Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.
Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).
Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.
Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов. Всё просто и логично!
Что такое тритоны?
Откуда они взялись, эти тритоны? Все интервалы, как интервалы, бывают чистыми, малыми или большими. А эти — не как все! В три-тонах три тона. Следовательно, они больше, чем ч.4 ( помните, что ч.4=2,5 тона?) и меньше, чем 4.5 ( ч.5=3,5 тона). К тритонам относятся интервалы увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5).
Построение тритонов во всех тональностях ищи ниже на этой странице.
Правила можно почитать здесь — время чтения две минуты.
Тритоны в мажоре
Если построить кварты на каждой ступени мажора, то все они будут чистыми, кроме одной. Давайте найдем её!
Тритон ув.4 образовался на IV ступени. Ноты фа и си находятся на расстоянии три тона друг от друга. Они образуют интервал тритон — ув.4. Почему именно кварта? Потому что между фа и си четыре ступени (фа, соль, ля, си).
Теперь на каждой ступени в мажоре построим квинты. Все они будут чистыми, кроме одной, которая будет уменьшенной. Найдём её!
Тритон ум.5 находится на VII ступени в мажоре. Между нотами си и фа расстояние три тона. Они образуют интервал тритон — ум.5 . Почему именно квинта? Потому что между си и фа пять ступеней ( си, до, ре, ми, фа ).
Обратите внимание, что ув.4 и ум.5 являются обращением друг друга. Это одна и та же пара нот фа-си, си-фа. Одна и та же пара ступеней IV-VII, VII-IV.
ЗАПОМНИТЕ! В натуральном мажоре тритоны строятся на IV (ув.4) и VII (ум.5) ступенях.
Разрешение тритонов
Ступени, образующие тритоны ( IV и VII ), являются неустойчивыми, поэтому они требуют разрешение в ближайшие устойчивые ступени.
ЗАПОМНИТЕ! Увеличенные интервалы разрешаются в более широкие интервалы (увеличиваются ), а уменьшенные интервалы разрешаются в более узкие ( уменьшаются).
Тритоны в гармоническом мажоре
В гармоническом мажоре понижается VI ступень. И из-за этого понижения кварта, построенная на VI ступени, становится увеличенной ( ув.4 ). А квинта, построенная на II ступени, становится уменьшенной ( ум.5 ). Таким образом, в гармоническом мажоре образуется вторая пара тритонов — на VI♭ и II ступенях.
ЗАПОМНИТЕ! В гармоническом мажоре имеется две пары тритонов. Первая пара — из натурального мажора — на IV и VII ступенях. Вторая пара — на VI♭ и II ступенях.
Тритоны в миноре
По аналогии с мажором, построим кварты от всех ступеней натурального минора. Пусть это будет ля минор.
В натуральном миноре ув.4 находится на VI ступени. Так как для примера мы взяли тональность ля минор — параллельную тональность До мажора ( помните, параллельные тональности имеют одинаковые ключевые знаки и одинаковый звукоряд? ) — мы видим всё ту же увеличенную кварту фа-си.
Теперь построим квинты на каждой ступени натурального минора, и проверим, какая из них будет уменьшенной.
В натуральном миноре ум.5 строится на II ступени. Она является обращением ув.4 .
ЗАПОМНИТЕ! В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум. 5 — на II ступени.
Так же, как и в мажоре, в натуральном миноре тритоны образуются из неустойчивых ступеней — VI и II, поэтому требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени.
Построение тритонов во всех тональностях смотри ниже на этой странице
Тритоны в гармоническом миноре
В гармоническом миноре повышается VII ступень. В связи с этим появляется еще одна пара тритонов, в которые непременно входит VII# ступень.
Таким образом, в гармоническом миноре имеется две пары тритонов, как и в гармоническом мажоре.
ЗАПОМНИТЕ! В гармоническом миноре две пары тритонов. Первая переходит из натурального минора — ув.4 на VI ступени и ум.5 на II ступени. Вторая пара тритонов — ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII# ступени.
На каких ступенях строятся тритоны
Вся выше изложенная информация помещается в следующую таблицу, в которой прописаны виды мажора и минора, а также ступени, на которых строятся тритоны.
ув.4 | ум.5 | |
натуральный мажор | IV | VII |
гармонический мажор | VI♭ | II |
натуральный минор | VI | II |
гармонический минор | IV | VII# |
Тритоны во всех тональностях
ЗАПОМНИТЕ! Если вам дано задание: построить тритоны в мажоре и параллельном натуральном миноре, то у этих тритонов будут одинаковые ноты и разные ступени (например, До мажор и ля минор). Если же задание: построить тритоны в мажоре и параллельном гармоническом миноре, то в этих тритонах будут одинаковые ступени, но разные ноты (например, До мажор и ля минор гармонический).
Заключение
Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов. К ним относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5).
В натуральном мажоре ув.4 строится на IV ступени, а ум.5 — на VII ступени.
В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум.5 — на II ступени.
Вторая пара тритонов появляется в гармонических ладах.
В гармоническом мажоре ув.4 образуется на VI♭ ступени, а ум.5 — на II ступени.
А в гармоническом миноре ув.4 располагается га IV ступени, а ум.5 — на VII# ступени.
ОТВЕТЫ на загадки: Загадка 1. Имена тритонов составлены из названий параллельных тональностей — С-а, G-e и т.д. Загадка 2. Имена тритонов, составленные из параллельных тональностей, записаны русскими буквами. Тритон Асэф (As-f, имеют четыре бемоля в ключе) прихватил себе лишний бемоль.
Все готовые домашние задания можно найти на этой странице.
Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора
К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).
Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.
В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).
В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.
Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.
Разрешение тритонов основывается на двух принципах:
- 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
- 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).
Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).
Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.
Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2022 года; проверки требуют 33 правки.
У этого термина существуют и другие значения, см. Тритон.
Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал, качественная величина которого равна трём целым тонам[1][2].
В двенадцатиступенном равномерно-темперированном строе тритон делит октаву на две равные части по шесть полутонов и интерпретируется как увеличенная кварта (ув.4) или уменьшённая квинта (ум.5)[3][комм. 1].
Тритон является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажорно-минорной тональности. Этот интервал входит в состав доминантсептаккорда (между его терцией и септимой) и других неустойчивых аккордов[4].
Общие сведения[править | править код]
Увеличенная кварта — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим.
Уменьшённая квинта — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное.
Тритоны в ладу[править | править код]
Тритоны в натуральных, гармонических, мелодических и альтерированных ладах[править | править код]
Диатонические и характерные (гармонические) тритоны. В натуральном мажоре диатонические тритоны строятся на IV и VII ступенях, а в натуральном миноре — на VI и II ступенях. В гармонических ладах вследствие повышения (в миноре) или понижения (в мажоре) на 0,5 тона диатонического звука образуются тритоны на VI пониженной и II ступенях в гармоническом мажоре и на VII повышенной и IV ступенях в гармоническом миноре[5]. Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора являются наиболее употребимыми в музыкальной практике[6]. Последние иногда причисляют к характерным интервалам гармонических ладов[7].
Альтерированные тритоны. Интервалы, построенные на ступенях лада с использованием звуков альтерированной гаммы[комм. 2], называют альтерированными. В мажоре альтерированные тритоны (увеличенные кварты) строятся на I ступени (с использованием IV+), II− ступени, VI ступени (с использованием II+), их обращения — на IV+, V (с использованием II−) и II+ ступенях соответственно. В миноре альтерированные тритоны (увеличенные кварты) строятся также на I и II− ступенях и на IV− ступени, их обращения — на IV+, V, VII ступенях соответственно[3][6].
Тритоны мелодического мажора и минора. Верхний тетрахорд мелодической мажорной гаммы образуется с использованием VII пониженной ступени, а верхний тетрахорд мелодической минорной — с использованием VI повышенной. При включении данных ступеней в общий звукоряд лада, обнаруживается тритон между “мелодическим звуком” и III ступенью[6][4].
Доминантовые и субдоминантовые тритоны[править | править код]
Построенные на IV и VII ступенях в натуральном мажоре и на IV и VII повышенной ступенях в гармоническом миноре тритоны называются доминантовыми, так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда. Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту, уменьшённая квинта — в тоническую терцию.
Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI пониженной ступенях в гармоническом мажоре и на II и VI ступенях в натуральном миноре, так как являются звуками септаккорда II ступени. При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.
Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.
Примеры тритонов:
c-fis, d-gis, e-ais, f-h, g-cis, a-dis, h-eis
Акустика[править | править код]
Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. |
Частоты звуков тритона по-разному соотносятся в разных строях. В пифагорейском строе увеличенная кварта обладает соотношением 729:512, а уменьшённая квинта (комматический тритон) — 1024:729. В равномерно темперированном строе соотношение всегда .
Исторический очерк[править | править код]
В истории западной Европы начиная со времён григорианской монодии многие теоретики музыки в своих классификациях интервалики («диастемологиях») оставляли тритон без внимания. В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно мелодический тритон[8] в прямом движении (например, f-g-a-h) был запрещён.
В российском музыкознании закрепилась точка зрения, что именно средневековью обязано известное метафорическое обозначение тритона как «диавола в музыке» (лат. diabolus in musica). Например, Б. Л. Яворский ещё в начале XX века писал:
Среди двенадцати звуковых отношений есть одно — основное, в зависимости от которого находятся все остальные отношения — это отношение звуков на расстоянии шести полутонов (уменьшенная квинта, увеличенная кварта, тритон, средневековое diabolus in musica).
— Строение музыкальной речи. М. , 1908, с. 5-6
.
«Дьявольскому» тритону посвятил пассаж и классик советского музыкознания Б. В. Асафьев в своей монографии «Музыкальная форма как процесс» (1940-е годы):
…консервативно-обывательский слух мещан средневековья мог бояться этого «музыкального дьявола» не менее, чем в наше время музыки «Sacre» Стравинского или его «Свадебки», интеллектуализма Шёнберга, «скифства» С. Прокофьева и т. д.
— Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Л.: Музыка, 1971, с. 242
В действительности, метафора diabolus in musica регистрируется впервые только в XVIII веке (например, в 1725 у И. Й. Фукса и в 1739 у И. Маттезона), раньше всего — в трудах А. Веркмейстера, причём она применяется у Веркмейстера не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме) b-h[9].
Примеры звучания[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ В немецком языке тритон (tritonus) также называют полуоктавой (halboktave).
- ↑ Альтерированная гамма – гамма мажора или минора, в которую включены ступени, возникшие вследствие внутриладовой альтерации (II пониженная, II повышенная, IV повышенная, VI пониженная в мажоре, VII повышенная, II пониженная, IV пониженная, IV повышенная в миноре).
- ↑ Теремова Т. И. Тема 7. Интервалы в тональностях мажора и минора // Элементарная теория музыки : рабочая тетрадь : часть 1. — Луганск, 2017. — С. 66. — 78 с.
- ↑ “Каждый интервал определяется количественной и качественной величиной. <…> Качественная (тоновая) величина выражается количеством целых тонов и полутонов, составляющих интервал (это единица измерения интервала)”. (Источник: В. И. Астахова. Музыкальная грамота : Популярный справочник для тех, кто учится играть на гитаре, фортепиано, баяне и других музыкальных инструментах. — Минск : Современная школа, 2011. — С. 31. — 48 с. — 3050 экз. — ISBN 978-985-539-187-7.)
- ↑ 1 2 Коллектив авторов. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ / Общая редакция Т. С. Бершадской. — Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2003. — С. 57, 126—127. — ISBN 5-7379-0177-7.
- ↑ 1 2 Вахромеев В. А. Тритон. Музыкальная энциклопедия.
- ↑ Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. — 461 с. Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Золина Е. М. Сольфеджио для 7—8 классов ДМШ. — Москва: Издательство “Музыка”, 2009. — С. 189, 222. — 2000 экз.
- ↑ Способин И. В. Элементарная теория музыки. — Москва: Кифара, 1996. — С. 111. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN ББК 85.90.
- ↑ Последовательное сочетание двух звуков называют мелодическим (горизонтальным) интервалом.
- ↑ Es scheinet auch, daß die Italiäner <…> heutiges Tages noch mehr Zeichen wolten einführen, welche doch nirgend zu nüße seynd, insonderheit da sie das quadratum <изображён знак, похожий на современный бекар> hinsetzen, wo es seinen Locum nicht hat <…> Und weil dieser Clavis dem lateinischen h nicht gar zu ungleich aussiehet, so haben die Organisten denselben gar den Namen H zum Unterscheide des b rotundi gegeben <…> da doch hierinnen ein großer Unterscheid ist, denn Mi contra fa est diabolus in Musica: –dur und B-moll ist ein großer Unterscheid. (Musicalische Paradoxal-Discourse, 1707, S. 75—76).
В другом трактате Веркмейстера то же выражение diabolus in musica относится к другому (тоже хроматическому) полутону f-fis (под словом ‘Griff’ Веркмейстер понимает вертикальный интервал или аккорд всякого рода): Bey allen Griffen nun müssen, wie schon gesagt, die tertiae majores und minores wohl unterschieden werden. Dann wann der Sänger oder Violist zum d das fis (so der Componist gesetzet hat) anschlägt, und der Organist wolte f nehmen, so würde eine garstige Constellation («Zusammenstimmung» wolte ich sagen) entstehen; und diss ist eigentlich das mi contra fa, wovon die Alten gesaget est diabolus in musica. Es haben auch etliche hiermit die Tritonos verstanden und die relationes non harmonicas, wie solches bey den alten Autoribus kann nachgeschlagen werden (Harmonologia musica, 1702, S. 6).
- 24 июня, 2020
- Теория музыки
Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.
Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).
Пример:
Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.
Построение интервалов:
Построение интервалов можно выполнять по-разному.
Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.
Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.
При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.