Специалисты компании Nissens недавно напомнили мастерам автосервиса об условиях эффективной работы системы турбонаддува и о профилактике неисправностей в ней. В частности, эксперты рассмотрели проблему утечек воздуха.
Как известно, турбосистема имеет сложное устройство и на ее продуктивность влияет сразу несколько факторов – состояние двигателя, воздухозаборника, выхлопной системы. Но нередко к неполноценному функционированию турбины приводит нарушение герметичности воздуховодов, направляющих воздух по контуру.
Утечки воздуха в системе могут случаться как на участке образования вакуума – от воздухозаборника к входу турбонагнетателя, так и со стороны нагнетания давления – от выхода турбокомпрессора до впускного коллектора двигателя. Однако где бы ни происходила утечка, она чревата нехваткой подачи воздуха, которая, в свою очередь, влечет несколько проблем. Основная из них – невозможность генерировать требуемое наддувочное давление. Это ведет к существенным потерям производительности двигателя из-за нарушений в соотношении «воздух – топливо» и, как правило, оборачивается увеличением расхода топлива. Двигатель медленно реагирует на команды педали газа, возникают длительные турболаги. Датчик обратного давления (MAF/MAP) будет выдавать сигналы об ошибке (P0299, P2263). Обработка их электронным блоком управления может обернуться переводом работы двигателя в режим холостого хода. Выхлопной дым в таких случаях бывает черного цвета, а из моторного отсека иногда слышится свист.
Утечки вызывают повышенную нагрузку на турбонагнетатель, провоцируя увеличение оборотов и преждевременный износ устройства вплоть до развала компрессорного колеса и поломки вала. А причиной вышеописанных проблем могут быть ослабленные зажимы, механические повреждения шлангов или неплотные соединения. Соответственно, пути решения для мастера должны начинаться с осмотра воздуховодов. После визуального осмотра нужно сжатым воздухом провести проверку системы на герметичность, отслеживая маршрут от корпуса воздушного фильтра до впускного коллектора двигателя через шланги и интеркулер. При необходимости места соединений с зажимами следует подтянуть, заменить потрескавшиеся или рваные шланги.
Мастер должен знать, что некорректная работа турбонаддува может быть связана также с уменьшением диаметра воздушных каналов; с неисправностью перепускного клапана или лопастей компрессора; с поломкой датчиков MAP, MAF, противодавления, IPC; со сбоем электроники, управляющей турбокомпрессором; с неисправностью системы рециркуляции выхлопных газов.
Ввиду того, что причин сбоя в турбонаддуве, как мы видим, может быть немало, целесообразно провести комплексную диагностику с опрессовкой системы и загрузкой ее воздухом под давлением. Приборный контроль наддува мастер должен осуществлять манометром или специальным диагностическим оборудованием при полной нагрузке на двигатель. Полученные показания следует сравнить с данными, обозначенными в руководстве по обслуживанию автомобиля.
Метод опрессовки системы наддува можно считать довольно эффективным и недорогим способом в обнаружении утечек, если подготовка к осуществлению проверки произведена правильно и с учетом всех мер предосторожности. На рынке представлены специальные наборы для теста системы под давлением, но такой набор можно сделать и самостоятельно.
Принцип данной проверки заключается в закупорке воздуховодов герметичными крышками, через одну из них должна осуществляться подача воздуха. В зависимости от модели автомобиля мастер сможет таким образом протестировать сразу всю систему либо вакуумную и напорную части по отдельности.
Выполняя проверку, в системе нельзя создавать давление выше двух бар, а увеличивать его следует постепенно, начиная с половины бара. Работая со сжатым воздухом, следует соблюдать осторожность, нужно надежно закреплять крышки и зажимы, так как в противном случае они могут травмировать находящихся поблизости людей или повредить автомобиль.
Мастер в ходе проверки должен обращать внимание на шипение или свист в шлангах и местах соединений деталей – на звуки, характерные для утечки воздуха. С целью уточнения места утечки можно применить водно-мыльный раствор. По окончании теста давление в системе следует сбрасывать постепенно.
Материал подготовлен при поддержке специалистов компании Nissens.
Турбина гонит масло (во впускную или выпускную систему)
1. Течет во впускную систему со стороны компрессора.
Исправление:
Проверьте сопротивление впуску воздуха: бывает, что засорился или обледенел воздушный фильтр или патрубок, так же может быть повреждена секция коллектора, это приведет к утечке масла только во впускную систему. Сопротивление впуску никогда не должно превышать 25
Примечания:
1. Патрубки из материалов типа резины могут восстанавливать свою форму после остановки двигателя. После устранения неисправности вылейте все масло из афтеркуллера и впускного коллектора.
2. Проверьте турбокомпрессор на предмет царапин крыльчатки и биение подшипников. Если все в порядке заменять турбину не нужно.
2. Течет во впускную систему двигателя.
Исправление:
Проверьте систему, нет ли утечки подкачанного воздуха из афтеркуллера, патрубков или коллектора двигателя. Затяните хомуты, замените прокладки и т.д.
Примечание:
Утечки накаченного воздуха производят потери давления надува и увеличивают поток воздуха через компрессор, что может привести к утечке масла.
3. Течет во впускную систему двигателя.
Исправление:
Если после отсоединения впускного патрубка вы видите частички масла в путях до турбины, они могли попасть туда по следующим причинам:
— Из тормозной системы компрессора, забирающего фильтрованный воздух из впускной системы.
— Из маслонаполненного воздушного фильтра, который переполнен или поврежден.
— Из системы замкнутой вентиляции картера двигателя.
4.1. Течет во впускную или выпускную системы двигателя.
Исправление:
Проверьте, может отводящая от турбины масло трубка забилась или повреждена, и как затянута прокладка на соединении с турбиной.
Примечание:
Так как масло в турбину подается под давлением, но уходит самотеком, даже частичное засорение путей отвода масла может привести к потекам масла со стороны турбины или компрессора с обеих сторон.
4.2. Течет во впускную или выпускную системы двигателя.
Исправление:
Проверьте, не забилась ли система вентиляции картера двигателя. А может она замерзла? Отремонтируйте сначала систему вентиляции картера. Проверьте, нет ли избыточного потока газов из этой системы — это может быть из-за сильного износа или неисправности двигателя исправьте сначала ее.
Примечание:
Обычно в этом случае потеки масла слабее. Слабые потеки масла зачастую симптомы неисправности не самой турбины, а других систем двигателя.
5. Течет только в выпускную систему двигателя.
Исправление:
Проверьте, может это топливо или масляные пары (посмотрите в выпускном коллекторе).
Примечание:
— Из-за высоких температур выхлопных газов на входе турбины относительная их температура на ее выходе, даже если масло течет из двигателя, поверхности иногда выглядят “мокрее” на выходе турбины, чем на самом коллекторе, посмотрите внимательно нет ли признаков высохшего масла на выхлопном коллекторе и входе турбины.
— Если на двигателе стоит новая турбина и в коллекторе есть частицы масла, это скорее всего из двигателя, не из турбины.
Недостаточная мощность / черный дым
Недостаточная мощность и черный дым могут появляться вследствие различных причин, связанных с работой двигателя, а также его топливной или воздушной систем. Если же причина неисправности в турбине, давление наддува будет ниже необходимого на пике оборотов двигателя.
Долгое время реакции двигателя
Причиной долгого времени реакции двигателя являются проблемы в его воздушной системе. Низкое давление наддува
1. Установлен неправильный турбокомпрессор
Неисправность:
Установлен несоответствующий двигателю турбокомпрессор Устранение: Проверьте номер турбины (данные с таблички). Убедитесь в том, что турбина действительно соответствует данному двигателю, в противном случае, замените турбину на правильную.
Примечание:
Не только несоответствующий, но и вполне подходящий турбокомпрессор не сможет создать необходимое давление в случае, если вся система работает неисправно.
2. Интеркуллер или выхлопная система препятствуют выходу газов.
Устранение:
Следуйте руководству по ремонту для определения, является ли сопротивление проходу газов в системах слишком большим. Если это так, сначала необходимо устранить эту неисправность (необходимо учитывать, что сопротивление выхлопной системы изменяется при установке катализатора).
Примечание:
Турбодизельные двигателя особенно чувствительны к закупорке впускной системы, так как в этом случае турбина не может “втянуть” достаточно воздуха
3. Утечка воздуха во впускных патрубках, коллекторе или интеркуллере
Устранение:
Проверьте затяжку всех соединений, проверьте на наличие поврежденных патрубков.
4. Повреждение вала или подшипников турбины
Устранение:
Проверьте легкость вращения крыльчатки. Вал турбины должен вращаться свободно и плавно, в противном случае, отсоедините масляный патрубок и залейте корпус турбины моторным маслом, плавно вращая ротор кончиками пальцев. В случае, если вал вращается туго, замените турбину.
Примечание: При использовании в низких температурах, а также после продолжительного простоя, тугое вращение вала можно считать нормальным.
5. Износ подшипников турбины
Устранение:
Проверьте свободный ход подшипников, как радиальный, так и осевой. В случае обнаружения излишнего зазора, замените турбину.
Примечание:
Допустимые осевые зазоры турбины очень малы, тогда как радиальные намного больше. При проверке зазоров, руководствуйтесь исключительно спецификацией производителя турбины. При проверке зазора будьте предельно осторожны, излишняя сила приведет к тому, что вал будет пружинить и замеры будут неверны.
6. Турбокомпрессор имеет повреждения крыльчатки компрессора или турбины
Причина:
Повреждена крыльчатка компрессора (1) или турбины (2)
Устранение:
1) Снимите патрубок между воздушным фильтром и турбиной, осмотрите лопасти крыльчатки на признаки повреждений, если есть потери металла, или выщербленности более 1мм глубиной — замените турбокомпрессор.
2) Отсоедините улитку турбины от сердцевины (зачастую это можно сделать не отсоединяя улитку, от выпускного коллектора). Осмотрите, нет ли повреждений лопастей крыльчатки. Если есть потери металла или выщербленности более 1мм — замените турбокомпрессор.
Примечание:
Повреждение лопастей почти всегда сопровождается увеличением шумности турбокомпрессора и обычно приводит к быстрому износу подшипников. Так что если шум турбокомпрессора в порядке и биение подшипников в норме, то вызывает сомнение, что значительное повреждение подшипников имеет место.
7. Перепускной клапан турбокомпрессора не работает.
Причина:
Перепускной механизм турбокомпрессора не работает.
Устранение:
Проверьте работу перепускного датчика и клапана, подавая воздух под давлением 45 psi в датчик. Если клапан открывается и возвращается, после подачи и отключения воздуха, и не выявлено утечек воздуха — перепускная система в порядке. Если же тяга и клапан не двигаются, а утечек воздуха нет, отсоедините тягу от рычага клапана и повторите операцию. Если в этом случае тяга двигается, то клапан заклинило или он сломан. Попытайтесь возвратить клапан, потянув за рычаг, и если он не возвращается, замените турбокомпрессор.
8. Неправильная калибровка перепускного клапана.
Причина:
Сбилась настройка движения момента срабатывания перепускного клапана
Устранение:
После всех остальных проверок, когда не в турбине не в двигателе неисправностей не обнаружено. Возникает подозрение на неисправности калибровки перепускного механизма. На большинстве турбин, изготовленных после 1997г., в датчиках перепускного механизма перекалибровка не предусмотрена, они просто заменяются новыми. Лучший способ сделать это — установить предусмотренный комплект датчика, если это возможно.
Примечания: Очень часто при подозрении на неправильную калибровку датчика позже эти подозрения оказывались, неверны, так как процесс калибровки на заводе очень точный, и, не смотря на слухи, калибровка незначительно меняется за время работы турбины. В 99% случаев, если турбокомпрессор проходит тест давлением воздуха, он работает, как и после сборки.
9. Если турбокомпрессор прошел все предыдущие проверки
Причина:
Если все предыдущие проверки турбина прошла, в 99% случаев причина не в низком давлении надува. Выявите все возможные неисправности в двигателе или его топливной системе, прежде чем решаться на замену турбокомпрессора.
Потеки масла снаружи турбины
1. Любое из соединения улиток.
Причина:
Масло течет из любого из соединений турбинной или компрессорной улиток.
Исправление:
Смотри таблицу о внутренних потеках.
2.1. Течет сердцевина.
Причина:
Масло течет из сердцевины турбокомпрессора.
Исправление:
Затените фланцы масляных трубок на указанное усилие (при необходимости замените прокладки.) Запустите двигатель и проверьте.
Примечание:
Фланцы масляных трубок могут быть с медными кольцами, которые со временем могут ослабевать. Всегда заменяйте кольца новыми перед перезатяжкой. Не затягивайте болты на фланцах слишком сильно, а то фланец прогнется, и будет течь еще сильнее.
2.2. Течет сердцевина.
Причина:
Мало течет из сердцевины турбокомпрессора.
Исправление:
Если соединения закреплены, снимите соединения масленых трубок с сердцевиной, убедитесь, что прокладочное кольцо на месте и установлено правильно. Если кольцо повреждено, заменить его новым.
Примечание:
Когда заменяете или устанавливаете старое кольцо, убедитесь, что оно смазано маслом, чтобы оно не задралось при затяжке. 2.3)
3. Течет сердцевина со стороны компрессора.
Причина:
Масло течет со стороны компрессора, ближе к его центру.
Исправление:
Если диск диффузора прикручивается к сердцевине болтами (например, ХОЛСЕТ Н1С или Н1Е) проверьте на наличие сломанных или отсутствующих болтов (4-х болтовые соед.). Ослабшие болты затяните на 75 lb-in (кг/см). Если болты сломаны или отсутствуют — замените турбокомпрессор.
4. Течет из соединения улитки компрессора с диском диффузора (сердцевиной турбокомпрессора).
Причина:
Потеки масла из соединения улитки компрессора с диском диффузора.
Исправление:
“Потеки масла”- это действительно масло или, может, смазка? В некоторых турбинах (в основном старых моделях) для создания герметичного соединения использовалась густая смазка между диском диффузора и улиткой. Со временем она может медленно вытекать и тогда кажется, что течет масло. Снимите улитку и посмотрите, нет ли больших потеков масла внутри воздушных клапанов. Если нет или лишь легкая влажность, протрите детали и поставьте улитку обратно.
Примечания:
Нет особой необходимости наносить новый слой смазки, даже самого легкого слоя достаточно. Главная цель смазки выполняется при сборке нового двигателя во время проверки давлением.
5. Течет из сердцевины турбины.
Причина:
Масло все еще течет из сердцевины турбины.
Устранение:
Если после проверки всех соединений свежее масло все еще течет из сердцевины после запуска двигателя — замените турбокомпрессор.
Примечание:
Скорее всего, в отливке сердцевины есть повреждение.
Турбо компрессор слишком шумит
1. Звук высокой тональности.
Причина: Высокий звук как будто исходящий из турбокомпрессора.
Исправление: А это точно турбина?
А) Подшипник или ремень часто шумят очень похоже на турбину, но их звук всегда пропорционален оборотам двигателя (звук турбины меняется не только от оборотов, но и от нагрузки двигателя).
Б) Зачастую протеки газа в выпускном/впускном коллекторе шумят на высокой ноте. Проверьте соединения в областях с высоким давлением — патрубках подкачанного воздуха, автеркуллера впускном/выпускном коллекторе и т.д.
В) Легкие детали (такие как кожухи, тепловые щитки и т.д.) могут резонировать и производить высокотональные звуки «типа турбинных», особенно если их крепления ослабли или повреждены. Эти звуки меняют громкость, но всегда одной тональности, независимо от скорости вращения двигателя.
Примечание: Самая распространенная проблема связана с соединениями автеркуллера (обычно в хомутах патрубков). Часто — проблема в самом коллекторе. Осмотрите выхлопную систему на предмет ослабших креплений и т.д.
2. Турбокомпрессор издает пищание, визг или скрежет даже на холостых.
Исправление:
Снимите впускной патрубок и осмотрите лопасти крыльчатки компрессора. Если любая из лопастей погнута или есть, выщерблена более 1мм, замените турбокомпрессор.
Примечание:
Важно осмотреть всю впускную систему (от воздушного фильтра до впускного отверстия турбины), нет ли там потенциальных источников повреждения. Это могут быть: ослабевший крепеж, обледенение, отвалившиеся кусочки фильтра, грязь, камешки и т.д.
3. Турбокомпрессор издает излишний шум.
Причина:
Турбокомпрессор издает излишний шум особенно на высоких скоростях. Уровень шума постепенно увеличивается.
Исправление:
Проверьте соответствие люфта подшипников турбокомпрессора указанному в руководствах производителей турбины или двигателя. Если радиальный или торцевой люфт больше положенного — замените турбокомпрессор. Примечание: Внимание, при замерах пользуйтесь только легким нажатием пальцев, вал прогнется, и результаты измерений будут неверны.
4. Турбокомпрессор издает необычный звук на высоких скоростях и нагрузках.
Исправление:
Проверьте впускную и выпускную систему, не забиты ли они.
5. Турбокомпрессор издает визжащий звук, который становится громче с увеличением скорости и нагрузки.
Исправление:
Проверьте, нет ли инородных тел или препятствий потоку воздуха на турбинном или компрессорном входе (для осуществления первого необходимо снять турбину). Если что-то нашли, удалите это и проверьте, нет ли повреждений лопастей крыльчатки. Если повреждений нет — установить турбину на место.
Примечание:
Если лопасти крыльчатки не повреждены, скорее всего, что даже если вы и замените турбокомпрессор, новый будет свистеть также. Если не уверены, попытайтесь найти такую же машину с таким же двигателем и турбиной, что бы сравнить звук. Если звук такой же, то нет оснований заменять турбокомпрессор.
6. Турбокомпрессор создает свистящий или визжащий звук.
Причина:
Турбокомпрессор создает свистящий или визжащий звук, который повышается в тональности, но не становится громче от увеличения скорости вращения. Звук высокого тона, но его можно повторить. Звук наиболее заметен, когда сбрасываешь газ после высоких оборотов.
Исправление:
Проверьте, нет ли повреждений лопастей крыльчатки турбины или компрессора. Если нашли, попытайтесь найти и установить объект, ставшей причиной поломки. Если повреждение серьезное (более 1мм)- замените турбокомпрессор. Если повреждений нет, но шум сохраняется после всех перечисленных проверок — замените турбокомпрессор.
Проявляютя признаки износа подшипников
1. Повреждение подшипников вала турбокомпрессора.
Причина:
Повреждение подшипников вала турбокомпрессора.
Устранение:
Проверьте турбокомпрессор на свободу вращения. Убедитесь, что турбокомпрессор не вращается, рассматривая его с помощью стробоскопа (но не обычного фонаря). Проверьте, что вал вращается свободно и плавно. Если нет, или если он кажется болтающимся, снимите патрубок подачи масла и заполните турбину чистым маслом, потихоньку вращая вал пальцами. Если все еще тяжело поворачивать вал или если его подклинивает, замените турбину.
Примечание:
Это нормально если на низких температурах или после долгого простоя вал иногда кажется тяжелым при первых оборотах пальцами.
Трещина на передней кромке лопасти крыльчатки компрессора.
1. Радиальная трещина на крыльчатке компрессора.
Причина:
На лопасти крыльчатки появилась радиальная трещина примерно 3-7мм от передней кромки, со стороны входа компрессора. Исправление: очень аккуратно очистите область малым кол-вом не коррозионного раствора, растворитель удаляет краску, а вид трещины может иметь просто грязь, въевшаяся на границе пятна, краски. Эрозия на границе краски тоже может оставить тонкий след похожий на трещину. Если трещина все же есть — замените турбокомпрессор.
Примечание:
Краска на крыльчатку наносится в процессе и для нужд производства.
2. Трещина на лопасти параллельно оси турбины.
Причина:
На лопасти крыльчатки виднеется трещина параллельно оси турбины.
Исправление:
Осторожно протрите лопасти растворителем. Если трещина еще видна или любая выщербленность глубже 1мм — замените турбокомпрессор.
Примечание:
Трещина на крыльчатке — обычно следствие повреждения инородными телами. Перед установкой входных патрубков, убедитесь, что внутри нет ничего, что может повредить турбину.
Автор:
Laura McKinney
Дата создания:
3 Апрель 2021
Дата обновления:
19 Май 2023
Содержание
- 6 симптомов утечки наддува
- Медленная турбо-шпуля
- Потеря мощности
- Проверьте свет двигателя
- Черный дым из выхлопной трубы
- Плохая экономия топлива
- Плохой холостой ход
- Что такое утечка наддува?
- Как найти утечку при повышении давления
Ваша машина кажется намного медленнее, чем обычно, и на приборной панели горит индикатор проверки двигателя?
Это может быть вызвано утечкой наддува!
Но что такое утечка наддува и каковы наиболее распространенные ее симптомы?
В этой статье мы поговорим об общих симптомах утечки наддува и о том, как ее легко найти.
6 симптомов утечки наддува
- Медленная турбо-шпуля
- Потеря мощности
- Проверьте свет двигателя
- Черный дым из выхлопной трубы
- Плохая экономия топлива
- Плохой холостой ход
Утечка наддува может привести к множеству различных симптомов. Есть несколько из них, на которые стоит присмотреться, чтобы определить утечку наддува.
Вот более подробный список из 6 наиболее распространенных симптомов утечки наддува.
Медленная турбо-шпуля
Турбо работает за счет увеличения количества воздуха и топлива, которое может поместиться в цилиндр; таким образом, увеличивая мощность и производительность. Однако, прежде чем турбонагнетатель «сработает», турбина должна вращаться очень быстро. Пока этого не произошло, турбонаддув не играет роли в ускорении автомобиля.
Эта проблема, обычно называемая турбо-задержкой, возникает, когда турбонагнетатель нагнетает воздух и топливо в цилиндр. Если этот процесс идет медленнее, чем обычно, вы испытываете утечку наддува. Концепция проста; из-за утечки турбонагнетателю требуется больше времени для заполнения труб наддува.
Потеря мощности
Пока вы ускоряетесь, турбонагнетатель создает давление в трубопроводах наддува, чтобы повысить производительность автомобиля. Если есть утечка наддува, заполнение этих труб давлением займет больше времени, и давление будет ниже, чем обычно.
Это вызовет резкую потерю мощности в двигателе вашего автомобиля. Если утечка большая, это может даже означать, что вы потеряете все турбо-давление.
Проверьте свет двигателя
Индикатор проверки двигателя контролирует все датчики двигателя автомобиля, включая датчик давления наддува.
Если что-то не так с давлением турбо наддува, что будет неправильным, если у вас есть утечка наддува – загорится индикатор проверки двигателя.
Если вы видите индикатор проверки двигателя на приборной панели, проверьте коды неисправностей с помощью сканера OBD2.
Черный дым из выхлопной трубы
Датчик массового расхода воздуха измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. Если есть утечка на трубопроводах между датчиком массового расхода воздуха и двигателем, будет измерена потеря воздуха.
Это приведет к неправильной топливовоздушной смеси и, в большинстве случаев, к богатой смеси. Слишком богатая смесь вызовет черный дым из выхлопной трубы. Так что, если вы чувствуете черный дым из выхлопной трубы при ускорении, определенно пора проверить, нет ли утечек наддува.
Плохая экономия топлива
То же самое относится к расходу топлива по поводу утечки наддува и измерения датчика массового расхода воздуха.
Это может быть не очень легко отличить, но если вы будете следить за средним расходом топлива вашего автомобиля, вы легко обнаружите утечку наддува.
Если автомобиль потребляет больше топлива, чем должен, у вас проблема. В таких ситуациях может оказаться полезным испытание на герметичность наддува.
Плохой холостой ход
Это справедливо только в том случае, если у вас есть автомобиль с датчиком массового расхода воздуха или MAS / MAF. MAF определяет количество воздуха, выходящего из турбонагнетателя и поступающего в двигатель.
Если есть большая утечка наддува, ваша машина будет плохо работать на холостом ходу. Он может остановиться и закрываться в результате утечки.
Это не очень часто случается с плохим холостым ходом из-за утечки трубы наддува, чаще, если утечка происходит во впускном коллекторе за корпусом дроссельной заслонки, но это может быть правдой, если это огромная утечка.
Что такое утечка наддува?
Утечка наддува – это тип утечки воздуха во впускном тракте непосредственно перед цилиндрами двигателя. По сути, это ослабленный хомут или поврежденный шланг, который не выдерживает давления турбонаддува.
Игнорирование утечки наддува в конечном итоге сократит срок службы турбины и, в свою очередь, двигателя автомобиля.
ЭБУ определяет соотношение топлива и воздуха; однако, если по пути происходит утечка воздуха, соотношение рассчитывается неправильно.
Дизельные двигатели подходят в этом отношении, поскольку они более терпимы к высокому соотношению топлива к воздуху. Однако бензиновые двигатели чувствительны. Поэтому проверка герметичности наддува необходима для оптимальной работы вашего автомобиля.
Как найти утечку при повышении давления
Вы можете попытаться найти утечку наддува трудным или простым способом.
Чтобы легко найти утечку наддува, вы должны использовать дымовую машину EVAP. С этим типом устройства вы обнаружите утечки наддува в кратчайшие сроки.
Машина создает давление в трубах наддува с помощью дыма, и если дым идет откуда-то из моторного отсека, скорее всего, там есть утечка наддува.
Если у вас небольшая мастерская, определенно пора вложиться в нее. Вы можете увидеть мои рекомендации по дымовым машинам EVAP здесь: Лучшие дымовые машины EVAP.
Сложный способ найти утечку наддува – попытаться найти ее визуально. Проверьте все трубы и шланги наддува, чтобы убедиться, что ни один из них не отсоединился.
Вы также можете осторожно попытаться создать давление в трубопроводах наддува двигателя сжатым воздухом, если у вас есть воздушный компрессор. Однако будьте очень осторожны – двигатели очень хорошо работают на сжатом воздухе !! Убедитесь, что колеса находятся в воздухе, чтобы они не начали двигаться вперед из-за сжатого воздуха, и будьте очень осторожны с давлением.
Добрый день друзья!
Хочу поделиться с вами такой процедурой как “проверка интеркулера на утечку” на примере грузового автомобиля Scania.
Интеркулер используется для охлаждения воздуха, поступающего от турбокомпрессора.
Выходная мощность двигателя, наряду с прочими (второстепенными) факторами зависит от количества топлива, эффективно сжигаемого в цилиндрах.
Холодный воздух имеет более высокую плотность и на единицу объёма содержит больше кислорода, чем воздух нагретый. Воздух нагревается при сжатии в турбокомпрессоре. Если воздух охладить, его плотность увеличивается и увеличивается количество кислорода, подаваемого к двигателю. Это позволяет сжигать большее количество топлива.
Если большее количество топлива сжигается, это ведет к более высокой мощности, более низкому расходу топлива и более низкой токсичности выхлопа. Охлаждение воздуха уменьшает температуру рабочего цикла и тех деталей двигателя, которые омываются продуктами сгорания, что снижает термическую нагрузку несмотря на рост мощности.
Водители заметившие резкую нехватку тяги машины обращаются к нам в сервис и первое что делают наши специалисты это “опрессовка интеркулера”.
Для данной процедуры нам понадобится:
– трещетка с шестигранником
– инструмент (заглушка с монометром) арт. 98 787
- – подача воздуха
Проведя опрессовку мы обнаружили утечку при чем серьезную (видно на видео)
Предложив варианты клиенту он принял решение запаять его в специализированной компании.
Спустя время клиент привез запаянный интеркулер и после успешной установки и заливки антифриза отправился в рейс.
Спасибо Вам за внимание!
Статью подготовил: Дмитрий Киреев
По вопросам ремонта и запчастей на Scania можете обратиться по номеру 8-920-044-18-81 Дмитрий
#scania #сервис #ремонт #интеркулер #охлаждение #опрессовка
На нормально работающем двигателе, который своевременно и качественно обслуживается, компрессор может безотказно работать в течение долгих лет.
Появление неисправностей может быть следствием:
– недостаточного количества масла;
– попадания в турбокомпрессор посторонних предметов;
– загрязненного масла.
Часто турбокомпрессоры снимают с двигателя без предварительной проверки необходимости этого. Ремонт турбокомпрессора можно производить, лишь убедившись в отсутствии неисправностей в двигателе. В большинстве случаев это позволяет избежать бесполезной замены турбокомпрессора.
Чаще всего встречаются следующие проявления неисправностей, связанных с турбокомпрессором:
– Двигатель не развивает полную мощность
– Черный дым из выхлопной трубы
– Синий дым из выхлопной трубы
– Повышенный расход масла
– Шумная работа турбокомпрессора
Низкая мощность двигателя, черный дым из выхлопной трубы
Оба признака являются следствием недостаточного поступления воздуха в двигатель, причиной чего может быть засорение канала подвода воздуха либо его утечка из впускного или выпускного коллектора.
Для начала нужно запустить двигатель, после чего прослушать шум, производимый турбокомпрессором. Имея некоторый опыт, можно довольно быстро определить утечку воздуха между выходом турбокомпрессора и двигателем по свисту, который возникает при этом. После этого проверьте, не засорен ли воздушный фильтр.
Проверьте (в случае необходимости) количество поступающего воздуха, пользуясь техническими данными производителя турбокомпрессора. Затем заглушите двигатель, снимите уплотнение между воздушным фильтром и турбокомпрессором и проверьте отсутствие засорения и повреждений этого канала. Если, несмотря на то, что все это в порядке, неисправность осталась, проверьте уплотнения турбокомпрессора, коллектор и крепление глушителя, чтобы убедиться, что там нет засорения или посторонних предметов.
Проверьте отсутствие трещин, затяжку гаек выпускного коллектора, отсутствие повреждений соединений и прокладок системы выпуска.
Теперь повращайте ось турбокомпрессора, чтобы установить, свободно ли она вращается, нет ли повышенного износа или повреждения ротора турбины или компрессора.
Обычно ось всегда имеет небольшой люфт, но если при вращении турбокомпрессора рукой ротор турбины и компрессора задевает или трется о корпус – налицо явный износ.
Если после проверки всех элементов неисправности не обнаружены, значит, падение мощности возникло не из-за турбокомпрессора. Необходимо искать неисправности в самом двигателе.
Синий дым из выхлопной трубы
Появление синего дыма является следствием сгорания масла, причиной которого может быть либо его утечка в турбокомпрессоре, либо неисправности в двигателе.
Прежде всего проверьте воздушный фильтр: любое препятствие на пути воздуха к турбокомпрессору может стать причиной утечки масла со стороны компрессора. В этом случае за ротором компрессора образуется разрежение, что вызывает засасывание масла из корпуса оси в компрессор.
Следующим этапом проверки будет снятие корпусов турбины и компрессора для проверки свободного вращения оси и отсутствия повреждений роторов.
Затем проверьте сливной маслопровод от турбокомпрессора к корпусу двигателя на отсутствие повреждений, сужений и пробок. Засорение этого маслопровода или повышенное давление в картере двигателя (в большинстве случаев вызываемое засорением системы вентиляции картера) приводит к тому, что масло из турбокомпрессора не возвращается в масляный картер двигателя. Проверьте, не повышено ли давление газов в картере. Используйте масло, рекомендуемое производителем для данного двигателя.
Не следует упускать из виду тот факт, что в масляный картер сливается не только масло – в нем присутствует также часть отработавших газов и сжатого воздуха из турбины и компрессора. В этой смеси на одну часть масла приходится приходится 4-5 частей газов.
В последнюю очередь снимите выпускной коллектор двигателя и проверьте отсутствие следов масла. Если и эта проверка окажется успешной, ищите неисправность в двигателе.
Повышенный расход масла (без синего дыма)
Проверьте воздушный фильтр, а затем крепления корпуса турбины турбокомпрессора и давление в нем. Оцените люфт оси турбокомпрессора, проверьте отсутствие следов износа от трения ротора компрессора и турбины о стенки соответствующих корпусов. Это обнаруживается по люфту оси турбокомпрессора.
Если ничего необычного не выявлено, следует искать неисправность за пределами турбокомпрессора. Иногда постоянная утечка масла происходит через турбину турбокомпрессора при том, что она находится в исправном состоянии. Практика показывает, что “виноват” в этом засоренный сливной маслопровод или повышенное давление в масляном картере двигателя. Как уже разъяснялось выше, по этому маслопроводу течет не только масло, но и большое количество газов. Идеальной формой для этого маслопровода была бы поэтому прямая труба, отходящая от турбокомпресора и без изгибов идущая в масляный картер двигателя, вывод которой в картере располагался бы чуть выше нормального уровня масла в нем.
Важным является также диаметр маслопровода. В случае турбокомпрессоров небольшого размера, таких как Garrett Т3, Т04В или 3LD Ноlset-KKK-Shwitzer, диаметр маслопровода составляет 20 мм. Как говорилось выше, в идеале труба маслопровода должна напрямую, без всяческих изгибов и горизонтальных частей, соединять турбокомпрессор с картером двигателя. Однако большинство сливных маслопроводов очень редко бывают подобной формы. При значительном износе двигателя возникают трудности со сливом масла. Фирмой Garrett, имеющей тридцатилетний опыт производства турбокомпрессоров, предложен специальный декомпрессор, снижающий давление, и сепаратор масла, который можно изготовить и установить самостоятельно .
Шумная работа турбокомпрессора
Проверьте все трубопроводы, находящиеся под давлением: вход и выход турбокомпрессора, систему выпуска. Проверьте легкость вращения оси турбины и отсутствие трения роторов турбины и компрессора и их повреждения посторонними предметами. Если установлено, что роторы трутся или повреждены, снимите и замените турбокомпрессор.
– Полностью снимите сливной маслопровод и трубку сапуна. Тщательно проверьте, не засорились и не пережаты ли они.
– Ни в коем случае не используйте герметик для крепления подающего и сливного маслопроводов турбокомпрессора. Большинство герметиков при контакте с горячим маслом растворяются в нем. Такое загрязненное масло может повредить подшипники и кольца турбокомпрессора.
– Очень часто остатки герметика вызывают засорение масляных каналов внутри турбокомпрессора.
– Не забудьте смазать турбокомпрессор перед его установкой.
– Промойте двигатель, замените масло, установите новые масляный и воздушный фильтры.
Следует обращать внимание на правильность вождения, особенности двигателя с турбокомпрессором (запуск и остановка двигателя). Если заглушить двигатель, работающий на высоких оборотах, турбокомпрессор продолжает вращаться без смазки, потому что давление моторного масла почти равно нулю. При этом повреждаются подшипники и кольца турбокомпрессора.
Кроме того, очень важно дать двигателю поработать на холостых оборотах минимум 30 секунд, прежде чем давать ему полную нагрузку (по тем же причинам, что и при остановке). Нужно регулярно заменять масло и масляный фильтр, используя масло, подходящее для данного турбокомпрессорного двигателя.
Из всего следует, что основными причинами неисправностей являются утечки воздуха и отработавших газов. С помощью таблицы можно найти участки, откуда может происходить утечка. Утечки всегда производят шум, и из-за потери газов или воздуха всегда снижается производительность турбокомпрессора, что, следовательно, уменьшает мощность двигателя. Недостаток воздуха может быть причиной черного дыма, выходящего из выхлопной трубы. Иногда, не найдя неисправности, шум можно устранить заменой турбокомпрессора.
Поиск неисправности на дизельном двигателе с турбокомпрессором
1. Если двигатель не развивает полную мощность, и при его работе выделяется черный дым, необходимо проверить следующие элементы:
– воздушный фильтр;
– крепления воздуховодов; выпусной коллектор, его уплотнения, систему выпуска;
– турбокомпрессор (следы трения роторов турбины и компрессора).
2. Если при работе двигателя выделяется синий дым и расходуется много масла, нужно проверить следующие элементы:
– воздушный фильтр;
– подшипники и уплотнительные кольца турбокомпрессора (отсутствие повреждений);
– турбокомпрессор (отсутствие засорения загрязненным маслом);
– трубу сливного маслопровода и сапун двигателя.
3. Если турбокомпрессор шумит при работе, следует проверить следующие элементы:
– крепления воздуховодов;
– систему выпуска;
– подшипники (отсутствие повреждений из-за нехватки масла или загрязненного масла).
С уважением, Юрий.