«Мой ребенок идет в первый класс, и ему требуется индивидуальное сопровождение. Можем ли мы рассчитывать на тьютора? Вроде бы он положен по закону, но школы не спешат предоставить такую услугу ребенку с ОВЗ. Подскажите, что требуется от меня как от родителя?» — такой вопрос задала наша читательница.
Отвечают Ольга Погонина, член совета РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра РОО «Контакт», и Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма», обе — мамы особых детей.
Ольга Погонина: индивидуальное сопровождение – не только тьютор
Индивидуальное сопровождение может потребоваться ребенку, если его диагноз ограничивает его возможности к самостоятельному обучению. Как правило, в таком случае психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дает ребенку статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья». (Важно понимать, что это не равно инвалидности, статус ОВЗ может получить ребенок, не имеющий официально оформленной инвалидности и наоборот.)
Индивидуальное сопровождение бывает нескольких видов.
Ребенку может требоваться помощник/ассистент.
Например, у него ДЦП, ему трудно передвигаться и есть проблемы с мелкой моторикой, но нет особенных проблем с усвоением программы обучения. В таком случае ученику требуется технический работник, который поможет ему переходить из класса в класс, сходить в туалет, вымыть руки, достать из портфеля все необходимое для урока.
Человек, который выполняет эту работу, входит в штат школы и должен иметь среднее специальное образование, но необязательно педагогическое. В дополнение к своему образованию он может пройти специальные короткие курсы по подготовке школьных помощников детям с ОВЗ, либо пройти подготовку прямо на рабочем месте.
Теоретически на эту должность может быть оформлен родитель ребенка.
Есть ситуации, в которых ребенку необходим именно тьютор.
При аутизме, например, ребенку трудно сосредоточиться на уроке, тьютор помогает ему не отвлекаться, следит за тем, чтобы он выполнял задания. Кроме того, он участвует в обсуждении программы обучения, ее специальной адаптации к нуждам и возможностям своего подопечного, обсуждает с психологом, дефектологом, логопедом особенности его поведения и развития и то, какая помощь ему необходима. Таким образом, тьютор не только формально входит в педагогический коллектив, но является его активным членом.
На должность тьютора могут принять только высококвалифицированного специалиста с педагогическим или психологическим образованием и, как правило, с некоторым стажем педагогической работы.
Могут потребоваться и тьютор, и помощник. Так бывает, если у ребенка сложное сочетанное расстройство (например, ДЦП с элементами умственной отсталости, расстройство нейроразвития с двигательными нарушениями).
Как все организовать
Чтобы такие условия для ребенка были созданы в выбранной родителями школе, можно пойти двумя путями.
Первый путь (наиболее надежный и прямой) — зафиксировать необходимость тьюторского сопровождения в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Ольга Погонина:
– Здесь важно отметить особенность, характерную для Москвы. Несмотря на название, в московскую ПМПК не входят врачи. Это означает, что члены комиссии в части оценки особенностей здоровья ребенка будут в основном полагаться на документы, оформленные лечащим врачом ребенка.
Для вас это лучше, потому что лечащий врач, как правило, наблюдает ребенка в течение нескольких лет и хорошо представляет себе его возможности и ограничения.
Любая поликлиника в Москве знает, что для ПМПК требуется справка формы 297, то есть заключение врачебной комиссии. Также детям с ментальными нарушениями можно получить справку в НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой (бывшая «шестерка») и в НПЦ ДП (бывшая 18-я больница). Здесь, кстати, можно пройти комиссию и детям с ДЦП и другими неврологическими заболеваниями. В справке врач фиксирует диагноз(ы) ребенка, и очень хорошо, если он укажет, что в силу определенных ограничений для него необходимо создать специальные условия, а именно, обеспечить поддержку тьютора или/и помощника.
В форме заключения комиссии есть раздел «специальные условия обучения». Именно в этот раздел вписываются сопровождающие тьютор и помощник, и если врач укажет, что ребенок проявляет, например, эмоционально-волевые нарушения, трудно сосредотачивается и недолго удерживает внимание и поэтому нуждается в сопровождении, то это поможет делу.
В регионах в ПМПК по-прежнему присутствуют врачи, и они оценивают возможности ребенка, но все равно требуется заключение лечащего врача, и если он указывает на необходимость сопровождения, это значительно повышает шансы его получить.
Принесите на ПМПК характеристики ребенка из детского сада или школы, его тетрадки, рисунки, любые работы, которые давали бы членам комиссии представления о том, какие у него способности и, наоборот, слабости, что требует особого внимания педагогов. И снова, если специалисты, работавшие с вашим ребенком в детском саду, укажут на необходимость сопровождения его в процессе обучения, это тоже может в значительной мере повлиять на решение ПМПК.
Здесь есть определенные подводные камни. Например, некоторое время назад в нашу организацию поступали жалобы от московских родителей на то, что ПМПК прописывала тьютора только детям с аутизмом или ДЦП. Детям, обучающимся по другим программам в тьюторе отказывали.
Однако согласно ФГОСу НОО для детей с ОВЗ («Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»), тьютор — это специалист «широкого профиля», нигде не сказано, что он полагается только при конкретных диагнозах.
Если у ребенка ОВЗ, и он обучается по адаптированной программе — он может претендовать на сопровождение тьютора.
Путаница возникла из-за фразы в одном из уточняющих документов Министерства образования — приказе № 1015, где сказано: «Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор)».
Когда мы задали вопрос о том, что имели в виду в Министерстве образования, то получили ответ, что таким образом они хотели подчеркнуть необходимость обязательного тьюторского сопровождения школьников, обучающихся по программам для детей с расстройствами аутистического спектра и опорно-двигательными нарушениями.
Это не исключает возможности предоставления тьютора детям с другими нозологиями! То есть автоматически отказать только потому, что диагноз не ДЦП и не аутизм, комиссия не имеет права.
Какие документы важно знать и полезно взять на ПМПК
Ольга Погонина:
– В регионах нередко приходится сталкиваться с отказами, и здесь важно, чтобы родители хорошо знали законодательную базу. Изучите вот эти документы:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Распечатайте их, выделите главное и возьмите их с собой на ПМПК, чтобы вы могли бороться за своего ребенка, апеллируя к федеральному законодательству.
Помните, что все дети имеют право на образование, а оно может быть реализовано, только если ребенку создадут для этого условия, соответствующие его возможностям. В противном случае права ребенка нарушены.
Если ПМПК не прописало
Но даже если ПМПК не прописала тьютора в своем заключении, у вас есть еще один путь. Ольга Погонина:
– Дело в том, что школа обязана предоставить ребенку не менее того, что прописано ПМПК, но имеет полное право предоставить сверх этого.
В школе теперь есть свой орган, психолого-педагогический консилиум, который обладает большими полномочиями.
Такой консилиум может самостоятельно принять решение о том, что вашему ребенку необходим тьютор, и на основании этого решения директор может ввести новую единицу в штатное расписание.
Подайте заявление заранее
Имейте в виду, что обычным школам, которые являются бюджетными учреждениями, требуется время на внесение изменений в штатное расписание, поэтому вы должны заранее подать заявление с просьбой создать для вашего ребенка особые условия обучения, подчеркивает Ольга Погонина.
Заявление зарегистрируйте у секретаря и оставьте себе копию. Ответ на него вам обязаны предоставить в течение 30 дней.
Несколько отличается ситуация с казенными образовательными учреждениями. Как правило, это коррекционные школы и школы-интернаты.
Если вы делаете выбор в пользу такого учреждения, то лучше всего проинформировать школьную администрацию о том, что у Вашего ребенка есть потребность в тьюторе, по крайней мере, за несколько месяцев, а еще лучше — за год до планируемого поступления ребенка в него. Дело в том, что такие учреждения не обладают собственным относительно гибким бюджетом, и для введения новой штатной единицы им требуется длинная цепочка согласований с вышестоящими инстанциями, на что уходит иногда до года. Кроме того, в этом случае вам необходимо заключение ПМПК, так как эти учреждения не могут принять решение о введении в штат тьютора своим консилиумом.
Имейте в виду, что решение ПМПК может быть принято учебным учреждением к исполнению в течение года. Если же год уже истек, вам потребуется новое заключение, так что составьте свой план действий заранее с учетом всех обстоятельств
Тьютор может быть и групповым
Есть еще один подводный камень. Родители часто не отдают себе отчет в том, что тьютор не означает автоматически индивидуальное сопровождение. В соответствии с Приказом Минобра № 1015 тьютор может быть назначен на группу детей от 1 до 6 человек.
Ольга Погонина:
– Скажем, в инклюзивном классе, два ребенка с ОВЗ, и к ним может быть приставлен один тьютор. А если речь идет о маленьком коррекционном классе, где есть дети с проблемным поведением, то там тьютор может выполнять роль помощника основного учителя, помогая ему справляться с нежелательными поведенческими проявлениями на уроке.
Иногда школы действуют следующим образом: есть 6 учеников с ОВЗ, они вводят в штат одного тьютора. Вроде бы формально они ничего не нарушили, но если один ребенок в 1-м классе, второй — в 4-м, третий — в 6-м, и так далее, то в реальности тьютор будет сопровождать каждого ребенка в течение дня только на одном уроке.
В таком случае вы можете заявить о нарушении права ребенка на обучение, потребовать созвать психолого-педагогический консилиум и попросить обеспечить вашему ребенку индивидуального тьютора.
А можно ли нанять своего тьютора? Рассказывает Ольга Погонина
– Выше я описала два способа получения тьютора, которому будет платить школа, то есть бесплатного для родителей.
Возможна ситуация, когда родители ребенка хотят привести в школу того тьютора, которого они нашли сами, и оплатить его услуги самостоятельно, либо при помощи общественной организации, помогающей детям с ОВЗ.
В таком случае нужно будет заключить трехсторонний договор между школой, тьютором и родителями/общественной организацией.
В чем слабость такого варианта? Тьютор будет в определенном смысле для школы человеком со стороны, его могут не воспринимать как коллегу, как члена коллектива, и это затруднит его полноценное участие в образовательном процессе. Кроме того, возникает вопрос разделения ответственности: кто отвечает перед родителями за жизнь и здоровье ребенка, когда он находится в стенах школы, тьютор или школа?
Но если речь идет об инклюзивном проекте, осуществляемом школой совместно с общественной организацией (а такие проекты есть в Москве, Московской области и в некоторых других регионах)), это очень хороший, возможно, наилучший, вариант для вашего ребенка.
Мама-тьютор – не лучшее решение
Есть еще один важный момент. Иногда школа предлагает родителю самому стать тьютором своего ребенка. Вам дают возможность сопровождать его, помогать ему на уроках и переменах, в обмен на эту возможность вы фактически работаете бесплатно.
Ольга Погонина:
– Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, непросто совмещать родительскую и педагогическую функции одновременно. Они разные, и для лучшего развития ребенка эти роли лучше разделить.
Во-вторых, при аутизме, например, усваивая определенный навык с мамой, ребенок не сможет генерализовать его, то есть начать применять в отсутствии мамы и в другой обстановке, если он не будет проводить достаточное количество времени без нее с другими людьми.
В-третьих, присутствие родителя на уроке сбивает с толку основного учителя, ведущего урок, который не может сориентироваться, кто находится вместе с ним в классе — коллега-педагог или родитель ученика? То же самое относится и к другим специалистам школьного коллектива — психологу, дефектологу.
В-четвертых, родительское тьюторство очень быстро приводит к «выгоранию» мамы или папы и как родителя и как педагога. Очень тяжело постоянно заниматься ребенком в режиме 24/7, родитель имеет право на собственную профессиональную и личностную самореализацию.
Ну и в-пятых, как уже говорилось, тьютор – это не просто нянька, это высококвалифицированный педагог, обладающий уникальными педагогическими компетенциями. Родители далеко не всегда соответствуют формальным квалификационным требованиям. И как правило, родителю предлагают работать тьютором бесплатно, что, безусловно, является и нарушением прав работника, фактически, если хотите, эксплуатацией труда человека, который находится в безвыходном положении.
Поэтому я бы не рекомендовала родителям соглашаться на тьюторство. Постарайтесь добиться сопровождения вашего ребенка специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, который станет при этом членом школьного педагогического коллектива и будет работать в команде с другими специалистами, обеспечивая ребенку необходимую комфортную среду для обучения.
Екатерина Мень: ПМПК путаются в функционале тьютора
– Хочу отметить, что в квесте по получению тьютора определенную роль играет то, что далеко не все понимают функционал этого работника. Более того, вообще часто забывают, что он работник – педагогический, а не социальный, например, и не медицинский.
Несколько лет назад был принят Профессиональный стандарт тьютора, в котором эта профессия достаточно подробно описана с точки зрения ее содержания и по навыкам, и по знаниям, и по компетенциям. Очевидно, что тьютор — это высококвалифицированный кадр.
Однако профстандарт — это всегда некая рамка профессии, это обобщенный портрет профессии, который должен уточняться для конкретной должностной позиции и конкретной среды сопровождения и наставничества.
В случае с тьюторством в инклюзивном образовании сегодня существует много возможностей для интерпретации. Да, возможно и вполне законно групповое тьюторство, если тьютор выступает наставником, методистом и разработчиком адаптированных образовательных стратегий для детей.
Если же речь идет о том, что тьютор выступает главным действующим лицом психолого-педагогической поддержки включения ребенка в общее образование, буквально ведет своего ученика из более изолированных условий обучения в более общие, то тут всегда требуется индивидуальный порядок. И дело здесь в том, что у каждого такого ученика темп и объем включения будет строго индивидуальный.
В той модели инклюзии, которую разработал, адаптировал под российские условия образования и внедрил Центр проблем аутизма, и которая сегодня наиболее востребована сообществом родителей детей с аутизмом (так называемая «модель ресурсного класса»), индивидуальное сопровождение приоритетно. При этом «групповое» тьюторство в этой же модели прекрасно используется, например, в формировании и проведении коммуникативных групп — специальной методике обучения учеников коммуникативным навыкам. Для детей с аутизмом – это как бы отдельный предмет, которого в обычной школьной программе нет, а необходимость в этом обучении очень острая.
Кроме того, обязательной составной частью квалификации тьютора в нашей модели является владение поведенческим подходом. Это общая методологическая база, на которой строится сопровождение, так как именно поведенческий подход обеспечивает максимальную индивидуализацию маршрута включения ученика.
Безусловным слабым звеном сегодня является сама правовая конструкция, на которой держится назначение тьютора.
С одной стороны, именно заключение ПМПК является наиболее убедительным основанием для школы, с другой стороны, ПМПК часто не может разобраться за непродолжительное время контакта с ребенком, какого типа тьюторство необходимо именно этому ученику в образовательной организации.
Нормативная база устроена таким образом, что лакун для интерпретаций, увы, не в пользу ученика очень много.
В идеале именно школа должна определять и необходимость тьютора, и содержание тьюторской поддержки – ведь ученик учится именно в там, а не в кабинете ПМПК.
Но здесь есть несколько проблем.
Во-первых, школы никак не стимулируются и не поддерживаются в части развития тьюторства, открытия дополнительных ставок для этих специалистов.
Во-вторых, школы сегодня так зарегламентированы, что боятся проявлять инициативу в этом направлении.
В-третьих, источников таких кадров с реальной квалификацией сегодня очень мало.
Часто при определении необходимости персонального сопровождения ПМПК путаются в функционале тьютора. Иногда вообще тьюторы понимаются как няньки или социальные ассистенты, не обучающие ребенка, а просто облегчающие его физическое присутствие в школе (отвести в туалет, переместить инвалидную коляску, проводить из кабинета в кабинет). Это, конечно, очень сильное искажение педагогической роли тьютора.
В нашей модели у тьютора очень четкий функционал, он обширный, но при этом очень конкретно определенный. В нашей программе повышения квалификации «Включи меня!» есть отдельная Школа тьютора, где очень четко и последовательно дается представление о функционале, роли, целевых показателях подлинного тьюторства. Без понимания этих вещей как родителями учеников с особыми образовательными потребностями, так и чиновниками из ПМПК, назначение тьютора по-прежнему будет очень субъективным, стихийным и избирательным.
Иллюстрации: Оксана Романова
Диабет второго типа: необходимо развеять популярное заблуждение
Добрый день. Наверняка многие уже проходили через поиск тьютора для сопровождения на уроках в школе. Подскажите, пожалуйста, какой алгоритм действий? Куда идти в поисках тьютора?
Ребенок речевик, аутичные черты, СДВГ (с сильно выраженным дефицитом внимания :eerm: ). Учится в речевой школе. Хотим попробовать массовую школу с тьютором, который бы во время уроков возвращал внимание ребенка к занятию (а то может в окно просмотреть весь урок). Оплачивать тьютора готовы
silver-star:
Хотим попробовать массовую школу
А зачем ?
silver-star:
Учится в речевой школе.
Что там не устраивает? Зачем устраивать ребенку лишний стресс в массовой школе? Это не наезд, ни в коем случае….понять пытаюсь….
urtica:
Зачем устраивать ребенку лишний стресс в массовой школе?
зачем стресс остальным детям?
silver-star:
Оплачивать тьютора готовы
silver-star:
а то может в окно просмотреть весь урок
А громко говорить во время урока , встать и пойти по классу может?
Мама:
зачем стресс остальным детям?
Вы не знаете ребенка, а уже против. Может быть там тихий мальчишка (девчонка), который другим не мешает, но и сам не учится (отвлекается).
У меня сын дцп-шник, помощь нужна не на уроках, а по коридорам, в столовой итд. Нанимала няню, искала по знакомым, в итоге нашла по рекомендации девочки с юмамы. Я приводила сына, заходила на первый урок, няня приезжала к концу первого урока и была с ним до конца уроков, потом везла его домой.
На пмпк нам всегда был прописан тьютор, но в Екатеринбурге добиться бесплатного тьютора я не смогла, был один на класс в коррекционной школе, но на 7 человек класса это очень мало.
Сейчас живём в Москве, школа обычная, дворовая, с первого дня предоставили бесплатного тьютора, просто после подачи результатов пмпк
urtica:
Может быть там тихий мальчишка (девчонка), который другим не мешает, но и сам не учится (отвлекается).
это вы других не знаете, Миша тихо повернулся-отвлекся, учитель обратила на него внимание, и всё, внимание всего класса на Мише. Дети они такие дети, Миша завис смотря в окно, другим интересно, чего он там увидел.
В речевой школе скорее всего народа в классе меньше, в обычноой школе по 30-32 человека, разных детей.
Мама:
Дети они такие дети, М
То есть все остальные дети – они дети, а Миша изгой, потому что с диагнозом? Так выходит?
urtica:
Миша изгой, потому что с диагнозом
Нет, не изгой
И есть спец школа, не хуже, где более лояльное отношение к детям с диагнозом.
Мама,
Затем,что он такой же ребёнок как и все остальные, и его родители имеют право искать варианты его развития. А другие дети могут поучиться в частных школах, на семейном итд, для каждого ребёнка вариантов очень много. Можно подумать в массовых школах все беды от детей с диагнозами.
alenushka25:
другие дети могут поучиться в частных школах, на семейном итд, для каждого ребёнка вариантов очень много
У других детей, вариантов БЕСПЛАТНОГО обучения в классе, нет.
Мама:
Миша тихо повернулся-отвлекся, учитель обратила на него внимание, и всё, внимание всего класса на Мише.
А если Миша не особик, а обычный ребёнок? Что поменяется в сценарии? У нас в классе внимание забирают как раз не “тихоповернувшиеся”, а громкие и активные детки. Иногда это детки как раз вполне успешные, но вот характер у них “громкий”.
Мама,
Эта мама знает проблему ребёнка, пытается её решить, понимает что нужен тьютор, т.е изначально ребёнок не будет брошен на учителя.
А такие вот гнобящие высказывания как ваши, заставляют родителей не идти на пмпк. В результате тоже массовая школа получает необследованных детей без права на сопровождающего.
alenushka25:
Можно подумать в массовых школах все беды от детей с диагнозами.
Вот да.
Скажу, как мама ребёнка-речевика с пмпк.
Кто-то из врачей (кто нас не ведёт постоянно) , умудрялся сдвг писать ещё.
И до школы были опасения, что он не сможет дисциплину в классе держать. Маленький был- на курсх развития вставал и шёл по классу, не хотел делать то,что делает весь коллектив в тот момент. Эмоционально взрывы были (не агрессия).
В итоге : в массовой школе, и за 3 класса ни одного замечания ни в дневнике, ни устно мне. Он лучше многих “здоровых ” соблюдает нормы поведения , этикет.
Но может о своём задуматься и концентрация падает,да…
alenushka25:
такие вот гнобящие высказывания
это ваше восприятие прочитанных фраз.
Ничего гнобящего нет. Дети заложники родительских амбиций
alenushka25:
т.е изначально ребёнок не будет брошен на учителя.
а можно и
alenushka25:
поучиться в частных школах, на семейном итд, для каждого ребёнка вариантов очень много
Мама,
Семейное бесплатно. Поверьте вариантов очень много. Просто вам удобно их не видеть. Вы хотите,чтобы это было только проблемой особых семей. Но реальность другая, нас много к сожалению и к счастью мы так же любим своих детей и ищем для них лучшие варианты, и далеко не всегда это коррекционная школа.
Sahara:
Иногда это детки как раз вполне успешные, но вот характер у них “громкий”.
+++
Все внимание учителя уходит на обычных, невоспитанных (где-то недообследованных) детей
alenushka25:
все беды от детей с диагнозами.
Тоже не понимаю этого. да, там. обычно, полкласса скачущих и орущих детей, просто их не обследовали никогда. А если обследовать, то вот они – диагнозы.
Я за ребенка. Если в речевой школе (есть очень хорошие школы) ему комфортно, но нужна ли массовая? Но это, конечно, родителям решать, главное. чтоб ребенку не в ущерб.
Мама,
Если вы считаете наших детей заложниками наших амбиций, тогда скажу что ваши дети заложники вашей неспособности заработать на хорошую школу, где таких как мы просто не допустят.
Я искренне желаю вашим детям здоровья, потому что в противном случае вам не хватит силы духа справиться с этим. Пусть вашу семью это не коснется
silver-star,
Автор, а просто чтобы понять- если вы уж пока в речевой, почему хотите на обычную сменить ? Программа одна и та же по сути
alenushka25:
ваши дети заложники вашей неспособности заработать на хорошую школу,
Мы нищеброды, дети учатся в обычной школе.
А вы смогли, вы заработали ребенку на частную школу?
alenushka25:
Я искренне желаю вашим детям здоровья
я ваших детей трогала? Или вы просто не знаете куда желчь кинуть. Откуда вы знаете хоть что то, о моих, чтоб судить?
alenushka25:
Семейное бесплатно
вы читать пробовали?
Мама:
вариантов БЕСПЛАТНОГО обучения в классе, нет.
urtica:
Я за ребенка. Если в речевой школе (есть очень хорошие школы) ему комфортно, но нужна ли массовая?
+
Добрый день. Спасибо всем ответившим. Жаль, что пока на вопрос “где искать тьютора в Екатеринбурге” ответ не найден 🙁
По поводу заданных вопросов:
1. Почему хотим перевести?
У ребенка сменилось 3 учителя. С текущим учителем ребенку некомфортно. За год ушли из класса больше 25% учеников. К сожалению, те педагоги, к которым бы хотелось попасть, работают на другой параллели. Я не удовлетворена качеством обучения и отношением педагогов к детям (1. конечно, не всех; 2. это мое сугубо личное мнение, сложившееся за время обучения ребенка в школе)
2. Почему хотим попробовать массовую с тьютором?
По рекомендации психатра. По его словам ребенку нужен тьютор на год-два, пока дозревает до способости удерживать внимание на должном уровне нужное время
3. Зачем стресс остальным детям?
Стресс остальных детей увеличиться не должен, т.к. в муз.школе, на спортивной секции, в лагерях и на продленке во время занятий остальных детей вместе с моим ребенком стресс у остальных детей не увеличивался
Я заранее прошу прощения, но холиварить и отвечать на вопросы про удобство/заботу/чем виноваты и прочие темы про “остальных детей” я больше не буду, т.к. это для меня эмоционально тяжело, и я боюсь, что не смогу отвечать корректно и вежливо (если хочется похоливарить, пожалуйста, создайте отдельный топик соответствующей тематики)
Все дети разные, всем им здоровья и счастья (как и их родителям) :pozdr2:
Мама,
Вы зачем в этой теме?
Если вы не сталкивались с проблемой реабилитации и адаптации детей, то проходите мимо и прекратите хамить здесь
Мама:
дети учатся в обычной школе.
Мы за вас очень рады, дайте и другим возможность выбора
Мама:
А вы смогли, вы заработали ребенку на частную школу?
Я, да, смогла и оба моих ребёнка началку закончили в частных школах именно из за проблем по здоровью и реабилитации, но с 5 класса я занималась интеграцией детей в общество и перевела их в обычную школу
Иди за Багз #непремудрая:
оба моих ребёнка началку закончили в частных школах
Добрый день. Можете подсказать, в каких? Этот вариант тоже рассматриваем
Кто такой тьютор для ребёнка инвалида и где найти этого человека? Сам термин появился в нашей жизни не так давно, а тьюторство только развивается, проходя через сложные этапы проб и ошибок. Может ли мама ребёнка быть одновременно ему тьютором и что по этому поводу думают специалисты? Об этом и многом другом – в этом материале от Invaworld.
Содержание
- Индивидуальное сопровождение и тьюторство: чем они отличаются?
- Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты
- Тьютор не обязательно будет индивидуальным
- Сколько стоит нанять индивидуального тьютора
- Почему родитель не должен быть тьютором
Индивидуальное сопровождение и тьюторство: чем они отличаются?
Если у ребёнка есть трудности с самостоятельным обучением – то ему потребуется индивидуальное сопровождение. Обычно оно положено детям с так называемым ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Этот статус присуждается на ПМПК . ОВЗ не означает инвалидности и вместе с тем, ребёнку с инвалидностью тоже может быть присвоен такой статус.
Какие виды индивидуального сопровождения возможны:
- ассистент-помощник. Его задача – помочь в передвижении и проблемах с мелкой моторикой. Но с таким помощником ребёнок все же осваивает программу самостоятельно, а помощник нужен только для преодоления расстояния между классами, посещения санузла, раскладывании учебников;
- тьютор. Это человек, которые помогает ребёнку усваивать знания, сохранять внимание на уроке, выполнять учебные задания. Такой помощник нужен, к примеру, при аутизме. Он не просто помогает своему подопечному, но и адаптирует под него программу, а для этого требуются особые знания и полный контакт не только с педагогами, но и с психологами, логопедами. Такой специалист является частью педагогического коллектива школы и должен иметь специальную квалификацию и профильное образование.
Если ассистентом помощником вполне может быть один из родителей ребёнка или ближайший родственник, то тьютор – это профессионал, имеющий особые навыки.
Бывают ситуации, когда ребёнку с особенными возможностями требуется и помощник и тьютор – обычно в случаях, когда физический недуг сочетается с недостатками в умственном развитии.
Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты
Есть два способа получить тьютора для ребёнка инвалида. Самый очевидный – получить соответствующее заключение на ПМПК. Но не во всех регионах в такие комиссии входят медики, так что следует при подготовке к комиссии заручиться соответствующей рекомендацией от лечащего врача. К примеру, в Москве на ПМПК требуют справку по форме 297, в которой как раз зафиксированы медицинские рекомендации, в том числе — о необходимости присутствия ассистента или тьютора. Обратите внимание: эта рекомендация вписывается в графу «специальные условия обучения». И даже если в вашей ПМПК присутствует врач, лучше все таки подготовить эту справку от медика, который хорошо знает вашего ребёнка, а не видит его впервые.
Дополнительно обязательно подготовьте к ПМПК другие доказательства того, что ребёнок нуждается в особой помощи: характеристику из детского сада, какие-то работы, письменные или художественные.
Вы можете столкнуться с мнением, что тьюторство положено только при определённых диагнозах. Это не верно, потому что ни в каких стандартах это не прописано, а в ФГОСе тьютор описан как специалист, помогающий детям с ОВЗ и только, без указания каких-либо диагнозов.
Изучите вот такие важные для решения этого вопроса документы: Письмо Минобразования ТС-551/07 от 20.02.2019 года и Приказ Минобразования 1015 от 30.08.2013. Возьмите эти документы с собой на комиссию для аргументированного разговора.
Второй вариант, если не получилось на ПМПК – это обратиться непосредственно к консилиуму педагогов в вашей школе, так как он тоже имеет полномочия предоставить ребёнку тьютора, а директор учреждения может ввести дополнительную штатную единицу для этой цели. Это более сложный вариант, но есть масса примеров, когда это сработало.
Чтобы получить такую помощь, обратитесь с письменным заявлением к директору школы и лучше сделать это заранее, потому что по закону у школьной администрации месяц на рассмотрение. Учитывая сложности в введении дополнительной единицы в штат, специалисты рекомендуют начать заниматься этим вопросом за год до поступления ребёнка в школу.
Тьютор не обязательно будет индивидуальным
Министерство образования прописало в своём приказе, о котором мы уже упоминали, что тьютор может работать и с группой до 6 человек. Обычно такую должность вводят в специализированных классах инклюзивного или коррекционного обучения.
На практике школы вводят ставку тьютора и назначают ему работу с детьми с ОВЗ разного возраста, так что помощник может присутствовать только на некоторых, а не на всех уроках. По факут такой подход нарушает права ребёнка и вы вправе обратиться к педагогическому совету с просьбой о назначении индивидуального помощника.
Сколько стоит нанять индивидуального тьютора
Все перечисленные варианты касались получения бесплатных услуг. Но есть и возможность нанять тьютора самостоятельно. Будьте готовы к тому, что это не дёшево. Сократить расходы, в принципе, можно за счет благотворительных и общественных организаций, но получить от них помощь не так просто.
К тому же, нанятый извне тьютор наверняка столкнётся с проблемами в учительском коллективе. Когда планируете поступление ребёнка в школу, обратите внимание на учебные заведения, которые принимают участие в инклюзивных программах совместно с такими благотворительными организациями, все будет намного проще.
Если посмотреть рынок предложения тьюторских услуг – то стоимость варьируется от 350 до 500 рублей в час.
Почему родитель не должен быть тьютором
Вы наверняка столкнётесь с таким предложением от самой школы. Но практика показывает, что ребёнок может не воспринимать родителя как педагога, а это станет серьёзным препятствием к его успешному обучению. Да и отношение у учителей к такому тьютору будет не совсем правильным, они будут прежде всего видеть родителя и не воспринимать обоснованные претензии.
А кроме прочего, постоянное нахождение и контакт с ребёнком круглые сутки быстро истощают родителей и даже их самые искренние педагогические порывы сводятся к поражению. И между прочим, предлагая этот вариант вам, школа в большинстве случаев рассчитывает на то, что для своего ребёнка вы будете работать бесплатно.
А вы пользовались услугами тьютора? Поделитесь с нашими читателями своим мнением о пользе такого помощника в комментариях!
Тьютор, где тебя искать?
2 августа 2019
Как раздобыть тьютора для своего ребенка с особыми нуждами?
Кто платит за тьютора?
Мама-тьютор – это хорошо или не очень?
Отвечает Ольга Погонина, член совета РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра РОО «Контакт»
Индивидуальное сопровождение может потребоваться ребенку, если его диагноз ограничивает его возможности к самостоятельному обучению.
Как правило, в таком случае психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дает ребенку статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья».
Важно понимать, что это не равно инвалидности, статус ОВЗ может получить ребенок, не имеющий официально оформленной инвалидности и наоборот.
Индивидуальное сопровождение может быть нескольких видов:
Например, ребенку с ДЦП трудно передвигаться самостоятельно и есть проблемы с мелкой моторикой. Но нет проблем с усвоением материала. В этом случае нужен помощник, который будет помогать переходить из класса в класс, доставать и убирать учебники, сходить в туалет.
Человек, который выполняет эту работы не обязательно должен иметь педагогическое образование, может пройти краткосрочное обучение, возможно на месте и, теоретически, это может быть один из родителей.
Именно тьютор нужен ребенку в том случае, когда необходимо непосредственное участие в процессе обучения, корректировка программ, адаптация их к нуждам и возможностям конкретно этого ребёнка. Тьютор должен иметь специальное образование: педагогическое или психологическое, тут имеет значение стаж работы по специальности.
В некоторых случаях может понадобиться помощь и тьютора и помощника.
Как всё организовать, какие документы вам понадобятся и другие подробности можно прочитать здесь
На чтение 8 мин Просмотров 3.1к. Опубликовано 12.10.2020 Обновлено 24.06.2022
О сопровождающем преподавателе, его обязанностях заговорили еще в девяностые. Разберемся: тьютор — кто это на семейном, дистанционном обучении. Рассмотрим что делает личный тьютор онлайн,в школе и в детском саду. Вы узнаете, что включает в себя тьюторское сопровождение.
Содержание
- Тьютор — кто это
- Тьютор онлайн и репетитор — отличия
- Тьютор в школе — когда и зачем нужен
- Обязанности тьютора
- В обычной школе
- На дистанционном обучении
- Тьютор в детском саду
- Чем занимается личный тьютор
- Как найти тьютора для ребенка
- Как выбирать тьютора
- Как работать с тьютором дома?
- Работа с тьютором или без — сравнение
- Весь текст за 2 минуты
Тьютор — кто это
Тьютор (тьютер) — преподаватель, сопровождающий школьника или детсадовца, обучающий решать психологические, организационные проблемы. Это наставник, регулирующий конфликты между предметниками, школьником.
К тьюторам обращаются и для адаптации в коллективе. К примеру, при смене места учебы, при возвращении в массовую организацию после семейного обучения.
Тьютор онлайн и репетитор — отличия
Путать сопровождающего и репетитора нельзя. Репетитор дополняет школьные знания ребенка по определенному предмету. В обязанности педагога входит создание среды для улучшения успеваемости.
Тьютор — это воспитатель, психолог и учитель в одном. Он может заниматься с ребенком как онлайн, та и в классе, и дома. Особенно нужен такой специалист одаренному ребенку. Читайте подробнее о таких детях — их еще называют «индиго«.
Существуют отличия от других профессий:
Название | Задачи профессии | Задачи тьютора |
Дефектолог | Дефектолог анализирует психофизические особенности, влияющие на учебу. | Тьютор должен учитывать личные желания, объективные задатки ребенка, давать испытывать новый образовательный опыт. |
Коуч | Коуч работает с подростками, взрослыми в сферах, не связанных с учебой. | Тьютор помогает ребенку правильно сформулировать желания, выстроить алгоритм из целей и задачей. |
Психолог | Психолог оказывает психологическую поддержку детям, учит вести себя. | Сопровождающий вмешивается в идущий конфликт в роли арбитра. Но главная функция — помощь с выбором жизненного пути. |
Куратор | Куратор должен реагировать на житейские трудности, контролировать расписание. | Тьютор учит школьника самоорганизации. Он может составлять расписание так, чтобы учеба была продуктивной. |
Тьютор в школе — когда и зачем нужен
Поддержка нужна детям, потерявшим мотивацию к учебе. Или тем, кто ранее никогда не рассматривал образование как интересный, полезный процесс.
Тьюторы улучшают успеваемость учеников в разных сферах. Это доказано в 2018 году исследованием Канзасского университета о влиянии тьюторства на показатели понимания прочитанного у детей.
Еще персональное сопровождение тьютора требуется ученикам, которые испытали выгорание, не понимают, как правильно выстраивать образовательную траекторию. Обращаются к тьюторам в случае, если школьник учится по модели семейного обучения.
Обязанности тьютора
Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.
Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.
В обычной школе
В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:
- Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
- Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
- Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
- Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
- Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.
На дистанционном обучении
При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.
Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.
Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.
Тьютор в детском саду
Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.
Кидспейс, Кидбург — площадка, на которой находятся детские игровые комнаты. Площадка образует «детский город». В нем есть банк, больница, пожарная часть, ферма и даже автосервис.
Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.
Чем занимается личный тьютор
Главная задача тьютора — помощь в поиске жизненного пути. Он в индивидуальном порядке изучает интересы, способности и академическую успеваемость ребенка. Затем он учит работать с талантами, желаниями, правильно искать информацию, сохранять мотивацию к обучению. Еще сопровождающий:
- Помогает подросткам, не способным определиться с профилем обучения;
- Учит правильно выбирать экзамены ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе;
- Дает испробовать себя в разных сферах деятельности за счет экскурсий, развивающих тренингов;
- Отлично мотивирует к учебе даже того, у кого мотивация давно прошла;
- Рассказывает, как правильно планировать собственное образование, выстраивать долгосрочные цели.
Как найти тьютора для ребенка
Российское тьюторство только развивается. Но уже сейчас есть несколько альтернативных способов поиска преподавателя для ребенка. Чаще всего родители, заинтересованные в тьюторе, действуют так:
Способ поиска | |
Агентства | В крупных городах можно найти тьюторские центры. Обычно в них есть целый коллектив педагогов. Занятия могут проходить как в группе, так и в индивидуальном порядке. |
Форумы о тьюторстве | О том, где искать хороших тьюторов, часто пишут на родительских форумах по типу «U-mama», в пабликах инклюзивных организаций по типу «Адаин». Минус этого способа в том, что проверять квалификацию человека сложнее. |
Онлайн-школы | Онлайн-школы тоже предлагают тьюторские услуги. К примеру, можно получить консультацию или целый цикл занятий от тьютора в проекте «Tutoronline», в онлайн-школе «Фоксфорд». |
Школа | Некоторые родители считают, что хороших тьюторов можно найти только в очных школах. Нужно созвать психолого-педагогический консилиум, либо обратиться к специалисту напрямую. |
Как выбирать тьютора
Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом. На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений. Также нужно обращать внимание на:
- Квалификацию
Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;
- Отзывы
Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;
- Первое впечатление
Учащийся должен симпатизировать сопровождающему. Если с первой встречи минимальная связь между ними не сформировалась, лучше продолжать поиски.
Как работать с тьютором дома?
Работа с педагогом-тьютором в домашних условиях возможна, это доказало дистанционное обучение в последние месяцы. Однако для успешной работы надо заранее продумать и обсудить с тьютором:
Время и продолжительность работы | Тьюторы обычно берут деньги за час занятия. Время заранее оговаривается. Главное, чтобы во время тренинга ребенок был бодрым, не обеспокоенным другими делами. |
Площадка для занятий | Занятие должно происходить с тьютором наедине. Присутствие родителей может давить на ребенка, мешать доверительным отношениям. Идеальное место — детская. |
Обстановка в месте занятия | Ничто не должно отвлекать ребенка от работы с тьютором, особенно если он совсем маленький. Особенно важно, чтобы ничто не отвлекало его от диалога, так что не тревожьте ученика, пока он работает с тьютором. |
Практическая составляющая | Если вы наняли частного тьютора, а не специалиста из школы или агентства, с опытами могут быть проблемы. Либо они должны организовываться дистанционно, либо ответственность за них берут родители. |
Работа с тьютором или без — сравнение
Главный инструмент педагога-помощника — формирование индивидуальной программы. Массовая школа не учитывает интересы конкретного ребенка. Это сказывается на образовательном процессе:
Ситуация | С тьютором | Без тьютора |
Выбор экзаменов | Тьютор помогает выбирать экзамены с учетом особенностей учащегося. | Решение зависит от родителей и абстрактных представлений ученика о будущем. |
Выбор карьеры | На него воздействует тьютор, проводящий личностные тесты и опыты. | На это влияет индивидуальный запрос, который формируется на разных этапах у всех учеников. |
Планирование дня | Тьютор составляет расписание с учетом учебного плана ребенка. | Расписание составляется завучем или другим уполномоченным лицом для всех сразу. |
Решение конфликтов | Тьютор выступает в роли арбитра при проблемах между учащимся и учителем. | Этим занимается психолог, либо сам ученик, что сказывается на комфорте в коллективе. |
Весь текст за 2 минуты
- Тьютором называют специалиста, исследующего мотивацию, интересы, способности учащегося;
- Нельзя путать его с коучем, куратором, дефектологом, психологом, учителем;
- Педагог-помощник нужен детям, которые потеряли мотивацию к обучению, не могут найти свой жизненный путь;
- Детсадовцам тьютор помогает формировать представления о профессиях и о направлениях учебы;
- Получить услуги тьютора можно в онлайн-школе, реальной школе, детсаде, специальном центре;
- Наиболее продуктивной считается индивидуальная работа с педагогом-помощником;
- Важно, чтобы у ученика были доверительные отношения с тьютором, иначе результата не будет.