазные приборы
Для проведения представленного опыта, при использовании понижающего или повышающего бытового агрегата, в расчет берется представленный коэффициент. При этом используют два вольтметра. Первый прибор подключается к первичной обмотке. Соответственно второй вольтметр подсоединяется к вторичному контуру.
Входное сопротивление измерительных приборов должно соответствовать номинальным характеристикам установки. Она может работать в понижающем или повышающем режиме. Поэтому при необходимости провести ремонтные работы, на нем измеряют не только подачу низкого, но и высокого напряжения.
Трехфазные приборы
Для трехфазных агрегатов в ходе проведения опыта исследуются показатели на всех контурах. При этом потребуется применять сразу 6 вольтметров. Можно использовать один прибор, который будет подключаться поочередно ко всем точкам измерения.
Если установленное производителем значение на первичной обмотке превышает 6 кВ, на нее подают ток 380 В. При измерении в высоковольтном режиме нельзя определить показатели с требуемым классом точности. Поэтому замер производят в режиме низкого напряжения. Это безопасно.
Применение коэффициента
В процессе проведения измерения анцапфу перемещают во все установленные производителем положения. При этом замеряют коэффициент трансформации. Это позволяет определить наличие в витках замыкания.
Если показания по фазам будут иметь разброс при замерах больше, чем 2%, а также их снижение в сравнении с предыдущими данными, это говорит об отклонениях в работе агрегата. В первом случае в системе определяется короткое замыкание, а во втором – нарушение изоляции обмоток. Агрегат не может при этом работать правильно.
Такие факты требуют подтверждения. Например, это может быть измерение сопротивления. Влиять на увеличение разброса показателей коэффициента могут возрастание сопротивления между контактами анцапфы. При частом переключении возникает такая ситуация.
Измерение тока
При опытном измерении тока холостого хода мастер применяет амперметры. Их необходимо подсоединять к первичной обмотке последовательно. Напряжение в контуре должно равняться номинальному значению.
Если проводится исследование работы трехфазного промышленного агрегата, замер выполняет для всех фаз одновременно или последовательно. При этом испытания производятся только для установок от 1000 кВА.
Измерение потерь
Потери в магнитоприводе замеряют исключительно при использовании мощной установки. При этом можно брать для расчетов пониженное напряжение, которое подключено к первичному контуру через ваттметр. Это прямой метод измерения.
При учете показателей вольтметра или амперметра потребуется умножить их мощности друг на друга. Это косвенный метод. При этом результат имеет определенную погрешность. Искажение происходит из-за невозможности учесть при таком расчете коэффициент мощности. Это конус угла, который образуется в векторной схеме между напряжением и током. В режиме холостого хода между ними появляется угол 90º.
Применение ваттметра
Ваттметр позволяет произвести замер с учетом коэффициента мощности. Это дает возможность получить более точный результат. Расчет выполняется по следующей формуле:
Cos φ = P1/U1*L0
Далее необходимо создать на основе полученного результата векторную диаграмму. По каждой фазе учитываются установленные потери. Для этого чаще всего строится таблица. При этом используется схема, которая изначально применялась производителем при создании оборудования.
Полученный результат не подлежит сравнению с нормативами. Показатели сравнивают только с характеристиками предыдущих проверок. Если потери с течением времени только возрастают, это говорит о нарушении изоляции пластин магнитопривода или появлении иных нарушений. Обратить этот процесс невозможно.
Проведение замеров холостого хода позволяет оценить состояние аппаратуры, а также определить потребность в необходимости планового или аварийного ремонта. Поэтому регулярные испытания позволяют правильно спланировать работу установки, предотвратить ее непредвиденное отключение.
Интересное видео: Описание основ работы трансформатора.
Что такое холостой ход трансформаторов, формулы и схемы
Трансформатор электрического тока является устройством преобразования энергии. Ток холостого хода трансформатора характеризует потери при отсутствии подключенной нагрузки. Величина данного параметра зависит от нескольких факторов:
- Конструктивного исполнения.
- Материала сердечника.
- Качества намотки.
При изготовлении преобразователей стремятся к максимально возможному снижению потерь холостого хода с целью повышения КПД, снижения нагрева, а также уменьшения паразитного поля магнитного рассеивания.
Общая конструкция и принцип работы трансформатора
Конструктивно трансформатор состоит из следующих основных частей:
- Замкнутый сердечник из ферромагнитного материала.
- Обмотки.
Обмотки могут быть намотаны на жестком каркасе или иметь бескаркасное исполнение. В качестве сердечников трансформаторов напряжения промышленной частоты используется специальным образом обработанная сталь. В некоторых случаях встречаются устройства без сердечника, но они используются только в области высокочастотной схемотехники и в рамках данной темы рассматриваться не будут.
Принцип действия рассматриваемой конструкции заключается в следующем:
- При подключении первичной обмотки к источнику переменного напряжения она формирует переменное электромагнитное поле.
- Под воздействием данного поля в сердечнике формируется магнитное поля.
- Магнитное поле сердечника, в силу электромагнитной индукции, создает во всех обмотках ЭДС индукции.
ЭДС индукции создается, в том числе, в первичной обмотке. Ее направление противоположно подключенному напряжению, поэтому они взаимно компенсируются и ток через обмотку при отсутствии нагрузки равен нулю. Соответственно, потребляемая мощность при отсутствии нагрузки равна нулю.
Понятие холостого хода
Приведенные выше рассуждения справедливы для идеального трансформатора. Реальные конструкции обладают следующими потерями (недостатками) на:
- намагничивание сердечника;
- магнитное поле рассеивания сердечника;
- электромагнитное рассеивание обмотки;
- междувитковую емкость проводов обмотки.
В результате, в реальных конструкциях трансформатора наводимая ЭДС индукции отличается от номинального напряжения первичной обмотки и не в состоянии его полностью скомпенсировать. В обмотке возникает некоторый ток холостого хода. При подключении нагрузки данное значение суммируется с номинальным током и характеризует общие потери в электрической цепи.
Потери снижают общий КПД трансформатора, в результате чего растет потребление мощности.
Меры по снижению тока холостого хода
Основным источником возникновения тока холостого хода является конструкция магнитопровода. В ферромагнитном материале, помещенном в переменное электрическое поле, наводятся вихревые токи электромагнитной индукции – токи Фуко, которые нагревают материал сердечника.
Для снижения вихревых потерь материал сердечника изготавливают из тонких пластин, отделенных друг от друга изолирующим слоем, которую выполняет оксидная пленка на поверхности. Сам материал производится по специальной технологии, с целью улучшения магнитных свойств (увеличения значения магнитного насыщения, магнитной проницаемости, снижения потерь на гистерезис).
Обратная сторона использования большого количества пластин состоит в том, что в местах стыков происходит разрыв магнитного потока, в результате чего возникает поле рассеивания. Поэтому для наборных сердечников важна тщательная подгонка отдельных пластин друг к другу. В ленточных разрезных магнитопроводах отдельные части подгоняются друг к другу при помощи шлифовки, поэтому при сборке конструкции нельзя менять местами части сердечника.
От указанных недостатков свободны О-образные магнитопроводы. Магнитное поле рассеивания у них стремится к нулю.
Поле рассеивания обмотки и междувитковую емкость снижают путем изменения конструкции обмоток и пространственного размещения их частей относительно друг друга.
Снижение потерь также достигается при возможно более полном заполнении свободного окна сердечника. При этом масса и габариты устройства стремятся к оптимальным показателям.
Как проводится опыт холостого хода
Опыт холостого хода подразумевает подачу напряжения на первичную обмотку при отсутствии нагрузки. При помощи подключенных измерительных приборов измеряются электрические параметры конструкции.
Для проведения опыта холостого хода первичную обмотку включают в сеть последовательно с прибором для измерения тока- амперметром. Параллельно зажимам подключается вольтметр.
Следует иметь в виду, что предел измерения вольтметра должен соответствовать подаваемому напряжению, а при выборе амперметра нужно учитывать ориентировочные значения измеряемой величины, которые зависят от мощности трансформатора.
Коэффициент трансформации
Наиболее просто определяется коэффициент трансформации. Для этого сравнивается входное и выходное напряжение. Расчет производится по следующей формуле:
Данное отношение справедливо для всех обмоток трансформатора.
Однофазные трансформаторы
В однофазных трансформаторах показания амперметра характеризуют потребляемый ток при отсутствии нагрузки. Данные показания являются конечными и нет необходимости в дальнейших вычислениях.
Трехфазные
Чтобы проверить трехфазный трансформатор, требуется усложнение схемы подключения. Необходимо наличие следующих приборов:
- амперметры для измерения тока в каждой фазе;
- вольтметры для измерения междуфазных напряжений первичной обмотки;
- вольтметры для измерения междуфазных напряжений вторичной обмотки.
При проведении опыта холостого хода производятся следующие вычисления:
- рассчитывается среднее значение тока по показаниям амперметра;
- среднее значение напряжения первичной и вторичной обмоток.
Коэффициент трансформации вычисляется по полученным значениям напряжения аналогично однофазной системе.
Измерение тока
При измерении тока можно определить только величину электрических потерь. Более полно определить параметры конструкции позволяет более сложная схема измерений.
Применение ваттметра
Подключив в первичную цепь ваттметр, можно определить мощность потерь трансформатора в режиме холостого хода. Суммируясь с мощностью нагрузки, найденная величина определяет габаритную мощность трансформатора.
Измерение потерь
При измерениях тока холостого хода и мощности потребления, можно сделать выводы о общих потерях холостого хода, которые приводят к следующему:
- Нагрев проводов обмоток.
- Нагрев сердечника.
- Снижение КПД.
- Появление магнитного поля рассеивания.
Схема замещения в режиме трансформатора
Прямой электрический расчет трансформатора сложен по той причине, что он представляет собой две электрических цепи, связанных между собой магнитной цепью.
Для упрощения расчетов удобнее пользоваться упрощенной эквивалентной схемой. В схеме замещения вместо обмоток используются комплексные сопротивления:
- для первичной обмотки комплексное сопротивление включается последовательно в цепь;
- для вторичной обмотки параллельно нагрузке.
Каждое комплексное сопротивление состоит из последовательно соединенного активного сопротивления и индуктивности.
Активное сопротивление – это сопротивление проводов обмотки.
От чего зависит магнитный поток взаимоиндукции в режиме ХХ
Магнитный поток взаимоиндукции в трансформаторе зависит от способа размещения обмоток на сердечнике и их конструктивного исполнения.
Важную роль играет коэффициент заполнения окна магнитопровода, который показывает отношение общего пространства, к месту, занятому обмоткой.
Чем ближе данный коэффициент к единице, тем выше будет взаимоиндукция обмоток и меньше потери в трансформаторе.
Примеры расчетов и измерений в режиме ХХ
Измеряя ток, напряжение и мощность трансформатора в опыте холостого хода, можно рассчитать следующие дополнительные данные:
- активное сопротивление первичной цепи r1=Pхх/U 2 ;
- полное сопротивление первичной цепи z1=U/Iхх;
- индуктивное сопротивлении е x1=√(z 2 -r 2 ).
Найти ток холостого хода без применения амперметра можно по показаниям вольтметра и ваттметра:
Источник
Режим холостого хода трансформатора
Трансформатор, как таковой, предназначен для повышения или понижения напряжения, если это необходимо, а также он может служить для разделения электрических цепей. Он имеет, как минимум, две обмотки. Причем, одна из них – первичная, а другая (или несколько) – вторичные. В повышающем трансформаторе количество витков во вторичной обмотке больше, чем в первичной, в понижающем – меньше.В разделительных трансформаторах – число витков одинаково в обоих обмотках.
Каждый трансформатор через определенный промежуток времени проходит проверку, или, говоря техническим языком – поверку. Главные испытания, которые проходит любой трансформатор, это:
- Проверка работы в режиме холостого хода
- Проверка под нагрузкой (на различных режимах)
- Проверка работы в режиме короткого замыкания.
Обычный двухобмоточный трансформатор на схемах обозначается следующими символами:
В зависимости от того, разделительный это трансформатор(рис 1), повышающий(рис 2) или понижающий(рис 3).
Проверка работы холостого хода производится при подключении в сеть первичной обмотки.
Вторичная, при этом, на нагрузку не включается. Имеем напряжение U1на первичной обмотке, и напряжение U2 на вторичной. Ток I1будет иметь некоторое значение, в отличие отI2 который будет равен нулю.
Схема подключения для данного опыта представлена на рис. 4
Для лучшего понимания процесса перечертим трансформатор (см. рис.5) в ином виде:
Первичная обмотка с числом витков W1 подключена в сеть стандартного напряжения U1. Если обмотка имеет сопротивление не равное бесконечности, то по ней потечет ток I1. Из курса физики знаем, что всякая обмотка, через которую протекает ток, создает магнитное поле. В данном случае переменное поле, то есть интенсивность его меняется во времени и направление поля тоже меняется во времени. Магнитный поток Ф зависит от индуктивности катушки Lи силы тока в ней, в данном случае I1. Формула: Ф = L* I1. Сердечник трансформатора, на котором намотаны катушки, обычно делаются из тонких стальных листов, для уменьшения потерь этого магнитного потока. Однако потери все равно есть, из-за, так называемого, рассеивания. Данный магнитный поток будет одинаковым, как в режиме холостого хода, так и в режиме нагрузки, то есть, когда на вторую обмотку подключен потребитель и по ней потечет ток.
Вышеназванный переменный магнитный поток Ф будет создавать электродвижущую силу как во вторичной обмотке e2, так и в первичнойe1. Во вторичной обмотке нагрузки нет (потребитель не подключен), то нет и тока I2. То есть он равен нулю. А напряжение U2 есть, какое оно мы рассмотрим позже.
В первичной обмотке цепь замкнута и ЕДС e1 создает ток противодействующий основному току I1 и собственный магнитный поток, который противодействует потоку Ф. В связи с этим, ток холостого хода никогда не бывает большим. Для крупных трансформаторов это в пределах 5%, максимум 10% от номинального. Для трансформаторов малой мощности вне ответственных изделиях, например зарядных устройствах телефонов, этот ток может доходить до 30 и более процентов от номинального.
Напряжение U1 есть сумма от падений напряжений на активном сопротивлении UА1, а так же от создания магнитного потока Ф, которое обозначим UL1 и падения напряжения от создания потока рассеивания ULS1.
Значит формула, согласно закону Кирхгофа будет иметь вид: U1=UА1+UL1+ULS1. В свою очередь UА1=I1*R1. Где R1 – активное сопротивление на первичной обмотке. Витки обмотки, как правило, медные, по этой причине сопротивление R1 имеет очень малое значение.
Если трансформатор собран для ответственной работы, то и поток рассеивания так же будет мал. ULS1=XLS*I1=2πfLs1* I1, где f–промышленная частота 50 герц, а Ls1 – поток рассеивания. И тем и другим слагаемым можно пренебречь по сравнению с потерями на перемагничивание стали сердечника трансформатора. В этом случае мы допускаем, что все напряжение тратится на создание потока Ф, а он зависит от тока в проводнике, в данном случае I1 и индуктивности L, которая зависит от количества витков в обмотке. Но так как магнитный поток в первичной и вторичной обмотке одинаков, то напряжение U1 и U2 зависят только от количества витков в первичной и вторичной обмотке. Коэффициент зависимости этих напряжений и называется коэффициентом трансформации К = U1/U2= e1/e2 = W1/W2.
Напомним, что противодействие основному потоку возникает только при его изменении, то сеть при переменном потоке (иными словами при переменном токе в цепи). Если обмотку трансформатора включить в цепь постоянного тока, то она наверняка перегорит, поскольку противодействие будет составлять только активное сопротивление, а оно очень мало.
Если нам известен ток первичной обмотки I1, напряжение на первичной обмотке U1, напряжение на вторичной обмотке U2 и потребляемая трансформатором мощность S, то мы можем вычислить следующие параметры:
- Коэффициент трансформации К = U1/U2
- Процентное значение тока холостого хода: i = (Ixx/IH)*100, где Ixx – ток холостого ходав данном случае I1, IH – ток при номинальной нагрузке.
- Активное сопротивление первичной обмотки R1 = PА/Ixx
- Полное сопротивление первичной обмотки Z1 = U1/Ixx
- Индуктивное сопротивление первичной обмотки X1 = (Z21 -R21)
- Коэффициент мощности трансформатора cosφ = S/I12R1
Поскольку пункт 2 невозможно вычислить без проверки трансформатора при нагрузке, то и последовательность проверок, как правило, следующее: под нагрузкой, при коротком замыкании и при режиме холостого хода.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта Электронщик , буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.
Источник
Тема: Как определить ток трансформатора ?
Обратные ссылки
Опции темы
Уважаемый читайте внимательно. Разговор о справочнике относится к расчету ХХ тока трансформатора. А если лень все прочитать, тогда получается , что один про Фому другой про Ерему!
- Поделиться
На холостом ходу трансформатор является ИНДУКТИВНОСТЬЮ , его ток чисто РЕАКТИВНЫЙ . Никаких обсуждений здесь быть не может по определению. Значение можно рассчитать по формуле
I’ = U’/(2*Pi*fсети*Lпервичной обмотки).
Амперметр (обычный , без наворотов) показывает модуль среднеквадратичного значения комплексного тока .
Многовато , но не радикально . Это соответствует соs фи под полной нагрузкой 0.868 . Если Вы измерите тестером сопротивление обмотки (например , 2 ома) , то получите , что в нагрев на ХХ уйдет только 3 Вт . А под нагрузкой потери на нагрев составят 23 вт .
Я не знаю , где Вы нашли справочник , в котором у индуктивности активный ток . Но место ему в местах общего пользования типа «сортир» для общедоступного употребления .
Последний раз редактировалось KulibinV; 28.03.2010 в 13:44 . Причина: Добавлено сообщение
- Поделиться
Какой должен быть ток холостого хода трансформатора?
Есть распространенное мнение, что чем меньше ток ХХ тем лучше. Я не помню уж всей теории, но качественно ситуация выглядит так : слишком малый ток ХХ приводит к большой «просадке» напряжения под нагрузкой и к невозможности получить от трансформатора габаритной мощности. Мы просто не реализуем возможности железа по допустимой индукции в железе. Тратим напрасно медь. Хорошее железо держит 1.8 Тесла плохое насыщается пр 1 Тл.
Слишком большой ток ХХ ведет к перегреву трансформатора. На холостом ходу контролируют осциллографом форму тока в первичной обмотке. Она не должна напоминать «шапку буденовку». Когда изготовитель трансформатора определяет ток холостого хода как 10%, то берем 2500Вт делим на 220 В получаем 11.36 А. 10% от этой величины 1.13 А. Табличку со справочника для трансформаторов ОСМ-1 я приводил выше.
Для расчетов задаются допустимым падение напряжения под полной нагрузкой и допустимым перегревом. Хотя имеются методы расчета минимизирующие вес, габариты, стоимость, поле рассеяния трансформатора.
Так кажется?
Последний раз редактировалось UA2FP; 28.03.2010 в 14:32 .
Источник
Трансформатор электрического тока является устройством преобразования энергии. Ток холостого хода трансформатора характеризует потери при отсутствии подключенной нагрузки. Величина данного параметра зависит от нескольких факторов:
- Конструктивного исполнения.
- Материала сердечника.
- Качества намотки.
При изготовлении преобразователей стремятся к максимально возможному снижению потерь холостого хода с целью повышения КПД, снижения нагрева, а также уменьшения паразитного поля магнитного рассеивания.
Общая конструкция и принцип работы трансформатора
Конструктивно трансформатор состоит из следующих основных частей:
- Замкнутый сердечник из ферромагнитного материала.
- Обмотки.
Обмотки могут быть намотаны на жестком каркасе или иметь бескаркасное исполнение. В качестве сердечников трансформаторов напряжения промышленной частоты используется специальным образом обработанная сталь. В некоторых случаях встречаются устройства без сердечника, но они используются только в области высокочастотной схемотехники и в рамках данной темы рассматриваться не будут.
Принцип действия рассматриваемой конструкции заключается в следующем:
- При подключении первичной обмотки к источнику переменного напряжения она формирует переменное электромагнитное поле.
- Под воздействием данного поля в сердечнике формируется магнитное поля.
- Магнитное поле сердечника, в силу электромагнитной индукции, создает во всех обмотках ЭДС индукции.
ЭДС индукции создается, в том числе, в первичной обмотке. Ее направление противоположно подключенному напряжению, поэтому они взаимно компенсируются и ток через обмотку при отсутствии нагрузки равен нулю. Соответственно, потребляемая мощность при отсутствии нагрузки равна нулю.
Что такое режим холостого хода
Под режимом холостого хода понимают состояние устройства, при котором во время подачи переменного электротока на входную катушку выходная находится в разомкнутом состоянии. Данная ситуация характерна для агрегата, подключённого к электросети, при условии, что нагрузку к выходному контуру ещё не включили.
Режим короткого замыкания
В процессе эксперимента можно найти:
- электроток холостого хода (замеряется амперметром) – обычно его значение невелико, не больше 0,1 от номинального показателя тока первой обмотки;
- мощность, теряемую в магнитопроводе прибора(или другими словами потери в стали);
- показатель трансформации напряжения – примерно равен значению в первичной цепи, деленному на таковое для вторичной (оба значения – данные вольтметров);
- по результатам замеров силы тока, мощности и напряжения первичной электроцепи можно высчитать коэффициент мощности: мощность делят на произведение двух других величин.
Понятие холостого хода
Приведенные выше рассуждения справедливы для идеального трансформатора. Реальные конструкции обладают следующими потерями (недостатками) на:
- намагничивание сердечника;
- магнитное поле рассеивания сердечника;
- электромагнитное рассеивание обмотки;
- междувитковую емкость проводов обмотки.
В результате, в реальных конструкциях трансформатора наводимая ЭДС индукции отличается от номинального напряжения первичной обмотки и не в состоянии его полностью скомпенсировать. В обмотке возникает некоторый ток холостого хода. При подключении нагрузки данное значение суммируется с номинальным током и характеризует общие потери в электрической цепи.
Потери снижают общий КПД трансформатора, в результате чего растет потребление мощности.
Измерение тока и потерь холостого хода
В соответствии с требованиями ПУЭ производится одно из измерений: а) при номинальном напряжении. Измеряется ток холостого хода. Значение тока не нормируется;
Рис. 2.7. Схема проверки группы соединения обмоток силового трансформатора методом фазометра.
Рис. 2.8. Схемы проверки группы соединения обмоток силовых трансформаторов методом двух вольтметров.
б) при малом напряжении. Измерение производится с приведением потерь к номинальному напряжению или без приведения (метод сравнения). Опытом холостого хода трансформатора называется включение одной из его обмоток (обычно низкого напряжения) под номинальное напряжение. Потребляемый при этом ток называют током холостого хода Iхх (обычно выражают в % от Iном).
Таблица 2.10. Векторные диаграммы и расчетные формулы для определения группы соединения силовых трансформаторов
Примечание: Формулы табл. 2.10
где U2 > и Кл соответственно линейное напряжение на зажимах обмотки низшего напряжения и линейный коэффициент трансформации.
Потребляемую при этом активную мощность называют потерями холостого хода Рхх (кВт). Эта мощность расходуется, в основном, на перемагничивание электротехнической стали (потери на гистерезисе) и на вихревые токи. Ток и потери холостого хода являются паспортными данными силовых трансформаторов.
Потери холостого хода трансформаторов Рхх, измеренные при нормальной частоте и весьма малом возбуждении (порядка нескольких процентов от номинального напряжения трансформатора), можно пересчитать к потерям холостого хода при номинальном напряжении по формуле
где Р’хх= Ризм – Рпр потери, измеренные при подводимом при измерении напряжении (возбуждении) U; Рпр и Ризм — соответственно мощность, потребляемая приборами и суммарные потери в трансформаторе и приборах. n — показатель степени, равный для горячекатаной стали 1,8; для холоднокатаной стали — 1,9.
Заводы-изготовители производят измерения потерь холостого хода при номинальном напряжении и при малом (обычно 380 В) напряжении.
Измерение потерь холостого хода может быть произведено также при напряжении, равном 5 — 10% номинального. Отличие полученных значений потерь от заводских данных должно быть не более 10% для однофазных и не более 5% для трехфазных.
Измерение потерь холостого хода производится при напряжении и по схемам, указанным в протоколе испытания завода-изготовителя.
Если завод-изготовитель производил измерения потерь холостого хода только при номинальном напряжении трансформатора, то следует измерение потерь холостого хода произвести при напряжении 380 В и выполнить пересчет их к номинальному напряжению по формуле, указанной выше.
В дальнейшем измерение потерь холостого хода следует производить при напряжениях 380 В. У исправных трехфазных трехстержневых трансформаторов соотношение потерь, как правило, не отличается от соотношений, полученных на заводе-изготовителе, более, чем на 5%.
Для трансформаторов, имеющих переключающее устройство с токоограничивающим реактором, дополнительно производится опыт холостого хода на промежуточном положении «Мост».
Измерение потерь холостого хода при напряжении 380 В следует производить до измерения сопротивления обмоток постоянному току и прогрева трансформатора постоянным током.
При измерении потерь и тока холостого хода следует применять измерительные приборы класса точности 0,5. Для измерений могут использоваться переносные измерительные комплекты типа К-50 (К-51).
При измерении потерь и тока холостого хода при номинальном напряжении обмоток выше 0,4 кВ рекомендуется применять измерительные трансформаторы класса точности 0,2.
Потери холостого хода трехфазных трехстержневых трансформаторов измеряют при трехфазном или однофазном возбуждении.
При трехфазном возбуждении измерения производят двумя однофазными ваттметрами или одним трехфазным ваттметром (см. рис. 2.9).
Измеренные потери определяются как алгебраическая сумма потерь, измеренных каждым ваттметром. Потери в трансформаторе определяют как разность измеренных суммарных потерь и потерь в приборах (см. рис. 2.10), поскольку потери в приборах могут быть соизмеримы с потерями холостого хода.
Рис. 2.9. Схемы включения приборов при проведении опыта холостого хода силовых трансформаторов. а — для однофазных трансформаторов; б — для трехфазных трансформаторов.
Ток холостого хода трансформатора определяют как среднеарифметическое значение токов трех фаз.
При измерении потерь холостого хода при однофазном возбуждении напряжением 380 В проводят три опыта с приведением трехфазного трансформатора к однофазному путем поочередного замыкания накоротко одной из его фаз и возбуждении двух других фаз.
Первый опыт — замыкают накоротко обмотку фазы А, возбуждают фазы В и С трансформатора и измеряют потери. Второй опыт — замыкают накоротко обмотку фазы В, возбуждают фазы А и С трансформатора и измеряют потери.
Рис. 2.10. Схемы измерения потерь холостого хода в трехфазных трансформаторов. а — для измерения суммарных потерь; б — для измерения потерь в приборах.
Как проводится опыт холостого хода
Опыт холостого хода подразумевает подачу напряжения на первичную обмотку при отсутствии нагрузки. При помощи подключенных измерительных приборов измеряются электрические параметры конструкции.
Для проведения опыта холостого хода первичную обмотку включают в сеть последовательно с прибором для измерения тока- амперметром. Параллельно зажимам подключается вольтметр.
Следует иметь в виду, что предел измерения вольтметра должен соответствовать подаваемому напряжению, а при выборе амперметра нужно учитывать ориентировочные значения измеряемой величины, которые зависят от мощности трансформатора.
Коэффициент трансформации
Наиболее просто определяется коэффициент трансформации. Для этого сравнивается входное и выходное напряжение. Расчет производится по следующей формуле:
n=U1/U2
Данное отношение справедливо для всех обмоток трансформатора.
Однофазные трансформаторы
В однофазных трансформаторах показания амперметра характеризуют потребляемый ток при отсутствии нагрузки. Данные показания являются конечными и нет необходимости в дальнейших вычислениях.
Трехфазные
Чтобы проверить трехфазный трансформатор, требуется усложнение схемы подключения. Необходимо наличие следующих приборов:
- амперметры для измерения тока в каждой фазе;
- вольтметры для измерения междуфазных напряжений первичной обмотки;
- вольтметры для измерения междуфазных напряжений вторичной обмотки.
Режим холостого хода трансформатора
Трансформатор, как таковой, предназначен для повышения или понижения напряжения, если это необходимо, а также он может служить для разделения электрических цепей. Он имеет, как минимум, две обмотки. Причем, одна из них – первичная, а другая (или несколько) – вторичные. В повышающем трансформаторе количество витков во вторичной обмотке больше, чем в первичной, в понижающем – меньше.В разделительных трансформаторах – число витков одинаково в обоих обмотках.
Каждый трансформатор через определенный промежуток времени проходит проверку, или, говоря техническим языком – поверку. Главные испытания, которые проходит любой трансформатор, это:
- Проверка работы в режиме холостого хода
- Проверка под нагрузкой (на различных режимах)
- Проверка работы в режиме короткого замыкания.
Обычный двухобмоточный трансформатор на схемах обозначается следующими символами:
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
В зависимости от того, разделительный это трансформатор(рис 1), повышающий(рис 2) или понижающий(рис 3).
Схема замещения в режиме трансформатора
Прямой электрический расчет трансформатора сложен по той причине, что он представляет собой две электрических цепи, связанных между собой магнитной цепью.
Для упрощения расчетов удобнее пользоваться упрощенной эквивалентной схемой. В схеме замещения вместо обмоток используются комплексные сопротивления:
- для первичной обмотки комплексное сопротивление включается последовательно в цепь;
- для вторичной обмотки параллельно нагрузке.
Каждое комплексное сопротивление состоит из последовательно соединенного активного сопротивления и индуктивности.
Активное сопротивление – это сопротивление проводов обмотки.
Проверка устройства в режиме ХХ
Для этого выполняют такие действия:
- С использованием вольтметра проверяют напряжение, подающееся на катушку.
- Другим вольтметром исследуют напряжение на остальных выводах. Важно использовать устройство с достаточным сопротивлением, чтобы показатели были требуемого значения.
- Выполняют присоединение амперметра к цепи первичной обмотки. С его помощью можно добиться определения силы тока холостого хода. Также прибегают к применению ваттметра, с помощью которого стараются выполнить измерение уровня мощности.
После получения показаний всех приборов выполняют расчеты, которые помогут в вычислении. Чтобы получить нужные данные, необходимо показатели первой обмотки разделить на вторую. С применением данных опыта ХХ с результатами короткозамкнутого режима определяют, насколько полно устройство выполняет свои действия.
От чего зависит магнитный поток взаимоиндукции в режиме ХХ
Магнитный поток взаимоиндукции в трансформаторе зависит от способа размещения обмоток на сердечнике и их конструктивного исполнения.
Важную роль играет коэффициент заполнения окна магнитопровода, который показывает отношение общего пространства, к месту, занятому обмоткой.
Чем ближе данный коэффициент к единице, тем выше будет взаимоиндукция обмоток и меньше потери в трансформаторе.