Как найти тональность по интервалу

Juliet

Знаток

(303)


8 лет назад

Исходя из ступени, на которой он строится.
Проще всего – методом разрешения по правилу “Увеличенные увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются (относится к тритонам) .

Также существует таблица построения интервалов в тональности.

Ivan Poppy

Ученик

(106)


2 года назад

Вообще можно определить тональность у интервалов. Я не говорю даже об характерных и тринонах. Все зависит от ступени. Например: б7 e dis. В мажоре она есть на 1 и 4 ступенях. То есть на первой ступени тональность будет E-dur, а на 4 ступени будет H-dur. В миноре б7 есть на 3 и 6 ступенях. Определяем также. На 3 будет cis-moll,а на 6 будет gis-moll.

Интервалы в ладу

На основных ступенях
натуральных видов мажорного и минорного
ладов встречаются только диатонические
интервалы (к коим, как известно, принадлежат
и обе разновидности тритона — ув. 4 и
ум, 5), причем все они являются
взаимообращающимися. Общее количество
интервалов с одинаковой ступеневой
величиной всегда соответствует количеству
основных ступеней лада (7), так как на
каждой из них можно построить любой из
диатонических интервалов: приму, секунду,
терцию, кварту и т.д.

Интервальный
состав параллельных тональностей,
взятых в натуральном виде, всегда
одинаков, только ступени, на которых
строятся те или иные интервалы, будут
разными. Это ясно видно из приведенной
ниже таблицы:

Наименования
интервалов

Основные виды
интервалов

На каких ступенях
встречаются

Количество
интервалов данного вида

в натуральном
мажоре

в натуральном
миноре

прима

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

секунда

малая

III,
VII

II,
V

2

— »—

большая

I,
II, IV, V, VI

I,
III, IV, VI, VII

5

терция

малая

II,
III, VI, VII

I,
II, IV, V

4

— »—

большая

I,
IV, V

III,
VI, VII

3

кварта

чистая

I,
II, III, V, VI, VII

I,
II, III. IV, V, VII

6

— »—

увеличенная
(тритон)

IV

VI

1

квинта

уменьшенная
(тритон)

VII

II

1

— »—

чистая

I,
II, III, IV, V, VI

I,
III, IV, V, VI, VII

6

секста

малая

III,
VI, VII

I, II. V

3

—» —

большая

I,
II, IV, V

III,
IV, VI, VII

4

септима

малая

II,
III, V, VI. VII

I,
II, IV, V, VII

5

— »—

большая

I, IV

III, VI

2

октава

чистая

на
любой ступени

на
любой ступени

7

Знание ступеней
лада, на которых строятся те или иные
интервалы, разумеется, необходимо для
более полного усвоения каждого из видов
мажора и минора. Находить же тональности,
в которых встречаются определенные
интервалы, легче и удобнее по квинтовому
кругу, руководствуясь при этом следующей
системой. Например, нужно определить,
в каких тональностях встречается большая
секста ля — фа-диез. В этом случае прежде
всего надо обратить внимание на то, что
один из звуков интервала дан с диезом,
следовательно, ни в одной бемольной
тональности, а также в тональностях, не
имеющих ключевых знаков альтерации,
этот интервал встретиться не может.
Таким образом, сразу отпадают 16 из 30
употребительных в музыке тональностей
(напомним, что пока речь идет только о
натуральных видах лада). Второй звук-ля
— дан без знаков альтерации. Поскольку
в диатоническом интервале не могут быть
выставлены одновременно разнородные
знаки альтерации (диез и бемоль), то
следует обратить внимание на то, что у
ноты ля нет диеза, который был бы пятым
по счету. А это обстоятельство, в свою
очередь, говорит о том, что уже в
тональностях с пятью диезами (и более)
данный интервал встретиться не может.

Следовательно,
большую сексту ля — фа-диез мы можем
найти только в мажорных и минорных
тональностях, имеющих при ключе 1, 2, 3, 4
диеза. Конкретно это будут следующие
тональности (в скобках указаны ступени,
на которых встречается данный интервал):

соль мажор (II)

ми минор (IV)

ре мажор (V)

си минор (VII)

ля мажор (I)

фа-диез минор (III)

ми мажор (IV)

до-диез минор (VI)

Аналогичным образом
следует подходить и к интервалам, вообще
не имеющим знаков альтерации. Только в
этом случае сначала надо определить,
какой из звуков интервала первым появится
со знаком альтерации (и каким именно),
а далее действовать согласно описанному
выше способу. Например, надо найти
тональности, в которых встретится малая
терция ми — соль. Если идти по квинтовому
кругу в сторону диезов, то в этом интервале
диез появился бы сначала у ноты соль
(третий по счету). Но так как его нет, то,
следовательно, уже в тональностях с
тремя (и более) диезами малая терция ми
— соль не встретится. Если же двигаться
по квинтовому кругу в сторону бемолей,
то сперва бемоль возник бы у ноты ми. Но
так как он отсутствует, то, следовательно,
данный интервал в тональностях с двумя
(и более) бемолями быть не может. В итоге
же получается, что малая терция ми —
соль встречается в следующих восьми
тональностях мажора и минора:

а) без ключевых
знаков альтерации,

б) имеющих при
ключе 1 и 2 диеза,

в) имеющих при
ключе 1 бемоль.

После этого остается
лишь конкретизировать наименования
самих тональностей и порядковые номера
ступеней, на которых строится искомый
интервал.

Наличие разновидностей
основных интервалов одного и того же
наименования и их количество в данной
тональности определяется весьма просто.
В ладе имеется только семь основных
ступеней, и на каждой из них может быть
построен любой из диатонических
интервалов, встречающихся в данной
мажорной или минорной тональности.
Следовательно, в ладе может быть 7 секунд,
7 терций, 7 кварт и т.д., но они могут иметь
различную тоновую величину — в зависимости
от того, на какой ступени будут строиться.
Так, например, в натуральном мажоре и в
натуральном миноре малая секунда
встречается только дважды: в мажоре —
на III и на VII ступенях, а в миноре — на II
и V ступенях; значит, на остальных пяти
(7 – 2 – 5) ступенях будут строиться
большие секунды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Этот тренажер даст возможность потренироваться в построении увеличенных и уменьшенных интервалов   

https://e.jimdo.com/app/s831a31b5b4c14c03/pa0172547c9ad53ce?cmsEdit=1

 
На ступенях натурального мажора
интервалы располагаются следующим образом:     

      Натуральный мажор содержит 5 больших и 2 малые
секунды. Малые секунды расположены на
III и VII ступенях. Большие терции расположены на главных ступенях
мажора. На остальных ступенях малые терции. На
IVступени мажора расположена
увеличенная кварта. На
VII ступени – ее обращение уменьшенная квинта. На остальных
ступенях – чистые кварты и квинты.

Используя формулу обращения интервалов, можно установить, что если на I, IV и V ступенях располагаются большие терции, то их
обращения – малые сексты располагаются соответственно на
 III, VI и VII ступенях. На остальных ступенях (I, II, IV, V) располагаются большие сексты.

         Большие септимы расположены на I и IV ступенях. На всех остальных ступенях находятся малые септимы.

        На ступенях натурального минора интервалы располагаются следующим образом: 

          Приведенная таблица показывает,
что малые секунды расположены на
IIи
V ступенях, на остальных находятся большие секунды. На главных ступенях расположены малые
терции. Еще одна малая терция находится на
II ступени. Следовательно, на 
III, VI
и VII ступенях расположены большие
терции.

        Увеличенная кварта передвинулась на VI ступень, на всех остальных – чистые кварты. Уменьшенная квинта расположена на II ступени, на всех остальных – чистые квинты.

Используя обращение интервалов, можно установить, что большие септимы находятся на III и VI ступенях. Большие сексты – на III, IV, VI и VII ступенях, малые – на I, II и V.

1. Определите тональности, которым может принадлежать интервал. Разрешить интервал в каждой
тональности

2.  Определите натуральный мажор и минор,
которым могут принадлежать данные тритоны. Разрешите их:

3.  В тональности Esdur расшифруйте интервалы и оформите в виде двухголосия на одном нотоносце

4.   Постройте от данного звука интервал, определите тональности, которым он может принадлежать, и разрешите его:

Гитаристам и другим музыкантам, если они хотят эффективно играть на своих инструментах, важно понимать, что такое тональность, что означают слова тон и тоника, а также какую роль отыгрывают лады, что это вообще такое. Тональность состоит из тоники и лада. Без знаний базовой теории про тональности в музыке, совсем мало остается места для творческой фантазии. В данном случае рассматривая теорию образования тональностей, будем это делать с точки зрения игры на гитаре.

Хотя данный материал о тональностях ориентирован больше на гитаристов, всё же полезно будет рассмотреть некоторые общие моменты, связанные с тонами, полутонами, построением звукорядов.

Понятие тональности у нас будет тесно сопряжено с термином аккорд. Можно сказать — тональность аккорда, это означает фактически основную ноту аккорда, его тонику, тон. Примеры самых известных тональностей на гитаре:

  • Ля-минор (аккорд Am);
  • Ми-минор (аккорд Em);
  • Ре-минор (аккорд Dm).

Если мы говорим Ля-минор, то это фактически означает, что тоника данного аккорда — нота Ля, а лад минорный; синонимом слова лад будет оттенок, так тоже можно сказать какого оттенка аккорд: минорного или мажорного. Хотя считается что с помощью репетитора можно обучиться игре на гитаре или другом инструменте, но можно попробовать разобраться во всех музыкальных тонкостях самому.

Способ № 1 как определить тональность — попытаться найти на слух. Самый лучший способ, при котором мы заставляем себя чувствовать, ощущать ноты нашим слухом, а не искать логические алгоритмы.

Тональность: что это такое простыми словами

Тональность — это фактическая характеристика музыкального отрывка. Всё музыкальное произведение может быть написано в выбранной автором музыки тональной ноте.

Способ № 2 как определить тональность — по 1-й ступени звукоряда.

Чтобы определить тональность в звукоряде, необходимо обратить внимание на 1 ступень звукоряда. Это будет основная нота, нота, дающая направление звучанию конкретного аккорда.

Если учесть, что тональность — это музыкальный параметр конкретного аккорда, то основная тоника будет пронизывать как бы весь аккорд насквозь. Например, в аккорде Am, только взятом на 5-м ладу гитарного грифа, главная нота Ля будет повторяться 3 раза, только лишь с той разницей, что расстояние между каждой из них будет 1 октава.

как найти аккорд Am на гитаре на 5-м ладу Позиционная форма образования, классическая

В аккорде, помимо ноты, что определяет тонику звучания, есть ещё созвучия, собственно на которых и строится звучание аккорда. Лучше всего с тоникой будет гармонировать нота, что порядково размещена на 5-й ступени, относительно тоники. Такая нота на 5-ой ступены называется доминанта. И последней составляющей аккорда является его оттенок, чаще всего оттенок бывает такой:

  1. Минорный.
  2. Мажорный.
  3. Септаккорд.

Пример — построение аккорда Am, взятом на 5-м ладу. Можно видеть где тоника, а где созвучия.

как образуется ля минор на гитаре Классический позиционный строй E Standard

В основном звучание гитары построено на созвучиях. Беря определенный аккорд, мы играем созвучия, то есть при этом ноты звучат одновременно. Или же можно играть ноты звукоряда или тональности последовательно, друг за другом, таким образом формируя больше не созвучия, а мелодические отрывки, растянутые во времени по определённому закону и алгоритму.

Тоника

Тоника аккорда — это его основная нота, которая даёт октаву, то есть в аккорде повторяется ещё раз, но выше. Приведём примеры тоник:

  1. До;
  2. Ре;
  3. Ми;
  4. Фа;
  5. Соль;
  6. Ля;
  7. Си.

Выше приведены тоники, они же, фактически – ноты. Как мы все знаем, всего 7 нот, но сколько возможностей, прям бесконечность. И если все 7 нот умножить на 2 оттенка: минорный и мажорный, то получим 24 основный тональностей. Какие-то из тональностей часто встречаемы, другие более редкие, что подтверждается классическими музыкальными произведениями классиков.

Например, всем известная «Лунная Соната», что написал Людвиг ван Бетховен. Мало кто знает, но сначала композиция называлась по-другому, а именно «Почти фантазия» или «Соната для фортепиано No.14 до-диез минор».

В целом даже если брать самые непопулярные тональности из всех главных 24-х, то любые музыкальные произведения, написанные в них, будут считаться тональными. Противоположность тональным музыкальным пьесам – атональные произведения, различного рода нестандартные звучания симфоний. Считается более сдержанным выбрать тональность по проще. Будет более скромно, если к симфониям не применять многознаковые мажоры и миноры.

Лад

Надеемся, что такое тональность в музыке, вы уже хотя бы поверхностно разобрались, далее обсудим понятие лада, что это такое, для чего он нужен и как играть популярные лады на гитаре, покажем примеры.

5 определений лада.

  1. Лад — это система логического взаимодействия тонов, опираясь на законы в их созвучиях.
  2. Лады – это то, как ноты взаимодействуют между собой; это организационное взаимодействие нот.
  3. Лады логически дифференцированы и представляют собой закономерную систему взаимоподчинения тонов аккордов между собой.
  4. Лады имеют вполне определённые связи между собой, при этом образуют конкретную звуковую систему. Характеристикой ладов будут являться их центральные звуки, созвучия их основных нот – нот тоники. Ладами можно назвать систему нот, объединённых связями созвучий, сами ноты при этом размещены на разной высоте.
  5. Лад может проявляться не только в классическом представлении: минорным и мажорным. А также быть блюзовым, хроматическим, церковным и любого другого оттенка, коих множество на самом деле, можно так сказать простыми словами.

Итак, пример лада — классический До-Мажор. В примере звучит до-мажорная гамма.

Стоит сказать, что гитара может быть настроена по-разному. Именно у нас настройка гитары — дроп До, что означает, что в этом строе все струны настроены на 1 тон ниже, а 6-я струна – на 2 тона ниже.

Ещё существует понятие полутон – это музыкальный интервал, длинна которого меньше от длины тона ровно в 2 раза.

До-мажорный лад обязаны знать все. И есть не только позиционный способ запомнить, как играть до-мажор на гитаре, но и можно разложить весь сыгранный выше звукоряд на одной струне – для понимания это будет более наглядно.

Раскладывая ноты на одной струне, мы получаем определённый рисунок интервалов этих нот между собой. Для мажорной тональности интервалы между нотами будут выглядеть следующим образом:

До мажор на гитаре Строй гитары Drop-C. Можно обратить внимание, что показанные 8 нот от До до До включительно, образуют две одинаковые геометрические фигуры с похожими интервалами: через одну, через одну, следующую — через одну, через одну, следующую.

Чтобы получить тональность с минорным оттенком, необходимо понизить на полтона третью и шестую ступень. Если в мажорной гамме сдвинуть на полтона влево 3-ю и 7-ю ступень, получится минорный лад в музыке. Схема построения минорного лада, на примере До-минор:

Гамма до минор на гитаре Гитарный строй Дроп До. В миноре также образуются две похожие фигуры, если рассматривать с геометрической стороны. Интервалы также одинаковые в этих двух фигурах: через одну, следующая нота, через одну — через одну, следующая, через одну. Сравните сами эти 4 левых ноты и 4 правых — это два рисунка с одинаковыми интервалами.

Последовательных 7 нот называют гаммой. Гамма До-мажор – это опять же До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, все те же наших семь нот.

Тон

В музыке тон – это довольно многозначное определение.

  1. Тоном называют фактическую высоту звучащей ноты. Тон, как высота звука, может быть обозначен буквенно и словесно.
  2. Тон – это музыкальный интервал, расстояние от одной ноты до другой. Расстояние в 1 тон, например, будет между нотами До и Ре, а также между другими нотами, что играются в гамме До-мажор. Вот как раз те ноты в гамме До-мажор, что не играются, а именно чёрные клавиши – это полутона в данном случае. Все полутона мы пропускаем.
    Что примечательно, между 3-й и 4-й ступенью и между 6-й и 7-й, на гитарных ладах нет полутона. Это важно запомнить, что между 2-мя некоторыми соседними нотами на ладах грифа может быть расстояние не 0,5 тона, а 1 тон, в то время как между другими соседними нотами на гитаре расстояние будет сохраняться в полтона.
  3. Основной тон – берём весь спектр звука звукоряда, определяем наименьшую частоту самой нижней звучащей ноты. Это и будет считаться основным тоном, другие все звуки называют обертонами, то есть те, которые не основные, а находятся рядом.

Как это попасть в тональность – это когда человек, певец, своим голосом попадает в нужную ноту, а именно в ноту тоники. А также музыкант, если второй партией гитары попадает в тональность, это будет слышаться гармонично и звучать красиво.

Способ № 3 как определить тональностьнайти октаву главной ноты.

Как определить тональность любого аккорда, песни, голоса

Тональности бывают одноимёнными и параллельными. Если говорить об одноименных тональностях, то таковыми будут считаться те, тоника которых – основная нота звукоряда или созвучия меняться не будут, но лад будет отличаться. То есть тональности До-мажор и До-минор будут одноимёнными.

Вторая разновидность тональностей – это параллельные, таковыми называются тональности, у которых ключевых знаки совпадают, но тоники отличаются. Ключевые знаки, они же — знаки альтерации, находятся в начале нотного стана, рядом со скрипичным ключом.

Примером параллельных тональностей будет Ми мажор – До-диез минор. Параллельные тональности ищутся путём определения параллельного минора или мажора.

Способ № 4 как определить – определение одноименной и параллельной тональности.

Тоника искомого параллельного минора будет на 6-й ступени мажорного лада. Одноименный мажор будет находиться на 3-й ступени минора.

Таблица тональностей — построение по таблице

Способ № 5 как определить — по таблице тональностей.

Определение тональности аккорда по таблице подразумевает взаимодействие с определенным алгоритмом.

таблица тональностей как определить тонику аккорда

Как пользоваться таблицей, чтобы быстро и легко определять тональность. В первом столбце написаны 2 тональности, а в других столбцах – их буквенное обозначение и какие знаки будут находиться в ключе.

Зная, что такое тональность можно эффективно играть на гитаре

Надеемся вышеприведенная таблица окажется вам полезной. Рассмотрели что такое тональность, в общих чертах, хотя бы чтобы было представление о том для чего это нужно и как определить нужную вам ноту. Если вы хотите подробнее разобраться во всех музыкальных нюансах с гитарной стороны, есть для этого уроки игры на гитаре. Запишитесь на пробный бесплатный урок, чтобы начать обучение, репетитор для вас составит индивидуальную программу обучения гитарным азам за 2 месяца, так что вы сможете играть все свои любимые песни.

как определить тональность

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Как определить тональность. Общая информация
  • 3 Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием
    • 3.1 На слух
    • 3.2 По аккордам
    • 3.3 По статистике
    • 3.4 Логически
    • 3.5 По ключевым знакам
    • 3.6 Способ для диезных мажорных тональностей
    • 3.7 Способ для бемольных мажорных тональностей
    • 3.8 Родственные тональности
    • 3.9 Сайты с функционалом определения
    • 3.10 Используя программы для ПК
  • 4 Практические советы

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните.  Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности, то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов, то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Практические советы

  1. Тренируйте слух. Подбирайте мелодии и тональности по этому руководству. Чем чаще и больше вы будете это делать – тем проще вам будет в дальнейшем.
  2. Вам обязательно нужно запомнить аккорды. При этом не только их аппликатуру, но и то, какие ступени они задействуют.
  3. Старайтесь по минимуму использовать программы для подбора тональности.
  4. Разбирайте композиции, которые разучиваете. Анализируйте то, какие там ноты, и как они зависят от используемой тональности.
  5. Начните заниматься музыкальной теорией и сольфеджио.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Добавить комментарий