Как найти ток обмотки возбуждения

Расчет
обмотки возбуждения заключается в
определении напряжения возбуждения

,
тока возбуждения

,
размеров проводника обмотки возбуждения
– толщины

,
ширины

и сечения

,
числа проводников в пазу

и числа витков обмотки возбуждения на
полюс

.

Для расчета обмотки
возбуждения предварительно выбирается
величина напряжения возбуждения

или тока возбуждения

.
С точки зрения механической прочности
пазовой изоляции ротора обычно напряжение
обмотки возбуждения должно быть в
пределах

В. При выборе напряжения возбуждения в
зависимости от мощности турбогенератора
рекомендуется воспользоваться табл.
3.3.

Таблица 3.3

МВт

12–50

100–320

500–800

В

200–250

250–350

530–550

При косвенном
охлаждении обмотки возбуждения
(турбогенераторы типа Т, ТВ) сечение
проводника обмотки возбуждения
предварительно определяется по формуле


,

,

где

– средняя длина витка обмотки возбуждения,


,

причём

– средняя длина полувитка лобовой части
обмотки возбуждения.

В зависимости от
диаметра ротора

средняя длина полувитка лобовой части
обмотки возбуждения рассчитывается по
формулам:

  • при диаметрах

    м,


;

  • при диаметрах

    м,


(3.4)

где

– ширина проводника обмотки возбуждения,
м;

– число катушек на полюс;

– коэффициент;

– диаметр; остальные размеры и обозначения
величин к формуле (3.4) приведены на рис.
3.4.

Из проводников
обмоточной меди (табл. 3.2) выбираются
размеры проводника так, чтобы сечение

и ширина проводника

соответствовали бы рассчитанному
сечению

и выбранной ранее ширине проводника

.

Рис. 3.4. К расчету
длины полувитка лобовой части обмотки
ротора

После выбора
размеров проводника определяется число
проводников в пазу ротора


,

где

– высота клина паза ротора, м;

– суммарная толщина изоляции стальной
полосы и оболочки из белой жести по
высоте паза без учета витковой изоляции,
мм;

– толщина витковой изоляции (двухсторонняя)
по высоте проводника, мм.

Для подсчета

и

следует воспользоваться рисунком паза
ротора с проводниками при косвенном
охлаждении рис. 3.5 и заполнением паза
ротора табл. 3.4.

Суммарная толщина
изоляции, стальной полосы и оболочки
из белой жести по высоте паза при
косвенном охлаждении обмотки ротора
выбирается в пределах

=
5,4–9,2 мм.

Число проводников
в пазу ротора

должно быть целым числом, поэтому высота
проводника

обмотки возбуждения выбирается таким
образом, чтобы высота паза

практически не изменилась, а суммарная
толщина изоляции, стальной полосы и
оболочки

осталась бы в рекомендуемых пределах.
При этом можно предусмотреть в одном
эффективном проводнике два элементарных
проводника.

Рис. 3.5. Заполнение
паза ротора

турбогенераторов типа
Т, ТВ

Таблица 3.4

Позиция

(рис.
3.5)

Материал, размеры

1

Клин сплошной из дюралюминия, высота

2

Стальная полоса толщиной 1–1,5 мм

3

Миканит прокладочный толщиной 2–5 мм

4

Загнутые края изоляционной гильзы

5

Миканит прокладочный толщиной 0,5 мм

6

Медный проводник

7

Изоляционная гильза из формовочного
миканита толщиной 1,0–1,2 мм

8

Оболочка из белой жести толщиной
0,35–0,5 мм

9

Витковая изоляция
по всей длине витка из микаленты
толщиной 0,13 мм (один слой в
полуперекрой)

При непосредственном
охлаждении обмотки возбуждения
(турбогенераторы типа ТВФ и ТВВ)
целесообразно вначале задать число
проводников

в пазу. Обычно принимают

проводников. Затем, воспользовавшись
спецификацией на пазовую изоляцию
роторных обмоток (табл. 3.5, см. пример
расчёта) и заполнением паза (рис. 3.8,
см. пример расчета), следует
предварительно определить (с учетом
толщины в 1 мм изоляционных прокладок
между проводниками) толщину эффективного
проводника обмотки возбуждения


,
мм,

где

– прокладка стеклотекстолитовая (рис.
3.8, поз. 1);

мм.

Целое число
проводников

выбирается таким, чтобы при выбранной
ранее ширине проводника

роторной обмоточной меди выбрать по
табл. 3.2 толщину проводника

,
при котором высота паза ротора

осталась бы практически неизменной.
При этом в одном эффективном проводнике
можно предусмотреть (рис. 3.8, см. пример
расчёта) два элементарных проводника.

При выбранном
числе проводников

число витков обмотки возбуждения

на полюс рассчитывается по формуле


.

После выбора
размеров проводника обмоточной меди
по табл. 3.2 с учётом нормам на изоляцию
(табл. 3.4, 3.5) уточняются размеры паза –
высота

и ширина

.

Для
турбогенераторов типа ТВФ и ТВВ
определяются размеры выреза (рис. 3.6 и
3.8) в проводниках пазовой части обмотки
возбуждения для внутреннего охлаждения
проводников. На рис. 3.6

– ширина
проводника,

– высота меди в пазу ротора (рис. 3.8).

Для турбогенераторов
типа Т, ТВ и ТВФ применяется радиальная
многоструйная (поперечно-секционированная)
вентиляция. Число отсеков с горячим
газом определяется по формуле


, (3.5)

где

– предварительная величина длины
отсека.

Рис. 3.6. К определению
активного сечения проводника

в
пазовой части обмотки ротора
турбогенераторов типа ТВФ, ТВВ

Для турбогенераторов
типа Т, ТВ длина отсека

м, для турбогенераторов типа ТВФ и ТВВ
длина отсека

м.

Число отсеков

,
рассчитанное по формуле (3.5), округляется
до целого числа и уточняется длина
отсека


,
м.

Длина охлаждающего
канала (рис. 3.6)


,
м.

Ширина выреза на
поверхности проводника (рис. 3.6)


,

где

м.

Число вентиляционных
каналов

на длине отсека обычно принимается
равным семи или восьми. Расстояние между
вентиляционными каналами


,
мм.

Сечение проводника:

  • в плоскости АА
    (рис. 3.6)


,

;

  • в плоскости ВВ


,

,

где

м.

Коэффициент
приведения сечения проводника в пазовой
части к активному сечению


.

Обычно

.

Активное сечение
проводника пазовой части


,

.

Активное сечение
проводника

в лобовой части обмотки ротора для
турбогенераторов типа Т2, ТВ с косвенным
охлаждением принимается равным

– сечению проводника пазовой части без
вырезов.

Для турбогенераторов
с непосредственным охлаждением в
проводниках лобовой части обмотки
ротора предусматриваются (рис. 3.7) каналы.
Активное сечение проводника в лобовой
части рассчитывается по формуле


,

,

где

– сечение проводника без учета канала;

– сечение канала.

Сечение проводника
без учета канала, и сечение канала
рассчитываются по формулам:


,

;


,

,

где

мм;

=
14 мм;

=
4,5 мм (рис. 3.7).

Рис. 3.7. К определению
активного сечения проводника

в
лобовой части обмотки ротора
турбогенераторов серий ТВФ, ТВВ

Омическое
сопротивление обмотки возбуждения при
температуре 15 °С рассчитывается по
формуле


.

На основании
обмоточных данных ротора

и

строится схема обмотки возбуждения
(рис. 3.9).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Поправте если я ошибаюсь – но помоему только обороты. Момент остается постоянным.

Неа. Увеличиваем ток в обмотках возбуждения, увеличиваем индукцию магнитного поля, сила Ампера действующая на проводник увеличится, так как пропорциональна индукции, току и длине проводника. А вот обороты снизятся, так как противоЭДС увеличится.

Самый настоящий регулируемый вариатор. Регулируем его, током через обмотку возбуждения. А сериесный двигатель (последовательный) – саморегулируемый вариатор. При торможении двигателя через него идет бОльший ток, что приводит к росту индукции, следовательно силы и момента.

Да, у этого двигателя именно постоянный момент с 36 до 270 вольт.

Только в том случае, если ток через обмотку возбуждения неизменен. И через якорь тоже.


Изменено 11.09.2012 19:28 пользователем TDuke

Решение:
Потери мощности в цепи возбуждения

Ток в цепи возбуждения, присоединенной параллельно к цепи якоря,

Ток нагрузки

Ток в цепи якоря

Э. д. с. в обмотке якоря


Ток в цепи возбуждения, составляющий 150% номинального тока,

Согласно характеристике холостого хода э. д. с, при этом равна 107% от номинальной э. д. с:

При холостом ходе контур цепи неразветвленный и его сопротивление

Таким образом, сопротивление обмотки возбуждения

При холостом ходе напряжение между зажимами машины можно считать равным э. д. с. Отсюда в последнем пункте задачи

Выразим эту э. д. с. в процентах от номинальной э. д. с:

Поэтому, пользуясь данными, приведенными ранее, путем интерполяции найдем, что для э. д. с. ток возбуждения

Сопротивление цепи возбуждения и якоря


откуда сопротивление регулировочного реостата

5. Генератор постоянного тока параллельного возбуждения имеет: номинальную мощность 14 кВт; номинальное напряжение 230 В; номинальный ток якоря 60,9 А; номинальную скорость вращения 1500 об/мин; сопротивление цепи якоря 0,17 Ом; сопротивление обмотки возбуждения 124 Ом; ток возбуждения при полной нагрузке и номинальном напряжении 1,21 А; ток возбуждения при холостом ходе и номинальном напряжении 0,9 А; коэффициент полезного действия 0,85. Генератор предполагается использовать в качестве двигателя при напряжении сети 220 В.
Определить скорость вращения при полной нагрузке и полезную мощность на валу двигателя.

Решение:
Э. д. с. машины постоянного тока как в режиме генератора, так и в режиме двигателя пропорциональна магнитному потоку, скорости вращения якоря, причем коэффициентом пропорциональности служит некоторая постоянная величина
, зависящая от конструктивных данных машины. Таким образом,

Здесь
— э. д. с. машины в режиме генератора;
— э. д. с. машины в режиме двигателя (против э. д. с);
— скорости вращения в генераторном и двигательном режимах;
— магнитные потоки в режимах генератора и двигателя.
Постоянная
в обеих формулах одна и та же. Отсюда получим выражение для скорости вращения двигателя:

Э. д. с. выразим следующим образом:

где — падение напряжения в щеточном контакте, которое принимается не зависящим от тока
якоря и равным 2 В (при холостом ходе машины
).
Подставляя числовые значения, получим:

Магнитные потоки определяются по характеристике холостого хода машины, в зависимости от тока возбуждения. Эта характеристика обычно задается графически и ее точное аналитическое выражение дать невозможно. Вид характеристики определяется нагрузками для магнитной цепи машины и свойствами примененных материалов. Вследствие стандартизации этих материалов и стремления использовать их наиболее полно как допускаемые магнитные нагрузки, так и свойства применяемых материалов колеблются в довольно узких пределах. Поэтому в современных электрических машинах характеристики холостого хода схожи между собой.
Если за единицу тока возбуждения принять ток, соответствующий номинальному напряжению при отсутствии нагрузки, за единицу магнитного потока — магнитный поток, соответствующий тому же напряжению, то характеристику холостого хода можно выразить в виде, практически пригодном для обычных современных электрических машин:

Здесь ток возбуждения i и соответствующий ему магнитный поток выражены в долях от величин, соответствующих номинальному напряжению машины в режиме генератора при отсутствии нагрузки, т. е. при разомкнутой цепи якоря:

Ток возбуждения для двигательного режима можно легко определить исходя из сопротивления обмотки возбуждения и напряжения сети (предполагаем, что обмотка возбуждения включена непосредственно на напряжение сети без добавочных сопротивлений):

Зная токи возбуждения, выраженные в амперах при обоих режимах работы, определяем их в долях от тока возбуждения в режиме холостого хода:

По приведенному выше уравнению находим магнитные потоки:

Отношение потоков

Подставляя полученные величины э. д. с. и отношение магнитных потоков в выражение для скорости вращения электродвигателя, получим

Модность на валу двигателя легко определить, мощность на входе в электродвигатель:

Следует заметить, что в эту величину входит лишь мощность якорной цепи без учета мощности цепи возбуждения.
Примем коэффициент полезного действия одинаковым как в режиме двигателя, так и в режиме генератора. Для приближенных расчетов это допустимо, так как в режиме двигателя увеличиваются потери энергии в обмотке возбуждения (увеличивается ток возбуждения), но из-за меньшей скорости вращения уменьшаются механические потери и потери в стали. Сумма потерь и, следовательно, коэффициент полезного действия изменяются незначительно.
Мощность в обмотке возбуждения

Следовательно, мощность при потреблении энергии от сети

а полезная мощность на валу двигателя

Допустим, что необходимо и в режиме двигателя сохранить скорость вращения 1500 об/мин. Для этого необходимо уменьшить магнитный поток двигателя, включив в цепь возбуждения добавочное сопротивление. Определим величину этого сопротивления. Ток якоря двигателя по условиям нагрева остается прежним, а противо-э. д. с. двигателя сохраняет свою величину . Из выражения

считая можно определить необходимый магнитный поток двигателя в долях единицы:

Зная магнитный поток, легко определить соответствующий ему ток возбуждения:

или в амперах
Далее определяем добавочное сопротивление в цепи возбуждения
, необходимое для получения тока возбуждения, обусловливающего заданный магнитный поток:

6. К шинам электростанции постоянного тока параллельно присоединены генератор (с параллельной обмоткой возбуждения) и аккумуляторная батарея (рис. 68). Внешняя характеристика генератора задана следующими числовыми значениями: . Аккумуляторная батарея состоит из 70 последовательно включенных элементов, причем для каждого элемента э. д. с. е = 2 в и внутреннее сопротивление .
Определить:
1) напряжение
на шинах, при котором э. д. с. аккумуляторной батареи будет скомпенсирована ;
2) токи нагрузки и генератора, а также напряжение
при котором разрядный ток батареи составит 25% от тока приемников энергии.

Возбуждение двигателя постоянного тока

Наличие обмотки возбуждения (ОВ) у двигателя постоянного тока позволяет осуществлять различные схемы подключения. В зависимости от того как включена ОВ, различают двигатели с независимым возбуждением, с самовозбуждением, которое делится на последовательное, параллельное и смешанное.

Двигатель с независимым возбуждением

В ДПТ с независимым возбуждением обмотку возбуждения подключают к отдельному источнику питания (рис. 1). Это может быть связано с различными напряжениями возбуждение Uв и напряжения цепи якоря U. При данной схеме подключения ОВ не имеет электрической связи с обмоткой якоря. Для уменьшения потерь в ОВ, и создания необходимой МДС необходимо уменьшить ток возбуждения, увеличив число витков. Обмотку возбуждения выполняют из малого числа витков, так чтобы ток Iв составлял 2…5% от Iя. Выбор данной схемы возбуждения для двигателя зависит от свойств электропривода. 

ДПТ с параллельным возбуждением

По сути, схема подключения ОВ с параллельным возбуждением(рис.2) аналогична схеме с независимым возбуждением. Свойства двигателя при подключении по обеим схемам одинаковы. Плюсом данного вида подключения является то, что отпадает необходимость в отдельном источнике питания. 

ДПТ с последовательным возбуждением

При подключении по данной схеме ОВ соединена последовательно цепи якоря (рис.3), при этом ток якоря равен току возбуждения. В связи с этим ОВ изготавливают из провода толстого сечения. Данную схему используют, если требуется обеспечить большой пусковой момент. При уменьшении нагрузки на валу меньше 25% от номинальной, частота вращения резко увеличивается и достигает опасных для двигателя значений. Характеристика ДПТ с последовательным возбуждением “мягкая”.

ДПТ со смешанным возбуждением

ДПТ со смешанным возбуждением (рис.4) имеет две ОВ, одна из которых соединена последовательна, а другая параллельно якорной цепи. При согласном соединении обмоток с увеличением нагрузки на валу растёт магнитный поток, что приводит к уменьшению частоты вращения. При встречном соединении суммарный магнитный поток с увеличением нагрузки уменьшается, что приводит к резкому увеличению частоты вращения. Это приводит двигатель к нестабильному режиму работы, поэтому последовательную обмотку выполняют из малого числа витков, чтобы при увеличении нагрузки магнитный поток снижался незначительно, тем самым стабилизируя работу двигателя.

  • Просмотров: 19705
  • Добавить комментарий