Работа двигателя любого автомобиля неразрывно связана с правильным функционированием системы охлаждения. Бо́льшая часть неисправностей системы вызвана утечкой антифриза и последующим перегревом мотора. Несвоевременно обнаруженная поломка приведёт к быстрому износу и повреждению мотору, а также дорогому ремонту.
Почему уходит антифриз
Одна из распространённых проблем, возникающих с системой охлаждения двигателя — утечка жидкости. Из-за низкого уровня антифриза могут возникнуть неполадки как с самим мотором, так и с деталями охладительной системы. Поэтому уровень жидкости в расширительном бачке нужно регулярно контролировать и не допускать его снижения ниже MIN. Определить, что тосол уходит, можно по следующим признакам:
- уровень охлаждающей жидкости постоянно понижается;
- отопитель перестаёт работать;
- температура мотора становится выше нормы.
Минимальное повышение или понижение уровня ОЖ в расширительном бачке считается нормой. Однако если тосол периодически приходится доливать, то нужно разобраться с возникшей проблемой.
Изменение уровня ОЖ от минимальной отметки к максимальной является нормальным явлением
Потёк радиатор двигателя
Наиболее частой причиной, по которой уходит охлаждающая жидкость из системы, является повреждение основного радиатора системы охлаждения. Диагностировать неисправность можно по подтёкам на корпусе узла либо луже под автомобилем после стоянки. Повреждение теплообменника может быть вызвано следующими факторами:
- воздействие коррозии в результате длительной эксплуатации;
- удар камнем, вылетевшим из-под колёс.
Утечка в радиаторе возможна как через соты, так и через бачки
Радиатор по своей конструкции состоит из множества сот, по которым циркулирует ОЖ. Даже малейшее повреждение одной из них приведёт к утечке. Чтобы диагностировать поломку, потребуется демонтировать теплообменник с автомобиля, оценить характер повреждения и попробовать восстановить герметичность посредством пайки или аргонной сварки. Если не предпринимать никаких действий по устранению утечки, мотор будет перегреваться, что рано или поздно приведёт к серьёзным последствиям и дорогому ремонту.
Радиатор охлаждения можно попытаться восстановить пайкой или сваркой
Неисправность радиатора или краника печки
Иногда возникает утечка в радиаторе отопителя салона. Проблема проявляется в виде лужицы охлаждающей жидкости под ковриком переднего пассажира, а также в виде запотевающего ветрового стекла. В этом случае радиатор придётся демонтировать с автомобиля для выявления повреждённого участка и проведения аналогичных мероприятий, как с основным радиатором.
Радиатор печки по аналогии с основным радиатором может повреждаться в результате коррозии
В зависимости от марки и модели автомобиля для снятия теплообменника печки может потребоваться разборка панели приборов.
Если утечка вызвана нарушением герметичности крана, то на нём будут видны капли антифриза. Устройство, как правило, ремонту не подлежит и заменяется новой деталью. Иногда антифриз начинает подтекать из-за старения прокладок между краником и радиатором. В этом случае их просто меняют на новые.
Кран отопителя также иногда подтекает и нуждается в замене
Дефекты шлангов, патрубков и трубок
В качестве соединительных элементов в системе охлаждения двигателя используется большое количество патрубков, выполненных из резины. Из-за постоянного воздействия агрессивной среды, температурного перепада и вибраций, резина со временем приходит в негодность, появляются трещины. Образование повреждений на патрубках однозначно приводит к утечке антифриза по мере прогрева мотора и повышения давления в системе. Изношенные шланги подлежат только замене. Любые ухищрения и попытки залатать и восстановить их целостность приведут к протечке и потере антифриза. Неисправность если и удастся устранить, то лишь на короткое время.
Из-за старения резины патрубки начинают подтекать
Герметичность может быть нарушена не только повреждением или износом резиновых патрубков, но и металлических трубок, которые также присутствуют в системе охлаждения. Эти элементы со временем подвергаются коррозии и лопаются. Поэтому при обнаружении утечки трубки подлежат замене.
Поломка помпы
Иногда причиной ухода ОЖ является износ уплотнителей водяного насоса: прокладки и сальника. Прокладка чаще всего выходит из строя по причине длительного срока службы либо в результате повреждения, например, если помпа была слишком сильно затянута. Подтверждением подтекания насоса является мокрый двигатель в месте установки помпы, а также наличие капель охлаждающей жидкости на корпусе механизма снизу. Если неисправность вызвана износом прокладки, то её достаточно заменить либо воспользоваться герметиком-прокладкой. При выходе из строя сальника придётся выполнить ремонт, если конструкция насоса позволяет это сделать. В противном случае узел подлежит замене.
Помпа со временем начинает подтекать, что связано с повреждением сальника или прокладки
Термостат
В результате длительной эксплуатации корпус термостата со временем начинает течь. Этот узел отвечает за регулировку потоков охлаждающей жидкости путём открывания и закрывания клапана, расположенного внутри. В случае возникновения какой-либо поломки устройство подлежит только замене.
Дефекты расширительного бачка
Корпус расширительно бачка, как правило, выполнен из пластика. Со временем он может как лопнуть, так и протереться о кузовные элементы, что зависит от места установки. Такую неисправность нельзя не заметить, поскольку ёмкость либо её нижняя часть будут мокрыми. При повреждении бачок можно попытаться запаять, но лучше заменить его новым, поскольку пайка лишь временно устранит течь. Помимо резервуара из строя может выйти крышка, поскольку внутри неё вмонтирован клапан, предназначенный для поддержания определённого давления в системе. Если с клапаном возникают проблемы, антифриз будет выплёскиваться наружу после прогрева двигателя. В этом случае крышка нуждается в диагностике либо замене.
На расширительном бачке иногда появляются трещины, которые являются причиной утечки тосола
Как найти место утечки антифриза
Поскольку охлаждающая жидкость может уходить из разных мест системы, нужно знать, где и как искать проблемный участок.
Визуальный осмотр патрубков и хомутов
Путём визуального осмотра можно выявить места подтёков ОЖ. Чем больше она вытекает, тем проще найти место утечки. Процедуру следует начинать именно с патрубков, поскольку на многих авто они имеют свободный доступ. При осмотре нужно тщательно проверить каждый шланг охладительной системы, особенно если элементы менялись давно.
Патрубки проверяют путём визуального осмотра
В труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Повреждённые шланги подлежат замене. Если подтёки на них не обнаружены, их всё же стоит осмотреть в целях профилактики. Дополнительно визуальному осмотру подвергают хомуты. Иногда бывает, что утечка ОЖ вызвана ослабленным креплением. В этом случае более сильная затяжка хомутов позволяет избавиться от рассматриваемой проблемы.
Видео: течь антифриза из-за ослабления хомутов
Использование картона
С применением листа картона или бумаги можно определить даже минимальную протечку. Для этого необходимо под моторный отсек положить лист бумаги. После длительной стоянки на материале будут отчётливо видны капли или лужица антифриза. Исходя из выявленного места можно приступать к поиску участка с неисправностью, что будет сделать гораздо проще.
Зачастую обнаружить утечку можно по лужице под автомобилем или использовать картон, если утечка незначительная
Проверка расширительного бачка
Диагностику расширительного бачка можно выполнить несколькими способами:
- Протирают корпус насухо. После этого прогревают мотор до рабочей температуры и смотрят, есть ли на корпусе подтёки антифриза.
- Ёмкость демонтируют, сливают ОЖ и проверяют её при помощи автомобильного насоса и манометра. Для этого создают давление порядка 1 атмосферы и следят, будет ли оно снижаться или нет.
Проверить расширительный бачок можно при помощи насоса с манометром
- Посредством насоса создают давление в системе охлаждения, не снимая бачок. Таким образом, есть вероятность, что течь удастся обнаружить быстрее.
Прибегая к третьему способу можно диагностировать на герметичность всю систему охлаждения.
При подаче давления в систему удаётся выявить места протечек
Диагностика крышки
Клапан крышки можно проверить довольно простым способом. Для этого на холодном моторе откручивают пробку и трясут её возле уха. Если в клапане будет слышно, что внутренний шарик щёлкает, значит, устройство исправно. При отсутствии такого звука можно попытаться промыть крышку. Если это не поможет, то лучше её заменить.
Видео: проверка крышки расширительного бачка
Использование флуоресцентной добавки в антифриз
Довольно оригинальным способом диагностики системы охлаждения является использование специальной добавки в ОЖ. Сегодня такие средства представлены большим ассортиментом. Как правило, их добавляют в тосол, а проверку выполняют на работающем моторе ультрафиолетовой лампой.
Одним из эффективных способов поиска утечки ОЖ является диагностика с помощью ультрафиолетовой лампы
С её помощью выявляют место утечки, поочерёдно проверяя элементы и механизмы системы. Этот способ проверки относится к наиболее эффективным, поскольку позволяет выявить скрытые места утечки, а также когда ОЖ уходит в минимальных количествах. При визуальном осмотре такие места отыскать довольно сложно.
Видео: проверка системы ультрафиолетовой лампой
Утечка антифриза без видимых подтёков
В том случае, если охлаждающая жидкость уходит без видимых причин, то, скорее всего, неисправность является скрытой, при этом антифриз попадает внутрь двигателя.
Прогорание прокладки ГБЦ
Наиболее вероятной причиной утечки является прогоревшая прокладка головки блока либо нарушение прилегания ГБЦ к блоку из-за перегрева двигателя.
Прокладка предназначена для герметизации и отделения головки двигателя от блока.
При повреждении прокладки антифриз попадает в масло или камеру сгорания
Попадание антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, что является результатом сгорания ОЖ. В случае неправильной установки прокладки либо её прогорания, в расширительном бачке иногда можно наблюдать пузыри воздуха. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью нельзя, поскольку велика вероятность повреждения головки с последующим дорогостоящим ремонтом. Устраняется неисправность путём замены уплотнителя своими силами либо в автосервисе.
Белый выхлоп свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания мотора
Если причина кроется в повреждении головки, узел необходимо проверить и отшлифовать на специальном станке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но поскольку ГБЦ является ответственным механизмом, то эту процедуру лучше проводить на специализированном оборудовании в условиях сервиса.
Замена прокладки
Замена прокладки может казаться сложным процессом, но при желании эту процедуру может выполнить каждый. Мероприятие предполагает выполнение таких шагов:
- Покупают прокладку ГБЦ на двигатель вашего авто.
- Демонтируют крышку клапанов, воздушный фильтр и различные трубки, которые к ней фиксируются.
- Откручивают крепление ГБЦ, для чего понадобится головка соответствующей размерности и вороток, поскольку крепёж заворачивается с большим усилием. Утечку можно попытаться устранить, затянув болты сильнее. Если это не поможет, головку всё-таки придётся снять.
- Демонтируют головку и прокладку.
- Протирают плоскости на блоке и ГБЦ, после чего устанавливают прокладку и монтируют всё в обратном порядке. Затяжку головки производят в шахматном порядке с усилием, которое указывается в инструкции по ремонту к вашему автомобилю.
Независимо от того, по какой причине демонтируется головка блока, прокладка всегда устанавливается новая.
Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»
Трещина ГБЦ или блока
Помимо прогорания прокладки, утечка может быть вызвана появлением трещин в головке либо самом блоке, при этом ОЖ необязательно должна выходить наружу. Если при подобном повреждении затрагиваются масляные каналы и каналы охлаждения, антифриз может попадать в цилиндры мотора с последующим смешиванием смазки с тосолом. В таком случае уровень жидкости уменьшается, а масло утрачивает свои свойства. При такой неисправности происходит сильный износ деталей силового агрегата, заклинивание и выход из строя.
В случае образования трещины в ГБЦ или блоке, антифриз может уходить в больших объёмах
Поскольку при попадании охлаждающей жидкости в масло образуется эмульсия, необходимо проверить уровень смазки и визуально оценить её качество. Если на щупе было обнаружено, что уровень смазки заметно вырос и на нём присутствует субстанция в виде коричневато-белой пены, то это укажет на просачивание антифриза в смазывающую систему. Во время диагностики можно также вывернуть свечи. Если на них будут обнаружены белые пятна, то это также будет являться подтверждением попадания ОЖ в масло. В этом случае потребуется разборка двигателя и детальная диагностика головки и блока на предмет трещин. Как правило, такую процедуру проводят в сервисе.
С системой охлаждения двигателя могут возникать различные неисправности, в результате чего уровень антифриза уменьшается, что приводит к перегреву силового агрегата. Причин утечки может быть немало, но практически каждую из них можно выявить своими силами без применения специализированного оборудования.
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(140 голосов, среднее: 4.1 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Утечка антифриза из системы – это довольно редкое явление, поэтому, далеко не каждый автовладелец понимает, как ее отыскать. Но зная некоторые хитрости-смекалки, рассказанные профессиональным шофером, с этой проблемой легко и быстро справится даже новичок автомобилевождения.
Чаще обычного утечки дают о себе знать поздней осенью, когда уже подкрадываются морозы. Перепады температур негативным образом отражаются на резиновых патрубках системы охлаждения, особенно, если автомобиль уже не первой свежести.
На патрубках, по которым в радиатор циркулирует антифриз появляются микротрещины, они нарушают эластичность трубок. Вся эта ситуация плавно подводит автовладельца к назревающей проблеме с заменой патрубков и самого радиатора. Но это еще не самое главное.
Поистине непонятная проблема возникает после установки нового радиатора, когда из него возобновляются утечки антифриза. Причем, картина усугубляется тем, что утечки происходят во время движения автомобиля поэтому отследить откуда гонит жидкость, практически не реально.
У владельца опускаются руки, ситуация выходит из-под контроля, и ничего другого не остается, как постоянно доливать новый антифриз, при этом аппетит машины растет, а расход охлаждающей жидкости приближается к высокой цифре – на 100км. пути 100гр. антифриза.
Но расстраиваться раньше времени нет никакого смысла, если воспользоваться смекалкой шофера-профи, которая подсказывает, что искать проблему следует там, где она изначально возникла.
Во-первых, раз это касается замены патрубков и радиатора, следовательно, могла быть нарушена герметичность сборки деталей.
Во-вторых, раз антифриз гонит в движении, значит надо сделать разгон и резкий останов мотора и уже тогда искать причины утечки. Они могут быть разными в зависимости от деталей, где произошла разгерметизация.
1. Обратить внимание на хомуты патрубков (сухие они или маслянистым налетом антифриза). Ведь когда автомобиль двигался на высоких оборотах давление в системе охлаждения увеличивалось, а если хомуты ослаблены (неплотно зажаты), тогда вероятность утечки антифриза через возникшие неплотности возрастает. Если хомуты сухие, тогда другое.
2. Осмотреть радиатор на утечки. Припарковать автомобиль в гараже, боксе где угодно, только чтобы машина там неподвижно стояла часов 5-9. Под капот расстелить газеты. Хоть утечки происходят в движении, но какие-то капли антифриза могут вытечь и при стоянке авто. Маслянистое пятно укажет на место утечки. Если капель нет, значит надо производить другой осмотр.
3. Завести двигатель, открыть капот, глянуть в бачок с охлаждайкой. Если возможно увидеть образование крошечных воздушных пузырей, это говорит о негерметичности ГБЦ. Чтобы убедиться в этом, надо склонится над расширительным бачком и понюхать, чем пахнет антифриз. Запах горелого выхлопа подтвердит неполадку прокладки головки.
4. Проблемы с прокладками довольно частые, определить их можно и при заглушенном двигателе. Стоит провести пальцем по выхлопной трубе и осмотреть палец. Если палец сухой и чистый, значит утечки нет, если палец в сыроватой саже, значит проблему стоит искать в поршнях.
5. Если не побрезговать, и лизнув палец с сажевым налетом, ощутить сладость антифриза, тогда утечку надо искать в камере сгорания. Нажмите «палец вверх» и подпишитесь на канал «Авто&Гараж». Предыдущий пост: Настройки автомобиля не обнуляться, если знать хитрый способ отключения питания с АКБ
Всем привет! Хочу поделиться с вами информацией, по решению проблемы утечки охлаждающей жидкости. Итак, у меня на машине стоит бачек старого образца с датчиком уровня охлаждающей жидкости. Примерно год назад решил поменять расширительный бачек системы охлаждения.
Причина замены была банальна, из-за времени пластик перестал быть прозрачным, пожелтел — уровня охлаждающей жидкости в бачке не было видно.
Ставить расширительный бачек нового образца с ВАЗ 2110 или с приоры не захотел. В бачке ВАЗ 2110 старого образца имеется датчик уровня охлаждающей жидкости. Мне кажется это очень и очень полезная вещь.
Купил в магазине новый расширительный бачек, сказали оригинал. И тут начались «чудеса»…
«Ярик, бачек потик …»
После установки нового расширительного бачка стал наблюдать потеки антифриза под бачком. Путем наблюдений, было установлено, антифриз давило из под крышки расширительного бачка. Купил новую крышку, ничего не изменилось. Купил разные 3 крышки, ничего не изменилось. Далее в интернете нашел, что можно установить в расширительный бочек кусок шланга с дырками и вопрос решится. Установил шланг, как было описано и о чудо! НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ!
Далее начал изучать тему утечки охлаждающей жидкости (антифриза или тосола).
Итак, немного теории:
Что лучше антифриз или тосол?
Антифриз (от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — общее название для жидкостей, не замерзающих при низких температурах.
Тосол — советская торговая марка, под которой выпускался целый ряд технических жидкостей для автомобильной и машиностроительной отраслей.
Продукты с торговым обозначением «ТОСол» были разработаны московским НИИ органической химии и технологии, слово составлено из аббревиатуры «ТОС» — «Технология органического синтеза» (название отдела института, непосредственно занимавшегося разработкой), и окончания «-ол», применяемого в химической номенклатуре для обозначения спиртов (этанол, метанол и т. п.), поскольку основой для первой из этих жидкостей послужил двухатомный спирт этиленгликоль.
Вывод: Тосол – это тоже антифриз, только отечественного производства. Он не хуже и не лучше других охлаждающих жидкостей.
Почему при работе двигателя в системе охлаждения создаётся избыточное давление?
Многие антифризы (в частности, все этиленгликолевые) имеют намного больший коэффициент теплового расширения, чем вода, что делает необходимым использование герметизированной системы охлаждения с расширительным бачком, служащим для компенсации расширения антифриза при нагревании.
Вывод: Антифриз при нагреве расширяется, что и создает избыточное давление в системе охлаждения.
Крышка расширительного бачка ВАЗ 2110.
Бачок расширительный ВАЗ-2110 оснащается крышкой, в конструкцию которой входит двухсторонний подпружиненный клапан. Именно крышка предупреждает закипание охлаждающей жидкости, поддерживая необходимое давление. Клапан открывается и стравливает пары, когда давление внутри бачка достигает 1,1-1,5 кгс/см2. Его открытие в обратную сторону происходит при 0,03-0,15 кгс/см2 (при остывающем моторе).
Вывод: Крышка расширительного бачка является клапаном, которая должна стравливать давление свыше 110 – 150 кПа (1,1 – 1,5 кгс/см2) и не допускать создания вакуума в системе при остывающем моторе. ШЛАНГИ СТАВИТЬ В РАШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧЕК НЕЛЬЗЯ!
Зачем нужно поддерживать избыточное давление в системе?
Как тосол так и антифриз при нормальном (атмосферном) давлении закипают при нагреве около 100°С. Но как я уже говорил выше, в системе охлаждения рабочее давление составляет 1,1-1,5 кгс/см2. В таких условиях температура кипения охлаждающей жидкости будет повышаться. Именно для того, чтобы охлаждающая жидкость не закипела до момента включения вентилятора радиатора, и нужна крышка с клапаном.
Вывод: Избыточное давление в системе охлаждения, необходимо для того что бы, антифриз не закипал в рабочем температурном режиме.
Как проверить крышку на работоспособность?
Для этого мне потребовалось следующее:
1. Старый расширительный бачек.
2. Крышка для проверки.
3. Датчик уровня охлаждающей жидкости.
4. Манометр до 2,5 кгс/см2.
5. Дублирующий манометр.
6. Насос автомобильный.
7. Соединитель типа ёлочка.
8. Шлаги для соединения манометра, насоса и расширительного бачка.
9. Хомуты и шланги.
Все соединяем как на фото. К одному штуцеру необходимо подключить манометр, к двум другим подключаем второй манометр и насос. Плавно создаем давление в бачке, при этом контролируем уровень давления по манометрам. Крышка при этом должна быть плотно закручена. При увеличении давления прислушиваемся к пробке. Она должна начинать шипеть, что свидетельствует о ее работоспособности.
Если при достижении давления в расширительно бачке 1,5 кгс/см2 крышка не начала стравливать воздух, можете смело ее выбрасывать. В противном случае в системе охлаждения будет избыточное давление.
Не стоит забывать, что крышка может сбрасывать давление до 1,1 кгс/см2 . Такая крышка может привести к тому что машина будет перегреваться. Такую пробку тоже нужно заменить.
Для проверки я купил 3 разные крышки.
1. Пробка расширительного бачка 2108-1311065 фирмы Febi. Производство Германия. Давление создать в бачке, при это крышке, я так и не смог. Пробка стравливала давление моментально. Как она работает, я так и не понял. Полный провал!
Клапан крышки Febi
2. Пробка расширительного бачка 2108-1311065-01 фирмы Автоприбор. Давление при котором открылся клапан крышки было 1,5 кгс/см2. Это максимально допустимое давление которое может быть в системе. Я бы такую крышку ставить не стал.
Клапан крышки Автоприбор
Давление при котором сработала крышка Автоприбор
3. Пробка расширительного бачка 2108-1311065-01 «Амфибия». Давление при котором открылся клапан крышки было 1,2 кгс/см2. На мой взгляд, данное давление оптимальное для полноценной работы системы охлаждения. Я рекомендую крышку «Амфибия».
Клапан крышки Амфибия
Давление при котором сработала крышка Амфибия
В идеале, нужно перед установкой проверять каждую крышку. Покупая крышку «Амфибия» ни кто не застрахован от покупки бракованной крышки.
Ставим выбранную крышку на новый расширительный бачек, который установлен на автомобиле, заводим, ждем пока температура поднимется до момента включения вентилятора и о чудо!
Антифриз как бежал из под крышки, так и бежит! Тогда начинаем изучать привалочную поверхность крышки расширительного бачка.
«Вопреки расхожему мнению, проблема с течью охлаждающей жидкости не всегда связана с крышкой расширительного бачка!»
Сливаю антифриз, … «много слов о том как хорошо в жизни нам живется».
Далее, снял сам бачек и начал детально изучать, искать причину утечки охлаждающей жидкости.
Решение проблемы уточки охлаждающей жидкости из под крышки расширительного бачка ВАЗ 2110.
Как оказалось позже, на новом расширительном бачке, месте контакта крышки и бачка неровная поверхность. От левого края, привалочной поверхности, до правого перепад примерно 1,5 мм. За счет этого система охлаждения не была герметична, крышка не приживалась всей поверхностью.
«* Бачек доработать по месту напильником»
Полный размер
Доработка расширительного бачка
Контроль привалочной поверхности расширительного бачка
1. Зажать бачек в тисках. Зажимаем без фанатизма.
2. Взять мелкий напильник и подточить заливную горловину. Место закручивания датчика уровня охлаждающей жидкости необходимо тоже проверить.
3. Взять ровную пластину (я использовал диск по камню) и приложить к горлу заливного отверстия бачка.
4. Проконтролировать отсутствие щелей между диском и бачком.
5. Так же обратить внимание на сопрягающиеся поверхности бачка со шлангами. Лишний пластик необходимо удалить напильником или надфилем.
Прошло уже больше месяца как антифриз не уходит. На расширительном бачке, маркером поставил метку и слежу раз в неделю, что бы уровень охлаждающей жидкости не снижался. Данные проверки делал первый месяц.
Рекомендации по запчастям:
1. Помпа лузар LWP 0112
2. Патрубки БРТ оригинал (других производителей крайне не рекомендую).
3. Радиатор основной Прамо.
4. Радиатор печки брал АвтоВаз (кстати, печку установил нового образца).
5. Хомуты NORMA CLAMP TORRO
6. Расширительный бачек 2110-1311014 г. Сызрань
7. Крышка расширительного бачка «Амфибия»
8. Антифриз CoolStreem 7 литров.
До скорых встреч.
Уходит антифриз, а подтеков нет: причины и устранение проблемы
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Важность поддержания уровня антифриза
- Признаки того, что уходит антифриз
- 3 основных причины ухода антифриза без подтеков
- 4 варианта устранения скрытых причин ухода антифриза
- Отзывы автолюбителей про уход антифриза без видимых подтеков
Ситуация, когда в автомобиле уходит антифриз, а подтеков нет, не такая уж и редкость, многие владельцы подержанных машин сталкивались с ней. Обычно реакция проста: если нигде не течет, то ничего страшного нет. И люди продолжают эксплуатировать автомобиль до тех пор, пока двигатель не потребует капитального ремонта.
Любую проблему с системой охлаждения необходимо решать сразу, особенно если уход ОЖ происходит непонятно куда. В нашей статье мы расскажем, где искать течь антифриза, если нет видимых подтеков, как устранить выявленные неисправности, а также приведем отзывы автолюбителей, которые сталкивались с такой проблемой.
Важность поддержания уровня антифриза
Антифриз находится в системе охлаждения и постоянно перемещается по трубкам и каналам. Прежде чем мотор прогреется до рабочей температуры, ОЖ полностью пройдет по малому кругу. Как только температура достигнет 90 градусов, включится термостат, запустив антифриз по большому кругу.
Во время работы двигателя ОЖ расширяется, ее объем становится больше на 3-5 %. Излишки антифриза попадают в расширительный бачок. При остывании происходит сжатие охлаждающей жидкости, излишки опять попадают в мотор. В результате такого устройства системы не образуются паровые пробки, которые пагубно влияют на функционирование ДВС, при этом поддерживается нормальный уровень антифриза.
Однако, когда уровень ОЖ ниже положенного, нарушается температурный режим мотора. Это приводит к тому, что ГБЦ перегревается, на ней появляются трещинки, происходит разрушение масляных и охладительных каналов. Если такое случилось, вы заметите, что компрессия двигателя резко упала, машина стала потреблять больше горючего. В этом случае потребуется дорогостоящий ремонт.
Когда уровень ОЖ выше максимально допустимого, в системе охлаждения повысится давления. Это приведет к появлению протечек шлангов, радиатора либо крышки расширительного бачка. После контакта холодного антифриза и радиатора из-за резкого температурного перепада появятся трещины.
Чтобы такого не произошло, необходимо поддерживать оптимальный уровень ОЖ. Если антифриза недостаточно либо, наоборот, слишком много, произойдет серьезная поломка ДВС.
Признаки того, что уходит антифриз
Нередко бывают такие ситуации, что подтеков нет, но антифриз уходит. Чтобы сразу же обнаружить данную проблему, обращайте внимание на следующие признаки:
- уровень ОЖ постоянно падает;
- печка неправильно функционирует;
- из-под крышки расширительного бачка с ОЖ идет пар;
- даже если вы ездите на короткие расстояния, ДВС перегревается;
- выхлоп больше похож на белый дым, сильнее всего это заметно в теплую погоду;
- в салоне авто появился сладковатый запах;
- в расширительном баке системы охлаждения образовалась эмульсия;
- на радиаторе, патрубках, расширительном баке, моторе наблюдаются подтеки;
- на панели приборов светится индикатор перегрева, стрелка температуры ОЖ находится на максимальной отметке;
- если открыть крышку расширительного бака системы охлаждения, повалит пар;
- на полу в салоне авто образовались подтеки маслянистой жидкости.
Сравнение цен актуально на 19.05.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 528.78 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 906.86 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
Вы можете заметить один или сразу несколько вышеуказанных признаков, это указывает на то, что система охлаждения неисправна.
3 основных причины ухода антифриза без подтеков
Когда уходит антифриз из расширительного бачка, а подтеков нет, значит, причина поломки скрытая. В этом случае ОЖ может попадать внутрь ДВС. Причины данной неисправности могут быть следующие:
- Прогорела прокладка головки блока цилиндров.
Чаще всего утечка происходит потому, что прогорает прокладка ГБЦ или же головка блока цилиндров прилегает к БЦ неплотно из-за перегрева мотора.
Прокладка необходима, чтобы обеспечивать герметизацию и отделить головку ДВС от блока.
Если ОЖ попадет в цилиндры, вы заметите беловатый дым, идущий из выхлопной трубы, который появляется из-за сгорания антифриза. Когда прокладка установлена неправильно или прогорела, в расширительном бачке появятся пузырьки воздуха.
Ездить на машине при появлении подобных признаков того, что уходит антифриз, даже если подтеков нет, нельзя. В противном случае произойдет поломка ГБЦ, и вам придется делать капитальный ремонт. Чтобы такого не случилось, нужно сразу же заменить уплотнитель, сделать это можно самостоятельно либо на СТО.
Неважно, почему была демонтирована ГБЦ, необходимо всегда устанавливать новую прокладку.
- На блоке либо ГБЦ образовалась трещина.
Причина неисправности может быть не только в том, что прогорела прокладка. Подобная проблема возникает, если есть трещины в ГБЦ либо на самом блоке. Куда уходит антифриз, если нет подтеков? Он не всегда вытекает наружу. Когда повреждены масляные каналы и каналы охлаждения, ОЖ будет попадать в цилиндры ДВС, смешиваться с моторным маслом. Если такое случится, вы заметите резкое падение уровня тосола, при этом масло утратит свои смазочные свойства. В результате произойдет ускоренный износ мотора, его заклинит, и он выйдет из строя.
Дело в том, что при попадании ОЖ в моторное масло образуется эмульсия. Поэтому так важно отслеживать уровень смазки и проверять, какого она качества. Если вы заметили, что уровень масла сильно повысился, на щупе появилась коричневато-белая эмульсия, значит, ОЖ попадает в моторное масло.
Когда вы будете диагностировать авто, выкрутите свечки. Заметили на них белые пятна? Этот признак подтверждает, что тосол попадает в смазку. В такой ситуации придется разбирать мотор и осматривать ГБЦ и блок цилиндров, на которых, скорее всего, есть трещины.
- Разгерметизировались места соединения патрубков.
Ни один автовладелец не хочет выполнять дорогостоящий капитальный ремонт ДВС. Но в некоторых случаях антифриз уходит, при этом подтеков нет, как и вышеописанных признаков. В чем причина утечки в этом случае?
Неважно, куда уходит антифриз, обнаружить это место будет не так сложно. К примеру, один из шлангов, который идет к радиатору печки, протекает. Проблема заключается в том, что такие шланги покрыты термостойким материалом, на нем сложно заметить мельчайшие капельки тосола.
Расположены шланги над выпускным коллектором и приемной трубой глушителя, а они при езде автомобиля нагреваются до высоких температур. В результате капли испаряются. Понять, что причина утечки антифриза в этом, вы сможете по специфическому запаху. Также можно внимательно осмотреть патрубки и трубки, по которым перемещается ОЖ.
Если есть протечка через шланги печки, важно определить область неисправности, сделать это достаточно сложно. Поэтому придется менять весь патрубок. Протекать может и место соединения, где расположены хомуты, быстросъемные муфты, а также переходники между патрубками и шлангами.
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 366.76 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 193 ₽
4 варианта устранения скрытых причин ухода антифриза
Важно как можно быстрее ликвидировать неисправность, из-за которой уходит антифриз, но подтеков нет. В противном случае ДВС может выйти из строя.
Ряд поломок получится устранить своими руками, в других же случаях придется обращаться на СТО к опытному мастеру, который будет использовать специальное оборудование. Если вы никогда не проводили подобного вида работы, не стоит рисковать, лучше обратиться к профессионалам.
- Ремонтируем термостат
Термостат регулирует температуру ОЖ, которая должна быть определенной для оптимальной работы мотора. Термостат открывается, если тосол нагрелся, чтобы он смог течь через радиатор. Затем происходит закрытие термостата, когда антифриз охлаждается, позволяя быстро нагревать его благодаря теплу мотора. Нередко случается поломка корпуса термостата, выходит из строя его прокладка. Во всех этих случаях тосол будет утекать.
Оптимальное решение – приобрести запасной термостат, стоимость которого небольшая. Если вы опытный автомобилист, то сможете выполнить этот простой ремонт своими силами. Если же вы никогда не занимались подобной работой, следует обратиться в автосервис.
- Печка
Печка – это компактный элемент, напоминающий радиатор, она находится за панелью приборов. Печка необходима, чтобы нагревать автомобиль. Теплый воздух попадает в нее через систему шлангов. Когда в печке произошла поломка, растрескались шланги либо соединения разгерметизировались, антифриз будет уходить.
В этом случае вы заметите подтеки тосола в пространстве для ног в салоне авто. Кроме того, появится специфический сладковатый запах, ветровое стекло начнет запотевать. Чтобы заменить печку, потребуется приложить много усилий, так как она расположена под панелью приборов.
- Прокладка впускного коллектора
Впускной коллектор находится сверху либо сбоку мотора. Он необходим для того, чтобы обеспечивать попадание воздушно-топливной смеси в цилиндр, где происходит их сгорание. Во впускном коллекторе обнаруживается антифриз, если он протекает через каналы в нем. Также может испортиться прокладка впускного коллектора, в результате чего тосол будет уходить.
Решение такой проблемы одно: заменить прокладку, однако в этом случае потребуется частично разобрать ДВС. Если вы не уверены в своих силах, следует обратиться на СТО.
- Прокладка головки
Прокладка головки – одна из важных составляющих мотора. Она необходима для создания уплотнения между блоком цилиндров и головками. Благодаря прокладке сохраняется оптимальное давление при сгорании топливной смеси в цилиндрах. Кроме того, прокладка головки обеспечивает свободное перемещение смазки и тосола через отдельные каналы.
Когда прокладка выходит из строя, появляются неприятности: мотор теряет мощность, холостой ход становится нестабильным. Из выхлопной трубы идет белый дым, происходит перегрев ДВС.
Если неисправна прокладка ГБЦ, произойдет прорыв каналов масла и антифриза. Все это приведет к их смешиванию: масло появится в тосоле, тосол – в масле или камерах сгорания. В итоге придется проводить дорогостоящий ремонт ДВС.
Когда прокладка ГБЦ не выполняет свою функцию, находится в открытом состоянии, антифриз будет утекать между блоком и головками, под выпускным коллектором. Так как негативные последствия этой ситуации находятся внутри, их сложно обнаружить. К примеру, может произойти поломка мотора. В любом случае, если вы заметили, что смешивается тосол и масло, необходимо заменить изношенную прокладку ГБЦ.
Выполнить эту работу своими силами проблематично. Придется сделать частичную разборку мотора, установить новую прокладку и снова собрать ДВС. Если даже после этих манипуляций происходит перегрев двигателя, значит, придется либо делать капитальный ремонт, затратив крупную сумму, либо сменить автомобиль.
Если у вас новая машина, то есть шанс выполнить дорогостоящий ремонт по гарантии от автопроизводителя. Уточнить этот момент можно, позвонив в ваш дилерский центр.
Отзывы автолюбителей про уход антифриза без видимых подтеков
- Важно понять, почему уходит антифриз, но подтеков нет.
«99 %, что причина кроется в изношенной прокладке. Также может быть трещина в ГБЦ. Нужно отслеживать температуру. По возможности с помощью эндоскопа проведите осмотр цилиндров, вдруг получится обнаружить капли тосола на прогретом моторе».
- Как понять, что тосол попадает в двигатель?
«Для этого нужно снять масляную крышку и осмотреть ее. Если заметите эмульсию, значит, антифриз попадает в мотор. Придется капиталить ДВС, иначе будет жрать масло».
- Нестандартная причина, почему уходит антифриз, но подтеков нет.
«Продиагностировали весь автомобиль полностью, осматривали холодный и прогретый мотор, со свечами все в порядке, из выхлопной трубы выходит чистый пар. Масло в идеальном состоянии, ОЖ тоже. Даже после такого тщательного осмотра не смогли определить, куда уходит антифриз.
Затем стали нажимать патрубки, услышали свист. Обнаружили микротрещину на горловине заливки в радиаторе. Несмотря на то что трещина небольшая, этого было достаточно, чтобы тосол уходил. При этом, когда мотор прогрет, антифриз сразу испаряется, поэтому и не могли определить причину неисправности. На холодном двигателе трещина становится меньше, и тосол из нее практически не течет».
- Необходимо проверять качество ремонтных работ.
«На моем авто заменили прокладки под крылышками клапанов. Механик не установил обжимные муфты на шланги, которые на патрубки одеваются. В результате тосол уходил при нажатии педали газа. ОЖ попадала на блок и испарялась. Уже хотел радиатор новый устанавливать, но случайно заметил, в чем причина утечки».
- Проверяйте на щупе масло.
«Если есть небольшая трещинка в ГБЦ, будет уходить антифриз без подтеков. Эмульсия при этом не образуется, поскольку тосол испаряется сразу. Осмотрите щуп, выше масла вы обнаружите капли воды».
Система охлаждения мотора может выйти из строя по разным причинам. Все это приведет к тому, что уровень ОЖ будет постоянно падать, а двигатель начнет перегреваться. Если вы обнаружите поломку, то сможете устранить ее своими силами, особенно если у вас есть опыт проведения подобного вида работ.
Система охлаждения
Чтобы понять, как справиться с проблемой, нужно знать, как работает система охлаждения автомобиля.
Антифриз — это жидкость на химической основе, которая не дает двигателю нагреваться летом и не дает замерзнуть радиатору и блоку зимой. Оказывается, антифриз предназначен для защиты двигателя от критической для него температуры.
Особый состав этой жидкости гарантирует, что она может кипеть при более высокой температуре, чем обычная вода. В зависимости от типа двигателя и марки жидкости температура кипения в среднем составляет 110 градусов. Также существуют такие смеси, которые могут закипать при температуре 200 градусов.
Если система охлаждения автомобиля исправна, тосол не закипит и не выдавится из бачка. Это также гарантирует бесперебойную работу двигателя. При этом антифриз не разрушает металл и пластик и поэтому может считаться безопасным для автомобиля.
Антифриз доливается через бачок и затем поступает в систему охлаждения. Жидкость может нагреваться во время циркуляции, образуя пар. Обычно он проходит через специальное отверстие в крышке бачка. Далее через такое отверстие в систему попадает лишний антифриз.
Потёк радиатор двигателя
Самая частая причина потери охлаждающей жидкости из системы — повреждение основного радиатора системы охлаждения. Диагностировать неисправность можно по пятнам на корпусе агрегата или по луже под автомобилем после парковки. Повреждение теплообменника может быть вызвано следующими факторами:
- последствия коррозии в результате длительной эксплуатации;
- попадание камнем, торчащим из-под колес.
Радиатор по своей конструкции состоит из множества сот, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Даже малейшее повреждение любого из них приведет к убыткам. Для диагностики неисправности потребуется разобрать теплообменник с автомобиля, оценить характер повреждений и попытаться восстановить герметичность сваркой или аргонной сваркой. Если не предпринять никаких действий по устранению течи, двигатель перегреется, что рано или поздно приведет к серьезным последствиям и дорогостоящему ремонту.
Неисправность радиатора или краника печки
Иногда бывает течь во внутреннем радиаторе отопителя. Проблема проявляется в виде лужи охлаждающей жидкости под ковром переднего пассажира, а также в виде запотевания лобового стекла. В этом случае радиатор необходимо будет снять с автомобиля, чтобы выявить поврежденный участок и провести аналогичные измерения с основным радиатором.
В зависимости от марки и модели вашего автомобиля может потребоваться разобрать приборную панель, чтобы снять теплообменник печки.
Если утечка вызвана утечкой в клапане, на нем будут видны капли антифриза. Устройство, как правило, не подлежит ремонту и заменяется новой деталью. Иногда антифриз начинает течь из-за старения уплотнителей между краном и радиатором. В этом случае их просто меняют на новые.
Дефекты шлангов, патрубков и трубок
В качестве соединительных элементов в системе охлаждения двигателя используется большое количество резиновых шлангов. Из-за постоянного воздействия агрессивной среды, перепада температур и вибраций резина со временем портится, появляются трещины. Образование повреждений на трубах обязательно приводит к утечкам антифриза по мере прогрева двигателя и повышения давления в системе. Изношенные трубы нужно только заменить. Любые уловки и попытки залатать и восстановить их целостность приведут к утечкам и потере антифриза. Если неисправность удастся устранить, то только на короткое время.
Сломать уплотнение может не только повреждение или износ резиновых шлангов, но и металлические шланги, которые также присутствуют в системе охлаждения. Эти элементы со временем разъедают и извергаются. Поэтому при обнаружении течи трубы необходимо заменить.
Поломка помпы
Иногда причиной протечки охлаждающей жидкости является износ сальников водяного насоса — прокладок и сальников. Прокладка чаще всего выходит из строя из-за длительного срока службы или из-за повреждения, например, если насос был затянут слишком сильно. Подтверждением течи помпы является мокрый мотор в месте установки помпы, а также наличие капель охлаждающей жидкости внизу корпуса механизма. Если неисправность вызвана износом прокладки, просто замените ее или используйте герметик для прокладок. При выходе из строя сальника потребуется ремонт, если конструкция насоса позволяет. В противном случае узел необходимо заменить.
Термостат
Из-за длительного использования корпус термостата со временем начинает протекать. Этот блок отвечает за регулирование потока теплоносителя путем открытия и закрытия клапана, расположенного внутри. В случае поломки прибор нужно только заменить.
Дефекты расширительного бачка
Корпус расширительного бачка обычно изготавливается из пластика. Со временем он может лопнуть и потереться о элементы корпуса, в зависимости от места установки. Такую неисправность нельзя не заметить, так как емкость или ее нижняя часть будет влажной. Если бак поврежден, его можно попробовать приварить, но лучше заменить на новый, так как сварка только временно устранит течь. Помимо бачка может выйти из строя крышка, так как внутри нее установлен клапан, предназначенный для поддержания определенного давления в системе. Если есть проблема с клапаном, антифриз вылезет после прогрева двигателя. В этом случае покрытие необходимо диагностировать или заменить.
Когда нужно менять охлаждающую жидкость
Сливная пробка
Есть несколько ситуаций, требующих выполнения процедуры замены охлаждающей жидкости.
- Изменился цвет охлаждающей жидкости. Жидкость может приобрести ржавый цвет. Это указывает на необходимость замены.
- На поверхности холодильника образовалась масляная пленка.
- В расширительном бачке ВАЗ 2110 часто закипает антифриз. К тому же как таковых предпосылок к такому явлению не было. Десятка — машина для хороших скоростей, ведь при езде на малых оборотах в расширительном бачке на ВАЗ 2110 часто закипает антифриз. Это из-за того, что не включается вентилятор охлаждения.
- Также можно вскипятить уже непригодный для дальнейшего использования охладитель, состав которого значительно изменился с тех пор, как он был залит в расширительный бак.
- Где-то уходит антифриз из расширительного бачка на ВАЗ 2110. Ситуация обычная, но решить ее заливкой или заменой охлаждающей жидкости не удастся. Необходимо выяснить, где вытесняется антифриз из расширительного бачка на ВАЗ 2110. Обычно течь находится на хомутах, хотя не лишним будет проверить всю систему.
- Уровень охлаждающей жидкости может быть в норме, при эксплуатации не выталкивает антифриз из расширительного бачка ВАЗ 2110, цвет нормальный, но процесс закипания все равно происходит быстро. Скорее всего, причина кроется в шлюзе.
Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости
При нарушении циркуляции жидкость заметно перегреется, давление возрастет, и охлаждающая жидкость уйдет через клапанную крышку. На это есть несколько причин.
- Неисправный термостат. При выходе из строя термостата жидкость пойдет только по небольшому кругу, минуя радиатор охлаждения антифриза. В этой ситуации двигатель перегревается. Необходимо проверить и при необходимости доработать узел;
- Заблокированный эфир или заблокированные каналы. Засорения появляются из-за накипи, механического мусора, неправильного смешивания антифриза и т.д. Здесь очищается и ополаскивается радиатор;
- Неисправность водяного насоса.
Как найти место утечки антифриза
Поскольку хладагент может вытекать из разных мест в системе, вам необходимо знать, где и как искать проблемную зону.
Откуда может уходить ОЖ | |
Неисправность прокладки ГБЦ | Обычно для того чтобы пробило прокладку, необходимо основательно перегреть мотор. В этом случае охлаждающая жидкость может поступать в камеры сгорания, о чём будет свидетельствовать появление белого дыма из выхлопной трубы, попадать в моторное масло (при этом консистенция масла меняется, появляется белая пена), или же антифриз будет выдавливать наружу, на что укажут подтеки ОЖ на блоке двигателя. Эксплуатировать авто с подобной неисправностью не рекомендуется, так как высок риск полного выхода двигателя из строя. |
Механические повреждения патрубков | Они могут возникнуть как в результате постороннего воздействия, так и из-за нарушения правил их эксплуатации. Попадание на патрубки бензина, масла, электролита становится причиной их повреждения, в результате которого они теряют свои эксплуатационные качества. Также стоит учитывать, что со временем резина патрубков начинает грубеть и появляются трещины, через которые может сочиться охлаждающая жидкость. Цена патрубков невысока, но менять их лучше в условиях автосервиса. |
Некачественное соединение | Надёжное соединение патрубков с остальными элементами системы охлаждения выполняется за счёт хомутов. Стоит знать, что со временем хомуты вытягиваются, и не могут обеспечить плотное прилегание патрубка к отводке. Следует периодически проверять и подтягивать хомуты, особенно это правило необходимо соблюдать владельцам старых авто. |
Течь радиатора | Радиатор состоит из множества трубочек, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Повреждаются эти трубочки как в результате механического воздействия (небольшая авария или неаккуратная работа автомеханика), так разрушаются со временем. При небольших повреждениях может помочь пайка радиатора, но в ряде случаев целесообразно заменить его новым. Дело в том, что при пайке приходится устанавливать заглушки в месте неисправных трубок, а это приводит к снижению эффективности охлаждения антифриза. |
Использование картона
Даже самую маленькую утечку можно обнаружить с помощью листа картона или бумаги. Для этого подложите под моторный отсек лист бумаги. После длительного пребывания на материале будут хорошо видны капли или лужа антифриза. Исходя из выявленного местоположения, вы можете начать поиск неисправного сайта, что будет намного проще.
Утечки часто можно найти в луже под автомобилем, или используйте картон, если утечка незначительная
Визуальный осмотр патрубков и хомутов
Путем визуального осмотра можно определить места утечек хладагента. Чем больше потерь, тем легче найти потерю. Начать процедуру следует с труб, так как на многих машинах доступ к ним свободный. При осмотре необходимо тщательно проверять каждую трубу системы охлаждения, особенно если элементы менялись длительное время.
Подключения проверены визуальным осмотром
В труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Заменить поврежденные шланги. Если на них не обнаружено пятен, их все же следует осмотреть в профилактических целях. Кроме того, зажимы подвергаются визуальному осмотру. Иногда бывает, что утечка охлаждающей жидкости вызвана неплотным держателем. В этом случае более сильная затяжка хомутов позволяет устранить рассматриваемую проблему.
Видео: течь антифриза из-за ослабления хомутов
Проверка расширительного бачка
Диагностика расширительного бака может проводиться разными способами:
- Высушите тело. После этого двигатель прогревается до рабочей температуры и проверяется, нет ли утечек антифриза на кузове.
- Бачок разбирается, охлаждающая жидкость сливается и проверяется автомобильным насосом и манометром. Для этого создается давление порядка 1 атмосферы и контролируется, уменьшится оно или нет.
возможна проверка расширительного бачка с помощью насоса с манометром
- С помощью насоса создается давление в системе охлаждения без снятия бака. Следовательно, существует вероятность более быстрого обнаружения утечки.
С помощью третьего метода можно диагностировать герметичность всей системы охлаждения.
При приложении давления к системе можно определить места утечек
Диагностика крышки
Управлять крышкой клапана можно довольно просто. Для этого при холодном двигателе открутите пробку и потрясите ею возле уха. Если вы слышите щелчок внутреннего шарика в клапане, устройство работает нормально. Если такого звука нет, можно попробовать промыть крышку. Если это не помогает, лучше заменить его.
Видео: проверка крышки расширительного бачка
Использование флуоресцентной добавки в антифриз
Достаточно оригинальный способ диагностики системы охлаждения — использование в охлаждающей жидкости специальной присадки. Сегодня такие средства представлены в большом ассортименте. Как правило, их добавляют в антифриз, а проверку проводят на работающем двигателе с помощью ультрафиолетовой лампы.
Один из наиболее эффективных способов обнаружения утечек хладагента — диагностика с помощью ультрафиолетовой лампы
С его помощью выявляют место пропажи, поочерёдно проверяя элементы и механизмы системы. Этот метод проверки является одним из самых эффективных, поскольку позволяет выявить скрытые точки утечки, а также при выходе теплоносителя в минимальных количествах. Найти такие места при визуальном осмотре довольно сложно.
Видео: проверка системы ультрафиолетовой лампой
Утечка антифриза без видимых подтёков
В том случае, если охлаждающая жидкость вытекает без видимой причины, неисправность, скорее всего, скрыта, так как антифриз попадает в двигатель.
Прогорание прокладки ГБЦ
Наиболее вероятная причина утечки — прогоревшая прокладка ГБЦ или неспособность ГБЦ прилегать к блоку из-за перегрева двигателя.
Прокладка предназначена для уплотнения и отделения головки двигателя от блока.
При повреждении прокладки антифриз попадает в масло или камеру сгорания
Попадание антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, который является результатом сгорания охлаждающей жидкости. Если прокладка установлена неправильно или пригорела, в расширительном бачке иногда могут наблюдаться пузырьки воздуха. Эксплуатация автомобиля с такой неисправностью невозможна, так как велика вероятность повреждения головы с последующим дорогостоящим ремонтом. Неисправность устраняется заменой прокладки самостоятельно или в автосервисе.
Белый выхлоп указывает на попадание антифриза в камеру сгорания двигателя
Если причина кроется в повреждении головки, агрегат необходимо проверить и отполировать на специальном станке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но поскольку ГБЦ — ответственный механизм, эту процедуру лучше проводить на специализированном оборудовании в условиях эксплуатации.
Замена прокладки
Замена прокладки может показаться сложной задачей, но любой может сделать это, если захочет. Мероприятие включает следующие этапы:
- Купите прокладку головки блока цилиндров для двигателя вашего автомобиля.
- Снимите крышку клапана, воздушный фильтр и различные присоединенные к нему шланги.
- Откручивается крепление головы, для чего нужна головка соответствующего размера и ручка, так как застежки заворачиваются с большим усилием. Можно попробовать устранить утечку, дополнительно затянув болты. Если это не поможет, голову все равно придется удалить.
- Снимаем головку и прокладку.
- Промыть полы на блоке и головке, затем установить прокладку и собрать все в обратном порядке. Головка затягивается в шахматном порядке с усилием, указанным в руководстве по ремонту вашего автомобиля.
Независимо от причины разборки головки блока всегда устанавливается новая прокладка.
Последствия
Если вовремя не устранить подобные неисправности с системой охлаждения, это может привести к серьезным последствиям. Когда антифриз просто вытекает из системы, двигатель перегревается и выходит из строя.
В первую очередь при перегреве двигателя пострадает прокладка в блоке. При высоких температурах он может потерять свои свойства и сгореть. В этом случае антифриз попадет в масло, снижая и ухудшая его свойства. Это повлияет на смазку трущихся друг о друга деталей. Они быстро выйдут из строя.
Когда жидкость отжимается, это не повлияет на качество масла. Но другие системы и компоненты могут реагировать на высокую температуру двигателя. Они могут просто деформироваться. Двигатель потеряет мощность и потребует дорогостоящего ремонта.
Какие можно сделать выводы
Следовательно, попадание антифриза — довольно распространенная и относительно легко диагностируемая проблема. Об утечке может свидетельствовать, во-первых, постоянное снижение уровня жидкости в расширительном бачке, а во-вторых, густой белый дым с характерным запахом из выхлопной трубы. Он также меняет цвет масла на щупе и крышке бака. Ну а если свечи тоже мокрые и пахнут антифризом, то это верный признак тосола в цилиндрах.
Сложность и стоимость решения проблемы зависит от того, почему охлаждающая жидкость попала в масло. В любом случае откладывать диагностику и устранение нельзя, так как даже преждевременная замена недорогой прокладки может повлечь в последующем серьезные расходы на ремонт двигателя.
Источники
- https://FokSevmash.ru/remont/bezhit-tosol-vaz-2110.html
- https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/uhodit-antifriz-podtekov-net-chto-delat.html
- https://InteriorTuning.ru/obzory/kuda-uhodit-tosol-vaz-2110.html
- https://ladafakt.ru/uhodit-tosol-vaz-2110.html
- https://avto-idea.ru/remont/uhodit-antifriz-tosol-iz-rasshiritelnogo-bachka-kuda/
- https://carfrance.ru/vydavlivaet-tosol-iz-rasshiritelnogo-bachka-na-vaz-2110/
- https://avtika.ru/pochemu-tosol-uhodit-v-dvigatel-na-vaz-2110/
- https://AvtoKart.ru/tehservis/vaz-2112-uhodit-tosol.html
- https://Autoprokat-RentMotors.ru/to/uhodit-tosol-vaz-2110.html
- https://sto-AvtoStroy.ru/elektrika/vytekaet-antifriz-vaz-2110.html
- https://kalina-2.ru/remont-vaz/utechka-tosola-vaz-2110
- https://o-ladagranta.ru/kuda-uhodit-tosol-vaz-2110-inzhektor/