Как найти толщину краски

Теория и материалы

Формулы и калькуляторы для расчета лакокрасочных покрытий

Формула 1. Определение толщины сухой пленки.

где,

ТСП – толщина сухой пленки, мкм;

ТМП – толщина мокрой пленки, мкм;

СО – сухой остаток по объему, %.

Пример. Необходимо определить толщину пленки после высыхания при нанесении лакокрасочного материала, имеющего объемный сухой остаток 70%, с толщиной мокрой пленки 200 мкм.

Используя формулу 1, получаем

200 * 70% = 140 мкм, т.е. толщина пленки после высыхания составит 140 мкм.

Калькулятор толщины сухой пленки:


Введите толщину мокрой пленки, мкм:


Введите объемный сухой остаток, %:


Толщина сухой пленки, мкм, равна:

Формула 2. Определение толщины мокрой пленки.

где,

ТСП – толщина сухой пленки, мкм;

ТМП – толщина мокрой пленки, мкм;

СО – объемный сухой остаток, %.

Пример. Определить толщину слоя, которую должен нанести маляр в процессе окраски. Объемный сухой остаток лакокрасочного материала составляет 60%, необходимая толщина сухой пленки 120 мкм.

Используя формулу 2, получаем

120/60% = 200 мкм, т.е. маляр должен наносить покрытие с толщиной 200 мкм, чтобы потом получить сухую пленку толщиной 120 мкм.

Калькулятор толщины мокрой пленки:


Введите толщину сухой пленки, мкм:


Введите объемный сухой остаток, %:


Толщина мокрой пленки, мкм, равна:

Формула 3. Определение толщины мокрой пленки при нанесении лакокрасочного материала с разбавлением.

где,

ТСП – толщина сухой пленки, мкм;

ТМП – толщина мокрой пленки, мкм;

СО – сухой остаток, %;

%разбавл – степень разбавления материала, %.

Пример. Определить толщину слоя, которую должен нанести маляр в процессе окраски. Сухой остаток лакокрасочного материала составляет 60%, необходимая толщина сухой пленки 120 мкм. Материал разбавляется на 10%.

Используя формулу 3, получаем

т.е. при разбавлении материала на 10% маляр должен наносить 220 мкм мокрой пленки, чтобы получить толщину сухого покрытия 120 мкм.

Калькулятор толщины мокрой пленки при разбавлении ЛКМ:


Введите толщину сухой пленки, мкм:


Введите объемный сухой остаток, %:


Укажите степень разбавления, %:


Толщина мокрой пленки, мкм, равна:

Формула 4. Расчет теоретического расхода.

О том, что такое теоретический расход, читайте по ссылке (Факт 1).

С помощью формулы можно определить теоретический расход для любой толщины сухой пленки.

где,

Ртеор – теоретический расход, л/м2;

ТСП – толщина сухой пленки, мкм;

СО – сухой остаток по объему, %;

10 – безразмерный коэффициент, обеспечивающий переход от одних единиц измерения к другим (от мкм к л/м2).

Пример. Определить теоретический расход лакокрасочного материала с сухим остатком 60%, если необходимо получить покрытие с толщиной сухой пленки 150 мкм.

Используя формулу 4, получаем

т.е. теоретический расход составит 0,25 л/м2 (или 250 мл/м2).

Калькулятор теоретического расхода:


Введите толщину сухой пленки, мкм:


Введите объемный сухой остаток, %:


Теоретический расход, лкв.м, равен:

Формула 5. Определение коэффициента потерь.

где,

Кпотерь – коэффициент потерь;

Потери(%) – совокупность всех потерь, возникающих при нанесении покрытия. Эту величину также называют фактор потерь.

О потерях, возникающих при нанесении покрытия, можно почитать здесь.

Пример. Потери при окраске составляют 40%. Чему равен коэффициент потерь?

Используя формулу 6, получаем

Калькулятор коэффициента потерь:


Введите сумму потерь при окраске, %:


Коэффициент потерь равен:

Формула 6. Определение практического расхода.

где,

Рпракт – практический расход, л/м2;

Ртеор – теоретический расход, л/м2;

Кпотерь – коэффициент потерь.

Практический и теоретический расходы могут также измеряться в литрах, если расчет был сделан для всей площади.

Пример. Вычислить практический расход, если теоретический расход равен 300 мл/м2, при коэффициенте потерь 1,43.

Используя формулу 5, получаем

300 * 1,43 = 429 (мл/м2)

С методикой расчета практического расхода по ВСН 447-84 можно ознакомиться по ссылке.

Калькулятор практического расхода:


Введите значение теоретического расхода, л/кв.м:


Введите сумму потерь при окраске, %:
(см. формула 5)


Введите коэффициент потерь:


Практический расход, л/кв.м, равен:


*Значение дробей вводятся с разделительным знаком “.”

Формула 7. Расчет потерь, связанных с шероховатостью поверхности.

Потери, связанные с шероховатостью поверхности, обусловлены необходимостью заполнения так называемого «мертвого объема». Информацию про «мертвый объем» см. по ссылке.

где

Vм.о. – величина «мертвого объема», мл/м2;

Ry5 – профиль (шероховатость) поверхности, мкм.

Пример. Определить дополнительное количество лакокрасочного материала, необходимое для компенсации шероховатости поверхности (заполнения «мертвого объема»). Профиль поверхности Ry5 (максимальное расстояние между пиками и впадинами шероховатости) составляет 75 мкм. Площадь окрашиваемой поверхности 500 м2.

Используя формулу 7, получаем

т.е. потери на шероховатость на 1 квадратном метре поверхности составят 50 мл/м2.

Для всей поверхности потери на шероховатость составят 50 мл/м2 * 500 м = 25000 мл (25 л) краски.

Формула 8. Расчет стоимости покрытия на 1 квадратный метр площади.

Для расчета стоимости покрытия на 1 квадратный метр площади поверхности необходимо умножить величину теоретического расхода на стоимость 1 литра лакокрасочного материала:

где,

R1 – стоимость покрытия на 1 квадратный метр площади поверхности (без учета потерь);

Ртеор – теоретический расход для заданной толщины сухой пленки, л/м2 (см. формулу 4 выше);

Rл – стоимость 1 л лакокрасочного материала.

Если вы хотите определить стоимость покрытия с учетом потерь, то формула будет иметь следующий вид:

где те же множители и

Кпотерь – коэффициент потерь (см. формула 5 выше).

Пример. Определить стоимость 1 квадратного метра площади для эпоксидной грунтовки, имеющей сухой остаток 60% и наносимой с заданной толщиной сухой пленки 80 мкм при величине потерь 30%. Стоимость грунтовки 700 руб/л.

Используя формулу 4, получаем

т.е. теоретический расход для данной грунтовки, нанесенной с толщиной 80 мкм, составляет 0,133 л/м2.

По формуле 5 определяем Кпотерь:

Стоимость 1 квадратного метра покрытия составит (с учетом потерь):

Калькулятор стоимости 1 квадратного метра покрытия:


Введите толщину сухой пленки, мкм:


Введите объемный сухой остаток, %:


Введите стоимость 1 литра ЛКМ, руб:


Введите сумму потерь, %:


Стоимость 1 квадратного метра покрытия с учетом потерь, руб, равна:

НАЗАД В РАЗДЕЛ / 

Как рассчитать требуемое количество краски

Часто встречается такая ситуация, что объект по покраске подходит к завершению, и вдруг выясняется, что заложенного количества материала существенно не хватает и тогда начинается судорожный поиск виноватых. Отдел закупок валит на сметный отдел, дескать они не правильно посчитали расход; сметный отдел валит вину на производственный, дескать разбирайтесь сами со своими нарушениями технологий; производственники валят вину на субподрядчиков или на своих мастеров, дескать это ваших рук дело; последние делают крайними рабочих, снимают с них деньги за перерасход, и на этом весь инцидент якобы исчерпан. Ровно до следующего раза, когда эта история повторяется в такой же последовательности.

Здесь мы имеем дело ошибкой системного характера и далее попробуем разобраться с её первопричиной, а так же постараемся получить ответ, как её не допускать в дальнейшем.

Возьмём для примера самый распространённый вариант, когда для работ используется самая обыкновенная алкидная, либо водоэмульсионная краска.

окраска металлоконструкцийКогда сметный отдел считает потребность, он пользуется либо сметными расценками с использованием определённых, уже забитых в расценку материалов и их количества, либо, если материал проектный и не упоминается в сметной расценке, берёт расход материала в лучшем случае из паспорта краски. В худшем, и наиболее частом случае, пользуется информацией, найденной в интернете. А там чего только нет, и в частности, допустим написано 100 – 180 г/м² на один слой. Сметчик не долго думая умножает количество квадратных метров на количество заветных граммов и с чувством выполненного долга отправляет смету в коммерческий, а они естественно выигрывают тендер.

Но никто не задумывается, а это сколько – один слой? Много или мало? Какой толщины этот один слой? На эти вопросы паспорта большинства отечественных красок не отвечают совсем. Меняется только цифры т.н. расхода, в зависимости от плотности материала. Изредка можно встретить приписку к цифрам, что этот расход на слой толщиной столько-то микрон. Но и таких производителей ничтожное количество от общей массы.

А тем не менее, “…the devil in the details…” – при реализации крупного проекта, именно ошибки в мелочах приводят к большим неудачам.

Начнём с того, что считать объём требуемой краски, ориентируясь на один слой, является тем же самым, что подсчитывать объём выпавших осадков в количестве дождей, измеряя дожди в штуках.

В течение час шёл ливень, и в течение часа была морось. Вроде бы по количеству штук одинаково, а по количеству выпавших осадков существенно отличается. Так и с окраской, если красить кистью или валиком, то за один проход можно нанести краски много меньше, чем за один такой же проход нанести её аппаратом безвоздушного распыления.

разница окрашивания кистью и пистолетомразница окрашивания валиком и пистолетом

Соответственно ориентироваться на “расход за  слой” ни в коем случае нельзя.

На что же нужно ориентироваться?

Большинство жидких лакокрасочных материалов состоит из ряда сырьевых компонентов: связующих, пигментов и наполнителей, растворителей (или воды – вода тоже растворитель), а также определенных добавок и вспомогательных веществ. Во время высыхания краски на поверхности, растворители улетучиваются, а лакокрасочный материал полимеризуется, создавая защитную плёнку, в зависимости от связующих пигментов, стойкую к определённым атмосферным, химическим и прочим воздействиям на защищаемую поверхность. Таким образом имеется два наиболее важных для нас термина:  мокрая плёнка, которая находится на поверхности до испарения растворителей, и сухая плёнка, которая остаётся на поверхности после испарения растворителей и полимеризации. Толщина этой сухой плёнки должна быть достаточной, чтобы обеспечивать требуемую защиту. Эта величина обычно описывается в технических регламентах, спецификациях или проектах защитного покрытия, и обозначается как ТСП – толщина сухой плёнки или DFT – Dry Film Thickness (англ.). Недостаточная толщина сухой плёнки грозит отсутствием антикоррозионных свойств покрытия или значительному уменьшению его срока эксплуатации. Требуемую для покрытия толщину, выявляют на основании лабораторных или натурных испытаний лакокрасочного материала.

Разные материалы имеют в своём составе разное количество летучих растворителей. Соответственно, при одинаковой толщине мокрой плёнки (ТМП или WFT – Wet Film Thickness (англ.)) разных материалов, толщина сухой плёнки (ТСП) тоже будет разной. Разным будет и расход различных материалов для требуемой толщины сухой плёнки, т.к. они имеют разное соотношение сухого остатка и растворителей.

В то же время, используя один и тот же лакокрасочный материал, но для разных по агрессивности условий эксплуатации, толщина сухой плёнки в техническом задании может отличатся. Так, толщина сухой плёнки покрытия, который подвергается только атмосферному воздействию в условиях сельской атмосферы может быть значительно меньшей, чем толщина сухой плёнки этого же покрытия, эксплуатируемого в условиях агрессивных химических промышленных производств.

Таким образом, следует уяснить, что конечной целью является обеспечение защиты конструкций, а не просто нанесение материала на конструкцию, и именно по этой причине целью является обеспечение требуемой толщины сухой плёнки. ТСП – это константа, на которую нужно ориентироваться, высчитывая потребность в лакокрасочных материалах.

Как вычислить потребность в краске, зная требуемую нам толщину сухой плёнки?

1) В спецификации краски, паспорте или техническом описании, производителем указывается объём сухого остатка (VS – Volume Solid) и объём растворителей (VT – Volume Thinners) в процентах. Маляру необходимо обеспечить покрытие определённой толщины. Для этого он должен понимать сколько ему необходимо нанести мокрого слоя.

Толщина мокрой плёнки высчитывается по формуле: WFT = 100 x DFT / VS

Пример 1. Допустим, требуемая толщина сухой плёнки – 150 мкм, а объём твёрдых веществ 60%, тогда необходимо, чтобы маляр красил с толщиной мокрой плёнки ТМП = 100 x 150 ÷ 60 = 250 мкм

2) Чтобы выяснить, какая будет толщина сухой плёнки, при известной из практики величине мокрого слоя и объёме твёрдых веществ, действует обратная формула

Толщина сухой плёнки высчитывается по формуле: DFT = VS x WFT / 100

Пример 2. Допустим той же краской с 60% твёрдых веществ, маляр выдаёт мокрую плёнку толщиной 300 мкм. После испарения летучих веществ толщина сухой плёнки будет составлять ТСП = 60% x 300 ÷ 100 = 180 мкм

Толщиномер мокрого слоя гребёнка

Толщиномер мокрого слоя гребёнка

Толщина мокрой плёнки измеряется толщиномером типа “гребёнка”, который должен быть поверенным и иметь шкалы необходимой глубины для толщины данного покрытия.

3) Нередко во время нанесения, маляры добавляют растворитель к имеющейся краске для обеспечения необходимой вязкости. В этом случае, соотношение твёрдых веществ и растворителя должно быть пересмотрено, как и величина мокрой плёнки.

Величина мокрой плёнки разбавленной краски вычисляется по формуле: WFT = DFT x  (100% + %разбавления) / VS

Пример 3. В ведро 20 л той же краски с 60% твёрдых веществ добавили 2 л растворителя, что составляет 10% объёма. Значит толщина требуемой мокрой плёнки = 150 x (100% + 10% ) ÷ 60 = 275 мкм

4) Мы знаем, какую площадь – S мы собираемся окрасить и можем высчитать теоретический расход, зная требуемую толщину слоя и объём твёрдых веществ.

Теоретический расход краски (С)  для проведения работ вычисляется по формуле: С = S x DFT 10 x VS

Пример 4. Нам необходимо покрасить 1000 м² той же краской с 60% твёрдых веществ (не разбавляя) той же толщиной сухого слоя. Тогда расход будет равен C = 1000 x 150 10 x 60 = 250 л

Согласитесь 0,25 л/м² это уже не 100 -180 г/м² (о,1-0,18 кг/м²), которые указаны у производителя на банке. И только приписка “за слой” оставляет возможности для манёвра.

Почему мы считаем в литрах и откуда взялась цифра “10”?

Существует правило “1 : 10 : 100”, согласно которому 1 литр краски теоретически покрывает 10 м² поверхности при толщине влажной плёнки 100 мкм

Разные краски имеют разный вес. Например цинксодержащие краски, значительно тяжелей привычных нам алкидов, а те же алкиды значительно тяжелей теплоизоляционных красок, содержащих мельчайшие сферы, наполненные воздухом. Поэтому считать в граммах и килограммах  для разных красок не верно.

5) последний результат – это теоретический расход, а в практике мы ещё сталкиваемся с огромным количеством факторов, которые составляют реальные потери.

Например, краска капает с кисти или валика при движении от емкости с краской до окрашиваемой поверхности. При проявлении осторожности этими потерями можно пренебречь. Однако расширение зоны досягаемости маляра может увеличить этот тип потерь в крайних случаях до 5 %. Когда окрашивание производится методом распыления, потери неизбежны, и их величина зависит как от формы окрашиваемого объекта, так и от погодных условий в момент окрашивания. В хорошо вентилируемом, но закрытом пространстве — 5 %, на открытом воздухе в безветренную погоду — 5-10 %, на открытом воздухе в ветреную погоду — более чем 20 %.  Очевидно, что при окрашивании в сильный ветер, это число может стать исключительно высоким и всё это при условии, что окрашиваемая поверхность является ровной сплошной стеной.

А если поверхность является решётчатыми металлоконструкциями сложной формы, то фактор потерь может колебаться от 10% до 30% в зависимости от ширины профиля конструкции.

Кроме этого, мы не должны забывать о т.н. “мёртвом объёме” (DV – Death Volume), который теряется в порах поверхности, будь-то металл или бетон.

Если сталь старая, изъеденная и имеет впадины, ямы, трещины, следы от удаления отслоений, то потери на мёртвый объём могут достигать до 125 мкм

Если сталь относительно новая и отпескоструена до чистого металла, то “мёртвый объём” уходит в профиль шероховатости поверхности (Ry) не значительно, но в любом случае, зависит от использованного абразива.

Поверхность Абразивный профиль Т.С.П. «Потери»
Сталь, подготовленная дробеструйным аппаратом с использованием круглой металлической дроби (например, высший класс чистоты поверхности) 0-50 микрон(0-2 мила) 10 микрон (0.4 мила)
Сталь, подготовленная пескоструйным аппаратом с использованием мелкого песка (например, класс А) 50-100 микрон(2-4 мила) 35 микрон (1.4 мила)
То же, с использованием крупного песка 100-150 микрон (4-6 мила) 60 микрон (2.4 мила)
Старая, «изъеденная сталь» —повторная пескоструйная обработка 150-300 микрон (6-12 милов) 125 микрон (5 милов)

Теоретический расход краски (С)  с учётом шероховатости вычисляется по формуле: С = DV x S x 100  VS

Влияние шероховатости на мёртвый объём можно посмотреть в таблице:

Средний профиль шероховатости Rz (DV) Мёртвый объём (л/м²)
30 0.02
45 0.03
60 0.04
75 0.05
90 0.06

Мёртвый объём вычисляют только для первого – грунтовочного слоя.

Совокупность реальных потерь складывается коэффициент полезного использования краски. Например, на отпескоструенных с профилем шероховатости в 50-70 мкм металлических решётчатых конструкциях средней группы сложности, на улице, безвоздушным распылением наносят ту же краску, с тем же сухим остатком и той же требуемой толщиной 150 мкм. Мы учитываем, что на профиль шероховатости поверхности уходит 35 мкм, значит мы должны добиться требуемой толщины сухого слоя 185 мкм.

Ветер – 20%

Средняя сложность конструкций – 15%

Пролив – 5%

Итого 40%

Коэффициент использования (UF) в данном случае будет составлять  = 0,60

Практический расход краски (С)  для проведения работ вычисляется по формуле: С = S x DFT 10 x VS x UF

Пример 5. Нам необходимо покрасить 1000 м² той же краской с 60% твёрдых веществ (не разбавляя растворителем) с той же толщиной сухого слоя. Но мы знаем, что потери на профиле составляют 35 мкм и коэффициент использования равен 0,60. Практический расход будет равен C = 1000 x 185 10 x 60 x 0,6 = 514 л, что составляет – 0,514 л/м²

Вот этот результат максимально приблизил нас к истине.

Напоследок, хочу порекомендовать всем участникам проектов, в которых фигурируют окрасочные работы, обращаться для расчётов объёма лакокрасочных материалов к специалистам, которые смогут не только оценить все факторы, влияющие на практический расход краски и оградят вас от ошибок в расчётах, но и смогут подобрать наиболее эффективные и экономичные схемы из существующих.

Инспектор защитных покрытий

Косенков Д.В.

Смотрите так же “Он-лайн калькуляторы расхода краски”

НАЗАД В РАЗДЕЛ / 

Мы часто становимся владельцами автомобилей бывших в употреблении. Они кажутся нам надёжными, и главное – стоят дешевле машин из салона. Важнейшим критерием при выборе ТС – это его техническая исправность, отсутствие серьёзных аварий. Один из показателей, который указывает на то, что машина побывала в ДТП – это разная толщина краски на деталях кузова. В статье мы расскажем, как провести эту процедуру, насколько она важна при покупке машины, как получать и сверять полученные данные при замерах.Как определить толщину краски авто при его осмотре, полезные советы

Как определить толщину краски автомобиля

При изучении показателей величины ЛКП, данные нередко отличаются от начально заявленных заводом-производителем. Напрашивается вывод: или ТС побывало в серьёзном ДТП или была осуществлена косметическая обработка кузова. Профессионал-автомаляр моментально заметит, если машина окрашена.

Но что делать, если ТС для покупки присматривает обычный гражданин, не имеющий специальных навыков автослесаря. Существует несколько способов решить эту проблему:

  1. Использовать магнит. Приложив его к различным деталям авто, замечаем, как он прилегает: есть сопряжение или нет с поверхностью. Когда оно отсутствует – в этом месте наложен толстый слой шпаклёвки, что не предусмотрено заводской технологией.
  2. Внимательно осмотреть машину. Эмаль и лак на рихтованных элементах будет отличаться оттенком. Можно провести рукой по поверхности, шагрень и шероховатости выдадут шпаклёвку.
  3. Применить прибор толщиномер. Если первые два способа лишь укажут на то, что машина красилась, то это устройство определит глубину ЛКП в микронах.

Толщиномеры бывают: механические, электронные, лазерные, ультразвуковые. Чтобы самостоятельно провести измерения этим пробором необходимо:

  • включить устройство;
  • после появления цифр на экране приложить его к поверхности ТС;
  • после характерного звукового сигнала на дисплее появятся цифры, показывающие глубину слоя ЛКП;
  • сверить полученные данные со значениями, которые заданы заводом-производителем для конкретной марки и модели машины.

Толщина краски на автомобиле, не побывавшем в ДТП, публикуется в справочниках автопроизводителей.

Важно! Транспортное средство перед проведением замеров должно быть тщательно вымыто и очищено от грязи. Присутствие на поверхности загрязнений, плёнки, иных объектов влияет на погрешность измерений прибора.

Использование магнитного индикатора для проверки ЛКП

Использование магнитного индикатора для проверки ЛКП

Какие детали следует проверять

Советуем начинать замеры с крыши. Она реже подвержена деформации, ударам и ремонту. Затем рекомендуется начать исследование толщины краски остальных участков ТС в следующей очерёдности:

  • стойки;
  • задняя и передняя часть;
  • двери;
  • пороги;
  • крылья, багажник;
  • внутренние пространства (салон, люк бензобака).

Сначала каждый элемент меряется отдельно. Участки металла, вызывающие подозрение, исследуются 4-5 раз изначально в центре, потом по краям (допустимые перепады не должны составлять выше 35 мкм). Следом вычисляется среднее значение на основании полученных величин.

Алюминиевые детали

Некоторые автомобили имеют в устройстве элементы, выполнение из этого цветного сплава. У Range Rover, Audi, BMW производитель из алюминия выпускает капоты, крылья, двери. Для исследования потребуется толщиномер, способный делать подобные замеры. Одной из популярных моделей является Etari ET 555. Прибор оснащён двумя калибровочными пластинами (под сталь и алюминий).

Никаких сложных манипуляций делать не нужно. В настройках устройства есть переключатель для перевода в режим измерения для цветного или чёрного сплава. Следом появляется на дисплее тип базового материала: «алюминий» или «сталь» и можно приступать к замерам.

Когда на авто должна быть установлена деталь из цветного сплава, а прибор показывает, что она выполнена из чёрного металла, значит она заменена на неоригинальную. Устройство прикладывают перпендикулярно к поверхности. Если угол изменить, то показания могут быть превышены. Для элементов, выполненных из алюминия, предъявляются иные требования значений, они меньше в 1,5—2 раза по сравнению со стальными аналогами.

Внимание! Эти детали также измеряются в нескольких местах. Это связано с тем, что их могут красить не полностью, а на стыке слоёв образуется еле различимый рельеф.

Проверка детали толщиномером

Проверка детали толщиномером

Пластиковые детали

Из этого материала в современных авто сделаны ручки, корпуса зеркал, бампера, отделка салона. Определить глубину ЛКП при помощи толщиномера на этих деталях точно невозможно, т.к. прибор не предназначен для этого. С учётом того, что устройство вряд ли точно определит каково по величине мкн покрытие на пластмассе, можно прибегнуть к иному способу.

Следует рассмотреть все пластиковые компоненты машины. Необходимо обратить внимание на зазоры между ними и металлическими элементами. Ввинчены ли везде болты одинаково, выпущены ли они производителем или куплены в автомагазине. Бросается во внимание год выпуска стёкол, а также разные оттенки пластмассовых деталей.

В качестве альтернативы можно применить специальный прибор – ультразвуковой эхолот. Он фиксирует временной промежуток, за который поданный им сигнал к поверхности ТС, смог вернуться. На основе этих сведений выводятся на экран данные о характере и глубине окраски бампера или зеркала.

Какие значения говорят о дополнительных слоях

После проведения манипуляций сравниваем полученные данные с заявленными заводом-производителем, выпустившим марку авто. Показания толщиномера могут разниться на:

  • 10-40 мкн. Это допустимое значение, в процессе изготовления машины заводские ГОСТы допускают такое отклонение;
  • 50-90 мкн. Деталь красилась, но лишь в косметических целях, возможно были сколы, царапины на покрытии;
  • от 100 до 500 – транспортное средство побывало в серьёзном ДТП. На участок наложен толстый слой шпаклёвки;
  • 500 мкн и более – автомобиль попал в очень серьёзную аварию. Владелец сэкономил на замене деталей и просто замазал после рихтовки все неровности шпаклёвкой.

Все замеры необходимо проводить не спеша, в нескольких местах. При обнаружении высоких перепадов на кузове можно смело задавать вопрос продавцу и скидывать цену или не покупать ТС.Как определить толщину краски авто при его осмотре, полезные советы

Таблица толщины краски различных марок автомобилей

Без этого справочного материала невозможно сделать точный вывод по величине слоя краски на легковой машине.

Некоторые обратят внимание, что в таблице указано, например, для Hyundai Sonata показатели составляют 85-100мкн. Это значит, что детали все покрашены по-разному. Иногда капот “может показать” большее значение, нежели крыло. На внутренних конструкциях слой ЛКН будет тоньше и может быть от 50 до 100 микрон. Производитель экономит обычно на этом, так как на эти элементы нет внешнего негативного воздействия.

Толщина краски на автомобилях, произведённых в Германии, толще, нежели выпускаемые японскими или корейскими автогигантами. Например, слой на Mercedes-Benz «С» и «Е» классов может составлять до 250 мкн.Как определить толщину краски авто при его осмотре, полезные советы

Заключение

Процедура измерения ЛКН у покупаемого подержанного авто позволит с высокой точностью определить было ли ТС в аварии, подвергалось ли ремонту. При проведении этой манипуляции рекомендуем придерживаться следующих правил:

  1. Для реализации измерительных действий приобрести (взять в аренду) качественный толщиномер, способный распознавать данные и на алюминиевых поверхностях.
  2. Делать замеры в разных местах машины, сверяя результаты.
  3. Не обращать внимание на перепады от 10 до 40 мкн.
  4. Не пользоваться прибором, если на машине толстый слой грязи.
  5. Вычесть или прибавить значения к показаниям, когда авто постоянно полировалось в сервисе (минус 10-15 мкн), если оклеено защитной плёнкой (плюс 15 мкн).

Если показатели толщины краски сильно разнятся, значит машина серьёзно пострадала и её не стоит приобретать. Либо можно потребовать от продавца значительного снижения цены.

Большая часть авто, бывших в употреблении – самый настоящий хлам, проблема в кузовах и их характеристиках. Часто встречаются битые и восстановленные автомобили – покупать такие не безопасно. Но как новичок сможет распознать битую машину? Распознать можно, нужно лишь знать, какая толщина краски должна быть на автомобилях.

Дело в том, что покрасить восстановленную машину с заводской толщиной слоя ЛКП очень трудно – это дорого, и не каждый перекупщик будет красить идеально. Гораздо проще и дешевле покрасить кое-как, но красиво, и скрыв все недостатки. А под слоем краски может быть сварной шов и не заводской (нередко автомобиль собирается из двух и более частей). Под слоем шпаклевки и краски могут быть дыры, гнилой металл.

Зная, какая толщина краски на автомобилях обычно бывает, можно распознать крашеную, а значит однозначно участвовавшую в ДТП машину.

Как определить толщину краски на автомобиле

Как определить толщину краски на авто?

Проверить автомобиль на предмет толщины краски поможет простой прибор – толщиномер. Это сравнительно новое оборудование, которое поможет не ошибиться в выборе при покупке машины. Совсем не редкость такие случаи, когда новичок выбирает красиво покрашенную машину, а затем оказывается, что ее восстановили после страшной аварии буквально из металлолома, на кузове нарушена геометрия, а также имеются другие изъяны.

Толщиномер

Толщиномер можно приобрести в любом автомагазине – цены на эти устройства довольно демократичные. Давайте посмотрим, как пользоваться таким прибором:

  1. Первым делом толщиномер включают и прикладывают к обследуемой поверхности — устройство издаст определенный звук и на цифровом экране появятся цифры. Это толщина покрытия в микронах.
  2. Когда замер толщины краски выполнен, следует сравнить полученный результат с заводскими значениями. Заводская толщина указана в специальных таблицах – таблица толщины есть в интернете, ее можно без труда найти. В среднем слой краски на автомобиле составляет от 70 до 150 мкм – этот результата является допустимым.

На рабочей поверхности толщиномера находится специальный датчик, который генерирует волны, а они, в свою очередь отражаются от поверхности кузова. Так прибор улавливает сигналы и преобразует их в цифры.

Определение толщины краски на авто

Сравнивая результат измерений с таблицей, стоит помнить, что цифры могут колебаться в пределах 10 мкм на любых участках кузова – это нормально. Даже на заводе покраска не идеальна. Краска может иметь разную плотность. Все, что больше – это признаки ремонта. На восстановленных поверхностях ЛКП может достигать 200 мкм и более.

Стоит помнить и о том, что толщиномер измеряет толщину покрытия со шпаклевкой и грунтовкой. При получении высоких показателей можно выявить ремонтированные места на кузове.

Измерение толщины лакокрасочного покрытия

На видео: как пользоваться толщиномером.

Какие детали проверять в первую очередь?

Начинать специалисты рекомендуют с поверхности крыши – этот элемент наименее подвержен различным повреждениям. Крышу подкрашивают очень редко и она является эталоном и ориентиром по всем остальным замерам. Средние показатели по крыше всегда будут ниже, чем по всем прочим деталям.

Далее измеряют стойки – верхние их части могут использоваться в качестве ориентира. Передняя и задняя часть кузова – это места, которые очень часто ремонтируются. Также следует уделить внимание передним дверям и порогам. Затем проводят измерения во всех остальных внешних сегментах.

Не нужно забывать о внутренних полостях – пространство под капотом, багажник, салон, люк бензобака.

Схема контроля толщины лакокрасочного покрытия

Первым делом меряют детали отдельно. Подозрительные участки промеряют 4-5 раз – в центре и по краям. Перепады не должны составлять более 35 мкм. Затем подсчитывают среднее арифметическое и определяют общую толщину слоя краски для всего авто.

Таблица толщины лакокрасочных покрытий

В таблице ниже представлены показатели толщины на разных автомобилях. Нужно помнить, что это примерные цифры, полученные опытным путем. Сами производители не могут точно ответить, сколько составляет толщина краски на автомобиле, выпущенного только-что с завода.

Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях разных марок

Авто японского и корейского производства, к примеру, Тойота и Киа Рио, красят так, что толщина составляет в пределах 100-110 мкм. Внутренние элементы окрашивают более тонко – толщиномер покажет не более 40 мкм. Если кузов полировался или подвергался еще каким-либо нано-обработкам, то это не слишком увеличит показания. А вот защитные пленки могут увеличить цифры на 100 или 200 мкм.

Автомобили от немецкого производителя «Ауди» имеют толщину покрытия от 100 до 165 мкм. Это касается и концерна BMW. Модели «X5» имеют ЛКП толщиной от 120 до 165 мкм. На Daewoo красят кузова до 90-120 мкм. Лада Гранта будет иметь толщину слоя от 110 до 140 мкм. Приора или Калина обычно окрашены в пределах 60-100 мкм. Киа Рио окрашивают от 120 до 150 мкм. Шевроле Круз – 80-135 мкм.

Какие значения говорят о дополнительных слоях?

Если на заводскую покраску наносили дополнительные слои, тогда прибор покажет от 180 до 260 мкм и более. Эта цифра получается от сложения значения толщины покраски от завода и дополнительного слоя  — с этим справятся все современные устройства.

Если на дисплее отобразится значение в 300 мкм и более, тогда на деталь наносили еще и слой шпаклевки. Большая цифра – это сигнал о том, что выполнялся ремонт и кузов очень тщательно закрасили.

Как определить битую машину по толщине краски

Также стоит помнить, что на внутренних поверхностях покрытие более тонкое. На Лада Гранта оно составит от 40 мкм и выше. Корейцы также экономят краску – на Киа Рио примерно столько же.

Самая главная задача в процессе измерений – увидеть первый слой ЛКП не по заводу. При этом по толщине он может вполне совпадать с заводскими значениями. Так, используя прибор, проверяют каждый элемент в нескольких местах и не забывают про углы и края. На заводских деталях не должно быть сильных перепадов по толщине в пределах одного элемента.

Что говорит о постороннем вмешательстве?

Итак. К примеру, продается Лада Гранта. Зная ее примерные заводские показатели, можно начинать проводить замеры и смотреть, насколько больше они заводских значений. О перекраске говорят отличия локальных цифр от средних по всему кузова на 40% и более, а также превышение средних значений по автомобилю в 190 мкм.

Также о факте вмешательства говорят показатели выше, чем в таблицах, на 50-90 мкм. Если ремонтировались незначительные дефекты, показатели превысят норму на 50-150. О ремонте значительных дефектов скажет превышение норм на 150-250 мкм. О шпаклевке скажет толщина выше нормальной на 250-300 мкм.

При выборе автомобиля нужно обязательно использовать приборы – ими пользуются все. Проверка убережет от покупки битого или аварийного автомобиля – и не важно Лада Гранта это или Бентли Бентайга.

Замер толщины краски на Suzuki и Шкода Рапид (2 видео)

Что может помочь в определении (20 фото)

Мы часто становимся владельцами автомобилей бывших в употреблении. Они кажутся нам надёжными, и главное – стоят дешевле машин из салона. Важнейшим критерием при выборе ТС – это его техническая исправность, отсутствие серьёзных аварий. Один из показателей, который указывает на то, что машина побывала в ДТП – это разная толщина краски на деталях кузова. В статье мы расскажем, как провести эту процедуру, насколько она важна при покупке машины, как получать и сверять полученные данные при замерах.

Как определить толщину краски авто при его осмотре, полезные советы

Суть вопроса

О том, что толщина ЛКП по маркам автомобилей различается, знают практически все автолюбители со стажем. Разумеется, лучше покупать автомашину белее-менее новую, но не всегда бюджет позволяет это сделать. В этом случае поиски подходящего экземпляра могут превратиться в лотерею.
Такая же ситуация может случиться, когда начинаешь искать дорогую модель в нижнем ценовом диапазоне на рынке б/у. Список лучших вариантов подержанных авто до 400 000 рублей в какой-то мере может помочь, но не в случае оценки состояния кузова и его покрытия.

В отдельную группу покупателей можно выделить тех, кто хочет определенную машину в силу каких-то привязанностей, например, BMW. Здесь придется держать ухо остро, потому что возможен и криминал, и коррозия, и множественные ремонты. Исследование лакокрасочного слоя может о многом поведать будущему владельцу:

  • Участвовала ли автомашина в аварии.
  • Какие получила повреждения при ДТП.
  • Каким образом были устранены дефекты кузова или покрытия.
  • На какую цифру можно понизить цену машины при торге.

Основные виды дефектов и причины их возникновения

Дефекты часто возникают в силу неопытности мастера, неправильной обработки металла перед нанесением покрытия и из-за многих внешних факторов.

Основными причинами являются неправильные внешние условия покраски, нарушение принципов работы с материалами и неумелое обращение с ними.

Если планируется ремонт, ЛКП автомобиля должно уделяться особое внимание, так как могут возникнуть следующие дефекты.

Чем и как определяется толщина ЛКП по маркам легковых автомобилей: физика процесса

Как правило, все модели имеют приблизительно одинаковый слой заводского покрытия – 100-140 мкм. Когда элемент кузова рихтовался, то под краской обязательно появится некоторое количество шпаклевки, что отдаляет характеристики покрытия от заводских стандартов. Обычно в этом случае значение пласта будет не менее 200 мкм, а в некоторых случаях и того больше.

Выявить такие отклонения позволяют толщиномеры. Исследуемая толщина ЛКП на автомобилях и таблица стандартных параметров покрытия сразу прояснят ситуацию. Недорогие модели измерительных приборов дают возможность определить наличие шпаклевки, но не перекраску. Толщиномеры высокого класса могут проверить слой покрытия на алюминиевых и пластиковых деталях, но их стоимость довольно велика.

Принцип любого измерителя слоя покрытия – определение интервала от датчика до базовой основы кузовного элемента. Самый простой вариант, когда деталь стальная, здесь можно ограничиться элементарным магнитным прибором стоимостью до 1000 рублей.

Его конструкция проста: постоянный магнит соединен со стрелочным указателем механическим способом. Чем он ближе к металлу, тем сильнее притяжение и стрелка отклоняется на больший угол. Из минусов – невысокая чувствительность и точность, но шпаклевку от миллиметра прибор указывает уверенно.

Классификация толщиномеров

В специализированных магазинах предлагают несколько типов таких устройств. Само собой, что принцип их функционирования, стоимость и возможности различны. Поэтому есть смысл рассмотреть каждый вид в отдельности:

  • Ультразвуковые – работают как с металлическими материалами, так и с пластиком, композитами и керамикой. Это дает возможность измерить толщину ЛКП по кузовам любых марок автомобилей, причем не только на металлических поверхностях, но и на декоративных элементах. Основной минус – это высокая цена, стоимость изделия начального уровня стартует с 10 000 российских рублей.
  • Вихретоковые – датчик оценивает состояние покрытия на любом металле с высокой точностью. Однако результат зависит от токопроводимости детали. Таким образом, при исследовании меди и алюминия оценка будет максимально точной, а вот на железе уже появляются погрешности. Стоимость вихретокового толщиномера находится в районе 5 000 рублей.
  • Электромагнитные – надежные и практичные устройства, которые дают довольно точные результаты. Их цена не превышает 3 000 рублей, но присутствуют и недостатки: возможность использования только на металлических деталях, с цветными сплавами и пластиком прибор не работает.
  • Магнитные – фукционал основан на принципе магнита, чем сильнее он притягивается к кузову, тем стрелка отклоняется сильнее. Соответственно, меньший угол наклона говорит о толстом слое покрытия, что настораживает. Несмотря на низкую цену в 500 рублей и простоту эксплуатации, агрегат способен точно оценить поверхность только при толщине не превышающей 1,5 мм.

Другие требования ГОСТ к ЛКП

Выбор покрытия для нового автомобиля должен соответствовать следующим требованиям:

  • цвет краски кузова — для разных типов автомобилей устанавливается свой стандарт, так, для крупной техники должны быть цвета тёплые или контрастные, допустим, синий с жёлтым;
  • фактура должна также соответствовать марке машины, автомобиль для личного пользования может быть и глянцевым, и матовым, а вот большая техника преимущественно должна быть гладкой;
  • покрываются с особой аккуратностью внешний корпус и крупные детали внутри авто;
  • класс краски должен соответствовать классу автомобиля и зависит от местонахождения деталей.

Важно знать не только о понятии ЛКП в автомобиле, это что такое и как его выбирать, но и как его наносить в случае ремонта.

Перед наложением покрытия поверхность должна быть правильно обработана. ГОСТ для каждого вида материала и метода окрашивания приводит свой список действий, каждый из которых имеет такие пункты:

  • убирается жир с поверхности;
  • нанесение грунтовки для хорошего сцепления;
  • создаётся защитный антикоррозионный слой;
  • обработка пассивирующими растворами;
  • нанесение окислителей для создания защитной химической и анодной плёнки;
  • производится шлифовка.

Каждому автовладельцу нужно знать об ЛКП, что это в автомобиле, как оно должно выглядеть и наноситься.

Как грамотно использовать толщиномер?

Приобретая автомашину на вторичном рынке, недостаточно знать, как происходит сделка купли-продажи и регистрация транспортного средства. Не помешает и практика измерения толщины ЛКП на кузове автомобиля и таблица заводских параметров заводского покрытия. Для этого эксперты предлагают несколько рекомендаций, при помощи которых можно эффективно использовать толщиномер:

  • Приобретайте устройство с умом. Недорогой агрегат обладает узкой специализацией, он в состоянии определить шпаклевалась ли машина, а вот дополнительный шар краски – вряд ли. Для работы с алюминиевыми деталями придется купить аппарат подороже, а для пластиковых элементов цена прибора будет сопоставима со стоимостью некоторых подержанных авто. Поэтому покупайте толщиномер в соответствии с ситуацией.
  • Некоторые автофирмы предлагают аренду устройства – это обойдется дешевле, тем более, когда планируется только покупка машины на вторичном рынке.
  • После приобретения обязательно проведите калибровку агрегата. Для этого применяют эталонные образцы из стали и пластика, на которых присутствует слой краски. Достаточно сверить результаты измерений с данными, нанесенных на пластинах. В случае, когда цифры не совпадают, нужно подкорректировать настройки аппарата, и добиться идентичности показаний.
  • Стоит настраивать механизм под каждое измерение отдельно. Многие модели обладают функцией корректировки, не пренебрегайте ей, потому что она уменьшает вероятность ошибок.

Образование пузырей

Качественная покраска предполагает идеально ровную поверхность. Пузыри появляются и на старых, и на новых слоях краски, основная причина — резкий перепад температур при сушении.

Основные причины возникновения пузырей:

  • попадание под краску влаги или воздуха;
  • плохая подготовка поверхности, остатки загрязнений на ней;
  • использование некачественного растворителя;
  • недостаточно хорошо высушенные нижние слои краски;
  • высокая вязкость краски, что привела к закипанию поверхности;
  • слишком много грунтовки или краски.

Дефект можно убрать, только полностью перекрасив автомобиль.

Практика: измеряем толщину слоя ЛКП на автомобилях и используем таблицу заводских значений

Марка Модель Толщина краски
мкм mils
Audi A1, A3, A4, A5, A7, A8 80-100 3.1-3.9
Q3, Q5, Q7 110-165 4.3-6.5
BMW 1-series, 2-series, 3-series, 5-series, 7-series 100-165 3.9-6.5
X1, X3 90-110 3.5-4.3
X5, X6 120-165 4.7-6.5
BYD F3 75-100 2.9-3.9
Cadillac Escalade, CTS 120-150 4.7-5.9
Chery Amulet, Tiggo 100-120 3.9-4.7
Citroen C5, C-Elysse 110-140 4.3-5.5
C4, C3, Picasso, Berlingo 75-125 2.9-4.9
DS4 205-230 8.0-9.0
Daewoo Nexia, Matiz 90-120 3.5-4.7
Fiat Albea, Punto 100-140 3.9-5.5
Ford (Форд) Focus 150-165 5.9-6.5
Explorer, Kuga 135-145 5.3-5.7
Mondeo 115-130 4.5-5.1
Hyundai Accent, IX35, I30, I40, SantaFe, Elantra 70-110 2.7-4.3
Tucson, Solaris, Sonata 90-130 3.5-5.1
Honda Accord 130-150 3.9-5.9
Civic 100-135 5.1-5.3
Fit, CR-V 80-100 3.1-3.9
KIA Sportage, Sorento, Cerato, Cee’d, Picanto 100-140 3.9-5.5
Soul, Rio, Venga, Optima 120-140 4.7-5.5
Quoris 150-180 5.9-7.0
Lexus RX, ES, LX 140-150 5.5-5.9
CT, GX, LS 120-150 4.7-5.9
IS 110-140 4.3-5.5
Mazda CX-7, CX-5 85-120 3.3-4.7
3, 6 110-130 4.3-5.1
Mercedes-Benz (Мерседес) C, E, S 165-180 6.5-7.0
GL, ML 90-140 3.5-5.5
Mitsubishi Lancer, Pajero 90-125 3.5-4.9
L200, Outlander XL, ASX 55-75 2.1-2.9
Nissan Ниссан X-trail, Patrol, Juke, Qashqai, Murano, Tiida, Pathfinder 80-120 3.1-4.7
Almera, Teana 130-150 5.1-5.9
Opel Astra, Corsa, Mocca, Zafira, Insignia, Vectra 110-160 4.3-6.3
Peugeot 208, 308, 508, 3008 100-120 3.9-4.7
4008 60-80 2.3-3.1
Renault Logan, Koleos 180-230 7.0-9.0
Fluence, Duster, Megane, Sandero 100-140 3.9-5.5
Skoda Octavia, Yeti, Superb, Fabia, Roomster 100-140 3.9-5.5
Subaru Forester, Impreza, Outback, Legacy, Tribeca 100-140 3.9-5.5
Suzuki Grand Vitara 70-100 2.7-3.9
SX4, Swift, Splash 90-120 3.5-4.7
Toyota (Тойота) LC200, Camry, Highlander, Auris, Verso 110-130 4.3-5.1
Avensis, Corolla, Prado, Prius, RAV4 80-110 3.1-4.3
Volkswagen Polo, Golf 80-110 3.1-4.3
Tiguan, Passat, Caddy, Multivan, Amarok 110-140 4.3-5.5
Touareg, Jetta 140-180 5.5-7
Lada, ВАЗ Калина, Приора 60-100 2.3-3.9
Granta, Niva 110-140 4.3-5.5
Largus 180-230 7.0-9.0

Важность технологии проведения измерений неоспорима. От этого зависят результаты итоговых данных. Алгоритм замеров выполняется в следующей последовательности:

  • Приложить толщиномер к кузову, начиная с переднего крыла, и двигаясь по всей поверхности. Не забываем про крышу. Измерения проводить не менее 3-5 раз.
  • Выполнив замеры, высчитать среднее арифметическое для каждого элемента, и сравнить итоговые значения между собой. Делайте проверку толщины ЛКП несколько раз независимо по маркам автомобилей – это гарантирует достоверность полученных данных.
  • Сравнить результаты замеров с данными в табеле со стандартными покрытиями заводского происхождения. Для этого нужно выбрать соответствующую модель авто.
  • Особое внимание уделяйте толстым участкам покрытия, новоокрашенные места по толщине отличаются от родной краски в 2-3 раза. Если обнаружено место, где толщина больше на 100-160 мкм, то будьте уверены – его перекрасили. Когда показатели прибора превышают эти цифры, то вероятно, что здесь еще и шпаклевали.
  • Обратные ситуации, когда слой менее 100 мкм, говорят о том, что покрытие полировали с применением абразивных смесей.
  • Выполняя замеры, нужно уделить внимание зазорам и герметику между кузовными деталями. Если обнаружено отсутствие герметика, а болты без краски, то есть вероятность, что деталь снимали для ремонта.

Расслоение лакокрасочного покрытия

Этот дефект возникает со временем даже после фабричной покраски.

Основные причины:

  • остатки загрязнений;
  • слишком высокая температура окружающей среды при работе с материалами;
  • очень малое количество грунтовки;
  • плохо сглажены слои между краской;
  • плохое взаимодействие грунтовки, краски и её покрытия.

Чтобы избавиться от этого дефекта, нужно снять всю краску вплоть до нижнего слоя, а часто и до металла.

Несколько комментариев

  1. Допускается некоторое отклонение от показаний, указанных в таблице заводских значений. Например, на BMW 3 толщиномер показал 170 мкм (а по стандарту должно быть в пределах 100-165), но это не говорит о том, что компонент ремонтировался. Многое зависит от года выпуска, места сборки, делалась ли полировка.
  2. Некоторых автомобилистов пугает некоторый разброс значений в процессе измерений. Здесь нужно учесть, что такой разброс случается даже на авто, вышедшем только что с салона. Если крыло показывает 100, а капот 140, дверь 120, то это нормально.
  3. Практикой доказано, что толщина ЛКП на отечественных и японских автомобилях даже по таблице имеет тонкий слой – около 100 мкм. Европейский производитель красит более толстым шаром краски – 150 мкм.
  4. Внутренние элементы кузова обладают слоем в 40-90 мкм, потому что внешнее воздействие на них не предусмотрено.
  5. Незначительная пыль или грязь на поверхности не особо влияют на итоговый результат измерений, но корка грязи будет серьезной помехой для получения корректных результатов.

Тонкие трещины

Этот дефект имеет вид тонких длинных трещин, не связанных между собой, они слабо различаются, но создают общий несколько отталкивающий вид. На поверхности это выглядит как мутное пятно или участок, лишённые блеска. С ростом нагрузок трещин становится больше, площадь дефекта увеличивается.

Причины:

  • некачественная подготовка к покраске;
  • нарушение технологии работ с материалом;
  • некачественная краска;
  • нарушение в обработке грунтовкой;
  • неправильное смешивание красок;
  • слишком большой слой материала;
  • краска плохо высохла.

Чтобы устранить подобные неприятности, нужно не только узнать о нанесенном ЛКП в автомобиле (это что такое — мы выяснили в начале статьи), их причинах, но и проконсультироваться, какое покрытие больше подойдёт к кузову. Чаще всего всю краску, имеющую такие дефекты, нужно снять и произвести покраску заново.

Матовая поверхность

Качественная окраска предполагает получение блестящей поверхности.

Причинами матовости могут быть:

  • неравномерность покрытия;
  • недостаточная толщина материала;
  • наличие царапин перед покраской.

Для устранения проводится повторное сглаживание поверхности и нанесение ещё одного слоя краски.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Добавить комментарий