Как найти транспортный расход

Как рассчитать транспортные расходы? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

Учесть ТЗР для налогового учета вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где:

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где:

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Пример

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом “Ника”» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

60

120 000

Отражены ТР

41

60

1 500 000

Поступили товары от поставщика

90.2

41

1 800 000

Отражена себестоимость реализованных товаров

90.2

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

159560

Списаны ТР за месяц

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019. Насколько существенные изменения внес стандарт в учет МПЗ, узнайте из Обзора от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Существует несколько способов отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

  • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
  • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

Отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где:

К — процент списания отклонения;

Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

Откл2 = К × М2,

где:

Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

Пример

ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

15

60

350 000

Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

15

60

75 000

Отражены ТР

10

15

390 000

Оприходованы материалы по учетной цене

16

15

35 000

(350 000 + 75 000 – 390 000)

Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

20

10

702 000 (1 800 000 × 0,39)

Списаны материалы в производство по учетной цене

К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

Сумма отклонений, списываемых на затраты:

Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

Дт

Кт

Сумма, тыс. руб.

Описание

20

16

53 350

Списаны отклонения по переданным в производство материалам

Об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Итоги

В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы, распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.

  • Что такое транспортные расходы в бухгалтерском учёте

  • Транспортные расходы на доставку основных средств

  • Как рассчитать транспортные расходы

  • Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте

  • Как списывать транспортные расходы в торговле

Оптимизировать налоги — легко!

Максимально полные рекомендации по снижению расходов от команды специалистов сервиса «Моё дело»

Узнать подробнее

Что такое транспортные расходы в бухгалтерском учёте

Видов затрат на услуги транспорта довольно много, но их можно объединить в три основные группы:

  • расходы на доставку приобретаемых объектов имущества (основных средств, сырья, материалов);
  • расходы на доставку собственной продукции, товаров, услуг до покупателей и клиентов;
  • расходы на содержание парка транспортных средств (ГСМ, техобслуживание, ремонт, аренда).

В зависимости от направления бизнеса, транспортные расходы в составе затрат могут существенно колебаться. Например, в консалтинговых фирмах их доля мизерная, а в экспедиционных компаниях может достигать и 90%.

Чем больше затрат на логистику, тем пристальнее внимание налоговой инспекции к их отражению в учёте.

Организация в своей учётной политике должна предусмотреть распределение транспортных расходов на прямые и косвенные. Есть исключения для двух типов компаний:

  • которые применяют кассовый метод учёта (например, при УСН). У них деления на прямые и косвенные затраты нет, так как все расходы учитываются при их оплате;
  • которые оказывают услуги. Они могут учитывать все затраты в период их осуществления (п.2 статьи 318 НК РФ).

Прямые расходы ложатся непосредственно на себестоимость продукции и учитываются по мере её реализации. Косвенные расходы учитываются в составе прочих затрат и списываются сразу. Какие расходы и куда относить, организация определяет самостоятельно. Но налоговая инспекция может не согласиться с методикой отнесения на косвенные расходы и доначислить налог на прибыль.

Какие транспортные расходы обычно включают в прямые, а какие в косвенные:

Прямые расходы Косвенные расходы
доставка ОС доставка товаров покупателям
доставка товаров, сырья и материалов от поставщика доставка собственной продукции покупателям и заказчикам
ГСМ на технологический транспорт и транспорт для доставки имущества ГСМ на транспорт для перевозки сотрудников
аренда транспорта для технологических целей или доставки имущества аренда транспорта для перевозки сотрудников
техобслуживание, ремонт, страхование любого вида транспорта
компенсация расходов сотрудника за использование личного транспорта

Транспортные расходы на доставку основных средств

Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.

Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)

  • Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
  • Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
  • Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.

Затраты на перемещение ОС внутри организации относятся к издержкам текущего периода, не включаются в капитальные вложения (п. 16 ФСБУ 26/2020) и к первоначальной стоимости не добавляются.

То же самое касается строительной техники (экскаваторы, краны, бетономешалки, и т.д) при их доставке и монтажу на объекты строительства.

Транспортные расходы на доставку товара

hidden>

Товар — это вид материально-производственных запасов (МПЗ), приобретаемый с целью дальнейшей перепродажи. Учёт запасов регулируется ФСБУ 5/2019. Расходы на доставку товара до организации-продавца увеличивают фактическую стоимость товара.

Состав затрат, которые можно учитывать как транспортные расходы, законодательно не определён. Поэтому бухгалтеры ориентируются по перечню торгово-заготовительных расходов (ТЗР), указанных в п.11 ФСБУ 5/2019

К ТЗР относятся расходы по:

  • погрузке и транспортировке МПЗ;
  • содержанию заготовительно-складского аппарата;
  • содержанию складов, баз, заготовительных пунктов;
  • надбавкам и вознаграждениям организациям-посредникам;
  • хранению МПЗ в местах приобретения, ж/д станциях, портах;
  • командировкам по непосредственному заготовлению МПЗ;
  • процентам за кредиты и займы по приобретению МПЗ;
  • недостаче и порче в пределах естественной убыли;
  • другим аналогичным причинам.

Торговая организация в своей учётной политике может прописать один из двух вариантов списания транспортных расходов:

  • включение их в фактическую себестоимость (п.11 ФСБУ 5/2019);
  • отнесение затрат к расходам на продажу (п.21 ФСБУ 5/2019).

В зависимости от выбранного варианта, транспортные расходы будут аккумулироваться на разных счетах бухучёта — 41 (Товары) при отнесении на фактическую себестоимость, и 44 (Расходы на продажу) при их отделении от стоимости товара.

Транспортировка товаров до покупателя тоже имеет свои особенности учёта. Договор купли-продажи определяет, как будет оплачиваться услуга:

  • как доплата к цене товара;
  • как отдельная услуга.

Применяемая корреспонденция у продавца будет та же (Дт 90 — Кт 44). Разница только в списании расходов. В первом случае она распределится по стоимости реализованной продукции по итогам месяца, во втором — спишется сразу.

Транспортные расходы в налоговом учёте

hidden>

Отражение транспортных расходов в налоговом учёте зависит от условий договора. Для покупателя они будут прямыми, если не включены в стоимость товара. Для продавца — косвенными.

Договор (условия) Учёт продавца Учёт покупателя
Продавец доставляет товар на склад покупателя. Расходы — в цене товара. Обязанность по оплате доставки отдельно не оговорена. Право собственности переходит к покупателю после доставки на его склад Доход от доставки отдельно не учитывается Прямых расходов по доставке нет
Продавец доставляет товар на склад покупателя. Расходы на доставку в договоре не указаны. Право собственности переходит к покупателю с момента отгрузки на складе продавца Доход от доставки отражается отдельно, так как право собственности переходит сразу после отгрузки. Сумма транспортных расходов в первичке пишется отдельной строкой. Учитываются прямые расходы по доставке товара. Сумма расхода распределяется на остаток товаров на складе.
Продавец доставляет товар на склад покупателя. Расходы на доставку указаны отдельно от стоимости товара. Право собственности переходит к покупателю после доставки на его склад Кроме продажи товара продавец оказывает отдельную услугу по доставке товара. Доход от доставки учитывается отдельно. Учитываются прямые расходы по доставке товара, так как они оплачиваются сверх стоимости товара.

Список прямых и косвенных затрат организация определяет самостоятельно и прописывает его в своей налоговой политике.

  • В целях расчёта налога на прибыль:
  • продавец полностью списывает свои затраты в период реализации;
  • покупатель распределяет прямые ТР на остаток товаров на складе.

Как рассчитать транспортные расходы

В статье 320 НК РФ установлены правила расчёта прямых расходов. Они считаются по среднему проценту за отчётный месяц. Порядок подсчёта следующий:

  • определяем прямые транспортные расходы (ПТР) на остаток товаров в начале месяца и на реализованные товары в течение месяца;
  • определяем стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка непроданных товаров на конец месяца;
  • считаем средний процент — пункт 1 делим на пункт 2 (отношение ПТР к стоимости товаров);
  • считаем сумму ПТР, относящихся к остатку товаров на складе по формуле:
    • Средний % = (ПТРн + ПТРо) / (СТо + СТк),
    • ПТРост = Средний % х СТк, где:
      • ПТРост — сумма ПТР относящихся к остатку товаров на складе;
      • ПТРн — сумма ПТР, относящихся к остатку товаров на складе на начало месяца;
      • ПТРо — сумма ПТР в отчётном месяце;
      • СТо — стоимость товаров проданных в отчётном месяце;
      • СТк — стоимость остатка товаров на складе на конец месяца

Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте

Как распределить транспортные расходы на стоимость товара покупателю товара.

Пример 1

Бухгалтеру ООО «Альфа» нужно рассчитать и отнести на товар прямые транспортные расходы (ПТР) по итогам июня 2021 года. Организация приобретает товары для последующей перепродажи на условиях доставки до своего склада силами продавца. ТР оплачиваются как отдельная услуга. Право собственности к покупателю переходит после доставки на его склад.

На 1 июня сумма ПТР на остаток на складе (ПТРн) составила 12 тыс. руб.;

сумма полученных ПТР в течение июня (ПТРо) — 56 тыс. руб.;

остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 112 тыс. руб.;

стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 845 тыс. руб.

Считаем средний процент:

(12 тыс.руб. + 56 тыс. руб.) / (845 тыс.руб. + 112 тыс.руб.) = 7%

Считаем ПТР по остатку на складе:

7% х 112 тыс.руб. = 7,8 тыс. руб.

Считаем сумму ПТР, которую можно принять к затратам июня:

(ПТРн + ПТРо) – ПТРост = (12 тыс.руб. + 56 тыс.руб.) — 7,8 тыс.руб. = 60,2 тыс. руб.

В учёте операции отражаются следующими проводками:

  • Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от реализации товаров в июне;
  • Дт 90 — Кт 41 — отражена себестоимость проданных товаров (845 тыс.руб.);
  • Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от транспортных услуг по доставке товара;
  • Дт 90 — Кт 44 — в себестоимость товаров включены распределённые ПТР (60,2 тыс.руб.).

Как списывать транспортные расходы в торговле

Покажем на примерах, как списываются транспортные расходы в зависимости от принятого варианта учёта (в фактической себестоимости или в расходах на продажу):

Пример 2.

ООО «Дельта» занимается продажей компьютерной техники. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 980 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 52 тысячи рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость на счёте 41 — Товары.

  • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 980 тыс. руб., в т.ч. НДС 163,33 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 816,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60— выделен НДС по товару (163,33 тыс. руб.);
  • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 52 тыс. руб., в т.ч. НДС 8,67 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 43,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (8,67 тыс. руб.);
  • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров (с учётом ТР) после её реализации (860 тыс.руб.).

Пример 3.

ООО «Гамма» продаёт автозапчасти. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 430 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 8 тысяч рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, стоимость доставки относится на расходы по продажам. Используется счёт 44 — Расходы на продажу.

ПТР на остаток на складе (ПТРн) — 4 тыс. руб.;

остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 261 тыс. руб.;

стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 612 тыс. руб.

  • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 430 тыс. руб., в т.ч. НДС 71,67 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 358,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по товару (71,67 тыс. руб.);
  • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 8 тыс. руб., в т.ч. НДС 1,33 тыс. руб.;
  • Дт 44 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 6,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (1,33 тыс. руб.);
  • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров после её реализации (358,33 тыс.руб.);
  • Дт 90 — Кт 44 — принятая к затратам стоимость ПТР по доставке товаров, реализованных в июне (8,41 тыс.руб.), на основании расчёта:

    (4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) / (261 тыс.руб. + 612 тыс.руб.) = 1,4%

    1,4% х 261 тыс.руб. = 3,59 тыс.руб.

    (4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) – 3,59 тыс.руб. = 8,41 тыс.руб.

Зарегистрируйтесь в интернет-бухгалтерии «Моё дело»

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Получить доступ

Часто задаваемые вопросы

Отражение транспортных расходов в бухгалтерском учёте при реализации готовой продукции и товаров одинаково?

Разницы в учёте нет. Если цена доставки входит в стоимость ГП или товара, все затраты будут собираться на 41 счёте и списываться в дебет счёта 90. Если цена доставки выделена, то затраты по доставке ГП или товара отразятся на 44 счёте и спишутся в дебет счёта 90.

При отнесении ТР на прямые затраты при покупке товаров методика расчёта очень сложная. Могу ли я все ТР относить к косвенным расходам?

Транспортные расходы будут считаться прямыми при доставке товаров до склада покупателя, если они не включены в цену приобретения (Письмо Минфина РФ от 17.08.2012 № 03-03-06/1/420). Во всех остальных случаях — это косвенные расходы. Так что можете регулировать условиями договора купли-продажи.

Смета как документальное обоснование расходов

Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.

О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».

Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.

Транспортные расходы — что это?

Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.

Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.

Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете поставщика и покупателя, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (действует с 2021 года вместо постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:

  • о сторонах сделки;
  • товаре;
  • сопроводительных документах (приводится их перечень);
  • автомобиле;
  • месте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • сроках доставки;
  • прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 2200.

Подробнее о новой форме транспортной накладной с 2021 года читайте здесь.

При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

  • вида транспортного средства;
  • тарифа отправки;
  • пунктов отправления и прибытия;
  • расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
  • прочих условий, влияющих на доставку.

Пример

ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.

Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.

При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

  • включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 11 ФСБУ 5/2019, до 2021 года – п. 6 ПБУ 5/01);
  • признаются расходами на продажу (п. 21 ФСБУ 5/2019, до 2021 года – п. 13 ПБУ 5/01).

С 2021 года ПБУ 5/01 утратило силу. Вместо него следует применять нормы ФСБУ 5/2019. Что изменилось в порядке учета себестоимости и запасов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
  • топливу;
  • амортизационным отчислениям автомобиля;
  • прочим расходам.

В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

  • товарами, реализованными в течение месяца,
  • остатком товара на конец месяца.

Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?

В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.

При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

О том, какую накладную использовать в целях подтверждения расходов: транспортную или товарно-транспортную, читайте в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.

Итоги

Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.

Наиболее простым способом транспортировки груза является перевозка с помощью транспортной компании. Специалисты надежно и за короткие сроки осуществляют грузоперевозки любой сложности.

Важно! При обращении в логистическую компанию точную сумму перевозки вы сможете узнать только на практике – после обсуждения всех условий с перевозчиком.

Но для примера давайте посчитаем гипотетическую стоимость грузоперевозки.

Предположим, что нам необходимо отправить груз из Москвы в Рязань (путь 182 км). При учете всех особенностей груза и транспорта, цена за 1 км составила 29 рублей. В таком случае, умножая стоимость на количество километров и еще на 2, беря в расчет обратную дорогу, мы получаем примерную сумму 10 556 рублей.

Важно! Помимо этого стоимость может включать в себя дополнительные услуги, такие как упаковка груза, погрузка и разгрузка, если это вам необходимо.

Если вы решили обратиться к специалистам, но беспокоитесь о том, как выбрать правильное соотношение цены и качества, то вам может помочь наша статья,

как выбрать транспортную компанию.

Важно! Помните, что обращаясь в транспортную компанию за консультацией, вы имеете право узнать любую информацию о грузоперевозке, в том числе и ее стоимость. Вероятнее всего, вы сможете узнать только примерные цифры, но это поможет вам сравнить расценки нескольких компаний.

Теперь вы знаете, как рассчитывать грузоперевозки. О том, как рассчитать себестоимость грузоперевозки, мы писали

здесь

.

Логистическая компания DATO готова оказать вам помощь в осуществлении грузоперевозки любой сложности. Мы проконсультируем вас в вопросе цены – оставьте заявку на нашем сайте или свяжитесь с менеджером.

Автор статьи

Анна Юрьевна Гришина

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Транспортные затраты – это ресурсы, используемые хозяйствующими субъектами для перемещения товарно-материальных ценностей в процессе производства и потребления продукции.

Понятие и структура транспортных затрат

В последнее время увеличивается значение логистических расходов предприятия. Среди них большая часть приходится на, так называемые, транспортные затраты. Транспортные затраты представляют собой экономические ресурсы, которые используются предприятиям в процессе перемещения товарно-материальных ценностей с помощью специальных технических (транспортных) средств в целях производства и потребления готовой продукции.

Транспортные затраты используются в качестве основы для построения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Обычно структура транспортных затрат имеет следующий вид:

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

  • текущие затраты трудовых и материальных ресурсов;
  • затраты по воспроизводству основных производственных фондов;
  • затраты, которые связаны с необходимым кадровым обеспечением.

Текущие затраты трудовых ресурсов, в первую очередь, выражены оплатой труда водителей и кондукторов транспортных средств. Также за них необходимо производить отчисления на социальные нужды.

В рамках транспортных затрат материальных ресурсов производятся закупки автомобильного топлива, смазочных и прочих эксплуатационных материалов. Ресурсы еще расходуют в процессе технического обслуживания и эксплуатационного ремонта транспортных средств, а также в рамках амортизации подвижного состава.

Затраты, которые связаны с необходимостью кадрового обеспечения предприятия в части выполнения грузовых и транспортных перевозок, представлены, прежде всего, расходами на управление. Кроме того, к этой категории транспортных затрат относятся расходы по выплате налогов и сборов, по выполнению обязательств перед банком по предоставленным кредитам, по обеспечению сохранности имущества, по соблюдению необходимых требований по охране окружающей среды.

«Анализ и расчет транспортных затрат» 👇

Основы анализа и расчета транспортных затрат

Анализ и расчет транспортных затрат представляет собой изучение того факта, как предприятие расходует имеющиеся ресурсы для осуществления транспортировки грузов и пассажиров. Преимущественно аналитическая работа проводится с данными, обличенными в количественную форму.

В результате анализа оценивается работа предприятия (в целом и по структурным подразделениям) по использованию имеющихся возможностей в сфере рационального расходования ресурсов и выполнения утвержденных планов. Также выявляются тенденции изменения транспортных затрат, что будет учтено при планировании деятельности предприятия на будущие периоды.

Анализ и расчет транспортных затрат преимущественно направлены на решение следующих задач:

  • полное, достоверное и своевременное отражение фактических расходов на перевозку грузов и пассажиров;
  • выявление фактических расходов предприятия на транспортировки (в целом и по отдельным группам);
  • контроль за рациональным использованием ресурсов, расходуемых в процессе транспортировки;
  • выявление ресурсов сокращения транспортных затрат;
  • единообразное определение состава транспортных затрат.

Наиболее правильный расчет транспортных затрат может быть обеспечен в случае применения единых в своей основе методов учета и калькулирования. Анализ должен проводиться путем использования обоснованных способов распределения транспортных затрат между объектами калькуляции.

Результаты анализа и расчета транспортных затрат находят у предприятия несколько сфер применения. С их помощью, во-первых, проводят комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений. Во-вторых, на предприятии организуют внутренний хозяйственный расчет. В-третьих, определяют точную величину налогов и сборов, взимаемых с предприятия. В-четвертых, устанавливают фактическую эффективность проводимых организационно-технических мероприятий.

Сумма транспортных затрат предприятия определяется в результате сложения сумм фонда заработной платы водителей (включая страховые взносы за них), переменных и постоянных затрат. Сумма переменных затрат, которые состоят из затрат на приобретение топлива, смазочных материалов, шин (и на их ремонт), а также на технический осмотр, обслуживание и ремонт транспортных средств, зависят от процента выполнения плана по общему пробегу. Постоянные транспортные затраты по большей части состоят из общехозяйственных расходов и амортизационных отчислений.

После расчетов транспортных затрат в процессе анализа используются следующие величины: плановая, аналитическая и отчетная. Исходя из этих величин, определяются такие отклонения, как:

  • абсолютное отклонение – это разница между отчетной и плановой величинами;
  • относительное отклонение – это разница между отчетной величиной и аналитической;
  • допустимое отклонение – это разница между аналитической величиной и плановой.

Следующий этап анализа транспортных затрат заключается в определении того, какое влияние отклонения оказывают на общую сумму затрат. После определения этого влияния рассчитывается перерасход средств по статьям затрат по причинам, которые зависят от деятельности предприятия. Таким образом, анализ транспортных затрат дает представление о тех статьях, по которым предприятие по итогам хозяйственной деятельности получило экономию средств, а по которым – перерасход.

На заключительном этапе анализа транспортных затрат аналитики предприятия должны, в первую очередь, определить основные резервы их снижения и, соответственно, выработать и предложить комплекс мероприятий по решении поставленной задачи (например, рационализация маршрутов перевозок, механизация погрузо-разгрузочных работ, совершенствование организационной структуры управления и т.п.).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий