Как найти уменьшаемое в уравнениях с дробями

Как решать уравнения с дробями. Показательное решение уравнений с дробями.

Решение уравнений с дробями рассмотрим на примерах. Примеры простые и показательные. С их помощью вы наиболее понятным образом сможете усвоить, как решать уравнения с дробями.
Например, требуется решить простое уравнение x/b + c = d.

Уравнения такого типа называется линейным, т.к. в знаменателе находятся только числа.

Решение выполняется путем умножения обоих частей уравнения на b, тогда уравнение принимает вид x = b*(d – c), т.е. знаменатель дроби в левой части сокращается.

Например, как решить дробное уравнение:
x/5+4=9
Умножаем обе части на 5. Получаем:
х+20=45

Другой пример, когда неизвестное находится в знаменателе:

Уравнения такого типа называются дробно-рациональными или просто дробными.

Решать дробное уравнение бы будем путем избавления от дробей, после чего это уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное, которое решается обычным способом. Следует только учесть следующие моменты:

  • значение переменной, обращающее в 0 знаменатель, корнем быть не может;
  • нельзя делить или умножать уравнение на выражение =0.

Здесь вступает в силу такое понятие, как область допустимых значений (ОДЗ) – это такие значения корней уравнения, при которых уравнение имеет смысл.

Таким образом решая уравнение, необходимо найти корни, после чего проверить их на соответствие ОДЗ. Те корни, которые не соответствуют нашей ОДЗ, из ответа исключаются.

Например, требуется решить дробное уравнение:

Исходя из вышеуказанного правила х не может быть = 0, т.е. ОДЗ в данном случае: х – любое значение, отличное от нуля.

Избавляемся от знаменателя путем умножения всех членов уравнения на х

И решаем обычное уравнение

5x – 2х = 1
3x = 1
х = 1/3

Решим уравнение посложнее:

Здесь также присутствует ОДЗ: х -2.

Решая это уравнение, мы не станем переносить все в одну сторону и приводить дроби к общему знаменателю. Мы сразу умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит сразу все знаменатели.

Для сокращения знаменателей требуется левую часть умножить на х+2, а правую – на 2. Значит, обе части уравнения надо умножать на 2(х+2):

Это самое обычное умножение дробей, которое мы уже рассмотрели выше

Запишем это же уравнение, но несколько по-другому

Левая часть сокращается на (х+2), а правая на 2. После сокращения получаем обычное линейное уравнение:

х = 4 – 2 = 2, что соответствует нашей ОДЗ

Для закрепления материала рекомендуем еще посмотреть видео.

Решение уравнений с дробями не так сложно, как может показаться. В этой статье мы на примерах это показали. Если у вас возникли какие то трудности с тем, как решать уравнения с дробями, то отписывайтесь в комментариях.

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Памятка : “Решение уравнений”, 5 класс

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    (Х – 87) – 27 = 36; Х-87 в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое

    Х – 87 = 63; х в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое

    Проверка: (150 – 87) – 27 = 36;

    87- ( 41 + У ) = 22; 41 + У в уравнении является вычитаемым . Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность

    41 + У = 65; У в уравнении является слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое , нужно из суммы вычесть известное слагаемое

    Проверка: 87- ( 41 + 24 ) = 22;

    (у – 35) + 12 = 32; у – 35 в уравнении является слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое , нужно из суммы вычесть известное слагаемое

    у – 35 = 20; у в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое

    (237 + х) – 583 = 149;

    468 – ( 259 – х) = 382;

    (237 + х) – 583 = 149;

    237 + х = 149 + 583;

    (237 + х) – 583 = 149;

    237 + х – 583 = 149;

    х – (583 – 237) = 149;

    468 – ( 259 – х) = 382;

    259 – х = 468 – 382;

    468 – ( 259 – х) = 382; 468 – 259 + х = 382;

    Решение уравнений, приведение подобных слагаемых

    Пример 1: 8х-х=49 ; сначала запишем знаки умножения,

    8*х-1*х=49 ; затем воспользуемся распределительным свойством (вынесем общую переменную за скобки)

    Х*7=49 ; х является неизвестным множителем . Чтобы найти неизвестный множитель , нужно произведение разделить на известный множитель

    Пример 2: 2х+5х+350=700 ; воспользуемся распределительным свойством (вынесем общую переменную за скобки)

    Х*(2+5)+350=700 ; приведем подобные слагаемые (т.е. сложим числа в скобках)

    является неизвестным слагаемым . Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое

    7х=350; х является неизвестным множителем . Чтобы найти неизвестный множитель , нужно произведение разделить на известный множитель

    2*50 + 5*50 + 350 = 700;

    100 + 250 + 350 = 700;

    Пример: 270: х + 2 = 47;

    ( 270 : х – является слагаемым.

    Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое

    ( х является делителем . Чтобы найти неизвестный делитель , нужно делимое разделить на частное)

    Пример: а : 5 – 12 = 23;

    Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое )

    ( а является делимым. Чтобы найти неизвестное делимое , нужно частное умножить на делитель .

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 700 человек из 76 регионов

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 860 человек из 78 регионов

    Курс повышения квалификации

    Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

    • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона

    «Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    • Для всех учеников 1-11 классов
      и дошкольников
    • Интересные задания
      по 16 предметам

    «Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Дистанционные курсы для педагогов

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 845 704 материала в базе

    Материал подходит для УМК

    «Математика», Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Другие материалы

    • 09.12.2019
    • 266
    • 2
    • 08.12.2019
    • 264
    • 0
    • 19.11.2019
    • 211
    • 2
    • 18.11.2019
    • 961
    • 7
    • 18.11.2019
    • 330
    • 0
    • 17.11.2019
    • 330
    • 0
    • 17.11.2019
    • 352
    • 12
    • 17.11.2019
    • 239
    • 6

    «Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

    Свидетельство и скидка на обучение
    каждому участнику

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 15.12.2019 58703
    • DOCX 17.4 кбайт
    • 6538 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Кретинина Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 4 года и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63643
    • Всего материалов: 9

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Онлайн-семинар о здоровом образе жизни и организации секций

    Время чтения: 2 минуты

    С 1 сентября в российских школах будут исполнять гимн России

    Время чтения: 1 минута

    Минобрнауки отменило плановые и внеплановые проверки вузов в 2022 году

    Время чтения: 1 минута

    Путин объявил 2022-2031 годы Десятилетием науки и технологий

    Время чтения: 1 минута

    Роспотребнадзор сообщил об опасности размещения вышек сотовой связи на территории школ

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения рекомендует школьникам сдавать телефоны перед входом в школу

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    [spoiler title=”источники:”]

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami

    http://infourok.ru/pamyatka-reshenie-uravneniy-klass-4004064.html

    [/spoiler]

    Линейные уравнения с дробями в 6 классе можно решать по обычной схеме: неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знак. Другой путь — предварительно упростить уравнение, превратив его из линейного уравнения с дробями в линейное уравнение с целыми числами. 

    Сначала на примере одного линейного уравнения с дробями рассмотрим оба способа решения.

        [1)frac{3}{8}x - frac{5}{6} = frac{7}{{12}}x - frac{2}{3}]

    1 способ: Это — линейное уравнение. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

        [frac{3}{8}x - frac{7}{{12}}x =  - frac{2}{3} + frac{5}{6}]

    Приводим к общему знаменателю дроби в каждой части уравнения:

        [frac{{{3^{backslash 3}}}}{8}x - frac{{{7^{backslash 2}}}}{{12}}x =  - frac{{{2^{backslash 2}}}}{3} + frac{{{5^{backslash 1}}}}{6}]

        [frac{{9 - 14}}{{24}}x = frac{{ - 4 + 5}}{6}]

        [ - frac{5}{{24}}x = frac{1}{6}]

    Это — простейшее линейное уравнение. Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

        [x = frac{1}{6}:( - frac{5}{{24}})]

    При делении чисел с разными знаками получаем отрицательное число. По правилу деления дробей:

        [x =  - frac{{1 cdot mathop {24}limits^4 }}{{mathop 6limits_1  cdot 5}}]

    После сокращения имеем:

        [x =  - frac{4}{5}]

    (В данном случае ответ можно записать и в виде десятичной дроби: х=-0,8).

    2 способ:

        [frac{3}{8}x - frac{5}{6} = frac{7}{{12}}x - frac{2}{3}]

    Обе части уравнения умножим почленно на наименьший общий знаменатель всех входящих в него дробей, в данном случае он равен 24:

        [frac{{{3^{backslash 3}}}}{8}x - frac{{{5^{backslash 4}}}}{6} = frac{{{7^{backslash 2}}}}{{12}}x - frac{{{2^{backslash 8}}}}{3}___left| { cdot 24} right.]

    При умножении на знаменатель дроби сокращаются, в знаменателе остается единица, которую не пишем. От  линейного уравнения с дробями перешли к линейному уравнению с целыми числами:

        [9x - 20 = 14x - 16]

    Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:

        [9x - 14x =  - 16 + 20]

        [ - 5x = 4]

    Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

        [x =  - frac{4}{5}]

    Ответ: -4/5.

    Как видите, второй способ существенно упрощает решение линейного уравнения с дробями.

        [2)frac{7}{{20}}x + frac{5}{{12}} = frac{2}{3} - frac{1}{5}x]

    Обе части уравнения умножаем почленно на наименьший общий знаменатель всех входящих в него дробей. Здесь он равен 60:

        [2)frac{{{7^{backslash 3}}}}{{20}}x + frac{{{5^{backslash 5}}}}{{12}} = frac{{{2^{backslash 20}}}}{3} - frac{{{1^{backslash 12}}}}{5}x___left| { cdot 60} right.]

        [21x + 25 = 40 - 12x]

    Вместо линейного уравнения с дробями получили линейное уравнение с целыми числами. Неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

        [21x + 12x = 40 - 25]

        [33x = 15]

    Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

        [x = frac{{15}}{{33}}]

    Сокращаем дробь на 3:

        [x = frac{5}{{11}}]

    Ответ: 5/11.

        [3)frac{4}{{15}} + frac{2}{3}x = x - frac{7}{{10}}]

    Обе части уравнения умножаем почленно на наименьший общий знаменатель всех входящих в него дробей:

        [frac{{{4^{backslash 2}}}}{{15}} + frac{{{2^{backslash 10}}}}{3}x = {x^{backslash 30}} - frac{{{7^{backslash 3}}}}{{10}}___left| { cdot 30} right.]

    В результате линейное уравнение с дробями заменили на линейное уравнение с целыми числами:

        [8 + 20x = 30x - 21]

    Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

        [20x - 30x =  - 21 - 8]

        [ - 10x =  - 29]

    Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

        [x =  - 29:( - 10)]

        [x = 2,9]

    Ответ: 2,9.

    В следующий раз рассмотрим линейные уравнения с смешанными дробями.

    Иногда линейные уравнения принимают вид, когда неизвестное оказывается в числителе одной или нескольких дробей.
    Как, например, в уравнении ниже.

    уравнение с неизвестным в дроби

    В таких случаях подобные уравнения можно решить двумя способами.

    I способ решения
    Сведение уравнения к пропорции

    Запомните!
    !

    При решении уравнений способом пропорции необходимо выполнить следующие действия:

    • привести все дроби к общему знаменателю и сложить их как алгебраические дроби
      (в левой и правой части должно остаться только по одной дроби);
    • полученное уравнение решить по правилу пропорции.

    Итак, вернемся к нашему уравнению. В левой части у нас и так стоит только одна дробь, поэтому в ней не нужны
    никакие преобразования.

    уравнение с неизвестным в дроби

    Будем работать с правой частью уравнения.
    Упростим правую часть уравнения так, чтобы там осталась только одна дробь.
    Для этого вспомним правила сложения числа с алгебраической дробью.

    решаем уравнение с неизвестным в дроби

    Теперь используем правило пропорции и решим уравнение до конца.

    решаем уравнение с неизвестным в дроби как пропорцию


    II способ решения
    Сведение к линейному уравнению без дробей

    Рассмотрим уравнение выше еще раз и решим его другим способом.

    уравнение с неизвестным в дроби

    Мы видим, что в уравнении присутствуют две дроби
    «» и
    «».

    Наша задача сделать так, чтобы в уравнении не осталось ни одной дроби.

    Другими словами, необходимо свести уравнение к обычному
    линейному уравнению без неизвестного в дроби.

    Запомните!
    !

    Чтобы избавиться от дробей в уравнении нужно:

    • найти число, которое без остатка будет делиться на каждый из знаменателей;
    • умножить каждый член уравнения на это число.

    Давайте зададим себе вопрос: «Какое число без остатка делится на каждый из знаменателей дробей, то есть и на
    «5», и на «9» ?».
    Таким ближайшим наименьшим числом будет число «45».

    Умножим каждый член уравнения на «45».

    уравнение с неизвестным в дроби

    Важно!
    Галка

    При умножении уравнения на число нужно каждый член уравнения
    умножить на это число.

    уравнение с неизвестным в дроби

    Другие примеры решения уравнений с неизвестным в дроби

    Решение уравнения I способом (через пропорцию)


    • +

      =

      +

      =

      +

      =

      =

      =

      (49 − 23y) · 2 = 15 · (y + 6)

      98 − 46y = 15y + 90

      −46y − 15y = 90 − 98

      −61y = −8     | :(−61)

      y =

      Ответ: y =

    Решение уравнения II способом
    (сведение к уравнению без дробей)


    • 2 − +
      = 0             | ·20

      2 · 20 − +
      = 0 · 20

      40 − 5 ·(3x − 7) + 4 · (x + 17) = 0

      40 − 15x + 35 + 4x + 68 = 0

      −15x + 4x + 40 + 35 + 68 = 0

      −11x + 75 + 68 = 0

      −11x + 143 = 0

      −11x = −143     | :(−11)

      x = 13

      Ответ: x = 13


    Ваши комментарии

    Важно!
    Галка

    Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

    «ВКонтакте».

    Пришелец пожимает плечами

    Оставить комментарий:

    25 августа 2016 в 13:08

    Виктория Лебеденко
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Виктория Лебеденко
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    3 сентября 2016 в 19:36
    Ответ для Виктория Лебеденко

    Юлия Анарметова
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 11

    (^-^)
    Юлия Анарметова
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 11


    раскроем скобки x2+3x-x-3-x2-5=0(уничтожим xи-x2) получим  2x-8=0
                           2x=8
                             x=8 :2
                             x=4

    0
    Спасибоthanks
    Ответить


            Итак, друзья, продолжаем осваивать решение основных типов алгебраических уравнений. Мы с вами уже хорошо (надеюсь) знаем, как именно надо решать линейные и квадратные уравнения. Осталось разобрать ещё одним основным типом уравнений — дробными уравнениями.

            Иногда их называют более научно и солидно – дробные рациональные уравнения. Или дробно-рациональные уравнения. Это сути не меняет.)

            Дробные уравнения — незаменимая вещь во многих других темах математики. Особенно — в текстовых задачах. Но для успешного их решения жизненно необходимо ориентироваться в трёх смежных темах:

            1. Дроби и действия с дробями и дробными выражениями.

            2. Тождественные преобразования уравнений.

            3. Решение линейных и квадратных уравнений.

            Без этих трёх китов браться за решение дробных уравнений слишком уж самонадеянно, я бы сказал. Почему? Да потому, что непонимание, как, скажем, работать с дробями (сокращать, приводить к общему знаменателю и т.д.) автоматически будет приводить к полному провалу и в дробных уравнениях. Намёк понятен?)

            Так что тем, у кого проблемы хотя бы по одной из вышеперечисленных тем — настоятельно рекомендую освежить их в памяти, да и по ссылочкам пройтись.

            Итак, вперёд!

    Что такое дробное уравнение? Примеры.

            Дробное уравнение, как следует непосредственно из названия, – это уравнение, в котором есть дроби. Обязательно. Причём (важно!) не просто дроби, а дроби, у которых есть икс в знаменателе. Хотя бы в одном.

            Например, вот такое уравнение:

            

            Или такое:

            

            Или вот такое:

            

            И так далее.) Напоминаю, что, если в знаменателях сидят только числа, то такие уравнения к дробным не относятся. Либо это линейные уравнения, либо квадратные.

            Например:

            

            Это линейное уравнение, хотя тут тоже есть дроби. Почему? Да потому, что знаменатели дробей — четвёрка и пятёрка. Т.е. просто числа. И ни один из знаменателей не содержит иксов.

            Или такое уравнение:

            

            Это обычное квадратное уравнение, несмотря на двойку в знаменателе. Опять же, по причине того, что двойка — не икс, и деления на неизвестное в дроби нету.

            В общем, вы поняли.

    Как решать дробные уравнения? Убираем дроби!

            Как это ни странно, дробные уравнения в большинстве своём решаются довольно просто. По чётким и несложным правилам. Каким же именно образом?

            Первым делом надо избавиться от дробей! Это ключевой шаг в решении любого дробного уравнения, который должен быть освоен идеально. Ибо после того, как все дроби исчезли, уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное. А дальше мы уже с вами знаем, что делать.)

            Но… Как же нам избавиться от дробей?! Легко! Применяя всё те же старые добрые тождественные преобразования! В чём же суть?

            Вникаем. Нам надо помножить обе части уравнения на одно и то же выражение. Но не на какое попало, а на такое, чтобы все знаменатели посокращались! Одним махом.) Ибо дальше, без знаменателей, жизнь становится гораздо проще и приятнее.)

            Это только на конкретном примере показать можно. Итак, решаем первое уравнение из нашего списка:

            Первое, что приходит на ум — перенести всё в одну сторону, привести всё к общему знаменателю и т.д. Забудьте, как кошмарный сон! Так делают только в одном случае — при решении дробно-рациональных неравенств методом интервалов. Это отдельная большая тема.

            А в уравнениях нам надо сразу умножить обе части на такое выражение, которое нам позволит сократить все знаменатели. И какое же это выражение?

            Давайте его конструировать.) Смотрим ещё раз на уравнение:

            

            Понятно, что в левой части для ликвидации знаменателя нам необходимо умножение на (х+3), а в правой — на 3. Но математика позволяет умножать обе части уравнения только на одно и то же выражение! На разные — не катит. Ничего не поделать, так уж она устроена…)

            Значит, нам надо скомбинировать такое выражение, которое одновременно делилось бы как на (х+3), так и на тройку. Причём очень важно — только с помощью умножения! И какое же это выражение? Очевидно, это 3(х+3). То есть, по сути, общий знаменатель обеих дробей.

            Итак, для ликвидации всех дробей наше уравнение надо умножать на выражение 3(х+3).

            Умножаем:

            

            Это самое обычное умножение дробных выражений, но, так уж и быть, расписываю детально:

            

            Прошу обратить внимание: скобки (х+3) я не раскрываю! Прямо так, целиком, их и пишу, как будто бы это одна буква. Ибо наша основная на данный момент задача — дроби убрать. Чего без произведения никак не сделаешь… И зачем же нам тогда париться с раскрытием скобок?!

            А вот теперь мы видим, что в левой части сокращается целиком (х+3), а в правой 3. Чего мы и добивались! И теперь с чувством глубокого удовлетворения производим сокращение:

            

            Вот и отлично. Дроби исчезли. После сокращения получилось безобидное линейное уравнение:

            2∙3 = х+3

            А его (надеюсь) уже решит каждый:

            х = 3

            Решаем следующий примерчик:

            

            И опять избавляемся от того, что нам не нравится. В данном примере это дробь 20/х. Одна единственная. Для её ликвидации правую часть надо домножить на знаменатель. То есть, просто на х. Но тогда и левую часть тоже надо домножить на х: так уж второе тождественное преобразование требует.

            Вот и домножаем! Всю левую часть и всю правую часть:

            

            Напоминаю, что эта вертикальная чёрточка с умножением всего лишь означает, что обе части нашего уравнения мы умножаем на “х”.    

            Вперёд!

            

            А вот теперь — снова внимание! Очередные грабли. Заметьте, что при умножении левой части на икс, выражение (9 — х) я взял в скобки! Почему? Потому, что мы умножаем на икс всю левую часть целиком, а не отдельные её кусочки!

            Дело всё в том, что частенько после умножения народ записывает левую часть вот так:

            

            Это категорически неверно. Дальше можно уже не решать, да…)

            Но у нас всё хорошо, будем дорешивать.

            С чистой совестью сокращаем икс справа и получаем уравнение уже безо всяких дробей, в одну строчку.

            (9 — х)∙х = 20

            Вот и отлично. Все дроби исчезли напрочь, теперь можно и скобки раскрыть:

            9х — х2 = 20

            Переносим всё влево и приводим к стандартному виду:

            

            Получили классическое квадратное уравнение. Но минус перед квадратом икса — нехорош. Забыть его проще простого! От него всегда можно избавиться умножением (или делением) уравнения на (-1). Проще говоря, меняем в левой части все знаки на противоположные. А справа как был ноль, так ноль же и останется:

            

            Решаем через дискриминант (или подбираем по теореме Виета) и получаем два корня:

            х1 = 4

            х2 = 5

            И все дела.)

            Как вы видите, в первом случае уравнение после преобразований стало линейным, а здесь — квадратным.

            А бывает и так, что после ликвидации дробей вообще все иксы сокращаются и остаётся чистая правда. Что-нибудь типа 3=3.  Это означает, что икс может быть любым. Какой икс ни возьми — всё равно всё посокращается и останется железное равенство 3=3.

            Или наоборот, может получиться какая-нибудь белиберда, типа 3=4. А это будет означать, что корней нет. Какой икс ни возьми — всё сократится и останется бред…

            Надеюсь, такие сюрпризы вас уже нисколько не удивят.) Если всё же удивят, то прогуляйтесь по ссылочке: Линейные уравнения. Как решать линейные уравнения? А чуть конкретнее — особые случаи при решении линейных уравнений. Эти сюрпризы (полная пропажа иксов после преобразований) — они ко всем видам уравнений относятся. И дробные — не исключение.)

            Разумеется, при попытке ликвидации дробей встречаются и неожиданности. И одну из них мы рассмотрим прямо сейчас.

    Раскладываем на множители!

            Решаем третье уравнение по списку:

            

            А вот тут некоторые могут и зависнуть. На что же такое надо домножить всё уравнение, чтобы за один шаг сократились все знаменатели? Можно, конечно, взять и тупо перемножить все три знаменателя, получить

            x(x2+2x)(x+2)

            и домножить на эту конструкцию всё уравнение. Математика не возражает.) Но… Может быть, есть выражение попроще?

            Что ж, вскрою тайну: да, всё гораздо проще! Если в совершенстве владеть таким мощным приёмом, как разложение на множители. Привет седьмому классу!)

            А попробуем-ка разложить на множители каждый из знаменателей? Ну, с х и х+2 точно ничего не сделать, а вот х2+2х вполне себе раскладывается! Выносим один икс за скобку и получаем:

            х2+2х = х(х+2)

            Отлично. Вставим наше разложение в исходное уравнение:

            

            Вот теперь всё и прояснилось.) Теперь уже отчётливо видно, что гораздо проще будет умножать обе части уравнения на х(х+2). Это выражение гораздо короче и прекрасно делится на каждый из знаменателей: и на x, и на (х+2), и само на себя — на х(х+2).

            Вот на х(х+2) и умножаем:

            

            И снова расписываю подробно, дабы не запутаться. В левой части я буду использовать скобки: там сумма дробей. В правой части скобки не нужны: там одна дробь. Вот и пишем:

            

            А теперь производим умножение. В левой части большие скобки умножаем на наше выражение х(х+2). Разумеется, по правилу раскрытия скобок, сначала первую дробь, затем — вторую. Ну, а в правой части, по правилу умножения дробей, просто умножаем числитель:

            

            Я уж не стал здесь рисовать единички в знаменателях, несолидно… И, опять же, малые скобки в числителях я не раскрываю! Они нам сейчас для сокращения понадобятся! И да… Откуда появились скобки (х — 3) в числителе первой дроби — думаю, уже не стоит объяснять?)

            С удовольствием сокращаем все дроби:

            

            (x-3)(x+2) + 3 = x

            Раскрываем оставшиеся скобки, приводим подобные и собираем всё слева:

            x2 + 2x — 3x — 6 + 3 — х = 0

            x2 — 2x — 3 = 0

            И снова получили квадратное уравнение.) Решаем и получаем два корня:

            x1 = -1

            x2 = 3

            Вот и всё. Это и есть ответ.)

            Из этого примера можно сделать важный вывод:

            Если знаменатели дробей можно разложить на простые множители — обязательно делаем это! Пригодится при ликвидации дробей. Причём раскладываем всё до упора, используя все возможные способы из алгебры седьмого класса!

            Как вы видите, всё просто и логично. Мы меняем исходное уравнение так, чтобы после наших преобразований из примера исчезло всё то, что нам не нравится. Или мешает. В данном случае это — дроби. И точно так же мы будем поступать и со всякими логарифмами, синусами, показателями и прочей жестью.) Мы всегда будем от всего этого избавляться.)

            Ну что, порешаем?)

            Решить уравнения:

            

            Ответы (как обычно, вразброс):

            x = 3

            x1 = 0,5;    x2 = 3

            x = 2

            х = 6

            x = 2,6

            x1 = 2;    x2 = 5

            Последнее задание не решается? Что ж, формулы сокращённого умножения всяко помнить надо, да…)

            Всё решилось? Что ж, здорово! Значит, полпути в решении дробных уравнений мы с вами уже преодолели. Эта первая часть пути — избавление от дробей. Осталась вторая. Не менее важная!

            Всё просто, но… Пришло время открыть вам горькую правду. Успешное решение дробных уравнений этого урока вовсе не гарантирует успех в решении всех остальных примеров этой темы. Даже очень простых, подобных этим. К сожалению…

            Но об этом — дальше.)

    Методы решения уравнений, содержащих дроби

    В этой статье я расскажу методики решения рациональных уравнений, содержащих дроби.

    Что такое рациональное уравнение? Это уравнение, которое содержит в себе такие действия как сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень с целым показателем. Извлечение корня – это недопустимое действие для рационального уравнения. Корень делает уравнение иррациональным, как, собственно, и дробный показатель степени.

    В свою очередь рациональные уравнения делятся на два вида: целые рациональные и дробные рациональные.

    К целым рациональным уравнениям относятся линейные и квадратные уравнения. Рассмотрим пример:

    Это уравнение является…попробуешь угадать?…линейным. Его можно запросто увидеть, если деление на 2 и на 6 заменить умножением на 1/2 и 1/6 соответственно. Но оно все-таки содержит в себе знаменатель, поэтому мы его и рассматриваем в данной статье.

    К дробным рациональным уравнениям относятся уравнения, которые содержат икс в знаменателе. Например, это уравнение дробное рациональное:

    Методика решения приведенных примеров, в принципе, одинакова. Разница состоит в том, что в дробных рациональных уравнениях знаменатель не должен равняться нулю, поэтому при их решении оговаривают ограничения для икса. По-научному говорят, что находят область допустимых значений (ОДЗ).

    Но давайте начнем с простого.

    Целое рациональное уравнение.

    Сначала решим целое рациональное уравнение.

    Если ты в уравнении видишь дроби, то надо от них избавится, ведь уравнение без дробей решается намного приятнее)

    В этом уравнении находим общий знаменатель. Он равен 6. Это значит, что обе части уравнения надо умножить на 6 (одинокий икс тоже).

    Обычно этот шаг пропускают и переходят к следующему, но я его все равно распишу:

    Числители и знаменатели сокращаются и получается элементарное уравнение:

    Приводим подобные слагаемые:

    Чтобы найди икс надо -10 разделить на 10 (произведение делим на известный множитель). Получаем ответ:

    Готово!

    Дробное рациональное уравнение.

    Теперь решим дробное рациональное уравнение.

    Я уже писала о том, что в дробных рациональных уравнениях знаменатели не должны равняться нулю. Знаменатель второй дроби нас устраивает, ведь 3 не равно 0) А вот знаменатель первой дроби требует от нас, чтобы мы нашли ОДЗ.

    А дальше по накатанной: надо обе части уравнения умножить на общий знаменатель. Общим знаменателем будет выражение 3(х + 9).

    Снова распишу подробно, но если ты шаришь, то следующую запись можешь не писать.

    В первой дроби сокращаем (х + 9), а во второй – тройки. Получаем такое уравнение:

    Здесь можно раскрыть скобки, потом перенести известные в одну сторону, а неизвестные – в другую… Но делать я этого не стану, а просто обе части уравнения разделю на -2. А еще поменяю местами левую и правую части уравнения, чтобы привести его к привычному виду.

    Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое, т.е. из -9 вычесть 9.

    Ответ таков:

    Сравниваем с ОДЗ… Всё отлично. Корень уравнения подходит.

    Альтернативный метод решения уравнения с дробями.

    Но нельзя пройти мимо другого метода решения данного уравнения: с помощью пропорции. Помнишь, как она раскрывается? Правильно, крест-накрест. И не надо искать общий знаменатель)

    Перемножаем….и о чудо! Получаем уравнение, которое мы уже решали!

    Дальнейшее решение расписывать не буду, оно есть выше.

    Такой способ решения уравнений хорош, когда в уравнении имеются две дроби.

    В завершении решу еще одно уравнение предложенными выше способами.

    Только ты решаешь какой способ выбрать.

    Твой персональный препод Васильева Анна)

    Добавить комментарий