План урока:
Понятие двугранного угла и угла между плоскостями
Перпендикулярность плоскостей
Прямоугольный параллелепипед
Трехгранный угол
Многогранный угол
Типичные задачи на углы между плоскостями
Понятие двугранного угла и угла между плоскостями
Напомним, что в планиметрии углом называют фигуру, состоящую из точки и двух лучей, выходящих из нее. Сама точка именуется вершиной угла, а лучи – сторонами угла.
По аналогии в стереометрии рассматривается схожая фигура – двугранный угол. Он состоит из двух полуплоскостей, которые исходят из одной прямой. Каждая из этих полуплоскостей именуется гранью двугранного угла, а их общая прямая – это ребро двугранного угла.
Для обозначения двугранного угла достаточно указать две точки на его ребре, а также ещё по одной точке на каждой грани. Например, на следующем рисунке показан угол САВD:
Двугранные углы часто встречаются в обычной жизни. Например, его образуют двухскатные крыши домов. В стереометрии двугранные угла можно найти в любом многограннике.
Двугранные углы можно измерять. Для этого надо выбрать произвольную точку на ребре угла и на каждой грани построить перпендикуляр, проходящий через эту точку. Через эти два перпендикуляра можно построить единственную плоскость. Угол между двумя перпендикулярами и принимается за величину двугранного угла.
Отдельно отметим, что плоскость, проходящая через перпендикуляры (на рисунке выше это γ) перпендикулярна ребру угла АВ. Это вытекает из признака перпендикулярности прямой и плоскости. Действительно, АВ⊥ВС и АВ⊥BD, поэтому и АВ⊥γ. Построенный угол ∠СBD называют линейным углом двугранного угла.
Понятно, что в каждом двугранном угле можно построить сколько угодно линейных углов:
Здесь помимо ∠ВСD построены линейные углы ∠В’С’D’ и ∠В’’С’’D’’. Однако все эти углы имеют одинаковую градусную меру. Сравним, например, ∠ВСD и ∠В’С’D’. Так как BD⊥AB и B’D’⊥АВ, то BD||B’D’. Аналогично можно прийти к выводу, что ВС||B’C’. Получаем, что стороны углов ∠ВСD и ∠В’С’D’ – это сонаправленные лучи, а потому ∠ВСD и ∠В’С’D’ одинаковы.
Двугранные углы, как и обычные углы, можно разделить на острые (их градусная мера меньше 90°), прямые (они в точности равны 90°) и тупые (которые больше 90°).
Если две плоскости пересекаются, то они образуют сразу 4 двугранных угла. Если среди них есть острый угол, то его величина считается углом между плоскостями. Если же все образуется 4 прямых двугранных угла, то угол между плоскостями принимается равным 90°.
Перпендикулярность плоскостей
В частном случае, когда угол составляет 90°, говорят, что пересекающиеся плоскости перпендикулярны.
Перпендикулярны друг другу пол и стены в доме, смежные грани кубика, стенки коробки. Существует особый признак перпендикулярности плоскостей.
Действительно, пусть плоскости α и β пересекаются по линии n, и в β есть такая прямая m, что m⊥α. Тогда m и n должны пересекаться в какой-нибудь точке К. Проведем в плоскости α через К прямую р, перпендикулярную n. Ясно, что m⊥р, ведь m⊥α. Получается, угол между m и р как раз и является углом между плоскостями α и β, ведь m⊥n и р⊥n. И этот угол равен 90°, ведь m⊥p, ч т. д.
Из доказанного признака вытекает следующее утверждение:
Прямоугольный параллелепипед
Ранее мы уже узнали про параллелепипед. Это фигура с 6 гранями, каждая из которых представляет собой параллелограмм. Особый интерес представляет его частный случай – прямоугольный параллелепипед.
Такую форму имеют многие шкафы, другие предметы мебели, коробки для обуви, небоскребы. Изображают прямоугольный параллелепипед так:
Для обозначения вершин параллелепипеда применяют латинские буквы. Очень часто для вершин одной грани используют 4 буквы без индекса (на рисунке выше это А, В, С, D), а другие 4 вершины обозначают такими же буквами, но с нижним индексом 1: А1, B1, C1 и D1. При этом одноименные вершины (например, А и А1) находятся на одном ребре, которое располагается на рисунке вертикально.
Докажем некоторые свойства прямоугольного параллелепипеда.
Например, ребро АD пересекается с гранями АВВ1А1 и CDD1C1. Значит, оно перпендикулярно этим граням (точнее говоря, оно перпендикулярно плоскостям, проходящим через эти грани). Действительно, AD⊥DC, ведь ∠ADC является углом в прямоугольнике АВСD и потому он прямой. Аналогично и AD⊥DD1, ведь и ADD1A1 – прямоугольник. Получается, что ребро AD перпендикулярно 2 прямым в грани CDD1C1 (которые при этом пересекаются), и потому оно перпендикулярно и всей грани. То же самое можно продемонстрировать для любого ребра прямоугольного параллелепипеда и любой грани, которую она пересекает.
Эти грани пересекаются по ребру А1D1. Этому ребру в свою очередь перпендикулярны ребра АА1 и А1В1, лежащие в гранях ADD1A1 и A1D1C1B1. Значит, ∠АА1В1 и будет углом между этими гранями. Но он составляет 90°, то есть грани перпендикулярны, ч. т. д.
Хотя у прямоугольного параллелепипеда есть 12 граней, многие из них имеют одинаковую длину. Поэтому для описания размеров этой фигуры достаточно указать только три параметра. Обычно их называют длиной, шириной и высотой:
Эти параметры также называют измерениями прямоугольного параллелепипеда. Зная их, можно вычислить длину диагонали прямоугольного параллелепипеда. Для этого используется следующая теорема:
Действительно, пусть есть прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Назовем ребро AD его длиной, АВ – шириной, а ВВ1 – высотой. Пусть необходимо найти длину диагонали В1D:
Сначала построим отрезок BD и рассмотрим ∆ABD. Он прямоугольный, и потому для него верна теорема Пифагора:
Теперь перейдем к ∆В1ВD. Так как ребро BB1 перпендикулярно грани ABCD, то ∠В1ВD – прямой. Тогда и ∆В1ВD – прямоугольный, а потому и для него можно записать теорему Пифагора:
Дополнительно отметим уже известный нам факт, что тот прямоугольный параллелепипед, у которого все стороны одинаковы, именуется кубом. Можно дать и такое определение куба:
Трехгранный угол
Выберем в пространстве произвольную точку K. Далее из нее проведем три луча КА, КВ и КС так, чтобы они не находились в одной плоскости:
В результате мы получили фигуру, которую именуют трехгранным углом. Она состоит их трех плоских углов: ∠АКС, ∠АКВ и ∠ВКС. Эти углы так и называются – плоские углы трехгранного угла. Сам же трехгранный угол обозначают четырьмя буквами: КАВС. Обратите внимание, что через каждую пару лучей КА, КВ и КС можно провести плоскость. Таким образом, название «трехгранный» угол показывает, что в точке К сходятся три грани. Чаще всего в стереометрии такой угол возникает при рассмотрении вершин тетраэдра, в котором есть сразу четыре трехгранных угла:
Доказательство. Пусть в пространстве из точки D выходят лучи AD, BD и CD. Важно понимать, что мы можем свободно «передвигать» точки А, В и С по лучам, и величина плоских углов при этом меняться не будет. Если среди плоских углов нет наибольшего, то теорема очевидно выполняется. Поэтому надо рассмотреть лишь случай, когда один из углов – наибольший. Пусть им будет ∠BDC:
Это возможно сделать, ведь ∠BDC > AD, поэтому внутри ∠BDC можно провести луч DK. Далее «сместим» точку А на луче АD так, чтобы DK = AD. Естественно, что при этом плоские углы трехгранного угла никак не изменятся, также как останется верным равенство
Сравним ∆ADC и ∆DKC. У них есть общая сторона DC, одинаковы стороны DK и AD, а также совпадают углы между ними. Значит, эти треугольники равны, и тогда можно записать, что:
Теперь сравним ∆ABD и ∆DBK. У них BD – общая сторона, а DK = AD. При этом BK < AB. В таком случае против меньшей стороны будет лежать меньший угол (смотри примечание после доказательства), то есть
Именно это неравенство и необходимо было доказать.
Примечание. В ходе доказательства было использовано утверждение, что если у двух треугольников две стороны одинаковы, в третьи стороны отличаются, то против меньшей третьей стороны будет располагаться меньший угол:
Это утверждение часто не рассматривается в курсе планиметрии, поэтому есть смысл доказать его отдельно. Действительно, пусть есть ∆АВС и ∆А’B’C’, АС = А’C’ и АВ = A’B’, а СВ < C’B’. Надо показать, что ∠А <∠A’. Для этого выразим стороны СВ и C’B’ (а точнее говоря, их квадраты) с помощью теоремы косинусов:
Из последнего неравенства на основе определения косинуса для углов из интервала от 0° до 180° вытекает, что и
Многогранный угол
Возможен случай, когда из одной точки в пространстве выходят не три, а большее количество лучей, причем образуемые ими углы не располагаются в единой плоскости. Такая фигура именуется многогранным углом. Трехгранный угол можно считать его частным случаем. Также его частными случаями будут четырехгранный угол, пятигранный угол, шестигранный угол и т. д.
Более наглядна следующая демонстрация многогранного угла. Построим на плоскости α произвольный многоугольник. Далее выберем какую-нибудь точку вне плоскости α и соединим ее с вершинами многоугольника с помощью лучей. При этом у нас как раз получится многогранный угол. Если, например, в качестве многоугольника мы использовали пятиугольник, то и получим мы пятигранный угол:
Важно отметить, что в данном случае состоит многогранный угол именно из лучей КА1, КА2, КА3…, а не из одноименных отрезков. То есть многогранный угол – это ни в коем случае не многогранник КА1А2А3А4А5, у него есть только одна вершина – точка К. Многогранник КА1А2А3А4А5 – это пирамида, такая фигура изучается в курсе стереометрии чуть позже. Многоугольник А1А2А3А4А5 – это сечение многогранного угла. Углы ∠А1КА2, ∠А2КА3, ∠А3КА4… – это плоские углы многогранного угла.
Заметим, что на исходный многоугольник на плоскости может быть как выпуклым, так и невыпуклым. Соответственно и многогранный угол может быть как выпуклым, так и невыпуклым:
Так как любой треугольник – это выпуклый многоугольник, то и любой трехгранный угол является выпуклым. В выпуклом угле все его точки лежат по одну сторону от любой плоскости, проходящей, через какие-нибудь два смежных луча угла. Вообще любое сечение многогранного угла представляет собой выпуклый многоугольник.
Докажем важное утверждение:
Для доказательства возьмем произвольный многогранный угол и проведем в нем сечение А1А2А3…Аn, которое будет являться выпуклым многоугольником:
В последнем равенстве в каждой скобке стоят по два плоских угла в тех трехгранных углах, вершины которых совпадают с вершинами многоугольника А1А2А3…Аn. В предыдущей теореме мы выяснили, что эта сумма меньше третьего плоского угла, то есть
В правой части в скобках стоит сумма углов выпуклого n-угольника А1А2А3…Аn. Она, как мы знаем, составляет 180°•(n – 2), то есть
Последнее неравенство и необходимо было доказать.
Типичные задачи на углы между плоскостями
В школьной практике почти не встречаются задачи с многогранными углами, поэтому достаточно понимания и двугранного угла.
Задание. У тетраэдра ABCD все ребра одинаковы. Найдите величину двугранного угла между плоскостями АВС и АСD.
Решение. Отметим на ребре АС точку М, которая является его серединой:
Заметим, что плоскости АВС и АСD пересекаются по прямой АС. Раз все ребра тетраэдра одинаковы, то ∆АВС и ∆АСD – равносторонние. DM и BM – это медианы в ∆АВС и ∆АСD соответственно, ведь M – середина АС. Но раз треугольники равносторонние, то они одновременно являются и высотами, то есть BM⊥AC и DM⊥АС. Тогда ∠DMB как раз и представляет собой линейный угол двугранного угла BАСD. То есть именно его значение нам и надо вычислить (если, конечно, он окажется не больше 90°).
Пусть ребра тетраэдра имеют длину а. Тогда АМ вдвое короче. Найдем из прямоугольного ∆АМD длину MD:
Задание. Двугранный угол равен φ, меньший 90°. На одной из его граней отмечена точка К, которая находится на расстоянии d от другой грани. Каково расстояние между точкой К и ребром двугранного угла?
Решение. Пусть угол образован плоскостями α и β. Опустим из K два перпендикуляра – один на плоскость β в точку Н, а другой на линию пересечения плоскостей в точку Р:
По условию задачи ∠НРК = φ, а HK = d. Нам же надо найти РК. Это можно сделать, применив определение синуса к ∆РНК:
Задание. Верно ли, что плоскость, пересекающая две параллельные плоскости, образует с ними одинаковые углы?
Решение. Пусть есть параллельные друг другу плоскости α и β, а пересекает их плоскость γ. Линию пересечения α и γ обозначим как n, и такую же линию для β и γ обозначим как m:
Заметим, что m и n располагаются в одной плоскости γ и при этом не пересекаются, в противном случае у α и β нашлась бы общая точка, которой быть не должно. Значит, m||n.
Далее проведем в γ прямую р, перпендикулярную n. Раз m||n и р⊥n, то и р⊥m. То есть р – общий перпендикуляр для m и n.
Далее в α через точку пересечения n и p проведем прямую k, перпендикулярную n. Ясно, что k||β. После уже через точку пересечения m и p построим такую прямую k’, что k||k’:
Так как k||β и k||k’, то прямая k’ будет принадлежать плоскости β (по теореме 6 из этого урока). Так как k||k’, m||n и n⊥k, то по теореме о сонаправленных лучах можно утверждать, что и m⊥k’. Тогда углы, отмеченные на рисунке синим цветом – это и есть линейные углы двугранных углов. Они одинаковы, так как являются соответственными при секущей р и параллельных прямых k и k’. Если же двугранные углы равны, то одинаковы и углы между плоскостями, ч. т. д.
Примечание. Доказанный факт можно сформулировать в виде теоремы:
Она может быть использована при решении некоторых сложных задач.
Задание. В прямоугольном ∆АВС АВ и АС – катеты с длиной 7 и 24 соответственно. Через гипотенузу проведена плоскость β, образующая с плоскостью АВС угол 30°. Каково расстояние между точкой А и плоскостью β?
Решение.
Опустим из А перпендикуляр АН на β. Это и будет искомое нами расстояние. Также в ∆АВС построим высоту AD. Заметим, что раз АН⊥β, то по определению и АН⊥HD. Можно сказать, что HD – это проекция AD на β. Раз прямая ВС перпендикулярна наклонной AD, то она одновременно будет перпендикулярна и наклонной HD по обратной теореме о трех перпендикулярах.
Плоскости АВС и β пересекаются по прямой ВС, АD⊥ВС и HD⊥BC. Получается, что ADH – это как раз угол между АВС и β, и по условию он составляет 30°.
По теореме Пифагора вычислим гипотенузу ВС:
Теперь перейдем к ∆AHD. Он также прямоугольный (∠Н = 90°). Используем для него тригонометрию:
Задание. Известны измерения прямоугольного параллелепипеда. Его длина составляет 90 см, ширина – 20 см, а высота – 60 см. Какова длина диагонали такого параллелепипеда?
Решение. Обозначим измерения буквами а, b, с, а диагональ буквой d. Достаточно просто воспользоваться формулой:
Далее рассмотрим несколько задач, в которых надо найти угол между плоскостями, находящимися в кубе с ребром, чья длина составляет единицу.
Задание. Вычислите угол между гранью ADHЕ и сечением АBGН:
Решение. Заметим, что сечение АВGH содержит прямую АВ. Но АВ – это перпендикуляр к АЕНD. Если АВGH содержит перпендикуляр к ADH, то эти две плоскости перпендикулярны, и угол между ними составляет 90°.
Ответ: 90°.
Задание. Определите угол между гранью ADHE и сечением ADGF:
Решение. Две рассматриваемые плоскости пересекаются по ребру AD. Ребра DH и AD перпендикулярны как стороны квадрата. Так как AD – это перпендикуляр к грани СDHG, то AD⊥DG. Получается, что ∠HDG – это и есть искомый угол. Его величина равна 45°, ведь это угол между диагональю квадрата и его стороной.
Ответ: 45°.
Задание. Вычислите угол между сечениями АВGH и EFCD:
Решение. Пересекаются эти две плоскости по прямой KP, где K и P – точки пересечения диагоналей квадратов BFGH и AEHD. Докажем, что отрезки KG и KC перпендикулярны KP.
Действительно, рассмотрим четырехугольник АВGH. Ребра АВ и GH перпендикулярны граням AEHD и BFGH, поэтому все углы в АВGH – прямые, то есть это прямоугольник и BG||AH. Теперь рассмотрим четырехугольник АВKP. Стороны BK и AP параллельны и равны как половины равных отрезков BG и AH. Значит, BKAP – параллелограмм. Но в нем есть прямые углы ∠В и ∠А, поэтому BKAP – прямоугольник. Аналогично можно показать, что и KGHP – прямоугольник. Это и приводит к выводу о том, что KG⊥KP и PH⊥KP. Поэтому ∠СKG и является искомым углом между сечениями. Он является углом между диагоналями квадрата, то есть равен 90°.
Ответ: 90°.
Задание. Найдите угол между сечением AFH и гранью AEHD:
Решение. Обозначим середину диагонали AH буквой K. Докажем ∠EKF – искомый нами угол:
Действительно, плоскости AHD и AFH пересекаются по прямой AH. EK – медиана в равнобедренном ∆AEH с основанием AH, поэтому она также является и высотой, то есть EK⊥AH. AF и FH – диагонали в равных квадратах ABFE и EFGH, поэтому эти диагонали одинаковы. Значит, ∆AFH – равнобедренный, и поэтому его медиана FK также перпендикулярна основанию AH. Получается, что ∠EKF и является искомым. Вычислить его можно из ∆EKF.
Сначала найдем длину EK. В прямоугольном ∆AEK ∠KAE составляет 45° (угол между диагональю и стороной квадрата), поэтому
Задание. Вычислите угол между гранью BCGF и сечением AFH:
Решение. Вспомним, что в предыдущей задаче мы уже вычислили угол между гранью АЕHD и тем же сечением АFH. Но грани AEHD и BCFG параллельны, поэтому АFH должна пересекаться их под одним и тем же углом. Поэтому ответ этой задачи совпадает с ответом к предыдущей задаче.
Ответ: ≈ 54,74°.
Задание. Чему равен угол между сечениями АСH и AFGH?
Решение. Пусть диагонали СН и DG пересекаются в точке К. Точка K будет принадлежать обоим сечениям, как и точка А. Значит, сечения пересекаются по линии АК. Проведем в сечении AFGH через точку K прямую, перпендикулярны АК и пересекающую FG в какой-то точке Р (позже мы убедимся, что прямая действительно должна пересекать отрезок FG):
Докажем, что ∠CPK и является углом между сечениями. Мы специально провели РК так, что РК⊥АК. Теперь посмотрим на ∆АСН. Он равносторонний, ведь его стороны АС, СН и DH – это диагонали равных квадратов (граней куба). Прямая АК – медиана, ведь K – точка пересечения диагоналей квадрата СDHG, которая делит диагонали пополам. Но раз ∆АСН равносторонний, то его медиана – это ещё и высота, то есть АК⊥РК. Итак, АК⊥СК и АК⊥РК, поэтому ∠CPK – это угол между сечениями. Для его вычисления необходимо найти все стороны в ∆РСК и далее применить теорему косинусов.
Проще всего найти СК. ∆СKD – прямоугольный (∠К = 90°), а ∠СDK составляет 45° (угол между стороной и диагональю в квадрате). Тогда можно записать, что
Отдельно отметим, что отрезки GK и KD имеют такую же длину, ведь диагонали в квадрате (а значит и их половины) одинаковы.
Для нахождения РК покажем отдельно плоскость AFG, то есть красное сечение:
Обозначим ∠KAD как φ. Тогда ∠АКD будет составлять 90 – φ. Углы ∠АКD, ∠АKP и ∠PKG в сумме дают 180°, что позволяет найти ∠PKG:
Получилось, что у ∆АКD и ∆PKG есть по два одинаковых угла (φ и 90°). Значит, они подобны. Составим такую пропорцию:
Теперь можно вернуться ко всему кубу и найти отрезок РС. Здесь снова можно применить теорему Пифагора, но уже к ∆PCG:
Теперь для ∆PCK мы можем записать теорему косинусов
Неожиданно мы доказали, что два построенных сечения перпендикулярны друг другу. Прийти к этому выводу можно было и иначе. Достаточно было бы показать, что прямая CH – это перпендикуляр к сечению AFGD. Попробуйте сделать это самостоятельно.
Ответ: 90°.
Задание. Вычислите угол между сечениями BDHF и ADGF:
Решение. У сечений общими являются точки F и D. Значит, именно по прямой FD они пересекаются.
Опустим в синей сечении BDHF перпендикуляр на FD, который упадет в некоторую точку K:
Докажем, что отрезок GK также перпендикулярен FD. Действительно, BK – это высота в ∆BDF. Но ∆BDF и ∆GDF равны, ведь они одинаковы все три стороны (FD – общая сторона, BF и FG – ребра куба, BD и DG – диагонали на гранях куба). В равных треугольниках высоты должны делить стороны на равные отрезки, поэтому высота, опущенная из G на FD, также разделит FD на отрезки FK и KD. То есть она просто упадет в точку K. Это и значит, что KG – высота. Получается, что нам надо вычислить ∠BKG.
Сначала найдем длину диагоналей BD и BG. Можно применить теорему Пифагора для ∆BFG:
KG имеет ту же длину, ведь KG и BK – одинаковые высоты в равных треугольниках ∆BDF и ∆GDF.
Теперь используем теорему косинусов для ∆BKG:
Мы вычислили двугранный угол, но он оказался больше 90°. Это значит, угол между плоскостями равен не 120°, а 180° – 120°, то есть 60°.
Ответ: 60°.
Сегодня мы познакомились с понятием двугранного угла, научились вычислять углы между плоскостями. В частном случае вместо вычисления угла можно просто доказать перпендикулярность плоскостей.
Решение: 1) Провести прямую LM, выделить отрезок LM. |
На экране изображение и и текст:
Решение: 1) Провести прямую LM, выделить отрезок LM. 2) Провести прямую MK, выделить отрезок MK |
На экране изображение и текст:
Решение: 1) Провести прямую LM, выделить отрезок LM. 2) Провести прямую MK, выделить отрезок MK 3) Провести прямые D1C1 и MK, отметить точку Н. |
На экране изображение и текст:
Решение: 1) Провести прямую LM, выделить отрезок LM. 2) Провести прямую MK, выделить отрезок MK 3) Провести прямые D1C1 и MK, отметить точку Н. 4) Провести прямую LH, отметить точку Т, выделить отрезок LT. |
На экране изображение:
Решение: 1) Провести прямую LM, выделить отрезок LM. 2) Провести прямую MK, выделить отрезок MK 3) Провести прямые D1C1 и MK, отметить точку Н. 4) Провести прямую LH, отметить точку Т, выделить отрезок LT. 5) Провести и выделить отрезок ТК. |
На экране изображение:
Решение: 1) Провести прямую LM, выделить отрезок LM. 2) Провести прямую MK, выделить отрезок MK 3) Провести прямые D1C1 и MK, отметить точку Н. 4) Провести прямую LH, отметить точку Т, выделить отрезок LT. 5) Провести и выделить отрезок ТК. 6) Четырехугольник KMLT-искомое сечение. |
Комментарий: задачи разобраны очень подробно, оформлены, четко структурированы. были небольшие опечатки по ходу решения.
Задачи на построение сечений в параллелепипеде
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
В ходе урока все желающие смогут получить представление о теме « Задачи на построение сечений в параллелепипеде». Вначале мы повторим четыре основные опорные свойства параллелепипеда. Затем, используя их, решим некоторые типовые задачи на построение сечений в параллелепипеде и на определение площади сечения параллелепипеда.
Сечения параллелепипеда различными плоскостями могут быть : а) шестиугольниками б)пятиугольниками в) треугольниками г) четырехугольниками 1)а, в, г 2)в, г 3)б, в, г 4)а, б, в, г?
Геометрия | 10 – 11 классы
Сечения параллелепипеда различными плоскостями могут быть : а) шестиугольниками б)пятиугольниками в) треугольниками г) четырехугольниками 1)а, в, г 2)в, г 3)б, в, г 4)а, б, в, г.
3 выриант если что обращайтесь.
Постройте сечение данного параллелепипеда плоскостью abc?
Постройте сечение данного параллелепипеда плоскостью abc.
Постройте сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки P, F и М – середины ребер AA1, A1B1 и DC?
Постройте сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки P, F и М – середины ребер AA1, A1B1 и DC.
Дан параллелепипед АВСДА1В1С1Д1?
Дан параллелепипед АВСДА1В1С1Д1.
Точка Р лежит в плоскости грани ВСС1 В1 и не принадлежит ребру ВС.
Постойте сечение паралепипеда плоскостью проходящей через точку Р параллельно плоскости С1СД.
Постройте сечение данного параллелепипеда плоскостью ABC?
Постройте сечение данного параллелепипеда плоскостью ABC.
Построить сечение параллелепипеда?
Построить сечение параллелепипеда.
СРОЧНО?
Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки E и F и параллельной прямой a.
АВСДА1В1С1Д1 – прямоугольный параллелепипед, СС1 = 9 ?
АВСДА1В1С1Д1 – прямоугольный параллелепипед, СС1 = 9 .
Точка К лежит на СС1 , причем СК : КС1 = 1 : 2.
Периметр сечения параллелепипеда плоскостью АДК = 22.
Найдите боковую площадь параллелепипеда.
Постройте сечение данного параллелепипеда плоскостью MNK?
Постройте сечение данного параллелепипеда плоскостью MNK.
50 баллов за решение геометрии с фоткой сечений?
50 баллов за решение геометрии с фоткой сечений!
С подробным объяснением или хотя бы как провести сечения и двугранные углы!
В правильной 4 – угольной призме авсда1в1с1д1 со стороной основания 4 и высотой 7 на ребре АА1 взята точка М, АМ = 2.
На ребре ВВ1 точка К, В1К = 2.
Построить сечение плоскостью Д1МК, найти угол между этой плоскостью и плоскостью СС1Д1.
Через прямую ВД1 проведена плоскость а, параллельная АС.
Сечение параллелепипеда плоскостью а – ромб.
Докажите, что АВСД – квадрат
Найти угол между плоскостью а и плоскостью ВСС1, если АА1 : АВ = 3 : 2.
Через середины M и N ребер AD и CC1 параллелепипедаABCDA1 B1 C1 D1 проведена плоскость параллельно диагонали DB1 ?
Через середины M и N ребер AD и CC1 параллелепипеда
ABCDA1 B1 C1 D1 проведена плоскость параллельно диагонали DB1 .
Постройте сечение параллелепипеда этой плоскостью.
В каком отношении она делит ребро BB1 ?
Вы перешли к вопросу Сечения параллелепипеда различными плоскостями могут быть : а) шестиугольниками б)пятиугольниками в) треугольниками г) четырехугольниками 1)а, в, г 2)в, г 3)б, в, г 4)а, б, в, г?. Он относится к категории Геометрия, для 10 – 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Геометрия. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Дано ABCD – четырёхугольник Окр (O ; R) вписана : ab + cd = 15 дм P = ? Решение Т. К. ABCD описанный четырехугольник следовательно. Ab + cd = ad + bc т. Е. ad + dc = 15см 2)p = ab + cd + bc + ad = 30 дм.
Можно решить и другим способом : sinА = R / 2R = 12 ⇒∠А = 30°.
В результате вращения образуется фигура – цилиндр с радиусом 6 см и высотой 6 см V = πR² * H = π6² * 6 = 216π см³ Sп = 2πR * H + 2πR² = π(2 * 6 * 6 + 2 * 6²) = 144π см².
Уже сам разберись в записях.
2 * (х + х + 3) = 48 2х + 3 = 48÷ 2 2х + 3 = 24 2х = 24 – 3 2х = 21 х = 10, 5 см 10, 5 + 3 = 13, 5 см.
5) все углы по 60 градусов, т. К. треугольник равносторонний 9) т. К. внешний угол угла М = 130, то угол М = 50 градусов. А т. к. Треугольник равнобедренный, то угол К = 50, а угол N = 80 6) т. К. угол Е = 90, а угол К = 60, то угол Р = 30 7) тр..
BK – высота, медиана, биссектриса ▲АВK.
1) если высоты провести из вершины острого угла, то несложно доказать, что угол между высотами будет равен тупому углу параллелограмма. К этому условию задачи этот вариант не подходит)) 2) если высоты провести из вершины тупого угла, то несложно док..
Из того, что АС = AD ; AE = AB ; и угол А – общий уже следует равенство треугольников АСЕ и ADB (по двум сторонам и углу между ними) (и в этом случае не важно чему именно равен угол А))) из равенства треугольников последует равенство всех остальных с..
Один угол х, второй 2х. Так как треуг. Прямоугольный, то сумма двух этих углов 90 градусов х + 2х = 90 3х = 90 х = 30 2х = 60 градусов – больший угол.
[spoiler title=”источники:”]
http://interneturok.ru/lesson/geometry/10-klass/parallelnost-pryamyh-i-ploskostej/zadachi-na-postroenie-secheniy-v-parallelepipede
http://geometria.my-dict.ru/q/6151712_secenia-parallelepipeda-razlicnymi-ploskostami-mogut-byt/
[/spoiler]
Пошаговое построение сечения параллелепипеда
Построение сечения методом следов – это поэтапное отыскание точек, принадлежащих одной и той же плоскости грани и одновременно плоскости сечения, то есть прямым, проходящим через точки, принадлежащие сечению. Метод подходит для использования тогда, когда следы секущей плоскости и прямые граней многогранника пересекаются в области чертежа, то есть если сечение параллельно или почти параллельно основанию, этот метод построения не подойдет.
Задача 1.
Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки .
Задача 1. Дано
Шаг 1. Чезез точки и , которые принадлежат одной грани, и, следовательно, одной плоскости, проводим прямую. Точки этой прямой все принадлежат секущей плоскости. Точка лежит в плоскости основания, поэтому неплохо бы найти найти точку прямой , которая также принадлежала бы основанию. Для этого проводим прямую , и находим точку ее пересечения с прямой – .
Задача 1. Шаг 1.
Шаг 2. Проводим прямую , принадлежащую плоскости основания. Находим точку пересечения этой прямой ребра – .
Задача 1. Шаг 2.
Шаг 3. Точка лежит в задней грани, поэтому надо бы найти точку прямой , которая принадлежала бы плоскости задней грани. Для этого проведем прямую , которая принадлежит как плоскости основания, так и плоскости задней грани, и найдем точку ее пересечения с прямой – . Через две точки задней грани проводим прямую , и находим место пересечения этой прямой с ребром – .
Задача 1. Шаг 3.
Шаг 4. Окончание построения. Соединяем полученные точки отрезками, и строим многоугольник сечения.
Задача 1. Шаг 4.
Задача 2.
Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки
Задача 2. Дано.
Шаг 1. Точки и лежат в одной плоскости, можно соединить их прямой. Прямая пересечет ребро в точке .
Задача 2. Шаг 1.
Шаг 2. Точки и также лежат в одной плоскости. Соединяем их прямой и отыскиваем точку пересечения ею ребра – .
Задача 2. Шаг 2
Шаг 3. Найдем точку секущей плоскости, принадлежащую передней грани, чтобы затем через эту точку и точку можно было бы тоже провести след секущей плоскости. Для того, чтобы найти такую точку, проведем луч и найдем его пересечение с прямой – ведь обе эти прямые принадлежат плоскости верхней грани. Точка пересечения – точка . Точки и можно соединить отрезком.
Задача 2. Шаг 3.
Шаг 4. Находим точку пересечения отрезком ребра – точку .
Задача 2. Шаг 4
Шаг 5. После этого соединяем отрезками полученные точки и закрашиваем многоугольник сечения.
Задача 2. Шаг 5
Задача 3.
Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки
Задача 3. Дано.
Шаг 1. Построим прямую , это можно сделать, так как обе точки принадлежат одной грани. Точка принадлежит грани основания, поэтому нужна точка в этой плоскости.
Задача 3. Шаг 1
Шаг 2. Для того, чтобы найти точку, одновременно принадлежащую и секущей плоскости, и плоскости нижней грани, продолжим прямую и найдем точку ее пересечения с прямой – .
Задача 3. Шаг 2.
Шаг 3. Проводим прямую и находим точку пересечения этой прямой с ребром – точка .
Задача 3. Шаг 3.
Шаг 4. Теперь надо найти точку в плоскости передней грани, потому что в этой плоскости у нас уже есть точка – точка . Для того, чтобы найти такую точку, продлим прямую и найдем пересечение этой прямой с прямой – точка .
Задача 3. Шаг 4
Шаг 5. Проводим прямую , отыскиваем точки пересечения ею ребер – точку , и ребра – точку .
Задача 3. Шаг 5.
Шаг 6. Соединяем точки и получаем многоугольник сечения.
Задача 3. Шаг 6
Окончательный вид сечения с другого ракурса:
Окончательный вид
Задача 4.
Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки . Точка в задней грани.
Задача 4. Дано
Шаг 1. Проводим прямую через две точки одной плоскости – и . Определяем точку пересечения данной прямой ребра – .
Задача 4. Шаг 1.
Шаг 2. Продолжение прямой пересечется с продолжением прямой – так как обе прямые принадлежат плоскости задней грани. Точка также принадлежит задней грани, но также и боковой. А в боковой грани у нас есть точка , и тогда можно провести прямую .
Задача 4. Шаг 2.
Шаг 3. Точка – точка пересечения прямой ребра . Продлим также ребро и найдем пересечение прямой и прямой – точку , которая принадлежит плоскости основания.
Задача 4. Шаг 3
Шаг 4. Соединяем Точки и плоскости основания, определяем точку пересечения данной прямой с ребром – точку . Соединяем полученные точки отрезками. Штрихуем полученный многоугольник сечения.
Задача 4. Шаг 4.
Окончательный вид сечения с другого ракурса:
Окончание построения
12 комментариев
Мария
✉️
03.12.2017 15:16:25
Спасибо большое.Все очень доступно изложено,с замечательными иллюстрированными примерами.
Людмила
✉️
20.10.2018 15:37:24
спасибо за желание объяснять:доступно, подробно.
Анна Валерьевна
✨
20.10.2018 15:38:43
Отлично, рада, что пригодилось.
Алексей
✉️
28.10.2018 20:23:47
Вы не разобрали вариант, когда точки T,U,V лежат на разных гранях, скажем, если на рисинке Т лежит на A1B1, U лежит на AD, V лежит на CC1. Что тогда? Действует ли метод? Спасибо
Анна Валерьевна
✨
29.10.2018 07:19:56
Да, действительно, такой случай не рассмотрен. Так как в этом случае более эффективным является метод внутреннего проецирования: https://easy-physic.ru/metod-vnutrennego-proecirovaniya/. Я обещаю сделать в ближайшее время.
Анна Валерьевна
✉️
01.11.2018 15:48:48
Сделала статью. Выйдет, правда, в феврале.
Борис
✉️
05.11.2018 08:09:29
Уважаемая Анна Валерьевна!
Позвольте поблагодарить Вас за интересный и содержательный сайт.
Здоровья Вам, творческих успехов и удачи.
Незнакомец.
Анна Валерьевна
✨
06.11.2018 09:55:33
Спасибо Вам!
Евгений
✉️
06.05.2019 18:39:20
Спасибо за работу.Мне она пригодилась)
LarryGot
✉️
11.04.2022 22:45:45
Jessievob
✉️
14.04.2022 07:02:27
Stevetaind
✉️
17.04.2022 09:45:49
Содержание материала
- Угол между плоскостями теория
- Видео
- Прямоугольный параллелепипед
- Двугранный угол определения
- Расположение плоскостей и формула вычисления угла между ними
- Параллельность
- Доказательство
- Перпендикулярность
- Доказательство
- Доказательство
- Угол между плоскостями
- Многогранный угол
- Как найти угол между плоскостями?
- Геометрический способ
- Алгебраический способ
Угол между плоскостями теория
Пусть заданы две плоскости α и β общими уравнениями
Угол между этими плоскостями сводится к определению угла φ между нормальными векторами n1=(A1, B1, C1) и n2=(A2, B2, C2) этих плоскостей.
Из определения скалярного произведения, имеем
. | (3) |
Тогда из (3) можно найти косинус угла между нормальными векторами n1 и n2:
. | (4) |
Учитывая, что (n1, n2)=A1A2+B1B2+C1C2 и длины векторов |n1|= и |n2|=выражение (4) можно записать так:
. | (5) |
Таким образом косинус угла между нормальными векторами и, следовательно, косинус угла между плоскостями α и β определяется формулой (5). Далее можно найти угол φ с помощью функции arccos.
Отметим, что пересекающиеся плоскости образую два угла. Другой угол можно найти так: φ‘=180−φ.
Видео
Прямоугольный параллелепипед
Ранее мы уже узнали про параллелепипед. Это фигура с 6 гранями, каждая из которых представляет собой параллелограмм. Особый интерес представляет его частный случай – прямоугольный параллелепипед.
Такую форму имеют многие шкафы, другие предметы мебели, коробки для обуви, небоскребы. Изображают прямоугольный параллелепипед так:
Для обозначения вершин параллелепипеда применяют латинские буквы. Очень часто для вершин одной грани используют 4 буквы без индекса (на рисунке выше это А, В, С, D), а другие 4 вершины обозначают такими же буквами, но с нижним индексом 1: А1, B1, C1 и D1. При этом одноименные вершины (например, А и А1) находятся на одном ребре, которое располагается на рисунке вертикально.
Докажем некоторые свойства прямоугольного параллелепипеда.
Например, ребро АD пересекается с гранями АВВ1А1 и CDD1C1. Значит, оно перпендикулярно этим граням (точнее говоря, оно перпендикулярно плоскостям, проходящим через эти грани). Действительно, AD⊥DC, ведь ∠ADC является углом в прямоугольнике АВСD и потому он прямой. Аналогично и AD⊥DD1, ведь и ADD1A1 – прямоугольник. Получается, что ребро AD перпендикулярно 2 прямым в грани CDD1C1 (которые при этом пересекаются), и потому оно перпендикулярно и всей грани. То же самое можно продемонстрировать для любого ребра прямоугольного параллелепипеда и любой грани, которую она пересекает.
Эти грани пересекаются по ребру А1D1. Этому ребру в свою очередь перпендикулярны ребра АА1 и А1В1, лежащие в гранях ADD1A1 и A1D1C1B1. Значит, ∠АА1В1 и будет углом между этими гранями. Но он составляет 90°, то есть грани перпендикулярны, ч. т. д.
Хотя у прямоугольного параллелепипеда есть 12 граней, многие из них имеют одинаковую длину. Поэтому для описания размеров этой фигуры достаточно указать только три параметра. Обычно их называют длиной, шириной и высотой:
Эти параметры также называют измерениями прямоугольного параллелепипеда. Зная их, можно вычислить длину диагонали прямоугольного параллелепипеда. Для этого используется следующая теорема:
Действительно, пусть есть прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Назовем ребро AD его длиной, АВ – шириной, а ВВ1 – высотой. Пусть необходимо найти длину диагонали В1D:
Сначала построим отрезок BD и рассмотрим ∆ABD. Он прямоугольный, и потому для него верна теорема Пифагора:
Теперь перейдем к ∆В1ВD. Так как ребро BB1 перпендикулярно грани ABCD, то ∠В1ВD – прямой. Тогда и ∆В1ВD – прямоугольный, а потому и для него можно записать теорему Пифагора:
Дополнительно отметим уже известный нам факт, что тот прямоугольный параллелепипед, у которого все стороны одинаковы, именуется кубом. Можно дать и такое определение куба:
Двугранный угол определения
Двугранный угол – это фигура, образованная двумя полуплоскостями, исходящими из одной прямой.
Вот так:
При этом прямая ( displaystyle AB) – это ребро двугранного угла, а полуплоскости ( displaystyle alpha ) и ( displaystyle beta ) – стороны или грани двугранного угла.
Двугранный угол получает обозначение по своему ребру: «двугранный угол ( displaystyle AB)».
С понятием двугранного угла тесно связано понятие угол между плоскостями.
Угол между плоскостями – наименьший из двугранных углов, образованных при пересечении плоскостей.
Итак, внимание! Различие между двугранным углом и углом между плоскостями в том, что:
Двугранный угол может быть и острым, и тупым, а угол между плоскостями только острым! НЕ ПУТАЙ!
Расположение плоскостей и формула вычисления угла между ними
Существует несколько вариаций взаимного расположения двух плоскостей.
Параллельность
Теорема
Две плоскости считаются параллельными в том случае, если у них отсутствуют общие точки.
Возьмем за условие, что плоскости α, расположенной в некоторой прямоугольной системе координат, соответствует общее уравнение: А1х+В1у+С1z+D1=0. А плоскость β определяется общим уравнением вида: А2х+В2у+С2z+D2=0.
Согласно теореме о параллельности плоскостей, чтобы α и β являлись параллельными, достаточно отсутствия решений системы линейных уравнений вида:
(left{begin{array}{l}A_1x+B_1y+C_1z+D_1=0\A_2x+B_2y+C_2z+D_2=0end{array}right.)
То есть приведенная выше система должна быть несовместной.
Доказательство
Допустим, указанные плоскости, соответствующие уравнениям А1х+В1у+С1z+D1=0 и А2х+В2у+С2z+D2=0 параллельны друг другу, следовательно, у них отсутствуют общие точки. Это значит, что нет ни одной точки в прямоугольной системе координат, находящейся в трехмерном пространстве, чьи координаты отвечали бы условиям обоих уравнений одновременно или:
(left{begin{array}{l}A_1x+B_1y+C_1z+D_1=0\A_2x+B_2y+C_2z+D_2=0end{array}right.)
не имеет решения.
В случае, если данная система уравнений не имеет решений, то в прямоугольной системе координат трехмерного пространства отсутствуют точки с координатами, одновременно отвечающими условиям обоих уравнений, входящих в рассматриваемую систему. Отсюда можно сделать вывод, что плоскости α и β с соответствующими им уравнениями А1х+В1у+С1z+D1=0 и А2х+В2у+С2z+D2=0 не обладают ни одной общей точкой, а значит, являются параллельными. Теорема доказана.
Перпендикулярность
Две плоскости перпендикулярны друг другу, в ситуации, когда они при взаимном пересечении образуют прямой угол, то есть угол в 90°.
Теорема
Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, которая перпендикулярна другой плоскости, то такие плоскости являются перпендикулярными.
Доказательство
Пусть: AB∈α, AB⊥β, AB∩β=A.
Необходимо доказать, что α⊥β.
- α∩β=AC, причем AB⊥AC по условию.
- Проведем прямую AD, принадлежащую плоскости β и перпендикулярную AC.
- ∠BAD=90°, поскольку AB⊥β. Следовательно, заданные плоскости перпендикулярны, что и требовалось доказать.
Следствие
Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две заданные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей.
Теорема
Явность перпендикулярных пересекающихся плоскостей достигается при необходимом и достаточном условии, что нормальные векторы данных плоскостей при пересечении образовали прямой угол.
Доказательство
Допустим, в трехмерном пространстве существует некоторая прямоугольная система координат. При наличии нормальных векторов заданных плоскостей α и β с координатами:
(overrightarrow{n_1}=(A_1,B_1,C_1),)
(overrightarrow{n_2}=(A_2,B_2,C_2),)
то необходимо и достаточно, чтобы эти векторы приняли вид:
(left(overrightarrow{n_1},overrightarrow{;n_2}right)=0Leftrightarrow A_1times A_2+B_1times B_2+C_1times C_2=0)
Отсюда следует, что:
(overrightarrow{n_1}=(A_1,B_1,C_1),)
(overrightarrow{n_2}=(A_2,B_2,C_2))
— нормальные векторы плоскостей α и β. Чтобы заданные плоскости были перпендикулярными, достаточно, чтобы скалярное произведение данных векторов ровнялось нулю, то есть принимало вид:
(left(overrightarrow{n_1},overrightarrow{;n_2}right)=0Leftrightarrow A_1times A_2+B_1times B_2+C_1times C_2=0)
Равенство соблюдено.
Угол между плоскостями
Для вычисления угла между двумя пересекающимися плоскостями используют метод координат. Суть данного способа заключается в нахождении косинуса угла, образованного при пересечении плоскостей.
Предположим, что плоскости P1 и P2 заданы следующими уравнениями:
(P_1:;A_1x+B_1y+C_1z+D_1=0,;{overline N}_1=left(A_1,B_1,C_1right);)
(P_2:;A_2x+B_2y+C_2z+D_2=0,;{overline N}_2=left(A_2,B_2,C_2right))
Найдем косинус угла между P1 и P2 по формуле:
(cosleft(overbrace{P_1,P_2}right)=frac{overline{N_1}timesoverline{N_2}}{left|overline{N_1}right|timesleft|overline{N_2}right|}frac{A_1times A_2+B_1times B_2+C_1times C_2}{sqrt{A_1^2+B_1^2+C_1^2}timessqrt{A_2^2+B_2^2+C_2^2}})
Запишем в ответе модуль косинуса угла, поскольку за величину угла между плоскостями принимают острый угол.
Многогранный угол
Возможен случай, когда из одной точки в пространстве выходят не три, а большее количество лучей, причем образуемые ими углы не располагаются в единой плоскости. Такая фигура именуется многогранным углом. Трехгранный угол можно считать его частным случаем. Также его частными случаями будут четырехгранный угол, пятигранный угол, шестигранный угол и т. д.
Более наглядна следующая демонстрация многогранного угла. Построим на плоскости α произвольный многоугольник. Далее выберем какую-нибудь точку вне плоскости α и соединим ее с вершинами многоугольника с помощью лучей. При этом у нас как раз получится многогранный угол. Если, например, в качестве многоугольника мы использовали пятиугольник, то и получим мы пятигранный угол:
Важно отметить, что в данном случае состоит многогранный угол именно из лучей КА1, КА2, КА3…, а не из одноименных отрезков. То есть многогранный угол – это ни в коем случае не многогранник КА1А2А3А4А5, у него есть только одна вершина – точка К. Многогранник КА1А2А3А4А5 – это пирамида, такая фигура изучается в курсе стереометрии чуть позже. Многоугольник А1А2А3А4А5 – это сечение многогранного угла. Углы ∠А1КА2, ∠А2КА3, ∠А3КА4… – это плоские углы многогранного угла.
Заметим, что на исходный многоугольник на плоскости может быть как выпуклым, так и невыпуклым. Соответственно и многогранный угол может быть как выпуклым, так и невыпуклым:
Так как любой треугольник – это выпуклый многоугольник, то и любой трехгранный угол является выпуклым. В выпуклом угле все его точки лежат по одну сторону от любой плоскости, проходящей, через какие-нибудь два смежных луча угла. Вообще любое сечение многогранного угла представляет собой выпуклый многоугольник.
Докажем важное утверждение:
Для доказательства возьмем произвольный многогранный угол и проведем в нем сечение А1А2А3…Аn, которое будет являться выпуклым многоугольником:
В последнем равенстве в каждой скобке стоят по два плоских угла в тех трехгранных углах, вершины которых совпадают с вершинами многоугольника А1А2А3…Аn. В предыдущей теореме мы выяснили, что эта сумма меньше третьего плоского угла, то есть
В правой части в скобках стоит сумма углов выпуклого n-угольника А1А2А3…Аn. Она, как мы знаем, составляет 180°•(n – 2), то есть
Последнее неравенство и необходимо было доказать.
Как найти угол между плоскостями?
Найти угол между плоскостями можно двумя способами: геометрическим и алгебраическим.
Геометрический способ
При геометрическом способе нужно сначала построить угол двугранного угла, а потом искать этот линейный угол с помощью знаний из планиметрии.
Алгебраический способ
Алгебраический способ – это применение метода координат – там есть формула для нахождения угла между плоскостями.
Вот такая:
( displaystyle cos gamma =frac{{{A}_{1}}{{A}_{2}}+{{B}_{1}}{{B}_{2}}+{{C}_{1}}{{C}_{2}}}{sqrt{A_{1}^{2}+B_{1}^{2}+C_{1}^{2}}sqrt{A_{2}^{2}+B_{2}^{2}+C_{2}^{2}}})
Здесь ( displaystyle {{A}_{1}},{{B}_{1}},{{C}_{1}},{{A}_{2}},{{B}_{2}},{{C}_{2}}) — коэффициенты уравнений плоскостей ( displaystyle alpha ) и ( displaystyle beta ) соответственно.
Подробнее про уравнение плоскости ты можешь прочитать в статье «Расстояние от точки до плоскости»!
( displaystyle alpha ): ( displaystyle {{A}_{1}}x+{{B}_{1}}y+{{C}_{1}}z+D=0)
( displaystyle beta ): ( displaystyle {{A}_{2}}x+{{B}_{2}}y+{{C}_{2}}z+D=0).
Какой же способ лучше? Зависит от задачи.
Если нужно найти, скажем, двугранный угол при основании правильной , то проще использовать геометрический способ.
А если линейный угол двугранного угла никак не хочет проходить ни через какие удобные точки, то можно использовать метод координат как палочку выручалочку.
Но тогда нужно очень твёрдо знать формулы и не делать арифметических ошибок при многочисленных подсчётах – ведь придётся искать ( displaystyle {{A}_{1}},{{B}_{1}},{{C}_{1}},{{A}_{2}},{{B}_{2}},{{C}_{2}}), а потом ещё и ( displaystyle cos gamma ).
Давай разберём несложную задачу для примера. Мы применим оба метода к одной и той же задаче.
Теги
было в ЕГЭ
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория
Атрибут
Всего: 74 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–74
Добавить в вариант
В правильной четырёхугольной призме ABCDA1B1C1D1 известно, что CA1 = 2A1D1. Найдите угол между диагоналями BD1 и AC1. Ответ дайте в градусах.
В правильной четырёхугольной призме ABCDA1B1C1D1 известно, что DB1 = 2C1D1. Найдите угол между диагоналями BD1 и AC1. Ответ дайте в градусах.
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 через диагональ BD1 проведена плоскость α, параллельная прямой AC.
а) Докажите, что прямая пересечения плоскости α с плоскостью основания A1B1C1D1 параллельна прямой A1C1.
б) Найдите угол между проведённой плоскостью и плоскостью основания параллелепипеда, если AB = 6, BC = 8, CC1 = 10.
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 через диагональ BD1 проведена плоскость α, параллельная прямой AC.
а) Докажите, что прямая пересечения плоскости α с плоскостью основания A1B1C1D1 параллельна прямой A1C1.
б) Найдите угол между проведённой плоскостью и плоскостью основания параллелепипеда, если AB = 5, BC = 12, CC1 = 10.
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известно отношение ребер АВ : BC : CC1 = 1 : 2 : 3.
а) Найдите угол между прямой BD1 и плоскостью ВС1D.
б) Докажите, что косинус угла между плоскостями АА1D и ВС1D равен
На ребре AA1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взята точка E так, что A1E : EA = 2 : 3, на ребре BB1 — точка F так, что B1F : FB = 1 : 4, а точка T — середина ребра B1C1. Известно, что AB = 3, AD = 2, AA1 = 5.
а) Докажите, что плоскость EFT проходит через вершину D1.
б) Найдите угол между плоскостью EFT и плоскостью BB1C1.
На ребре AA1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взята точка E так, что A1E : EA = 2 : 3, на ребре BB1 — точка F так, что B1F : FB = 1 : 4, а точка T — середина ребра B1C1. Известно, что AB = 4, AD = 4, AA1 = 10.
а) Докажите, что плоскость EFT проходит через вершину D1.
б) Найдите угол между плоскостью EFT и плоскостью BB1C1.
На ребре AA1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взята точка E так, что A1E : EA = 2 : 3, на ребре BB1 — точка F так, что B1F : FB = 1 : 4, а точка T — середина ребра B1C1. Известно, что AB = 6, AD = 4, AA1 = 10.
а) Докажите, что плоскость EFT проходит через вершину D1.
б) Найдите угол между плоскостью EFT и плоскостью AA1B1.
Плоскость α проходит через середину ребра AD прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 перпендикулярно прямой BD1.
а) Докажите, что угол между плоскостью α и плоскостью ABC равен углу между прямыми BB1 и B1D.
б) Найдите угол между плоскостью α и плоскостью ABC, если объём параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 равен и
Плоскость α проходит через середину ребра AD прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 перпендикулярно прямой BD1.
а) Докажите, что угол между плоскостью α и плоскостью ABC равен углу между прямыми BB1 и B1D.
б) Найдите угол между плоскостью α и плоскостью ABC, если объём параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 равен и
Плоскость α перпендикулярна диагонали BD1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 и проходит через вершину A. При этом
а) Докажите, что плоскость α делит отрезок DC пополам.
б) Найдите угол между плоскостью α и основанием ABCD, если она проходит через вершину C1.
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 ребра BC = 8, CD = 3, BB1 = 6. Точка Q — середина ребра CC1.
а) Докажите, что угол между плоскостями BD1Q и ABC равен
б) Найдите расстояние от точки A до плоскости BD1Q.
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 и На отрезках BC1 и BD отмечены точки M и N соответственно, так что прямые AM и A1N пересекаются и
а) Докажите, что угол между прямой D1M и плоскостью BCC1 равен 30°.
б) Найдите площадь сечения параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью AMN.
Всего: 74 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–74