Определение понятия
Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение. К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.
Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.
Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.
Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:
- создание, уничтожение или изменение объекта (сжечь лучину, написать сообщение);
- отношение к нему (ненавидеть слабость, предпочитать сладости);
- чувственное восприятие (слышать шум, ощущать холод);
- не изменяющее воздействие (гладить собаку, благодарить учителя).
Выбор между винительным и родительным падежом
Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:
- при обозначении количества предмета;
- в отрицательных словосочетаниях;
- при использовании усилительной частицы «ни».
В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.
Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.
Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.
В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным. Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов. Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.
Как определить переходность
У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному. Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика. Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.
Есть еще один способ, как определить переходность и непереходность глагола. Нужно постараться образовать от него страдательное причастие. Если это получилось, то он переходный. С ним всегда можно составить словосочетание с прямым дополнением: принять решение, получить знания, оказать помощь.
Стоит помнить, что возвратные глаголы и формы страдательного залога, образованные с помощью суффиксов «-ся» или «-сь» (решаться, бояться, кажется), являются непереходными.
Учитывается также и смысл имени существительного. Оно обязательно должно означать предмет или объект действия. Иногда встречаются предложения, в которых оно стоит в винительном падеже без предлога и зависит от глагола, который при этом относится к непереходным: жить месяц, ехать день.
Непереходный тип
К непереходным глаголам относятся слова, которые обозначают действие, не переходящее на предмет. Они также не нуждаются в конкретном объекте. Обычно такие слова не сочетаются с дополнениями, стоящими в винительном падеже без предлога.
Они обозначают следующие действия:
- обозначение психического или физического состояния (присесть, грустить, болеть);
- профессиональные занятия (слесарничать, столярничать);
- существование и движение (править, ходить, являться);
- выявление качеств (краснеть, бледнеть, вырастать, уменьшаться).
Есть несколько различий между переходными и непереходными глаголами в русском языке. Первые описывают контакты с предметами без влияния на них, касаются органов чувств и восприятия, проявляют отношение к объекту и говорят о создании или уничтожении вещей.
Стилистические приёмы
Переходность может использоваться в качестве стилистического приёма. При этом писатели употребляют непереходные глаголы как переходные. Используется этот приём редко:
- в юмористической прозе;
- фольклоре;
- диалектизмах;
- жаргонизмах.
В юмористической прозе, например, авторы могут употребить такие выражения: пьянствовать алкоголь и хулиганить дисциплину. Это помогает им создавать комический эффект и сглаживать отрицательный смысл выражения.
Устаревшие слова также могут изменять свою форму. К примеру, в современном универсальном языке «торговать» — непереходный тип. Но ранее его понимали, как «прицениваться», поэтому он имел другую форму. В фольклоре, диалектизмах и жаргонизмах такое употребление осталось и сегодня. Иногда подобные выражения можно услышать в профессиональном или молодежном сленге.
Таким образом, чтобы определить переходность глагола, необходимо проанализировать главное слово и зависимое от него, обратить внимание на наличие или отсутствие предлогов.
- Переходные глаголы
- Непереходные глаголы
- Переходный или непереходный глагол? Как определить?
Одним из постоянных грамматических признаков глагола является переходность. Глаголы в русском языке бывают переходными и непереходными.
Посмотрим, что такое переходность глагола?
Переходность — это грамматическая категория глагола, которая демонстрирует отношения между субъектом и объектом.
Переходные глаголы
Переходные глаголы — это глаголы, действия которых переходят на другой объект. Данные глаголы управляют прямым дополнением, которое обычно выражено существительным в форме винительного падежа без предлога или местоимением.
Например:
- победить (кого?) соперника
- поднять (что?) платок
- различать (что?) цвета
- рассмотреть (кого?) воспитателя
Как видно из примеров, действия перечисленных глаголов переходят на другой предмет или объект, поэтому они и называются переходными.
Запомните, что обязательным признаком переходности глагола является наличие объекта, на которое направлено действие.
Теперь выясним, какими членами предложения могут быть выражены данные объекты:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога
- поцеловать (кого?) маму
- написать (что?) картину
2. местоимением
- поблагодарить (кого?) её
- увидеть (что?) кого-либо
3. существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.
- попробуйте (чего?) гречки, сиропа
- выпил (чего?) вина, воды
- купил (чего?) огурцов, мороженого
4. существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием:
- не подождешь (кого?) друга
- не убрал (чего?) посуды
- не увидел (кого?) её
- не вижу (чего?) никого
Также, запомните, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов.
Например:
- засеять — засеянный отцом огород
- разбросать — разбросанные дочкой вещи
- расколоть — расколотый сильным ударом зуб
Непереходные глаголы
Непереходные глаголы — глаголы, действия которых не направлены на какой-либо предмет. Данные глаголы не управляют прямым дополнением, в отличие от переходных глаголов.
Например:
- переживать (о ком?) о родителях
- поверить (во что?) в чудо
- думать (над чем?) над задачей
Запомните, что все возвратные глаголы являются переходными:
вернуться, показаться, тревожиться и др.
Посмотрим, с какими словами употребляются непереходные глаголы:
1. с существительными в форме родительного падежа
- отвыкнуть (от чего?) от машины
- достичь (чего?) высот
- идите (мимо чего?) мимо дома
2. с существительными в форме дательного падежа:
- сочувствовать (кому?) близкому
- служил (чему?) Родине
- соскучился (по чему?) по городу
3. с существительными в форме винительного падежа с предлогом:
- верила (во что?) в любовь
- попасть (во что?) в историю
- войти (во что?) в дом
Примечание: переходные глаголы также употребляются с существительными винительного падежа, НО без предлогов.
4. с существительными в форме творительного падежа:
- повеяло (чем?) холодом
- утомила (чем?) присутствием
- гордимся (чем?) успехом
5. с существительными в форме предложного падежа:
- плавать (в чём?) в купальнике
- стоять (на чём?) на площадке
- думать (о чём?) о море
Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.
Переходный или непереходный глагол? Как определить?
Является ли глагол переходным или нет, определяется по предложению.
Воспользуемся следующим алгоритмом:
- Найти дополнение к глаголу (если дополнения нет, то глагол — непереходный).
- Определить падеж дополнения.
- глагол является переходным:
- если дополнение выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
- если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием.
- если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.
- если дополнение выражено местоимением.
Во всех остальных случаях глагол — непереходный (смотреть выше).
Пример: «За годы жизни в мегаполисе я уже успел отвыкнуть от машины.»
Нам нужно выяснить, является ли глагол «отвыкнуть» переходным или непереходным. Находим в предложении дополнение — «от машины».
Теперь нужно определить падеж дополнения (от машины).
От чего? — от машины — родительный падеж.
Согласно правилу, если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, то глагол является непереходным.
Переходные и непереходные глаголы
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 4479.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 4479.
В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое переходность глаголов?
Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).
Например: посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).
В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.
Особенности переходных глаголов
Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.
Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Примеры переходных глаголов:
приглашать
(кого?) подруг,
испытывать
(что?) радость,
не читать
(чего?) книг,
не получить
(чего?) благодарности,
выпить
(чего?) воды.
С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:
- Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
- Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
- Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
- Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).
От переходных глаголов образуются страдательные причастия.
Особенности непереходных глаголов
Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.
Непереходные глаголы примеры:
лежать
на диване,
жить
с родителями,
радоваться
новому дню,
учительствовать
в школе,
разместиться
в машине.
С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:
- Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
- Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
- Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
- Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).
Как определить переходность глагола?
Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:
- Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
- Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
- Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Андрей Глазунов
3/7
-
Наталия Семушкина
7/7
-
Алекси Ниниси
4/7
-
Мавлина Караева
6/7
-
Николай Толкачев
6/7
-
Владимир Шабалин
7/7
-
Вероника Новикова
6/7
-
Татьяна Подымская
5/7
-
Денис Лисицин
7/7
-
Ольга Портнова
7/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 4479.
А какая ваша оценка?
В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже. Переходность глаголов в русском языке — тема, которая может встречаться в заданиях на ОГЭ и ЕГЭ.
Что такое переходные и непереходные глаголы: понятие и особенности
Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.
У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Все возвратные глаголы являются непереходными (умываться, заботиться, улыбаться).
Глаголы сами по себе выражают различные действия, которые совершаются кем-либо над чем-либо или кем-либо. Суть переходности заключается в способности глагола влиять на дополнительные члены предложения.
Что такое переходный глагол?
Переходность глагола – это грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. Это означает, что глагол способен управлять существительным, не имеющим предлога, и обозначать различные объекты действия, совершаемые главным героем или каким-либо существом.
Пример
Примеры переходных глаголов:
Встретить друга;
Хвалить сына;
Отрезать хлеба;
Не брал книгу.
Переходность глагола можно определить по его самым распространённым формам объекта, на который направлено действие:
Переходные глаголы могут преобразовываться в страдательные причастия прошедшего времени. Условием выступает то, что действие должно быть направлено на признак предмета.
Например
Разбросанная пахарем трава (разбросать);
Покинутый мной город (покинуть);
Расколотый надвое камень (расколоть).
Отличается и лексическое значение переходных глаголов. Это выражается в:
Запомним, что все возвратные глаголы являются переходными:
Вернуться | Показаться | Тревожиться |
Таким образом, переходный глагол позволяет напрямую связать совершаемое действие с тем, кто его выполняет. Такой глагол делает текст более связным и цельным.
Что такое непереходные глаголы
Непереходные глаголы – это глаголы, действия которых не направлены на какой-либо предмет. Соответственно, они не могут управлять дополнением и не обладают свойством переходности.
Например
Переживать о семье;
Поверить в лучшее;
Думать над поведением.
В отличие от переходного глагола, непереходный:
Непереходность глагола можно определить по объекту, с которым он связан:
Как определить переходный или непереходный глагол
Чтобы определить переходный или непереходный глагол в тексте или предложении, достаточно воспользоваться следующим алгоритмом:
- Найти дополнение к глаголу (если его нет, то глагол автоматически определяется как непереходный).
- Определить падеж дополнения.
Запомним, что значение переходного глагола определяется по:
Если же дополнение выражено дополнением в любом другом падеже и имеет предлог, то глагол определяется как непереходный.
Пример
Определим переходность глагола на примере:
Художник дописал картину позавчера.
Дописал (что?) картину. Существительное в винительном падеже, без предлога. Данный глагол является переходным и управляет дополнением.
Глаголы, которые могут сочетаться с существительным, местоимением или числительным в винительном падеже без предлога, называются переходными. Такие глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет или лицо.
Пример:
вижу горы, держу мяч.
Непереходные глаголы не могут управлять существительным в винительном падеже без предлога.
Пример:
помогать маме, сесть на стул.
Обрати внимание!
Глаголы с суффиксом (постфиксом) -СЯ (-СЬ) — непереходные.
Дополнение, которое стоит при глаголе в винительном падеже без предлога, называется прямым дополнением.
Такое дополнение может стоять при переходном глаголе и в родительном падеже без предлога:
1) при отрицании;
2) при указании на часть предмета.
Пример:
1) не распилил досок, не размешал каши;
2) выпил воды, поел супа.