Работа системы кондиционирования салона автомобиля невозможна без достаточного объёма хладагента (фреона). Незначительная утечка газа считается нормой, но даже с её учётом заправка требуется как минимум через 3 года спустя предыдущего обслуживания. Многим автомобилистам приходится восполнять объём фреона каждые 12 месяцев и чаще, что говорит о необходимости поиска утечки. Давайте разбираться, как это можно сделать своими руками.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить “палец вверх” и подписаться на канал!
В системе кондиционирования циркулируют два материала – хладагент и масло. Первый обеспечивает правильную работу всего устройства и охлаждение проходящего воздуха. Масло необходимо для смазывания металлических узлов и поддержания резинотехнических изделий в рабочем состоянии. При эксплуатации автомобиля может возникать утечка хладагента и смазочного материала, из-за которой работа системы нарушается.
Если кондиционер ещё включается, но эффективность охлаждения поступающего воздуха снизилась, можно оценить уровень газа самостоятельно. Для этой цели на многих автомобилях имеется специальное смотровое окошко. О нормальном объёме хладагента свидетельствует его вспенивание после выключения кондиционера, которое со временем сходит на нет. Образование пузырей при работе устройства свидетельствует о нехватке фреона и необходимости его восполнения. Точную информацию о том, как пользоваться смотровым окошком, можно найти в руководстве по эксплуатации своего автомобиля.
Многие водители начинают поиск проблемы с кондиционером после того, как уровень фреона достиг критически малого значения. Данные с датчика давления фреона поступают на блок управления климатической системой, которая не позволит запустить кондиционер. Постоянно заправлять его – дорогостоящее удовольствие, поэтому при первой возможности стоит заняться поиском неисправности.
Для начала рекомендую осмотреть радиатор кондиционера автомобиля. Зачастую утечка образуется именно в нём из-за попадания камней или иного механического воздействия. В месте повреждения радиатора возникает заметное масляное пятно. Отремонтировать такой дефект практически невозможно, поэтому деталь придётся заменить.
Помочь в поиске утечки может обычная ультрафиолетовая лампа. Фреон для автомобильных кондиционеров часто содержит в составе краситель, который проявляется при воздействии на него УФ-фонариком. В целом это устройство я считаю полезным для автомобилистов, так как многие производители масел и запчастей защищают свою продукцию от контрафакта специальной краской.
При помощи УФ-фонарика особенно тщательно осмотрите все стыки и компрессор. Нередко утечка хладагента связана с деформацией “копеечного” уплотнителя, который без проблем заменят в сервисе. К слову, на некоторых СТО доводилось видеть специальный детектор обнаружения фреона. Он позволит найти точные места утечек без ультрафиолета, но покупать такое устройство для личных целей нецелесообразно из-за его высокой стоимости.
Найди утечку сам – проверенные способы обнаружить повреждения холодильного контура в кондиционерах различного назначения
Системы кондиционирования, пользуются стабильным спросом благодаря своему удобству и функциональности, применяются во многих сферах и ежегодно усовершенствуются. Климатическая техника, как и любая другая подвержена износу в процессе эксплуатации, а также появлениям локальных неисправностей, многие из которых, в том числе и утечка фреона, вызванная повреждением холодильного контура, относительно легко найти, особенно если использовать ультрафиолетовую добавку, и устранить самостоятельно. Хладагент – основной рабочий состав в системе, и если его концентрация снизится, то следует ожидать в первую очередь уменьшение эффективности работы кондиционера, а в будущем более серьезных поломок:
- Перегрев оборудования приводит к выходу из строя рабочих узлов;
- В разгерметезированую систему может попасть влага, взаимодействие которой с хладагентом приводит к образованию кислоты, вызывающей повреждение обмоток нагнетательного элемента, а также воздух, что не менее опасно;
- Кроме фреона по контуру циркулирует масло, недостаток которого может стать причиной отказа компрессора.
Важно: быстрое вытекание хладагента возможно только при полном разрыве участка трубы, но шанс именно такой поломки стремится к нулю, но если вовремя обнаружить и ликвидировать незначительную трещину, то и дорогостоящем ремонте не будет необходимости.
В любом случае найти утечку фреона самостоятельно – возможно, и даже нужно для того чтобы:
- Продлить срок эксплуатации оборудования;
- Сохранить его функциональные возможности;
- Избежать дополнительных расходов на восстановление работоспособности.
Важно: протечка может возникнуть не только в трубопроводе, но и в других компонентах системы, а значит поиск места где возникла проблема связан с определенными сложностями, и может проводится различными методами.
Прежде чем приступать к проверке на герметичность, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Протечку можно выявить только если контур находится под давлением;
- Индикаторы системы должны быть исправны, а крепежи подтянуты – при неправильной работе оборудования выявить повреждение не удастся;
- На время диагностики в контур можно, а в некоторых случаях нужно, заправить азот, схожий по свойствам с хладагентами;
- Некоторые способы проверки связаны с потенциально опасным повышением давления в системе, их лучше избегать, например, отдать предпочтение методу, основа которого использование ультрафиолетовой добавки, или следить за уровнем этого параметра при помощи специального регулятора.
Учитывая, что кондиционер в машине и домашняя сплит-система, работают по схожей схеме, то и проверять их соответственно можно используя приведенные ниже способы.
5 основных способов найти утечку фреона
Для того чтобы понять, что же лучше и выгоднее: ультрафиолетовая добавка, подсвечивающая проблемный участок, разборка системы для анализа ее частей на предмет утечек традиционными способами или использование специализированного оборудования нужно рассмотреть особенности всех существующих приемов. С одной стороны, их не так уж и многого, но с другой они разительно отличаются друг от друга.
Проще всего выявить утечку, когда она настолько серьезна что в результате на вентиле или трубах видны масляные потеки. Когда визуальная оценка не дает результатов, при поиске протечек в холодильном контуре используют следующие способы:
- Проверку под высоким давлением;
- Погружение в воду;
- Обработку мыльным раствором;
- Добавление к рабочему составу ультрафиолетового красителя;
- Обследование при помощи специального течесикателя.
У каждого из способов есть свои особенности и применять некоторые из них целесообразно только в определённых случаях.
Как найти утечку при помощи проверки под высоким давлением
Снижение концентрации фреона в системе далеко не единственная причина поломок кондиционера, но, если есть подозрение что нестабильность или потеря эффективности работы связаны именно с этой проблемой, в первую очередь проверяют такую гипотезу. Для этого достаточно повысить давление в системе до допустимого максимума, и спустя время проверить его значение. Логично, что если показатель снизился, то пора приступать к поиску места повреждения контура. Для проведения таких исследований используют специальные системы опрессовки азотом.
Как найти утечку фреона погружением в воду
Если есть возможность изъять из системы часть в которой предположительно находится дефектное место, то поиск утечки сводится к трем простым шагам:
- Заполнение участка системы сухим азотом;
- Герметизация;
- Погружение под воду.
На месте трещины появятся пузырьки, а для того чтобы предотвратить их скапливание на поверхности, достаточно добавить в воду моющее средство, что приведет к изменению поверхностного натяжения.
Как найти утечку фреона при помощи мыльного раствора
Применение мыльного раствора один из устаревших, но не теряющих своей эффективности способ найти место повреждения трубы. Он подходит только в том случае если Вы примерно знаете в какой именно зоне появился дефект, например, видите масляные пятна, и осталось только найти точное местоположение протечки. Главная причина использовать именно такой метод диагностики – цена процедуры, ведь для того чтобы приготовить смесь можно использовать обычное моющее средство для бытовых целей. Не составит труда найти и уже готовые растворы с совершенствующими эффективность присадками и аэрозольным распылителем, но в таком случае после обработки поверхности обязательно нужно тщательно удалить их остатки, т.к. активные компоненты могут навредить системе. Если заменить хладагент на сухой азот, издающий звуки при просачивании в трещины, то эффективность метода повысится.
Течеискатели – специализированные инструменты для профессионалов
Галоидный течеискатель, который целесообразно использовать только если в хладагенте присутствует хлор, скорее промышленная установка, и не смотря на то что стоит она недорого, ее приобретение вряд ли окупиться. Использование такого аппарата позволяет определить утечку даже если она составляет не более 150 грамм/год, но при этом он все равно менее эффективен чем электронный аналог и во время его применения требуется максимальная осторожность для того чтобы не подвергнутся воздействию опасных паров и открытого огня изменение цвета, которого и свидетельствует о наличии утечки.
Электронные течеискатели также работают только с определенным видами хладагента, и чаще всего используются вместе с другими способами – проверкой при помощи мыльного раствора или опрессовкой азотом. Такие устройства более точные (определяют повреждения результат которых утечка объемом до 3 грамм/год), но стоят дорого, особенно с учетом недлительного срока службы. Существуют также течеискатели определяющие место где была утеряна герметичность при помощи сканирования ультразвуком, но они еще дороже двух других типов оборудования, также показывают лучшие результаты при взаимодействии с азотом и требуют соблюдения тишины при проверке.
Как найти утечку фреона при помощи ультрафиолетовой добавки
Ранее такую методику использовали в автомобильных системах кондиционирования, а сегодня она постепенно вытесняет другие методы, что и неудивительно учитывая насколько ультрафиолетовая добавка в фреон, облегчает поиск утечки. Главное преимущество – максимальная простота диагностики. Для того чтобы найти место утечки достаточно закачать внутрь контура специальный краситель, а после того как он пройдет вместе с рабочим составом несколько кругов циркуляции, осмотреть все компоненты системы при помощи ультрафиолетовой лампы. Это значит, что найти утечку фреона в холодильнике, автомобильном или бытовом кондиционере используя ультрафиолетовую добавку сможет каждый, ведь этот метод позволяет практически не разбирать технику!
Кроме того, такой способ считается наиболее эффективным, по причине оптимального соотношения цены и результативности, ведь затраты на покупку красителя, видимого в определенном спектре несравнимы со стоимостью полноценной промывки и применением других методик.
Отдельно стоит упомянуть что ультрафиолетовая добавка для поиска утечек фреона:
- Может смешиваться с любыми видами хладагентов, даже с CFC, HFC и HCFC;
- Не содержит опасных для техники и здоровья человека растворителей;
- Позволяет максимально точно определить место и характер повреждений;
- Лучший инструмент для профилактики;
- Не изменяет эксплуатационные параметры хладагента.
Отдельное преимущество ультрафиолетового красителя для поиска утечек, отсутствие трудностей с тем чтобы купить УФ-лампу для проведения диагностики – красители видны под любым источником подобного излучения, вплоть до обычного светодиода. Для того чтобы максимально сократить время поиска утечки, лучше осматривать систему в темноте и надеть UV-очки, но и без них этот метод отличается наибольшей простотой обнаружения локализации неисправностей.
Самый простой и выгодный способ найти утечку фреона самостоятельно
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что проще всего для поиска проблемных участков использовать ультрафиолетовые добавки. Необходимость полностью разбирать, а потом собирать систему или приобретать специализированное оборудование для диагностики ее состояния ведет к внушительным затратам как минимум времени, а скорее всего и денег, в то время как залить в систему УФ-краситель – дело пары минут. Кстати, если заглянуть на тематические форумы, то практически все отзывы как от мастеров, так и от тех, кто лично занимался поиском утечки будут положительными, а высокий спрос и положительная оценка результатов – лучшее доказательство эффективности метода.
Холодильники, морозильные камеры
Стаж: 6 лет, из них в РемБытТех – 3 года
Содержание:
- Признаки утечки хладагента
- Как найти утечку фреона в холодильнике
- Как устранить утечку фреона
- Можно ли устранить утечку фреона в холодильнике самостоятельно
Фреон – хладагент, который циркулирует по замкнутому контуру холодильника. За счет изменения давлений на входе и выходе из капиллярной трубки он закипает в испарителе и забирает из камеры тепло. Так происходит охлаждение.
К сожалению, нередко в холодильнике возникает утечка фреона. Хладагент весьма летучий и может проходить даже через поры некоторых металлов, например, чугуна. Поэтому при утечке обычно речь идет о микроскопическом отверстии, через которое улетучивается фреон. Визуально его не видно невооруженным глазом.
Видимое отверстие образуется только в случае механического повреждения трубки с хладагентом, например, при разморозке холодильника, когда откалывая куски льда в морозилке, трубку пробивают ножом. Микроотверстия в свою очередь появляются по причине коррозии металлических трубок, по которым циркулирует хладагент.
Если вы подозреваете, что в вашем холодильнике случилась утечка хладагента, оставайтесь на этой странице. Здесь мы разберем, по каким признакам можно заподозрить утечку фреона, как определить место образования отверстия, а также какие способы используются для устранения утечки.
Признаки утечки хладагента
Чаще всего утечку фреона на ранних этапах пользователи замечают по состоянию продуктов: они начинают быстрее портиться. Кроме этого, о нарушении целостности охлаждающего контура могут говорить следующие признаки.
- Холодильник не отключается. Мотор постоянно работает или отключается, но лишь на короткое время.
- Холодильник плохо морозит. Если модель имеет один мотор-компрессор, недостаточно охлаждают обе камеры. В двухкомпрессорных моделях плохо холодит одно из отделений: морозилка или холодильный отсек.
- Вздулась задняя стенка внутри камеры или снаружи на корпусе. Материал выгибается из-за выходящего из системы фреона, и видна деформация. На внутренних частях камеры могут быть заметны желтоватые следы.
- Громкие булькающие звуки, которых раньше не было. Они возникают из-за попадания в систему воздуха, который смешивается с фреоном, и образуются пузырьки.
- Аварийные сигналы. Большинство холодильников сообщают о нарушении температурного режима при помощи аварийного светодиода или сообщения «Alarm» на дисплее. Например, в холодильниках Атлант без дисплея загорается красная лампочка на корпусе, а в холодильниках Bosch высвечивается «Alarm Off». Также нередко при этом холодильник пищит.
- Конденсатор (решетка сзади холодильника) чуть теплый или комнатной температуры. Хотя должен быть ощутимо теплым.
- Следы ржавчины на перемычке между холодильной и морозильной камерой. Также ржавчина может проступать по всему периметру морозилки.
Как найти утечку фреона в холодильнике
Опытные мастера могут по общей симптоматике предположить, в какой части холодильника произошла утечка. Наиболее типовыми являются следующие места.
- Испаритель холодильной камеры в «обычных» холодильниках (с капельной оттайкой в холодильном отсеке и ручной разморозкой в морозилке). Это самое частое место утечки, так как трубки сделаны из алюминия, который в условиях постоянной влаги подвергается коррозии.
- Контур обогрева периметра морозилки. Он предотвращает образование конденсата по периметру двери морозильной камеры. Данный участок трубопровода выполнен из стали и имеет рабочую температуру порядка 50-80°С. Со временем из-за влаги на стальной трубке образуется ржавчина, которая в итоге приводит к появлению микротрещин.
- Соединения трубок. Места заводских паек или локринговых соединений. Со временем они также коррозируют и теряют герметичность.
Для того чтобы убедиться, что имеет место разгерметизация, мастер проводит опрессовку системы. Для этого обрезаются трубки фреонопровода, разъединяются контуры низкого и высокого давления, оба контура подключаются к манометрической станции, и в систему закачивается воздух или азот до давления 10-12 атмосфер.
Далее мастер смотрит, как контуры держат давление. Если оно падает в контуре высокого давления, то утечку стоит искать в контуре обогрева периметра морозилки. Падение показаний в контуре низкого давления говорит об утечке в испарителе.
Соединения трубопровода проверяются на утечку мыльным раствором. Для этого на предположительное место утечки губкой наносят пену и наблюдают. В месте, где пена пузырится, выходит воздух. Значит, там и есть утечка.
Течеискатели мастера используют редко: довольно часто они показывают некорректные данные.
Примечание! Современные холодильники имеют довольно ограниченный срок эксплуатации. Их изначально делают с использованием стальных и алюминиевых трубопроводов – материалов, подверженных быстрой коррозии в условиях высокой влажности. При использовании меди техника могла бы служить 20–30 лет, однако производителям это экономически невыгодно.
Как устранить утечку фреона
После того, как место утечки установлено, необходимо её устранить. Восстановление герметичности производится различными способами в зависимости от локализации утечки.
- Утечка хладагента в запененном испарителе холодильной камеры. При такой утечке разборка холодильника и обратное восстановление термоизоляции являются крайне трудозатратным и дорогостоящим процессом. Поэтому запененный испаритель с утечкой просто обрезают, и навешивают новый испаритель внутри холодильного отделения.
- Утечка в контуре обогрева периметра морозилки. В этом случае контур обрезают и соединяют трубки напрямую. Холодильник продолжает работать без обогрева периметра морозильной камеры. При этом для того, чтобы длина трассы оставалась примерно такой же, как была, и объем необходимого холодильнику хладагента не менялся, добавляют кусок трубопровода. Его скручивают в компактную «пружинку» и впаивают на выходе из компрессора перед конденсатором.
- Утечка в соединении. В таком случае его запаивают или устанавливают новый локринг.
После того как герметичность трубопровода восстановлена, меняют фильтр-осушитель, вакуумируют систему и заправляют холодильник фреоном.
Можно ли устранить утечку фреона в холодильнике самостоятельно
Даже если вы обнаружили место утечки фреона (скорее всего, при помощи мыльного раствора), восстановить герметичность охлаждающего контура и закачать хладагент в систему, увы, без специального оборудования не получится.
Вот что необходимо для выполнения работ:
- манометрическая станция для опрессовки при поиске места утечки;
- заправочная станция для работы с хладагентами;
- оборудование для вакуумирование системы;
- горелка для пайки;
- новые трубки или испаритель;
- фильтр-осушитель;
- баллон с хладагентом.
И, конечно же, без знаний и опыта не стоит даже пытаться отремонтировать холодильник с утечкой самостоятельно.
Устранение утечки фреона в холодильнике – сложная работа, которая ко всему прочему требует филигранности. Не рискуйте своей техникой. Если она вам еще нужна, обращайтесь за помощью к специалистам.
Мастера «РемБытТех» реагируют на вызовы быстро: в течение 24 часов с момента обращения. При низкой загрузке мастера возможен выезд день в день. На заказы приезжаем со всем необходимым оборудованием и запчастями. Так, чтобы восстановить холодильник за один визит.
Качество подтверждаем гарантийным талоном сроком до 2 лет. Не «накручиваем цены»: работаем по прайсу. С ценами на ремонт утечки можно ознакомиться здесь.
Получите скидку 10%
При онлайн-заказе на все ремонтные работы скидка —10%.
Отправьте ваш телефон прямо сейчас, и мы перезвоним вам для уточнения деталей заказа.
Утечка хладагента в холодильном контуре может привести к достаточно серьезным неприятностям:
- Попаданию влаги в контур и образованию кислоты
- Попаданию воздуха в холодильный контур
- Утечке масла вместе с фреоном из места утечки
- К перегреву компрессора и его заклиниванию из-за отсутствия масла
- К сгоранию обмоток компрессора из-за кислоты в контуре
Естественно, что все эти следствия утечки хладагента напрямую влияют на окончательный срок службы оборудования, эффективность возложенных на него функций, сопутствующие расходы на эксплуатацию.
Поиск утечки – не самое простое мероприятие, так как подобная неприятность может возникнуть в самых разных местах: в трубопроводе, в важных компонентах оборудования, доступ к которым затруднен конструкционными особенностями. Следует понимать, что замена хладагента – не самая дешевая процедура, поэтому очень важно вовремя выявить утечку и предотвратить ее.
Сегодня существует несколько эффективных методик поиска утечек в холодильном контуре
Методы обнаружения в холодильном контуре системы охлаждения
Существует несколько вариантов обнаружения протечки в этом месте оборудования:
- Визуальный – по масляным пятнам на вентилях или трубе.
-
Применение мыльного раствора.
-
Использование погружения в обычную воду.
-
Применение галоидного, электронного, ультразвукового течеискателей.
-
Добавление внутрь системы ультрафиолетового красителя.
-
Обнаружение утечки высоким давлением
Обнаружение утечки с помощью мыльного раствора
Обычно подобный вариант эффективен в той ситуации, когда теоретически известно предполагаемое место протечки – осталось обнаружить его на практике.
Например, при проводимых ремонтных работах, во время замены какого-то компонента системы – когда специалист заведомо подозревает наличие утечки или видит следы масляного загрязнения. Преимущества такого варианта заключаются в простоте метода и его дешевизне.
Сам мыльный раствор можно легко приготовить самостоятельно – с помощью обычной губки для мытья посуды и моющего средства или обычного мыла.
Но и в магазинах продают немало средств для этого:
-
Мыльные растворы в аэрозольной упаковке .
-
С добавлением различных вспомогательных присадок.
-
В комплекте с помазками.
Самые известные из них – Rotenberger Rotest и Advanced EasyFind.
В любом случае это очень доступный и простой способ обнаружения места утечки хладагента и его можно использовать совместно с опрессовкой азотом.
Существует несколько правил, которые следует учитывать при использовании подобного метода:
-
Если мыльный раствор наносится с помощью фирменного спрея, то после применения надо его удалить, так в нём находятся активные добавк
-
При недостаточном давлении в системе можно заменить хладагент сухим азотом. Это вещество, кроме всего прочего, может создавать некоторый шум при выходе из системы в месте протечки, что позволит облегчить процедуру поиска.
-
Масляные пятна косвенно указывают на места протечек, поэтому именно в этих случаях мыльный раствор будет очень эффективным.
Обнаружение проблемного места с помощью погружения в воду
Вариант подходит в том случае, если есть возможность легко снять проверяемую часть системы и погрузить ее в воду. Предварительно необходимо заполнить ее сухим азотом и герметизировать. Обнаружить место утечки можно будет визуально – по появившимся пузырькам воздуха.
В этом случае будет полезным добавить в воду немного моющего средства, которое, благодаря изменению поверхностного натяжения, не позволит пузырькам скапливаться на поверхности проверяемой системы, тем самым, усложняя определение точного места протечки.
При использовании сухого азота не стоит подогревать предварительно воду, так как от этого давление заметно не увеличится.
Применение галоидного течеискателя
Подобное оборудование применяется только в тех случаях, когда в системе находится хлоросодержащий хладагент.
Любой мастер видел, как при пайке медной трубы, если из системы выходит фреон, то пламя окрашивается в зелёный цвет.
Преимущества этого варианта:
-
Устройство стоит относительно недорого.
-
Позволяет обнаруживать очень средний уровень утечки – до 150-ти граммов за год.
Из минусов:
-
Менее эффективен, по сравнению с электронным аналогом.
-
При работе могут выделяться опасные для здоровья человека газы, поэтому необходимо, как минимум вентилирование помещения.
-
Наличие источника открытого пламени повышает уровень опасности при работе с этим оборудованием.
Сам принцип работы галоидного течеискателя таков:
-
Воздух пропускается через специальный элемент из меди, который в этот момент подвергается нагреванию.
-
При обнаружении паров хладагента пламя изменяет свой цвет.
Метод ультрафиолетового красителя
В основном эта методика используется для автомобильных кондиционеров.
Общая суть этой методики достаточно проста:
-
Специальный краситель закачивается внутрь системы, которая подвергается проверке.
-
Через какое-то время краска появляется на месте протечки, где ее и обнаруживают с помощью ультрафиолетовой лампы
Главный минус этого варианта – необходимость ожидания результата.
Обычно такой вариант применяется тогда, когда другие не эффективны.
Второй недостаток – краситель не дешёвый и требует приобретения и другого дополнительного оборудования – ультрафиолетовой лампы и специальных очков.
Проверка системы под давлением
Суть метода заключается в следующем:
-
В системе повышается давление. Но не более тех значений, которые указаны на оборудовании или в техпаспорте к нему.
- Показатели давления и температуры фиксируются.
-
Через некоторое время проверяется уровень давления – если он снижен, то утечка присутствует в оборудовании.
Этот вариант применяется как для больших систем с протяжёнными трассами, например ВРФ-систем, так и для любых других.
Обычно для медных магистралей и внешних блоков давление опресовки составляет 41,5 Атм., для внутренних блоков из алюминия 21,5 Атм., если в паспорте не указано другое значение.
При больших утечках их слышно на слух -шипение.
При маленьких можно использовать совместно другие методы – мыльную пену или добавить вместе с азотом фреон (или не стравливать остатки изначально) и использовать электронный течеискатель.
Эффективность при этом возрастёт в разы, так как количество входящего газа при высоком давлении будет гораздо больше.
Оборудование для опрессовки азотом
Для крупных промышленных систем используют 40 литровые баллоны с осушенным азотом.
Сервисные мастера и монтажники используют 10 литровые баллоны, которые легко транспортировать в легковых автомобилях, для бытовых и полупромышленных систем хватает 1-2 таких баллона.
Для регулирования уровня давления нужен редуктор с предельным давлением более 50 Атмосфер.
Он имеет два манометра – для измерения давления в баллоне и на выходе после редуктора.
При выборе редуктора, необходимо быть внимательным, так как даже если шкала манометра имеет на шкале предельное значение 50 Атм. это не значит, что редуктор предназначен для этого давления.
У каждого редуктора имеется аварийный спускной клапан, который не даст давлению на выходе подняться выше паспортного уровня.
Самый доступный редуктор для этих целей – кислородный РК-70 с предельным давлением 70 Атм.
Использование электронного течеискателя
Подобное оборудование считается наиболее эффективным вариантом обнаружения утечки хладагента. Обычно его результат проверяют дополнительно другим методом – нанесением мыльного раствора, чтобы точно определить место утечки.
Важно помнить, что использование электронного течеискателя возможно только с оборудованием, которое работает на том виде фреона, для которого предназначен течеискатель..
При эксплуатации этого изделия следует исключить нахождение в окружающем воздухе оксида углерода и паров спирта, так как они заметно снижают уровень чувствительности применяемого оборудования.
Возможности подобного варианта позволяют определять очень малые утечки 3-5 гр/год.
В электронных течеискателях есть регулировка для снижения или повышения чувствительности – для самых маленьких утечек её нужно выставить на максимум.
Также очень удобная функция “Сброс чувствительности до фонового уровня”, то есть если в окружающем воздухе находится определённая концентрация фреона, и течеискатель на неё реагирует даже при самой маленькой чувствительности, то можно сделать сброс.
После этого данная концентрация будет считаться для него нулевой и прибор не будет на неё реагировать.
Для повышения эффективности поиска утечки, также можно повысить в системе давление сухим азотом.
Недостатки электронных течеискателей
- Невозможно найти утечку на улице в ветреную погоду
- Необходимо периодически менять датчики
- Высокая стоимость прибора
В последнее время появились китайские течеискатели, которые стоят не так уж и дорого, но не менее эффективны, чем их брендовые собратья от CPS или Inficon.
Использование ультразвукового течеискателя
Это, пожалуй, наиболее свежий способ обнаружения утечек, так как подобное оборудование начали применять в этой сфере относительно недавно. Принцип действия таких течеискателей связан с обнаружением и фиксацией звуков, которые человеческое ухо даже не может воспринимать. Собственно, они их обнаруживают и усиливают до такого состояния, которое уже может распознать специалист, занимающийся поиском утечки. Естественно, что в этом варианте желательно исключить воздействие на прибор других, посторонних звуков.
Наиболее точный результат работы ультразвуковые течеискатели показывают тогда, когда система находится под хорошим давлением, особенно если закачать предварительно в нее сухой азот, который будет покидать компоненты оборудования через поврежденное место значительно быстрее, чем обычный хладагент.
В процессе эксплуатации системы кондиционирования, холодильника и другого промышленного или коммерческого холодильного оборудования возможно снижение производительности. Причина в разгерметизации контура и утечке рабочего хладагента. Замена требует финансов и занимает время, поэтому важно точно определить дефектные места и быстро устранить протечку. Также перед дозаправкой необходимо устранить причину образования дефекта.
Последствия утечки хладона
Своевременное обнаружение места повреждения контура позволяет восстановить эффективность холодильного оборудования по замораживанию продуктов. Снижение уровня фреона в магистрали является причиной возникновения многих проблем:
- попадание в систему влаги;
- просачивание кислорода и окисление в охлаждающем контуре;
- утечка через дефектное место масла, использующегося для смазки деталей компрессора;
- перегрев агрегата и заклинивание в результате масляного голодания;
- обгорание обмоток компрессора.
Неисправности снижают срок эксплуатации холодильного оборудования, эффективность по производству холода и энергоэффективность. Утечка может образоваться в самых разных местах (точках) контура: в трубопроводе высокого или низкого давления, а также в компонентах системы, доступ к которым часто затруднительный. По этой причине процедура поиска дефектов усложняется. Современные технологии и оборудование позволяют использовать различные способы определения точек испарения хладагента.
Методы поиска утечки фреона
Применяется несколько действенных способов поиска повреждений, через которые утекает хладон:
- визуальный с помощью мыльного раствора в местах образования масляных пятен на трубопроводе, вентилях и элементах;
- погружение детали в жидкость;
- использование течеискателей разного типа: галоидного, ультразвукового и электронного;
- добавление в циркулирующий хладагент ультрафиолетового красителя;
- с помощью повышения давления контура.
Определение дефектного места пенным раствором
Данный метод простой и дешёвый. Применяется, когда приблизительно известно дефектное место. Проверка с помощью растворенного мыла используется после замены вентилей и других компонентов, когда возникает подозрение в негерметичности резьбовых соединений и обнаружены масляные загрязнения. Раствор для поиска дефектного места готовится из мыла, а также используются специальные спреи в аэрозольных баллончиках со специальными присадками и красителями.
После нанесения спрея и обнаружения точек разгерметизации контура раствор необходимо удалить по причине наличия в составе активных добавок. Если в магистрали низкое давление, то можно вместо фреона использовать сухой азот. В точке разгерметизации вещество создает шум, по которому легко определить дефектное место и ускорить поиск. Пятна от масла приблизительно указывают на точки протечки, поэтому растворённое мыло в данной ситуации является эффективным способом.
Погружение в жидкость
Данным методом предоставляется возможность определить, где утекает хладагент, если удается демонтировать элемент системы охлаждения. Деталь заполняется сухим азотом, герметизируется и погружается в ёмкость с обычной водой. В точках протечки появляются пузырьки воздуха. При добавлении в жидкость моющего средства, образующиеся пузырьки не будут концентрироваться на поверхности, закрывая обзор и усложняя процесс поиска дефектного места.
Галоидный течеискатель
Данная методика актуальная в случае заправки контура хладагентом с хлором в своем составе. Через медную трубку, которая нагревается, пропускается поток воздуха. При выходе фреона пламя меняет цвет, указывая на точку разгерметизации. Устройство для реализации метода недорогое и позволяет определить утечку средней степени. По эффективности этот способ уступает электронному поиску течи хладагента. В процессе работы выделяются опасные для здоровья человека газы, поэтому работа должна проводиться в проветриваемом помещении. Открытое пламя является источником повышенной опасности.
Ультразвуковой течеискатель
Прибор, использующий ультразвук для поиска утечки теплоносителя, применяется сравнительно недавно. Принцип метода заключается в определении и фиксации специальных звуков, недоступных для человеческого уха. После усиления звуки идентифицируются специалистами. Точный результат обеспечивается при достаточном давлении в контуре, которое можно получить с помощью сухого азота.
Применение электронного течеискателя
Данное оборудование считается самым эффективным способом нахождения точки утечки хладагента. Для точности определения места дефекта этот способ дублируется другим методом, например, мыльным раствором. Важное условие: электронный течеискатель может применяться для системы, заправленной тем же хладагентом, что и прибор. Чувствительность устройства заметно снижается при наличии в помещении паров спирта и оксида углерода, которые перед измерением следует удалить. Инструмент может определить минимальные утечки фреона на уровне 3‒5 гр./год.
Для адаптации течеискателя предусмотрена регулировка чувствительности. При наличии в воздухе концентрации хладагента, на которую реагирует датчик, выполняется сброс чувствительности до фонового значения. В результате данной функции концентрация фреона считается нулевым уровнем, и прибор не реагирует на примеси в воздухе. Повышение давления сухим азотом способствует оперативности и эффективности выявления дефекта. Недостаток метода в проблематичной работе в ветреную погоду, высокой стоимости прибора и необходимости часто устанавливать новые датчики.
Использование ультрафиолетового красителя
Методика применяется в ситуации, если надо проверить автомобильный кондиционер. Внутрь контура через специальные штуцеры закачивается краситель. Если в системе имеет место протечка, то появится краска, которую можно обнаружить, используя ультрафиолетовую лампу. Недостаток метода — в длительном ожидании результата. Также требуются финансы на приобретение красителя и ультрафиолетовой лампы. Данный способ применяется мастерами при неэффективности других методик.
Метод высокого давления
Для проверки системы на утечку хладагента повышается давление в пределах нормированного производителем значения. Максимальную величину можно узнать в технической документации. Записываются значения температуры и давления. Через определённое время фиксируются новые показатели. При снижении относительно первоначального значения, делается вывод о наличии утечки. Метод востребован для холодильных систем с трубопроводом большой протяженности.
Если в техпаспорте не указывается предельное давление, то принимается для внешних блоков и магистралей из меди 41,5 атм., а для внутренних алюминиевых блоков 21,5 атм. При обширной утечке хладона прослушивается шипение. Для точного определения микроскопических дефектов дополнительно применяется мыльная пена, а также электронный течеискатель.