Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Но стоит ли торопиться с обучением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно проследить за тем, как развивается интеллект детей в раннем возрасте.
До 5 лет у малыша сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за эмоции, фантазии и творческую деятельность. Ребенку в этом возрасте сложно запомнить и распознать буквы, цифры и другие символы. Поэтому обучать детей алфавиту до 5 лет психологи и педагоги не рекомендуют. Однако это не значит, что до этого возраста нужно вовсе отложить любые книги. Как раз напротив: родителям лучше как можно чаще читать малышу сказки и рассказы, которые ему нравятся. Если с раннего возраста показывать ребенку, что чтение — это увлекательный процесс, изучение букв в дальнейшем пройдет с гораздо большим энтузиазмом.
После 5 лет интеллект детей меняется: они становятся более усидчивыми, внимательнымм и сосредоточенными. Все потому, что левое полушарие, отвечающее за анализ, логику и запоминание, делает большой скачок в развитии. Именно поэтому обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет.
Как понять, что ребенок готов обучаться?
Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно — это нельзя изменить или ускорить.
К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.
Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.
Признак 1
Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.
Признак 2
У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».
Признак 3
Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.
Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.
Признак 4
У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».
Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
Как научить ребенка считать
«Всем поровну» и другие интересные игры для обучения счету
Подробнее
Признак 5
Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.
Признак 6
У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.
Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.
Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.
Как подготовить ребенка к чтению
Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.
Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.
Упражнение 1
Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные — тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.
Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.
Упражнение 2
Назовите звук и попросите ребенка назвать слово, начинающееся с этого звука.
Упражнение 3
После того как малыш хорошо справится с предыдущим упражнением, сыграйте с ним в «Слова». Назовите слово и попросите назвать следующее, начинающееся на букву, которой окончилось названное вами слово.
Упражнение 4
И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.
Если ребенок легко справляется с заданиями — можно начинать обучение.
Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению
Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?
Начинайте с малого
Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.
Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель — стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.
Учите ребенка быть аккуратным и организованным
Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.
Читайте сами
Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.
— Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность можно только одним путем: заниматься ею вместе с ним и при нем. Соответственно, если старшие родственники читают много, то и ребенок начинает интересоваться тем, что делают взрослые, — говорит Наталья Манухина, кандидат психологических наук и семейный психолог. — Вот только что именно они читают? Если бумажные книги, то малыш тоже может начать их брать, трогать, смотреть, заглядывать, рассматривать буквы, складывать в слова, то есть читать. Если же взрослые читают только электронные книги, с экрана гаджетов или компьютеров, то ребенок долго к этому не проявит интереса. Его больше будут увлекать движущиеся картинки: мультфильмы и электронные игры.
Важно не только читать рассказы и сказки, но и обсуждать прочитанное с малышом. Если ребёнок совсем маленький, задавайте ему простые вопросы: про кого эта сказка? кто нарисован на картинке? Когда кроха подрастет, можно спрашивать что-то более сложное: почему герой рассказа поступил именно так? что бы ты сделал на его месте?
От первых линий до целого слова
Учим ребенка красиво писать
Подробнее
Переходите от простого к сложному
Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).
Купите обучающие материалы
Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.
Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.
— Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, — говорит Наталья Манухина. — Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.
Развивайте ассоциативное мышление
«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.
Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.
Повторяйте изученное ранее
Не зря говорят, что повторение — мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.
Сочиняйте
Память и фантазия — это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.
— Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, — напоминает Наталья Манухина. — Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.
Относитесь с пониманием и заботой
Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи — и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру.
Как научить ребенка читать по слогам?
Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите малышу сначала изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе (например, «ау»). Затем добавьте к ним согласные. Так с первых занятий ребенок учится читать сочетания букв, а затем и слоги.
Начинайте изучение алфавита со звуков, не используйте названия букв. Вот так: это звук «м» (не «эм»), это звук «о», вместе звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.
Как научить ребёнка быстро читать?
Самое главное — это понимание текста. Если есть понимание, то скорость будет расти сама собой. Чтобы ребенок научился читать быстро, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет тогда, когда ребенок не будет допускать ошибок в звучании букв.
Не торопите ребенка, если он допускает ошибки. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Дальше только систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ребенок овладеет хорошей техникой чтения от 40-50 слов в минуту, можно использовать различные методики скорочтения. С помощью них можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.
Почему ребёнок не хочет читать?
Нужно понимать, что если ребенку читать неинтересно, то он не захочет. Вот основные причины, почему у детей нет желания читать:
1. Неправильно подобрана книга, неподходящий жанр или тема текста.
2. Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не вдумывается в смысл.
3. Нет мотивации и интереса.
4. Ребенок совершает много ошибок в звучании слогов, от этого не понимает прочитанные слова.
5. Чтение воспринимается как наказание.
Что с этим делать?
1. Читайте ребенку самостоятельно книги разных жанров. Попробуйте найти те, что его заинтересуют, чтобы он с нетерпением ждал продолжения. Выбирайте книги в соответствии с потребностями ребенка. Если интересно узнавать новые факты о мире, выбирайте познавательные книги. Если интересно узнавать, как развивается жизнь героев из вымышленной Вселенной, выбирайте фантастические книги. И так далее.
2. Когда вы найдете подходящие книги, остановитесь читать на самом интересном месте. Ребенок проявит интерес, захочет узнать, что было дальше.
3. После того как ребенок прочитал книгу или даже маленький текст, всегда интересуйтесь, о чем был рассказ, что нового он узнал из него, как можно полученную информацию применить в жизни, какие выводы сделать. Так вы формируете у малыша вдумчивое чтение.
4. Не заставляйте ребенка читать. Привить любовь к чтению можно лишь через интерес.
5. Читайте сами, показывайте пример ребенку. Рассказывайте об интересных фактах и историях из книг, которые прочитали.
6. Играйте в игры с ребенком. Находите на скорость слова на загаданную букву, ищите спрятанные слова в тексте. Развивайте воображение, интересуйтесь, какие события могут быть в книге дальше. Обращайте внимание ребенка на вывески в магазинах, на этикетках, упаковках, чтобы он искал знакомые буквы.
Для тех, кто не хочет — не может — считает нецелесообразным (нужное подчеркнуть) ждать первого класса и желает узнать, как научить ребенка читать быстро и правильно, «Литтлван» собрал проверенные лайфхаки.
1. Проверьте психологическую готовность ребенка
Сколько копий сломано в спорах, когда учить ребенка читать.. Кто-то утверждает, в три года — самое время, другие — что не раньше шести. Но специалисты уверены, главное, это все-таки не возраст, а психологическая готовность малыша. При этом проверить ее может сам родитель, не обращаясь за помощью к специалистам.
Ваш малыш готов к обучению чтению, если:
- он свободно говорит предложениями, а главное понимает смысл сказанного. Может описать картинку, пересказать услышанную сказку, увиденный мультфильм;
- у него нет логопедических проблем, он произносит все звуки и различает их на слух, то есть может уловить, например, разницу между «соН» и «соМ», «коТ» и «коД»;
- малыш понимает, где находится право, а где лево, что значит вверх, а что вниз
2. Ребенок смотрит на вас — подавайте пример!
Казалось бы, все просто — желаете заинтересовать литературой, подавайте личный пример! Но некоторые родители до сих пор удивляются отсутствию у сына или дочери интереса к чтению. Мама или папа задаются вопросом, как научить ребенка быстро читать, а сами при этом ни разу при нем не взяли в руки книжку. И возраст не важен — будь то трехлетний кроха, любознательный шестилетка или даже ершистый подросток.
Как учить ребенка читать? Развивайте культуру чтения в семье, читайте сами, а также вслух малышу, выбирайте и покупайте красивые детские издания вместе с ним. И не стоит убирать их потом в дальний ящик, лучше оставлять на виду. Наверняка, малышу, в конце концов, станет интересно: как же мама и папа это делают — чи-та-ют!?
3. Не заставляйте, а возбуждайте интерес
Через слезы и «не хочу» любовь к книжкам и желание самостоятельно читать не привьешь. Поэтому не стоит заставлять дошкольника. Самое верное — возбудить интерес! Да и психологи рекомендуют: как научить читать ребенка в 5 лет? Только по их собственной инициативе. Главная задача родителей — развить и поддержать, а не загубить собственным рвением. Терпение и доброжелательность должны быть по умолчанию!
Так, если личный пример не помогает, можно купить красивую азбуку с картинками или говорящими буквами и рассмотреть ее вместе. Или при чтении вслух остановиться на самом интересном месте. Или на примерах показать, как важно чтение в обычной жизни — демонстрировать поздравительные открытки, письма, записки, вывески и ценники в магазинах, просить прочесть их, «забывая», что сын или дочь этого не умеет!
4. Ознакомьтесь с популярными методиками и выберите подходящую именно для вас
Методик обучения чтению, проверенных временем и не одним поколением родителей, не так уж много. Среди неплохо зарекомендовавших себя, которые помогли мамам научить читать, можно выделить 5:
● Традиционная методика, или обучение по букварю
Как научить ребенка читать по слогам? Можно применить старый и эффективный, но не очень быстрый способ, к тому же требующий определенной усидчивости и большого терпения от всех участников процесса. Пользуясь букварем, можно последовательно научить соединять звуки в слоги, а слоги в слова. Вот только игровые элементы, как правило, взрослым приходится придумывать самостоятельно.
Букварь не стоит путать с азбукой! Последняя не научит читать, а лишь поможет запомнить алфавит.
Что касается авторов букварей, то наиболее понятной для дошкольников большинство родителей и педагогов считают методику Надежды Сергеевны Жуковой. Ее буквари – настоящие бестселлеры..
Также заслуживают внимания пособия, созданные Ольгой Соболевой, Еленой Косиновой, Всеслава Горецкого, Натальи Павловой .
.● «Кубики Николая Зайцева»
Научить ребенка читать в домашних условиях может помочь методика, созданная советским педагогом Николаем Александровичем Зайцевым. В ее основе — убеждение автора, что нужно отказаться от традиционных методов изучения и полагаться на детскую логику восприятия звуков. А основой языка является не буква, а склад — сочетание гласной и согласной, или согласной и мягкого/твердого знака. Именно они в разных вариациях нанесены на кубики. Всего их 52. При этом они различаются по весу, размеру, цвету, звучанию и так далее. В процессе игры в них (а вариантов игр великое множество) ребенка и можно научить чтению. Применять методику можно с самого раннего возраста — с 3 лет. Однако у многих родителей возникают трудности — они просто не могут разобраться во всем многообразии пособий и таблиц, прилагаемых к кубикам. К тому же детям может быть потом нелегко в традиционной школе, где принята система «буква-слог-слово», а не «склад-слово», как у Николая Зайцева.
● Методика Глена Домана
Изначально Глен Доман разработал систему, которая стимулирует мозговую активность детей с поражениями центральной нервной системы. Затем она была адаптирована и для здоровых деток. В ее основе — карточки с картинками, которые подразумевают тренировку навыка восприятия целого слова, а не его частей. При этом задействована только одна система чувств — зрительная. Малыш смотрит на картинку, видит, что на ней изображено и написано, и запоминает.
Методика подходит для детей самого разного возраста — даже годовалых малышей, которые только учатся говорить. Научить чтению получится в процессе игры, однако от родителей требуется изготовление (или покупка) огромного количества карточек, развешивание (раскладывание) их по всей квартире (дому) и ежедневное повторение. Поэтому минусы этой методики очевидны. Да и есть большая вероятность, что у научившегося читать «по Доману» ребенка в школе будут проблемы с грамотностью и процессом обучения. Ведь он научился воспринимать слова целиком и не видит частей, из которых они состоят.
● Методика Вячеслава Воскобовича
Вячеслав Воскобович — автор многих развивающих игрушек для детей. Научить дошкольников чтению он предлагает при помощи специальных карточек «Складушек» и кубиков «Теремков». Первые являются своеобразной переработкой методики Николая Зайцева. На 21 карточке написаны склады, которые сопровождаются яркими изображениями. Подходит для занятий с детьми от 3 лет, любящими рассматривать картинки. Минусы у этой системы те же, что описаны выше — возможны сложности в школе.
«Теремки» помогают научить читать детей, начиная с двухлетнего возраста, при помощи 12 деревянных кубиков, на которых написаны согласные, и 12 картонных кубиков с гласными. Сначала при их помощи в процессе игры изучаются буквы, затем малыши складывают слоги, после — слова. Эта методика вызывает меньше трудностей как у детей, так и у взрослых. В комплекте к ним продаются пособия с описанием алгоритма обучения и вариантами игр.
● Методика Евгения Чаплыгина «Читать легко»
Белгородский педагог-практик Евгений Васильевич Чаплыгин также предлагает обучать дошколят чтению при помощи специальных динамичных деревянных кубиков. В отличие от методики Николая Зайцева, играя в них, малыш может понять принцип составления слова, а не просто заучивает склады. Всего в комплекте 10 кубиков с буквами и 10 блоков с парными динамичными кубиками, вращая которые можно «превращать» «ма-му» в «ма-шу», «ма-шу» в «ка-шу» и так далее. В помощь родителям есть «Книжка-шпаргалка», в которой подробно рассказано, как нужно заниматься по методике.
Обучать чтению при помощи этих кубиков можно детей от 3 до 7 лет, наиболее эффективно с 4 до 7 лет. Однако ждать, что через неделю, как обещает реклама, трехлетка зачитает предложениями не стоит.
5. Играйте, играйте и снова играйте
Обучать дошкольников лучше и эффективней всего в процессе игры. Поэтому идете ли вы собственным путем или выбрали для обучения чтению какую-то методику — не стоит относиться к этому слишком серьезно и превращать занятия в настоящие уроки. Родители — это любящие мама и папа, а не строгие контролеры и учителя.
К тому же игра — естественный для ребенка процесс. Он не требует от взрослых педагогического образования, не вызывает отторжения у детей, а обучение делает легким и интересным.
Так, самая простая и популярная игра, не требующая материальных затрат, знания каких-либо методик и отлично закрепляющая навыки чтения такая: просить сначала находить знакомые буквы на вывесках, рекламных постерах, экранах светофоров, ценниках и тому подобном, и называть их. В последующие разы задачу можно усложнять и просить искать только гласные или согласные, а затем — определенные слоги и целые слова. Играть можно где угодно и сколько угодно!
6. Идите от простого к сложному
Малышу бывает трудно понять, что «м» и «эм» — это одно и то же, но при чтении, например, слова «ма-ма» произносить нужно «м», а не «эм». Поэтому, если вы не придерживаетесь противоречащих этому принципу методик, начать изучение лучше со звуков (м, н, р, с, т, ф и так далее), затем перейти к слогам, потом к простым словам с повторяющимися слогами: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и тому подобным. От них можно двигаться к несложным предложениям. «Мама мыла раму» — классика, которая действительно работает! Буквы (эм, эн, эр, эс, тэ, эф и так далее) и «сложные» твердые и мягкие знаки лучше оставить напоследок.
7. Спрашивайте совета и делитесь собственными ноу-хау
Много полезных подсказок и интересных находок по обучению детей чтению можно найти не только в работах заслуженных педагогов, но и в обсуждениях обычных родителей.
8. Привлекайте гаджеты!
Как научить читать ребенка 6 лет? Воспользуйтесь его же интересами. Сейчас разработаны интересные программы и мобильные приложения, которые помогают научить детей читать. Они вполне подойдут как дополнительное средство обучения. Хорошо зарекомендовали себя:
- «Учимся читать по слогам. Учим слова, слоги, звуки» для iOS, для Android;
- «Читай сам по слогам» для Android;
- «Букварь Айфолика» для iOS, для Android;
- «Учимся Читать, Спасаем Зверей. Учим буквы, азбука» для iOS, для Android;
- «Лунтик. Учимся читать» для iOS, для Android.
9. Будьте организованными и последовательными.
Если уж вы решили учить своего малыша читать, а у него к этому есть интерес, не бросайте начатое. Потому что лучше уж не заниматься вовсе, ожидая, что «в школе все равно научат», чем делать это нерегулярно.
10. Хвалите!
Обязательно не забывайте хвалить и поощрять, каков бы ни был результат вашего процесса обучения: прочитанное впервые после трех месяцев игр-занятий слово «ма-ма» или осиленная через неделю «гидро-элек-тро-станция»!
https://ria.ru/20211213/chtenie-1763247484.html
Как научить ребенка читать с нуля: классические и новые способы
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: правильно, легко и просто
Как научить ребенка читать с нуля: классические и новые способы
Как правильно в домашних условиях научить ребенка до 6-7 лет читать с нуля – по азбуке, с помощью кубиков или другими способами – обзор методик, а также простые РИА Новости, 13.12.2021
2021-12-13T17:47
2021-12-13T17:47
2021-12-13T18:00
общество
образование – общество
россия
сн_образование
социальный навигатор
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/0b/1763262297_0:0:3342:1880_1920x0_80_0_0_e1cebfbadf46f9d36a8c733b56273cef.jpg
МОСКВА, 13 дек — РИА Новости. Как правильно в домашних условиях научить ребенка до 6-7 лет читать с нуля – по азбуке, с помощью кубиков или другими способами – обзор методик, а также простые задания и легкие игры — в материале РИА Новости.Когда учить ребёнка читатьУ специалистов по дошкольному образованию нет единого мнения, в каком возрасте лучше приступать к обучению. Некоторые авторы методик раннего развития настаивают, что начинать нужно с двух-трех лет. Другие считают, что раньше шести-семи лет в этом нет необходимости.Некоторые американские ученые уверены, что не существует единых стандартов. Некоторые дети учатся читать в три-четыре года, другие – в семь лет и позже. Принуждение к обучению до того, как ребенок будет готов, может ему навредить.С этим согласен Владимир Загвоздкин, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. В интервью РИА Новости эксперт отметил: “Заставлять читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред его развитию”.Готов ли ребёнок учиться читатьЭксперты в разных странах выделяют разные признаки, по которым можно понять, что пора начать обучение. К ним можно отнести следующие:С чего начинать обучениеСпециалисты Американской академии педиатрии утверждают, что родители должны читать детям с самого раннего возраста. На то есть веские причины:Не менее важна культура чтения в семье. Если малыш видит, что взрослые любят читать, он тоже начинает интересоваться книгами.Методики обучения чтениюЕсть много способов научить ребенка читать. Не всем детям подходит одна и та же методика.Звуковой методЭтот способ обучения был разработан в XIX веке. Первым этапом было протяжное произношение согласных, после чего переходили к слиянию согласной и гласной. При этом ребенку не предлагали учить названия букв.Звуковой метод широко используется для обучения чтению англоязычных детей. В английском одна и та же буква может читаться по-разному в зависимости от того, какие буквы рядом с ней. Например, в слове ‘cat’ ‘c’ читается как [k], а в ‘cinema’ – как [s].В России звуковой метод был существенно доработан и лёг в основу современного классического способа обучения грамоте.Традиционная методика с азбукой и букваремСамый известный из создателей этой методики – Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход – не просто заучивание и соединение элементов языка, а анализ живой речи. Например, в учебнике педагога “Родное слово” были упражнения на сопоставление звуков и их сочетаний друг с другом, деление слов на слоги, выбор из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, затем – простые тексты по слогам.Букварь Надежды ЖуковойНадежда Жукова, логопед и кандидат педагогических наук, разработала пособие на основе традиционной методики, однако оно не просто обучает ребенка читать, но и предупреждает распространённые ошибки в письме. Отличительная особенность её букваря – использование слога в качестве минимальной единицы чтения.Кубики ЗайцеваСоздатель кубиков российский педагог Николай Зайцев взял за основу метод Льва Толстого. Главная идея – обучение не по буквам или слогам, а по складам. Склады состоят из:Такой метод значительно упрощает освоение чтения: в русском языке слог может состоять из 5-10 букв – например, “горсть”, “вдруг”, а склад – максимум из двух.В наборе Зайцева 61 кубик. Они различаются:В комплект помимо кубиков входят:Дети на кубиках учатся читать склады, затем показывают их на таблице и пропевают вместе со взрослым. В ходе обучения используется много игр. На занятиях малышу разрешают ходить по комнате, прыгать, бегать.Методика ВоскобовичаНаиболее известные пособия автора – “Складушки” и “Теремки”.Складушки”Складушки” – это альбом с картинками и песенками. На первых страницах – инструкция для родителей. К изданию прилагается CD-диск с аудиозаписями. Пособие рассчитано на детей с двух лет. За основу Воскобович взял складовой метод Зайцева.Вначале ребенок учит буквы и их сочетания, а затем пропевает стишки. Согласные изучаются не по алфавиту, а вместе с гласными по парам звонкие – глухие.ТеремкиВ пособии два вида кубиков, сделанных из толстого картона:Когда кубик-вкладыш вставляется в “теремок”, одна буква оказывается в окошке рядом с другой – получается склад. Всего в наборе 12 “теремков”, 12 кубиков-вкладышей и руководство для родителей с инструкцией, заданиями и играми. Пособие рассчитано на детей от двух до восьми лет.Методика ЧаплыгинаЕвгений Чаплыгин – детский спортивный тренер по образованию. Он обучал своих детей читать по азбуке Льва Толстого, а позже узнал о методике Зайцева. Ознакомившись с ней, автор пришел к выводу, что взрослому придется потратить немало времени и сил, чтобы научиться применять метод. Тогда Чаплыгин создал свою систему обучения, упростив методику Зайцева.На гранях кубиков Чаплыгина – не склады, а буквы или знаки препинания. Для пробелов есть два кубика без изображений. Кубики соединяются друг с другом с помощью магнитов. При этом поставить символ вверх ногами не получится: магниты не сработают.В пособии Чаплыгина “Я читаю сам”:Методика рассчитана на детей от четырех до восьми лет. Из кубиков составляются слова и фразы, а для запоминания и подсказок используются карточки с картинками. После прохождения всех заданий и экзамена ребенку выдаётся диплом.Карточки ДоманаГленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Изначально его методика предназначалась для детей с тяжёлыми заболеваниями нервной системы – такими, как церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Однако со временем этот способ стали использовать для обучения здоровых детей.Систему Домана называют методом целых слов. Эта концепция появилась в XVIII веке в Германии, а в XIX-м стала широко известна в США. Суть подхода в том, что сначала дети запоминают слова, а потом буквы и звуки. К изучению алфавита приступают только после того, как ребенок научился читать.Взрослому предлагается несколько раз в день показывать ребенку карточки со словами, одновременно произнося их. На обратной стороне могут быть картинки. Каждой карточке посвящена одна секунда.Длительность сеансов – от 15 до 30 минут. Важно, чтобы ребенку было весело и интересно. Доман также подчеркивал, что для успешного обучения необходимо положительное подкрепление. В конце каждого урока нужно обязательно похвалить маленького ученика.Автор методики утверждал, что обучать можно с шести месяцев, и чем раньше начать, тем быстрее будет результат. Если тянуть до шести лет, дети вряд ли смогут полностью раскрыть свой потенциал.В России метод целых слов применялся в 1918—1931 годах. Опыт показал, что для русского языка этот способ обучения менее эффективен, чем другие. Он работает с английским языком, потому что в нём около 80% лексики – односложные слова и нет склонений и спряжений. Однако даже при изучении английского возникают проблемы. У ребенка не получается произнести новое для него слово, так как он не знает, как читать более мелкие единицы языка.Методика ПоляковаСергей Поляков изначально занимался с детьми по методике Зайцева, однако позже разработал собственную систему обучения детей от двух лет. Автор заимствовал у Зайцева чтение по складам и изучение звуков без названий букв, а у Домана – принцип многократного показа группы символов с их одновременным озвучиванием. В процессе отдельные элементы заменяются на новые. Полученные знания закрепляются специальными играми. Дети не сидят за партами. Они могут свободно ходить и бегать по классу.Обучение происходит с помощью настенных пособий – “домиков для букв”. В каждом окошке – склад. Малыши изучают последовательно буквы, склады, слоги, слова и предложения, затем читают книжки, написанные или адаптированные автором, и пересказывают их содержание, после чего переходят к самостоятельному чтению детской литературы.Методика МонтессориМария Монтессори – итальянский доктор и автор методики, используемой педагогами во всём мире. Разрабатывая её, Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Особый акцент делается на уважении к ребенку и отсутствию принуждения.Для обучения используется множество материалов:Принципы методики:Учить ребенка читать по Монтессори дома непросто: придется купить много дорогостоящих материалов, организовать особое пространство для занятий. Эта методика больше подходит для детских садов, однако можно включить некоторые её элементы в домашнюю программу обучения.Методика Ольги СоболевойОльга Соболева – российский педагог и методист. В основе её метода лежит “двуполушарный подход” – одновременное развитие образного и логического мышления. В букваре автора есть задания разных уровней – сюжетные и ассоциативные игры, а также простые упражнения с игровыми элементами. К каждому прилагается комментарий для взрослого. Книга рассчитана на детей от четырех до восьми лет.Принципы методики:По словам Соболевой, методика развивает образное и абстрактное мышление, интуицию, фантазию и воображение, языковое чутье и память – зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную. Буквы воплощаются в разных образах, танцуют и выполняют другие действия. В букваре можно рисовать, есть много заданий по письму.Соболева настаивает, что для формирования навыка осознанного чтения необязательно учить фонетику, анализировать слово и т. д. Единственный элемент теории, о котором может ненавязчиво сказать взрослый – звонкость и глухость согласных: “В этом слове буква читается твердо, а в этом — мягко”. Затем приводит пример: “Выберем букву “М” и возьмём два слова – “мама” и “мишка””.Как пошагово научить ребенка читатьБольшинство методик сводится к изучению элементов языка от мелких к крупным. Многие специалисты подчеркивают необходимость игрового подхода.Шаг 1. Изучение буквНиколай Зайцев отметил, что азбука запутывает ребенка. Изображения букв в его сознании начинают ассоциироваться не со звуками, а с картинками. Малышу трудно понять, как, например, “лось”, “индюк”, “сокол” и “аист” превращаются в слово “лиса”. Лучше использовать букварь, кубики, буквы из пластика, дерева или картона.Кроме того, важно показать малышу, что письменный язык пронизывает всю жизнь. Например, можно искать с ребенком буквы на плакатах, вывесках магазинов, упаковках и т. д.Шаг 2: Соединение букв в склады и короткие словаСуществует множество игр и заданий для овладения этим навыком. Самое простое – складывать слово из кубиков или вырезанных букв. Ещё можно попробовать следующее упражнение:Шаг 3: Расширение словарного запаса в письменной речиЗдесь помогут флеш-карточки. Можно во время чтения указывать на слова в книгах, а через какое-то время попросить малыша сделать это самому. Хорошая идея – наклеить стикеры на предметы в квартире.Шаг 4: Составление словосочетаний и предложенийНа этом этапе можно использовать кубики, буквари, карточки и другие материалы.Шаг 5: Чтение текстовОсновная цель обучения чтению – понимание информации, которая передается с помощью письма, поэтому необходимо не просто учить читать, а вовлекать ребенка в обсуждение историй, просить пересказать их. Будет полезно петь песенки и читать скороговорки.Правила обучения чтениюЕсли обобщить, рекомендации большинства методистов можно свести к следующим правилам.Уроки должны быть короткими. Специалисты советуют заниматься с ребенком не более 20 минут в день пять дней в неделю, но время можно немного сократить или увеличить с учетом возраста.Очень важно, чтобы ребенку было интересно учиться. Если уроки будут скучными, у него может пропасть интерес к чтению. Поможет игровой подход: ребенок будет лучше запоминать информацию, меньше уставать, и у него сохранится мотивация. Книги малыш может выбрать сам.Программа должна соответствовать уровню развития ребенка. Слишком сложные задания могут вызвать чувство неполноценности и стресс.Для эффективного обучения необходим позитивный настрой. Когда ребенок слишком возбужден, капризничает или расстроен, от занятий будет только хуже. В хорошем настроении дети более восприимчивы к новому материалу.Исправлять ошибки нужно мягко и доброжелательно. Лучше предложить малышу найти ошибку самостоятельно. Если у него не получается, можно напомнить, как прочитать правильно.Важно обращать внимание малыша на его успехи, хвалить за каждое достижение, даже небольшое. Когда взрослый акцентирует внимание на неудачах, критикует и сравнивает ребенка с другими детьми, его мотивация снижается.Заканчивать занятие нужно на позитивной ноте. Хорошая идея – приготовить на конец урока интересную игру или упражнение.Упражнения для обучения чтениюЗадания для обучения грамоте строятся по принципу от простого к сложному.1. Составление слов из буквДля этого понадобятся карточки с картинками и материалы с буквами – карточки, кубики или вырезанный алфавит.Нужно показать ребенку картинку, дать ему буквы, из которых состоит слово, и попросить разложить в правильном порядке. Затем можно усложнить задание – дать больше букв и предложить ребенку составить как можно больше слов из имеющихся материалов.2. Составление слов из складовНеобходимо положить на стол:Пусть ребенок соединит элементы.3. “Закончи предложение”Взрослый закрывает рукой или листом бумаги последнее слово в предложении. Ребенку нужно догадаться, какое слово спрятано, или придумать свой вариант, в зависимости от цели упражнения.Игры для обучения чтениюПроцесс обучения в таком возрасте неразрывно связан с игровой деятельностью.Запоминание словИгра 1Можно составить список покупок вместе с ребёнком. План действий:Игра 2Необходимо:Понимание текста
https://sn.ria.ru/20200506/1571008743.html
https://ria.ru/20171201/1509999840.html
https://ria.ru/20210119/obrazovanie-1593462601.html
https://ria.ru/20131114/976894115.html
https://ria.ru/20190603/1555197480.html
https://sn.ria.ru/20180920/1528927528.html
https://ria.ru/20081120/155530681.html
https://ria.ru/20190502/1553227023.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/0b/1763262297_266:0:2997:2048_1920x0_80_0_0_d78101e9df4409d7cd561dd9653d55f9.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, образование – общество, россия, сн_образование, социальный навигатор
Общество, Образование – Общество, Россия, СН_Образование, Социальный навигатор
МОСКВА, 13 дек — РИА Новости. Как правильно в домашних условиях научить ребенка до 6-7 лет читать с нуля – по азбуке, с помощью кубиков или другими способами – обзор методик, а также простые задания и легкие игры — в материале РИА Новости.
Когда учить ребёнка читать
У специалистов по дошкольному образованию нет единого мнения, в каком возрасте лучше приступать к обучению. Некоторые авторы методик раннего развития настаивают, что начинать нужно с двух-трех лет. Другие считают, что раньше шести-семи лет в этом нет необходимости.
Некоторые американские ученые уверены, что не существует единых стандартов. Некоторые дети учатся читать в три-четыре года, другие – в семь лет и позже. Принуждение к обучению до того, как ребенок будет готов, может ему навредить.
С этим согласен Владимир Загвоздкин, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. В интервью РИА Новости эксперт отметил: “Заставлять читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред его развитию”.
Нейропедагог посоветовала заниматься с детьми “йогой для мозга”
Готов ли ребёнок учиться читать
Эксперты в разных странах выделяют разные признаки, по которым можно понять, что пора начать обучение. К ним можно отнести следующие:
- малыш проявляет интерес к книгам и чтению;
- он умеет правильно держать книги и знает, как с ними обращаться;
- у ребенка развит фонематический слух – способность распознавать отдельные звуки в слове (фонемы) и разбивать на них слова;
- ребенок свободно владеет устной речью и имеет достаточно большой словарный запас.
С чего начинать обучение
Специалисты Американской академии педиатрии утверждают, что родители должны читать детям с самого раннего возраста. На то есть веские причины:
-
1.
Чтение малышу вслух способствует развитию мозга.
-
2.
Прививает ребенку любовь к чтению, что повышает общую грамотность. Дети, которые читают для удовольствия, лучше учатся в школе.
-
3.
Совместное чтение помогает ребенку и родителям сблизиться.
Не менее важна культура чтения в семье. Если малыш видит, что взрослые любят читать, он тоже начинает интересоваться книгами.
Чтение вслух улучшает память, заявляют ученые
Методики обучения чтению
Есть много способов научить ребенка читать. Не всем детям подходит одна и та же методика.
Звуковой метод
Этот способ обучения был разработан в XIX веке. Первым этапом было протяжное произношение согласных, после чего переходили к слиянию согласной и гласной. При этом ребенку не предлагали учить названия букв.
Звуковой метод широко используется для обучения чтению англоязычных детей. В английском одна и та же буква может читаться по-разному в зависимости от того, какие буквы рядом с ней. Например, в слове ‘cat’ ‘c’ читается как [k], а в ‘cinema’ – как [s].
В России звуковой метод был существенно доработан и лёг в основу современного классического способа обучения грамоте.
Вперед в прошлое: как российских детей учат по “сталинским” учебникам
Традиционная методика с азбукой и букварем
Самый известный из создателей этой методики – Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход – не просто заучивание и соединение элементов языка, а анализ живой речи. Например, в учебнике педагога “Родное слово” были упражнения на сопоставление звуков и их сочетаний друг с другом, деление слов на слоги, выбор из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, затем – простые тексты по слогам.
Букварь Надежды Жуковой
Надежда Жукова, логопед и кандидат педагогических наук, разработала пособие на основе традиционной методики, однако оно не просто обучает ребенка читать, но и предупреждает распространённые ошибки в письме. Отличительная особенность её букваря – использование слога в качестве минимальной единицы чтения.
Кубики Зайцева
Создатель кубиков российский педагог Николай Зайцев взял за основу метод Льва Толстого. Главная идея – обучение не по буквам или слогам, а по складам. Склады состоят из:
- пары “согласная и гласная” (СО-БА-КА),
- сочетания согласной и мягкого или твёрдого знака (ЛО-СЬ),
- одной буквы (А-И-С-Т).
Такой метод значительно упрощает освоение чтения: в русском языке слог может состоять из 5-10 букв – например, “горсть”, “вдруг”, а склад – максимум из двух.
В наборе Зайцева 61 кубик. Они различаются:
- по объёму: на больших – твёрдые согласные, на маленьких – мягкие, на двойных – шипящие;
- по цвету и звуку при встряхивании: на серых с железным наполнителем – звонкие согласные, на оранжевых с деревянным наполнителем – глухие, а на жёлтых с бубенцами внутри – гласные.
В комплект помимо кубиков входят:
- таблица со складами,
- пособие для родителей и учителей,
- аудиодиск, где на мотив популярных мелодий распеваются склады из таблицы и алфавит.
Дети на кубиках учатся читать склады, затем показывают их на таблице и пропевают вместе со взрослым. В ходе обучения используется много игр. На занятиях малышу разрешают ходить по комнате, прыгать, бегать.
Эксперты выступили против сверхраннего обучения детей чтению и письму
Методика Воскобовича
Наиболее известные пособия автора – “Складушки” и “Теремки”.
“Складушки” – это альбом с картинками и песенками. На первых страницах – инструкция для родителей. К изданию прилагается CD-диск с аудиозаписями. Пособие рассчитано на детей с двух лет. За основу Воскобович взял складовой метод Зайцева.
Вначале ребенок учит буквы и их сочетания, а затем пропевает стишки. Согласные изучаются не по алфавиту, а вместе с гласными по парам звонкие – глухие.
В пособии два вида кубиков, сделанных из толстого картона:
-
1.
полые без верхней грани – “теремки”, на плоскостях которых изображена согласная буква, а рядом с ней вырезано окошко;
-
2.
обычные картонные кубики; на их гранях – гласные, твёрдый и мягкий знаки, картинки.
Когда кубик-вкладыш вставляется в “теремок”, одна буква оказывается в окошке рядом с другой – получается склад. Всего в наборе 12 “теремков”, 12 кубиков-вкладышей и руководство для родителей с инструкцией, заданиями и играми. Пособие рассчитано на детей от двух до восьми лет.
Роскачество оценило приложения для обучения детей чтению
Методика Чаплыгина
Евгений Чаплыгин – детский спортивный тренер по образованию. Он обучал своих детей читать по азбуке Льва Толстого, а позже узнал о методике Зайцева. Ознакомившись с ней, автор пришел к выводу, что взрослому придется потратить немало времени и сил, чтобы научиться применять метод. Тогда Чаплыгин создал свою систему обучения, упростив методику Зайцева.
На гранях кубиков Чаплыгина – не склады, а буквы или знаки препинания. Для пробелов есть два кубика без изображений. Кубики соединяются друг с другом с помощью магнитов. При этом поставить символ вверх ногами не получится: магниты не сработают.
В пособии Чаплыгина “Я читаю сам”:
- 16 деревянных кубиков,
- методички для родителей,
- игровые материалы.
Методика рассчитана на детей от четырех до восьми лет. Из кубиков составляются слова и фразы, а для запоминания и подсказок используются карточки с картинками. После прохождения всех заданий и экзамена ребенку выдаётся диплом.
Карточки Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Изначально его методика предназначалась для детей с тяжёлыми заболеваниями нервной системы – такими, как церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Однако со временем этот способ стали использовать для обучения здоровых детей.
Систему Домана называют методом целых слов. Эта концепция появилась в XVIII веке в Германии, а в XIX-м стала широко известна в США. Суть подхода в том, что сначала дети запоминают слова, а потом буквы и звуки. К изучению алфавита приступают только после того, как ребенок научился читать.
Взрослому предлагается несколько раз в день показывать ребенку карточки со словами, одновременно произнося их. На обратной стороне могут быть картинки. Каждой карточке посвящена одна секунда.
Длительность сеансов – от 15 до 30 минут. Важно, чтобы ребенку было весело и интересно. Доман также подчеркивал, что для успешного обучения необходимо положительное подкрепление. В конце каждого урока нужно обязательно похвалить маленького ученика.
Автор методики утверждал, что обучать можно с шести месяцев, и чем раньше начать, тем быстрее будет результат. Если тянуть до шести лет, дети вряд ли смогут полностью раскрыть свой потенциал.
Академик РАО: проверка скорости чтения доводит школьников до заикания
В России метод целых слов применялся в 1918—1931 годах. Опыт показал, что для русского языка этот способ обучения менее эффективен, чем другие. Он работает с английским языком, потому что в нём около 80% лексики – односложные слова и нет склонений и спряжений. Однако даже при изучении английского возникают проблемы. У ребенка не получается произнести новое для него слово, так как он не знает, как читать более мелкие единицы языка.
Методика Полякова
Сергей Поляков изначально занимался с детьми по методике Зайцева, однако позже разработал собственную систему обучения детей от двух лет. Автор заимствовал у Зайцева чтение по складам и изучение звуков без названий букв, а у Домана – принцип многократного показа группы символов с их одновременным озвучиванием. В процессе отдельные элементы заменяются на новые. Полученные знания закрепляются специальными играми. Дети не сидят за партами. Они могут свободно ходить и бегать по классу.
Обучение происходит с помощью настенных пособий – “домиков для букв”. В каждом окошке – склад. Малыши изучают последовательно буквы, склады, слоги, слова и предложения, затем читают книжки, написанные или адаптированные автором, и пересказывают их содержание, после чего переходят к самостоятельному чтению детской литературы.
Методика Монтессори
Мария Монтессори – итальянский доктор и автор методики, используемой педагогами во всём мире. Разрабатывая её, Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Особый акцент делается на уважении к ребенку и отсутствию принуждения.
Для обучения используется множество материалов:
- книги;
- карточки со словами или шероховатыми буквами;
- подвижный алфавит – набор вырезанных букв из пластика, дерева или мягкого полиэтилена;
- наборы игрушек с предметами обихода – для кухни, ванной, уборки, инструменты для сада и т. д.;
- материалы для творчества и развития сенсорики.
-
1.
Основное внимание уделяется развитию двигательных навыков и восприятия. Тренировка мышц рук позволяет быстрее научиться писать буквы и цифры.
-
2.
Вначале осваивают письмо, затем – чтение. Малышу предлагают обводить пальчиком буквы из шероховатой бумаги на карточках. После ребенок учится собирать из букв слова. Взрослые не исправляют ошибки. Считается, что со временем они уйдут без какого-либо вмешательства. Основная цель на начальном этапе – чтобы ребенок научился выражать свои мысли в письменной форме, а не изучать правила грамматики.
-
3.
Запоминание происходит через реальный опыт. Одна из игр выглядит следующим образом: ребенок берет из коробки карточку со словом. Если это глагол, ему предлагают выполнить соответствующее действие, а другие угадывают, какое слово он увидел. Если попадается существительное, надо найти нужный предмет и наклеить на него карточку.
Учить ребенка читать по Монтессори дома непросто: придется купить много дорогостоящих материалов, организовать особое пространство для занятий. Эта методика больше подходит для детских садов, однако можно включить некоторые её элементы в домашнюю программу обучения.
Как воспитать одаренного ребенка – советы психологов и педагогов
Методика Ольги Соболевой
Ольга Соболева – российский педагог и методист. В основе её метода лежит “двуполушарный подход” – одновременное развитие образного и логического мышления. В букваре автора есть задания разных уровней – сюжетные и ассоциативные игры, а также простые упражнения с игровыми элементами. К каждому прилагается комментарий для взрослого. Книга рассчитана на детей от четырех до восьми лет.
-
1.
Движущей силой обучения должен быть интерес, удовольствие от чтения. При малейших признаках скуки внимание ребенка сразу переключают на другое задание или заканчивают урок.
-
2.
Не должно быть принуждения, проверок и закрепления навыков. Обучение ориентировано на процесс, а не на результат.
-
3.
Необходимо, чтобы инициатива исходила от ребенка. Можно положить книгу на видное место и дождаться, пока он сам её откроет.
-
4.
Активное участие взрослого не менее важно. Он должен поощрять интерес ребенка, помогать, вовлекать его эмоционально.
По словам Соболевой, методика развивает образное и абстрактное мышление, интуицию, фантазию и воображение, языковое чутье и память – зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную. Буквы воплощаются в разных образах, танцуют и выполняют другие действия. В букваре можно рисовать, есть много заданий по письму.
Соболева настаивает, что для формирования навыка осознанного чтения необязательно учить фонетику, анализировать слово и т. д. Единственный элемент теории, о котором может ненавязчиво сказать взрослый – звонкость и глухость согласных: “В этом слове буква читается твердо, а в этом — мягко”. Затем приводит пример: “Выберем букву “М” и возьмём два слова – “мама” и “мишка””.
Норвежский ученый рассказала, почему электронные книги не вытеснят бумажные
Как пошагово научить ребенка читать
Большинство методик сводится к изучению элементов языка от мелких к крупным. Многие специалисты подчеркивают необходимость игрового подхода.
Шаг 1. Изучение букв
Николай Зайцев отметил, что азбука запутывает ребенка. Изображения букв в его сознании начинают ассоциироваться не со звуками, а с картинками. Малышу трудно понять, как, например, “лось”, “индюк”, “сокол” и “аист” превращаются в слово “лиса”. Лучше использовать букварь, кубики, буквы из пластика, дерева или картона.
Кроме того, важно показать малышу, что письменный язык пронизывает всю жизнь. Например, можно искать с ребенком буквы на плакатах, вывесках магазинов, упаковках и т. д.
Шаг 2: Соединение букв в склады и короткие слова
Существует множество игр и заданий для овладения этим навыком. Самое простое – складывать слово из кубиков или вырезанных букв. Ещё можно попробовать следующее упражнение:
-
1.
Взять короткое слово и произнести каждый звук отдельно.
-
2.
Прочитать по складам, растягивая звуки, а затем и слово целиком.
-
3.
Предложить ребенку повторить.
Шаг 3: Расширение словарного запаса в письменной речи
Здесь помогут флеш-карточки. Можно во время чтения указывать на слова в книгах, а через какое-то время попросить малыша сделать это самому. Хорошая идея – наклеить стикеры на предметы в квартире.
Шаг 4: Составление словосочетаний и предложений
На этом этапе можно использовать кубики, буквари, карточки и другие материалы.
Шаг 5: Чтение текстов
Основная цель обучения чтению – понимание информации, которая передается с помощью письма, поэтому необходимо не просто учить читать, а вовлекать ребенка в обсуждение историй, просить пересказать их. Будет полезно петь песенки и читать скороговорки.
Правила обучения чтению
Если обобщить, рекомендации большинства методистов можно свести к следующим правилам.
Уроки должны быть короткими. Специалисты советуют заниматься с ребенком не более 20 минут в день пять дней в неделю, но время можно немного сократить или увеличить с учетом возраста.
Очень важно, чтобы ребенку было интересно учиться. Если уроки будут скучными, у него может пропасть интерес к чтению. Поможет игровой подход: ребенок будет лучше запоминать информацию, меньше уставать, и у него сохранится мотивация. Книги малыш может выбрать сам.
Программа должна соответствовать уровню развития ребенка. Слишком сложные задания могут вызвать чувство неполноценности и стресс.
Для эффективного обучения необходим позитивный настрой. Когда ребенок слишком возбужден, капризничает или расстроен, от занятий будет только хуже. В хорошем настроении дети более восприимчивы к новому материалу.
Исправлять ошибки нужно мягко и доброжелательно. Лучше предложить малышу найти ошибку самостоятельно. Если у него не получается, можно напомнить, как прочитать правильно.
Важно обращать внимание малыша на его успехи, хвалить за каждое достижение, даже небольшое. Когда взрослый акцентирует внимание на неудачах, критикует и сравнивает ребенка с другими детьми, его мотивация снижается.
Заканчивать занятие нужно на позитивной ноте. Хорошая идея – приготовить на конец урока интересную игру или упражнение.
Упражнения для обучения чтению
Задания для обучения грамоте строятся по принципу от простого к сложному.
1. Составление слов из букв
Для этого понадобятся карточки с картинками и материалы с буквами – карточки, кубики или вырезанный алфавит.
Нужно показать ребенку картинку, дать ему буквы, из которых состоит слово, и попросить разложить в правильном порядке. Затем можно усложнить задание – дать больше букв и предложить ребенку составить как можно больше слов из имеющихся материалов.
2. Составление слов из складов
Необходимо положить на стол:
- несколько картинок,
- материалы со складами, с которых начинаются слова,
- несколько вариантов со складами, которыми слова оканчиваются; можно добавить лишние склады.
Пусть ребенок соединит элементы.
Взрослый закрывает рукой или листом бумаги последнее слово в предложении. Ребенку нужно догадаться, какое слово спрятано, или придумать свой вариант, в зависимости от цели упражнения.
Игры для обучения чтению
Процесс обучения в таком возрасте неразрывно связан с игровой деятельностью.
Можно составить список покупок вместе с ребёнком. План действий:
- открыть холодильник и шкафы, где хранятся продукты;
- спросить малыша, что нужно купить;
- записать названия продуктов на листочке и попросить прочитать.
- на прогулке вместе с ребенком сфотографировать пять вещей, которые ему понравились;
- по возвращении домой записать их названия;
- предложить ребенку прочитать и рассказать о них.
-
1.
выбрать простую сказку или историю, записать её на листе бумаги крупными буквами;
-
2.
предложить ребенку прочитать текст, помочь, если возникнут сложности;
-
3.
разрезать лист на предложения;
-
4.
перетасовать и попросить ребенка разложить карточки в правильном порядке.
Как научить ребенка читать? Советы родителям дошкольника
Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.
На LogicLike.com дети развивают логику и способности к математике. Решайте ребусы, закономерности, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 занимательных заданий.
Попробуйте наш курс в игровой форме!
В Logiclike есть всё, что вы искали
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.