Как найти тональность в нотах

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

как определить тональность произведенияЧтобы знать, как определить тональность произведения, требуется, прежде всего, разбираться в понятии «тональность». Вы уже знакомы с этим термином, поэтому лишь напомню, не углубляясь в теорию.

Тональность – вообще, это высота звучания, в данном случае – высота звучания какого-либо лада – например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад – это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад – ассоциируется со светлыми тонами, минорный – с грустными нотками, тенью).

Высота каждой конкретной зависит от её тоники (главная устойчивая нота). То есть тоника – эта та нота, к которой привязан лад. Лад во взаимодействии с тоникой и даёт тональность – то есть набор выстроенных в определённом порядке звуков, расположенных на конкретной высоте.

Как определить тональность произведения на слух?

Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их. Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы. Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают тональность, а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.

Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи:

  1. какое в произведении общее настроение, какое наклонение – мажорное или минорное?
  2. какой звук наиболее устойчив, какой звук подходит для того, чтобы им завершить произведение?

Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад. Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе. Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.

тоника плюс лад равно тональность

Как определить тональность произведения в нотах?

А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе. В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную. Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать здесь.

Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.

Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.

Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:

  1. На слух — выяснить общее настроение произведения (мажор или минор).
  2. Имея на руках ноты — ищите знаки альтерации (при ключе или случайные в местах смены тональности).
  3. Определить тонику – условно это первый или последний звук мелодии, если не подходит – определять устойчивую, «опорную» ноту на слух.

Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!

Автор – Виталий Коваленко

Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – квинтовый круг мажорных тональностей. Попробуйте её использовать – очень удобно.

Все музыкальные произведения написаны в какой-то определенной тональности ( мы говорим о тональной музыке). Поэтому вопрос «Как определить тональность» всегда актуален.

Как определить тональность по нотам?

Когда вы играете на каком-то инструменте или поёте номер по сольфеджио, учитель прежде всего спрашивает: «В какой тональности написано произведение?».

1.Вот тут самое время посмотреть на знаки при ключе и вспомнить какой тональности они принадлежат.
Если не помните наизусть знаки в тональностях, то откройте Квинтовый круг, нарисованный на обложке ваших нотных тетрадей, и посмотрите.
Например, при ключе стоит два диеза:

Определить тональность

Эти знаки принадлежат тональности Ре мажор. А также параллельной тональности — си минор. То есть, мелодия написана или в Ре мажоре, или в си миноре. Какую из них выбрать?

2.Чтобы сделать окончательный выбор, следует посмотреть на последнюю ноту мелодии. Как правило, последняя нота является тоникой, самой устойчивой ступенью. Тоника производит впечатление точки, окончания, утверждения. На слух это весьма отчётливо слышно.

определить тональность по тонике

В данной мелодии последняя нота — си. Следовательно, это тональность си минор. Кроме того, на си минор гармонического вида указывает VII# ступень.

3. А если мелодия заканчивается не на тонике, а на какой-то другой ступени? Например так:

определить тональность по нотам

Проиграв эту мелодию на инструменте, вы услышите, что последняя нота до является неустойчивой. Значит, это либо V ступень Ре мажора, либо II ступень си минора. В пользу си минора говорит наличие ноты ля# — VII гармонической ступени.

Если мелодия заканчивается не на тонике, постарайтесь допеть ее до тоники — до самой устойчивой ноты. Так вы сможете определить тональность произведения.

Определение тональности на слух

Счастливые обладатели абсолютного слуха легко определяют тональность любого произведения. Но что делать тем, у кого нет абсолютного слуха?

Надо внимательно прослушать произведение и определить лад — мажор это или минор. Затем надо послушать последнюю ноту или услышать устойчивую тонику в процессе звучания произведения. Ну и, наконец, подобрать эту ноту на инструменте, который у вас имеется.

Попытайтесь определить тональность звучащей песни. Во-первых, определите лад — мажор это или минор. Во-вторых, пропойте устойчивую ноту, на которой вы бы закончили эту мелодию. Найдите её на инструменте. Это и есть тональность произведения.

Проверочные задания

Определите тональность мелодий.

Действуйте по алгоритму:
1.Посмотрите на ключевые знаки (они принадлежат одной из двух тональностей).
2.Посмотрите на последнюю ноту — это, скорее всего, тоника одной из двух тональностей, которые вы определили по знакам.

определение тональности по нотам

Другой пример. Не забывайте просмотреть нотный текст. Наличие неключевых знаков может указывать на гармонический вид тональности.

определение тональности по нотам

Правильные ответы смотрите внизу статьи.

Теперь попытайтесь определить тональность произведения без нот — на слух.

Действуйте по следующему алгоритму:
1.Во время прослушивания пропевайте устойчивую ноту, на которой можно было бы закончить эту мелодию.
2.Определите, в мажоре или миноре звучит произведение.
2.Найдите эту ноту на инструменте. Это и будет тоника — тональность мелодии.

Другой пример:

Заключение

Таким образом, определить тональность музыкального произведения можно двумя способами — по нотам и на слух.

Чтобы определить тональность по нотам, надо посмотреть на ключевые знаки и на последнюю ноту мелодии. Последняя нота указывает на тонику (название тональности), а ключевые знаки указывают на тонику и на лад (мажор или минор).

Правильные ответы к проверочным заданиям: Определение тональности по нотам — Соль мажор; ре минор.
Определение тональности на слух: «Песенка крокодила Гены» — написана в до миноре. «Маленькая ёлочка» написана в Ми-бемоль мажоре.

как определить тональность

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Как определить тональность. Общая информация
  • 3 Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием
    • 3.1 На слух
    • 3.2 По аккордам
    • 3.3 По статистике
    • 3.4 Логически
    • 3.5 По ключевым знакам
    • 3.6 Способ для диезных мажорных тональностей
    • 3.7 Способ для бемольных мажорных тональностей
    • 3.8 Родственные тональности
    • 3.9 Сайты с функционалом определения
    • 3.10 Используя программы для ПК
  • 4 Практические советы

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните.  Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности, то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов, то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Практические советы

  1. Тренируйте слух. Подбирайте мелодии и тональности по этому руководству. Чем чаще и больше вы будете это делать – тем проще вам будет в дальнейшем.
  2. Вам обязательно нужно запомнить аккорды. При этом не только их аппликатуру, но и то, какие ступени они задействуют.
  3. Старайтесь по минимуму использовать программы для подбора тональности.
  4. Разбирайте композиции, которые разучиваете. Анализируйте то, какие там ноты, и как они зависят от используемой тональности.
  5. Начните заниматься музыкальной теорией и сольфеджио.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Тональность в музыкальной теории

В этой статье разберём понятие «тональность». Оно тесно связано с понятием музыкального лада, о котором речь шла в предыдущей статье. С этой статьёй Вы можете ознакомиться по ссылке «Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов». Там тональность упоминалась в контексте построения лада от какой либо ноты. И это, действительно, так и есть.

Содержание статьи:

  • Что такое тональность
  • Мажорные и минорные тональности
      • Диезные тональности
      • Бемольные тональности
  • Родство тональностей
  • Таблица тональностей​​
      • Диезные тональности
      • Бемольные тональности​​​
  • Как определить тональность
      • Как определить тональность по нотам и аккордам
      • Как определить тональность аудиодорожки

Что такое тональность

Для того, чтобы понять что такое тональность, необходимо от определённой ноты (тоники) построить нужный лад (например: мажор или минор).

Если за тонику взять ноту Ля и построить от неё мажорный лад, то получится тональность Ля-мажор.

Тональность Ля-мажор

Тональность Ля-мажор

Название тональности состоит из названия тоники (опоры) и названия лада.
Например: Ля-мажор, до-минор и т.д.

Из вышесказанного можно сделать заключение, что:

Тональность – это высотное положение лада в рамках одной октавы.

Если перенести лад на октаву выше или ниже, то название тональности не поменяется.

Обычно, обозначение тоники мажорного лада пишут с заглавной буквы, а минора – с прописной.

В любой тональности всегда сохраняются все закономерности и взаимосвязи лада:

Мажор: Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Минор: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

В зависимости от положения тоники, изменяется тональность и, следовательно, требуется определённое количество изменённых ступеней (диезов или бемолей). В таком случае знаки альтерации выносятся к ключу. Эти знаки называются ключевыми.

Ключевые знаки тональности

Любая тональность с изменёнными ступенями может быть либо диезной либо бемольной, в зависимости от того подымаются её ступени на полтона, либо опускаются. При этом знаки альтерации пишутся строго в определённом порядке.

Учитывая тот факт, что основными ладами европейской музыки являются мажор и минор, будем рассматривать тональности построенные на этих ладах.

Мажорные и минорные тональности

Как мажорные, так и минорные тональности могут быть диезными и бемольными.

Две тональности До-мажор и ля-минор не имеют знаков альтерации и используют только основные ступени звукоряда.

До-мажор:

До-мажор

ля-минор:

Ля-минор

Диезные тональности

Если в качестве тоники взять доминанту До-мажора (тональности без знаков альтерации), то есть ноту Соль, то полученная тональность будет иметь один знак диеза (нота фа#).

Соль-мажор:

Соль-мажор

Если в качестве тоники взять доминанту Соль-мажора, то есть ноту Ре, то полученная тональность будет иметь два знака диеза (ноты фа# и до#).

Ре-мажор:

Ре-мажор

Если в качестве тоники взять доминанту Ре-мажора, то есть ноту Ля, то полученная тональность будет иметь три знака диеза (ноты фа#, до# и соль#).

Ля-мажор:

Ля-мажор

Если повторять такую процедуру ещё 4 раза, то получим 7 диезных тональностей. Каждая тональность отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один диез больше предыдущей. Диезы при ключе пишутся в такой же последовательности как и добавляются.

Последняя тональность До-диез-мажор будет иметь семь диезов.

До-диез-мажор:

До-диез-мажор

Аналогичным образом строятся диезные тональности для минорного лада.

Минор имеет также 7 диезных тональностей, которые параллельны мажорным (о параллельности читайте ниже).

Последняя минорная тональность ля-диез-минор имеет семь диезов.

ля-диез-минор:

Ля-диез-минор

Бемольные тональности

Бемольные тональности строятся противоположным образом. В качестве тоники берётся субдоминанта предыдущей тональности.

Возьмём субдоминанту До-мажора и построим на ней мажорный лад. В этом случае получим Фа-мажор, который будет иметь один бемоль (нота сиb).

Фа-мажор:

Фа-мажор

Продолжая в том же духе получим 7 бемольных тональностей, которые расположены по чистым квинтам вниз. В таком же порядке добавляются знаки при ключе.

В минорных тональностях всё аналогично.

Последняя минорная тональность ля-бемоль-минор имеет 7 знаков при ключе.

ля-бемоль-минор:

Ля-бемоль-минор

Родство тональностей

Рассматривая различные тональности можно обратить внимание, что некоторые из них имеют определённую связь. Например, если сравнить До-мажорную и ля-минорную тональность, то они имеют один и тот же набор звуков:

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

ля-минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Эти две тональности отличаться только своим опорным звуком – тоникой. В До-мажоре – это До, а в ля-миноре – Ля.

До-мажор и ля-минор являются параллельными тональностями.

Параллельные тональности

Параллельные тональности – это тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются своими опорными звуками (тониками).

Каждая мажорная тональность имеет свою параллельную минорную тональность.

Минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от параллельной мажорной.

Параллельные тональности имеют общую большую терцию в тоническом трезвучии, что усиливает их родство.

Одноимённые тональности – это тональности, построенные от одной тоники, но имеющие различное ладовое наклонение.

Например, До-мажор и до-минор.

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

до-минор: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb

Одноимённые тональности

Родство одноимённых тональностей проявляется в наличии I, II, IV и V ступеней.

Различие таких тональностей проявляется в их тонической терции и соответственно, в типе тонического трезвучия (минорное или мажорное).

На окраску лада также влияют VI и VII ступени.

Однотерцовые тональности – это тональности, которые имеют общий терцовый тон в своих тонических трезвучиях.

Например, До-мажор и до-диез-минор

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

до-диез-минор: До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль#-Ля-Си

Однотерцовые тональности

Тональности считаются родственными данной если их тонические трезвучия входят в эту тональность. Другие тональности считаются отдалёнными.

Таблица тональностей​​

Диезные тональности
Тональность Параллельная тональность Ключевые знаки Ноты входящие в тональность
До-мажор ля-минор Ключевые знаки До-мажор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Соль-мажор ми-минор Ключевые знаки Соль-мажор До, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си
Ре-мажор си-минор Ключевые знаки Ре-мажор До#, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си
Ля-мажор фа#-минор Ключевые знаки Ля-мажор До#, Ре, Ми, Фа#, Соль#, Ля, Си
Ми-мажор до#-минор Ключевые знаки Ми-мажор До#, Ре#, Ми, Фа#, Соль#, Ля, Си
Cи-мажор соль#-минор Ключевые знаки Си-мажор До#, Ре#, Ми, Фа#, Соль#, Ля#, Си
Фа#-мажор ре#-минор Ключевые знаки Фа-диез-мажор До#, Ре#, Ми#, Фа#, Соль#, Ля#, Си
До#-мажор ля#-минор Ключевые знаки До-диез-мажор До#, Ре#, Ми#, Фа#, Соль#, Ля#, Си#
Бемольные тональности​​​
Тональность Параллельная тональность Ключевые знаки Ноты входящие в тональность
До-мажор ля-минор Ключевые знаки До-мажор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Фа-мажор ре-минор Ключевые знаки Фа-мажор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Сиb
Сиb-мажор соль-минор Ключевые знаки Си-бемоль-мажор До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ля, Сиb
Миb-мажор до-минор Ключевые знаки Ми-бемоль-мажор До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Ляb-мажор фа-минор Ключевые знаки Ля-бемоль-мажор До, Реb, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Реb-мажор сиb-минор Ключевые знаки Ре-бемоль-мажор До, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Сольb-мажор миb-минор Ключевые знаки Соль-бемоль-мажор Доb, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Доb-мажор ляb-минор Ключевые знаки До-бемоль-мажор Доb, Реb, Миb, Фаb, Сольb, Ляb, Сиb

Как определить тональность

Для лучшего понимания строения музыкальных произведений очень важно уметь правильно определять их тональность. Прежде всего стоит полагаться на слух, так как он часто правильно может определить основной лад произведения.

Для определения тональности необходимо определить две его составляющие: лад и тонику.

Предлагаю несколько рекомендаций для правильного определения тональности композиции.

Как определить тональность по нотам и аккордам
  1. Обратите внимание на звуковой состав учитывая случайные знаки мелодических и гармонических ладов
  2. Часто мелодия начинается с тоники или с одного из звуков, входящих в тоническое трезвучие
  3. Часто начальный аккорд произведения является тоническим трезвучием
  4. Последний звук мелодии почти всегда принадлежит тоническому трезвучию
  5. Заключительный аккорд почти всегда – тоническое трезвучие
  6. Если в произведении нет полных трезвучий обратите внимание на проявление двух звуков составляющих тоническую квинту, которые следуют друг за другом
Как определить тональность аудиодорожки

Если Вы не обладаете достаточным опытом, то вряд ли сможете определить тональность аудиодорожки на слух. Для того чтобы это сделать я рекомендую использовать онлайн сервисы или программы для определения тональности.

Я нашёл два сервиса, которые способны определять тональность произведения по аудиоматериалу.

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Этот онлайн сервис может в считаные секунды определить тональность и скорость аудиодорожки.

Перейте на сайт Tunebat / Song Key & BPM Finder

Audiokeychain

Audiokeychain

Этот онлайн сервис также способен определить тональность и скорость вашей композиции, но он имеет ограничение на загрузку файлов до 15 Мб.

Перейти на сайт Audiokeychain

Кроме перечисленных мной сервисов, существует программа KeyFinder, которая может определять тональность аудиодорожек. Ранее данный продукт можна было использовать как на Mac OS, так и на Windows, но сейчас KeyFinder имеет поддержку только версии для Mac OS.

KeyFinder

Если Вы пользуетесь программным обеспечением Microsoft Windows, то можете воспользоваться старой версией программы v1.25.

Скачать KeyFinder

В следующей статье я расскажу о том, что такое квинтовый круг и как он связан с определением тональности.

Гитаристам и другим музыкантам, если они хотят эффективно играть на своих инструментах, важно понимать, что такое тональность, что означают слова тон и тоника, а также какую роль отыгрывают лады, что это вообще такое. Тональность состоит из тоники и лада. Без знаний базовой теории про тональности в музыке, совсем мало остается места для творческой фантазии. В данном случае рассматривая теорию образования тональностей, будем это делать с точки зрения игры на гитаре.

Хотя данный материал о тональностях ориентирован больше на гитаристов, всё же полезно будет рассмотреть некоторые общие моменты, связанные с тонами, полутонами, построением звукорядов.

Понятие тональности у нас будет тесно сопряжено с термином аккорд. Можно сказать — тональность аккорда, это означает фактически основную ноту аккорда, его тонику, тон. Примеры самых известных тональностей на гитаре:

  • Ля-минор (аккорд Am);
  • Ми-минор (аккорд Em);
  • Ре-минор (аккорд Dm).

Если мы говорим Ля-минор, то это фактически означает, что тоника данного аккорда — нота Ля, а лад минорный; синонимом слова лад будет оттенок, так тоже можно сказать какого оттенка аккорд: минорного или мажорного. Хотя считается что с помощью репетитора можно обучиться игре на гитаре или другом инструменте, но можно попробовать разобраться во всех музыкальных тонкостях самому.

Способ № 1 как определить тональность — попытаться найти на слух. Самый лучший способ, при котором мы заставляем себя чувствовать, ощущать ноты нашим слухом, а не искать логические алгоритмы.

Тональность: что это такое простыми словами

Тональность — это фактическая характеристика музыкального отрывка. Всё музыкальное произведение может быть написано в выбранной автором музыки тональной ноте.

Способ № 2 как определить тональность — по 1-й ступени звукоряда.

Чтобы определить тональность в звукоряде, необходимо обратить внимание на 1 ступень звукоряда. Это будет основная нота, нота, дающая направление звучанию конкретного аккорда.

Если учесть, что тональность — это музыкальный параметр конкретного аккорда, то основная тоника будет пронизывать как бы весь аккорд насквозь. Например, в аккорде Am, только взятом на 5-м ладу гитарного грифа, главная нота Ля будет повторяться 3 раза, только лишь с той разницей, что расстояние между каждой из них будет 1 октава.

как найти аккорд Am на гитаре на 5-м ладу Позиционная форма образования, классическая

В аккорде, помимо ноты, что определяет тонику звучания, есть ещё созвучия, собственно на которых и строится звучание аккорда. Лучше всего с тоникой будет гармонировать нота, что порядково размещена на 5-й ступени, относительно тоники. Такая нота на 5-ой ступены называется доминанта. И последней составляющей аккорда является его оттенок, чаще всего оттенок бывает такой:

  1. Минорный.
  2. Мажорный.
  3. Септаккорд.

Пример — построение аккорда Am, взятом на 5-м ладу. Можно видеть где тоника, а где созвучия.

как образуется ля минор на гитаре Классический позиционный строй E Standard

В основном звучание гитары построено на созвучиях. Беря определенный аккорд, мы играем созвучия, то есть при этом ноты звучат одновременно. Или же можно играть ноты звукоряда или тональности последовательно, друг за другом, таким образом формируя больше не созвучия, а мелодические отрывки, растянутые во времени по определённому закону и алгоритму.

Тоника

Тоника аккорда — это его основная нота, которая даёт октаву, то есть в аккорде повторяется ещё раз, но выше. Приведём примеры тоник:

  1. До;
  2. Ре;
  3. Ми;
  4. Фа;
  5. Соль;
  6. Ля;
  7. Си.

Выше приведены тоники, они же, фактически – ноты. Как мы все знаем, всего 7 нот, но сколько возможностей, прям бесконечность. И если все 7 нот умножить на 2 оттенка: минорный и мажорный, то получим 24 основный тональностей. Какие-то из тональностей часто встречаемы, другие более редкие, что подтверждается классическими музыкальными произведениями классиков.

Например, всем известная «Лунная Соната», что написал Людвиг ван Бетховен. Мало кто знает, но сначала композиция называлась по-другому, а именно «Почти фантазия» или «Соната для фортепиано No.14 до-диез минор».

В целом даже если брать самые непопулярные тональности из всех главных 24-х, то любые музыкальные произведения, написанные в них, будут считаться тональными. Противоположность тональным музыкальным пьесам – атональные произведения, различного рода нестандартные звучания симфоний. Считается более сдержанным выбрать тональность по проще. Будет более скромно, если к симфониям не применять многознаковые мажоры и миноры.

Лад

Надеемся, что такое тональность в музыке, вы уже хотя бы поверхностно разобрались, далее обсудим понятие лада, что это такое, для чего он нужен и как играть популярные лады на гитаре, покажем примеры.

5 определений лада.

  1. Лад — это система логического взаимодействия тонов, опираясь на законы в их созвучиях.
  2. Лады – это то, как ноты взаимодействуют между собой; это организационное взаимодействие нот.
  3. Лады логически дифференцированы и представляют собой закономерную систему взаимоподчинения тонов аккордов между собой.
  4. Лады имеют вполне определённые связи между собой, при этом образуют конкретную звуковую систему. Характеристикой ладов будут являться их центральные звуки, созвучия их основных нот – нот тоники. Ладами можно назвать систему нот, объединённых связями созвучий, сами ноты при этом размещены на разной высоте.
  5. Лад может проявляться не только в классическом представлении: минорным и мажорным. А также быть блюзовым, хроматическим, церковным и любого другого оттенка, коих множество на самом деле, можно так сказать простыми словами.

Итак, пример лада — классический До-Мажор. В примере звучит до-мажорная гамма.

Стоит сказать, что гитара может быть настроена по-разному. Именно у нас настройка гитары — дроп До, что означает, что в этом строе все струны настроены на 1 тон ниже, а 6-я струна – на 2 тона ниже.

Ещё существует понятие полутон – это музыкальный интервал, длинна которого меньше от длины тона ровно в 2 раза.

До-мажорный лад обязаны знать все. И есть не только позиционный способ запомнить, как играть до-мажор на гитаре, но и можно разложить весь сыгранный выше звукоряд на одной струне – для понимания это будет более наглядно.

Раскладывая ноты на одной струне, мы получаем определённый рисунок интервалов этих нот между собой. Для мажорной тональности интервалы между нотами будут выглядеть следующим образом:

До мажор на гитаре Строй гитары Drop-C. Можно обратить внимание, что показанные 8 нот от До до До включительно, образуют две одинаковые геометрические фигуры с похожими интервалами: через одну, через одну, следующую — через одну, через одну, следующую.

Чтобы получить тональность с минорным оттенком, необходимо понизить на полтона третью и шестую ступень. Если в мажорной гамме сдвинуть на полтона влево 3-ю и 7-ю ступень, получится минорный лад в музыке. Схема построения минорного лада, на примере До-минор:

Гамма до минор на гитаре Гитарный строй Дроп До. В миноре также образуются две похожие фигуры, если рассматривать с геометрической стороны. Интервалы также одинаковые в этих двух фигурах: через одну, следующая нота, через одну — через одну, следующая, через одну. Сравните сами эти 4 левых ноты и 4 правых — это два рисунка с одинаковыми интервалами.

Последовательных 7 нот называют гаммой. Гамма До-мажор – это опять же До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, все те же наших семь нот.

Тон

В музыке тон – это довольно многозначное определение.

  1. Тоном называют фактическую высоту звучащей ноты. Тон, как высота звука, может быть обозначен буквенно и словесно.
  2. Тон – это музыкальный интервал, расстояние от одной ноты до другой. Расстояние в 1 тон, например, будет между нотами До и Ре, а также между другими нотами, что играются в гамме До-мажор. Вот как раз те ноты в гамме До-мажор, что не играются, а именно чёрные клавиши – это полутона в данном случае. Все полутона мы пропускаем.
    Что примечательно, между 3-й и 4-й ступенью и между 6-й и 7-й, на гитарных ладах нет полутона. Это важно запомнить, что между 2-мя некоторыми соседними нотами на ладах грифа может быть расстояние не 0,5 тона, а 1 тон, в то время как между другими соседними нотами на гитаре расстояние будет сохраняться в полтона.
  3. Основной тон – берём весь спектр звука звукоряда, определяем наименьшую частоту самой нижней звучащей ноты. Это и будет считаться основным тоном, другие все звуки называют обертонами, то есть те, которые не основные, а находятся рядом.

Как это попасть в тональность – это когда человек, певец, своим голосом попадает в нужную ноту, а именно в ноту тоники. А также музыкант, если второй партией гитары попадает в тональность, это будет слышаться гармонично и звучать красиво.

Способ № 3 как определить тональностьнайти октаву главной ноты.

Как определить тональность любого аккорда, песни, голоса

Тональности бывают одноимёнными и параллельными. Если говорить об одноименных тональностях, то таковыми будут считаться те, тоника которых – основная нота звукоряда или созвучия меняться не будут, но лад будет отличаться. То есть тональности До-мажор и До-минор будут одноимёнными.

Вторая разновидность тональностей – это параллельные, таковыми называются тональности, у которых ключевых знаки совпадают, но тоники отличаются. Ключевые знаки, они же — знаки альтерации, находятся в начале нотного стана, рядом со скрипичным ключом.

Примером параллельных тональностей будет Ми мажор – До-диез минор. Параллельные тональности ищутся путём определения параллельного минора или мажора.

Способ № 4 как определить – определение одноименной и параллельной тональности.

Тоника искомого параллельного минора будет на 6-й ступени мажорного лада. Одноименный мажор будет находиться на 3-й ступени минора.

Таблица тональностей — построение по таблице

Способ № 5 как определить — по таблице тональностей.

Определение тональности аккорда по таблице подразумевает взаимодействие с определенным алгоритмом.

таблица тональностей как определить тонику аккорда

Как пользоваться таблицей, чтобы быстро и легко определять тональность. В первом столбце написаны 2 тональности, а в других столбцах – их буквенное обозначение и какие знаки будут находиться в ключе.

Зная, что такое тональность можно эффективно играть на гитаре

Надеемся вышеприведенная таблица окажется вам полезной. Рассмотрели что такое тональность, в общих чертах, хотя бы чтобы было представление о том для чего это нужно и как определить нужную вам ноту. Если вы хотите подробнее разобраться во всех музыкальных нюансах с гитарной стороны, есть для этого уроки игры на гитаре. Запишитесь на пробный бесплатный урок, чтобы начать обучение, репетитор для вас составит индивидуальную программу обучения гитарным азам за 2 месяца, так что вы сможете играть все свои любимые песни.

Добавить комментарий