Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.
Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).
Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.
Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов. Всё просто и логично!
Что такое тритоны?
Откуда они взялись, эти тритоны? Все интервалы, как интервалы, бывают чистыми, малыми или большими. А эти — не как все! В три-тонах три тона. Следовательно, они больше, чем ч.4 ( помните, что ч.4=2,5 тона?) и меньше, чем 4.5 ( ч.5=3,5 тона). К тритонам относятся интервалы увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5).
Построение тритонов во всех тональностях ищи ниже на этой странице.
Правила можно почитать здесь — время чтения две минуты.
Тритоны в мажоре
Если построить кварты на каждой ступени мажора, то все они будут чистыми, кроме одной. Давайте найдем её!
Тритон ув.4 образовался на IV ступени. Ноты фа и си находятся на расстоянии три тона друг от друга. Они образуют интервал тритон — ув.4. Почему именно кварта? Потому что между фа и си четыре ступени (фа, соль, ля, си).
Теперь на каждой ступени в мажоре построим квинты. Все они будут чистыми, кроме одной, которая будет уменьшенной. Найдём её!
Тритон ум.5 находится на VII ступени в мажоре. Между нотами си и фа расстояние три тона. Они образуют интервал тритон — ум.5 . Почему именно квинта? Потому что между си и фа пять ступеней ( си, до, ре, ми, фа ).
Обратите внимание, что ув.4 и ум.5 являются обращением друг друга. Это одна и та же пара нот фа-си, си-фа. Одна и та же пара ступеней IV-VII, VII-IV.
ЗАПОМНИТЕ! В натуральном мажоре тритоны строятся на IV (ув.4) и VII (ум.5) ступенях.
Разрешение тритонов
Ступени, образующие тритоны ( IV и VII ), являются неустойчивыми, поэтому они требуют разрешение в ближайшие устойчивые ступени.
ЗАПОМНИТЕ! Увеличенные интервалы разрешаются в более широкие интервалы (увеличиваются ), а уменьшенные интервалы разрешаются в более узкие ( уменьшаются).
Тритоны в гармоническом мажоре
В гармоническом мажоре понижается VI ступень. И из-за этого понижения кварта, построенная на VI ступени, становится увеличенной ( ув.4 ). А квинта, построенная на II ступени, становится уменьшенной ( ум.5 ). Таким образом, в гармоническом мажоре образуется вторая пара тритонов — на VI♭ и II ступенях.
ЗАПОМНИТЕ! В гармоническом мажоре имеется две пары тритонов. Первая пара — из натурального мажора — на IV и VII ступенях. Вторая пара — на VI♭ и II ступенях.
Тритоны в миноре
По аналогии с мажором, построим кварты от всех ступеней натурального минора. Пусть это будет ля минор.
В натуральном миноре ув.4 находится на VI ступени. Так как для примера мы взяли тональность ля минор — параллельную тональность До мажора ( помните, параллельные тональности имеют одинаковые ключевые знаки и одинаковый звукоряд? ) — мы видим всё ту же увеличенную кварту фа-си.
Теперь построим квинты на каждой ступени натурального минора, и проверим, какая из них будет уменьшенной.
В натуральном миноре ум.5 строится на II ступени. Она является обращением ув.4 .
ЗАПОМНИТЕ! В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум. 5 — на II ступени.
Так же, как и в мажоре, в натуральном миноре тритоны образуются из неустойчивых ступеней — VI и II, поэтому требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени.
Построение тритонов во всех тональностях смотри ниже на этой странице
Тритоны в гармоническом миноре
В гармоническом миноре повышается VII ступень. В связи с этим появляется еще одна пара тритонов, в которые непременно входит VII# ступень.
Таким образом, в гармоническом миноре имеется две пары тритонов, как и в гармоническом мажоре.
ЗАПОМНИТЕ! В гармоническом миноре две пары тритонов. Первая переходит из натурального минора — ув.4 на VI ступени и ум.5 на II ступени. Вторая пара тритонов — ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII# ступени.
На каких ступенях строятся тритоны
Вся выше изложенная информация помещается в следующую таблицу, в которой прописаны виды мажора и минора, а также ступени, на которых строятся тритоны.
ув.4 | ум.5 | |
натуральный мажор | IV | VII |
гармонический мажор | VI♭ | II |
натуральный минор | VI | II |
гармонический минор | IV | VII# |
Тритоны во всех тональностях
ЗАПОМНИТЕ! Если вам дано задание: построить тритоны в мажоре и параллельном натуральном миноре, то у этих тритонов будут одинаковые ноты и разные ступени (например, До мажор и ля минор). Если же задание: построить тритоны в мажоре и параллельном гармоническом миноре, то в этих тритонах будут одинаковые ступени, но разные ноты (например, До мажор и ля минор гармонический).
Заключение
Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов. К ним относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5).
В натуральном мажоре ув.4 строится на IV ступени, а ум.5 — на VII ступени.
В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум.5 — на II ступени.
Вторая пара тритонов появляется в гармонических ладах.
В гармоническом мажоре ув.4 образуется на VI♭ ступени, а ум.5 — на II ступени.
А в гармоническом миноре ув.4 располагается га IV ступени, а ум.5 — на VII# ступени.
ОТВЕТЫ на загадки: Загадка 1. Имена тритонов составлены из названий параллельных тональностей — С-а, G-e и т.д. Загадка 2. Имена тритонов, составленные из параллельных тональностей, записаны русскими буквами. Тритон Асэф (As-f, имеют четыре бемоля в ключе) прихватил себе лишний бемоль.
Все готовые домашние задания можно найти на этой странице.
Как найти тональность у построенного от звука тритона? Можно правило
Наталья Кузнецова
Знаток
(428),
на голосовании
10 лет назад
Как найти тональности (4 тональности) Сколько и где нужно отсчитать, чтобы узнать тональность?
Голосование за лучший ответ
Gypsy
Высший разум
(106623)
10 лет назад
Очевидно, надо почитать в учебнике или в интернете статью про тритоны и на каких ступенях натуральной и гармонической мажорной и минорной гаммы они образуются. Вот и будет 4 тональности.
“Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.
Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI (пониженной) и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII (повышенной) и IV ступенях [”
Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора
К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).
Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.
В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).
В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.
Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.
Разрешение тритонов основывается на двух принципах:
- 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
- 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).
Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).
Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.
Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.
- 24 июня, 2020
- Теория музыки
Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.
Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).
Пример:
Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.
Построение интервалов:
Построение интервалов можно выполнять по-разному.
Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.
Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.
При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.