Как найти ударение в слове 1 класс

Веселые уроки: как объяснить ребенку ударение в словах

Нерсесян-Брыткова Алена

Во время учебы в первом классе дети изучают, как ставить ударение в словах правильно. И если взрослым кажется, что это очень просто, младшеклассникам порой сложно понять, как выделить в том или ином слове ударный слог.

Напомним, ударением называют выделение звука, слога, слова силой голоса (повышением тона), а также значок, показывающий такое выделение.

Упражнения

Упражнение «Позови слово»

Чтобы объяснить ребенку ударение в словах, попросите его произносить их вслух и  протяжно. Учителя в начальной школе называют это упражнение «позови слово». К примеру: ма-а-ма, па-а-па. Так легко выделить ударение, которое падает на первый слог.

Чтобы ребенок понял  значение правильного ударения в словах, в ходе этого же упражнения попросите его выделить голосом букву А во втором слоге. Школьник заметит, что слово изменило звучание и стало вопросительным.

Тренируйтесь поначалу на коротких словах из двух слогов, затем на именах членов семьи. Когда ребенок поймет тему, можно продолжить занятие на словах, состоящих из трех и более слогов.

Упражнение «Поймай ударение»

Младшеклассники любят упражнения, когда учитель просит их подставить кисть руки под подбородок и произнести слово четко. Как оно работает: на ударный слог рот отрывается шире, поэтому ребенок словно ловит ударение рукой.

Упражнение «Растяни слово»

Легко объяснить ударение в словах с упражнением, когда ударный слог нужно произнести, растягивая. Оно похоже на упражнение «Позови слово», но для закрепления материала может быть и самостоятельным, так как растягивать слово можно долго.  Произносите протяжно: «доска-а-а-а-а-а, парово-о-о-о-о-о-о-оз. Ребенок должен услышать: гласная в ударном слоге легко тянется.

Для самопроверки можно сделать так: растянуть слог, в котором нет ударной гласной. Как он будет звучать: па-а-а-а-а-а-ровоз, кук-ла-а-а-а-а-а.

Подобное звучание всегда вызывает у детей смех. Они понимают, как неправильно звучат в речи слова, когда их произносят с неправильным ударением, — комментирует упражнение учитель начальных классов Наталья Крючкова.

Упражнение «Робот»

О том, как важно ставить ударение в словах, можно продемонстрировать детям с помощью веселого речевого упражнения. Выберите небольшой текст и попросите ребенка прочитать его безучастным голосом, вообще не делая ударений в словах. Получится такая безликая речь, какой бы ее могла произнести механическая машина.

Как объяснить ребенку ударение в словах с буквой Ё

Эта буква выступает как подсказка — где ставить ударение, так как Ё всегда находится в ударном слоге: ёлка, ёжик, каёмка.

Если в слове есть буква Ё. Ё — ударная всегда! Ой-ё-ёй, вот это – да!», — с таким шутливым коротком стихотворением младшеклассники запоминают это правило,  —  делится опытом учитель Наталья Крючкова. 

Ударение в похожих словах

Детей порой смущает вопрос, как ставить ударение в похожих словах. К примеру: гвОздики/гвоздИки, рожкИ/рОжки. Объясните школьнику, что в русском языке есть слова, в которых при изменении места ударения меняется значение слова. Их называют омографами.

Учитель начальных классов Елена Николаева предлагает собрать некоторые подобные слова и обсудить с детьми их значение:

Гвоздики:

  • растение с яркими цветами (пряность);
  • заострённый железный стержень со шляпкой на конце.

Село:

  • большое крестьянское селение;
  • опустилось с высоты.

Рожки:

  • макаронные изделия;
  • небольшие выросты на голове у животного;
  • сигнальные или музыкальные инструменты в виде изогнутой трубы.

Чудно;

  • странно, необычно;
  • прекрасно, очаровательно.

А чтобы ребенок увидел, затем произнес вслух и услышал, как меняется значение одинаковых слов от ударений, можно записать следующее упражнение:

уху    Мы сегодня ели … .

Комар подлетел к … .

ворот   Собака сидела у … .

У рубахи оторван … .»

Для более подробного изучения стоит приобрести словарь омографов русского языка. Или составить таблицу наиболее распространенных из них.

Таблица омографов

а́тлас атла́с
бе́лки белки́
(к) бе́регу берегу́
ве́сти вести́
ви́ски виски́
во́рот у воро́т
в свя́зи в связи́
гво́здик  гвозди́к
ду́хи духи́
до́рог доро́г
е́ду еду́
жи́ла жила́
за́мок замо́к
за́пах запа́х
и́рис  ири́с
клу́бы клубы́
(у) ле́са леса́
ме́ла мела́
нача́ло начало́
о́рган орга́н
па́ром паро́м
пе́кло пекло́
ру́на руна́ (шерсть)
се́ла  села́
тру́сы трусы́
у́гольный уго́льный
хло́пок хлопо́к
це́лую целу́ю
че́ка чека́

Видео

Читайте также:

  • Как научить ребенка красиво писать: советует учитель начальных классов
  • Готовьтесь платить: стало известно, по каким предметам школьникам чаще всего нужны репетиторы
  • Как научить ребенка читать: поясняет учитель начальных классов

Фото: © Depositphotos

2 декабря 2021 16:00 | Отредактировано: 29 июля 2022 12:14

Конспект интерактивного урока по

«Русскому языку» для «1» класса

Урок № 70

Тема: Ударение и перенос слов

На уроке вы:

  1. Вспомните, что такое ударение и перенос слова.
  2. Научитесь ставить ударение и переносить слова по слогам.
  3. Сможете сами составлять слова из слогов, исправлять ошибки.

Основные термины и понятия:

  1. Буква – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
  2. Звук – это буква, которую мы слышим и произносим.
  3. Слог – это часть слова с одним гласным звуком, которую мы поизносим на одном дыхательном толчке.
  4. Ударение – силовое выделение слога голосом.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Теоретический материал:

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?

тОрт – тОрты

бАнт – бАнты

Ёж – ежИ

нОж – ножИ

зАяц – зАйцы

пАлец – пАльцы

кОшка – кОшки

блОшка – блОшки

А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!

тОрт – тОрты

бАнт – бАнты

Ёж – ежИ

нОж – ножИ

зА-яц – зАй-цы

пА-лец – пАль-цы

кОш-ка – кОш-ки

блОш-ка – блОш-ки

Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?

Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?

Давайте повторим ещё раз!

Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.

Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».

Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.

Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?

Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.

Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.

Но и у переноса слов есть свои секреты.

= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.

= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.

А теперь давайте потренируемся!

Задание 1

В каком слове правильно стоит ударение?

Варианты ответа:

а) слѐды

б) перѐход

в) зайцы̀

г) то̀рты

Задание 2

Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.

Слово

Перенос/слоги

У- ни – ве- рсам

А-ви-а-ци-я

Юла

Доб-рая

Е-нот

Задание 3

Расставьте слова от большего количества слогов в них к меньшему (если количество слогов одинаковое, то поставьте сначала слово, в котором больше букв).

Предложения:

1 друзья

2 портфель

3 хамелеон

4 кот

5 спорт

6 урок

7 микрофон

8 телефон

Задание 4

Разгадай кроссворд.

2

1

5

3

6

4

7

По горизонтали:

  1. … – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
  2. Если в слове две … буквы, то в нём будет два слога.
  3. Чтобы выделить ударный слог, над гласной в нём мы ставим …
  4. Часть слова, которую мы произносим на одном дыхании – это …

По вертикали:

  1. … – это буква, которую мы слышим и произносим.
  2. … слог – это слог, на который не падает ударение.
  3. Если слово не влезает на строчку, его нужно ….

Задание 5

Спишите текст, разделите его зелёной ручкой по слогам, а синей – по принципу переноса.

Соната.

Я гулял по деревне и услышал прекрасную музыку. Мне очень захотелось узнать, кто так красиво играет.

Я пошёл на звуки музыки и увидел маленькую девочку за фортепиано. Она перестала играть, повернулась ко мне и спросила, не хочу ли я послушать её сонату.

С тех пор мы с Лилей – лучшие друзья.

Ответы:

Задание 1

Правильный вариант: Г

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А,Б,В

Задание 2

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Слово

Перенос/слоги

У- ни – ве- рсам

Слоги

А-ви-а-ци-я

Слоги

Юла

Перенос

Доб-рая

Перенос

Е-нот

Слоги

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными

Задание 3

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1 2 3 4 5 6 7 8

Правильный текст

1 хамелеон

2 микрофон

3 телефон

4 портфель

5 друзья

6 урок

7 спорт

8 кот

Неправильный вариант ответа:

Любые другие комбинации

Задание 4

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

2б

е

1з

з

в

5у

д

а

р

е

н

и

е

у

д

3б

у

к

в

а

р

6п

4г

л

а

с

н

ы

е

ы

р

й

е

н

е

7с

л

о

г

т

и

По горизонтали:

По вертикали:

3. буква

4. гласные

5. ударение

7. слог

1. звук

2. безударный

6. перенести

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными

Задание 5

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

С точки зрения слогов:

Со-на-та.

Я гу-лял по де-ре-вне и у-слы-шал пре-крас-ну-ю му-зы-ку. Мне о-чень за-хо-те-лось у-знать, кто так кра-си-во и-гра-ет.

Я по-шёл на зву-ки му-зы-ки и у-ви-дел ма-лень-ку-ю де-во-чку за фор-те-пи-а-но. О-на пе-ре-ста-ла и-грать, по-вер-ну-лась ко мне и спро-си-ла, не хо-чу ли я по-слу-шать е-ё со-на-ту.

С тех пор мы с Ли-лей – луч-ши-е дру-зья.

С позиции переноса слов:

Со-на-та.

Я гу-лял по де-рев-не и услы-шал прек-рас-ную му-зы-ку. Мне очень за-хо-те-лось узнать, кто так кра-си-во игра-ет.

Я по-шёл на зву-ки му-зы-ки и уви-дел ма-лень-кую де-воч-ку за фор-те-пиа-но. Она пе-рес-та-ла иг-рать, по-вер-ну-лась ко мне и спро-си-ла, не хо-чу ли я пос-лу-шать её со-на-ту.

С тех пор мы с Ли-лей – луч-шие дру-зья.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация ответов

Как легко научить ребенка определять ударение в слове

Как бы я ни относилась к фонетическому разбору слов на уроках русского в 1 — 2 классе — от него никуда не денешься, учить его придется.

Но среди всего, что связано с этим разбором, есть одна реально нужная и полезная вещь: определение ударения. В жизни пригождается многим, независимо от рода профессии.

Помните, ударение мы изображаем, как косую чёрточку, которая «падает» на какую-то гласную в слове.

Если гласная в слове одна (как в слове «кОт», например) ударение определить легко: ударение всегда падает на гласную — и тут без вариантов.

А если гласных несколько, начинаются сложности.

Учителя в школах тоже иной раз как-то странно объясняют. Например, я впервые узнала, что Шурик в школе проходит ударение, застав его за растягиванием слов, вроде «ооокноооо» вместо «окно».

Гласные — они на то и гласные, чтобы любую можно было «спеть»: растянуть сколько угодно. Вот дети и ошибаются с ударением.

Научу вас верному беспроигрышному «физиологическому» способу определения ударения в словах. А вы научите этому детей и удивитесь, насколько это просто.

  • берем любое слово, в котором нужно найти ударение.
  • поднимаем руку вверх (правую, если вы правша, левую — если левша)
  • произносим нужное слово громко и торжественно, как на параде

В момент произнесения слова громко и торжественно — ваша рука, поднятая вверх, автоматически дёрнется (будто ударит) РОВНО в том месте, где гласная под ударением.

Дело в том, что для громкого произнесения ударной гласной нам приходится «подкачать» воздуха из лёгких, и поднятая вверх рука автоматически используется в нужный момент вроде рычага для насоса 🙂

Так что этот способ будет гарантированно работать всегда и у всех (кроме тяжелых расстройств вроде ДЦП).

Научите этому своих детей, можно даже дошкольников — и проблема определения ударения в слове будет снята на раз 🙂

А у меня на этом всё. Спасибо, что дочитали.

Еще больше материалов по обучению дошкольников и младших школьников в моем блоге Про KUMON.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/kumon/kak-legko-nauchit-rebenka-opredeliat-udarenie-v-slove-5ee5996faac0714a035b486d

Правильное ударение: как научить ребенка, играя

Каждый родитель с трепетом ждет, когда начнет говорить его кроха. Первые слова, лепетания – все это мило и трогательно. Но ближе к школе взрослые замечают, что ребенок неправильно ставит ударение в некоторых, иногда во всех, словах. В этом нет ничего страшного, проблему легко можно устранить, если заниматься с ребенком. Рекомендации специалистов подскажут родителям, как ребенка научить ставить ударение в словах.

Действительно ли важно — правильно ставить ударение

Постановка ударения так же важна, как грамотное написание слов. Это – неотъемлемая часть изучения родного языка. Правильно ставить ударение в словах нужно для того, чтобы распознавать в потоке речи отдельные слова. Часто ударение нужно для смыслового определения слова. В одном и том же слове ударение может поменять полностью смысл. Например, мУка и мукА, трУсы и трусЫ.
Бывает, что неправильное ударение может испортить впечатление о собеседнике. Достаточно услышать позвОнишь, катАлог и сразу возникают сомнения по поводу образованности человека. Это примерно то же самое, как читать письмо (сообщение) со сплошными ошибками. Особенно остро это чувствуется, когда речь идет об общении с человеком, который обучает других людей.

Подходящий возраст для обучения правильному ударению

В корне неверны рассуждения взрослых о том, что ребенка всему должны научить в школе. Если пустить на самотек такую ситуацию, то можно получить самые негативные последствия. Одно из них – насмешки одноклассников. Особенно остро на них будет реагировать стеснительный ученик. Если во время чтения или в разговоре он произносит слова неправильно, это вызывает смех сверстников. В итоге ребенок может замкнуться в себе из-за страха сказать неправильно, что скажется на дальнейшем обучении.

Точного возраста, когда стоит приступать к занятиям, нет. Одни дети начинают говорить рано, другие – поздно. Поэтому ориентироваться надо на конкретного ребенка и темпы его развития. Как только малыш заговорит, поправлять его надо сразу, чтобы он привыкал к правильному произношению.
Если родители упустили этот момент, то начинать надо в любое время, как только заметили, что проблема существует. Ждать, что с возрастом пройдет (наши пресловутые «выговорится» и «перерастет») не стоит. Научиться правильно говорить и ставить ударение на ранней стадии легче, чем исправлять запущенную форму.

Важно! Ни в каком возрасте ребятишкам не пойдут на пользу коверканные слова, которые они слышит от взрослых. «Хаясё» вместо «хорошо», «асета» вместо «конфета» и другие подобные слова воспринимаются малышом, как норма. Если взрослые с улыбкой коверкают речь, когда крохе 2-3-4 года, то ребенок просто не поймет, почему вдруг в 5-6-7 лет это перестало быть нормой и почему вдруг его за это ругают.

Причины неправильной постановки ударения

Проблема неправильного ударения присуща большому числу детишек. Это не аномалия, не редкость, поэтому и паниковать не стоит. Специалисты видят основные причины неумения определять ударения в следующем:

  1. Окружение и качество общения. Если ребенок постоянно слышит слова с неправильным ударением, то велика вероятность, что и он будет так говорить, принимая услышанное за верный вариант. Бывает, что родственники, услышав от ребенка неправильное произношение, начинают повторять – в шутку, потому что посчитали это произношение забавным. Это в корне неверные действия.
  2. Всегда надо поправлять дитя, мягко, без агрессии. Родителям надо следить, какие мультфильмы смотрит ребенок, в некачественной анимации встречается проблема неправильного ударения. Родственники и все, кого ребенок часто слышит, оказывают прямое влияние на речь. Важно просить всех говорить правильно.
  3. Дефицит общения. С детьми любого возраста важно много разговаривать. Много читать, обсуждать, объяснять. Так у малыша формируется словарный запас. Если он испытывает дефицит общения, то попросту не знает – как правильно надо ставить ударение в словах.
  4. Лепетанье. Во многих семьях есть привычка общаться с крохой на его языке, так называемое сюсюканье, что накладывает отпечаток на формирование речи. С детьми так нельзя разговаривать, это наносит вред развитию. Всегда надо называть предметы и явления своими именами. Ребенок может не выговаривать сразу большинство слов, но если он будет слышать правильный вариант, то рано или поздно начнет произносить правильно. Если же взрослые постоянно называют предметы «детским» языком, то и малышу трудно понять, как надо.
  5. Непонимание, зачем нужно ударение. Детям непонятно, что значит ставить ударение, куда падает ударение, как оно может «стоять и падать». У них буквальное восприятие. Поэтому надо объяснять важность и значимость до тех пор, пока ребенку не станет понятно.

Важно! Для малолетних детей в большинстве случаев родители – самые авторитетные взрослые. Поэтому они будут перенимать манеру общения. Задача взрослых – подать правильный пример речевого общения.

Как научить детей правильно ставить ударение

Цель родителей – в наиболее доступной форме объяснить ребенку необходимые знания (слоги, ударение). Менторский тон и суровый взгляд отобьют желание учиться. Заставлять насильно не стоит, результата такие занятия не дадут. Основные правила:

  • Процесс обучения должен происходить в максимально удобной для ребенка форме, то есть в процессе игры. Именно такой подход дает лучший результат (не только при обучении ударению, а во всем).
  • Полезнее комбинировать разные методы обучения: так больше шансов, что материал усвоится. Надо найти «свой» прием, который подойдет. То, что приносит результат с одним малышом, может не сработать с другим.
  • Желательно применять фантазию, сделать процесс обучения забавным, веселым, чтобы ребенок сам проявлял желание учиться и узнавать.

Методы и приемы обучения

В увлекательной форме дошкольникам усваивать материал легче, поэтому главный прием обучения – игра.

  • Можно поиграть с ребенком в расстановку ударения в одном слове, но в разных местах. Для начала надо взять любое слово из двух слогов и поменять ударение: Окно и окнО, шарИк и шАрик и так далее. Этот прием позволит понять, почему так важно правильное ударение. Впоследствии можно увеличивать количество слогов рАкета-ракЕта-ракетА и так далее. Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
  • Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!

Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг!

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начАть,
Встанем все по алфавИту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавИт,
Тот расчёт наш облегчИт.

  • Для обучения можно использовать кубики Зайцева, на гранях которых написаны слоги. Интересно составить слова из слогов и определить, какой из них ударный. Ударный слог можно как-то отметить – нарисовать ударение на листе и положить сверху или придумать свой способ. Такой прием поможет научить ребенка читать.
  • Произносить слова растяжно, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и так далее. Но слишком долго этот прием использовать не стоит, чтобы ребенок не привык петь слова.
  • Обозначать ударный слог звуковым действием – пусть это будет хлопок в ладоши, удар молоточком в барабан, бубен. Задача: чтобы ударный слог звучал громче безударных.
  • Детям, которые умеют читать, можно написать на листе слова и предложить выделить ударный слог – обвести его цветным карандашом, подчеркнуть, нарисовать над ним что-то и так далее. Нужно, чтобы этот слог отличался от остальных.
  • Игра «подлови родителя» — взрослый называет слова с правильным и неправильным ударением, ребенок должен «подловить» на неправильном произношении и исправить.
  • Можно разучивать песенки и стишки, не договаривая последнее слово. Пусть его дополнит ученик.
  • Игра «угадай слово»: взрослый говорит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, ребенок поправляет и говорит свое, его поправляет взрослый и так по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и далее в таком духе.

Частота занятий

Обучение ребенка должно проводиться регулярно, в идеале – непрерывно, но незаметно. Это не детский сад и не школа, когда «сегодня среда, после завтрака садимся за ударение». Для малыша такой подход будет скучным. Можно играть везде: по дороге в детский сад или из сада (называя предметы, которые встречаются на пути), во время купания, на велопрогулке и так далее.
Обучение правильной постановке ударения не требует каких-то специальных правил, главное тут – общение. Можно за чтением любимой сказки проверить – насколько хорошо ребенок усваивает материал – нарочно произнести привычное слово неверно и следить, заметит ли ребенок.

Источник статьи: http://myintelligentkids.com/pravilnoe-udarenie-kak-nauchit-rebenka-igraya

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации

Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.

Почему дети ошибаются?

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.

Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ

  • Малыш постоянно слышит ошибочные варианты постановок ударения. Это происходит дома, в садике, с экранов телевизоров. Дети быстро впитывают информацию, поступающую отовсюду. Поэтому начать борьбу с проблемой родителям следует с контроля собственного произношения.
  • Недостаток общения со взрослыми. Дети склонны подражать родителям и другим родственникам, так они обучаются всему. Нехватка общения может негативно повлиять на общее развитие малыша, на его речь. Ребенок должен слышать то, как нужно говорить. В противном случае он будет придумывать собственные слова.
  • Сюсюканье. Взрослые часто сюсюкают с малышами, стараются разговаривать с ними на «детском» языке. Ребенок слышит неправильный вариант слова и не сомневается в том, что так его и нужно произносить.
  • Непонимание самого понятия. Малыш не понимает, что ему нужно ставить ударение. Он просто произносит слова, и какие-то звуки звучат громче других.

Когда начинать занятия?

Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание

Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.

Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.

Как научить ставить ударение: правило №1

Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.

Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.

Как часто заниматься?

Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

«Угадываем слова»

Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

«Позови меня»

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».

Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.

«Молоточек»

Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.

Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.

Народные методы

Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.

Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.

Кубики Зайцева

Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.

Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.

Разные упражнения

Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.

«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.

Помимо этого

Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.

Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».

Что такое ударение в русском языке?

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

В сло­ве «домик» глас­ный «о» пер­во­го сло­га явно выде­ля­ет­ся инто­на­ци­ей голо­са. Он про­из­но­сит­ся немно­го силь­нее, гром­че и зву­чит более про­тяж­но, чем вто­рой глас­ный «и». Говорящий как бы уда­ря­ет его неви­ди­мым моло­точ­ком, как по струне музы­каль­но­го инстру­мен­та. Это удар­ный глас­ный в этом слове.

В сло­ве «куз­не­чик» голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный вто­ро­го сло­га, кото­рый так­же явля­ет­ся удар­ным. Он зву­чит отчёт­ли­вее и длин­нее, чем дру­гие глас­ные в этом слове.

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Не во всех сло­вах рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние. Учтем, что бук­ва «ё» все­гда обо­зна­ча­ет удар­ный глас­ный в любом сло­ве, поэто­му нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти обо­зна­чать её спе­ци­аль­ным значком:

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

  • в сло­вах с бук­вой «ё»;
  • в сло­вах с одним слогом.

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»

Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?

Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?

Почему это важно?

Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:

  • новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
  • неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.

Поэтому важно следовать двум важным правилам.

  1. С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
  2. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Игры в помощь

Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).

После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».

Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.

  • «Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.
  • «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).
  • «Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка.
  • «Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.
  • «Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.
  • «Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву.

Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.

Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».

Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.

Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/fonetika/chto-takoe-udarenie.html

http://razvivashka.online/razvitie-rechi/nauchit-stavit-udarenie

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.

С понятием «ударение» ребят знакомят в 1 классе. Узнаем, что такое ударение, если сначала выясним, что слова состоят из звуков, которые объединяются в слоги. Ударение тесно связано со слогоделением.

Понятие о слоге

Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:

  • тра-ва
  • до-ро-га
  • кра-со-та

При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.

Определение

Слог — это гласный или сочетание гласного с согласными, которые произносятся одним толчком воздуха. Гласный звук является слогообразующим.

Слог

В слове столько слогов, сколько в нем звучит гласных.

Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:

  • мак
  • кит
  • лоб
  • сыр

Два гласных звука составляют двусложные слова:

  • кар-та
  • ши-ло
  • по-ле
  • ру-ка

Двусложные слова

Три гласных звука образуют трехсложные слова:

  • ма-ли-на
  • ко-ро-на
  • кар-ти-на

Запомним!

В слоге может быть только один гласный звук.

Понятие об ударении

При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.

Послушаем, как звучат слова:

  • до́-мик
  • куз-не́-чик

В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.

В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.

Определение

Ударение — это выделение голосом гласного звука в слове.

Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.

Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:

  • мо́ре
  • кора́блик
  • полотно́

Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.

Ударение это

Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:

  • сёстры
  • берёт
  • самолёт

В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:

дар, мир, сорт, брат, друг, рысь, люк.

Итак, ударение не ставится

  • в словах с буквой «ё»;
  • в словах с одним слогом.

Функции ударения

Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.

Никто не поймёт, что такое «ру́ка».

Функции ударения

С  помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (халата).

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 13

Добавить комментарий