Обращение.
Обращаюсь за помощью к губернатору Калужской области Шапше В.В
Г.Юхнов.,ко.Урицкого д.97 от Немовой Натальи Александровны.
Хочу обратиться к вам за помощью так как Администрация г.Юхнов и
Администрация Юхновского района не могут решить эту проблему уже много лет.
Напротив моего дома по пер.Комсомольский строение 5/в открылся магазин который принадлежит Алексеевой Наталье Александровне, каждый сезон ( зиму) весь снег от магазина ,через проезжую часть,через тротуар,эта предприимчивая дама чистит на мою сторону снег. Вернее её муж ,который заведует всеми делами по хозяйству,депутат Единой России Алексеев Алексей Михайлович.
Вот именно по этой причине и в прокуратуре г.Юхнов тоже развели просто руками.
По закону благоустройства снег должен вывозится собственником. Два раза за все года они вывезли снег со скандалом ,приходили ко мне домой ,скажем так мягко- язвить.
Вот именно по этой причине ,что магазин депутата ,я не могу добиться ,что бы Алексеева соблюдала закон.
Прошу вас так же проверить законность данного решения на выделение участка и открытия магазина предусмотренными законом.
Так как там стоянка только на пять машин и когда снега нет все машины приезжающие покупать товар стоят на тротуаре! Знак стоянка запрещена – отсутствует!
Постоянный мусор: бутылки ,пакеты ,банки,пачки,кучи вытрихнутых пепельниц,про остальное просто промолчу.
Так как запрещено сжигание огородных остатков и веток у меня там компостная куча,в засуху она может вспыхнуть ,я усматриваю намерение спалить мне сараи , вы представляете окурки мне летят за шиворот,когда я на огороде,а зимой снег летел одно время.
Я усматриваю умышленную попытку причинения вреда ,пока ещё не увенчавшуюся успехом .
Администрация владельцу не штрафует,после каждого обращения моего ,они продолжают чистить снег.
И каждый раз я снимаю на телефон ,пишу главе города Мочаловой ,и Главе района Ковалёвой, толку ноль!
Так и сгнил за 5 лет новый забор и сараи покосились((
Надеюсь на помощь с вашей стороны.
Жалобу в суд на отказ в ВУД или отказ прокурора?
Здравствуйте уважаемые юристы. Дело о клевете, было два эпизода клеветы в общественном месте с обвинением меня в совершении тяжкого преступления. Начну с начала. На следующий день после совершения в отношении меня клеветы я позвонил в полицию для написания заявления, прибывший участковый принял заявление. После месяца ожиданий каких либо действий я ещё раз позвонил в полицию поинтересоваться что с заявлением. Дежурный всячески уходил от прямого ответа и сказал “сейчас подъедут сотрудники – всё объяснят”. Сотрудники действительно подъехали, приняли заявление и уехали. После обращения в прокуратуру, выяснилось что заявления мои были о какой то фигне и отправлены в СНД. Тогда я сам написал заявление и отправил через прокуратуру. Приехал лейтенант (меня не вызывали), взял объяснения и уехал. Из постановления об отказе в ВУД стало понятно что половина моих объяснений сфальсифицирована. Это цирковое представление повторялось еще два раза. В итоге все три постановления отменены. После жалобы в ГУСБ (жалобу спустили до начальника полиции) прислали капитана, который и составил постановление об отказе в ВУД еще смешнее прошлых (ну хоть грамотно). Так в постановлении описан только один эпизод клеветы. Один свидетель подтверждает что так и было. (свидетелей на самом деле больше) Два НЕ свидетеля говорят что им ничего не известно в отношении этого дела. Обвиняемая признаёт что сведения заведомо ложные но отрицает их распространение. В результате сделан вывод: При проведении дополнительной проверки, оценивая и анализируя собранные материалы, не установлены факты объективно, достоверно и неопровержимо указывающие на наличие в действиях состава преступления, предусмотренного ст.128.1 УК РФ, поскольку действующим законодательством предусмотрена ответственность за публичное распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. А сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением. Прокурор который ранее прикрывал мусоров, с этим постановлением согласен и отказал в удовлетворении моей жалобы.
На следующий день, по моей жалобе в ГУСБ, из УМВД приходит ответ: нарушений в действиях сотрудников не выявлено (кто бы сомневался), УСТАНОВЛЕНО что обвиняемая находилась в состоянии алкогольного опъянения и высказывала сведения порочащие честь и достоинство.
Что делать дальше? Жалобу в суд на отказ в ВУД или отказ прокурора?
07 апреля, 19:43, вопрос №3667104, Сергей, г. Красноярск
Вопрос: Имеют ли право избиратели отозвать депутата представительного органа местного самоуправления или главу местного самоуправления и какова процедура отзыва?
Ответ: В отличие от депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации депутат представительного органа муниципального образования может быть отозван своими избирателями. Также может быть отозвано и любое другое выборное должностное лицо местного самоуправления, в том числе и глава муниципального образования.
Отзыв производится по инициативе населения. Порядок отзыва устанавливается Федеральным законом и законом субъекта Федерации для проведения местного референдума. Поэтому проведение отзыва проходит те же стадии, что и проведение референдума.
Отзыв депутата осуществляется путем отдельно организуемого голосования. Голосование отличается от референдума тем, что оно проводится в связи с частными случаями в его решение реализуется однократно, тогда как решение референдума носит более общий и длительный характер.
Местные власти самостоятельно в уставе муниципального образования определяют перечень оснований и процедуру отзыва депутата или выбранного должностного лица при соблюдении требований и ограничений, изложенных в Федеральном законе. Таких ограничений несколько.
Первое – основанием отзыва могут служить только конкретные противоправные решения, действия (или бездействия) данного выборного лица, подтвержденные судом.
Второе – в процедуре отзыва должна быть предоставлена возможность для выборного лица объяснить избирателям свои действия.
Третье – отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало не менее половины избирателей муниципального образования (избирательного округа).
Население не вправе отозвать главу местной администрации, если он был нанят по контракту. В данном случае полномочия главы местной администрации могут быть прекращены, в частности, путем расторжения контракта или отрешения его от должности.
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
– представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
– высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
- принимают устав города, поправки к нему, законы Санкт-Петербурга;
- заслушивают ежегодные отчеты губернатора о результатах деятельности правительства;
- присваивают звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»;
- утверждают бюджет и отчет о его исполнении, генеральный план города, программу социально-экономического развития;
- устанавливают некоторые налоги и сборы, например налог на имущество организаций и транспортный налог;
- определяют порядок управления городской собственностью;
- устанавливают порядок проведения референдума в городе, выборов в ЗакС и губернатора Санкт-Петербурга и так далее.
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
- принимают уставы муниципальных округов и муниципальные правовые акты;
- утверждают проекты бюджетов муниципальных округов, стратегии муниципального социально-экономического развития;
- устанавливают официальные символы и памятные даты муниципальных округов;
- учреждают муниципальные СМИ;
- выдают разрешения на брак до 16 лет;
- предлагают администрации Санкт-Петербурга размещать ларьки и ярмарки, организовать или изменить маршруты общественного транспорта;
- определяют границы территорий, где нельзя продавать алкоголь;
- ставят «лежачие полицейские» на внутриквартальных проездах;
- организовывают вывоз мусора с территории муниципальных округов, где есть жилые дома частного фонда.
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
- согласование шлагбаумов;
- участие в работе комиссий по капремонту многоквартирных домов;
- согласование летних веранд;
- согласование ярмарок выходного дня.
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами: больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
- Направить депутатский запрос — это особый вид письменного обращения. Проект запроса рассматривают на заседании и оформляют отдельным решением совета депутатов. Получатель депутатского запроса должен ответить на вопрос в течение 15 дней.
- Подготовить протокольное решение и вынести его на рассмотрение совета депутатов. Это политическое заявление, которое публикуется на сайте муниципалитета, печатается в местной газете и отражает позицию депутатов по какому-то вопросу.
- Огласить на заседании совета проблему. Заседания записываются на видео, и их отсматривают органы исполнительной власти. Поэтому то, что проблема есть, заметят.
- Воспользоваться правом на безотлагательный прием чиновником. Депутат может не записываться на прием и не ждать, когда придет его очередь в листе ожидания.
В Москве инструменты такие же. Например, когда совет депутатов муниципального округа Ломоносовский заслушивал отчет главы управы, я огласил проблему с пожарной безопасностью в одном из жилых домов. На следующий день сотрудники управляющей компании пришли проверять систему дымоудаления и пожарные шкафы.
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Как наказать нерадивого депутата
Самый распространенный на сегодня случай неисполнения депутатами своих обязанностей – это неявка на заседания представительного органа муниципального образования. При этом законодательство не предусматривает досрочного прекращения полномочий для таких депутатов.
Вот только несколько реальных примеров.
Пример: Один из депутатов муниципального комитета Сибирцевского городского поселения первого созыва переехал на постоянное место жительства в Московскую область. На первый взгляд проблемы здесь нет, ведь свобода передвижения – конституционное право каждого гражданина России. Но поскольку между Сибирцевским городским поселением и Московской областью расстояние составляет около 2 тыс. км, указанный депутат после переезда ни разу не явился на заседания муниципального комитета. В результате население одного из избирательных округов на три года (до проведения выборов депутатов муниципального комитета второго созыва), осталось без своего представителя. На все просьбы избирателей о добровольном сложении депутатских полномочий в связи с невозможностью их фактического исполнения депутат отвечал категорическим отказом.
Другой пример:
Один из народных избранников, входящих в состав Думы Черниговского района Приморского края четвертого созыва посещал заседания Думы только первые месяцы ее работы. На протяжении последующих четырех с лишним лет он просто игнорировал все заседания представительного органа. Хотя работал совсем рядом и чтобы добраться до места проведения заседаний, ему требовалось не более десяти минут.
Такое поведение депутатов – это неуважение не только к избирателям, но и к другим депутатам представительного органа муниципального образования. Естественно в такой ситуации возникает резонный вопрос: «а можно ли такого депутата на законных основаниях лишить депутатского статуса»?
Законодательство, увы, разочарует: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), который яв-ляется основополагающим в Российской Федерации для любых правоотношений, на муниципальном уровне, не предоставляет сегодня никакой возможности наказать депутата, игнорирующего свои обязанности, кроме отзыва его населением.
В статье 24 Федерального закона № 131-ФЗ установлены следующие требования к проведению процедуры отзыва депутата:
- голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ;
- основания для отзыва депутата и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования;
- основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;
- процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;
- депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
Как видно, провести отзыв депутата представительного органа муниципального образования не просто. Процедура отзыва депутата должна быть аналогична процедуре проведения местного референдума, которая требует существенного организационного и финансового обеспечения.
Отозвать депутата можно лишь тогда, когда его противоправные решения или действия (бездействия) подтверждены в судебном порядке. При этом убедить суд признать противоправность действий, если речь не идет об уголовном, административном или дисциплинарном правонарушениях, достаточно сложно. Опытный адвокат всегда найдет массу поводов для заявления суду тех или иных протестов. Да и сам вопрос: можно ли считать непосещение заседаний представительного органа противоправным бездействием, пока остается дискуссионным и не имеет однозначного ответа.
Кроме того, процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва (ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ). А это не всегда возможно, например, если депутат уехал далеко за пределы своего избирательного округа и игнорирует любую корреспонденцию, направляемую в его адрес. Как быть тогда? Ожидать возвращения депутата? Но ведь проведение местного референдума (отзыва депутата) предполагает обязательное соблюдение сроков, нарушение которых автоматически ведет к признанию результатов референдума (отзыва) недействительными.
Применение ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ осложняется еще и тем, что на сегодняшний день федеральный законодатель не выработал единого подхода к вопросу реализации права избирателей на отзыв своего депутата. Процедура отзыва депутата населением в этом законе подробно не описана. Поэтому сегодня случаи отзыва депутатов по стране единичны, а количество нарушении депутатами своих обязанностей растет с каждым годом.
В поисках решения проблемы
Что же делать? Выход только один: внести изменения в законодательство, чтобы его положения в определенных случаях позволяли лишать депутатского статуса нерадивых депутатов. Трудовой кодекс РФ предоставляет возможность работодателю уволить работника-прогульщика. Почему же нерадивым депутатам должны в этом вопросе предоставляться преференции?
Одним из решений в ситуации с депутатом, выезжающим на постоянное мест жительства в другое муниципальное образование (регион), может быть лише- ние его депутатского статуса. Но такое лишение необходимо рассматривать как крайнюю меру и применять только в том случае, если проживание в новом мест объективно препятствует исполнению депутатом своих обязанностей. При этом устанавливать факт наличия такого препятствия необходимо только в судебном порядке.
Такое положение в законе может выглядеть следующим образом: «полномочия депутата прекращаются досрочно в случае, если вступившим в законную силу решением суда будет установлено, что переезд депутата на новое мест жительства препятствует участию депутата в работе представительного органа».
Этот вариант также предполагает обращение в суд. Однако он не предполагает проведения референдума (отзыва) и поэтому не влечет организационных и финансовых издержек муниципалитета. Расходы по оплате госпошлины составят всего 300 руб., услуги юриста – около 10-15 тыс. руб., а если привлечь штатного юриста, расходы по сравнению с затратами на проведение референдума (отзыва) будут ничтожными.
Решение суда в данном случае представляется необходимым и целесообразным потому что только суд сможет объективно и беспристрастно установить, является ли перемена места жительства причиной постоянного неучастия депутата в заседаниях представительного органа и служить препятствием для осуществления им депутатской деятельности. Ведь депутат может переехать в другой населенный пункт, находящийся за пределами его поселения, но граничащий с ним. При этом его новое место жительства будет настолько близко расположено к месту проведения заседаний представительного органа, что посещать данные заседания для него не составит никакого труда.
Предложенный вариант решения проблемы вовсе не исключает возможности для каждого гражданина Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, независимо от места жительства, как это декларирует сегодня Конституция РФ. Если гражданин живет в Москве и, избираясь в депутаты Думы Петропавловско-Камчатского городского округа, готов постоянно летать туда на заседания, – пожалуйста.
Конечно, у любого депутата периодически возникают объективные уважительные причины, по которым он временно не может участвовать в работе представительного органа (болезнь, командировка и т. д.). Однако удаленность места проживания, по нашему мнению, к таким причинам не относится.
Каждый гражданин избирается в депутаты добровольно и должен осознавать, что работать нужно будет именно в том месте, где находится представительный орган. Поэтому ответственность за то, что удаленность места жительства не позволяет ему исполнять обязанности депутата, должна быть возложена на самого народного избранника.
Аналогичным образом следует поступать и с теми депутатами, которые игнорируют заседания представительного органа. Решением суда может быть установлено, что депутат не желает исполнять свои обязанности. Законодателю придется только определить, какое количество (или время) «неявок» на заседания представительного органа может служить основанием для возбуждения против депутата гражданского судопроизводства.
Как показывает практика, депутаты, нежелающие участвовать в работе представительных органов, ссылаются чаще всего на служебную занятость. Хотя закон четко определяет, что никакая работа не может служить основанием для признания ее уважительной причиной отсутствия депутата на заседании представительного органа (ст. 170 и 172 Трудового кодекса РФ). Любые другие уважительные причины неучастия в заседаниях депутату придется подтверждать суду, подкрепляя свои доводы соответствующими документами (больничный лист, командировочное удостоверение и т. д.).
Следует учитывать, что действующее законодательство уже предполагает лишение статуса депутата в судебном порядке. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда (п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ). Так почему также не установить, что депутат может досрочно лишиться своих полномочий за неисполнение (ненадлежащее исполнение) без уважительных причин своих депутатских обязанностей?
Эффект от таких мер может быть внушительным. Многие народные избранники начнут относиться к своим обязанностям гораздо серьезнее и ответственнее, зная, что возможность наказания за нерадивость стала более реальной, а само наказание предусматривает лишение в одночасье с большим трудом завоеванного на муниципальных выборах положения.
Сторонники так называемого классического направления в муниципальном праве могут возразить: «раз народ избрал депутата, пусть народ его и снимает». Кто-то будет говорить об объективных трудностях с доказыванием вины депутата (особенно в случае с переменой места жительства) и т. д. Однако, по нашему мнению, в сложившейся ситуации федеральный законодатель просто обязан что-либо предпринять. Тем более что именно его перу принадлежит монополия на регулирование правоотношений в системе местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ).
Даже небольшая помощь муниципалитетам в вопросе наказания нерадивых депутатов позволит навести порядок в работе представительных органов муниципальных образований. Если на федеральном уровне указанные предложения не найдут отклика, то законодательно можно было бы предусмотреть предоставление местным бюджетам субсидий из федерального или регионального бюджета на проведение процедуры отзыва депутата. Ведь, как показывает опыт, вопрос финансирования – это краеугольный камень при решении любого вопроса на муниципальном уровне.
Предложений может быть много, но одно остается неизменным – муниципалитетам необходимо помочь в этом вопросе, предоставив организационное, материальное или правовое обеспечение. В противном случае составы представительных органов муниципальных образований так и будут оставаться неполными вплоть до новых выборов, отсутствие кворума станет постоянной проблемой, а страдать от этого будут избиратели, лишившиеся своего представителя в местном парламенте.
по материалам журнала “Пратика муниципального управления”