Теоретический материал, необходимый для выполнения задания № 20.
Что такое содержание теста? Если ответить кратко, то это основная суть изложения, то есть фабула.
Содержание – это сложная структура мыслей – главных, второстепенных, дополнительных. Оно облачено в особую лингвистическую форму и подчинено определённым целям.
Делаем вывод, что под содержанием понимается основная суть произведения, то, о чём данный текст. Прочитав какую-то книгу, желая привлечь к ней внимание, вы рассказывает , о чём она, то есть кратко передаёте содержание.
Однако не всё так просто. Содержание – это не только информация, но и авторское восприятие описываемого, его отношение к данной информации.
Особенности содержания теста
-
Содержит информацию о конкретных фактах, событиях, действиях, поступках героев.
-
Предаёт читателю индивидуально- авторское понимание того, о чём идёт речь в тексте.
-
Текст может содержать скрытую информацию о чём-либо, об этом читатель должен сам догадаться. Конечно, писатели и поэты помогает читателю в этом, используя различные художественные средства и элементы.
Так в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» лирические отступления автора имеют своей целью привлечь внимание к какой-то проблеме. Но автор о ней повествует не открыто, а косвенно. Вспомним лирическое отступление о «толстых и тонких», как Чичиков раздумывал, к кому ему примкнуть на балу. Конечно, он выбрал « толстых», то есть материально обеспеченных, имеющих высокое положение в обществе. Это и есть скрытый смысл лирического отступления- показать разницу в положении людей в обществе, оценку человека не по его нравственным качествам, а по социальному статусу.
Как определить соответствие того или иного высказывания содержанию текста?
Алгоритм выполнения задания № 20.
-
Прочитайте текст, ответьте кратко на вопрос: о чём он.
-
Выделите основные мысли в каждом абзаце (ответьте на вопрос: о чём каждый абзац)
-
Найдите ключевые, то есть опорные слова, которые помогут вам определить точно суть содержания текста.
-
Вдумайтесь в каждое предложенное высказывание задания № 20. Посмотрите, есть ли в нём ключевые слова, содержится ли в нём информация, имеющаяся в тексте.
-
Найдите два высказывания, которые соответствуют содержанию текста (или не соответствует, внимательно читайте задание).
-
Запишите ответ в бланк ответов.
ПРИМЕР.
Текст.
Д.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».
Задание № 20.
Найдите два утверждения, которые соответствуют содержанию текста.
1.В жизни не обязательно ставить цели, жизнь сама подскажет, что нужно делать.
2.Жизнь человек должен прожить достойно.
3.Вести дневник – это попросту тратить время.
4.Жизнь надо прожить красиво, не стоит себе отказывать в удовольствиях.
5.Обманывая других, человек обманывает себя.
Образец рассуждения:
-
Данный текст о смысле жизни, о том, ради чего стоит жить.
-
Основные мысли каждого абзаца:
-
В жизни должна быть цель
-
Мысли и принципы своей жизни можно записывать в дневник
-
Прожить жизнь надо достойно, чтобы не было стыдно.
-
Нужно уметь отказывать себе в удовольствиях, признавать свои ошибки.
-
Обманывая других, человек обманывает прежде всего себя.
-
Выделяем ключевые слова .
4. Отмечаем, что содержанию текста соответствуют высказывания 2 и 4.
5. Делаем вывод, что ответ: 24. Записываем его в бланк ответов.
Удачи вам!
Мельникова Вера Александровна.
Справочная информация
Задание 20 требует максимально внимательного прочтения текста и задания. Текстов великое множество. Каждый текст особенный, поэтому дать универсальный справочный материал, по-видимому, не получится. Но, можно, потренировавшись, научиться оперировать информацией, которая заложена в тексте.
Ваши действия будут зависеть от конкретной формулировки задания. В зависимости от неё нужно будет или анализировать основное содержание, или изучать детали, или оценивать утверждения с точки зрения их соответствия — несоответствия содержанию текста, или интерпретировать смысл отдельного (отдельных) высказывания (высказываний)…
Формулировки задания 20 различны:
- Какое утверждение соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
- Какое утверждение не соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
- Какое утверждение противоречит содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
- В каком предложении выражена основная мысль текста (указать номер предложения текста, выбор из 5 вариантов)?
- О чём говорит высказывание автора: цитата (выбор из 5 вариантов)?
Из них видно, что в большинстве заданий будет представлен выбор из предложенных вариантов ответов. Анализируйте формулировки внимательно. Верных ответов может быть несколько. Среди формулировок заданий встречаются такие, которые таят подвохи.
Самое простое задание — найти утверждение, которое противоречит содержанию текста. Это могут быть утверждения как общего, так и частного характера. Очень вероятны ошибки в деталях, во второстепенной информации, потому что их заметить труднее.
Как определить утверждение, которое не соответствует содержанию текста? Ищите утверждение, содержащее дополнительную, новую информацию.
А что значит «соответствует содержанию текста»? Такие утверждения передают ту информацию, которая есть в тексте. Это не обязательно основная, главная информация, потому что определению утверждения, соответствующего основной мысли текста, есть специальное задание.
Задание интерпретировать высказывание автора (или героя текста) направлено на проверку понимания одного конкретного высказывания. Часто такие высказывания содержат тропы, то есть средства речевой выразительности, передающие мысль образно.
Совет
Даже если задание не показалось вам сложным, не выполняйте его в спешке, потому что оно требует тщательности.
Даже если вам показалось, что верным ответом является первый предложенный вариант, обязательно проанализируйте все последующие варианты. Возможно, ваше мнение относительно правильности ответа изменится.
Знать
необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать.
М. Горький
Урок 20
Тема: Смысловая и композиционная целостность текста. Готовимся к выполнению задания
В20
Задание 20 требует максимально внимательного прочтения текста и
задания. Текстов великое множество. Каждый текст особенный, поэтому дать
универсальный справочный материал, по-видимому, не получится. Но, можно, потренировавшись, научиться оперировать информацией, которая заложена в тексте.
Ваши действия будут зависеть от конкретной формулировки задания. В
зависимости от неё нужно будет или анализировать основное содержание, или изучать детали, или оценивать утверждения с точки зрения их соответствия — несоответствия содержанию текста, или
интерпретировать смысл отдельного (отдельных) высказывания (высказываний)…
Формулировки задания
20 различны:
· Какое утверждение соответствует содержанию текста (выбор из 5
вариантов)?
· Какое утверждение не соответствует содержанию текста (выбор из 5
вариантов)?
· Какое утверждение противоречит содержанию текста (выбор из 5
вариантов)?
· В каком предложении выражена основная мысль текста (указать номер
предложения текста, выбор из 5 вариантов)?
· О чём говорит высказывание автора: цитата (выбор из 5
вариантов)?
Из них видно, что в большинстве заданий будет представлен выбор из
предложенных вариантов ответов.
Анализируйте формулировки внимательно. Верных ответов может быть
несколько. Среди формулировок заданий встречаются такие, которые таят подвохи.
Самое простое задание — найти утверждение, которое противоречит содержанию текста. Это могут быть утверждения как
общего, так и частного характера. Очень вероятны ошибки в деталях, во второстепенной информации, потому что их заметить труднее.
Как определить утверждение, которое не соответствует
содержанию текста? Ищите утверждение, содержащее дополнительную, новую
информацию.
А что значит «соответствует содержанию
текста»? Такие утверждения передают ту информацию, которая есть в тексте. Это
не обязательно основная, главная информация, потому что определению утверждения, соответствующего основной мысли текста, есть специальное задание.
Задание интерпретировать высказывание автора (или героя текста)
направлено на проверку понимания одного конкретного высказывания. Часто такие высказывания содержат тропы, то есть средства речевой выразительности, передающие мысль образно.
Совет
Даже если задание не показалось вам сложным, не выполняйте его в
спешке, потому что оно требует тщательности.
Даже если вам показалось, что верным ответом является первый предложенный вариант, обязательно проанализируйте все последующие варианты. Возможно, ваше мнение относительно правильности ответа
изменится.
Обратимся к тексту, чтобы подробнее рассмотреть выполнение задания В20
(1 )«Религия всегда была и остается теперь врагом науки». (2)Многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно
кажется им не подлежащим сомнению и проверке., (З)Правда, в последнее время признают, что религия не выступает открыто против науки, но при этом обычно добавляют, что «состояние войны будто бы
продолжает существовать в скрытой форме».
(4) Между тем наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. (5)Трудно
предположить, что древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, астрономии, медицины, ставили себе целью приспособиться к новым временам. (б)Храмы древневосточных цивилизаций были
настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. (7)Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, которые служили
религии. (8)Этот общеизвестный факт отрицать невозможно. (9)Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. (10)Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса
математики, представляло собой религиозный орден. (П)Аристотель — отец современного естествознания — был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление.
(12)В средние века церковь оставалась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки..
(13) Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. (Н)Выдающиеся христианские
мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. (15)Вопросами естествознания живо интересовались и святой Василий Великий, и Блаженный Августин, а монах Роджер
Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком.
(16)В нехристианском мире мы видим то же самое. (17)Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию,
буддийские — логику и теорию познания.
(18)Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для
друга, и только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с вращением Земли. (19)К счастью, во взаимоотношениях науки и религии это был редкий случай.
(20)Что же касается исторических взаимоотношений науки и религии в дальнейшем, то они более не нарушались такими инцидентами.
(21)Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль в XVII веке. не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. (22)Они совершали свои науч-ные_подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и
богословами. (23)Даже в вольнодумном XVIII веке такие учёные, как Ломоносов, Гер-шель, Эйлер, исходили в своём изучении природы из религиозного мировоззрения. (24)В XIX веке мы видим такую же
картину. (25)Религиоз-ными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл… (26)В XX столетии тема «конфликт науки и религии» теряет фактически всякое
значение.
(27)Остается вопрос: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу?
(28)Вряд ли кто будет спорить, что наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. (29)В частности, по характеру своему она —
вне-моральна. (30)И человек, производящий преступные опыты над людьми, и учёный, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, одинаково принадлежат науке. (31)Не существует «научного
мировоззрения», построенного только на данных естествознания. (32) В нашем взгляде на жизнь присутствует нечто, лежащее за пределами науки. (ЗЗ)Кроме того, человек не может руководствоваться в своих
поступках лишь тем, что принесло ему изучение природы. (34)Высшие категории смысла и ценности, добра и зла лежат в области веры. (35)Религия даёт человеку знание о том, для чего он живёт и как он
должен жить. (Зб)Наука не может ответить на эти вопросы — она лишь пытается узнать, как устроен материальный мир. (37)Сфера науки — преимущественно сфера интеллекта. (38)Но человек не может и не
должен сужать себя до пределов только этой сферы. (39)Религиозное миросозерцание — целостный круг, в котором заключена вся человеческая жизнь, в том числе жажда знаний, научное исследование мира.
(40)Поэтому-то, по словам Макса Планка, «наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении друг друга».
(41)Таким образом, наука и религия — это два пути познания реальности — должны быть не просто независимыми сферами, но в гармоническом
сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.
(По А. Меню)
Задание. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Наука даёт ответы на вопросы, для чего человек живёт и как он должен жить.
2) Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль были атеистами’.
3) В XX столетии тема «конфликт науки и религии» особенно актуальна.
4) Наука самим своим происхождением обязана религии!
• Проверяем Первое утверждение. Предложения 35-36 позволяют понять, что это утверждение не соответствует содержанию текста.
• 21-22 предложения помогают увидеть, что и во Втором утверждении есть ошибка.
• Предложение 26 опровергает Третье утверждение.
• Следовательно, Последнее утверждение Соответствует содержанию текста.
Проверьте свои знания, потренируйтесь в выполнении
задания
Символов всего: {{ сharactersFull }}
PRO версия:
Добавьте от 2 до 10 высказываний
- {{phrase}}
{{ item.num+1 }}. {{ item.score }}% {{ item.phrase }}
- {{ error }}
{{ infoService }}
Сервис сортирует высказывания по проценту соответствия содержанию текста.
Зеленым цветом подсвечиваются значения равные или большие медианы схожести высказываний, красным – значения меньшие медианы.
В том случае, когда текст высказывания напрямую не перекликается с исходным текстом — возможны ошибки. Если вариант ответа не содержит ни одного слова из текста, вероятны промахи.
Ещё важно понимать, что исходный текст может иметь лишь одно содержание, установленное автором. Но для разных читателей содержание может таить в себе разные смыслы, либо совсем их не иметь.
Зачем этот сервис?
Определять содержание текста необходимо, чтобы узнать, зачем писатель написал текст, что он планировал донести до читателя.
Ведь содержание текста — это фундаментальное свойство языка, обусловленное мышлением.
Как определить какие высказывания соответствуют содержанию текста?
В школе часто дают подобные задания. Сплошь и рядом такие вопросы попадаются на ВПР и ЕГЭ.
Воспользоваться нашим сервисом просто:
- В рабочее поле вставьте исходный текст.
- В отдельные окошки добавьте высказывания.
- Нажмите кнопку определить.
Готово!
Программа определяет насколько каждое высказывание соответствует тексту и сортирует их в порядке соответствия. Рядом с каждым номером утверждения указывается процент совпадения (вероятности правильного ответа).
Всего вы можете добавить 10 вариантов высказываний, каждое по 500 символов.
Насколько большой текст можно использовать?
Если вы приобретёте PRO- версию, то сможете работать с текстом до 100 тысяч символов. А это приблизительно 17 тысяч слов и 40 страниц!
Если вы зарегистрированный пользователь, то вам доступны 15 тысяч символов (6 страниц текста).
Если вы пользуетесь сервисом в качестве гостя — то рассчитывайте на 10 тысяч символов (около 4 страниц).
Подсказки:
– Если текст большой и не помещается в поле видимости, потяните рамку (внизу, справа) и окошко станет больше.
– Если в задании допускаются несколько вариантов ответа, выбирайте по наибольшему количеству процентов.
Например:
1.41% Текстовод — лучший сайт по текстовым сервисам.
2. 40% Текстовод — каждый день развивает свои программы.
3.18% У Текстовода все сервисы бесплатные.
Правильные ответы: 1, 2
А можно, соблюдая все правила, самостоятельно определить содержание текста:
1. Прочитать внимательно текст из задания.
2. Определить о чём текст (понять цель высказывания, его тему, выяснить основную мысль).
3. Отдельно прочитать каждый абзац и определить главное его предложение. Для этого нужно использовать ключевые слова, которые и определяют суть текста. Предложение можно выписать на отдельный листочек или подчеркнуть его.
4. Свести каждое предложение до словосочетания, содержащего только глубинный смысл.
5. Связать полученные из каждого абзаца словосочетания в 1-2 предложения.
6. Обратить пристальное внимание на фактическую информацию (имена собственные, числа и проч.)
7. Выбрать из предложенных в задании высказываний наиболее близкое к тому предложению, которое у вас получилось.
Пишите ваши комментарии с предложениями и пожеланиями. Всем пятёрок!
1. Найди утверждение,
которое соответствует содержанию прочитанного текста, отметь его.
Верно:
Федя сам включил радио.
2. К кому пошел Федя
Рыбкин за помощью? Закончи предложение.
Федя
Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину.
3. Укажи, в каком
порядке встречаются в тексте предложения.
- Дома
никого не было. - Он
отрегулировал репродуктор. - Из
репродуктора послышались звуки рояля. - Он
почесал кончик носа и принялся читать задачу заново. - Пойду
лучше к Юре Сорокину.
4. Каким словом можно
заменить выделенное слово в выражении «отрегулировал репродуктор»
Настроил
громкость
5. Настроение Феди
меняется по мере прослушивания концерта. Вставь в предложения глаголы,
передающие изменения настроения Феди. Глаголы выбери из указанных ниже.
Плохая
песня – решил.
Хорошая
песня – одобрил.
Опять про
колокольчик – воскликнул.
Тьфу –
плюнул.
6. Вставь в
предложение пропущенное слово. Отметь свой ответ.
Из
репродуктора послышались звуки рояля, и чей-то голос запел густым рокочущим басом.
7. Найди в тексте и
напиши, о каких колокольчиках пел голос из репродуктора.
По дороге
зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно
гремит… (колокольчик на лошадях)
Колокольчики
мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые (цветы)
8. Рассказывая, как
звучит голос из репродуктора, автор использует разные глаголы. Найди в тексте
не менее трех неповторяющихся глаголов.
Голос
объявил, запел басом, послышался.
9. Назови чувства,
которые испытывает Федя, услышав третью песню про колокольчик.
Раздражение,
негодование, возмущение
Выпиши из текста предложения,
которые подтверждают твой ответ:
«— Опять
про колокольчик! — воскликнул Федя. — На колокольчиках помешались! Так…
Утомительно гремит… в каждом мешке… … Совсем запутали!»
« — Тьфу!
— плюнул Федя. — Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с
ума можно сойти!..»
10. Почему Федя назвал
короля противным? Отметь свой ответ.
Король
предпочел блоху родному брату.
11. У Феди есть
чувство юмора. Приведи два факты, которые подтверждают это.
— Ну
гремит и пусть гремит, — сказал Федя. — Нам-то какое дело? Нам надо задачу
решать. На чём мы тут остановились? Так…
— Очень
нам нужно ещё алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо
наказание какое-то!
12. Почему песню о
блохе Федя назвал плохой? Отметь свой ответ.
В песне
ничего не сказано, сшил ли портной блохе кафтан.
13. Объясни, как ты
понимаешь предложение «Веселей будет делать уроки»
Я думаю,
Федя считал, что под музыку делать уроки эффективней, так как она задает ритм и
дает больше вдохновения.
14. Почему Федя,
прослушав две песни, потер обеими руками уши? Отметь свой ответ.
Он пытался
сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.
15. О чем главным
образом хотел рассказать автор. Отметь свой ответ.
О том, как
надо готовить уроки
16. Прочитай
предложение. Из всех действий Феди выбери то, с которого надо было начать подготовку
уроков подчеркни.
Федя
Рыбкин выключил радио.
17. Какова главная
мысль текста? Отметь свой ответ.
Бесполезно
делать сразу два дела.
18. Поучительный смысл
рассказа Н. Носова созвучен пословице «За двумя зайцами погонишься – ни одного
не поймаешь». Запиши, как ты понимаешь смысл этой пословицы.
Я понимаю
это так, что если делать два дела одновременно, то внимание будет рассеиваться,
распыляться, и оба дела не получатся. Тогда и результата никакого не
будет.
19. Двадцать раз
прочитал задачу – и ничего не понял! Подумай, что можно сказать Феде в
ответ на его слова. Напиши об этом.
Федя,
важно не количество, а качество. Каждый раз, когда ты читал текст задачи, твое
внимание было сосредоточено на радио, на концерте, поэтому одновременно с этим
ты не мог воспринимать текст. Если ты занят чтением или выполнением уроков, то
постарайся оградить себя от посторонних звуков – от телевизора, телефона,
радио, пока ты не сделаешь это дело. Тогда твой результат тебя обрадует и
удивит.
20. В какой из сборников
можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ.
Юмористические рассказы.
Назад к содержанию