Как найти уровень горизонта в рисунке

Еще с детства мы знаем, что линия горизонта разделяет небо и землю. Несмотря на то, что из-за округлости земного шара мы видим линию горизонта сферической – в науке принято считать ее абсолютно горизонтальной!

Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз.

Если в пейзаже нет гор, то мы видим её как линию, разделяющую небо и землю.

Линия горизонта всегда проходит на уровне наших глаз!

Если вы сидите, то видите меньше плоскости «земли», если встанете, то больше, а если взберётесь на гору, то сможете обозревать расстилающийся внизу ландшафт, как с высоты птичьего полёта.

линия горизонта

Когда мы рисуем картинку с уровня своего роста (например, стоя на земле), то всех остальных людей, которые так же находятся на нашем уровне, мы будем видеть таким образом, что линия горизонта будет где-то на уровне их головы.

линия горизонта

Если же мы поднимемся выше (зайдем на гору или посмотрим из окна высокого дома), то линия горизонта поднимется вместе с нами, а все остальные объекты останутся внизу. Мы будем видеть людей, домики и т.д. сверху. Они будут находиться ниже линии горизонта, в ракурсе, с искаженными размерами.

линия горизонта

Если же вы опуститесь и будете смотреть на людей с уровня земли, то мы увидите всё происходящее снизу.

Линия горизонта будет проходить в районе туловища или даже ног других людей.

Это очень простой вопрос, но я часто встречаю в рисунках начинающих распространенную ошибку – завышенную линию горизонта.

Буквально, как дети, люди, которые только начинают рисовать, боятся перегораживать объекты и рисуют ракурс сверху… В результате дорожки поднимаются и идут в небо, мы видим вздыбленные поверхности стола и т.д.:

завышенная линия горизонта

Если вы находитесь на одном уровне высоты с окружающими вас людьми,

то линия горизонта никогда не будет выше их голов!

Так что не делайте подобной ошибки,  дабы психологи не уличили вас в гордыне — тайном желании быть выше остальных. 🙂

Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства? 

Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила!

как рисовать пейзаж с глубиной пространства

Выразительность сюжета с разным уровнем линии горизонта

Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника. Вы можете посадить зрителя низко или поднять его высоко.

В результате у вашей картины будет тот или иной образ.

Давайте посмотрим на примеры картин художников:

Низкая линия горизонта

линия горизонта

линия горизонта

Глядя на эти картины создаётся впечатление, что зритель находится ниже портретируемого. Изображаемый на картине персонаж выглядит гораздо выше, а значит – значимей, величественней.

низкая линия горизонта

Низкая линия горизонта в пейзаже также придаёт сюжету ощущение простора и свободы.

Высокая линия горизонта

высота линии горизонта

Если художник выбирает высокую линию горизонта, создается ощущение, что он летит, как птица,  и смотрит на происходящее свысока. 

линия горизонта

Это дает возможность обозревать большие пространства, создавать глобальные сцены, парить над действительностью.

Также интересно использовать сюжет с высокой линией горизонта в натюрмортах. 

линия горизонта натюрморт

Создается, так называемый, “бесфоновый” натюрморт, когда мы видим только поверхность стола, на котором расположены объекты, и не видим стены за ним.

При таком расположении “герои” картины широко открыты зрителю и не перегораживают друг друга.

“Обычная” линия горизонта

И, конечно, в картинах часто встречается обычная линия горизонта с уровня глаз стоящего человека. Когда мы видим сцену так, как видим ее в жизни.

Таким образом линия горизонта – это не есть нечто статичное.

Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс фигур и положение линии горизонта.

Ниже представлены работы учеников курса “НА ПЕРСПЕКТИВУ”.

В качестве задания предлагалось посмотреть картины художников, определив, где в них находится линия горизонта. А также сфотографировать один объект с трех уровней линии горизонта.

Kara Dora

aniko22
Линия горизонта на уровне глаз

aniko22 Линия горизонта ниже уровня глаз

aniko22 Линия горизонта выше уровня глаз

Наталья Волкова

Kseniya Jackues

Елена Куропатва

Kara Dora

Анна Рубанская

elis_hayrulina

Алена Пахомова

Елена Куропатва

beekotochka

Enter your text here…

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги


Что такое линия горизонта и зачем она нужна художнику?

11.03.2019 19:39

   Линия горизонта в живописи или рисунке – один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве. К сожалению, сейчас, особенно у начинающих художников, рисующих с фотографии даже мысли о положении линии горизонта не возникает – перерисовывай то, что видишь, и дело в шляпе.

При таком подходе ни о какой изобразительной грамоте, разумеется, и мысли нет. Рисование и срисовка – это всё-таки очень разные вещи. Осознанное рисование основывается на логике построения формы в пространстве и законах зрительского восприятия, чего не скажешь о перерисовке с фото. Правильное положение предмета относительно линии горизонта и анализ точки зрения на предмет и отдельные его части говорит об осознанном, серьёзном подходе к рисунку. Это важнейший, неотъемлемый этап начала работы над рисунком, второй по порядку после компоновки (о компоновке в листе я уже писала в статье – https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste , также можно изучить сам термин – https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/komponovka ).

Низкая линия горизонта.

Линия горизонта – что это?
   Это линия уровня глаз художника, ни больше, ни меньше. Да, визуально она выглядит как граница между небом и землёй или небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего. Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко – стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже. Определять уровень линии горизонта художнику необходимо для точной передачи окружающей действительности и верного положения объектов друг относительно друга в пространстве рисунка или картины.

Высокая линия горизонта.

Какой бывает линия горизонта?
   В изобразительном искусстве по уровню различают классическую, традиционную линию горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости), высокую и низкую линию горизонта. Прямо на горизонтальной оси картины (ровно на середине) линию горизонта располагать не рекомендуется – вместе с вертикальной серединной линией и диагоналями, она является мощнейшей энергетической линией и “примагничивает” к себе объекты, блокируя движение взгляда зрителя по картине. Такого положения линии горизонта лучше избегать.
   Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта – в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
   Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.

Низкая линия горизонта.

Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.

   В рисунке вертикальные направляющие не изменяются в наклоне, они подчиняются линейной перспективе только изменением размера – чем дальше предмет, тем меньше его размер. Но горизонтальные и диагональные направляющие выглядят диагоналями, находящимися под разными углами к линии горизонта (подробнее о перспективных сокращениях можно почитать в словаре художественных терминов – https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva ).

   Но положение линии относительно линии горизонта имеет колоссальное значение, поэтому, прежде чем наносить линию на лист, проанализируйте, над или под линией горизонта расположена данная часть объекта, чтобы точно показать направление линий, стремящихся в точку схода на линии горизонта. Чем ближе горизонтальная или диагональная линия к линии горизонта, тем менее явно будет выражен её диагональный уклон. Линия, находящаяся на самой линии горизонта, будет выглядеть горизонтальной.
   Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение – не реалистичным.

Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
   Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.

Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год)

Экстремальные ракурсы.
   Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта. Например, сильно разворачивают предметную плоскость, так что кажется, будто художник, а вместе с ним и зритель, стоят у самого края стола и смотрят на предметы не сбоку и чуть сверху (в привычном ракурсе), а сильно сверху, заглядывая внутрь посуды, показывая верхние плоскости объектов, сердцевины цветов и т. д.. Или возводят архитектурно-скульптурные сооружения в рисунках и картинах так, что выглядят они огромными небоскрёбами, резко уходя вверх и сильно сокращаясь в перспективе, зритель вместе с художником, как-будто находится у самого их подножия и рассматривает объекты, задрав голову вверх.
Конечно, такие изображения производят нужный эффект и впечатляют, но и требуют тщательно продуманного логического обоснования в процессе рисования, иначе идея художника будет не явно выражена и зритель просто не поймёт почему предметы и объекты изображены так, а не иначе и точно ли они воспроизведены в рисунке или картине.

   Экстремальные ракурсы в картинах художников особенно хорошо ощутимы, если автор находится очень близко к предметам или предметной плоскости (натюрморты Сарьяна, Петрова-Водкина) или изображаемый предмет или объект большого размера (Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», Андреа дель Поццо “Апофеоз Святого Игнасио”).

Такое впечатление монументальности в некоторых случаях специально создаётся или усиливается художниками для наилучшего выражения собственной творческой идеи (линия горизонта в помощь) – Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год), фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

   Вот так влияет линия горизонта на всё, что изображает художник, вернее, наоборот, художник строит своё произведение с учётом положения линии горизонта со всеми вытекающими последствиями (при рисовании с натуры) или сам задаёт необходимые условия (при создании эскиза картины из головы, придумывая идею будущего произведения). При рисовании по фотографии линия горизонта не менее важна – в самом начале создания рисунка неплохо бы определиться, где именно она расположена и как выглядят предметы и объекты по отношению к ней. Это позволит избежать досадных ошибок в рисовании и создать реалистический и правильный рисунок, даже если вы художник-самоучка или совсем начинающий живописец.

Творческих вам успехов, дорогие коллеги! Ровного горизонта и интересных идей!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и/или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂



  • Назад


  • Вперед

Простое и подробное описание перспективы в рисунке

Когда художник изображает объект, он переносит его из объемного мира на плоскость листа бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», необходимо передать объемные особенности предмета. Для этого и нужна перспектива. Самый простой пример наблюдения перспективы – уходящая в даль дорога. Её границы вдалеке сходятся в одну точку, называемую точкой схода на линии горизонта. Все предметы и объекты, которые вы видите, подчиняются законам перспективы. Это и есть то визуальное искажение, которое помогает нам воспринимать плоский рисунок на листе бумаги объемным.

Прежде чем приступить к изучению перспективы в рисунке, необходимо знать такие понятия как “уровень глаз”, “линия горизонта”, “точка схода” и “глазомер”.

УРОВЕНЬ ГЛАЗ

Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно внимательно посмотреть на окружающие вас предметы. Предположим, вы сейчас читаете эту статью и сидите за столом: вы видите верхнюю часть стола и предметы, которые на нем лежат. Если вы сядете на пол, то сможете наблюдать только нижнюю часть стола, верхняя же будет невидима, так как находится выше уровня глаз. Все просто, когда речь идет о небольших предметах. Но при рисовании сложных объектов, таких как интерьер и высокие дома, начинающие художники теряются и делают ошибки. Важно знать, что уровень глаз относительно рисуемого вами объекта (будь то книга, натюрморт, портрет, пейзаж или здание) определяет линию горизонта и дальнейшее правильное построение рисунка.

Книга в трех проекциях с одним уровнем глаз
Книга в трех проекциях с одним уровнем глаз
Вид на скворечник с различным уровнем глаз
Вид на скворечник с различным уровнем глаз

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз, на той высоте, с которой наши глаза смотрят на объект. Это воображаемая линия, при помощи которой мы делаем построение изображения на плоскости листа. Например, при рисовании пейзажа воображаемая линия горизонта совпадает с реальной линией горизонта, даже если на заднем плане картины находятся горы или лес.

Расположение линии горизонта
Расположение линии горизонта

ТОЧКА СХОДА

Давайте внимательно посмотрим на фотографию железной дороги. Мы знаем, что ширина железнодорожных путей одна и та же на всей ее протяженности, но на фото мы видим, что по мере удаления к горизонту рельсы встречаются в одной точке. Это и есть точка схода. Все параллельные линии любого объекта, будь то здание, деревья или коробка у вас на столе, сходятся в одну точку на линии горизонта.

Начинающему художнику: основы перспективы в рисунке

Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта, где пересекаются линии, которые являются продолжением ребер кубического объекта. В зависимости от того, под каким углом мы смотрим на объект, точек схода может быть две и более.

Рисунок куба с одной точкой схода (Тс 1)
Рисунок куба с одной точкой схода (Тс 1)
Рисунок куба с двумя точками схода (Тс 1 и Тс 2)
Рисунок куба с двумя точками схода (Тс 1 и Тс 2)

Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта.

Если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта.

Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.

Книга в разных проекциях
Книга в разных проекциях

ГЛАЗОМЕР

Это способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Для того чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Существует несколько эффективных упражнений, о которых я расскажу в следующей статье.

Итак, мы подошли к самой сути изучения перспективы, а именно, линейной перспективы, при помощи которой художник переносит реальное объемное пространство на плоский лист бумаги.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Линейная перспектива предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Это один из разделов начертательной геометрии, сложной и точной науки, которую не обязательно изучать досконально, чтобы уметь хорошо рисовать. Успех в рисовании во многом зависит от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике. Существует несколько видов линейной перспективы:

Перспектива с одной точкой схода (ее еще называют фронтальной или параллельной перспективой) состоит в том, что не вертикальные параллельные линии сходятся в одной точке вдалеке. Например, как на простом рисунке городской улицы.

Простой рисунок городской улицы
Простой рисунок городской улицы

Изображая объекты во фронтальной перспективе мы, как бы, смотрим на них «в лоб». Вертикальные ребра кубического объекта, в данном случае расположены к нам лицом. Они также подчиняются законам перспективы, но в незначительной степени, поэтому мы это игнорируем в рисунке. Остальные же, не вертикальные ребра объектов, встречаются в одной точке схода на линии горизонта.

Перспектива с двумя точками схода (угловая перспектива) дает две точки схода, противопоставленные друг другу на линии горизонта. Объекты находятся под углом к наблюдателю. Вертикальные линии остаются вертикальными и изображаются в перспективе параллельными, но их высота различна. Они уменьшается по мере приближения к линии горизонта. Горизонтальные линии сходятся в одной из двух боковых точек схода, таким образом, этот простой домик воспринимается в перспективе, объемным.

Дом в угловой перспективе
Дом в угловой перспективе

Теперь рассмотрим куб и параллелепипед в перспективе, но под другим уровнем глаз: ниже линии горизонта и выше линии горизонта. В первом случае мы видим, что у нижней части куба грани направлены к точкам схода вверх, а у параллелепипеда наоборот, грани направлены к точкам схода вниз. У параллелепипеда, находящегося выше уровня горизонта, мы полностью видим его нижнее основание, в то время как у куба оно скрыто.

Куб и параллелепипед
Куб и параллелепипед

Попробуйте самостоятельно повторить на бумаге все простые фигуры в перспективе (куб, параллелепипед). Одним только чтением статьи знания построения перспективы не появятся. Нужно рисовать, ошибаться, исправлять и снова рисовать. Если не получается рисовать от руки прямые линии — возьмите линейку, не усложняйте себе жизнь. С опытом, понимание перспективы должно прийти к такому уровню, в котором нет необходимости делать построения, а только использовать ее на интуитивном уровне.

Начинающему художнику: основы перспективы в рисунке

Хотите научиться рисовать перспективу? Рисуете и не понимаете где ошиблись?

Прикрепляйте к комментарию свой рисунок. Объясню, расскажу и помогу сделать работу над ошибками.

Как определить линию горизонта

Линия горизонта – это прямая линия, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Она играет важную роль при создании картины. Без определения линии горизонта вы не сможете правильно построить перспективу изображения предметов.

Как определить линию горизонта

Вам понадобится

  • Прозрачный стакан с жидкостью

Инструкция

Линию горизонта можно определить с помощью воды или другой жидкости, налитой в прозрачный стакан. Поднесите его к глазам, так, чтобы увидеть горизонтальную линию уровня воды. Это и будет линией горизонта. Так же эта линия воды будет указывать высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Можно определить линию горизонта при помощи наблюдения за формой предмета, если мы рисуем натюрморт.

Линию горизонта легко определить на модели, т.к. она все время находится на уровне глаза и не привязана к чему-либо. Таким образом, горизонт изменяет свое положение в зависимости от места, откуда смотрят. Если человек поднимается, то поднимается и линия горизонта. Если он опускается, то опускается и она.

Все предметы относительно горизонта разделены на те, что находятся снизу и те, что находятся сверху. Первые будут располагаться под линией горизонта, а вторые – над ней.

Необходимо отметить, что все линии, которые параллельны на картине имеют на линии горизонта одну точку схода.

Если вы рисуете на пленере, то линия горизонта может быть ярко выраженной. Например, небо и земля, небо и море, небо и степь, где четко видно линию горизонта, хоть она и кажется их разграничительной линией. Когда вы работаете в студии или домашней обстановке, то линией горизонта выступает воображаемая горизонтальная плоскость, которая проходит на уровне глаз зрителя.

Видео по теме

Обратите внимание

Чтобы рисунок был грамотно нарисованным и правдоподобным, научитесь правильно определять линию горизонта. Иначе вы не сможете правильно построить перспективные изображения предметов.
Только одна линия горизонта должна присутствовать в рисунке с натуры.

Полезный совет

Желательно линию горизонта первой наносить на бумагу, т.к. она будет служить ориентиром при изображении остальных предметов в плоскости.

Источники:

  • Основы перспективы

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Обновлено: 14.05.2023

Прежде чем приступить к изучению перспективы в рисунке, необходимо знать такие понятия как “уровень глаз”, “линия горизонта”, “точка схода” и “глазомер”.

УРОВЕНЬ ГЛАЗ

Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно внимательно посмотреть на окружающие вас предметы. Предположим, вы сейчас читаете эту статью и сидите за столом: вы видите верхнюю часть стола и предметы, которые на нем лежат. Если вы сядете на пол, то сможете наблюдать только нижнюю часть стола, верхняя же будет невидима, так как находится выше уровня глаз. Все просто, когда речь идет о небольших предметах. Но при рисовании сложных объектов, таких как интерьер и высокие дома, начинающие художники теряются и делают ошибки. Важно знать, что уровень глаз относительно рисуемого вами объекта (будь то книга, натюрморт, портрет, пейзаж или здание) определяет линию горизонта и дальнейшее правильное построение рисунка.

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз, на той высоте, с которой наши глаза смотрят на объект. Это воображаемая линия, при помощи которой мы делаем построение изображения на плоскости листа. Например, при рисовании пейзажа воображаемая линия горизонта совпадает с реальной линией горизонта, даже если на заднем плане картины находятся горы или лес.

ТОЧКА СХОДА

Давайте внимательно посмотрим на фотографию железной дороги. Мы знаем, что ширина железнодорожных путей одна и та же на всей ее протяженности, но на фото мы видим, что по мере удаления к горизонту рельсы встречаются в одной точке. Это и есть точка схода. Все параллельные линии любого объекта, будь то здание, деревья или коробка у вас на столе, сходятся в одну точку на линии горизонта.

Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта, где пересекаются линии, которые являются продолжением ребер кубического объекта. В зависимости от того, под каким углом мы смотрим на объект, точек схода может быть две и более.

Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта.

Если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта.

Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.

ГЛАЗОМЕР

Это способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Для того чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Существует несколько эффективных упражнений, о которых я расскажу в следующей статье.

Итак, мы подошли к самой сути изучения перспективы, а именно, линейной перспективы, при помощи которой художник переносит реальное объемное пространство на плоский лист бумаги.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Линейная перспектива предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Это один из разделов начертательной геометрии, сложной и точной науки, которую не обязательно изучать досконально, чтобы уметь хорошо рисовать. Успех в рисовании во многом зависит от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике. Существует несколько видов линейной перспективы:

Перспектива с одной точкой схода (ее еще называют фронтальной или параллельной перспективой) состоит в том, что не вертикальные параллельные линии сходятся в одной точке вдалеке. Например, как на простом рисунке городской улицы.

Перспектива с двумя точками схода (угловая перспектива) дает две точки схода, противопоставленные друг другу на линии горизонта. Объекты находятся под углом к наблюдателю. Вертикальные линии остаются вертикальными и изображаются в перспективе параллельными, но их высота различна. Они уменьшается по мере приближения к линии горизонта. Горизонтальные линии сходятся в одной из двух боковых точек схода, таким образом, этот простой домик воспринимается в перспективе, объемным.

Теперь рассмотрим куб и параллелепипед в перспективе, но под другим уровнем глаз: ниже линии горизонта и выше линии горизонта. В первом случае мы видим, что у нижней части куба грани направлены к точкам схода вверх, а у параллелепипеда наоборот, грани направлены к точкам схода вниз. У параллелепипеда, находящегося выше уровня горизонта, мы полностью видим его нижнее основание, в то время как у куба оно скрыто.

Попробуйте самостоятельно повторить на бумаге все простые фигуры в перспективе (куб, параллелепипед). Одним только чтением статьи знания построения перспективы не появятся. Нужно рисовать, ошибаться, исправлять и снова рисовать. Если не получается рисовать от руки прямые линии — возьмите линейку, не усложняйте себе жизнь. С опытом, понимание перспективы должно прийти к такому уровню, в котором нет необходимости делать построения, а только использовать ее на интуитивном уровне.

Хотите научиться рисовать перспективу? Рисуете и не понимаете где ошиблись?

Прикрепляйте к комментарию свой рисунок. Объясню, расскажу и помогу сделать работу над ошибками.

Еще с детства мы знаем, что линия горизонта разделяет небо и землю. Несмотря на то, что из-за округлости земного шара мы видим линию горизонта сферической – в науке принято считать ее абсолютно горизонтальной!

Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз.

Если в пейзаже нет гор, то мы видим её как линию, разделяющую небо и землю.

Линия горизонта всегда проходит на уровне наших глаз!

линия горизонта

Когда мы рисуем картинку с уровня своего роста (например, стоя на земле), то всех остальных людей, которые так же находятся на нашем уровне, мы будем видеть таким образом, что линия горизонта будет где-то на уровне их головы.

линия горизонта

Если же мы поднимемся выше (зайдем на гору или посмотрим из окна высокого дома), то линия горизонта поднимется вместе с нами, а все остальные объекты останутся внизу. Мы будем видеть людей, домики и т.д. сверху. Они будут находиться ниже линии горизонта, в ракурсе, с искаженными размерами.

линия горизонта

Если же вы опуститесь и будете смотреть на людей с уровня земли, то мы увидите всё происходящее снизу.

Линия горизонта будет проходить в районе туловища или даже ног других людей.

Это очень простой вопрос, но я часто встречаю в рисунках начинающих распространенную ошибку – завышенную линию горизонта.

Буквально, как дети, люди, которые только начинают рисовать, боятся перегораживать объекты и рисуют ракурс сверху. В результате дорожки поднимаются и идут в небо, мы видим вздыбленные поверхности стола и т.д.:

завышенная линия горизонта

Если вы находитесь на одном уровне высоты с окружающими вас людьми,

то линия горизонта никогда не будет выше их голов!

Так что не делайте подобной ошибки, дабы психологи не уличили вас в гордыне — тайном желании быть выше остальных. 🙂

Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства?

Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила!

как рисовать пейзаж с глубиной пространства

Выразительность сюжета с разным уровнем линии горизонта

Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника. Вы можете посадить зрителя низко или поднять его высоко.

В результате у вашей картины будет тот или иной образ.

Давайте посмотрим на примеры картин художников:

Низкая линия горизонта

линия горизонта

линия горизонта

Глядя на эти картины создаётся впечатление, что зритель находится ниже портретируемого. Изображаемый на картине персонаж выглядит гораздо выше, а значит – значимей, величественней.

низкая линия горизонта

Низкая линия горизонта в пейзаже также придаёт сюжету ощущение простора и свободы.

Высокая линия горизонта

высота линии горизонта

Если художник выбирает высокую линию горизонта, создается ощущение, что он летит, как птица, и смотрит на происходящее свысока.

линия горизонта

Это дает возможность обозревать большие пространства, создавать глобальные сцены, парить над действительностью.

Также интересно использовать сюжет с высокой линией горизонта в натюрмортах.

линия горизонта натюрморт

Создается, так называемый, “бесфоновый” натюрморт, когда мы видим только поверхность стола, на котором расположены объекты, и не видим стены за ним.

При таком расположении “герои” картины широко открыты зрителю и не перегораживают друг друга.

“Обычная” линия горизонта

И, конечно, в картинах часто встречается обычная линия горизонта с уровня глаз стоящего человека. Когда мы видим сцену так, как видим ее в жизни.

Таким образом линия горизонта – это не есть нечто статичное.

Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс фигур и положение линии горизонта.

Ниже представлены работы учеников курса “НА ПЕРСПЕКТИВУ”.

В качестве задания предлагалось посмотреть картины художников, определив, где в них находится линия горизонта. А также сфотографировать один объект с трех уровней линии горизонта.

aniko22 Линия горизонта на уровне глаз

aniko22 Линия горизонта ниже уровня глаз

aniko22 Линия горизонта выше уровня глаз

Enter your text here.

Post Tags:
6 комментариев
Татьяна Скакова

Пыталась оплатить заказ по льготной цене(970р), не получается делала несколько попыток. Возможно, это связано с тем, что я сейчас нахожусь в Черногории? Если возможно, оставьте за мной возможность купить этот курс до 20 июля по данной цене. Буду очень признательна.

у меня часто банк блокирует русские оплаты, я им звоню и говорю чтобы отпустили такого и такого вендора, после чего пробую оплатить снова и проходит.

Марина, у вас гениальные способности преподавателя! Я дочь капитана, про горизонты знаю много, но вы мне прям все расставили по полочкам с точки зрения исскуства!

Ксения

Добры день.Не получается купить курс по льготной цене. Жаль. Плачу через PayPal.

Сергей

У меня такая ситуация, в рисунке архитектуры, уровень глаз разместил по верхнему краю листа, по рисунку получается что взгляд зрителя упирается в одну из стен, а ниже идут колонны и т.д. Так вот, на этапе чистого листа сомнений в правильности не было, а сейчас закрались. Хотелось бы узнать, имеет ли место быть подобное расположение линии горизонта? Или желательно её немного опусть ниже? Надеюсь без ответа не останусь. Спасибо.

Линия горизонта в живописи или рисунке – один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве. К сожалению, сейчас, особенно у начинающих художников, рисующих с фотографии даже мысли о положении линии горизонта не возникает – перерисовывай то, что видишь, и дело в шляпе.

Линия горизонта – что это?
Это линия уровня глаз художника, ни больше, ни меньше. Да, визуально она выглядит как граница между небом и землёй или небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего. Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко – стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже. Определять уровень линии горизонта художнику необходимо для точной передачи окружающей действительности и верного положения объектов друг относительно друга в пространстве рисунка или картины.

Какой бывает линия горизонта?
В изобразительном искусстве по уровню различают классическую, традиционную линию горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости), высокую и низкую линию горизонта. Прямо на горизонтальной оси картины (ровно на середине) линию горизонта располагать не рекомендуется – вместе с вертикальной серединной линией и диагоналями, она является мощнейшей энергетической линией и “примагничивает” к себе объекты, блокируя движение взгляда зрителя по картине. Такого положения линии горизонта лучше избегать.
Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта – в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.

Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.

Но положение линии относительно линии горизонта имеет колоссальное значение, поэтому, прежде чем наносить линию на лист, проанализируйте, над или под линией горизонта расположена данная часть объекта, чтобы точно показать направление линий, стремящихся в точку схода на линии горизонта. Чем ближе горизонтальная или диагональная линия к линии горизонта, тем менее явно будет выражен её диагональный уклон. Линия, находящаяся на самой линии горизонта, будет выглядеть горизонтальной.
Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение – не реалистичным.

Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.

Экстремальные ракурсы.
Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта. Например, сильно разворачивают предметную плоскость, так что кажется, будто художник, а вместе с ним и зритель, стоят у самого края стола и смотрят на предметы не сбоку и чуть сверху (в привычном ракурсе), а сильно сверху, заглядывая внутрь посуды, показывая верхние плоскости объектов, сердцевины цветов и т. д.. Или возводят архитектурно-скульптурные сооружения в рисунках и картинах так, что выглядят они огромными небоскрёбами, резко уходя вверх и сильно сокращаясь в перспективе, зритель вместе с художником, как-будто находится у самого их подножия и рассматривает объекты, задрав голову вверх.
Конечно, такие изображения производят нужный эффект и впечатляют, но и требуют тщательно продуманного логического обоснования в процессе рисования, иначе идея художника будет не явно выражена и зритель просто не поймёт почему предметы и объекты изображены так, а не иначе и точно ли они воспроизведены в рисунке или картине.

Художественная студия

Юлии Рожковой

В рисунке и живописи многие построения привязаны к линии горизонта. А если точнее, то реалистично изобразить что-либо просто невозможно без этой линии, т.к. все построения отталкиваются от нее. Так что же такое горизонт?
Любой человек с уверенностью скажет, что горизонт это красивая далекая полоса голубой дымки на краю земли, а еще место, где небо встречается с землей. И будет прав, в особенности, если перед нами раскинулась широкая степь, а еще лучше бескрайнее море. Тут горизонт ничем не прикрыт, и линия горизонта свободно тянется далекой туманной полосочкой.

линия горизонта в живописи

линия горизонта в живописи

Но что делать, если ландшафт не совсем ровный и горизонт не виден? Пройдет ли линия по вершинам гор, граничащим с небом, или следует искать ее ниже?
Считается, что линию горизонта можно отыскать по поверхностям далеких водоемов. Так гладь моря или реки на самом дальнем плане может подсказать, где находится горизонт, и возвышающиеся горы не станут помехой в этом случае.

линия горизонта в живописи

линия горизонта в живописи

линия горизонта в живописи

Ну а если горизонт спрятан и перед нами только деревья, здания, или вообще стены комнаты? Как найти линию горизонта?

линия горизонта в живописи

линия горизонта в рисунке

линия горизонта в живописи

линия горизонта в живописи

Кстати, рисуя натюрморт, художник тоже обязательно отмечает линию горизонта.

линия горизонта в живописи

Тут она прошла несколько выше горлышка графина и обруча металлической подставки для вазонов. Будь горло графина или обруч подставки на уровне глаз, окружность не была бы видна, она вытянулась бы в прямую линию как вода в примере со стаканом.

Читайте также:

      

  • Докажите что решающая роль в процессе обучения принадлежит ученику кратко
  •   

  • Гост р 53522 2009 кратко о чем
  •   

  • Был ли выгоден тильзитский мир россии кратко
  •   

  • План урока по истории в коррекционной школе
  •   

  • Что такое валеология в детском саду

Добавить комментарий