Как найти учителя английского для ребенка

Не все дети справляются со школьной программой по английскому языку. Родители нанимают репетитора и думают, что все проблемы решены. Но бывает так, что педагог занимается уже не первый месяц, а результата нет. И деньги уже не вернуть. 

Я тоже оказывалась в такой ситуации. Мои сыновья уже второй год занимаются с репетитором, за это время по разным причинам я сменила четырех специалистов. В статье расскажу, как найти хорошего преподавателя и сэкономить на оплате.

Перед поиском репетитора

Чтобы найти подходящий вариант, нужно решить для себя несколько вопросов.

Определите цель занятий. Репетитор может подготовить ребенка к контрольной работе, ОГЭ или ЕГЭ, а также постоянно помогать со школьной программой и давать дополнительные знания.

Установите сроки. Если нужно подготовиться к экзамену или контрольной, следует сказать преподавателю, сколько времени у вас осталось. И лучше не строить завышенных ожиданий, а обратиться заранее. Для подготовки к ОГЭ нужно минимум  полгода, к контрольной за четверть — около месяца. Когда требуется просто повысить уровень знаний у ребенка, сроки можно определить вместе с репетитором.

Выберите формат встреч. Для младших школьников подойдут офлайн-уроки. Преподавателю проще увлечь ребенка, провести обучающие игры. Дети постарше продуктивно занимаются в онлайне. Занятия по «Скайпу» обычно стоят дешевле, чем личные встречи. Не нужно тратить время и силы на поездки и больше выбор специалистов. 

Определите форму занятий. Стоимость обучения в группе дешевле. Если ребенок сильно отстает по знаниям от других детей или часто отвлекается, работает медленнее, лучше остановиться на мини-группе из 2-3 человек или индивидуальных уроках. Чтобы подобрать группу с подходящим уровнем, можно поговорить с педагогом или сходить на пробное занятие.

Выберите место проведения. Преподаватели могут снимать помещение или работать у себя дома. Визит к ученику часто стоит дороже. Выбор зависит от того, есть ли у родителей возможность возить ребенка. Или сможет ли он ходить на занятия самостоятельно. Нужно учесть и особенности ученика. Некоторые дети дома расслабляются и занимаются хуже, чем на чужой территории.

Подсчитайте бюджет. Чем опытнее преподаватель, тем дороже будут уроки. Репетиторы из провинции берут дешевле, чем в крупных городах.

По данным сервиса «СберУслуги» за третий квартал 2021, средняя стоимость часа занятий по России — 700 ₽, подготовки к ЕГЭ — 900 ₽. Итоговая сумма будет зависеть от количества уроков в неделю. 


Пример: Когда сыновья пошли во второй класс, я стала искать педагога по английскому. Уровень преподавания в школе мне не нравился. Хотела подтянуть детей по программе. 

Специалиста искала как минимум на год. Куда-то возить мальчишек и проводить уроки по отдельности было неудобно. Выбрала групповые занятия у себя дома. Серьезных проблем у детей с учебой не было. Я подумала, что одного раза в неделю хватит. Уроки для этого возраста простые, справятся даже студенты. Решила платить не больше 600 ₽ за групповое занятие. 


Где найти репетитора

Спросить у знакомых. Контактами специалистов могут поделиться коллеги по работе или родители одноклассников. Этот вариант хорош тем, что он проверен временем. Как правило, педагог занимается не первый месяц и уже есть результаты. 

Поискать в интернете. Репетиторы размещают объявления на «Юле» и «Авито», а также на специализированных сайтах:

Profi.ru, Repetitor.ru. Хороших специалистов я находила на всех перечисленных ресурсах. Но площадки отличаются. На «Юле» и «Авито» цены ниже, можно найти педагога от 300 ₽ в час. Обычно это студенты или начинающие учителя, которые ищут подработку. 

На

Profi.ru, Repetitor.ru — в основном опытные репетиторы, с несколькими дипломами и большим стажем работы. Они могут рассказать, как их ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ, подготовить к поступлению в зарубежные вузы. Стоимость часа занятий — от 800 ₽ до 2 000 ₽. 

На что обратить внимание при выборе специалиста

В интернете предложений очень много. Выбирать педагога нужно не только по стоимости услуг. В профиле посмотрите специальность. Бывает, что человек хорошо знает язык, но не знаком с методикой преподавания. Уровень владения языком желателен не ниже С1. 

резюме репититора

Основное образование не педагогическое, но есть сертификат, который дает право преподавать английский язык: уровень знаний С1
Обращайте внимание, где работал репетитор, какой у него стаж. Будут плюсом языковые стажировки в Англии. Хорошие специалисты подробно расписывают, какие услуги они предлагают. 

обьявление репетитора

Несмотря на объемное описание, сложно понять, кому полезен такой репетитор и подойдет ли детям
На профессиональных сайтах у репетитора есть рейтинг и отзывы.

отзыв о репетиторе

В отзывах обращайте внимание на решение той задачи, что вас интересует
Если вы подбираете репетитора для групповых занятий, ищите эту услугу в описании. Информацию о количестве человек на уроке и примерном уровне знаний можно уточнить по телефону. 

Еще один вариант — самостоятельно собрать группу из двух-трех человек. Можно  позвать родственников или одноклассников, затем обратиться к педагогу. Как правило, он соглашается, даже если в профиле указаны индивидуальные уроки. Пара человек  — это небольшая группа, а платить каждому за занятие выходит дешевле.

Как оценить работу педагога

Вы выбрали репетитора, он позанимался какое-то время с ребенком, но у вас появились сомнения в его профессионализме. Это нормальное явление. Что можно сделать?

Посмотреть занятие. В уроке есть все три части: чтение, грамматика, аудирование. Ребенок говорит на английском не менее 50% занятия. Для младшеклассников обязательны игры, песни, творческие задания. Со школьниками постарше больше времени уделяют беседам, отстаиванию своей точки зрения, чтению. Есть домашнее задание. Репетитор понятно объясняет материал. После урока ребенок может повторить то, что проходил.

Узнать отношение ребенка. Ученику должно быть интересно и комфортно. Если он боится репетитора или с нежеланием идет на урок, специалист вам не подходит.

Оценить вовлеченность репетитора. Педагог готовится к занятию, интересуется успехами ребенка в классе. Он предлагает при затруднениях с уроками связаться с ним в «Скайпе» или по телефону.


Пример: Наш первый репетитор пару месяцев работал хорошо. Вовремя приходил на занятие, интересовался оценками в школе. Каких-то игр и творческих заданий было мало, но дети успевали много всего пройти за урок. 

Потом ситуация резко изменилась. Педагог переносил уроки, вместо объяснения материала постоянно проводил контрольные. Давал мне задания, что я должна выучить с детьми к очередной проверке. С репетитором пришлось расстаться.


Посмотреть оценки в журнале. После двух-трех месяцев регулярных занятий должны появиться результаты: успеваемость повышается минимум на балл, ребенок чувствует себя увереннее на уроках. Если изменений нет, смело меняем преподавателя. Даже если репетитор говорит, что причина в «запущенности» ребенка. 

Проверить, как ребенок справляется с материалом самостоятельно. Хороший репетитор должен привести ребенка к пониманию текущего материала, устранить пробелы в знаниях. Если педагог каждый раз заново проходит новую тему и уже год делает с ребенком домашнее задание, он вам не подходит. Обучение можно сравнить с тренировкой. Мышцы не растут, если все упражнения делает тренер. Рост знаний зависит от самостоятельной работы ученика.

Как сэкономить на услугах репетитора по английскому языку

Выбирайте специалиста в зависимости от цели. Если ребенок учится в начальной школе, подойдет репетитор с небольшим опытом работы, например студент последних курсов. В этом случае цена урока составит 300-600 ₽. Для старшеклассников и подготовки к ЕГЭ нужен репетитор со стажем и высоким уровнем английского языка С1-С2. Примерная стоимость таких занятий — от 700 до 2 000 ₽. 

Занимайтесь в мини-группах или онлайн. Учиться у опытного педагога можно в два раза дешевле. Скидки на уроки в группе доходят до 50%. Оптимальное количество человек — от двух до шести. Если детей на занятии больше, каждому достанется слишком мало внимания. 

При онлайн-обучении можно сэкономить дважды. Получить скидку за то, что занятие идет по «Скайпу» и выбрать опытного педагога из региона. В провинции цены ниже на 20-40%.

Попросите пробный урок. Многие преподаватели первый раз приходят бесплатно или делают скидку. На занятии репетитор может оценить уровень знаний ученика, предложить план работы. Вы посмотрите, как ребенок общается с педагогом, и поймете, подходите ли вы друг другу. 


Пример: Когда я искала репетитора по английскому языку, мне посоветовали студентку последнего курса педагогического университета. По телефону я ей рассказала, что у меня сыновья-двойняшки и заниматься с детьми нужно одновременно. 

На бесплатном занятии оказалось, что ей тяжело работать в группе. Отвечал все время один, более активный ребенок. Диагностика состояла из пары вопросов. Репетитор разговаривала тихо, не эмоционально, ей трудно было привлечь внимание. Поэтому от дальнейшей работы я отказалась.


Правильно организуйте обучение. Бывает, что и педагог хороший, и ребенок старается, но результатов не видно. Основные причины:

  • занятия проходят в разное время. Чтобы все участники качественно подготовились к уроку, нужно установить четкое расписание;

  • пропуски занятий. Без повторения язык быстро забывается. Приходится тратить деньги на дополнительные встречи; 

  • английский начинается сразу после других занятий. Ребенку нужно 30-60 минут отдохнуть;

  • ученика постоянно ругают из-за оценок. Даже подростки зависят от мнения взрослых. У детей пропадает желание заниматься, они учатся еще хуже. Создавайте ребенку ситуацию успеха;

  • эмоциональное выгорание. Ребенок может сильно уставать, особенно к концу четверти. Чтобы переключаться и отдыхать, у него обязательно должны быть какие-то интересные дела, увлечения. 

Общайтесь с носителями языка. Бывает так, что нет проблем с грамматикой и лексикой, а говорить на английском не получается. Носители языка дают ребенку хорошую разговорную практику, помогают понимать на слух английскую речь. Уроки часто стоят дешевле, чем у репетитора. 

Подобрать учителя можно на сервисе

italki.com. Для регистрации указывают свое имя, страну, уровень владения языком и желаемую стоимость занятия. 

На сайте есть «профессиональные преподаватели» с дипломами и носители без образования — «репетиторы». Если ребенок только начинает изучать язык, выбирайте носителя со знанием русского языка и дипломом преподавателя, например CELTA.

профили преподователей на сайте

На сайте itaki в профиле носителя указано, есть ли у него диплом преподавателя
Стоимость занятия — от 295 ₽ до 4 000 ₽ в час. Расценки зависят от образования и опыта носителя. Первый пробный урок идет со скидкой. До встречи учителю пишут цель занятия, уровень знаний ребенка. 

Чтобы выбрать носителя, который умеет работать именно с детьми, обратите внимание на его рассказ о себе, видеопрезентацию, опыт и отзывы. На пробном уроке хороший педагог быстро находит контакт с ребенком и поддерживает его попытки вести беседу.

Дети постарше могут общаться с носителями не только на специальных сервисах, но и в бесплатных соцсетях, например,

Speaky, howdoyou.do

Используйте интернет-ресурсы для изучения английского. Вы сможете реже приглашать репетитора, например, не два раза в неделю, а один. Даже если выбрать платную платформу, это будет дешевле, чем услуги педагога. Стоимость годового абонемента на разные сервисы — от 1000 ₽ до 4000 ₽. Рассмотрим, где можно заниматься по основным направлениям школьной программы.

Если нужно подтянуть грамматику и лексику, обратите внимание на сайт

uchi.ru. Здесь есть все необходимое, чтобы закрепить материал в игровой форме. Ребенок может соревноваться с одноклассниками, участвовать в олимпиадах и проходить квесты. Плюс сервиса — самостоятельная проверка упражнений.

задание на учи.ру

На «Учи.ру», если сделать задание неправильно, ответ выделяют красным цветом и карточку повторяют
На сайте можно зарегистрироваться двумя способами: как родитель или получить пароль от педагога. Если школа участвует в проекте, регистрирует ребенка учитель. Затем в личном кабинете появляются задания, которые нужно выполнить. Остальные упражнения — в основном платные, подписка на год стоит 975 ₽.

На сайте

Lingualeo тоже есть упражнения для запоминания слов и изучения грамматики. Если ребенок устал, можно посмотреть мультик на английском языке или спеть песню. Приложение совместимо с телефонами. Часть заданий на сервисе бесплатная, подписка на месяц стоит 499 ₽, на год — 1 990 ₽.FunEnglishGames.com — это платформа для учеников 5-11 класса. Регистрироваться или оформлять подписку не нужно. Дети могут написать статью для журнала, сочинить стихотворение, расставить знаки препинания в тексте. Есть видеоуроки по школьной программе и интересный материал для закрепления: головоломки, кроссворды. 

Иногда ребенку сложно понимать устную английскую речь. Он не может повторить, перевести то, что услышал или ответить на вопрос. В этом случае нужно заниматься на сервисах по аудированию.

Для младших школьников такими помощниками могут стать обучающие мультики. В них много повторов, внятная речь, поступательное усложнение. Дети с удовольствием смотрят их по несколько раз. Вариантов мультфильмов много, например,

Gogo loves, Muzzy in Gondoland.

скриншот из мультика

Можно сделать скриншоты с мультиков, объяснять ребенку сложные места, повторять слова и фразы
Детям постарше подойдут фильмы, обучающие программы и подкасты на английском языке, а также бесплатный ресурс LyricsTraining. Здесь собраны тысячи песен с упражнениями. Ребенок может выбрать любимую композицию, прослушать ее и выполнить задание: заполнить пропущенные слова в субтитрах.

задание по сложности

На Lyrics Training можно заниматься с любым уровнем знаний, сложность заданий зависит от выбранного режима
Количество времени на проработку песни ограничено. С каждой игрой улучшается восприятие речи на слух. Помимо аудирования, тренируется навык правописания.

Если ребенок неправильно произносит слова, подойдут те же ресурсы, что и для аудирования, а также дополнительные сервисы.

Приложение ELSA устанавливают через «Play Маркет». Есть бесплатная версия и платная за 3 890 ₽ в год. Интерфейс достаточно сложный, поэтому подходит для старшеклассников или совместной работы с родителями. Ученик выбирает фразы или слова, затем говорит их, а приложение оценивает произношение. Можно получить похвалу или просьбу повторить задание. Есть разные уровни сложности, а также уроки на тренировку отдельных звуков.

Сервис

Study-Languages-Online.com бесплатный и подходит для детей с любым уровнем английского. Есть игры на изучение алфавита, домашних животных, предметов обстановки. Старшеклассникам предлагают уроки по сложным лексическим и грамматическим темам. Для каждой фразы есть перевод и запись звучания. Выполняя задания, дети осваивают правильное произношение. 

Сэкономить время на подготовке к ОГЭ и ЕГЭ поможет бесплатный тренажер по говорению

speaking.svetlana english online.ru. Ученик произносит вслух и записывает ответы, ссылку с результатом можно отправить педагогу на проверку.

Сервисов много, но это не значит, что нужно заниматься на всех подряд. Выбирайте те, которые понравятся вашему ребенку и учитывайте рекомендации педагога.


Пример: Мои дети учатся в третьем классе обычной, неязыковой школы. Вот их расписание на неделю: один урок с репетитором, пару раз занятия по платной подписке на «Учи.ру», иногда играют на Study-Languages-Online, смотрят два-три обучающих мультика.


Ходите на бесплатные занятия в языковые клубы. Обычно они работают при посольствах, в библиотеках. На встречах читают книги на английском языке, обсуждают различные темы, играют, ставят спектакли. На таких уроках проще снять языковой барьер, совершенствовать разговорную речь и увеличить словарный запас. 

поиск в яндексе языкового клуба

В интернете можно узнать, есть ли в вашем населенном пункте языковой клуб
Перед походом посмотрите требования к участникам. Обычно указывают возраст и уровень владения языком. Если у ребенка А1, то общение на уровне В2 он просто не поймет. На сайте readytospeak.ru школьники могут бесплатно пройти тестирование и определить свой уровень владения английским языком. 

В последнее время в связи с пандемией клубы работают в онлайн-формате. Но это не делает занятия менее интересными и эффективными.

Сделайте налоговый вычет за обучение ребенка. Если репетитор оформлен как ИП, можно вернуть 13% от стоимости занятий за год. Для этого вам потребуются следующие документы: 

  • договор на оказание образовательных услуг;

  • квитанции об оплате;

  • справка с работы за соответствующий год по форме 2-НДФЛ;

  • свидетельство о рождении ребенка;

  • заявление на возврат налога.

Родители имеют право возместить подоходный налог за обучение ребенка в возрасте до 24 лет. Если вы официально не работаете, то деньги в бюджет не удерживаются и вернуть 13% за обучение ребенка не из чего. Вместо женщины в декрете оформить налоговый вычет может отец ребенка или другой родственник. В договоре на образовательные услуги и в квитанциях об оплате нужно указать имя того человека, который оформляет вычет.

Максимальный налоговый вычет за обучение ребенка — 50 000 ₽ за год, поэтому можно вернуть не более 6 500₽: 13% от 50 000₽.


Пример: К вам два раза в неделю приходит репетитор, стоимость одного занятия — 700 ₽. Если не пропускать уроки, за год вы заплатите 72 800 ₽. Но налоговый вычет составит не 9 464 (13% от 72 800 ₽), а 6 500 ₽. 


Если ошибиться с выбором репетитора по английскому языку, есть риск, что родители зря потратят деньги. Ребёнок же потеряет время, не выучит язык на нужном уровне и, возможно, потеряет интерес к английскому. 

Разобрались, как подготовиться к поиску, по каким критериям выбирать репетитора для школьника и как оценить педагога после пробного занятия.

Сформулировать запрос 

Прежде чем искать педагога, родители составляют запрос репетитору. По запросу педагоги будут ориентироваться, готовы ли они работать с ребёнком, помогут ли ему добиться цели. 

Чтобы составить запрос, нужно сформулировать:

  • На каком уровне ребёнок владеет языком. Например, никогда не учил английский и не знает языка совсем. Или хорошо читает и пишет, но не понимает разговорную речь. Или владеет языком на уровне A1 по европейской шкале, если ребёнок сдавал экзамены на уровень владения.
  • Какая цель ставится — зачем он будет учить язык. Цель должна быть измеримой. То есть родители, педагог и ребёнок должны понимать, в какой момент можно считать, что задача решена. Например, «Хотим сдать ЕГЭ на 85 баллов» — это измеримая цель. А «Хотим привить ребёнку любовь к языку» — пример нечёткой цели. 
  • За какой срок нужно добиться цели. Например, нужно подготовиться к ЕГЭ, а ребёнок сейчас перешёл в 10-й класс. Значит, на подготовку есть 1,5–2 года. Или он учится в 11-м классе и на подготовку осталось меньше четырёх месяцев.
✅ Чёткие, измеримые запросы ❌ Невнятные запросы

Ребёнок учится в третьем классе. По английскому в четверти тройка. Хотим вытянуть на 5 баллов.

Ребёнок перешёл в 10-й класс. Пробники по ЕГЭ пишет на 20–30 баллов. ЕГЭ нужно написать на 85+ баллов.

Хотим, чтобы выучил язык «для себя».

Чтобы умел читать и писать на английском.

Нужен английский.

Нужна помощь в выполнении домашних заданий.

Из нечёткого запроса непонятно, какого результата нужно добиться. Когда ребёнок не понимает, зачем он занимается, педагогу сложно построить курс. А родители не смогут оценить, насколько успешно проходят занятия.

Чем чётче сформулирован запрос, тем выше вероятность, что родители быстро найдут педагога, который поможет достичь нужного результата.

Определить время и место занятий и посчитать бюджет

До поиска репетитора нужно чётко определить:

  • В какие дни и сколько времени ребёнок сможет уделять занятиям. Также нужно выделить время на выполнение домашних заданий от репетитора. 
  • В каком формате удобнее заниматься — очно или дистанционно. Детям до 10 лет сложнее концентрироваться, и лучше, если педагог находится рядом. Так ему легче следить за вниманием и мотивацией ребёнка. Также маленьким детям важно видеть педагога. Им интересно вместе с ним трогать тетради, учебники, материалы. 

    После пандемии спрос на дистанционные занятия для младших школьников вырос, поэтому учителя освоили много новых инструментов для проведения онлайн-уроков. Поэтому, если нет возможности заниматься очно, дистанционные занятия тоже подойдут ученикам младших классов.

    Подростки охотнее занимаются дистанционно.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

Для онлайн-урока учитель может придумать больше интересных заданий.

Например, проводить интерактивные игры, тесты, вести урок на фоне улиц из города, о котором идёт речь.

Также онлайн-формат готовит ребёнка к реальному общению. С людьми из других стран мы чаще общаемся через интернет, а не лично.

  • Сколько родители готовы платить за занятие. Стоимость должна быть адекватной рынку. В 2022 году цены на услуги репетитора варьируются от 1000 до 3000 рублей в час. 

Оставить заявку на порталах

Самый простой способ найти репетитора — спросить знакомых, которые нанимали преподавателя. Когда таких знакомых нет, родители нередко обращаются к сайтам с объявлениями, например на Авито. Но это не лучший вариант.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

На Авито опытные репетиторы редко размещают портфолио. Профессионального репетитора лучше искать на профильных площадках вроде Профи.

Администраторы профильных площадок запрашивают документы у репетиторов. Поэтому риск попасть на недобросовестного педагога гораздо ниже.

Найти репетитора можно, например, на сайтах:

  • Профи, 
  • Репетитор.ру, 
  • Ассоциация репетиторов, 
  • Московский репетитор,
  • Ваш репетитор.

На портале можно выбрать репетиторов по анкете или оставить заявку с запросом. Преподаватели, готовые заниматься по такому запросу, отвечают на заявку. Родители смотрят анкету и выбирают педагогов.

Как выбрать репетитора по английскому для школьника

На profi.ru можно ответить на вопросы анкеты и указать цели обучения, возраст ученика, предпочтительное расписание, стоимость занятия. Последнее окно «Остались пожелания к заказу?» лучше не оставлять пустым, а написать больше информации о ребёнке

В заявке на портале нужно прописать измеримый запрос, в том числе указать уровень владения английским, рассказать о проблемах. Здесь же написать, какой был опыт работы с репетитором, перечислить интересы ребёнка. 

Изучить данные преподавателей

В ответ на заявку родитель получает отклики преподавателей. Он смотрит анкеты репетиторов и выбирает педагога по результатам его работы с учениками, по сертификатам, методике преподавания и отзывам.

Родной язык преподавателя. Чтобы готовиться к ЕГЭ и осваивать школьную программу, лучше нанимать русскоговорящего репетитора, который знает особенности российских школьных программ. Брать уроки у носителя языка лучше, когда нужно подтянуть разговорный английский и есть хотя бы базовые знания языка.

Результаты учеников. Истории о результатах можно посмотреть в анкете и отзывах. Выбирают истории, где говорится о целях, похожих на цели из запроса. Например, если ребёнку нужно сдать ЕГЭ или подготовиться к олимпиаде, надо смотреть, есть ли такие истории в отзывах об услугах репетитора. Оценивают, каких результатов достигли ученики.

Как выбрать репетитора по английскому для школьника

Отзыв может быть коротким или подробным, но важно, чтобы в нём рассказали о результатах. На profi.ru пользователи самостоятельно пишут отзывы или их записывают менеджеры сервиса со слов родителей, которые сотрудничали с педагогом

Сертификаты, подтверждающие уровень владения языком. Педагог должен подтвердить уровень сертификатами. Например, результатами Test of English as a Foreign Language (TOEFL), International English Language Testing System (IELTS), международных Кембриджских сертификационных экзаменов. Если в анкете написано «Владею английским на уровне C2», но нет соответствующего сертификата, доверять такому педагогу не стоит.

Сертификаты, подтверждающие знание методик преподавания английского

  • TKT (Teaching Knowledge Test). Сертификат получают преподаватели, которые изучили и сдали экзамен по основам преподавания.
  • CELTA (Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages). Сертификат, подтверждающий ещё более высокую квалификацию педагога. Преподаватели изучают методические и практические основы преподавания английского. Сертификат даёт право преподавать английский по всему миру.
  • DELTA (Diploma in Teaching English to Speakers of Other Languages). Курс проходят преподаватели, которые прошли курс CELTA, и проработали два года после получения сертификата. На DELTA специалисты получают более глубокие профессиональные навыки. Курс приравнивается к получению магистерской степени по преподаванию английского языка

Желательно, чтобы у педагога был хотя бы один сертификат, а лучше несколько. Репетитору для школьника достаточно иметь сертификат TKT.

Как выбрать репетитора по английскому для школьника Как выбрать репетитора по английскому для школьника

Так выглядят сертификаты Кембриджских сертификационных экзаменов. Слева — сертификат, подтверждающий уровень владения английским. Справа — сертификат об окончании TKT

Диплом о высшем образовании. Лучше, если у репетитора есть высшее педагогическое образование по специальности «Преподаватель английского языка». Такой специалист профессионально владеет разными методиками преподавания английского, умеет объяснять и находить подходы, если у ученика что-то не получается. 

Возможно, у репетитора нет профильного образования, но он отлично владеет методиками. Тогда нужно читать истории в отзывах, смотреть сертификаты об уровне владения языком.

Дипломы о переподготовке. В анкете нужно обращать внимание, как часто педагог проходит курсы повышения квалификации и переподготовку. Это важно, поскольку появляются новые инструменты, в том числе в онлайн-образовании, меняются требования к школьным экзаменам и ФГОС. Если последний диплом он получил больше пяти лет назад, значит, он не поддерживает собственный уровень владения языком и не обновляет знания по методам преподавания. К такому репетитору обращаться не стоит.

Методики преподавания. Важно, чтобы репетитор владел коммуникативной методикой и лексическим подходом. Если в анкете написано, что педагог «преподаёт по авторской методике» — это маркетинговый ход.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

Если репетитор работает по коммуникативной методике, значит, он учит коммуникации на английском. От коммуникации строится основа языка — лексика, грамматика.

Если в анкете написано, что репетитор работает по авторской методике, значит, он отрицает научный подход к преподаванию языка.

Хороший преподаватель знает, как работает классический подход, и умеет адаптировать его под педагогический стиль и потребности ученика. Но не преподносит это как авторскую методику.

Также лучше, чтобы преподаватель владел лексическим подходом. То есть сначала ребёнок учит слова, словосочетания. Когда он умеет использовать их в речи, тогда переходит к грамматике, чтению, аудированию.

Отзывы и рейтинг. В отличие от досок объявлений типа Авито на профильных порталах отзывы нельзя подделать или купить. На таких сайтах оценки выставляют только родители, которые сотрудничали с репетитором. Менеджеры порталов обзванивают клиентов репетитора и проверяют достоверность отзывов.

Если у репетитора есть отрицательные отзывы, нужно посмотреть, что именно критикует родитель. Возможно, один раз произошёл конфликт, и родитель на эмоциях написал отрицательный отзыв. Нужно смотреть, пишут ли другие пользователи о высокой квалификации педагога.

Как выбрать репетитора по английскому для школьника

У этого педагога большая часть отзывов хорошая, самый негативный касается его непунктуальности

Если у педагога нет отзывов, нужно пообщаться с ним и посмотреть другие критерии.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

Не стоит отказываться от репетитора, если он ещё не работал с детьми. 

Занятия у молодых преподавателей, как правило, стоят недорого. Но они вкладываются в работу, потому что им нужно заработать имя. 

Если у педагога есть соответствующее образование, он нравится родителям и ребёнку в общении, нужно пройти несколько занятий. Если будет виден результат — значит, родители нашли нужного педагога, и опыт преподавания здесь не имеет значения.

Но таких педагогов не стоит нанимать для подготовки к ЕГЭ. Молодые преподаватели отлично справляются с более лёгкими целями: подтянуть оценку в школе, подготовить к поступлению в первый класс. Для подготовки к экзаменам нужен педагог с подтверждённым опытом.

Поговорить с репетиторами 

Из анкет выбирают 3–5 репетиторов. С ними созваниваются и спрашивают подробнее об анкете и опыте. 

Попросить подробнее рассказать о двух-трёх историях успешной подготовки учеников: какую задачу решал репетитор, как помогал ребёнку достичь цели, сколько времени потребовалось, что получилось, а что нет. Так вы сможете оценить, насколько педагог заинтересован в своей работе.

Спросить, по каким учебникам проводит занятия. Российские учебники не подходят для изучения английского языка.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

В России преподавать английский на серьёзном уровне начали только с 2010-х. Российские учебники пока не дошли до уровня зарубежных, и в большинстве случаев это не очень качественная калька. 

Если нужно подтянуть ребёнка по школьной программе, репетитор совмещает задания из зарубежного и школьного российского учебника. Многие темы в них пересекаются, и грамотный преподаватель легко соединяет их в единый курс.

По мнению Анастасии Кико, пока лучшим российским изданием репетиторы считают учебник Team Up!, который входит в перечень, утверждённый Министерством образования РФ.

Учебник Team Up! для 2-го класса

Учебник Team Up! для 2-го класса. Источник: prosv.ru

Из иностранных учебников для занятий с младшими школьниками репетиторы выбирают:

  • Kid’s Box, 
  • Family and Friends.

Учебник Kid’s Box для 3-го класса

Учебник Kid’s Box для 3-го класса. Источник: labirint.ru
Учебник Family and Friends для 1-го класса
Учебник Family and Friends для 1-го класса. Источник: labirint.ru

Для учеников средней школы подойдут учебники:

  • Prepare, 
  • Gateway, 
  • Go Getter, 
  • English File.

Учебник Prepare для 5-го класса

Учебник Prepare для 5-го класса. Источник: labirint.ru
Учебник Gateway для изучения английского на уровне A1
Учебник Gateway для изучения английского на уровне A1. Источник: ozon.ru
Учебник Go Getter для 5-го класса
Учебник Go Getter для 5-го класса. Источник: wildberries.ru
Учебник English File для 5-го класса
Учебник English File для 5-го класса. Источник: market.yandex.ru

Для старшеклассников подойдут учебники:

  • Unlock, 
  • Perspectives,
  • Solutions.

Учебник Unlock для изучения английского на уровне C1

Учебник Unlock для изучения английского на уровне C1. Источник: labirint.ru
Учебник Solutions для изучения языка в 7–11-м классах
Учебник Solutions для изучения языка в 7–11-м классах. Источник: ozon.ru

Обратить внимание, какое впечатление производит репетитор как человек. Приятно ли с ним общаться, насколько он дружелюбен, насколько грамотно он строит свою речь, не вызывают ли раздражение вопросы об опыте и квалификации. Если человек отталкивает в общении, с ним будет трудно сотрудничать долгое время, несмотря на его квалификацию.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

Если родители приглашают репетитора на первую беседу домой, нужно посмотреть, с кем педагог здоровается.

Хороший сигнал, если преподаватель входит и здоровается не только с родителями, но и с ребёнком. Это говорит об уважительном отношении к ученику.

Не стоит просить у педагога гарантии. Успех обучения зависит от того, как ребёнок усваивает материал, какие у него есть способности. Педагог не может предсказать результат до занятий. Лучше поставить конкретную цель и спросить у педагога, как он планирует достичь такого результата.

Репетитор тоже должен знать подробности об ученике. Поэтому родитель должен быть готов ответить на его вопросы, например уточнить:

  • возраст ребёнка;
  • уровень владения языком и успеваемость. Не все могут определить уровень владения по европейской системе. Если ребёнок не проходил Кембриджский экзамен, лучше рассказать о том, что он умеет, насколько легко ему даются школьные занятия, какие оценки он получает за всероссийские проверочные работы и на пробных экзаменах;
  • цель обучения. Она, напомним, должна быть измеримой: какого результата нужно добиться и за какое время;
  • интересы ребёнка — какие фильмы и мультфильмы смотрит, какое у него хобби, чем занимается в свободное время. Репетитор должен это знать, чтобы сделать уроки интересными;
  • заинтересован ли ребёнок в том, чтобы дополнительно заниматься английским;
  • занимался ли ребёнок с репетиторами раньше.

Пройти пробное занятие

После разговора с несколькими педагогами выбирают одного-двух и проводят пробное занятие.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

Большинство репетиторов проводят платные пробные занятия.

Хороший педагог готовится к каждому уроку, в том числе к пробному занятию. Репетитор тратит время на подготовку и на проведение урока. Это труд, который оплачивается, как обычный урок.

По договорённости с педагогом и ребёнком родитель может присутствовать на пробном занятии. Но репетиторы не рекомендуют этого делать: в присутствии мамы или папы ребёнок может чрезмерно стараться либо что-то недоговаривать в ответ на вопросы учителя. И педагог получит необъективную картину. 

После занятия нужно узнать у ребёнка, насколько ему было комфортно на занятии. Для этого нужно спросить, например: 

  • понравилось ли занятие или нет и почему,
  • что делали на уроке,
  • что было интересно и неинтересно,
  • узнал ли ребёнок что-то новое.

Ребёнок охотно расскажет о занятии, если оно ему понравилось. 

Также нужно спросить у педагога, как прошло занятие, как он оценивает заинтересованность ребёнка и уровень владения языком. А также уточнить, можно ли достичь поставленной цели за указанный срок, 

Не стоит ждать результатов сразу после первого урока. На пробном занятии репетитор и ребёнок знакомятся, устанавливают контакт. 

Результаты появятся после нескольких уроков. Определить их можно, опираясь на поставленную цель. Например, если цель была — сдать ЕГЭ на высокий балл, нужно пройти пробный экзамен и посмотреть, стали ли результаты лучше. Если цель — подтянуть школьный английский, тогда результат проявится в оценках. Также можно попросить обратную связь у школьного педагога.

Если после нескольких занятий результата нет, нужно поговорить с педагогом, в чём может быть причина. Например, у ребёнка нет мотивации к изучению английского. Тогда стоит подумать о том, чтобы заняться другими предметами, либо попробовать сменить репетитора. Возможно, этот педагог не умеет мотивировать.

Анастасия Кико

преподаватель английского языка школы ЕГЭLand

Как родители могут помочь репетитору:

  1. Определить цели вместе с ребёнком до поиска репетитора. Ребёнок охотнее занимается, если понимает, зачем он учит язык. А значит, лучше идёт на контакт с педагогом.
  2. Интересоваться успехами ребёнка на уроках.
  3. Интересоваться успехами в школе. Например, спрашивать, как написал контрольные, что не получилось и почему. Важно не предъявлять претензий, если результаты отличаются от родительских ожиданий.
  4. Не допускать пропусков. Заранее предупреждать, если занятие нужно перенести.
  5. Покупать дополнительные материалы, которые просит педагог.
  6. Выбрать удобный формат оплаты и не задерживать плату за занятия.

Знание иностранного языка – уже не конкурентное преимущество, а обязательное требование в разных сферах жизни. К сожалению, методики преподавания в школах не могут обеспечить детей должным уровнем знаний, поэтому родителям приходится искать решение самим. Одно из них – найти хорошего репетитора по английскому языку.

Как найти хорошего репетитора по английскому для школьника

Выбор репетитора зависит от задачи, которую он должен решить. Для сдачи экзамена TOEFL искать следует одного педагога, а чтобы подтянуть успеваемость – другого. Тем не менее есть ряд критериев, отличающих профессионала, какие бы задачи он ни решал:

  1. Опыт. Совсем не важно, сколько лет преподаватель провел в профессии. Большее значение имеет умение репетитора решать задачи, которые ставит перед ним заказчик.
  2. Образование. Диплом подтверждает квалификацию репетитора. Сам по себе он не дает гарантии качества услуг, но подтверждает, что ребенка будет учить специалист в области английского языка, а не электрик.
  3. Стремление к развитию. Профессионалы никогда не перестают учиться. Они повышают квалификацию, изучают смежные дисциплины, которые помогают улучшать качество работы.
  4. Гарантии. Сроки и результаты обучения индивидуальны: ни один профессиональный репетитор не будет обещать, что за две недели по уникальной методике ребенок заговорит на чистейшем английском.
  5. Отзывы.
  6. Личные качества. Ответственность, умение наладить контакт с учеником, пунктуальность и т.д.

deti_delayt_uroki .jpg

Перед общением с репетитором стоит составить список уточняющих вопросов, которые помогут понять, как выстраивается обучающий процесс и походит ли это для ребенка. Например:

  • как преподаватель мотивирует учеников;
  • разрешает ли педагог присутствовать на первом занятии;
  • какая структура занятий, с какими материалами, по какой программе работает репетитор;
  • даются ли задания для самостоятельного обучения и домашней работы;
  • как отслеживаются результаты ученика;
  • есть ли у педагога опыт решения задач, с которыми обращается заказчик.

Хорошо, если родитель получит четкие и ясные ответы без лишней рекламы своих заслуг, но конкретно демонстрирующие квалификацию репетитора. В противном случае стоит задуматься, доверять ли обучение ребенка такому преподавателю.

Когда выбор сделан, нужно продолжать контролировать ситуацию. Спрашивать ребенка, нравятся ли ему занятия, видит ли он прогресс. Можно обратиться к школьному учителю с просьбой оценить изменения в уровне знаний. Так родитель сумеет вовремя заметить ошибку в выборе преподавателя.

deti_risuyut.jpg

Стоит отказаться от услуг репетитора, если:

  1. У него нет системы в обучении. Педагог не следует запросу ученика и перескакивает с темы на тему, пытаясь объять необъятное.
  2. Обещает быстрый и идеальный результат.
  3. Пользуется устаревшими учебниками и материалами.
  4. Большая часть времени урока посвящена разговорам по душам. Репетитор – не друг, а учитель.
  5. Ребенок напрягается перед началом занятий, отказывается учиться или устраивает истерики.
  6. Ребенок знает правила, хорошо пишет работы, но не может говорить на свободные темы.

На что обратить внимание при выборе репетитора

Найти хорошего репетитора по английскому языку не так просто, как кажется. Предложений много и часто они похожи друг на друга. Чтобы сэкономить время на поиск, начать стоит с того, чтобы определить ожидания и возможности:

  • Цель занятий.

Хороший репетитор английского специализируется на одном-двух направлениях, поэтому определив задачу, родитель может сразу же ограничить круг поиска. Для подростка и для ученика первых классов скорее всего подойдут разные педагоги. У малышей не хватает мотивации, поэтому преподаватель должен владеть методиками, которые позволят ему удерживать внимание ребенка, и умением объяснять просто и доходчиво. Для сдачи экзамена лучше обратиться к специалисту, который не только знаком со спецификой испытания, но и сам сдавал его. Для подростка, поступающего в ВУЗ на иностранную программу, понадобится репетитор, владеющий профессиональной лексикой. Грамотному, но испытывающему трудности с говорением ученику нужен педагог-натив.

  • Формат занятий.

Онлайн-уроки позволяют заниматься не выходя из дома, экономить время, расширяют географию поиска, предусматривают более гибкий график и стоят дешевле личных встреч. За последние несколько лет сфера онлайн-обучения сильно расширилась. Сейчас у пользователей достаточный выбор платформ и программ для коммуникации. Например, Skype, Zoom, мобильные мессенджеры. У оффлайна свои преимущества: на таких занятиях лучше устанавливается контакт между педагогом и учеником, процесс обучения становится более живым, динамичным, а ребенок вовлекается в урок.

  • Бюджет.

Это не решающий фактор. Конечно, профессионалы редко работают по низким ценам, но найти хорошего репетитора можно на любой бюджет. Не стоит обесценивать труд педагога. Одно дела, когда возможности ограничены, другое – когда платить за работу просто жалко. Чтобы сэкономить, можно договориться о занятиях в непопулярные часы или рассмотреть варианты занятий в небольших группах онлайн-школ.

  • Сроки.

Цель должна быть определенной по времени. Все зависит от задачи и способностей ученика, но установить разумные сроки необходимо. Не стоит сильно ограничивать время, но и растягивать – не лучшее решение. После первых двух уроков репетитор определит, в каком темпе будет продвигаться обучение. Этот пункт лучше контролировать – например, попросить педагога отметить контрольные точки для того, чтобы сверяться со временем.

deti_slushaut_uchitelya.jpg

Когда есть понимание цели и средств, нужно определиться с ожиданиями от процесса обучения:

  • Контакт с репетитором.

У ребенка должен быть контакт с педагогом. Задача наставника – найти индивидуальный подход, увлечь и заинтересовать ученика. Сделать это на одних знаниях не удастся, поэтому обязательное требование к учителю – интерес к ребенку и его успехам, умение держать баланс между строгостью и весельем, открытость и способность поддерживать вовлеченность ребенка.

  • Структура урока.

Учить правила целое занятие неинтересно. Мозг взрослого человека способен удерживать концентрацию на предмете около 15 минут, у ребенка этот показатель еще меньше. По этой причине занятия должны быть разнообразными и увлекательными. Урок – для ученика, даже отступления от темы профессионал делает полезными для ребенка. Разговоры о личных делах лучше оставить для внеурочного времени. В крайнем случае – in English, please.

  • Материалы.

Должны быть современными, качественными и соответствовать возрасту ученика. Учиться по серой книжке без наглядных примеров сложно. У хорошего педагога, помимо учебников, в арсенале много наглядных материалов.

Носитель языка или нет         

Одного знания родного языка недостаточно для того, чтобы его преподавать. В школах США и Британии практически не изучают грамматику. Это не значит, что иностранцы не знают правил. Скорее, они просто не смогут объяснить их, потому что усваивают их с детства на интуитивном уровне. Поэтому среди репетиторов-носителей языка лучше выбирать профессионала. Занятия с преподавателем-нативом – это прекрасное погружение в языковую среду и лучший способ начать говорить на английском и избавиться от акцента, если он беспокоит.             

Где искать репетитора

Найти хорошего репетитора по английскому языку можно по отзывам знакомых или при обращении к сервисам объявлений. Некоторые по старинке просматривают сообщения в газетах. Отзывы в интернете помогут найти языковую школу в своем городе. Наибольшей популярностью пользуются онлайн-сервисы для подбора репетиторов. Вот самые известные:

  1. «Профи.ру» – удобный формат поиска. После заполнения анкеты сервис подбирает подходящих педагогов.
  2. «Ассоциация репетиторов» – у репетиторов на этом сайте есть возможность записывать видеопрезентации.
  3. «Репетитор.ру».
  4. ru.
  5. com – на сайте можно найти преподавателя из любой точки мира, цены аналогичны российским, использование сервиса для учеников бесплатно, у каждого преподавателя в профиле загружена видеопрезентация.
  6. «Лингода» – онлайн-школа с возможностью выбора учебного плана и составления расписания. На платформе несколько вариантов тарифов, цена зависит от количества занятий. Чем больше уроков в пакете – тем дешевле. 20 индивидуальных уроков в месяц будут стоить 459$.
  7. «Италки» – сайт с профессионалами со всего мира, стоимость занятия зависит от квалификации репетитора. Урок с представителем Америки или Британии будет стоить от 15 до 25$.
  8. «Камбли» – подходит для наработки разговорных навыков.

Правила выбора репетитора по английскому языку

deti_vypolnyaut_zadaniejpg.jpg

Итак, выбирая репетитора для ребенка, следует помнить:

  1. Диплом подтверждает, что преподаватель окончил учебное заведение и обладает определенным уровнем знаний, но важнее то, как репетитор развивался и нарабатывал опыт после учебы.
  2. Гарантии, нереалистичные сроки, уникальные методики – маркетинговый ход. Скорее всего человеку больше нечего предложить, или он нацелен исключительно на то, чтобы зарабатывать, а не учить.
  3. Для эффективного обучения лучше использовать учебники, написанные носителями языка, изданные зарубежными издательствами.
  4. Следовать поставленной цели в изучении английского языка. Можно отмечать слепые зоны в знаниях ребенка, чтобы поработать над ними, но отступать от плана не рекомендуется.
  5. Выбирать репетитора, который решает требуемые задачи. Не поддаваться на универсальность педагога.
  6. Язык – не только грамматика: нужно учиться говорить на свободные темы. Лучше, если у преподавателя есть опыт погружения в языковую среду.
  7. Использовать преимущества удаленных занятий, поскольку они расширяют выбор.
  8. Не обесценивать труд педагога.

Также не следует забывать о необходимости контроля предоставляемых услуг. Помочь в этом может сам ребенок или школьный учитель.

Еще 10-15 лет назад занятия с репетитором в большинстве своем означали, что ребенок отстает от школьной программы и ему требуется помощь, чтобы догнать сверстников. Однако сейчас все больше родителей прибегают к услугам дополнительного педагога для того, чтобы ребенок школьную программу скорее обгонял, чтобы он мог лучше подготовиться к выпускным или вступительным экзаменам, смог бы уверенно чувствовать себя за границей да и просто, как говорят родители, чтобы ему в будущем было легче найти хорошую высокооплачиваемую работу. Рынок репетиторов стал просто огромным: свои услуги предлагают студенты языковых вузов, школьные преподаватели, репетиторы со стажем, носители языка – что называется, выбор на любой вкус и цвет. Но как среди многообразия предложений найти идеального репетитора для ребенка, чтобы и толк от занятий был, и ребенок получал от них удовольствие?

Конечно, чем больше преподаватель работал с детьми раньше, тем более опытным он является. Но стоит обращать внимание не только на количество его “подопечных”, но и на их возраст. Желательно, чтобы преподаватель ранее уже обучал ровесников вашего ребенка, ведь одно дело готовить старшеклассников к экзаменам, и совсем другое – объяснять малышам алфавит и другие азы английского языка. Дополнительным преимуществом обладает репетитор, который какое-то время жил или работал в англоязычной стране. Это значит, что он сможет научить вашего ребенка не только грамматическим правилам, но и будет много с ним разговаривать, прививая ребенку способность легко вступать в диалоги с носителями языка, не опасаясь возникновения языкового барьера.

Очень важно, как преподаватель собирается заниматься с вашим ребенком? Почти каждый репетитор с гордостью заявляет, что работает по собственной уникальной методике, которая проверена за многие годы и является весьма успешной. На самом же деле методик обучения любому иностранному языку в мире существует только две —  условно назовем их “традиционной” и “коммуникативной”.

Традиционная – эта та, по которой нас учили в школе: большой упор на грамматику и заучивание правил. Коммуникативная же предполагает активное общение, развитие навыков разговорной речи и восприятия ее на слух, минимум теории и очень много практики. Не стоит и повторять, что традиционный метод учит нас бегло и уверенно читать, знать все правила, но при этом впадать в панику и цепенеть, если вдруг с нами заговорит какой-нибудь иностранец. И тогда получается как в анекдоте: “все понимаю, но сказать не могу”. При этом если заниматься исключительно по коммуникативной методике, то происходит обратное – говорить человек будет без проблем, а вот если дело коснется чтения или письма, то могут возникнуть трудности. 

Нет единого мнения, какая методика хорошая, а какая нет. Если вам нужно подготовить ребенка к экзаменам, то, конечно, однозначно стоит отдать предпочтение традиционному методу. Если вы хотите путешествовать за границу или переехать туда жить с ребенком, то в первую очередь стоит развивать коммуникативные навыки. А если же вы никуда не торопитесь и учите английский просто на будущее, то идеально будет найти золотую середину и заниматься с ребенком, комбинируя обе методики.

Их существует огромное количество, и нет идеального – каждый преподаватель отдает предпочтение тому или иному учебному пособию на свой вкус. Но обязательно надо обращать внимание на наличие в арсенале репетитора дополнительных учебных материалов, особенно аудиозаписей для тренировки восприятия речи на слух.

Также хорошо, если ребенок будет чаще отвлекаться от учебника и побольше обращать внимание на интересные ему сферы жизни: смотреть сериалы или мультфильмы на английском, читать художественную литературу и интересные журналы, вслушиваться в слова любимых песен и так далее. И делать это как на уроке вместе с преподавателем, который может оперативно объяснить непонятные слова, так и дома самостоятельно. Во-первых, так ребенку не будет скучно учить язык и английский не будет для него ассоциироваться с нудной зубрежкой по учебнику. Во-вторых, он будет легче воспринимать все новшества – ведь язык живой и меняется очень быстро, так что учебники просто за ним не успевают.

Кажется не очень важным, как долго придется добираться до преподавателя, если он по-настоящему хороший. Но это не так – время, которое ребенок будет тратить на дорогу, очень важно.

Большинство современных детей и без того серьезно перегружены: ежедневно помимо школы они посещают различные кружки, секции и так далее. Уставший ребенок просто не может толком сосредоточиться на занятиях. И даже если кажется, что по дороге к репетитору он успеет отдохнуть и переключиться, то это не так – долгая дорога утомляет. Более того, она отнимает драгоценные часы, которые ребенок мог бы провести с друзьями или просто отдохнуть.

Поэтому важно найти преподавателя, который живет максимально близко к вам. Бывает и так, что репетитор сам приходит к ученику домой – тоже вариант, если у вас есть возможность обеспечить им спокойное место для занятий. Еще можно  воспользоваться методами 21 века – онлайн-обучением, например, по скайпу. Для многих родителей это звучит пугающе и доверия не вызывает, ведь интернет ассоциируется у большинства скорее с развлечениями, но на самом деле разницы в эффективности между очными занятиями и онлайн-уроками нет. При этом ребенка не нужно никуда возить, переживать о том. как он доберется самостоятельно, не замерзнет ли и т.д. К тому же при занятиях онлайн вы не ограничены районом, городом или даже страной, поэтому можете выбрать своему ребенку действительно высококлассного репетитора. И в качестве приятного бонуса сможете еще и сэкономить, потому что онлайн-занятия, как правило, стоят дешевле.

Наверное, каждый из личного опыта знает, что очень важно найти общий язык со своим учителем, тогда и учебный процесс пойдет намного легче и интереснее. Не обязательно становиться с ним лучшими друзьями, но если ребенок боится преподавателя, как огня, то это плохая тенденция. Звучит банально, однако очень часто родители на эти “мелочи” внимание не обращают, считая, что “ежовые рукавицы” лучше помогают в учебе. И в большинстве случаев это неправильно.

В продолжение размышлений о том, как учить ребенка английскому, не владея языком.

Предлагаю сегодня поговорить о поиске репетитора для малыша. Поиск этот может оказаться довольно сложным и времязатратным мероприятием, несмотря на большое количество предложений. Нам ведь нужно найти предложение максимально качественное, а как это сделать, если самостоятельно оценить качество не можем?

Немного теории. Всем понятно, что преподаватель английского должен, во-первых, сам владеть языком на уровне носителя или позволительно чуть ниже; во-вторых, преподаватель должен уметь донести знания до ученика.

Уровень владения

Этот пункт в оценке сложнее. Как может поступить родитель?

  1. Если у вас есть родственник, друг, коллега с уверенным знанием английского, попросите его созвониться с преподавателем и побеседовать с ним на английском. Потом спросите мнение.
  2. Если такого человека в вашем окружении нет, положитесь на мнение независимых экспертов. Существуют международные экзаменационные системы, определяющие уровень владения английским языком. Самые известные-распространенные у нас – это TOEFL, IELTS и кембриджские экзамены (CPE, CAE и другие). Спросите о наличии этих сертификатов у преподавателя:

undefined

Нас интересуют те, что обведены салатовой рамкой, оптимально, если это вообще верхняя строка, бордовая (уровень владения Proficiency или С2). Если сертификат есть, и он свеженький – это отлично.

Если сертификата нет – это не означает автоматически плохое владение языком, преподаватель может просто не считать нужным тратить время и деньги на сдачу экзаменов (хотя такие траты ему самому полезны). Но это несколько усложняет ваш выбор.

  1. Если вы живете в крупном городе, рекомендую также посидеть на форуме преподавателей английского (например, на efl.ru). По диалогам довольно быстро становится понятно, к кому коллеги особенно прислушиваются, чье мнение уважают. Возможно, именно так вы найдете своего преподавателя.

Методика преподавания

Чтобы разобраться с этим пунктом, нужно сначала обратиться к теории. В мире существуют разные подходы к преподаванию иностранных языков. Если пройтись совсем по верхам, то сегодня на слуху и в непрерывной оппозиции находятся два из них: «грамматика+перевод» и «коммуникативный».

Что это за подходы?

«Грамматика+перевод» – метод очень старый и берет свое начало еще из практики преподавания латыни. Отличительные особенности понятны из названия. Огромное внимание уделяется грамматике, правила заучиваются и закрепляются с помощью многочисленных упражнений до состояния «чтобы от зубов отскакивало». Также набирается лексика. Активно используется перевод. При этом зачастую берутся не связные тексты, а разрозненные предложения, фразы без контекста, а к самому переводу предъявляется требование дословности. Почти не уделяется внимания навыкам говорения и слушания, а также правильному произношению. Зато много внимания отводится выявлению и исправлению ошибок, так как большой упор делается на точность, безошибочность.

Основная проблема подхода заключается в том, что его использование не позволяется научить студентов свободной устной коммуникации, возможности спонтанной, беглой речи, легкому понимаю чужой речи, не позволяет добиться уровня интуитивного владения языком.

«Коммуникативный» метод довольно свежий, начал набирать обороты в 1970-1980 годах. Здесь язык воспринимается не как цель, а как средство общения между людьми. Соответственно, акцент делается на постоянную коммуникацию, огромное внимание уделяется слушанию и говорению. Внимание к ошибкам выборочное, как правило, обращают внимание только на те ляпы, которые искажают смысл сказанного. Основная цель метода – свободное общение и беглость речи. Слабая сторона – это недостаточное знание грамматики и недостаток точности. Т.е. студенты говорят бойко, но допуская разнообразные ошибки.

Поскольку минусы есть у каждого из подходов, оптимально, если преподаватель не впадает в крайности и комбинирует их в нужных пропорциях. Нужные пропорции – это перевес в пользу «коммуникативного» над «г+п». И, чем младше ученик, чем ниже уровень владения языком, тем больше должно быть «коммуникативного», вплоть до игнорирования метода «г+п».

Как это должно выглядеть на практике?

– На занятиях не должно звучать русской речи. Пусть занятие будет проходить по методу «погружения»

– Материалы, используемые на занятиях, должны быть аутентичными. Также весьма полезны материалы, которые готовит сам преподаватель (если они соответствуют уровню аутентичных)

– Преимущественная часть занятия должна уделяться слушанию и говорению. При этом в самом начале слушание может занимать все время занятия. Чтение, письмо – лучше в виде домашней работы в соответствии с возрастом. Грамматика – чем младше ребенок и ниже уровень, тем меньше уделяется внимания теории, а во время урока всегда по минимуму. Перевод – вообще детям ни к чему

– Отдельно обратите внимание на ввод лексики. Не должен использоваться старый излюбленный метод «слово-транскрипция-перевод-список выучить к следующему занятию»

– Исправление ошибок. Чем младше ребенок и ниже уровень – тем меньше внимания должно уделяться выявлению и исправлению ошибок

– И, конечно, занятия должны быть по душе малышам. Пусть веселятся, играют, валяются на полу, немного дурачатся – если процесс сопровождается бойкой английской речью, вас не должно это смущать. Удовольствие у детей является лучшей мотивацией

Немного о преподавателях-иностранцах

Вариант неоднозначный. Если это англичанин с дипломом преподавателя – отлично. А дальше начинаются нюансы. Нюанс первый. Преподаватель может говорить не совсем на английском языке. Например, в Индии английский – второй официальный язык, при этом говорят индусы на некой смеси английского и хинди. Второй нюанс – умение преподавать. Если вы нанимаете гувернера, который будет постоянно (ежедневно) говорить с ребенком только по-английски, то умение преподавать язык роли не играет. Если же занятия будут проходит 2-3 раза в неделю, то эффект может быть ниже ожидаемого.

Заниматься одному или в группе

По моему мнению, детям удобнее учиться в небольшой группе (2-3 человека). Так они могут общаться не только с преподавателем, но и друг с другом, атмосфера при этом более расслабленная создается. Как правило, это выгоднее по цене. Обратная сторона медали – это пропуски занятий, как следствие отставание или опережение, необходимость догонять или ждать отстающего. Также проблемы могут возникнуть, если собрать детей со слишком разным темпераментом или способностями к усвоению материала.

С какого возраста начинать

Все очень индивидуально. Я бы не вводила новый язык до тех пор, пока ребенок не научится довольно уверенно говорить на родном (родных) языках. То есть пока не начнет говорить полноценными предложениями на разные повседневные темы, не перестанет тем или иным образом коверкать слова. Торопиться, мне кажется, не нужно. Исключением может стать ситуация, когда у ребенка очень ярко проявляется интерес к новому языку (например, кто-то из старших учит язык). Но не думаю, что это очень частая ситуация.

Кстати, однозначного экспертного ответа об оптимальном возрасте для начала изучения второго неродного языка сейчас не существует. Утверждение «чем раньше тем лучше» довольно часто оспаривается, лишь с оговоркой по поводу произношения: с возрастом его освоение действительно дается тяжелее.

Вот на сегодня и все. Получилось много, хотя и старалась излагать мысли покомпактнее. В следующий раз напишу об учебниках и книгах: наших и зарубежных, помогающих и мешающих в освоении языка.

Добавить комментарий