Как найти ударение в стихах

Ритмика в стихах. Пособие

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

  • Содержание
  • Ключевые термины
  • 1. Ударения
  • 2 Схематическая запись
  • 3 Разновидности стоп
  • Совет начинающим
  • 4. Обозначение ритма
  • 5. Идеальный стих
  • 6. Паузы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:

а я на днЯх летал за грАнью

и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,

Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Как определить размер стихотворения?

Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.

С чего начать?

Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.

Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.

Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.

Всего размеров, изучаемых в школе, 5:

Название метра Определение Стихотворение Схема
Хорей Хорей — двухсложный
(состоящий из 2-х слогов)
стихотворный размер с ударением
на первом слоге.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—‿—´
—´‿—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´‿—
Ямб Ямб — двухсложный
(состоящий из 2-х слогов)
стихотворный размер с
ударением на второй слог.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
‿—‿—´‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—´‿—‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
Дактиль Дактиль — трехсложный
(состоящий из 3-слогов)
размер с ударением на
первый слог.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
Амфибрахий Амфибрахий — трехсложный
(состоящий из 3-слогов)
стихотворный размер с ударением
на второй слог.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿
Анапест Анапест — трехсложный
(состоящий из 3-х слогов)
размер с ударением на
третий слог.
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿‿—´‿‿—´‿‿—´
‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿
‿‿—´‿‿—´‿‿—´

А теперь непосредственно к инструкции.

Шаг 1. Деление на слоги

Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.

С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):

дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.

И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.

Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:

  • слогов в слове столько же, сколько и гласных звуков (тара — 2 гласных звука = 2 слога)
  • слогами считаются и односложные слова (дом — 1 гласный звук = 1 слог; я — 1 гласный звук = 1 слог)
  • в слоге может быть как несколько звуков, так и всего один (от-дать; э-та)

В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.

Шаг 2. Постановка ударения

Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.

Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.

Для чего ж с контУров нежной,

Грубо сорван саван снежный,

Жечь зачем ее цветы?

Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.

Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.

В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.

Шаг 3. Определение стихотворного размера

Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.

Способ 1. Схема

Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).

Чтобы определить стихотворный размер этим методом, вам необходимо схематично отобразить слоги с ударениями. Графическое изображение подразумевает отсутствие текста, но сохранение ударения и слогов. Слоги при этом рисуются одинаково, уже не подчиняясь форме текста. Ударные слоги могут обозначаться так: —´, а могут так: ‿´ . Безударные всегда ‿

Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):

Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.

Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:

Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.

Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.

В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.

Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов

Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.

Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.

В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.

А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.

Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:

  • Если ударные слоги 1, 3, 5, 7, то это хорей
  • Если ударные слоги 2, 4, 6, 8, то это ямб
  • Если ударные слоги 1, 4, 7, 10, то это дактиль
  • Если ударные слоги 2, 5, 8, 11, то это амфибрахий
  • Если ударные слоги 3, 6, 9, 12, то это анапест

На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.

Тесты

Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.

1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.

Отрывки из стихотворений:

  1. В рабстве спасённое
    Сердце свободное —
    Золото, золото
    Сердце народное!
    (Н.А. Некрасов)
  2. Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    («Пророк» Лермонтов)
  3. Стояла зима.
    Дул ветер из степи.
    И холодно было младенцу в вертепе
    На склоне холма.
    (Б. Л. Пастернак)

СтоЯла зимА: ‿—´‿‿—´

Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿

И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿

На склОне холмА: ‿—´‿‿—´

2. Определите размер отрывков из стихотворений.

  1. Славная осень! Здоровый, ядреный,
    Воздух усталые силы бодрит
    (Н.А. Некрасов)
  2. Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную
    (М.Ю. Лермонтов)
  3. Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    (А. Блок)

[spoiler title=”источники:”]

http://pishi.pro/teoriya-literatury/stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami-656/

[/spoiler]

Занятие 34. Размер стиха

РАЗМЕР — способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха — это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо — тоническом — метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д.

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека —
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)

Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный.
На примере Блока введу понятие анакрузы.
А вот пример смешанного ямба (1-3 строки — пятистопный ямб, 2-4 — двустопный):

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)

Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | | . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | | . Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

1. Хорей — Ударение с 1-ого слога
2. Ямб — со второго
3. Дактиль ударение с первого
4. Амфибрахий ударение со второго
5. Анапест — ударение с третьего
6. Пеон первый -ударение с первого
7. Пеон второй ударение со второго
8. Пеон третий ударение с третьего
9. Пеон четвёртый. Ударение с четвертого
10.Дольник- хорей, опущена одна гласная

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

АМФИБРАХИЙ — трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
М.Ю.Лермонтов

АНАКРУЗА — слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо — тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле — нулевая, в ямбе и амфибрахии — односложная, в анапесте — двусложная.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»

ИКТ — ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) — безударный слог в стихе.

ЛОГАЭД — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики.

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

ОДНОСЛОЖНИК — экзотический односложный размер. Все слоги ударные.
Применяется крайне редко.
Дол
Сед
Шел
Дед.
Вёл —
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
И.Л. Сельвинский.

ПЕНТОН — (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А.В.Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

ПИРРИХИЙ — один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии — двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение на слабом месте стихотворного метра.

Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов

СПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский — колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть, и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин

ТРИБРАХИЙ — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге.

«Неповторимая дней благодать. «

УСЕЧЕНИЕ — неполная стопа в конце стиха или полустишия.

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется.

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова —
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

— Что с тобой? — спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает — с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Стихотворные размеры

Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.

Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.

Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).

Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.

В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.

Инструкция по определению стихотворного размера ТУТ.

Силлабо-тонические размеры

В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

Двухсложные размеры

К двухсложным размерам относят хорей и ямб.

Хорей

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Схема: —´‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
—´‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—‿—´
—‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—´‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´
—´‿—´‿—‿—´‿
—´‿—´‿—‿—´
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—‿—´
—´‿—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´‿—
Университетская программа
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—‿—´
—‿—´‿—‿—´

—´‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—
—´‿—´‿—´‿—

Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿—´‿—´‿—´‿—´‿
‿—´‿—´‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—´‿—´‿—‿—´
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
‿—‿—´‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—´‿—‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
Университетская программа
Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
‿´—‿—´‿—´‿—´
‿—‿—´‿—‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—‿—´‿—´‿—´

Трехсложные размеры

К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест).

Дактиль

Дактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог.

Схема: —´‿‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
Университетская программа
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.
—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿
—´‿‿´—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿

Амфибрахий

Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´
‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿
‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´
‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿
Университетская программа
И осень, которая вдруг началась
Прилежно,
Меня веселит на сей раз
И тешит.
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´
‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´
‿—´‿

Анапест

Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог.

Схема: ‿‿—´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿‿—´‿‿—´‿‿—´
‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿
‿‿—´‿‿´—´‿‿—´
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿‿—´‿‿—´‿‿—´
‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿
‿‿—´‿‿—´‿‿—´
Университетская программа
От других мне хвала — что зала,
От тебя и хула похвала
‿‿—´‿‿—´
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿´
‿´‿—´‿‿—´
‿‿´—´‿‿—´‿‿—´‿

Логаэд

Логаэд — это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.

Песню запойте для нас, милые Музы!
Лепит понтийский закат тень на вершине.
Воздухом нежной зимы пахнут арбузы,
Медом осенней зари — спелые дыни.
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
(стяжение в 3 стопе)
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
(стяжение в 5 стопе)

Дольник

Дольник — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)

Его встречали повсюду
На улицах в сонные дни.
Он шел и нес свое чудо,
Спотыкаясь в морозной тени.
‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´1—´2—´(1)
‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´(0)
‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´1—´2—´(1)
‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (2)—´2—´2—´(0)

(1) (односложная анакруза)
—´ (ударный икт)
1 (слабое место)
—´ (ударный икт)
2(слабых места)
—´ (ударный икт)
(1) (женская клаузула).
Для определения размера
от большего отнимаем меньшее:
2 — 1 = 1 (Это Дольник)

Трясина кругом да камыш кудлатый,
На черной воде кувшинок заплаты.

А под кувшинками в жидком сале
Черные сомы месяц сосали

‿—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿ (1)—´2—´2—´1—´(1)
‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´2—´1—´2—´(1)
‿—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿ (1)—´2—´2—´1—´(1)
‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´2—´1—´2—´(1)
2 — 1= 1 (дольник)

Сверхсхемные ударения

Сверхсхемные ударения (внеметрические) — это ударения на слабых местах в стихе.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´—´‿—´‿—´‿—´.

Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей.

Спондей

Спондей — сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.

Схема: ‿´—´ или —´‿´ (записывать — — неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
‿´—‿—´‿—´‿—´
‿—‿—´‿—‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—‿—´‿—´‿—´

Пропуски метрических ударений

Пропуск метрических ударений — это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿—‿—´‿—‿—´ — такое явление и называется пропуском метрических ударений.

Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий.

Пиррихий

Пиррихий — пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.

Схема: ‿— или —‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Ты, меня любивший фальшью
Истины — и правдой лжи,
Ты, меня любивший — дальше
Некуда! — За рубежи!

Ты, меня любивший дольше
Времени. — Десницы взмах! —
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.

—´‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—‿—‿—´

—´‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—‿—´‿—´
(как мы можем заметить, реальное ударение
не ставится на союзы, частицы, предлоги,
но ставится на односложные слова)

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—‿—´
—´‿—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´‿—

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.

Тактовик

Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
Сухими шагами командир идёт.

И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс — ост.

‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´ (1)—´1—´3—´2—´(0)
‿—´‿‿—´‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´1—´(0)

3-0=3 (ткт)

Никогда не перестану удивляться
Девушкам и цветам!
Эта утренняя прохладца
По белым и розовым кустам…
‿‿—´‿‿‿—´‿‿‿—´‿ (2)—´3—´3—´(1)
—´‿‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´(0)
‿‿—´‿‿‿‿—´‿ (2)—´4—´(1)
‿—´‿‿—´‿‿‿—´ (1)—´2—´3—´(0)
4-1=3 (ткт)

Акцентный стих

Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
—´‿—´‿‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿
—´‿‿‿‿—´‿—´
—´‿‿‿‿—´—´‿‿
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´
‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.

Укажите размер, которым написано стихотворение.

Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб)

источники:

http://pishi.pro/teoriya-literatury/stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami-656/

http://lit-ege.ru/stihotvornye-razmery/

Как ставить ударение в стихах для определения стихотворного размера?



Ученик

(100),
закрыт



6 лет назад

Дополнен 6 лет назад

Повторюсь если стихотворный размер больше кол-ва слогов в словах, или кол-во слогов в словах больше стихотворного размера то как быть?

Nickie

Мудрец

(13848)


6 лет назад

Вот поэтому правильней говорить не “ударный слог”, а сильный слог.
В одном слове может быть НЕСКОЛЬКО сильных слогов.
“у лУкомОрья дУб зелЕный”
“когдА мой двОр уЕдинЕнный
печАльно снЕгом занЕсеннЫй”
“как мИмолЕтноЕ видЕнье
как гЕний чИстой крАсотЫ’

А могут быть слова, в которых нет ни одного сильного слога
” снова вЫплыли гОды из мрАка”
____
Когда говорят об ударных слогах, на самом деле имеют в виду сильные слоги.
Если не лень, погуглите термины “сподвей” и “пиррихий”

NickieМудрец (13848)

6 лет назад

А определяется размер проще паренной репы.
Нужно “примерить”, можно ли задать ритм строчки повторном одного слова:
водА
мАма
рАдуга
собАка
молокО
В конце строки допустим “обрубок” слова.
Например,
Вода-вода, вода, вода-во
Вода-вода, вода, вода
(Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты)

Александр Савенок

Оракул

(51095)


6 лет назад

Не длина слова является мерой – или ширина! – а именно заданные длина и ритм Стиха, в который и укладываются все подряд слОги – а не словА! Ударение может пасть куда угодно, хоть на предлог;
“я ИЗ ле// су ВЫ-шел // был СИЛЬ-ный /мо-РОЗ” – если речь о силлабо-тонике….
В том и уникальность жанра, что сочетаются смысл и ритм… если сочетаются!

Источник: Остерегайтесь подделок!

Злобный Лелик

Искусственный Интеллект

(289536)


6 лет назад

Бросьте всю эту фигню. У поэта один ритм — в голове. Маяковский, Есенин, Хлебников, Соснора — какие у них были ритмы? А? Если внутреннего ритма нет — ничего не поможет. Я даже больше скажу. Прозаик, у которого нет ритма в голове — ничего путного не напишет.

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

1. Ударения

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:

а я на днЯх летал за грАнью

и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,

Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

Переакцентуация, дактиль и другие герои «Молитвы»

Ямб, дактиль, силлаботоника, запретная переакцентуация, молитвословный стих и другие термины науки о метре и ритме, полезные при разговоре о лермонтовской лирике

Источник статьи
Материал подготовлен
 Кириллом Головастиковым

Поэт. Гравюра по рисунку Франсуа Буше. Франция, XVII век © The Metropolitan Museum of Art

Силлаботоника — это способ организации ритма в стихах; большинство русских классических стихотворений написаны именно силлаботоникой. В таких стихах распределение ударных и безударных слогов неслучайно. Обычно эта неслучайность достигается многократным повтором одной и той же комбинации из нескольких слогов; такие комбинации называют стопами. Например, стопа ямба состоит из двух слогов, первого безударного и второго ударного; первая строка поэмы «Мцыри» состоит из четырех идеальных стоп ямба: «Немно| го лет| тому| назад». Соответственно, стихотворный размер поэмы называется четырехстопным ямбом. В хорее, напротив, первый слог ударный, а второй безударный. «Ночь ти| ха. Пу| стыня| внемлет| богу» — это пятистопный хорей.

Дактиль — одна из пяти главных силлабо-тонических стоп. Дактиль состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные два безударные. Строки «Молитвы» состоят из четырех стоп дактиля:

Срок ли при| близится| часу про| щальному
В утро ли| шумное|, в ночь ли без| гласную —
Ты воспри| ять пошли| к ложу пе| чальному
Лучшего| ангела| душу пре| красную.

В силлаботонике разрешены отклонения от идеальной схемы. Самые популярные — это пропуск ударения и сверхсхемное ударение.

Пропуск ударения возникает, когда безударный слог стоит там, где по силлабо-тонической схеме ожидается ударный слог. В этих двух строках «Молитвы» пропущены ударения на первом и седьмом слогах от начала (то есть на первой и третьей стопах дактиля):

Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием.

Это происходит из-за того, что на эти места попадают безударные части речи: частицы, предлоги, союзы, а также безударные слоги других значимых слов.

Сверхсхемное ударение возникает, когда ударный слог появляется там, где по силлабо-тонической схеме должен бы стоять безударный. В самой первой строке «Молитвы» сверхсхемное ударение появляется на втором слоге: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», а, например, в строке «Ты восприять пошли к ложу печальному» — на шестом.

Запретная переакцентуация — нарушение правил силлаботоники. Это своеобразное совмещение сверхсхемного и пропущенного ударения: одно и то же слово своим ударным слогом стоит на месте безударного, а безударным — на месте ударного. Если порознь эти приемы разрешены, то вместе — недопустимы. «Молитва» содержит чуть ли не уникальный пример переакцентуации в русском стихе XIX века: это строка «Окружи счастием душу достойную». В ней законы метра и законы языка вступают в непримиримое противоречие: если читать строку по схеме дактиля, то слово «окружи» пришлось бы ударять на первый слог.

Поэт. Гравюра с рисунка Джузепе де Риберы (Ло Спаньолетто)© The Metropolitan Museum of Art

Окончание, или клаузула, — это безударные слоги, следующие за последним ударным слогом в строке. Если строка кончается на ударный слог и никаких безударных слогов за ним нет, то такое окончание называют мужским: «В море царевич купает коня». Если после последнего ударного один безударный слог, то это женское окончание: «Молча сижу под окошком темницы». В «Молитве» во всех строках после последнего ударного идут два безударных слога, как в стопе дактиля, поэтому такое окончание называют дактилическим.

Цезура — это место в стихе, на котором обязательно должно оканчиваться одно слово и начинаться новое. В «Молитве» цезура неукоснительно стоит между шестым и седьмым слогами:

Окружи счастием | душу достойную,
Дай ей сопутников, | полных внимания,
Молодость светлую, | старость покойную,
Сердцу незлобному | мир упования.

А в «Выхожу один я на дорогу» — между третьим и четвертым:

Выхожу | один я на дорогу;
Сквозь туман | кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. | Пустыня внемлет богу,
И звезда | с звездою говорит.

Кольцовский пятисложник — размер, которым русские поэты пользуются, чтобы подражать фольклорной поэзии. Это пять слогов, из которых третий ударен всегда, а остальные — иногда. Поэт Алексей Кольцов, в честь которого пятисложник обычно называют, этот размер не придумал, но популяризовал:

Сяду я за стол —
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?

Нет у молодца
Молодой жены,
Нет у молодца
Друга вернова.

Часто пятисложники записывают по два в строке, чтобы было больше похоже на народный стих:

Рассевается, | расступается
Грусть под думами | под могучими,
В душу темную | пробивается,
Словно солнышко | между тучами.

Алексей Толстой

Стих былины — русского фольклорного эпоса, — гораздо более подвижен, разнообразен и текуч, чем литературный стих. Среди его строк могут быть пятисложники («Как во городе | да во Киеве»), хореи («Как во городе во Киеве», или «Как во стольном городе во Киеве», или «Как во стольном было городе во Киеве») и другие стихотворные размеры («Как во городе ли было во Киеве»). Такой стих Лермонтов имитировал в своей «Песне про купца Калашникова»:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова.

Молитвословный стих — стих литургии. У него нет метра: его сочинители думают о смысле и синтаксисе, но не о ритме. Этим молитвословие напоминает верлибр (свободный стих) современной поэзии.

Отче наш, иже еси на небесех.
Да святится имя твое,
Да приидет царствие твое,
Да будет воля твоя,
Яко на небеси и на земли.

Источник

Автор публикации


2 230

Комментарии: 24Публикации: 136Регистрация: 15-10-2021

Добавить комментарий