Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.
Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).
Мажорное трезвучие
В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.
Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.
Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
- От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
- От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
- От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
- От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
- От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция , её звуки «ре-диез фа-диез».
[свернуть]
Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.
Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:
Минорное трезвучие
В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.
Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.
Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
- От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
- От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
- От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
- От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
- От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».
[свернуть]
Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:
Увеличенное трезвучие
Увеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.
Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.
От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
[свернуть]
Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.
Уменьшённое трезвучие
Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.
Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.
Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
[свернуть]
Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.
Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?
На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?
Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.
Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:
- Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
- Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
- Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
- Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.
Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.
Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд
Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.
Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.
Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».
Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.
Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.
Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?
Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.
Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.
Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд
Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.
Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.
Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).
Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).
Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.
Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд
Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.
Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».
Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).
Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.
Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд
Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).
Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).
Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).
Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).
Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.
Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд
Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.
Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).
Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).
Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).
Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.
Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов
Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки ЗДЕСЬ и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.
ТРЕЗВУЧИЯ |
СЕКСТ- АККОРДЫ |
КВАРТСЕКСТ- |
|
МАЖОРНЫЕ |
Б.53 = б.3 + м.3 | Б.6 = м.3 + ч.4 | Б.64 = ч.4 + б.3 |
МИНОРНЫЕ |
М.53 = м.3 + б.3 | М.6 = б.3 + ч.4 | М.64 = ч.4 + м.3 |
УВЕЛИЧЕННЫЕ |
Ув.53 = б.3 + б.3 | Ув.6 = б.3 + ум.4 | Ув.64 = ум.4 + б.3 |
УМЕНЬШЁННЫЕ |
Ум.53 = м.3 + м.3 | Ум.6 = м.3 + ув.4 | Ум.64 = ув.4 + м.3 |
Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.
Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.
- Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
- Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
- Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
- Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).
Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.
Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.
В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.
На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!
Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)
Трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Как известно, терции бывают большие и малые. И от их величины зависит вид трезвучия.
Таким образом, из сочетания двух терций можно получить четыре вида трезвучий.
Трезвучия бывают мажорные (большие), минорные (малые), уменьшенные и увеличенные.
Видеоурок «Виды трезвучий» можно посмотреть здесь. Время просмотра — 2 минуты.
Мажорное трезвучие — построение от любой ноты
Мажорное трезвучие также называется Большое трезвучие. Оно обозначается заглавной буквой Б и цифрами 53 — Б53 . Оно состоит из б.3 и м.3.
Самостоятельно потренироваться в определении на слух трезвучий можно на странице Тренажёр слуха.
Звучание мажорного трезвучия — яркое, бодрое, приподнятое.
Посмотрите, как строятся мажорные трезвучия от белых клавиш, а также от диезных и бемольных нот.
Минорное трезвучие — построение от всех нот
Минорное трезвучие имеет также название — Малое трезвучие. Обозначается М53.
Состоит из м.3 и б.3.
Минорное трезвучие звучит более мягко, лирически по сравнению с мажорным трезвучием.
Ниже приведены все минорные трезвучия, построенные от белых и черных клавиш.
Уменьшенное трезвучие — построение от всех нот
Уменьшенное трезвучие обозначается Ум53. Оно состоит из двух малых терций. По своей структуре оно меньше минорного трезвучия на один верхний полутон.
Чтобы построить уменьшенные трезвучия от всех нот, посмотрите на таблицу Минорных трезвучий. Если понизить в них верхний звук на полутон, получится Ум53.
Увеличенное трезвучие — построение от всех нот
Увеличенное трезвучие обозначается Ув53. Оно состоит из б.3 и б.3.
Ув53 по структуре больше мажорного трезвучия на полтона.
Для построения увеличенных трезвучий, посмотрите на таблицу Мажорных трезвучий. Повысьте верхний звук и трезвучия станут увеличенными.
Увеличенные трезвучия с разрешением во всех тональностях и от всех нот можно посмотреть в этой статье.
ВНИМАНИЕ! При построении Ув53 от ноты си# возникает необходимость использования тройного повышения ноты фа. Для этого используются знаки дубль-диез и диез.
Причем, это не просто теоретическая выдумка, а существующий в музыке факт.
В опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (цифра 220) мы находим этот пример:
Построение четырех видов трезвучий от заданной ноты
Например, надо построить четыре вида трезвучий от ноты ре.
При построении четырех видов трезвучий от заданной ноты, выполните следующие действия:
Напишите трезвучие четыре раза.
Определите вид первого трезвучия. В данном случае — это минорное трезвучие. Состоит из м.3+б.3. Никакие знаки не нужны.
В следующем трезвучии добавьте знаки в сравнении с первым трезвучием.
Пусть следующее трезвучие будет мажорным. Его структура б.3+м.3. Значит, надо поставить знак фа-диез.
Пусть третье трезвучие будет увеличенным. Оно состоит из б.3+б.3. Увеличенное трезвучие (Ув53) на полтона больше мажорного. То есть, надо переписать мажорное трезвучие (Б53) и добавить диез к верхней ноте ля.
Осталось построить уменьшенное трезвучие. Ум53 надо сравнить с минорным трезвучием. Оно меньше на полтона, чем М53. Таким образом, надо переписать минорное трезвучие и поставить знак бемоль около ноты ля.
По этому алгоритму надо строить все трезвучия от любой заданной ноты.
Заключение
Прочитав эту статью, вы теперь никогда не забудете, что трезвучия бывают четырёх видов.
Любое трезвучие состоит из двух терций. Состав трезвучий зависит от величины этих терций.
Чтобы закрепить пройденный материал, посмотрите видеоурок «Виды трезвучий» (время просмотра — 2 минуты).
Все виды трезвучий имеют обращения, о которых можно почитать в разделе Теоретические материалы для 8-9 классов.
Если у вас возникли вопросы или что-то осталось непонятным, напишите нам по любому адресу в Контактах или запишитесь на консультацию. Мы всегда рады общению с вами!
Итак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».
В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.
Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!
Как построить трезвучие на фортепиано?
Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд. Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» — три, «звучие» — звук, звучание. Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.
Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:
Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну. Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!
На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).
Как построить трезвучие в нотной тетрадке?
Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:
Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот. Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом. Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.
Какие бывают трезвучия? Виды трезвучий
Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!
Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.
Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки. Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы. Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).
Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда. Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона. Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.
Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).
Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.
Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!
Автор – Шайдуллина Оксана.
Игра на музыкальном инструменте предполагает использование аккордов. Среди них популярны трезвучия.
Разберем это понятие, основные разновидности и почему важно определять трезвучия на слух.
Аккорд
Это ритмически одновременное соединение нескольких разных по высоте звуков. Классическая гармония считает аккордом звуки, что располагаются по терциям. Впервые такое обозначение высказал Й. Вальтер в 1732 году. Слух воспринимает соединение музыкальных звуков целостно. Они располагаются друг от друга на расстояниях, которые называются интервалами. Звуки аккорда выстроены от низа до верха – это прима, терция и квинта.
Чтобы создать аккорд, необходимо подобрать минимум 3 звука.
Трезвучие
Так называется аккорд, состоящих из 3-х звуков, которые размещаются по терциям. Кроме септаккорда и нонаккорда, трезвучие – один из основных аккордов, применяемых в музыке. Чтобы обозначить его, используют две цифры – 5 и 3.
Виды трезвучий
Выделяют 4 вида трезвучия:
- Мажорное – состоящее из большой и малой терции. Здесь консонирующим интервалом является чистая квинта: она расположена между крайними звуками.
- Минорное – включающее в себя малую и большую терции. По-другому оно называется «малым». Консонирующим интервалом здесь тоже служит чистая квинта.
- Увеличенное – содержит 2 большие терции. Между крайними звуками диссонирующий интервал – увеличенная квинта.
- Уменьшенное – состоит из 2 малых терций и уменьшенной квинты как диссонирующего интервала.
Нагляднее:
Как научиться различать на слух
В музыкальных школах ученикам на уроках сольфеджио предлагают упражнения, чтобы анализировать аккорды на слух. Они учат познавать звуки в сравнении и запоминать, как они звучат. Чтобы проще было запомнить, трезвучия можно охарактеризовать так:
- У мажорного яркое, уверенное и светлое звучание.
- У минорного – тоже уверенное, но с оттенком подавленности, грусти, темноты.
- Увеличенное трезвучие имеет яркий, но неустойчивый звук. Он сразу привлекает к себе внимание.
- Уменьшенное трезвучие имеет неустойчивое звучание, но по сравнению с увеличенным подвидом оно воспринимается сжато и блекло.
Обращения
Когда прима, терция и квинта располагаются снизу вверх, это основное расположение звуков в трезвучии.
При изменении порядка звуков, когда нижним выступает квинта или терция, происходит обращение, то есть перестановка звуков.
У трезвучий выделяют два вида обращений:
- Секстаккорд – разновидность, где октава переносится вверх. Она обозначается шестеркой.
- Квартсекстаккорд – обращение, предполагающее перенос терции и примы на октаву выше. Оно обозначается 6/4.
Разберем примеры
До-Ми-Соль – пример мажорного трезвучия. При обращении можно перенести ноту До выше на октаву, не трогая остальные звуки. Так получается Ми-Соль-До – секстаккорд. Чтобы выполнить в нем обращение, достаточно перенести Ми вверх на чистую октаву. Получается квартсекстаккорд, состоящий из нот Соль-До-Ми. При выполнении еще одного обращения происходит возврат в исходное мажорное трезвучие.
Ответы на вопросы
Что такое аккорд? | Соединение минимум 3 звуков разной высоты. |
Что такое трезвучие? | Аккорд из 3 звуков, состоящий из терций. |
Можно ли определить трезвучия самостоятельно? | Да. |
Как определять на слух трезвучия? | В сравнении. Мажорные звуки кажутся веселыми, минорные – грустными и т. д. |
Полезное, на наш взгляд, видео
Вывод
В музыкальной практике самым используемым видом аккорда является трезвучие. Выделяют 4 его разновидности: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Музыканту необходимо развивать навык определения на слух трезвучий и аккордов в целом, что пригодится при исполнении или создании композиций. У трезвучий есть два обращения – секстаккорд и квинтсекстаккорд.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2022 года; проверки требуют 6 правок.
Трезву́чие — аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.
Виды[править | править код]
По строению[править | править код]
Каждое трезвучие содержит в сжатом расположении две терции (нижнюю и верхнюю) и одну квинту в итоге. В зависимости от качества этих интервалов трезвучия делятся по своей структуре на четыре типа:
Название | Терции | Квинта | Обозначение | Ступень извлечения
в мажорном ладу |
Ступень извлечения
в минорном ладу |
|
---|---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | |||||
Мажорное | б | м | чистая | Б53 | I, IV, V | III, VI, VII |
Минорное | м | б | чистая | М53 | II, III, VI | I, IV, V |
Увеличенное | б | б | увеличенная | Ув53 | гарм (VI–): VI– | гарм (VII+): III |
Уменьшённое | м | м | уменьшённая | Ум53 | VII;
гарм (VI–): II |
II;
гарм (VII+): VII+ |
Составные звуки трезвучия называются основным (обозначается «1»), терцовым (обозначается «3») и квинтовым (обозначается «5») тонами, в зависимости от того, какое место они занимают в основном положении (будучи расположенными по терциям).
- Основным тоном (примой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится внизу;
- терцовым тоном (терцией) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится посередине;
- квинтовым тоном (квинтой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится вверху.
Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения (формы трезвучия).
Мажорное и минорное трезвучия являются консонансами и в первую очередь могут применяться как устойчивые тонические аккорды. Увеличенные и уменьшённые трезвучия являются диссонансными.
По расположению в ладу[править | править код]
Название | Терции | Обозначение | |
---|---|---|---|
1-я | 2-я
2-я |
||
Главные трезвучия | |||
I ступени (тоническое) | б | м | T53 |
IV ступени (субдоминантовое) | б | м | S53 |
IV ступени гарм(субдоминантовое минорное) | м | б | s53 гарм |
V ступени (доминантовое) | б | м | D53 |
Побочные трезвучия | |||
II ст. | м | б | II53 |
II ст. гарм | м | м | II53 гарм |
III ст. | м | б | III53 |
VI ст. | м | б | VI53 |
VI– ст. гарм | б | б | VI53 гарм |
VII ст. | м | м | VII53 |
Название | Терции | Обозначение | |
---|---|---|---|
1-я | 2-я | ||
Главные трезвучия | |||
I ступени (тоническое) | м | б | t53 |
IV ступени (субдоминантовое) | м | б | s53 |
V ступени (доминантовое) | м | б | d53 |
V ступени гарм(доминантовое мажорное) | б | м | D53 гарм |
Побочные трезвучия | |||
II ст. | м | м | II53 |
III ст. | б | м | III53 |
III ст. гарм | б | б | III53 гарм |
VI ст. | б | м | VI53 |
VII ст. | б | м | VII53 |
VII+ ст. гарм | м | м | VII53 гарм |
Обращения[править | править код]
Обращение | Название аккорда | Состав | Обозначение |
---|---|---|---|
Основной аккорд | Мажорное трезвучие | б. 3 + м. 3 = ч. 5 | Б53 |
Первое | Мажорный секстаккорд | м. 3 + ч. 4 = м. 6 | Б6 |
Второе | Мажорный квартсекстаккорд | ч. 4 + б. 3 = б. 6 | Б64 |
Основной аккорд | Минорное трезвучие | м. 3 + б. 3 = ч. 5 | М53 |
Первое | Минорный секстаккорд | б. 3 + ч. 4 = б. 6 | М6 |
Второе | Минорный квартсекстаккорд | ч. 4 + м. 3 = м. 6 | М64 |
Основной аккорд | Увеличенное трезвучие | б. 3 + б. 3 = ув. 5 | Ув53 |
Первое | Увеличенный секстаккорд | б. 3 + ум. 4 = м. 6 | Ув6 |
Второе | Увеличенный квартсекстаккорд | ум. 4 + м. 3 = м. 6 | Ув64 |
Основной аккорд | Уменьшенное трезвучие | м. 3 + м. 3 = ум. 5 | Ум53 |
Первое | Уменьшенный секстаккорд | м. 3 + ув. 4 = б. 6 | Ум6 |
Второе | Уменьшенный квартсекстаккорд | ув. 4 + м. 3 = б. 6 | Ум64 |
Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением[1]. Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:
- трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.
- секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6[2]. В нём крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение терции в основании.
- квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4)[2]. В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение кварты в основании.
См. также[править | править код]
- Септаккорд
Примечания[править | править код]
- ↑ Аккорд. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом. Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев. Аккорд, трезвучие, виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращения трезвучий. 7not.ru. Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано 3 сентября 2011 года.
Литература[править | править код]
- Трезвучие // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 594—595. — 1056 с.
- Алексеев Б., Мясоедов А. §§ 67—69, 76—77 // Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986. — С. 141—144, 157—160. — 240 с.