Как найти удельное давление на грунт

Удельное давление на грунт УАЗ

На вездеходной технике в качестве движителя часто используются гусеницы или шины сверхнизкого давления. Их основная задача — уменьшить удельное давление на грунт за счет увеличения площади опоры. Ничего сложного тут нет, по такому же принципу работают обычные лыжи. Если на лыжах человек может спокойно идти по снегу, то без них он сразу проваливается, т.к. площадь опоры уменьшается в несколько раз, а давление на снег, соответственно, увеличивается. Рассмотрим подробнее, как рассчитывается удельное давление на грунт, в чем измеряется и как его можно уменьшить на практике.

Как рассчитать удельное давление на грунт человека или техники?

Чтобы вычислить удельное давление на грунт достаточно разделить массу на площадь опоры. Например, площадь опоры всех колес автомобиля составляет 1000 квадратных сантиметров, а его масса — 1300 кг. Просто делим 1300 на 1000, получается 1,3 килограмм на квадратный сантиметр (кг/см^2). Соответственно удельное давление на грунт измеряется в кг/см^2, реже в других единицах. Получается, чем меньше масса и больше площадь опоры, тем меньше это значение. Рисунок ниже это отлично демонстрирует.

Удельное давление на грунт

Удельное давление на грунт зависит от массы и площади опоры

Как уменьшить давление на грунт и для чего это делать?

Ну для чего это делать ясно — чтобы увеличить проходимость техники, особенно на слабонесущих грунтах. Обычно низким удельным давлением помимо вездеходной обладает военная и сельскохозяйственная техника. Опять же для проходимости и чтобы избежать сильного уплотнения почвы и повреждения посевов. Также сюда можно отнести снегоходы, отличающиеся очень низким давлением на поверхность.

Интересный факт: известный тяжелый немецкий танк времен Второй Мировой «Тигр» обладает удельным давлением на грунт 1,03 кг/см^2, что примерно в 1,5-2 раза больше этого показателя для среднестатистического человека. В руководстве по эксплуатации танка экипажу было предписано проверять несущую способность подозрительного участка, по которому нужно было проехать, интересным образом. Один солдат садил на себя второго и, если его ноги сильно проваливались в землю, это значило, что танк здесь не пройдет. Если же ноги не проваливались, то несущая способность грунта была достаточна для движения танка.

Чтобы создать технику с малым удельным давлением на грунт можно пойти несколькими путями:

  1. Использовать гусеницу (снегоходы, трактора, вездеходы, военная техника);
  2. Использовать шины сверхнизкого давления (вездеходы, некоторая сельскохозяйственная техника);
  3. Увеличить количество колес (грузовики, военная техника (БТР));
  4. Увеличить диаметр колеса (грузовики, колесные трактора, внедорожники).

Вывод

Чтобы быстро уменьшить удельное давление на грунт на обычном автомобиле, достаточно стравить давление в шинах до определенного значения. Так часто поступают владельцы внедорожников при движении по болотам и глубокой грязи.

Стоит заметить, что в некоторых ситуациях высокое давление будет предпочтительнее. Например по неглубокой грязи или снегу автомобиль на узкой резине может двигаться увереннее, чем на широкой. Этот подход используется в эндуро, где узкое переднее колесо как бы режет грязь, улучшая проходимость и управляемость.


Читайте также:

Теория проходимости
Философия бездорожья
Шины сверхнизкого давления
Гусеничные модули на авто
Особенности движения на мотоцикле по бездорожью

Неизвестный танк часть 4 – 2

  • Опубликовано: 21.04.2016, 19:43

  • Просмотров: 205062

  • Печать

  • E-mail

Страница 2 из 35

СИЛА ТЯГИ  И  СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

СИЛА ТЯГИ

Чтобы заставить танк катиться по гусеницам, к нему надо прило­жить силу. Эту силу создает двигатель, вращая посредством передаточ­ных механизмов ведущие колеса танка. Зубья ведущих колес, зацепляясь за гусеницы, стремятся выдернуть их из-под опорных катков танка. Однако гусеницы прижаты к земле весом танка, а их выступы, называе­мые грунтозацепами или шпорами, углублены в грунт и упираются в него. Если перекатить танк по гусеницам легче, чем выдернуть гусе­ницы из-под опорных катков, то ведущие колеса, отталкиваясь от непо­движно лежащих на грунте гусениц, будут толкать танк вперед.

На рис, 392 сила, толкающая танк, показана пунктиром, так как она является силой взаимодействия между двумя частями танка (корпу­сом и гусеницей), т. е, внутренней силой.

Рис. 392. Силы, действующие на танк при движении егопо горизонтальному пути

Но движение тела может быть обеспечено лишь внешней силой, т. е. силой взаимодействия тела с внеш­ней средой, в нашем случае танка с грунтом.

Чтобы танк двигался, нужны два условия: вращение ведущих колес, стремящихся-вытащить гусеницы из-под опорных катков, и достаточный упор гусениц в грунт. Силу, с которой грунт удерживает нижние ветви гусениц, назовем силой тяги. Она направлена в сторону движения танка, и ее приближенно можно считать равной силе, толкающей танк вперед по гусеницам.

СОПРОТИВЛЕНИЕ КАЧЕНИЮ

Движущийся танк всегда оставляет след, особенно заметный на мягком грунте. Погружаясь в грунт, гусеницы разрушают его, прессуют,. выдавливают в стороны, срезают неровности. Вследствие этого со стороны грунта на гусеницы действует сила, направленная против движения танка. Эту силу назовем силой сопротивления качению.

При движении по твердому грунту след менее заметен или почти не заметен. В этом случае меньше и сопротивление качению. Но оно существует, так как любой грунт сопротивляется воздействию гусениц движущегося танка.

Сила сопротивления качению различна на разных грунтах и даже на одном и том же грунте для разных танков. Она зависит от веса танка и от устройства его гусениц. Чем сильнее гусеницы прижаты к грунту, тем глубже они в него погружаются и тем больше сопротивление грунта. Если грунт мягкий, а сила, прижимающая гусеницы, велика, сопротив­ление качению увеличивается особенно значительно.

УДЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Глубина погружения гусениц в грунт зависит от силы, прижимаю­щей гусеницы к грунту. Но одна и та же сила, действуя на гусеницы, неодинаковые по площади, вызывает разное погружение их в грунт.

Для пешехода и лыжника одинакового веса трудность движения по снегу одинаковой глубины различна. Это легко объяснимо. Вес пешехода приходится на небольшую площадь ступней его ног, в то время как вес лыжника распределяется на значительно большую площадь лыж. Если выделить на грунте площадку в 1 квадратный сантиметр (1 см2), то ока­жется, что лыжник давит на эту площадку с силой, примерно в 15 раз меньшей, чем пешеход. Вот почему лыжник легко движется по глубо­кому снегу, тогда как пешеходу идти по такому снегу трудно или невоз­можно.

Следовательно, сопротивление качению зависит не только от веса танка, но и от площади гусениц, на которую приходится этот вес. Вес танка, приходящийся на 1 см2 опорной поверхности гусениц, называется удельным   давлением.

Одно из основных преимуществ гусеничной машины по сравнению с колесной — значительно меньшее удельное давление. Опорная поверх­ность колес автомобиля меньше опорной поверхности гусениц танка. Из-за большого удельного давления колеса автомобиля при движении по мягкому грунту вязнут. Ввиду этого сопротивление качению автомо­биля может оказаться столь значительным, что автомобиль не сможет двигаться.

Удельное давление определяют, разделив вес танка на площадь опорной поверхности гусениц, т. е. на площадь той части обеих гусениц, которая лежит на грунте. Если обозначить вес танка через Gв кг, длину опорной поверхности гусеницы — через Lв см, а ширину гусеницы —че­рез bв см, то удельное давление gвыразится формулой

g = G : 2bL

Так, если G=25 т =25 000 кг, L= 250 см, а b= 50 см, то

g = 25000 : 2 x 250 x 50 = 1 кг/см2

Удельное давление, определенное таким способом, называется сред­ним удельным давлением. Подсчитывая его, предполагают, что вес танка равномерно распределяется по всей длине опорной поверх­ности гусениц. На самом деле это не так. Звено гусеницы, находящееся под катком, прижато к земле с большей силой, чем звенья, лежащие между катками; на твердом грунте звенья, лежащие между катками, вообще не передают давление на грунт (рис. 393, А).

Рис. 393.   Удельное давле­ние зависит от твердости грунта, числа и расположения опорных катков

При погружении гусениц в мягкий грунт давление распределяется по всей длине опорной поверхности гусениц более равномерно, так как часть нагрузки пере­дается на грунт свободными звеньями (рис. 393, Б). Но и в этом случае давление не выравнивается полностью: звенья, лежащие между катками, остаются менее нагруженными, чем звенья, находящиеся под катками. Чем больше катков и чем ближе они расположены один к другому, тем меньше разница между действительным и средним удельным давле­ниями (рис. 393,В). Чтобы выравнять, насколько это возможно, удель­ное давление, катки иногда располагали в шахматном порядке в два и три ряда  (рис. 393, Г).                    .

Удельное давление зависит также от формы звена. Если звено плоское (рис. 394, А), то оно передает давление на грунт всей площадью.

Рис. 394. Формы гусеничных звеньев; А — плоское звено; Б — ажурное звено      

Звено со шпорами опирается на твердый грунт только шпорами. Вырезы в ажурном звене (рис. 394, Б) приводят к увеличению удельного дав­ления.

Удельное давление зависит еще и от положения центра тяжести танка. Так, если центр тяжести находится не посередине танка, а, ска­жем, смещен назад, то на задние катки бу­дет приходиться большая нагрузка и давление под задними катками будет больше; поэтому наибольшее действительное удель­ное давление будет значительно превосхо­дить среднее; у двух танков с одинаковым средним давлением может быть различное действительное удельное давление.

Действительное и среднее удельные да­вления оказывают значительное влияние на сопротивление качению танка и на его про­ходимость. Чем больше удельное давление, тем больше сопро­тивление качению и ниже про­ходимость танка на рыхлых грунтах.

Обычно при сравнении танков по проходимости пользуются сред­ним (а не действительным) удельным давлением. Это объясняется, во-первых, тем, что среднее удельное давление проще подсчитать, чем дей­ствительное удельное давление, и, во-вторых, тем, что на мягких грунтах при погружении гусениц в грунт действительное удельное давление приближается к среднему, так как участки гусениц между катками также передают давление на грунт.

На рис. 395 приведены значения среднего удельного давления для различных случаев.

Рис. 395. Средние удельные давления для различных случаев (в кг/см2)

Из этого рисунка следует, что удельное давление-танка значительно ниже удельного давления колесных машин и прибли­жается к удельному давлению пешехода. Оно в 20 раз выше удельного давления лыжника и почти в 3 раза ниже удельного давления лошади со всадником.

Давление на грунт (видео обзоры)


Давление на грунт это
— отношение нагрузки (веса летательного аппарата) к площади опорной поверхности шасси (колеса, лыжи, полоза). При этом динамическое Д. на г. (при посадке летательного аппарата) может превышать статическое давление более чем в 3 раза. Значение Д. на г. определяет выбор размеров и типа шасси при проектировании самолётов, предназначенных для посадки на аэродромы определенного типа, например, грунтовые, а также способность аэродрома принимать самолёты различного класса. Аэродромные покрытия характеризуют допускаемым Д. на г. — максимальными значением давления, при котором ещё обеспечивается проходимость летательного аппарата по взлётно-посадочной полосе. Оно должно быть ниже предельной прочности грунта. Допускаемое Д. на г. для мягкого, мокрого грунта 0,3 МПа; для сухого грунта 0,4—0,6 МПа; для твёрдого покрытия взлетно-посадочной полосы — 0,9—1,8 МПа.

Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

Видео

Сила тяжести машины, приходящаяся на единицу площади опорной поверхности, называется удельное давление машины на грунт.

Зачастую из-за удобства и простоты принимают, что удельные давления равномерно распространены по всей длине площади опорной поверхности; в таком случае удельное давление называется средним удельным давлением и определяется оно для гусеничного трактора по формуле:

gср=G/(2bLгус),

* где G – вес машины, который приходится на опорную поверхность (Н); b – ширина опорной поверхности (гусеницы) (м); Lгус – длина опорной поверхности (гусеницы) (м).

17*

На вездеходной технике в качестве движителя часто используются гусеницы или шины сверхнизкого давления. Их основная задача — уменьшить удельное давление на грунт за счет увеличения площади опоры. Ничего сложного тут нет, по такому же принципу работают обычные лыжи. Если на лыжах человек может спокойно идти по снегу, то без них он сразу проваливается, т.к. площадь опоры уменьшается в несколько раз, а давление на снег, соответственно, увеличивается. Рассмотрим подробнее, как рассчитывается удельное давление на грунт, в чем измеряется и как его можно уменьшить на практике.

FV101 «Скорпион»

Одной из самых быстроходных машин среди танков является продукт британского военного производства – танк FV101 «Скорпион». Он выпускался в течение двух с половиной десятков лет прошлого столетия (с 1971 по 1996 года). Этот танк классифицируется как легкий разведывательный, его также называют «боевой разведывательной машиной», сокращенно — БРМ. Несмотря на то, что выпуск данного вида техники давно завершен, танк «Скорпион» все еще находится на вооружении многих армий. Он выгодно отличается своими компактными размерами, маневренностью и высокими скоростями. Эта машина имеет двигатель, выпускаемый известной . Он способен развивать мощность в 195 лошадиных сил, разгоняя танк до 80 км/час, что делает его одним из самых скоростных в мире. Размеры «Скорпиона»:

  • Длина корпуса – 4,79 м.
  • Ширина корпуса – 2,24 м.
  • Высота – 2,1 м.
  • Клиренс (или дорожный просвет) – 356 мм.

Точные данные о толщине брони танка FV101 неизвестны, но предполагается, что она варьируется в пределах от 20 до 60 мм. Оснащен «Скорпион» полуавтоматической пушкой, которая имеет диаметр ствола в 76 мм. Устанавливается она в лобовой части башни.

Принцип измерения удельного давления на грунт

Самый простой способ понять, как распределяется опорное давление – представить передвижение по снежным сугробам. Пешком человеку необычайно трудно преодолевать сугробы метровой глубины. Но что произойдёт, если он встанет на лыжи? Опорное давление перестанет быть точечным, и распределиться на несколько метров в длину. Кажется, что удельное давление таким образом может сниться в 1,5-2 раза, но в действительность оно снизится ровно в 15 раз. С 0,60 до 0,04.

Для вычисления удельного давления на грунт достаточно разделить фактический вес объекта на площадь опоры. Если речь идёт об автомобиле, то площадь всех его колёс может достигать, например, 1 метра квадратного. То есть, 1000 кв. см. Для упрощения представим, что масса машины – ровно 1,5 тонны. Разделив 1500 кг на 1000 кв. см., получаем 1,5 кг на квадратный сантиметр удельного давления.

Соответственно, чем ниже вес агрегата, и чем больше площадь контакта, тем ниже давление. И если механику-водителю танка глубоко плевать на то, что будет с почвой, по которой он проедет, то оператор трактора сильно обеспокоен этим вопросом. Точнее обеспокоен его работодатель, который не сможет выращивать сельхозкультуры на загубленном поле, и потеряет деньги.

Способы уменьшения давления на грунт

Для сельскохозяйственной техники низкое удельное давление на почву – ключевой фактор. Всё земледелие базируется на здоровой структуре почвы и качественном усвоении микроэлементов растениями. При этом для обработки этой самой почвы, внесения удобрений и семян нередко используется крупногабаритная техника.

Чтобы экономить драгоценное время, крупные хозяйства используют мощные европейские тракторы именитых марок и соответствующее прицепное оборудование. Оно может охватывать в ширину сразу 10 и более метров площади за один проход. Естественно вместе с мощью растёт и вес агрегатов, что становится серьёзной проблемой на слабонесущих, нежных грунтах. Уплотнения на большой глубине чреваты гибелью посевов и потерями огромных прибылей. При этом исправить их вспашкой невозможно, ибо речь идёт о глубине в 1,5-2 метра.

На сегодняшний день человеку доступны 4 способа снизить удельное давление:

  1. Увеличить диаметр колёс;
  2. Использовать шины максимально низкого давления;
  3. Увеличить количество колёс;
  4. Использовать резиновые гусеничные траки.

Каждый из вариантов имеет ряд преимуществ и помогает многократно снизить удельное давление. Однако выгода у перечисленных вариантов не равнозначна. Очевидно, что к крупным гусеничным тракам на резиновой основе по эффективности не может приблизиться ни один другой способ. Какими бы огромными и широкими ни были колёса, они всё равно заметно повышают вес техники. Тем самым снижая собственную эффективность.

С гусеницами, как у John Deere 8RT вес ещё и грамотно балансируется между двигателем спереди, и намеренно увеличенной рамой для передачи веса на кормовую часть трактора.

Т-14

Танк Т-14 – это современная боевая техника российского производства. По классификации эту машину относят к основным танкам (этот термин означает многоцелевую технику, сочетающую в себе такие характеристики, как высокая огневая мощь, защищенность и подвижность). Разработку Т-14 начали в 2009 году, в 2014 году его запустили в производство, и в настоящее время он проходит военные испытания. В ближайшем будущем ожидается, что эта машина появится на вооружении нашей армии. Танк Т-14 славится своей высокой скоростью. По шоссе он способен разогнаться до скорости, превышающей 80 км/час. Мощность его двигателя составляет от 1 350 до 1 800 лошадиных сил – она меняться в зависимости от форсировки. Размеры машины довольно внушительные – ее длина (с учетом пушки) составляет 10,8 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,3 м. По сравнению с другими современными танками, Т-14 имеет ряд серьезных преимуществ:

  • он укомплектован радаром дальнего действия;
  • активная подвеска позволяет не только увеличить скорость, но и добиться максимально точной стрельбы;
  • лобовая броня достаточно прочная, она не пробивается ракетами и снарядами.

Тип 99

Еще одна боевая машина, которая способна развить скорость по шоссе до 80 км/час, а по пересеченной местности — до 60 км/час, – это танк китайского производства Тип 99. Он относится к категории основной боевой танк и находится на вооружении Китайской Народной Республики с 2001 года. Количество экземпляров, выпущенных с начала производства, превышает 750 штук. Этот танк является улучшенной версией своего предшественника – танка Тип 98. На новой модели был установлен более мощный дизельный двигатель с мощностью в 1,5 тыс. лошадиных сил. Кроме того, по сравнению с танком Тип 98, Тип 99 имеет усовершенствованную систему управления огнем, а на лобовые проекции башни и корпуса танка установлена встроенная динамическая защита. Основным вооружением этой машины является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка – копия орудия советского производства 2А46. Габаритные размеры танка Тип 99:

  • Длина корпуса – 10,92 м.
  • Ширина корпуса – 3,37 м.
  • Высота – 2,2 м.
  • Клиренс – 470 мм.

Новое в блогах

Часто возникают сравнения и разговоры, по большей части диллетантские, о том, какой танк лучше. Вопрос это неоднозначный, часто опирается на субъективное мнение человека, высказывающего это мнение. Часто на мнение влияют взгляды, далекие от техники и тактики применения вооружений, например, коммерческие, политические и даже националистические — с понтами «патриотические».

Для начала, я бы хотел показать изображения, сравниваемых основных боевых танков.

Первое, что бросается в глаза, внешняя похожесть первых трех танков и некоторая обособленность форм последнего. Израильтяне всё-таки остались приверженцами рациональных углов наклона бронелистов. Возможно, это связано с компоновкой, о которой речь впереди.

Второе, что сразу бросается в глаза — очень большие башни у всех четырех машин. По ширине они покрывают почти всю ширину корпуса, а по длине — примерно 2/3.

Третье, и это будет видно в таблице, длина, на которую ствол орудия выступает за передний край корпуса. На самом деле, это немаловажная деталь, касающаяся проходимости и оперативной подвижности танков. Чем меньше вылет ствола за габарит — тем лучше, особенно при действиях в лесистой местности, горах, среди холмов и оврагов и на улицах населенных пунктов. Но с другой стороны, длинный ствол — выше начальная скорость снаряда и точность стрельбы. По этой категории, очко явно у Меркавы — сдвинутая назад башня позволила иметь такой же длины ствол, как у Абрамса, но он свешивается у американского танка на 1885 мм, а у израильского на 1440 мм.

Пора переходить к таблице сравнительных характеристик.

Характеристика Ед. Изм М1А2 SEP Abrams Chаllenger 2Е Leopard 2А6 Merkava 4М
Страна США Великобритания Германия Израиль
Экипаж чел. 4 4 4 4
доп. десант внутри чел. 0 0 0 6
Боевой вес т 69.5 62.5 63.2 65
Длина с пушкой мм 9770 11500 9670 9040
Длина корпуса мм 7925 8300 7700 7600
вылет ствола мм 1845 3200 1970 1440
Ширина мм 3660 3500 3750 3720
Высота мм 2440 2500 3000 2660
Клиренс мм 430 500 520 450
Двигатель наименование Honneywell AGT 1500C Perkins CV-12 MTU MB 873 Ka-501 GD883 или MTU883
тип газотурбинный V12 дизель V12 турбодизель V12

турбодизель

мощность лс 1500 1200 1479 1500
трансмиссия: Allison DDA X-1100-3B David Brown TN54 Renk HSWL 354 Ashot Ashkelon
тип 4/2 ск гидроме. авт 6/2 ск. Эпицикл. Авт. 4/2 ск. Гидромех. авт. 5/4 ск.

Гидромех. авт.

моторно-трансмиссионное отделение расположение заднее заднее заднее переднее
Макс.скорость
По шоссе км/час 67 56 72 70
По пересеч.местн. км/час 40 30 45 47
Удельная мощность лс/т 21.6 19.2 23.4 23.1
Тип брони комб. комб. комб. комб., модульн
Эквивалент cтальной катанной брони против:
кинетический снаряд мм 700 700 740 840
кумулятивный мм 1060 1150 1120 1300
тандемный куммул. мм 780 800 760 810
Ламинат брони есть/нет нет нет нет есть
Активная Защита нет нет Galix Trophy
Динамическая защита есть есть есть есть
Пушка: нназвание Rheinmetall М256 L30A Reinmetall 120-mm IMI MG253
тип гладкоствольная нарезная гладкоствольная гладкоствольная
Калибр мм/калибров 120/44 120/55 120/55 120/44
нач. скор. снаряда м/с 1580-1750 1534 1580-1750 1620-1840
эффективная дальность м 4000 3600 4000 4500
управляемые боеприпасы нет нет нет есть
Пулемёты кол/калибр 1/12.7 + 2/7.62 2/7.62 2/7.62 2/7.62
БИУС тип сетецентрическая локальная локальная сетецентрическая
Система управления огнем баллы 1…10 9 8 7 10
Подвеска тип торсионная гидропневм. торсионная Кристи с гидравлич.стаб.
Преодолеваемое препятствие
стенка м 1.06 0.9 1.1 1.2
брод м 1.2 1.1 0.8 1.5
ров м 2.7 2.8 3 3
подъем град 30 30 30 30
Запас хода км 426 450 550 510

Если за каждый лучший параметр ставить 1 балл и просуммировать их по каждой машине, то Меркава собирает 18 баллов, а ближайший конкурент, немецкий Леопард, только 5, но и по этим позициям Меркава не очень отстала от Леопарда: что такое лишних 2 км/час скорости по шоссе или 0,3 лс/т удельной мощности?

Но это всё «бумажные» показатели, а что всё-таки самое главное?

Самое главное, оказывается, это экипажи. Это самое главное просто потому, что железяка становится боевым комплексом только при наличии людей. Квалификация, опыт и физические кондиции экипажа важнее всего.

При всех прочих равных, эти параметры ни в одной табличке не покажешь, а боеспечивать их надо как можно лучше, ибо танк, пока во всяком случае, без экипажа не воюет, а если танкистым неудобно в машине, если пот заливает глаза и душит кашель от загазованности, если из танкиста тряска и качка вытряхнули душу и вывернули желудок наизнанку, толка от экипажа не будет. И если высокой квалификации экипажа можно добиться учебой и тренировками, если комфортность обитаемого отсека — дело конструкторов, то боевой опыт приходит не только в результате участия в боях, но и за счет выживаемости экипажа. Ибо весь вместе опыт погибших ребят погибает вместе с ними, а опят выжившего в боях, даже если машина погибла, остается с танкистом и продолжает увеличиваться. Даже не из гуманистических соображений, а из чисто практических, чтоб танковые войска становились лучше и лучше, надо экипажи сохранять изо всех сил.

Когда я, много лет назад, узнал, что «израильтяне развернули танк задом наперед», поставили двигатель и трансмиссию впереди, я обомлел. Ну в самом деле, почему люди своими бесценными жизнями и хрупкими телами должы прикрывать это железо, а не железо защищать их? Решение совершенно гениальное с массой дополнительных бенефитов!

  1. Сзади высвобождается огромное пространство под обитаемый объем.
  2. Можно и нужно сдвинуть башню к корме. Башня, сдвинутая к корме позволяет иметь длинный ствол пушки, а пушка не очень далеко выставится за габарит корпуса. Общая длина машины с пушкой вперед сокращается — повышается маневренность!
  3. Сзади можно поставить хорошо защищенный люк, чтобы экипаж подбитой машины не выбирался наверх, на броню, под пули противника, но, покинув машину, оставался под защитой её брони.
  4. Освободившееся пространство в кормовой части можно использовать как отсек для нескольких танкодесантников.

Ведь как оно раньше-то было? Танкам нужна пехота, защищающая машину. И потому танкодесантники ох, как нужны танкистам. Помните как это было во время 2МВ? Помните эти кадры, когда человек 5-6 пехотинцев, держась за любые выступы на броне, сидят верхом на Т-34, идущей по полю сражения? Я спрашивал у воевавших… Танкодесантников называли просто — «смертники».

А в Меркаве их поместили внутри танка. И выход их наружу — под защитой брони.

Но самое-самое главное — это повышение защищенности и выживаемости экипажей при лобовом поражении танка. Пусть впереди стоит самая лучшая броня, но нет непробиваемой брони. И если эту броню всё-таки пробьют, то двигатель и трансмиссия встанут на пути снаряда. Танк потом можно отремонтировать. Особенно, если броня модульная — заменить пробитую бронеплиту, заменить двигатель, трансмиссию и машина снова готова к бою. А экипаж цел и невредим, снова займет свои места.

Блестящая идея и совершенно блистательно реализованная на Меркаве.

Вот по этой причине, в первую очередь по этой, Меркава на порядок превосходит конкурентов.

К этой защищенности, а её никогда не бывает мало, израильтяне разработали 2 уникальные системы активной защиты: Трофи и Железный Кулак. Трудно сказать какая из них лучше, пока на Меркавы ставят Трофи.

Уникальность этих систем не только в том, что они обеспечивают 360 градусов замкнутый купол периметра защиты, не только то, что они могут защитить от нескольких угроз одновременно, не только то, что система автоматически указывает экипажу откуда в них стреляли, но и то, что эти системы могут перехватывать даже противотанковые кинетические снаряды, что до сих пор считалось невозможным.

Ещё одна особенность Меркавы — её фантастическая подвеска и уникальные гусеницы.

Все танки могут ездить по бездорожью, по грязи и по болотам, по снегу и поразмокшей пашне. Все танки «грязи не боятся». Для этого танки имеют мощные двигатели, высокую удельную мощность и низкое удельное давление на грунт, обеспечиваемое гусеницей с большой площадью опорной поверхности.

Но есть такие местности, которые называют «противотанковыми». Это те «ландшафты», где много камней и валунов. При наезде на камни на большой скорости, они рвут и срывают гусеницы, а иногда корежат и выворачивают опорные катки танка. С этим советские танкисты впервые столкнулись во время Зимней войны, у линии Маннергейма. Пришлось резко снизить скорость движения танковых частей, буквально ползти по снегу, под которым скрывались коварные каменюги. Вольготно было БТ-шкам гонять на колесах по монгольским степям и по испанским равнинам. А вот в финнскую войну….

Что-ж делать израильтянам, если у них вокруг вся местность «противотанковая»? Везде каменистые пустыни, густо усеянные камнями! По пескам, по дюнам они уже научились ходить. Даже там, где другие не могли проползти. Но камни…

Меркава поектировалась изначально, с самого первого чертежа — по пожеланиям танкистов. Это, кстати, тоже впервые в истории танкостроения, чтобы конструкторы, начиная рисовать первые штрихи на эскизах, пошли в танковые роты говорить с экипажами. И, конечно, первое, что они услышали, это были «добрые слова» про гусеницы и подвеску, которые всё время надо чинить на каменистой местности.

Израильтяне, впервые за долгие десятилетия мирового танкостроения, обратились к уже забытой подвеске Кристи. Они придумали, как уйти от недостатков, которые были родимым пятном этой подвески, встроив в неё дополнительный гидравлический амортизатор,

зато получили большой вертикальный ход катков.

И в довершение, они создали уникальную конструкцию гусеницы, которая не рвется на этих камнях, на какой бы скорости машина ни мчалась по ним.

Ни Абрамс, ни Челленджер, ни Леопард, ни Леклерк, ни Т-90 не смогут мчать по камням в пустынях, только Меркава на это способна. Зато везде, где смогут ходить танки-конкуренты Меркавы, она тоже пройдет и не хуже всех остальных. И по пескам, и по дюнам, и по болотам, и по размокшей пашне, и по рыхлому снегу — нет проблем. У Меркавы удельная мощность одна из самых высоких, а удельное давление на грунт 0,94 кг/см² — чуть меньше, чем у Т-90СА. Из 4 показателей преодоления препятствий, Меркава 4 ни разу не отодвинулась даже на 2 место…

Меркава не уступает ни одному танку в маневренности и только Леопарду уступает в максимальной скорости, но только на шоссе и всего на 2 км/час.

По огневой мощи Меркава 4 тоже переплюнула всех конкурентов. Израильтяне модифицировали немецкую пушку, повысив давление газов в стволе и изменив систему откатника. В результате они увеличили начальную скорость снарядов, а значит эффективную дальность, бронепробиваемость и точность.

Мало того, они разработали свои уникальные боеприпасы, не имеющие аналогов в мире. Например, универсальный снаряд, который может менять тип перед выстрелом или даже в полете. Он может быть бронебойно-фугасным, фугасным, фугасно-осколочным, может крушить стены, а может пробивать их и взрываться осколочным за стеной. У израильтян есть активные бронебойные снаряды невероятной силы. Активный — означает, что в него встроен воздушно-реактивный двигатель, поддерживающий гиперзвуковую скорость кинетического бронебойного снаряда на огромном расстоянии, что позволяет с 4 километров прошивать насквозь в боковой проекции несколько танков типа Т-72, стоящих в ряд. У американских Абрамсов тоже есть похожие снаряды, но чуток поменьше скорость у них, и пробиваемость, соответственно, чуть хуже.

Только Абрамсы и Меркавы имеют сетецентрические БИУСы, а система управления огнем Меркавы 4 превосходит даже аналогичную систему Абрамса, не говоря уже об английских и немецких машинах. Израильтяне шутят, что это потому, что они пишут справа налево.

Американцы и европейцы говорят, что Меркава слишком тяжелая… Мол её трудно самолетами транспортировать, а значит мобильность ниже… Меркава имеет меньшие габариты и меньший вес, чем Абрамсы. Что они плетут про «тяжелую и гроиоздкую Меркаву»? Значит 70-тонный Абрамс легкий и мобильный, значит Абрамс можно перевозить транспортными самолетами-гигантами, а 65-тонную, меньшую по габаритам Меркаву нельзя?

Все сравниваемые лучшие танки мира очень близки по характеристикам и показателям, но Меркава им почти ни в чем не уступает, а по большинству характеристик даже чуточку превосходит. Плюс лучшая защищенность экипажа, лучшая подвижность, маневренность, проходимость и чуть выше огневая мощь.

Вот поэтому я и очень многие специалисты, считают Меркаву лучшим из лучших танков.

Леопард 2А7

История Леопардов началась в далеком 1956 году, и с тех пор этот танк претерпел немало изменений. Леопард 2А7, поступивший на вооружение армии Германии в 2014 году, отличается высокой скоростью, хотя он и медленнее, чем танки, рассмотренные нами ранее. Он оборудован двигателем в 1,5 тыс. лошадиных сил. Скорость Леопарда 2А7 по шоссе способна достигать 72 км/час. Этот танк представляет собой последнюю, седьмую по счету модификацию танка, известного под именем Леопард 2. Он отличается от предыдущей версии (Леопард 2А6) улучшенной противоминной защитой, накладными элементами, которые защищают башню, лобовую часть корпуса танка и две трети борта от снарядов, усовершенствованной системой связи, реализацией технологии «цифровая башня», добавлением в боекомплект современных снарядов и еще целым рядом нововведений. С каждой новой модификацией танк увеличивал свою массу. Последняя версия весит порядка 70 тонн. Вооружен Леопард 2А7 120-миллиметровой пушкой. Размеры этого танка составляют:

  • Длина корпуса – 7,7 м.
  • Ширина корпуса – 3,7 м.
  • Высота – 2,79 м.
  • Клиренс – 490 мм.

https://youtu.be/4FKdkpGkd5Q

Добавить комментарий