7 класс.
Тема: Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости
от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного
давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет
средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
ВЫЧИСЛЕНИЕ УГЛОВ ПАДЕНИЯ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ И
РАЗНИЦЫ ВРЕМЕНИ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Угол падения солнечных лучей на земную поверхность зависит от географической широты и изменения положения Земли по
отношению к Солнцу. Эту зависимость можно выразить формулой
ω = 90° − (φ±A)
Здесь
ω –
угол падения солнечных лучей,
A – широта, на которой
Солнце стоит в зените (между 23,5° с.ш. и 23,5° ю.ш.),
φ – географическая
широта заданного объекта (значение от 0° до ± 90°).
Определение географической широты на основании данных
углов падения солнечных лучей.
Для этого используется формула
φ = A
± (90° − ω).
Вначале нужно найти разницу между максимальным (90°) и
данным углами. Если найденный пункт
расположен в одном и том же полушарии с зенитной широтой, то полученный ответ и
величина зенитной параллели складываются, если наоборот – вычитаются.
Определение географической широты, на которой Солнце
стоит в зените. Для этого используется формула
A = φ − (90° − ω).
Сначала необходимо вычислить разницу между максимальным
(90°) и данным углами. Полученную цифру отнимают от величины географической
широты пункта.
ЗАДАНИЕ 1
На основании контурной карты определите: Угол падения солнечных лучей в пунктах А и B,
если Солнце стоит в зените над пунктом М.
ЗАДАНИЕ 2
На основании данных в таблице определите северные и южные
широты пунктов и заполните таблицу. φ = A ± (90° − ω).
Пункты |
1 |
2 |
3 |
Угол падения солнечных лучей ω |
28° |
50° |
70° |
Параллели, на которых Солнце в зените A |
23° с.ш. |
15° ю.ш. |
22° ю.ш. |
Географические широты φ |
_____ с.ш. |
_____ю.ш. |
______с.ш. |
Решение задач на расчет температуры воздуха в зависимости от высоты
местности.
Задание 3.
Решите задачу: Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10 500 м, если температура воздуха у земной поверхности +20°?
Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления
Задание 4.
Решите задачу: Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 820 мм рт. ст., а на вершине 610 мм рт. ст.
Для того, чтобы разобраться с заданием, нужно с ним познакомиться! А знакомство с заданием начинается с изучения документов, регламентирующих темы, которые встречаются в нём.
Темы 30 задания в ЕГЭ:
- Земля как планета, современный облик Земли.
- Форма, размеры, движение Земли.
- Умение использовать географические знания для решения задач, связанных с географическими следствиями размеров и движения Земли
30 задание оценивается 2 первичными баллами.
На практике в 30 задании мы чаще всего встречаем задачу, которую нам необходимо решить и правильно оформить. Вариантов задач может быть несколько.
Рассмотрим краткую теорию для того, чтобы иметь базу для решения задач.
Вращение Земли происходит с запада на восток (против часовой стрелки). Поэтому чем восточнее расположен пункт, тем раньше в нем поднимется Солнце над горизонтом.
Также нам интересны несколько важных параллелей, на которые мы будем опираться:
- Северный тропик имеет широту 23,5° с.ш.
- Южный тропик имеет широту 23,5° ю.ш.
- Северный полярный круг имеет широту 66,5° с.ш.
- Южный полярный круг имеет широту 66,5° ю.ш.
Для того, чтобы уметь оценивать примерное положение Солнца в зависимости от даты, нужно запомнить «критериальные даты»:
- 21 марта – день весеннего равноденствия (Солнце в зените над экватором)
- 21 июня – летнее солнцестояние на Северном тропике (Солнце в зените над Северным тропиком)
- 23 сентября – день осеннего равноденствия (Солнце в зените над экватором)
- 22 декабря – зимнее солнцестояние на Южном тропике (Солнце в зените над Южным тропиком)
Условно, мы можем представить, что Солнце «гуляет» между тропиками, которые имеют широту 23,5° северного и южного полушария. Можно представить, что на тропиках расположены магазины, а Солнце очень любит «шопиться» в них. Поэтому 21 июня оно идет на Северный тропик, а после к 22 декабря доходит уже до Южного.
Есть несколько ключевых моментов, которые мы можем определить:
- Угол падения солнечных лучей
- Продолжительность светового дня
Угол падения измеряется в градусах от 0° до 90°. Когда у нас Солнце в зените, значит, угол падения солнечных лучей самый большой. Мы должны понимать, что дальше тропиков солнечные лучи никогда не будут падать отвесно, т.е. угол падения дальше тропиков (севернее или южнее в зависимости от полушария) не будет уже равен 90°. Поэтому запоминаем, что только по дороге в магазин и в самом магазине лучи Солнца могут падать перпендикулярно.
Продолжительность светового дня также зависит от положения Солнца. Если, например, Северное полушарие освещено лучше, то и продолжительность дня там будет выше.
ЗАПОМНИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ:
Летом продолжительность дня уменьшается при движении от Северного полюса к Южному.
Зимой продолжительность дня уменьшается при движении от Южного полюса к Северному.
21 июня максимальный угол падения солнечных лучей будет на Северном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
23 сентября и 21 марта день будет равен ночи. В эти дни Солнце пересекает экватор, поэтому именно на нем оно будет в зените.
22 декабря максимальный угол падения солнечных лучей будет на Южном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
В задании мы встречаемся со временем и градусами, поэтому нам нужно уметь с ними работать и переводить одни единицы в другие.
Для начала запомним, что за 1 час Земля поворачивается на 15°. Из этого мы всегда можем вывести более мелкие единицы.
Для понимания рассмотрим таблицу для перевода:
- За 4 минуты Земля повернётся на 1°.
- За 1 минуту – на 0,25° (или на 15’).
Важно понять, что градусы и время – это разные понятия. Градусы, так же, как и часы, подразделяются на более мелкие части – минуты и секунды.
Пример перевода: если нам дадут, например, 20 минут, то за них Земля повернется на 5 градусов.
Для определения высоты Солнца над горизонтом используем формулу:
Полуденный меридиан определяется по формуле:
(12 часов – время Гринвичского меридиана) * 15° – для Восточного полушария
(время Гринвичского меридиана – 12 часов) * 15° – для Западного полушария
Для определения полушария запомним:
Если время в пункте меньше, чем на заданном меридиане, то это западное полушарие
Если время в пункте больше, чем на заданном меридиане, то это восточное полушарие
Встречаются также задания с кораблём или вертолётом. Есть 2 варианта их формулировок.
- Корабль/вертолет двигается строго по меридиану.
В такой формулировке используем значение:
Длина 1° меридиана = 111 км.
- Корабль/вертолёт двигается строго по параллели
Если в задании вертолёт или корабль двигаются по параллели, то значения длины 1 градуса будут изменяться.
Теперь поговорим про примеры оформления разных вариантов задач.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛГОТЫ ПУНКТА ПО ИЗВЕСТНОМУ СОЛНЕЧНОМУ ВРЕМЕНИ МЕРИДИАНА
Задание: Определите географическую долготу пункта, если известно, что в 15 часов 40 минут по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 7 часов. Запишите решение задачи.
Решение задания:
- 15 часов 40 минут – 7 часов = 8 часов 40 минут (разница во времени)
- 8 часов 40 минут = 8 * 15° + 2/3 * 15° = 130° з.д. (Время в пункте меньше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Западном полушарии.)
Ответ: 130° з.д.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПУНКТА ПО ВЫСОТЕ СОЛНЦА И ВРЕМЕНИ ИЗВЕСТНОГО МЕРИДИАНА
Задание: Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 21 марта в 16 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом. Запишите решение задачи.
Решение задания:
Ответ:
- Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 16 − 12 = 4 часа.
- 4 * 15 = 60° з.д. Время в пункте меньше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Западном полушарии.
h = 90° – φ (формула для определения высота угла падения солнечных лучей в дни равноденствий)
Выражаем широту: φ = 90° – h
- 90° − 42° = 48° с.ш.
Получаем 48° с.ш. 60° з.д.
ВЫБОР ПУНКТА, В КОТОРОМ СОЛНЦЕ БУДЕТ ВЫШЕ ВСЕГО НАД ГОРИЗОНТОМ
Задание: Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 23 января Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
Решение задания:
- (19 − 12) * 15° = 105° з.д. — полуденный меридиан (Точки А и Б расположены ближе всего к нему)
- Точка Б расположена южнее точки А (так как 23 января Солнце находится в Южном полушарии, значит, угол падения солнечных лучей будет увеличиваться при движении в Южное полушарие/к экватору)
Ответ: 23 января Солнце будет находиться выше всего в точке Б
ВЫБОР ПУНКТА, ГДЕ СОЛНЦЕ РАНЬШЕ ВСЕГО ПОДНИМЕТСЯ НАД ГОРИЗОНТОМ
Задание: Определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте мира, 15 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование Вашего ответа.
Решение задания:
Ответ: Солнце раньше поднимется в точке В, так как
- Точка В расположена южнее точки Б (15 декабря продолжительность светового дня увеличивается от Северного полюса к Южному, чем южнее пункт, тем раньше поднимется Солнце над горизонтом)
- Точка В расположена восточнее точки А (Земля вращается с запада на восток, чем восточнее пункт, тем Солнце поднимется раньше над горизонтом)
ЗАДАЧИ С КОРАБЛЕМ И ВЕРТОЛЁТОМ
Задание 1: С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с. ш. 73° з. д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача (11° с. ш. 73° з. д.), если известно, что он будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.
Решение задания:
- 13° − 11° = 2° (разница между пунктами в градусах)
- 2° * 111 км = 222 км.
Ответ: 222 км.
Для себя на черновике можно нарисовать иллюстрацию к заданию такого типа, чтобы не запутаться (не нужно ее рисовать в бланке ответов).
Задание 2: Вертолет вылетел из Эдинбурга (55° с. ш. 3° в. д.) и направился в столицу Дании, Копенгаген (55° с. ш. 12° в. д.). Какое расстояние (в км) пролетит вертолет, если известно, что он будет двигаться строго по параллели? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.
Решение задания:
- 12° в. д. − 3° в. д. = 9° (разница в градусах между городами)
- 9° * 64 км = 576 км.
Ответ: 576 км.
Для себя на черновике можно нарисовать иллюстрацию к заданию такого типа, чтобы не запутаться (не нужно ее рисовать в бланке ответов).
Подведем итог! Выделим несколько правил оформления:
- Пишем красивые и полные ответы, т.е. в начале пишем вводную фразу (легко переформулировать из вопроса в задании), в конце пишем ответ (это где нужно выбрать какой-нибудь пункт). Можно сначала решение, в конце написать вывод, всё на ваше усмотрение.
- Стараемся выстраивать ответ, следуя логике.
- Желательно пояснять свои вычисления в решении: так будет понятнее, что и как вы находите.
- Не забываем указывать знаки (например, знак градуса°), правильно записывать широту и долготу (например, 45° с.ш. 55° в.д.).
Поделиться Сохранить в закладках Ещё
29 просмотров1 упоминание
Новая Школа | География ЕГЭ
2 сен в 13:06
Редактировать
Как определить угол падения солнечных лучей
В одной и той же географической точке в разное время суток солнечные лучи падают на землю под разными углами. Вычислив этот угол и зная географические координаты, можно точно вычислить астрономическое время. Возможно и обратное действие. С помощью хронометра, показывающего точное астрономическое время, можно выполнить географическую привязку точки.
Вам понадобится
- – гномон;
- – линейка;
- – горизонтальная поверхность;
- – жидкостный уровень для установления горизонтальной поверхности;
- – калькулятор;
- – таблицы тангенсов и котангенсов.
Инструкция
Найдите строго горизонтальную поверхность. Проконтролируйте ее с помощью уровня. Можно использовать как пузырьковый, так и электронный прибор. Если вы пользуетесь жидкостным уровнем, пузырек должен находиться строго в центре. Для удобства дальнейшей работы закрепите на поверхности лист бумаги. Лучше всего в данном случае использовать миллиметровку. В качестве горизонтальной поверхности можно взять лист толстой прочной фанеры. На ней не должно быть впадин и бугров.
Нарисуйте на миллиметровке точку или крест. Установите гномон вертикально так, чтобы его ось совпадала с вашей меткой..Гномоном называется установленный строго вертикально стержень или шест. Его вершина имеет форму острого конуса.
В точке окончания тени гномона поставьте вторую точку. Обозначьте ее как точку А, а первую — как точку С. Высота гномона вам должна быть известна с достаточной точностью. Чем крупнее гномон, тем точнее получится результат.
Измерьте расстояние от точки А до точки С любым доступным вам способом. Обратите внимание на то, чтобы единицы измерения были теми же, что и высота гномона. Если есть необходимость, переведите в наиболее удобные единицы.
На отдельном листе бумаги сделайте чертеж, используя полученные данные. На чертеже должен получиться прямоугольный треугольник, у которого прямой угол С — место установки гномона, катет СА — длина тени, а катет СВ — высота гномона.
Вычислите угол А с помощью тангенса или котангенса, используя формулу tgА=ВС/АС. Зная тангенс, определите собственно угол.
Полученный угол является углом между горизонтальной поверхностью и солнечным лучом. Углом падения называется угол между перпендикуляром, опущенным на поверхность, и лучом. То есть он равен 90º- А.
Обратите внимание
Полученный угол является углом между горизонтальной поверхностью и солнечным лучом. Углом падения называется угол между перпендикуляром, опущенным на поверхность, и лучом. То есть он равен 90º- А.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
- Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Решение задач по теме «Земля как планета Солнечной системы»
-
2 слайд
I. Задания на определение высоты Солнца над горизонтом в различных пунктах, находящихся на одной параллели
Земля движется против часовой стрелки, и чем восточнее находится пункт, тем раньше Солнце встанет над горизонтом. -
-
4 слайд
В полдень высота солнца над горизонтом максимальная.
-
5 слайд
Для выполнения заданий на определение высоты Солнца над горизонтом в различных пунктах, находящихся на одной параллели, необходимо определить полуденный меридиан, используя данные о времени Гринвичского меридиана.
Полуденный меридиан определяется по формуле:
(12час.- время Гринвичского меридиана)·15º
если меридиан в Восточном полушарии;
(время Гринвичского меридиана — 12 час.)·15º
если меридиан в Западном полушарии.Чем ближе расположены предложенные в задании меридианы к полуденному меридиану, тем выше в них будет находиться Солнце, чем дальше — тем ниже.
-
6 слайд
Задача №1
Определите, в каком из обозначенных буквами на фрагменте карты мира пунктов Солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в 3 ч по времени Гринвичского меридиана? Ход ваших рассуждений запишите. -
7 слайд
Алгоритм решения:
Определяем полуденный меридиан по формуле
(12час.- время Гринвичского меридиана)·15º2. Анализируем положение пунктов по отношению к полуденному меридиану.
3. Пункт, расположенный дальше всего от полуденного меридиана будет иметь наименьшую высоту солнца.
-
8 слайд
2 способ
заключается в определении солнечного времени для всех пунктов и сравнении показателей.Местное (солнечное время) – это время в данный момент вдоль линии одного меридиана.
1 оборот Земли вокруг оси = 360°
Время оборота Земли вокруг оси = 24 часа
Один час (60 мин)=15° (протяженность одного часового пояса)
1°= 60:15= 4 (мин) -
9 слайд
Алгоритм решения:
1.В ответе правильно вычисляется солнечное время для каждого из указанных в условии пунктов
Например, для пункта А:
3ч.+80·4мин.=8ч. 20мин.
и т.д
2. Искомый пункт определяется путём сравнения времени суток в указанных в условии пунктах -
10 слайд
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) ниже всего над горизонтом Солнце будет в пункте А
2) для определения полуденного меридиана используется вычисление (12 – 3) х 15°
ИЛИ
в этот момент на меридиане 135° в.д. полдень
ИЛИ
в ответе правильно вычисляется солнечное время для каждого из указанных в условии пунктов
3)пункт расположен дальше всего от полуденного меридиана
ИЛИ
искомый пункт определяется путём сравнения времени суток в указанных в условии пунктах -
11 слайд
II. Задания на определение высоты Солнца над горизонтом в различных пунктах, не находящихся на одной параллели, и когда есть указание на день зимнего ( 22 декабря) или летнего(22 июня) солнцестояния
-
-
13 слайд
Чтобы выполнить задания по определению продолжительности дня (ночи) в связи с изменением угла наклона земной оси к плоскости орбиты, нужно проводить анализ предложенной в задании ситуации.
Например, если территория находится в условиях большой продолжительности дня ( в июне в северном полушарии), то чем ближе территория находится к Полярному кругу, тем день длиннее, чем дальше — тем короче. -
14 слайд
Задача №2.
Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 20 июня Солнце позже всего по времени Гринвичского меридиана поднимется над горизонтом. -
15 слайд
Алгоритм решения:
Для выполнения подобных заданий, необходимо :
1. Вспоминаем особенности освещения Земли в день летнего солнцестояния;
2.Проводим анализ положения указанных в задании пунктов относительно полярного круга; делаем вывод о продолжительности дня.
3.Помним, что Земля движется против часовой стрелки, и чем восточнее находится пункт, тем раньше Солнце встанет над горизонтом. -
16 слайд
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)1)20 июня – день, близкий к дню летнего солнцестояния северного полушария.
2)пункт В расположен южнее пункта А, значит солнце там встанет позже.
пункт В расположен западнее пункта С, значит солнце там встает позже.
позже всего над горизонтом Солнце поднимется в пункте В -
17 слайд
Задача №3.
Определите, на какой из параллелей: 20° с.ш., 10° с.ш., на экваторе,
10° ю.ш., или 20° ю.ш. – будет наблюдаться максимальная продолжительность дня в день, когда Земля находится на орбите в положении, показанном на рисунке цифрой 3? Свой ответ обоснуйте. -
18 слайд
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Анализируем положение Земли в точке 3.
В точке 3 Земля находится в день зимнего солнцестояния — 22 декабря, в условиях большей продолжительности дня – Южное полушарие.
2. Максимальная продолжительность дня будет на широте 20 ю.ш., т.к. эта параллель занимает самое южное положение. -
19 слайд
Задача №4.
На какой из параллелей, обозначенных на рисунке буквами, 22 декабря продолжительность светового дня наименьшая?
1) А 2) В 3) С 4) D
Свой ответ обоснуйте. -
20 слайд
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)1)минимальная продолжительность дня будет на параллели А
в этот день Солнце находится в зените над Южным
тропиком
ИЛИ
это день летнего солнцестояния для Южного полушария
3)в этот день продолжительность дня с удалением от экватора возрастает в Южном полушарии и уменьшается – в Северном
ИЛИ
параллель А расположена в Северном полушарии дальше всего от экватора и поэтому продолжительность дня на ней минимальна -
21 слайд
III. Задачи на определение координат объекта по положению солнца.
-
22 слайд
Для определения географической широты учитывается зависимость угла падения солнечных лучей от широты местности.
В дни равноденствия ( 21марта и 23 сентября), когда лучи Солнца падают отвесно на экватор, для определения географической широты используется формула:
90º — угол падения солнечных лучей = широта местности ( северная или южная определяется по тени отбрасываемых объектами).
В дни солнцестояний ( 22 июня и 22 декабря) необходимо учитывать, что лучи Солнца падают отвесно (под углом 90º) на тропик ( 23,5º с.ш. и 23,5º ю.ш.).
Поэтому для определения широты местности в освещенном полушарии
( например, 22 июня в Северном полушарии) используется формула:90º – угол падения солнечных лучей + 23,5º = широта местности
Для определения широты местности в неосвещенном полушарии
(например, 22 декабря в Северном полушарии) используется формула:90º- угол падения солнечных лучей — 23,5º = широта местности
-
23 слайд
Например:
Определите географическую широту места, если известно, что 22 июня полуденное Солнце стоит там над горизонтом на высоте 35º .
Запишите расчеты.
90º — 35º-23,5º = 78,5 с.ш.Ответ. 78,5º с.ш.
-
24 слайд
Для определения меридиана ( географической долготы местности), на котором расположен пункт, по времени Гринвичского меридиана и местному солнечному времени, необходимо определить разницу во времени между ними.
-
25 слайд
Например:
На Гринвичском меридиане полдень (12 часов), а местное солнечное время в указанном пункте 8 часов.
Разница (12-8) составляет 4 часа.
Протяженность одного часового пояса 15º.
Для определения искомого меридиана проводится вычисление 4 х 15º = 60º.
Чтобы определить полушарие, в котором находится данный меридиан, нужно помнить, что Земля вращается с запада на восток (против часовой стрелки).
Значит, если время Гринвичского меридиана больше, чем в заданном пункте, пункт находится в Западном полушарии. -
26 слайд
Задача №5
Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 21 марта в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 50° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
-
27 слайд
Алгоритм:
1. Для определения широты пункта используем формулу:
90º — угол падения солнечных лучей = широта местности
( северная или южная определяется по тени отбрасываемой объектами).
2. Для определения долготы используем формулу :
(время Гринвичского меридиана — 12 час.)·15º
т.к. меридиан в Западном полушарии. -
28 слайд
Задача № 6.
Определите географические координаты пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное Солнце стоит там над горизонтом на высоте 40º (тень от предмета падает на север), а местное время опережает время Гринвичского меридиана на 3 часа. Запишите свои расчеты и рассуждения. -
29 слайд
Задача №7
Определите высоту солнца в день зимнего
солнцестояния для г. Инты (66° с.ш).
Характерно ли для нашего населенного пункта явление «полярной ночи»?
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 162 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 23.04.2016
- 2062
- 4
- 23.04.2016
- 1188
- 3
- 23.04.2016
- 907
- 0
- 23.04.2016
- 1144
- 0
- 23.04.2016
- 5579
- 101
- 23.04.2016
- 8401
- 58
- 23.04.2016
- 7892
- 154
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
ЕГЭ-2018. География. Сдаем без проблем!
В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по географии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Издание содержит теоретические сведения по географии по всем темам, проверяемым на ЕГЭ, а также задания для самоконтроля. В конце пособия приведены ответы и комментарии. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по географии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.
Купить
Задание 32
(«Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли»). max 2 балла!
Тип 1. Определите, в каком из обозначенных буквами на карте Северного полушария пунктов, 20 декабря солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
Задание 32 – одно из самых сложных в ЕГЭ по географии. По статистике, его решают менее 30% сдававших экзамен. В то же время, оно не так трудно, как кажется на первый взгляд, если точно придерживаться алгоритма его решения.
В первом из типов задания 32 необходимо найти точку, в которой солнце раньше (или позже) всего поднимется над горизонтом. Это зависит от двух факторов:
1. Долготы точки. Солнце встаёт на востоке, следовательно, чем восточнее расположена точка, тем раньше солнце будет подниматься в ней над горизонтом.
2. Широты точки. Здесь важно время года.
Летом северного полушария (с 21 марта по 23 сентября) продолжительность дня будет возрастать от Южного полюса к Северному, следовательно, чем дальше на север будет расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.
Зимой же всё меняется с точностью до наоборот. Продолжительность дня будет возрастать при движении на юг, следовательно, чем южнее расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.
В приведённом задании точки А и В расположены восточнее точки С, следовательно, в точке С солнце взойдёт позже. Так как точки А и В лежат на одном меридиане, то время восхода солнца будет зависеть от продолжительности светового дня в них. 20 декабря день будет длиннее в точке В, т.к. она лежит южнее точки А.
Следовательно, солнце раньше поднимется над горизонтом в точке B.
Алгоритм 1
(при поиске точки, где солнце взойдёт раньше всего):
- Выбираем точку(и), лежащую(ие) восточнее всего.
- Если на одном меридиане располагаются две точки, то выбираем ту, в которой продолжительность дня в данное время года больше.
Эмпирическая подсказка: примерно в 85% случаев искомая точка располагается «в вершине» угла, образуемого тремя точками. Т.е. на одной параллели с одной из точек и на одном из меридианов с другой.
Тип 2. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 18 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 15 часов по солнечному времени гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
точка |
географические координаты |
|
широта |
долгота |
|
А |
30° ю.ш. |
40° з.д. |
Б |
40° ю.ш. |
40° з.д. |
В |
30° ю.ш. |
70° з.д. |
Во втором типе задания 32 требуется найти точку, в которой солнце расположено выше всего над горизонтом. Что характерно, это также зависит от двух факторов:
1. Широты точки. Чем ближе к экватору расположена точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом*.
2. Долготы точки. Чем ближе к полуденному меридиану находится точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом.
Таким образом, основная сложность при выполнении этого типа задания связана с нахождением полуденного меридиана – меридиана, на котором в данный момент времени полдень. Т.к. окружность Земли составляет 360°, а в сутках 24 часа, то за один час Земля поворачивается на 360 : 24 = 15°. Следовательно, чтобы найти полуденный меридиан, нужно разницу во времени нулевого и полуденного меридиана умножить на 15°.
В приведённом задании на Гринвиче 15 часов, следовательно, разница со временем полуденного меридиана составляет 3 часа (15 – 12), а градусная мера последнего составит (15 – 12) · 15° = 45° з.д. Долгота западная потому, что полуденный меридиан лежит к западу от Гринвича (там уже три часа дня, а солнце движется с востока на запад)**.
Точки А и Б лежат ближе к полуденному меридиану, чем точка В. При этом точка А расположена ближе к экватору, следовательно, именно там солнце и будет располагаться выше всего над горизонтом.
Алгоритм 2
(при поиске точки, в которой солнце стоит выше всего над горизонтом):
- Находим точку(и), расположенную(ые) ближе всего к полуденному меридиану. Долготу полуденного меридиана рассчитываем по формуле λ = (t – 12) · 15°, где λ – долгота, t – время гринвичского меридиана. Если число отрицательное, то долгота восточная.
- Если на одном меридиане располагаются две точки, то выбираем ту, которая расположена ближе к экватору.
Эмпирическая подсказка: если вы лучше воспринимаете информацию в графическом виде, нежели чем в табличном, то нарисуйте схематически на черновике две параллели и два меридиана и расположите на их пересечениях указанные точки.
* Из этого правила есть исключения, когда точка расположена между тропиками, но такие точки практически не попадаются в заданиях ЕГЭ.
** А ёщё можно посмотреть на долготу данных точек – в 90% случаев полушария совпадают.
Тип 3. Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и солнце находится на высоте 53° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
Этот тип задания 32 требует исключительно математических расчётов.
Для нахождения широты точки воспользуемся известной нам высотой солнца над горизонтом (он же – угол падения солнечных лучей) в полдень. В дни равноденствий* солнечные лучи падают отвесно (под 90°) на экваторе, т.е. на 0° широты. А на полюсах (90° широты) солнце находится точно на горизонте, т.е. угол падения лучей равен 0°.
Следовательно, между географической широтой и углом падения солнечных лучей наблюдается обратная зависимость, которую можно выразить формулой φ = 90°– α, где φ – широта точки, α – угол падения солнечных лучей в полдень в дни равноденствия.
Чтобы найти долготу точки, нам потребуется выполнить вычисления, аналогичные таковым для типа 2, т.е. найти полуденный меридиан, градусная мера которого и будет долготой искомой точки, по формуле λ = (t – 12) · 15°, где λ – долгота точки, t – время гринвичского меридиана.
В данном задании широта составит φ = 90° – 53° = 37° с.ш. Широта северная только потому, что точка, как мы помним, расположена на территории США.
Долгота точки будет равна λ = (17 – 12) · 15° = 75° з.д., долгота западная потому, что время в данной точке отстаёт от Гринвича.
Алгоритм 3
(при поиске координат точки, для которой известна высота полуденного солнца и разница во времени с Гринвичем):
- Находим широту точки, используя формулу φ = 90° – α, где φ – широта точки, α – угол падения солнечных лучей в полдень в дни равноденствия.
- Находим долготу точки по формуле λ = (t – 12) · 15°, где λ – долгота точки, t – время гринвичского меридиана. Если число отрицательное, то долгота восточная.
- Записываем полученные координаты с указанием значения широты и долготы.
* В этом типе заданий дело происходит либо 23 сентября, либо 21 марта, т.е. в дни равноденствий.
ЕГЭ-2018. География. Тематические тренировочные задания
Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10-11-х классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал. В конце пособия приводятся тренировочные варианты, благодаря которым можно ознакомиться со структурой экзаменационного теста, выполнить его на время и сразу же проверить ответы. Такая структура книги поможет эффективнее подготовиться к ЕГЭ. Это издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.
Купить