Указательное слово в сложноподчиненном предложении
Указательное слово является второстепенным членом главного предложения и выражает вид придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Выясним, что такое указательное слово в сложноподчиненном предложении, к какой части речи принадлежит, для чего используется в главной части.
Что такое указательное слово?
В сложноподчинённом предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью союзов и союзных слов. В составе главной части может находиться указательное слово. Чаще всего оно служит для логического выделения следующего за ним слова или словосочетания, которое поясняется придаточным предложением.
И вот наступил наконец тот момент, которого все долго ждали.
Указательное слово «тот» концентрирует внимание пишущего на слове «момент»:
- момент (какой?) тот;
- момент (какой?), которого все долго ждали.
Местоимение «тот» является полноправным членом главного предложения. Оно выполняет роль определения, а также даёт нам понять, что далее последует придаточное определительное предложение.
Рассмотрим другое предложение и определим в нём указательное слово.
В сумерках тени сливались так, что деревья казались великанами.
Указательное слово «так» отвечает на обстоятельственный вопрос:
сливались (как?) так.
Оно выражено местоименным наречием, усиливает значение глагола «сливались». Указательное слово является второстепенным членом предложения обстоятельством. К придаточной части зададим аналогичный вопрос как?
Итак, указательное слово, которое отвечает на один и тот же вопрос, что и зависимая часть, подсказывает её вид в составе сложноподчиненного предложения.
В качестве указательного слова чаще всего выступают
- местоимения (тот, такой, столько, настолько и пр.);
- наречия (там, туда, так, оттуда и пр.).
На основе проведенных исследований определим признаки указательного слова в сложноподчинённом предложении.
Признаки указательного слова
- Логически выделяется в главной части сложноподчинённого предложения;
- является полноправным членом предложения;
- отвечает на один и тот же вопрос, как и придаточная часть;
- чаще всего выражено местоимением или наречием.
В предложении указательные слова составляют с союзами и союзными словами соответствующие пары:
Указательные слова | Союзы и союзные слова |
тот | кто, кого, кому, кем, о ком |
тот | который, которого, которому и т.д. |
такой | какой, который |
столько | сколько |
там | где |
туда | куда |
так | чтобы |
Чтобы понять, что в предложении употребляется указательное слово, обратим внимание на подсказки:
- частицы — лишь, только, ещё и, не, именно;
- вводные слова — очевидно, вероятно, может быть.
А вот именно тот лужок, какой мне напоминает о босоногом детстве.
Имеем в виду, что в сложноподчиненном предложении составные подчинительные союзы могут распадаться на две части. В результате этого первая часть союза становится указательным словом, после которого ставится запятая.
Сравним:
К нам пришел мастер, для того чтобы починить кран.
К нам пришел мастер для того, чтобы починить кран.
К нам пришел мастер только для того, чтобы починить кран.
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
---|---|---|
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет. (К. Паустовский). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой). |
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам. (Г. Федосеев). Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения. (В. Солоухин). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа. (Н. Лесков). |
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия | Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. | По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно. (Н. Лесков). |
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак). Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера.ь(А. Грин). |
Поупражняемся и отыщем указательные слова в сложноподчинённых предложениях.
Примеры
Счастлив лишь тот человек, кому близки понятия добра и справедливости.
На этой картине художник изобразил такое событие, которое было созвучно его душе.
На площади собралось столько людей, сколько тут не было с давних пор.
Дождь прошёл так быстро, что смог только прибить пыль на дороге.
Она села за стол так, чтобы видеть каждого входящего в дверь.
Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт.
У каждого человека бывает такая минута в жизни, которая никогда не забудется.
Наконец пришел именно тот специалист, который может справиться с этой проблемой.
Все идите туда, где пылает костёр.
Там, где сливается море с горизонтом, зашло багровое солнце.
Видео «Указательные слова в СПП»
Тест
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 10
Содержание
- Указательное слово в сложноподчиненном предложении
- Что такое указательное слово?
- Признаки указательного слова
- Способ выражения указательных слов
- Примеры
- Видео «Указательные слова в СПП»
- Презентация к уроку
- Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях
- Указательные слова
- Роль в предложении
- Упражнения для закрепления темы
- Указательные слова — это… (примеры)
- Что такое указательное слово?
- Признаки указательного слова
- Видеоурок «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении»
- Способ выражения указательных слов
- Примеры
- Видеоурок «Указательные слова в СПП»
- Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
- Урок 19. Русский язык 9 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении»
Указательное слово в сложноподчиненном предложении
Указательное слово является второстепенным членом главного предложения и выражает вид придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Что такое указательное слово?
В сложноподчинённом предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью союзов и союзных слов. В составе главной части может находиться указательное слово. Чаще всего оно служит для логического выделения следующего за ним слова или словосочетания, которое поясняется придаточным предложением.
И вот наступил наконец тот момент, которого все долго ждали.
Указательное слово «тот» концентрирует внимание пишущего на слове «момент»:
Местоимение «тот» является полноправным членом главного предложения. Оно выполняет роль определения, а также даёт нам понять, что далее последует придаточное определительное предложение.
Рассмотрим другое предложение и определим в нём указательное слово.
Указательное слово «так» отвечает на обстоятельственный вопрос:
Оно выражено местоименным наречием, усиливает значение глагола «сливались». Указательное слово является второстепенным членом предложения обстоятельством. К придаточной части зададим аналогичный вопрос как?
В качестве указательного слова чаще всего выступают
На основе проведенных исследований определим признаки указательного слова в сложноподчинённом предложении.
Признаки указательного слова
В предложении указательные слова составляют с союзами и союзными словами соответствующие пары:
Указательные слова | Союзы и союзные слова |
тот | кто, кого, кому, кем, о ком |
тот | который, которого, которому и т.д. |
такой | какой, который |
столько | сколько |
там | где |
туда | куда |
так | чтобы |
Чтобы понять, что в предложении употребляется указательное слово, обратим внимание на подсказки:
А вот именно тот лужок, какой мне напоминает о босоногом детстве.
Имеем в виду, что в сложноподчиненном предложении составные подчинительные союзы могут распадаться на две части. В результате этого первая часть союза становится указательным словом, после которого ставится запятая.
Сравним:
К нам пришел мастер, для того чтобы починить кран.
К нам пришел мастер только для того, чтобы починить кран.
Способ выражения указательных слов
Поупражняемся и отыщем указательные слова в сложноподчинённых предложениях.
Примеры
Счастлив лишь тот человек, кому близки понятия добра и справедливости.
На этой картине художник изобразил такое событие, которое было созвучно его душе.
На площади собралось столько людей, сколько тут не было с давних пор.
Дождь прошёл так быстро, что смог только прибить пыль на дороге.
Она села за стол так, чтобы видеть каждого входящего в дверь.
Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт.
У каждого человека бывает такая минута в жизни, которая никогда не забудется.
Наконец пришел именно тот специалист, который может справиться с этой проблемой.
Все идите туда, где пылает костёр.
Там, где сливается море с горизонтом, зашло багровое солнце.
Видео «Указательные слова в СПП»
Источник
Презентация к уроку
Цели: Формирование умения обучающихся научить выделять в СПП предложениях указательные слова.
Задачи: познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям;
2. Работа с таблицей.
3. Схематический диктант.
1) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.
2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет.
3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его.
4) Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису.
Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.
4. Работа с учебником (с. 62-67)
Беседа по вопросам:
А) С какой целью используются указательные слова в спп?
Б) Какой частью речи являются указательные слова?
В) На что они указывают?
Г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы?
5. Выборочный диктант.
Пока весь класс занят записью пословиц, 2 ученика работают у доски:
1 – фонетический разбор слова поют
2 – выполнение интерактивного теста
6. Взаимодиктант на основе упр.104 (упражнение 78) (слайд 4- 5)
В это время у доски работают два ученика:
1) Родина нам мать, а чужая сторона – мачеха. (Пословица) (синтаксический разбор)
2) выполнение интерактивного теста
7. Работа со схемами. (слайд 6)
8. При помощи команды “Перо” восстановить текст. (слайд 7,8)
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ___________________, во-вторых, отыскать ________________ (______________), в-третьих, поставить _________________. Придаточное предложение может пояснять ________, ___________,__________________
9. Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? (слайд 9)
1. Дерево валят туда, куда оно нагнулось. | (), [ указ. слово]. |
2. Каково лето, таково и сено. | [ указ. слово], (). |
9. Творческие задания.
— Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением. (слайд 10)
1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.
2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
4) Несмотря на любовь к животным, мальчик пристрастился к охоте.
— Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами. (слайд 11)
1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города
— В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? (слайд 12)
1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!
4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
10. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. (слайд 13-22)
11. Тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.
1. Укажите сложноподчинённое предложение
А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
В.Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.
3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?
Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).
2. Проблема авторского голоса не находит решения, поскольку она, по-видимому, неверно поставлена (М.Громов).
А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.
В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части
4. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).
2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).
5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?
В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).
12. Итог урока. Рефлексия. (слайд 23)
Наш урок подходит к концу.
— Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
12. Домашнее задание (слайд 24)
1 – составить мини-диалоги, где были бы употреблены в виде ответных реплик предложения с указательными словами.
2 – составить кроссворд по теме
3 – найти и записать 10 пословиц с указательными словами.
Источник
Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях
Указательные слова
В роли указательных (или соотносительных) слов выступают указательные и определительные местоимения и наречия (тот, этот, такой, таков, столько, сей и др.), а также имена существительные (по той причине, при условии, до такой степени и др.). Они выполняют следующие функции:
Хочу такое же платье.
Хочу такое же платье, как у Маши.
Нужно научиться отличать плохое от хорошего. К этому добавлю, что нужно научиться понимать, что можно, что нельзя.
Роль в предложении
Находясь в главной части сложноподчиненного предложения, указательные слова могут служить связующим звеном между частями сложного предложения, и тогда они обычно образуют пары с союзными словами (СС) или союзами (С), находящимися в придаточной части. Указательные слова могут быть любым членом предложения.
Я — тот, кто тебе нужен.
Пример употребления указательных слов в сложноподчиненном предложении | Средства связи | Синтаксическая роль |
Тот — указательное местоимение, кто — СС, выраженное относительным местоимением. | Тот — сказуемое | |
Наконец-то разрешилось то, что мучило меня. | То — указательное местоимение, что — СС, выраженное относительным местоимением. | То — подлежащее |
Мне нужен именно такой сервиз, в котором не стыдно будет подать это изумительное блюдо. | Такой — указательное местоимение, в котором — СС, выраженное относительным местоимением. | Такой — определение |
В то время, когда мимо проезжала бричка, девушки выглядывали в окно каждая старалась быть заметнее своих сокурсниц. | В то время — указательное местоимение с существительным, когда — союз. | В то время — обстоятельство |
Мой дядя прибыл оттуда, куда не летают самолеты. | Оттуда — наречие, куда — СС, выраженное местоименным наречием. | Оттуда — обстоятельство |
В тот вечер публика аплодировала так горячо, как никогда прежде. | Так — указательное местоимение, как — союз. | Так — обстоятельство |
И он отсчитал столько капель живой воды, сколько указала старушка. | Столько — наречие, сколько — СС, выраженное наречием. | Столько — обстоятельство |
Я дам тебе этот цветок, но при условии, что вернешься до полуночи. | При условии — существительное с предлогом, что — союз. | При условии — дополнение |
Бабушка посвящала меня в воспоминания о своей городской жизни затем только, чтобы отвлечься от тяжких мыслей. | Затем — наречие, чтобы — союз. | Затем — обстоятельство |
Упражнения для закрепления темы
Укажите средства связи придаточного предложения с главным.
1) Слава о нем идет с тех далеких времен, когда еще жили мамонты. 2) Он родился в тот день, когда страна ликовала, оттого что удалось предотвратить трагедию мирового масштаба. 3) Особенно странным казалось то, что в доме царили неестественная чистота и порядок. 4) Столько весен прошло, сколько седых волос на моей голове. 5) Неожиданно нахлынули те чувства, о которых принято молчать. 6) И утки понесли ее туда, где много солнца, много комаров и мошек. 7) Оттуда я узнал, что цветущие маки могут покрывать степь в таком количестве, что земля кажется красной.
Выпишите указательные (соотносительные) слова.
1) Только тот поймет меня, кто был в такой же ситуации и переживал те же эмоции. 2) Я выступаю за то, чтобы снести этот памятник. 3) До того намаялась, что скорей бы спать лечь. 4) Хотел бы я иметь такие способности, но это неосуществимо. 4) Давай просто вернемся сюда через год и тогда примем решение. 5) Жара, соленое море, золотой песок – это мне запомнится надолго. 6) С таким я сталкиваюсь впервые. 7) Сейчас не нужно ничего выяснять, берите столько, сколько нужно, всем хватит.
Составьте сложноподчиненные предложения с данными указательными словами:
по той причине, с такой, там, таким образом, такой, тогда, туда.
Ответы
Укажите средства связи придаточного предложения с главным.
1) Слава о нем идет с тех далеких времен, когда еще жили мамонты. (указательное слово «тех», союз «когда») 2) Он родился в тот день, когда страна ликовала, оттого что удалось предотвратить трагедию мирового масштаба. (указательное слово «тот», союз «когда») 3) Особенно странным казалось то, что в доме царили неестественная чистота и порядок. (указательное слово «то», союз «что») 4) Столько весен прошло, сколько седых волос на моей голове. (указательное слово «столько», союзное слово «сколько») 5) Неожиданно нахлынули те чувства, о которых принято молчать. (указательное слово «те», союзное слово с предлогом «о которых») 6) И утки понесли ее туда, где много солнца, много комаров и мошек. (указательное слово «туда», союзное слово «где») 7) Оттуда я узнал, что цветущие маки могут покрывать степь в таком количестве, что земля кажется красной. (предложно-падежная форма имени существительного «в таком количестве», союз «что»).
Выпишите указательные (соотносительные) слова.
1) Только тот поймет меня, кто был в такой же ситуации и переживал те же эмоции. 2) Я выступаю за то, чтобы снести этот памятник. 3) До того намаялась, что скорей бы спать лечь. 4) Хотел бы я иметь такие способности, но это неосуществимо. 4) Давай просто вернемся сюда через год и тогда примем решение. 5) Жара, соленое море, золотой песок – это мне запомнится надолго. 6) С таким я сталкиваюсь впервые. 7) Сейчас не нужно ничего выяснять, берите столько, сколько нужно, всем хватит.
Составьте сложноподчиненные предложения с данными указательными словами.
Я опоздал по той причине, что задержали рейс. Нужно относиться к выполнению домашней работы с такой ответственностью, чтобы не было стыдно за результат. Сейчас мы с вами пройдем там, куда экскурсантов не пускали много лет. Установим сосуды таким образом, чтобы вода могла переливаться из одного в другой. Вы подобрали такой интересный материал, что им хочется поделиться с коллегами. Мы вернулись домой только тогда, когда пожарные уехали. Я хотел бы пойти туда, откуда раздается гул толпы.
Источник
Указательные слова — это… (примеры)
Указательное слово является второстепенным членом главного предложения и выражает вид придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Выясним, что такое указательное слово в сложноподчиненном предложении, к какой части речи принадлежит, для чего используется в главной части.
Что такое указательное слово?
В сложноподчинённом предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью союзов и союзных слов. В составе главной части может находиться указательное слово. Чаще всего оно служит для логического выделения следующего за ним слова или словосочетания, которое поясняется придаточным предложением.
И вот наступил наконец тот момент, которого все долго ждали.
Указательное слово «тот» концентрирует внимание пишущего на слове «момент»:
Местоимение «тот» является полноправным членом главного предложения. Оно выполняет роль определения, а также даёт нам понять, что далее последует придаточное определительное предложение.
Рассмотрим другое предложение и определим в нём указательное слово.
Указательное слово «так» отвечает на обстоятельственный вопрос:
Оно выражено местоименным наречием, усиливает значение глагола «сливались». Указательное слово является второстепенным членом предложения обстоятельством. К придаточной части зададим аналогичный вопрос как?
Итак, указательное слово, которое отвечает на один и тот же вопрос, что и зависимая часть, подсказывает её вид в составе сложноподчиненного предложения.
В качестве указательного слова чаще всего выступают
На основе проведенных исследований определим признаки указательного слова в сложноподчинённом предложении.
Признаки указательного слова
В предложении указательные слова составляют с союзами и союзными словами соответствующие пары:
Указательные слова | Союзы и союзные слова |
тот | кто, кого, кому, кем, о ком |
тот | который, которого, которому и т.д. |
такой | какой, который |
столько | сколько |
там | где |
туда | куда |
так | чтобы |
Чтобы понять, что в предложении употребляется указательное слово, обратим внимание на подсказки:
А вот именно тот лужок, какой мне напоминает о босоногом детстве.
Имеем в виду, что в сложноподчиненном предложении составные подчинительные союзы могут распадаться на две части. В результате этого первая часть союза становится указательным словом, после которого ставится запятая.
Сравним:
К нам пришел мастер, для того чтобы починить кран.
К нам пришел мастер только для того, чтобы починить кран.
Видеоурок «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении»
Способ выражения указательных слов
Поупражняемся и отыщем указательные слова в сложноподчинённых предложениях.
Примеры
Счастлив лишь тот человек, кому близки понятия добра и справедливости.
На этой картине художник изобразил такое событие, которое было созвучно его душе.
На площади собралось столько людей, сколько тут не было с давних пор.
Дождь прошёл так быстро, что смог только прибить пыль на дороге.
Она села за стол так, чтобы видеть каждого входящего в дверь.
Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт.
У каждого человека бывает такая минута в жизни, которая никогда не забудется.
Наконец пришел именно тот специалист, который может справиться с этой проблемой.
Все идите туда, где пылает костёр.
Там, где сливается море с горизонтом, зашло багровое солнце.
Видеоурок «Указательные слова в СПП»
Источник
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
Урок 19. Русский язык 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении»
· Сегодня мы продолжим разговор о средствах связи в сложноподчиненном предложении.
· Поговорим об указательных словах в сложноподчиненном предложении.
· И узнаем, зачем нужны указательные слова в сложноподчиненном предложении.
Как мы помним, сложноподчиненное предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации. Одна часть в таком предложении всегда главная, а вторая – придаточная. От главной части к придаточной можно поставить вопрос.
В нашем определении одним из средств связи частей в сложноподчиненном предложении названы указательные слова. Что же это такое?
Мы знаем, что придаточное предложение раскрывает информацию, которая сообщается в главном.
Допустим, мы решили сообщить кому-то информацию с помощью вот таких сложноподчиненных предложений.
Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в музее, где сейчас выставка.
Для меня очевидно было, что картину рисовал мастер.
Но ведь наши собеседники не знают, что мы хотим использовать сложноподчиненное предложение. Они могут перебить нас на середине высказывания какой-нибудь своей репликой, например: «Правда?» или «Ух ты!»
И будут не виноваты. Ведь как они могли догадаться, что в главном предложении мы сообщили еще не всю информацию?
Я видел картину. Вполне самостоятельное предложение.
Именно поэтому в главной части сложноподчиненного предложения используются указательные слова.
Я видел такую картину, которую ты представить не можешь.
Это было в том музее, где сейчас выставка.
Для меня очевидно было то, что картину рисовал мастер.
Посмотрите на главные части предложений. Теперь они кажутся неполными, незаконченными. Ясно, что где-то поблизости есть дополняющая их придаточная часть. Теперь части сложноподчиненного предложения нельзя спутать с простым предложением!
Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.
В роли указательных слов обычно выступают такие местоимения, как тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и так далее.
Указательными словами могут быть и наречия: туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и так далее.
Все эти указательные слова образуют пары с союзами и союзными словами.
То – что, тот – кто, такой – какой, такой – который, столько – сколько, так – как, там – где, тогда – когда.
Передай мне тот учебник, что лежит в верхнем ящике стола.
Я хотел бы такой подарок, который запомнится до конца жизни.
Путешественники устремились туда, откуда доносились звуки.
Является ли необходимым употребление указательных слов? В некоторых предложениях – нет.
Это тот человек, о котором я тебе говорил.
Он совершил такой поступок, о котором я могу только мечтать.
Я всё расскажу тогда, когда придёт для этого время.
Но в некоторых сложноподчиненных предложениях употребление указательных слов стало нормой.
Я с удовольствием выслушаю то, что ты скажешь. Без указательного слова предложение выглядит немного неестественно.
Ты знаешь столько историй, сколько я никогда не знала.
Счастье иногда находят не там, где искали.
В роли указательных слов также могут выступать части некоторых союзов.
Составные союзы потому что, так как, оттого что, для того чтобы могут разделяться: одна часть остается в главном предложении и становится указательным словом, а вторая остается в придаточном предложении как союз.
В таком случае между указательным словом и союзом ставится запятая.
Я не пришёл в школу, потому что заболел. Потому что – это союз.
Я не пришел в школу потому, что заболел. Потому – это указательное слово, а что – это союз. Потому будет являться обстоятельством. Ведь указательные слова являются членами предложения.
Чтобы не возникло путаницы между союзами и указательными словами, указательные слова такого рода часто выделяются в предложении дополнительно. Перед ними могут стоять слова, которые послужат нам подсказками. Это частицы и, не, только, лишь, еще и, именно, вводные слова прежде всего, очевидно, вероятно, может быть.
Он брал уроки у репетитора, для того чтобы выучить английский язык.
Он брал уроки у репетитора только для того, чтобы выучить английский язык. Теперь для того – это указательное слово, и запятая ставится после него.
Он брал уроки у репетитора именно для того, чтобы выучить английский язык.
Она стала воспитателем, потому что ей нравилось возиться с детьми.
Она стала воспитателем ещё и потому, что ей нравилось возиться с детьми.
Она стала воспитателем, несомненно, потому, что ей нравилось возиться с детьми.
В некоторых случаях возможен только один вариант расстановки знаков препинания.
Наверное, год был неурожайным, потому что яблок мы не нашли.
Потому что – союз, запятая ставится перед ним.
Значение предложение понятно: поскольку мы не нашли яблок, можно предположить, что год неурожайный.
Но можем ли мы переставить эту запятую? Нет. Иначе получится
Наверное, год был неурожайным потому, что яблок мы не нашли.
Что же нам требуется запомнить?
Указательные слова подчёркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.
В роли указательных слов обычно выступают такие местоимения, как тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и т. д. Указательными словами могут быть и наречия: туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и т. д.
Указательными словами могут также становиться части некоторых союзов. Первая часть союзов потому что, так как, оттого что, для того чтобы и других может при некоторых условиях становиться указательным словом. В таком случае после указательного слова ставится запятая.
Запятая ставится обязательно, если перед указательным словом есть частицы и, не, только, лишь, еще и, именно, вводные слова прежде всего, очевидно, вероятно, может быть.
Источник
(слайд 1)
Цели: Формирование умения обучающихся
научить выделять в СПП предложениях указательные
слова.
Задачи: познакомиться со
сложноподчиненными предложениями с
указательными словами; уметь находить их в
предложении; составлять по схемам предложения;
составлять схемы к предложениям;
Тип урока – комбинированный (обобщение и
систематизация, творческое применение знаний,
контроль знаний).
Оборудование урока:
– компьютер,
– проектор,
– экран
1. Организационный момент. Запись
отсутствующих.
- Запись темы в тетрадях.
- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока,
исходя из темы урока.
2. Работа с таблицей.
3. Схематический диктант.
1) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы
дошли до места.
2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было
прожить сто лет.
3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки
удивила его.
4) Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз
убедился, что ему неловко было смотреть в глаза
Борису.
3. Объяснение темы урока. (слайд 2)
- Тот, кто любит родину, должен служить
ей.
В предложении указательное слово тот выполняет
роль подлежащего в главном и придаточное по
своему значению сближается с ним. - Тот человек, который любит родину,
должен служить ей.
В предложении тот выполняет роль
определения и придаточное по значению
соответствует ему. - Я уверен в том, что наши дети мир увидят
в золотом расцвете.
В предложении указательное слово в том
выполняет роль дополнения и придаточное по
своему виду соответствует ему. - О такой дружбе, которая не выдерживает
прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
В предложении придаточное по своему значению
соответствует синтаксической роли
указательного слова в составе главного.
Указательные слова не только помогают выяснить
вид придаточного, но и служат для связи главного
и придаточного.
4. Работа с учебником (с. 62-67)
Беседа по вопросам:
А) С какой целью используются указательные
слова в спп?
Б) Какой частью речи являются указательные
слова?
В) На что они указывают?
Г) Каким образом могут расчленяться
подчинительные союзы?
Запомните! (слайд 3)
5. Выборочный диктант.
Выписать только номера предложений с
указательными словами.
- Кто ищет, тот всегда найдет.
- Горюет Фома, что пустая голова.
- Плох тот солдат, который не мечтает стать
генералом. - И кафтан греет, когда шубы нет.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не
мило. - Где песня льется, там легче
живется.Зеркало не виновато, что рожа кривовата. - Не ведает царь, что делает псарь.
- Поселись там, где поют.
- И мы видали, как бояре едали.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Пока весь класс занят записью пословиц, 2
ученика работают у доски:
1 – фонетический разбор слова поют
2 – выполнение интерактивного теста
6. Взаимодиктант на основе упр.104
(упражнение 78) (слайд 4- 5)
ПРИМЕЧАНИЕ:
В это время у доски работают два ученика:
1) Родина нам мать, а чужая сторона – мачеха.
(Пословица) (синтаксический разбор)
2) выполнение интерактивного теста
7. Работа со схемами. (слайд 6)
Каждому ряду дается схема, по которой ученики
должны составить 2 предложения. В это время 2
ученика выполняют такую же работу у доски.
8. При помощи команды “Перо” восстановить
текст. (слайд 7,8)
Чтобы вычленить в сложном предложении
придаточное, необходимо, во-первых, найти
___________________, во-вторых, отыскать ________________
(______________), в-третьих, поставить _________________.
Придаточное предложение может пояснять ________,
___________,__________________
9. Установить соответствие между предложением и
схемой. Почему невозможно точно выполнить это
задание? Что необходимо добавить в схемы? (слайд 9)
1. Дерево валят туда, куда оно нагнулось. | (), [ указ. слово]. |
2. Каково лето, таково и сено. | [ указ. слово], (). |
9. Творческие задания.
– Перестроить простые предложения в
сложноподчиненные, заменяя выделенные члены
придаточным предложением. (слайд 10)
1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть
на цветущий бамбук.
2) С наступлением летних каникул наша семья
переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
4) Несмотря на любовь к животным, мальчик
пристрастился к охоте.
– Перестроить сложноподчиненные предложения в
простые, заменяя придаточные второстепенными
членами. (слайд 11)
1) Туристы вынуждены были остановиться на
ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о
том, как возникли некоторые города
– В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
причастным оборотом? (слайд 12)
1) Хор птичьих голосов, который доносился из
лесу, поразил мой слух.
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена
интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края,
к которым так стремятся перелетные птицы!
4) Горький запах полыни, который смешивался с
нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем
воздухе.
10. Употребите указательные слова в нужной
форме или исключите их. (слайд 13-22)
11. Тестовая работа (каждому
индивидуально, можно по вариантам, на карточках).
За каждый правильный ответ по одному баллу.
1. Укажите сложноподчинённое предложение
А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои
остановились на неподвижном человеческом
образе.
Б. Я вгляделся: то была молодая красивая
девушка.
В.Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво
потупив голову и уронив руки себе на колени.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые
облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт
ли снег с неба (6) или с земли.
А.1,2,3,4,5,6
Б.1,2,3,5
В. 2,4,5,6
Г.1,3,4,5
3. К чему относится придаточная часть
сложноподчинённого предложения?
1.
Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).
2. Проблема авторского голоса не находит
решения, поскольку она, по-видимому, неверно
поставлена (М.Громов).
А. Придаточная часть относится ко всей главной
части предложения в целом.
Б. Придаточная часть относится к одному слову в
главном предложении.
В. Придаточная часть относится к
словосочетанию в главной части
4. Определите при помощи чего присоединяется
придаточное предложение к главному.
1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас
видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о
прошлом (М.Громов).
2. Позови своих воевод да спроси их, что они
скажут (С.Голицын).
А.Союз
Б. Союзное слово.
5. Сколько придаточных в сложноподчинённом
предложении?
В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме
того, что нет уж в нём няни моей и что около
знакомых старых сосен поднялась во время моего
отсутствия молодая сосновая семья, на которую
досадно мне смотреть, как иногда досадно мне
видеть молодых кавалергардов на балах, на
которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).
А. Три
Б. Четыре
В. Пять
12. Итог урока. Рефлексия. (слайд 23)
Наш урок подходит к концу.
– Выполнили ли мы поставленные в начале урока
цели? А каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие
затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание
рассматривается как единица синтаксиса, которая
выполняет коммуникативную функцию только в
составе предложения”?
12. Домашнее задание (слайд 24)
1 – составить мини-диалоги, где были бы
употреблены в виде ответных реплик предложения с
указательными словами.
2 – составить кроссворд по теме
3 – найти и записать 10 пословиц с указательными
словами.
Приложение 1
Приложение 2
Указательное слово напрямую связано со сложноподчинённым предложением, являясь компонентом главной части.
[…ук.сл…], (подч.союз/союзное слово…).
Указательное слово – это МЕСТОИМЕНИЕ ИЛИ МЕСТОИМЁННОЕ НАРЕЧИЕ ⤵️
В СПП указательные слова образуют с подчинительными союзами и союзными словами соответствующие пары ⤵️
Находясь внутри главной части, союзное слово всегда логически выделяется (на него падает логическое ударение); оно является полноправным членом предложения!
Чаще всего указательное слово служит для логического выделения того слова, которое стоит после него; придаточное же предложение поясняет это слово.
• [Я надела тот свитер], (который связала мне мама).
Указательное слово может употребляться самостоятельно, то есть не образовывать пару со следующим за ним словом. ⤵️
• [В сумерках деревья сливались так], (что казались великанами).
Часто такое происходит из-за разделения составного союза на 2 части: первая его часть оказывается в главном предложении, становясь указательным словом.
Сравни!
• [ В класс вошёл директор ], (для того чтобы объявить сроки сдачи экзаменов).
• [ В класс вошёл директор для того], (чтобы объявить сроки сдачи экзаменов).
_________________
Иногда употребление указательного слова в главной части недопустимо! В этом случае речь идёт о грамматической ошибке, связанной с построением СПП.
ОСОБЕННО ВАЖНО умело подходить к использованию указательного слова ТО❗️
[…то], (ЧТО …) ➡️ где ЧТО – это СОЮЗНОЕ СЛОВО
[…то ], (ЧТО…) ➡️ где ЧТО – это подчинительный союз.
• [ Куплю то ], (что давно выбрала). ➡️ здесь ЧТО – это союзное слово, которое обозначает некий предмет.
• [ Я помню ], (что праздник совсем скоро). ➡️ здесь ЧТО – подчинительный союз, который можно опустить (в отличие от союзного слова).
Рекомендую посмотреть на конкретные случаи, которые могут вызвать затруднение.
💥 Так, например, глаголы видеть, доказать, объяснить, утверждать присоединяют придаточное предложение при помощи союза ЧТО, поэтому указательное слово ТО не используется.
• [ Давно доказали], (что арбуз – это ягода).
💥 Глаголы разговаривать, рассуждать, договориться, выражаться требуют ТО в главной части. Указательное слово принимает форму “О ТОМ” ⤵️
• [ Сегодня будем разговаривать о том], (что всех нас волнует).
💥 Глаголы говорить, рассказывать, спросить, сообщить могут использоваться как с указательным словом, так и без него❗️
• [ Я много раз говорил о том ], (что готов вам помочь).
• [ Я много раз говорил ], (что готов вам помочь).
💥 При глаголах согласиться, восхищаться, гордиться, восторгаться и пр., управляющих сущ. в тв.падеже, а также при глаголах уничтожать, сжигать, ломать, разрушать (и др. с подобным значением) использование указательного слова ТО является обязательным❗️
• [ Он разрушил ТО ], (что мы построили).
💥 Существительные объяснение, чувство, утверждение, предположение при косвенной речи употребляются БЕЗ ТО❗️
• [Учёные опровергли утверждение], (что Земля плоская). ➡️ первая часть соответствует словам автора, вторая – косвенной речи.
💥 Существительные доказательство, решение, извещение, свидетельство + ТО (с изменением падежа)
• [ Скоро вы получите доказательство того], (что я был прав).
·
Сегодня мы
продолжим разговор о средствах связи в сложноподчиненном предложении.
·
Поговорим об
указательных словах в сложноподчиненном предложении.
·
И узнаем, зачем
нужны указательные слова в сложноподчиненном предложении.
Как мы
помним, сложноподчиненное предложение – предложение, части которого связаны на
основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов,
указательных слов) и интонации. Одна часть в таком предложении всегда главная,
а вторая – придаточная. От главной части к придаточной можно поставить вопрос.
В нашем определении одним из средств связи частей в
сложноподчиненном предложении названы указательные слова. Что же
это такое?
Мы знаем, что придаточное предложение раскрывает информацию,
которая сообщается в главном.
Допустим, мы решили сообщить кому-то информацию с помощью вот
таких сложноподчиненных предложений.
Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в музее, где сейчас выставка.
Для меня очевидно было, что картину рисовал мастер.
Но ведь наши собеседники не знают, что мы хотим использовать
сложноподчиненное предложение. Они могут перебить нас на середине высказывания
какой-нибудь своей репликой, например: «Правда?» или «Ух ты!»
И будут не виноваты. Ведь как они могли догадаться, что в
главном предложении мы сообщили еще не всю информацию?
Я видел картину. Вполне самостоятельное предложение.
Именно поэтому в главной части сложноподчиненного предложения
используются указательные слова.
Я видел такую картину, которую ты представить не
можешь.
Это было в том музее, где сейчас выставка.
Для меня очевидно было то, что картину рисовал
мастер.
Посмотрите на главные части предложений. Теперь они кажутся неполными,
незаконченными. Ясно, что где-то поблизости есть дополняющая их придаточная
часть. Теперь части сложноподчиненного предложения нельзя спутать с простым
предложением!
Указательные слова подчеркивают неполноту главного
предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует
придаточное.
В роли указательных слов обычно выступают такие местоимения,
как тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто,
кто-то, что-то и так далее.
Указательными словами могут быть и наречия: туда,
оттуда, везде, всюду, так, тогда и так далее.
Все эти указательные слова образуют пары с союзами и
союзными словами.
То – что, тот – кто, такой – какой, такой – который, столько
– сколько, так – как, там – где, тогда – когда.
Передай мне тот учебник, что лежит в верхнем
ящике стола.
Я хотел бы такой подарок, который запомнится
до конца жизни.
Путешественники устремились туда, откуда
доносились звуки.
Является ли необходимым употребление указательных слов?
В некоторых предложениях – нет.
Это тот человек, о котором я тебе говорил.
Он совершил такой поступок, о котором я могу только
мечтать.
Я всё расскажу тогда, когда придёт для этого время.
Но в некоторых сложноподчиненных предложениях употребление
указательных слов стало нормой.
Я с удовольствием выслушаю то, что ты скажешь. Без
указательного слова предложение выглядит немного неестественно.
Ты знаешь столько историй, сколько я никогда не
знала.
Счастье иногда находят не там, где искали.
В роли указательных слов также могут выступать части
некоторых союзов.
Составные союзы потому что, так как, оттого что, для того
чтобы могут разделяться: одна часть остается в главном
предложении и становится указательным словом, а вторая остается в придаточном
предложении как союз.
В таком случае между указательным словом и союзом
ставится запятая.
Я не пришёл в школу, потому что заболел. Потому что
– это союз.
Я не пришел в школу потому, что заболел. Потому
– это указательное слово, а что – это союз. Потому будет являться
обстоятельством. Ведь указательные слова являются членами предложения.
Чтобы не возникло путаницы между союзами и указательными
словами, указательные слова такого рода часто выделяются в предложении
дополнительно. Перед ними могут стоять слова, которые послужат нам
подсказками. Это частицы и, не, только, лишь, еще и, именно, вводные
слова прежде всего, очевидно, вероятно, может быть.
Он брал уроки у репетитора, для того чтобы выучить
английский язык.
Он брал уроки у репетитора только для того, чтобы
выучить английский язык. Теперь для того – это указательное слово, и
запятая ставится после него.
Он брал уроки у репетитора именно для того, чтобы
выучить английский язык.
Она стала воспитателем, потому что ей нравилось возиться с
детьми.
Она стала воспитателем ещё и потому, что ей
нравилось возиться с детьми.
Она стала воспитателем, несомненно, потому, что ей
нравилось возиться с детьми.
В некоторых
случаях возможен только один вариант расстановки знаков препинания.
Наверное,
год был неурожайным, потому что яблок мы не нашли.
Потому что – союз, запятая ставится перед ним.
Значение
предложение понятно: поскольку мы не нашли яблок, можно предположить, что год
неурожайный.
Но можем ли
мы переставить эту запятую? Нет. Иначе получится
Наверное,
год был неурожайным потому, что яблок мы не нашли.
Что же нам требуется запомнить?
Указательные слова подчёркивают неполноту главного
предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует
придаточное.
В роли указательных слов обычно выступают такие местоимения,
как тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто,
кто-то, что-то и т. д. Указательными словами могут быть и наречия:
туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и т. д.
Указательными словами могут также становиться части
некоторых союзов. Первая часть союзов потому что, так как, оттого
что, для того чтобы и других может при некоторых условиях становиться
указательным словом. В таком случае после указательного слова ставится
запятая.
Запятая ставится обязательно, если перед
указательным словом есть частицы и, не, только, лишь, еще и, именно,
вводные слова прежде всего, очевидно, вероятно, может быть.