В этой статье поговорим о сложном вопросе- как и где найти себе наставника для изучения шахмат? Как быть уверенным в том, что человек, которого Вы нашли- профессионал своего дела?
Перед тем, как искать тренера, необходимо ответить самому себе на несколько вопросов:
1. Для чего я хочу заниматься шахматами?
Ответ на данный вопрос можно разделить на несколько категорий:
- Хочу изучать шахматы для себя, потому что они мне нравятся;
Наиболее распространенный вариант. Вам подойдет любой квалифицированный педагог, с которым вы сможете найти общий язык
- Хочу стать профи/гроссмейстером/чемпионом мира;
В таком случае лучший пути- искать профильную спортивную школу высшего мастерства и готовиться заниматься по 5-7 часов в день 🙂
- Хочу с помощью шахмат развить интеллектуальные способности.
Это может быть как продолжение первого пункта списка, так и отдельной ярко выраженной потребностью. Например .в моей практике был случай, когда по просьбе родителей шахматы преподавались исключительно для развития когнитивных способностей, причем задания по шахматам были смешаны с заданиями на логику, математическими упражнениями. При таком пожелании от занятий вам нужен педагог, имеющий специальную программу таких тренировок.
Если Вы выбираете тренера для своего ребенка, то вопросы по сути такими же, только несколько видоизмененными по форме.
2.Какой формат занятий мне подходит?
- Онлайн/офлайн
- Групповой/индивидуальный
Например, мой опыт подсказывает, что детям до 6 лет лучше всего заниматься в группах- со сверстниками им легче усваивать материал.
Я определился, что дальше? Какие критерии поиска тренера?
Важно найти хорошего специалиста. Не раз сталкивался с ситуацией- новый ученик до этого занимался год с тренером каждую неделю, несколько раз. При первом же тестирование видно, что у обучающегося нет базовых знаний. Время потрачено, деньги тоже, а результат оставляет желать лучшего.
На что обратить внимание при выборе тренера:
- Уровень игры
Чем сильнее наставник как игрок, тем выше вероятность того, что он будет хорошим тренером. Проверить силу игры можно через https://ratings.fide.com/ . Если рейтинг предлагаемого специалиста ниже 1700-1800 пунктов, то вряд ли он поможет Вам углубиться в тайны шахмат.
- Социальное доказательство
Важный параметр, это отзывы и социальная активность преподавателя. Отзывы проще всего найти на агрегаторах типо Profi.ru. Также если специалист активно ведет блог на какой-то из платформ, в моем понимании это плюс- вы можете ознакомиться с контентом, манерой подачи материала.
- Результаты учеников
Ничего не говорит так ярко, как результаты тех, кто занимался/занимается со специалистом. Хорошему коучу всегда приятно поделиться результатами обучающихся (пример: результаты моих учеников вы можете найти на моем сайте pavelchess.com/ru
Где искать тренера?
- Интернет площадки
Самой популярной является Профи.ру. Там можно найти подходящего под параметры специалиста
- Рекомендации
Наверняка кто-то из Ваших знакомых уже имел опыт работы с шахматными тренерами. Кроме того, в интернете много форумов, сайтов и т.д. с рекомендациями
- Шахматные клубы
Можно открыть Яндекс.Карты и найти ближайший шахматный клуб к дому.
Надеюсь, моя статья была Вам полезна и поможет найти хорошего специалиста! А пока вы все еще в поиске, я приглашу Вас насладиться красотой шахматных этюдов вместе со мной —> это очень красиво!
И не забудьте подписаться на мой telegram-канал чтобы смотреть больше интересного шахматного контента —> ссылка тут 🙂
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Как найти преподавателя шахмат для своего ребёнка и не нарваться на самозванца?
Быть внимательным.
На примере одного коллеги я покажу, как вас могут обманывать. Сразу скажу, что большинство педагогов/тренеров/репетиторов по шахматам честны, работают открыто и не видят смысла обманывать потенциальных заказчиков.
Но, к сожалению, есть и обратные примеры.
Имя нашего героя я называть не буду (в Петербурге в тренерско-педагогической среде его имя и так знают), а для нынешних его учеников, возможно, он является отличным преподавателем (или учителем, как он сам себя называет).
На днях я увидел рекламу, что в одну онлайн-школу набор ведёт ФИО (на фото на нас смотрит молодой человек приятной внешности) и далее его заслуги. И первое, что резануло глаза, «мастер спорта по шахматам» и «судья третьей категории». Это примерно как в объявлении о продаже Мерседеса-внедорожника будет указан объём двигателя 0,8 л. Странно же будет, правда?
Мне стало интересно, и первым делом я нашёл его профиль на https://ratings.ruchess.ru/, и немного удивился: российские рейтинги крайне низкие. Но такое бывает, если несколько лет не играл, то получаешь начальный рейтинг 1000 и от него растёшь. Но даже от начальных показателей мастер спорта за один турнир легко удвоит эту цифру (у меня друг – сильный кмс – когда сыграл несколько лет назад первый офлайн-турнир после примерно двадцатилетнего перерыва «выбил» блиц-рейтиг 2200, он все эти годы поддерживал форму игрой онлайн). Наш же ФИО имеет блиц-рейтинг 1487.
Да и вообще – сыграл за последние годы всего 4 турнира.
Для молодого мастера это очень странно.
Но может он «пошумел» на международной арене? Через сайт ФШР перешёл на его профиль ФИДЕ (все международные рейтинги можно найти здесь – https://ratings.fide.com/), там только рапид-рейтинг, он хоть пободрее – 1739.
Но даже такой рейтинг тянет на первый разряд, не больше.
Как насчёт онлайн-шахмат? Нашёл его профиль на chess.com и тоже не впечатлился. Для сравнения прикладываю успехи моего 8-милетнего ученика, который играет в силу третьего взрослого разряда.
Так получается, что мой ученик (его российские рейтинги сейчас превышают уровень 1400) в быстрые онлайн-шахматы играет лучше ФИО. И даже задачки решает лучше. Неужели мой ученик сильнее мастера спорта?
В процессе подготовки этого поста наш герой решил стать скромнее и исправил мастера на кандидата в мастера.
Но, судя по всему, и это преувеличение.
А что же тогда с третьей судейской категорией? Это начальная категория, для её получения надо прослушать судейский семинар и сдать экзамен. Через год категорию надо подтверждать, и можно уже получать вторую. Для этого надо отсудить несколько турниров и снова пройти семинар и сдать экзамен. Все турниры, которые вы судили, отображаются на сайте ФШР. В профиле ФИО нет ни одного такого турнира…
Как итог: возможно, ФИО отличный педагог, так как его реальной квалификации (очевидно, не выше первого разряда) вполне достаточно, чтобы обучать начинающих играть в шахматы. Но если вас обманывают с самого начала, стоит ли доверять такому человеку своего ребёнка?
Что же делать, если вы решили найти преподавателя шахмат и у вас есть только имя-фамилия?
1) Проверить его по ссылкам (https://ratings.ruchess.ru/, https://ratings.fide.com/), которые указаны в посте. Повторюсь, первого разряда вполне достаточно, чтобы работать с начинающими (как правило, это рейтинг ФШР и/или ФИДЕ от 1700). Будьте готовы, что вашего педагога там может не быть. Это не страшно, но тогда попросите его доказать квалификацию. У меня, например, с советских времён хранится билет, где отображены мои выполнения разрядов, начиная с четвёртого (юношеские разряды в шахматах в России ввели лет 5 назад).
2) Спросите про педагогическое образование или курсы переподготовки. Если специалист работает честно (а таких подавляющее большинство), он(а) с удовольствием докажет свою квалификацию.
3) Попросите провести тестовое занятие, на котором вы сможете присутствовать, чтобы понять, как педагог работает с вашим ребёнком.
Будьте внимательны, и хороших вам преподавателей шахмат!
День добрый, дорогой друг!
Научиться играть в шахматы легко. Гораздо сложнее научиться играть хорошо. Если шахматисту, кроме самой игры важен прогресс, результат, – вопрос «Где найти тренера по шахматам?» очень скоро станет актуальным.
При чем здесь лошадь?
Вспомнилась одна мудрая фраза:
Ключ к успеху в том, чтобы найти лошадь, которая повезет вас в правильном направлении
Д.ТРАУТ. «ЧУВСТВО ЛОШАДИ»
Эта емкая цитата более чем уместна и вряд ли нуждается в комментировании.
В современном мире добиться спеха в одиночку практически невозможно. Потратить месяцы, а то и годы напряженного труда, чтобы убедиться в этом, — не самый лучший выбор. Вполне может оказаться, что ваша лестница прислонена совсем не к той стене.
Автор этих строк в молодости, уже будучи перворазрядником, баловался тем, что «стучал блиц» в заводском клубе. Соперники были классом пониже, в основном взрослые шахматисты. Разрядники и любители.
Доска была одна и игра шла навылет. Пока не проиграл – играешь. Проигравший вылетает.
Я засиживался подолгу и играл подряд по 15-20 партий пока не проиграю. Соперники садились за стол по несколько раз, пока кому-нибудь из них не удавалось меня «вынести».
Так вот , я заметил следующее: Люди совершают типичные ошибки… У каждого они свои. И эти ошибки повторяются из партии в партию с постоянностью, достойной лучшего применения. Я иногда позволял себе указать сопернику на ошибку, он понимающе кивал, однако через пару кругов все повторялось.
Типичные ошибки стали привычкой.
Многие из них — способные шахматисты и временами довольно сильно играли. Однако «хвост дурных шахматных привычек» не позволяет показывать хорошие результаты, постоянно тянет назад.
Просто у них в свое время не было «правильно лошади». Тренера, наставника, который еще на заре шахматной карьер мог бы «поставить игру». Объяснить принципы игры, показать правильные приемы, которые быстро усвоит детский ум и доведет до автоматизма.
Очевидно, что к подбору «лошади» следует подойти ответственно и взвешенно. Я не буду мудрствовать лукаво, ходить вокруг да около, и сразу рекомендую школу «Шахматы с Жориком».
Если есть доверие автору, — вы последуете моему совету, нет – гугл вам в помощь. Предложений предостаточно.
В чем преимущества школы?
Кроме очевидных преимуществ и удобства онлайн-обучения, перечислю следующие:
1.Опытный квалифицированный тренер
Павел Щипицын — настоящий энтузиаст и профессионал своего дела.
- Павел имеет высшее педагогическое образование, солидный опыт работы с детьми.
- Он автор десятка научных статей по обучению детей шахматам
- Павел кандидат в мастера спорта и действующий тренер. У него обучаются более сотни детей в возрасте 5-16 лет.
Сейчас появилась возможность обучаться у Павла Щипицина не только очно, но и онлайн. Это имеет свои преимущества. Хотя бы потому, что не всегда есть хрошие тренеры там, где вы живете.
Лучшие ученики Павла имеют взрослые разряды по шахматам и успешно выступают на всероссийской арене.
Видео о работе с детьми Павла Щипицина.
2.Проверенная классическая методика
В основе обучения лежит методика, давно зарекомендовавшая себя с самой лучшей стороны и позволившая советским и российским шахматам заниать лидирующие позиции в мире.
3.Обширная база знаний
В школе собирается широкий спектр видео и текстовых обучающих материалов, уникальные авторские уроки, задачи и этюды
Как организовано обучение?
1.Персональный подход
Вы не будете в обиночку барахтаться в океане шахматной литературы. Опытный наставник поймет, что нужно конкретно вам или вашему ребенку.
У каждого ученика будет отдельный личный кабинет со множеством вкладок и опций.
2.Игровой формат обучения
Соревновательный дух, конкурсы, подарки и призы ученикам. Интересные тематические видео.
3.Свободный гибкий график
Все вебинары записываются и ученик может как просматривать их онлайн в любок время так и скачать к себе.
Соответственно можно начинать обучение по своему персональному графику, не опасаясь «отстать».
4.Постоянная обратная связь
Ученик всегда может задать любой вопрос и обязательно получит на него ответ
5.Особая атмосфера творческого сообщества шахматистов
- Гости сообщества -гроссмейстеры, мастера, которые проведут лекции, сеансы, поделятся секретами мастерства
- Постоянная «движуха». Например, ежедневно будет публиковаться задачки, которые нужно решить.
Резюме
На этом пожалуй остановлюсь. Собственно хотел сказать только одно:
Если для вас имеет значение не только процесс игры, но и результат, прогресс в постижении премудростей шахмат, — без тренера, наставника, не обойтись.
Наилучший, по моему мнению, вариант обучения, — я озвучил в этой статье. Выбор за вами.
Согласитесь, приятно, когда вы или ваш ребенок начнет обыгрывать все больше и больше людей. И не только тех, которые годами топчутся на месте «сами с усами». Но и тех, кто пытается совершенствовать игру. Но вы делаете это быстрее и лучше.
Просто вы нашли «правильную лошадь». И в этом весь секрет.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
Несмотря на то, что на просторах Интернета можно найти огромное количество бесплатного обучающего материала по теме шахмат, занятия с частным преподавателем по-прежнему остаются одним из самых эффективных способ достичь быстрого прогресса в обучении. Однако, чтобы обучение было действительно плодотворным, вам нужно найти преподавателя, который подойдёт именно под ваши академические цели и темпы обучения.
Как же найти идеального репетитора среди сотен кандидатур? На что стоит обратить внимание при принятии решения о начале занятий с преподавателем?
В этой статье мы расскажем вам обо всём, что нужно знать, чтобы выбрать “того самого” преподавателя, с которым ваши успехи не заставят себя ждать. Сегодня мы сосредоточимся именно на индивидуальном обучении и его особенностях.
Итак, начнём наше путешествие по миру репетиторства!
Лучшие преподаватели по шахматам доступны для занятий
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
1е занятие бесплатно!
1е занятие бесплатно!
Поехали!
Как понять, какой преподаватель нужен именно вам?
Перед тем, как начать серьёзные и упорные поиски учителя, нужно принять во внимание один крайне важный нюанс:
Преподаватель сможет помочь вам только в том случае, если вы точно знаете, чего хотите!
Приведём простой и понятный пример. Представьте, что ваш репетитор — это GPS-навигатор в автомобиле. Он сможет составить для вас хороший маршрут только в том случае, если вы укажете ему конечную точку вашего путешествия. «Стань лучшим шахматистом» — это недостаточно чёткая и понятная цель! Подумайте, вряд ли вы добьётесь хоть какого-то результата, сказав навигатору: «Найди мне место получше». Однако, ситуация изменится в лучшую сторону, если вы сообщите ему чёткие координаты или конечную точку, в которую вы планируете приехать.
Вы должны быть в состоянии дать чёткие указания преподавателю и сформулировать свои ожидания от обучения. Если вы затрудняетесь сразу составить конкретные пожелания, используйте следующие вопросы, чтобы сформулировать ваши цели:
- Вы хотели бы одержать победу в каком-то определённом шахматном турнире или соревновании?
- А, может быть, ваша цель — это получить разряд гроссмейстера?
- Что для вас важнее в обучении: удовольствие от процесса или только конечный результат?
- Каковы ваши временные рамки, которые вы готовы посвятить учёбе? 2 месяца? 1 год? 10 лет?
- Хотели бы вы заниматься очно или обучаться шахматам онлайн?
Разумеется, ваши ответы могут меняться со временем. Однако, перед началом обучения вам должен быть известен ответ хотя бы на пару из этих вопросов. Не преуменьшайте свои амбиции только потому, что боитесь, что это может показаться чем-то недостижимым. Нет ничего хуже, чем идти к неправильным ожиданиям/целям, не раскрывая свой потенциал до конца и сомневаясь в своих способностях.
Если вы скажете своему преподавателю, что хотите достичь 2650 баллов рейтинга, а на самом деле мечтаете войти в десятку лучших шахматистов, то вы заранее обрекаете свой план на катастрофу. Вы должны быть абсолютно честными с собой и своим преподавателем, чтобы обучение дало по-настоящему высокие результаты.
Как рассчитать время и финансовый бюджет на период обучения?
Прежде чем искать преподавателя, вы должны понять, сколько вы готовы инвестировать в данное обучения. Под инвестированием мы понимаем две вещи:
- Время + Энергия;
- Деньги.
Обратите внимание, что наличие частного преподавателям никоим образом не является гарантией достижения желаемого результата. Путь к достижению цели невозможен без усилий и финансовых затрат, даже если вы в конечном итоге не достигнете желаемых результатов.
Итак, хорошим началом будет определение того, какой объём времени и какую сумму вы готовы тратить на занятия в неделю или в месяц. Например:
“Я готов(-а) выделять на частные уроки 10 часов в неделю. Суммарная стоимость уроков в неделю не должна превышать 5000 рублей”.
Это может быть лишь грубая оценка ваших возможностей. Очевидно, что ваше свободное время или доступные финансы могут измениться. Всякий раз, когда это происходит, возвращайтесь к началу и переоценивайте свою актуальную ситуацию. Здесь важны две вещи:
Количество времени должно включать как занятия с вашим тренером, так и часы самостоятельного обучения.
Это создаёт вам пространство для манёвра и открывает массу возможностей. Например, вы готовы уделять шахматам 10 часов в неделю. Это могут быть либо занятия исключительно в компании с репетитором, либо всего один урок с преподавателем и 9 самостоятельных занятий. Это уже даёт вам лучшее понимание того, какого именно преподавателя вы должны выбрать на период обучения.
Ещё один совет: спланируйте свой общий бюджет, а не почасовую ставку для вашего будущего преподавателя. Большинство из нас ищут тренеров, основываясь исключительно на сумме почасовой ставки. Но ведь гораздо важнее брать во внимание результат, который вы получите от урока! Неважно, сколько часов вы можете позволить себе заниматься с тем или иным преподавателем, гораздо важнее то, чему вы можете научиться за этот период.
Какими навыками и качествами должен обладать хороший преподаватель шахмат?
Теперь, когда вы знаете, чего хотите и сколько готовы инвестировать в обучение, можно приступать к активным поискам. Поначалу это может показаться немного пугающим из-за обилия кандидатур преподавателей, предлагающих свои услуги. Чтобы упростить процесс поиска, вы можете ориентироваться на следующие критерии:
- Доказательство опыта и компетентности
Можно сформулировать этот критерий немного иначе:
Ваш будущий тренер должен уже добиться того результата, который вы хотели бы однажды достичь.
Это довольно очевидно, так как большинство людей итак выбирают сильных шахматистов в качестве индивидуальных коучей. Но сильный игрок не обязательно будет талантливым преподавателем! Добиться чего-то для себя и научить этому кого-то другого — это две совершенно разные вещи!
Да, если ваш коуч прошел через то же самое, о чём мечтаете вы, это оказывает огромную помощь и положительно влияет на эффективность уроков, но гораздо важнее следующее:
- Ваш преподаватель должен быть способен на практике продемонстрировать результаты своей работы. То есть он должен иметь опыт работы с учениками с такими же целями обучения, как и у вас.
На практике это означает следующее:
Предположим, что вы — продвинутый ученик и хотите подняться с 2000 до 2200. Всё, что вам нужно сделать в данном случае — это найти преподавателя, который уже помог добиться похожих результатов ученику с похожим на ваш профилем. Чем больше положительных результатов своих учеников он сможет показать, тем выше вероятность того, что он сможет помочь и вам.
- Не менее важно и то, чтобы между вами и вашим преподавателем сложилось полное взаимопонимание. Для положительного результата крайне важно, чтобы ваш репетитор нравился вам не только с профессиональной, но и с личной точки зрения. Помните, что большие личные разногласия всегда приводят к плохим результатам и недовольству обеих сторон.
Одним из положительных индикаторов при взаимодействии с преподавателем является то, как ваш учитель говорит о других своих учениках. Если вы заметите, что он плохо отзывается о некоторых из своих учеников, вскоре вас будет ждать похожая участь.
Выбирая учителя, доверьтесь своей человеческой интуиции и первому впечатлению!
Два типа преподавателей: какой подойдёт именно вам?
Существуют две основных разновидности индивидуальных преподавателей:
- Игроки, которые дают уроки, чтобы заработать на жизнь
Это очень частая ситуация среди репетиторов, но определённо не та категория, которую вы ищете. Зарабатывать на жизнь игрой в шахматы сложно. Добраться до вершины также очень сложно. Оказавшись в ситуации, когда дальше расти невозможно, люди ищут выход.
Самый простой способ заработать на жизнь в этой ситуации — начать предлагать частные уроки по шахматам. Нет ничего плохого в том, чтобы зарабатывать деньги преподаванием данной дисциплины. Но, как правило, многие из таких преподавателей вряд ли доведут вас до желаемого результата.
Они предпочли бы сами играть в шахматы, но давать уроки — это более лёгкий способ найти применение своим способностям. Чем больше уроков они смогут пройти, тем больше денег они заработают. Вместо того, чтобы думать «Как я могу помочь своим ученикам стать лучше?», они думают «Сколько ещё уроков мне осталось сегодня?». Увы, но это печальная реальность.
Некоторые преподаватели не стараются найти индивидуальный подход, а просто работают по методичкам и готовым упражнениям. Прочитав отзывы и пообщавшись с преподавателем, вы сможете лучше понять, заинтересован ли преподаватель в вашем успехе.
Повторим ещё раз одну важную истину: “Хороший игрок не обязательно является хорошим наставником”!
Вот некоторые пункты, которые могут указать вам на то, что преподаватель не заинтересован в успехе каждого подопечного:
- Преподаватель принимает на обучение любых учеников;
- Репетитор не предлагает индивидуальное обучение;
- У преподавателя очень строгое расписание, и он начнёт урок точно в назначенное время и закончит его ровно через 60 минут, без сверхурочной работы и задержек.
- Преподаватель не даёт заданий для домашней/ самостоятельной работы.
- Преподаватель хочет, чтобы вы брали как можно больше уроков. При этом преподаватель не готов ответить ни на один ваш вопрос не в рамках урока.
Мы вовсе не хотим сказать, что все представители этой категории — плохие учителя. Конечно, найдётся немало исключений. Однако, если вы хотите добиться действительно высоких результатов, обратите внимание на категорию ниже.
- Преподаватели по призванию
Это та категория коучей, из которой лучше выбирать вашего преподавателя. Ваш репетитор не был вынужден заниматься коучингом из-за недостатка финансовых средств, а решил давать частные уроки потому, что ему искренне нравится помогать людям.
Эти люди и сами могут быть талантливыми шахматистами, но их миссия и удовлетворение от работы не зависит от их собственных результатов. Они получают гораздо большую радость от того, что помогают ученикам достичь поставленных целей.
В целом эти люди не стремятся быть в центре внимания. Они задают много вопросов и действительно сопереживают своим ученикам.
Как правило, такие репетиторы и сами когда-то были активными игроками. Но они решили на своих условиях предпочесть тренерскую деятельность игре в шахматы и больше не имеют никаких амбиций в качестве игроков. Их главная задача — помогать своим подопечным достигать наивысших результатов!
Вот некоторые черты, которые отличают таких учителей от посредственных репетиторов по шахматам:
- Они будут давать вам полезные советы даже во время короткой беседы (они просто не могут удержаться от того, чтобы не помочь вам!).
- Они думают о ваших потребностях и находят индивидуальный подход к вашим слабым и сильным сторонам.
- Такие учителя не смотрят на время и полностью увлечены уроком.
- Преподаватели в обязательном порядке дадут вам домашнюю работу или помогут вам научиться работать самостоятельно, чтобы добиться лучших результатов.
- Такой тренер может отказать ученику в проведении занятий, если он работает только с определённой категорией учеников или не чувствует взаимопонимания со своим подопечным, а значит, не может в полной мере помочь ему достичь желаемых результатов.
Итак, вы готовы к большому путешествию в увлекательный мир шахмат? Тогда запаситесь терпением и скорее отправляйтесь на поиски преподавателя, который сделает ваши уроки не только полезными и познавательными, но и невероятно интересными!
Как найти хорошего тренера. Советы гроссмейстера
Если на начальных этапах и детям, и взрослым будет наиболее оптимальным заниматься шахматами с тренером уровня КМС. То со временем наступает период, когда необходим уже более опытный наставник.
Поговорим о том, на что родителям следует обратить внимание, чтобы поиски тренера увенчались успехом.
3 правила при выборе тренера по шахматам
Родителям, особенно если вы никогда не занимались шахматами, можно посоветовать при выборе тренера ориентироваться на 3 основных правила:
✅ Гарантий не должно быть. Ни один хороший тренер не будет давать гарантии, обещая высокие достижения, да еще и в конкретные сроки. Ведь многое зависит от самого ученика: от его интереса к шахматам, трудолюбия и способностей. Можно коня привести к водопою, но невозможно заставить его напиться. Тренер может гарантировать только свое серьезное отношение к делу и качество своих методических наработок. Обучение — это всегда двусторонний процесс.
✅ Желателен опыт работы тренером и достижения учеников. Малоопытный тренер тоже может оказаться хорошим наставником, но все же надежнее, когда имеется многолетний опыт и ученики, показавшие достойные результаты. Следует аккуратно подходить и к информации о достижениях учеников (если есть возможность, не помешает связаться с упомянутыми учениками и уточнить, какую роль данный тренер сыграл в их становлении).
✅ Важны достижения самого наставника. Мастера своего дела имеют в своей карьере значимые заслуги, которые подтверждают их профессионализм. Но верить на слово нельзя, важно найти официальное доказательство. Об этом ниже.
Личные победы тренера
Обратите внимание на титулы: если ваш будущий тренер — чемпион мира, Европы, России и т.п., обязательно уточните эту информацию в официальных источниках.
Нередко оказывается, что речь вовсе не о классических шахматах и известных турнирах, а например:
-
— о турнирах по переписке, чемпионатах России среди студентов, курсантов и т.п. Если тренер «забывает» приписать к достижениям эту конкретику, значит он не совсем честен и пытается преувеличить свои победы, утаивая информацию. Лично я предпочитаю иметь дело с честными людьми, особенно если дело касается обучения собственного ребенка.
-
— о победе в неофициальном местечковом чемпионате со слабым составом участников, но который организаторы назвали, например, европейским чемпионатом. При сомнении следует проверить официальное название турнира и состав его участников.
-
— о победе в детском турнире. Победы тренера в детском возрасте — это, несомненно, плюс, но всё зависит от того, какой квалификации тренера вы ищете.
Лжегроссмейстеры тоже существуют
При поиске тренера гроссмейстерского уровня надо быть внимательным: не обращайтесь к «гроссмейстеру», который никогда не участвовал ни в одном серьезном турнире. Задумайтесь: как он смог получить это звание? При этом «гроссмейстер» может проводить активную рекламную кампанию, издавать книги или видеоуроки, рассказывать о собственной уникальной методике и гарантировать своим ученикам результат.
Информацию о достижениях шахматиста можно проверить на официальных шахматных сайтах: Федерации шахмат России, FIDE. Вам также могут помочь данные о рейтинге шахматиста: если с низкого рейтинга на графике вы видите резкий скачок до гроссмейстерского уровня, после чего шахматист перестает играть, то это очень говорящий факт.
Почему эти проверки важны?
Недобросовестный, а следовательно мало понимающий в шахматах тренер своими неверными суждениями может сильно навредить даже очень талантливому ученику. Поэтому родителей призываю к особой бдительности при поиске тренера.
И повторюсь, для малоопытных шахматистов будет самым разумным заниматься с тренером уровня КМС. На начальном этапе самое важное — пробудить и поддержать интерес ребенка, объяснить азы в доступной возрасту форме. Ведь нам не придет в голову искать профессора для обучения первоклассника математике? Так и в шахматах. На старте самое важное — личностные качества кандидата и его увлеченность своим делом. Удачи!
Константин Сакаев — двукратный олимпийский чемпион по шахматам, чемпион России, победитель Кубка России, семикратный победитель командного чемпионата России среди клубов и обладатель золотых наград известных международных турниров: Белград 1996; Пардубице 1997; мемориал Чигорина С-Петербург 1997; Москва опен 1998; мемориал Кереса Таллинн 2001; кубок газеты Политикен Копенгаген 2005 и др.