Как найти в еис товар

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Каталог КТРУ на 2023 год размещен в Единой информационной системе. В нем приводятся наименования и стандартные характеристики товаров, работ и услуг. Информация из КТРУ обязательна к применению, а за нарушение правил описания объекта грозит штраф в размере до 50 000 рублей.

Как найти каталог товаров, работ, услуг в ЕИС

Если хотите найти КТРУ 2023 года с расшифровкой с поиском по наименованию, то зайдите на главную страницу Единой информационной системы и найдите вкладку «Каталог». В п. 2 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017, указана расшифровка, что такое КТРУ в госзакупках, — систематизированный перечень товаров, работ, услуг, которые приобретаются для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот каталог формируется на основе общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включает закрытый перечень информации для описания объекта закупки. Или перейдите по прямой ссылке. Она ведет напрямую в ЕИС. Там оцените весь функционал реестра товаров, работ, услуг.

КТРУ

Что содержит каталог

Каждый товар, работа или услуга в каталоге имеет конкретную запись, некоторые из них объединяют по общим признакам и составляют ассортиментный набор. Отдельная строка справочника КТРУ в 2023 году состоит из следующих частей:

  1. Код каталога.
  2. Наименование ТРУ (не торговое) объекта закупки, товара, работы или услуги, указанное без отсылки к производителю и месту изготовления.
  3. Единица измерения. Минфин в Письме № 24-01-08/7999 от 07.02.2020 указал, что, если в каталоге нет такой информации, используйте единицы измерения, которые указаны в документах национальной системы стандартизации.
  4. Описание характеристик ТРУ в соответствии со ст. 33 44-ФЗ. Когда описываете объект закупки, вправе указать товарный знак, сопроводив эту информацию словами «или эквивалент» в рамках п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Минфин в Письме № 24-06-08/82228 от 18.09.2020 подтвердил, что использование каталога не исключает возможности указывать товарный знак.
  5. Идентификаторы общероссийских и международных классификаций и данные о типовых контрактах и их условиях.
  6. Дата внесения записи в перечень и момент ее вступления в силу и окончания действия.

В п. 5 Письма Минфина № 24-06-05/74463 от 25.08.2020 указано, что если нет позиции в КТРУ или запись каталога не содержит описания товара, работы, услуги, то необходимо самостоятельно установить характеристики объекта закупки. Описание составляют с учетом требований ст. 33 44-ФЗ. С 01.10.2023 при проведении электронных и закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ указываются с использованием ЕИС при формировании извещений и приглашений (ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 44-ФЗ).

Когда информация для описания объекта заказа согласована между Минэкономразвития, Минфином и ФАС, то конкретная запись в перечне ТРУ включает требования ст. 33 ФЗ-44 в части:

  • потребительских, технико-эксплуатационных, качественных свойств товаров, работ, услуг;
  • данных о государственных (национальных) стандартах и технических регламентах;
  • изображения — планы, чертежи, фотографии (по мере необходимости);
  • дополнительных сведений о конкретных ТРУ.

Как применять на стадии планирования

Если план-график утвердили до даты, когда обязательно применяются параметры из каталога, то в процессе закупки не учитывайте информацию из каталога. Но если для закупки придется изменить план-график, то характеристики из каталога обязательно принимайте в работу по п. 7, 9 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017.

Из каталога берите наименование объекта закупки и код каталога при формировании плана закупок. Первые цифры кода позиции каталога в плане закупок совпадают с первыми цифрами кода ОКПД2 и включаются в состав идентификационного кода закупки (ИКЗ). Когда составляете план-график, используйте единицы измерения и описание объекта закупки из КТРУ.

По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.

Как работать с КТРУ в 2023 году

Каталог активно пополняется, в нем представлены сведения о более чем 70 000 записей. Если товар, который закупаете, уже есть в реестре, то на всех этапах закупочного процесса указывайте наименование, характеристики и другую информацию.

При необходимости дополняйте перечень параметров из каталога, но не забудьте, что такие действия требуют обоснования, и обратите внимание на позиции, характеристики которых менять или дополнять запрещено. Подробнее: обосновываем дополнительные характеристики КТРУ.

У всех записей в каталоге есть дата, с которой всем заказчикам обязательно придется применять сведения. Это правило закреплено в п. 10 постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ.

В п. 3 постановления Правительства РФ № 145 указано, что если день обязательного применения еще впереди, то используйте сведения из каталога по желанию.

Позиции в КТРУ

Код позиции КТРУ: что это

Для всех заказчиков код позиции КТРУ — это цифровой код, который состоит из 17 разрядов. Первые 9 разрядов — персонифицированные данные товара (работы, услуги) на основе кода ОКПД2; оставшиеся 8 — последовательный номер позиции, присвоенный в порядке возрастания.

Рассмотрим код 01.11.71.110-00000004.

1.11.71.110 — это ОКПД2 для зерна фасоли.

Код КТРУ — это цифровое обозначение позиции каталога

Как найти позицию

Чтобы найти нужную запись в каталоге, используйте 2 способа поиска по КТРУ: код ОКПД2 или наименование товара, работы, услуги по коду, так называемый контекстный поиск.

Вот инструкция, как найти КТРУ по названию товара в 2023 году:

  1. Зайдите в каталог.
  2. Пропишите наименование в адресной строке.
  3. Выберите нужную позицию.

Поиск по КТРУ

Чтобы найти позицию по ОКПД2, перейдите в «Классификацию».

Классификация в КТРУ

В списке выберите классификатор ОКПД2.

Классификатор ОКПД2 в КТРУ

Затем выберите нужный ОКПД2 из дерева классификатора.

Выбор классификатора в КТРУ

Как найти позицию в личном кабинете заказчика

Пошаговая инструкция, как определить КТРУ по ОКПД 2 в закрытой части ЕИС:

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

Шаг 2. Используйте для поиска позиций и шаблонов по кодам и наименованиям товаров, работ, услуг, по кодам ОКПД2, по классификаторам и значениям классификаторов блок быстрого поиска на главной странице раздела КТРУ.

КТРУ в личном кабинете заказчика

Шаг 3. Если введете три и более символа, то в строке быстрого поиска появится контекстный поиск. В итоге отобразятся 10 записей (сначала шаблоны, затем бесшаблонные позиции). В поле «Рубрикатор» ищите по наименованию рубрики (при вводе 3 и более символов отображаются результаты контекстного поиска). Выбирайте рубрику или подрубрику (при наличии) из справочника, нажав на пиктограмму с изображением книжки.

Рубрикатор КТРУ стр.1

Рубрикатор КТРУ (стр. 2)

Шаг 4. Ищите нужный код классификатора КТРУ, используя коды ОКПД2, которые указаны в общих сведениях позиции и справочной информации позиции. В результатах поиска показывается список позиций, которые содержат ОКПД2.

Шаг 5. Укажите полностью или часть кода, или наименования товара, работы, услуги и нажмите на пиктограмму поиска в виде лупы для поиска позиции в КТРУ в строке быстрого поиска.

Быстрый поиск в КТРУ

Или нажмите на клавишу Enter на клавиатуре. Система осуществляет поиск позиций по этому значению.

Если сбрасываете параметры, которые установили, то нажмите на пиктограмму крестика.

Сброс параметров в КТРУ

Шаг 6. В блоке поиска «Классификация» отображаются общероссийские и международные классификаторы в виде гиперссылок.

Классификация в КТРУ

Шаг 7. Если нажмете на гиперссылку «Отобразить все классификаторы», то в блоке поиска в виде гиперссылок в алфавитном порядке появятся все классификаторы.

Классификаторы в КТРУ

Шаг 8. Если ищете позиции с большей детализацией параметров, то используйте расширенный поиск позиций КТРУ. Для этого на главной странице раздела КТРУ кликните на гиперссылку «Расширенный поиск». Отобразится форма расширенного поиска позиций каталога.

Расширенный поиск в КТРУ

Еще по теме:

  • что это такое и где искать ККН;
  • что это такое и как пользоваться классификатором предмета госзаказа;
  • обосновываем дополнительные характеристики КТРУ.

Видео: как искать товары с помощью КТРУ

КТРУ: применяем без ошибок

22.04.2022

КТРУ: применяем без ошибокНаступило время обновить полностью наш взгляд на вопросы применения заказчиками, работающими по Закону № 44-ФЗ, каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ). Особенно принимая во внимание тот факт, что постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, устанавливающее Правила применения КТРУ, с 31.08.2021 претерпело существенные изменения. В данном материале эксперты Центра закупок и продаж «Закон.гуру» поделятся своими наработками и случаями, связанными с применением КТРУ, с которыми пришлось столкнуться в ходе осуществления деятельности по консультированию заказчиков и поставщиков. Рекомендуем ознакомиться с указанным материалом полностью, даже если вы давно работаете в сфере закупок. Очень вероятно, что из материала вы откроете для себя что-то новое. Если же вы относитесь к категории начинающих специалистов, то данный материал просто обязателен к прочтению и изучению.


Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены непониманием заказчиками правил его использования (далее – Правила), которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Для лучшего понимания установленных норм мы цветом выделили те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования 


КТРУ и планирование

Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.

Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.

Данное правило справедливо для случаев, когда иное не предусмотрено иными информационными системами, в том числе региональными. В отдельных субъектах Российской Федерации существуют «свои» КТРУ, которыми заказчики обязаны по факту руководствоваться несмотря на то, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует возможность региональных властей на утверждение и ведение таких КТРУ.


Наименование закупки в извещении

С 1 января 2022 года из Закона № 44-ФЗ исключена ч. 10 ст. 16, предусматривающая полное соответствие информации, указываемой заказчиком в извещении, с информацией, указанной им в плане-графике, в том числе по объекту закупки. На сегодняшний день предмет закупки (извещения) может не соответствовать предмету, указанному в плане графике. Это нормально.

Наименование объекта закупки в извещении также может не соответствовать наименованию из КТРУ. Правила не требуют перечисление в объекте закупки всех наименований, предусмотренных КТРУ. При этом, безусловно, такие наименования должны быть отражены заказчиком в описании объекта. Если закупается перечень продукции в рамках одного лота, то наименование в соответствии с КТРУ по конкретной продукции указывается именно в этом перечне.


Единица измерения количества (объема)

Правила предусматривают (см. выше), что если закупаемая заказчиком продукция попала под действие КТРУ, то не только наименование такой продукции должно быть указано в соответствии с КТРУ, но и единица измерения количества (объема). Данное правило действует даже в том случае, если представленная в КТРУ единица изменения не удобна заказчику. Приведем пример:

Если единица измерения представлена так, как указано на картинке выше, то заказчик вправе определить конкретный вариант единицы измерения из предложенных в КТРУ. Следует отметить, что в указанной единице измерения объем будет определяться не только при размещении заказчиком извещения в ЕИС, но и при регистрации сведений в реестре контрактов.

Документ о приемке уже будет подписан в той единице измерения, которая необходима заказчику и поставщику.


Описание объекта закупки по КТРУ

Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ. При этом в Правилах отсутствует указание на то, что характеристики, используемые в описании, могут быть обязательными и необязательными. Однако, КТРУ предусматривает характеристики, которые не являются обязательными для применения заказчиком.

Нужно запомнить следующие правила:

1) Заказчик обязан использовать обязательные для применения характеристики при описании объекта закупки. В этом случае наименование такой характеристики, а также значение по ней (прим.: в случае, если КТРУ предусматривает несколько значений по одной характеристике, то заказчик вправе выбрать только ОДНО из предусмотренных значений. Выбор заказчиком двух или более значений в рамках одной характеристики, даже если все из них предусмотрены в КТРУ, не допускается) переносится в описание объекта закупки;

2) Применение необязательных характеристик, указанных в КТРУ, является правом заказчика, а не обязанностью. Если заказчик использует необязательную характеристику, содержащуюся в КТРУ, то обосновывать ее применение не нужно;

3) Если заказчик планирует выбрать несколько предусмотренных значений по одной характеристике из КТРУ или установить требования к продукции, не предусмотренные КТРУ, то в этом случае требуется составлять обоснование необходимости установления таких значений и характеристик (прим.: в тех случаях, когда заказчик вправе указывать дополнительные требования к закупаемой продукции);

4) Заказчик не вправе изменять и корректировать наименование предусмотренных КТРУ характеристик и значения по ним даже при наличии обоснования.


Когда указание дополнительных характеристик запрещено? 

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к закупаемой продукции, которые не предусмотрены КТРУ (прим.: даже при наличии соответствующего обоснования), в следующих случаях:

1) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) – 25(7) перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренного таким постановлением);

2) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств);

3) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрим каждый из указанных случаев подробно.

Случай 1. На день опубликования настоящего материала на сайте Центра закупок и продаж «Закон.гуру» перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не содержит пункты 25(1) – 25(7). С 15 декабря 2021 года в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 были внесены изменения, в том числе и в части утвержденного им перечня. Продукция, которая ранее числилась под пунктами 25(1) – 25(7), теперь представлена в перечне под пунктами 22-27, 29.

Формально получается, что заказчик, осуществляя закупки такой продукции, не ограничен запретом, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, и может установить дополнительные требования даже в случае применения им запрета по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Вместе с тем, специалисты Центра не рекомендуют заказчикам пользоваться указанной «лазейкой». Мы понимаем, что рано или поздно данное несоответствие будет устранено.

Случай 2. Если закупаемая заказчиком продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, то указание дополнительных требований строго запрещено. При этом с 01.01.2022 постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не предусматривает случаев, при которых оно может не применяться. Если заказчику крайне необходимо установить дополнительные требования в указанном случае, то выходом из сложившейся ситуации может стать решение о неприменении заказчиком КТРУ. В этом случае не требуется составлять какое-либо обоснование. Сама же закупка проводится по соответствующему коду ОКПД2. Однако, нужно понимать, что органы контроля, вероятнее всего, не согласятся с заказчиком и обяжут его описывать продукцию в строгом соответствии с КТРУ.

Случай 3. На день подготовки настоящей статьи к публикации особенности описания установлены только для закупок лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380). Мы их подробно разобрали в отдельной статье. В частности, при осуществлении закупок лекарственных средств постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 установлено требованием о том, что заказчиком должны указываться эквивалентные лекарственные формы и дозировки. Раньше указание эквивалентных лекарственных форм и дозировок должно было обосновываться со ссылкой на данное постановление, т.к. они не были указаны в соответствующей позиции КТРУ. Теперь этот недочет исправлен.


Где найти КТРУ?

Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Каталог».

Где найти КТРУ в ЕИС

КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему. При формировании технического задания используются только обычные позиции.

Укрупненные и обычные позиции КТРУ

Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.

Аналогичные лекарственные препараты по КТРУ 1

Аналогичные лекарственные препараты по КТРУ 2

Ответ следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее, скорее всего, нет в КТРУ. Однако, при осуществлении поиска заказчик должен использовать все возможные синонимы (а лучше всего – код ОКПД2, в том числе недействующий), которые могли бы использоваться для определения предмета контракта. Также следует помнить, что КТРУ постоянно обновляется. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при осуществлении соответствующей закупки.

КТРУ и ОКПД2

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».

КТРУ мониторы для подключения к компьютеру

При этом заказчику нужен монитор не меньше 45 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе может получит монитор диагональю 42 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)

КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)

На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых “используются” товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ:  Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары “поставляются” при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).

Отсутствуют характеристики в КТРУ

Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.

Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?

Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не формирует извещение (например, при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.

Если же закупка у единственного поставщика требует формирование извещения (например, при осуществлении закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 3 000 000 рублей посредством электронной площадки), то КТРУ должен применяться.

Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?

КТРУ стенд коронарный

Ответ: Данное описание не должно переносится в техническое задание, т.к.  является справочной информацией, которая не содержится непосредственно в разделе “Описание товара, работы, услуги”.

Обоснование заказчика

Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».

Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.

Удачных закупок!

Каталог товаров, работ, услуг   это систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя определенную информацию (далее – Каталог)[1] 

Система НПА

  • Статья 23 Закона 44-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ПП 145).

Коды КТРУ попадают под действия постановлений, устанавливающих требования нац. режима и преференций по закупке. В самих нормативных актах указываются коды ОКПД2, а не коды КТРУ, однако в карточке КТРУ есть связанный код ОКПД2, по которому и идет проверка на постановления. В Эконом-Эксперт проводится моментальная проверка кодов КТРУ на 17 нормативных актов, а также есть проверка совместимости кодов в одной закупке.

Кто формирует и ведет каталог

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Минфин России[2].

Минфин России вправе привлекать юридическое лицо, являющееся оператором каталога[3].

Каталог формируется и ведется в электронной форме[4].

Содержание каталога[5]

Информация

Пояснение

Обязательность применения

Код позиции каталога

Формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2[6].

Коды в описании объекта закупки в строке “Наименование товара, работы, услуги по КТРУ” в информации о контракте автоматически передаются из аналогичной строки описания объекта закупки в извещении без возможности редактирования.

Наименование товара, работы, услуги (далее – ТРУ)

Включаемое в позицию каталога наименование соответствующего ТРУ, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара.

Строка объекта закупки “Наименование товара, работы, услуги” в информации о контракте доступна для уточнения (т.е. ее можно редактировать) в соответствии с условиями контракта[7].

Обязательно*

Единицы измерения

Согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ). 

При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения – такая единица измерения считается временным значением до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ.

Обязательно*

Информация, содержащая описание товара, работы, услуги[8] (информация включается  после согласования с ФАС)

Потребительские свойства и иные характеристики ТРУ, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости):

Обязательно*

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку:

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки:

  • конкретное значение, или 
  • исчерпывающий перечень конкретных значений, или 
  • диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или 
  • неизменяемые значения
  • исчерпывающий перечень соответствующих свойств ТРУ

Информация о распространяющихся на ТРУ технических регламентах, ГОСТ, ТУ (при наличии)

Спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (при необходимости)

Справочная информация (при наличии)

  • коды, соответствующие ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации;
  • информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов

Не обязательно 

Дата включения в каталог позиции

Обязательно*

Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога

Не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога[9].

Обязательно*

Дата окончания применения позиции каталога 

Обязательно*

Дополнительная информация (основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются по согласованию с ФАС)

  • характеристики товара,
  • производитель товара,
  • торговые наименования, 
  • наименования мест происхождения товаров, 
  • цены за единицу,
  • условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Не обязательно 

* Если в позиции каталога в отношении характеристики установлено, что она «не является обязательной», то ее можно не применять.

В каталог не включаются сведения, составляющие государственную тайну[10]

Что делать, если в состав одного лота включены  несколько товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции

Заказчик может объединять такие ТРУ в один лот (одну закупку).

Заказчик применяет КТРУ только к тем позициям, на которые в каталоге имеются характеристики[11].

ТРУ, по которым в КТРУ нет позиции – заказчик делает описание объекта закупки самостоятельно, используя ст.33 Закона 44-ФЗ.

Кто применяет каталог

Все участники контрактной системы в сфере закупок[12] – заказчики, уполномоченные органы (уполномоченные учреждения), контрольные органы и пр.

Заказчики используют Каталог в целях[13]:

  • обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах в извещении об осуществлении закупки (приглашении для закрытых способов), документации о закупке, контракте, реестре контрактов,
  • описания объектов закупки.

Иные участники контрактной системы – в целях обеспечения единообразного указания информации о товарах, работах, услугах[14].

Является ли применение каталога обязательным[15]

С даты включения позиции в каталог до даты начала обязательного применения

Заказчик ВПРАВЕ применять информацию из каталога. 

В этом случае описание товара, работы, услуги заказчик осуществляет самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ

С даты начала обязательного применения позиции каталога

Заказчик ОБЯЗАН применять информацию из каталога 

Что делать, если в каталоге нет товара, работы, услуги[16]

Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ.

В качестве кода каталога указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.

Может ли заказчик использовать дополнительную информацию, не указанную в каталоге[17]

Вид закупки

Возможность использования дополнительной информации, отсутствующей в каталоге

Для закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N 878

(ВАЖНО! Изменения действуют с 27 ноября 2020 г.)

  • Если заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878
  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.
  • Если заказчиком не установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878 (товар попадает под исключения)
  • Можно указывать дополнительную информацию 

Для отдельных видов объектов закупок, в отношении которых установлены особенности описания (ч.5 ст.33 Закона 44-ФЗ)

Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов …”

  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанное в каталоге.
  • Дополнительную информацию можно указывать только, если это разрешено особенностями описания в соответствующем правовом акте.
  • Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации

Для закупок иных товаров, работ, услуг

  • Можно использовать дополнительную информацию.

При закупках любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика по ст.93 Закона 44-ФЗ

  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.

ВАЖНО!

Если заказчик использует дополнительную информацию, которой нет в позиции каталога, то ОБЯЗАТЕЛЬНО в техническое задание надо включить обоснование необходимости использования такой информации.

Административная ответственность за нарушения при использовании каталога

№ п/п

Состав административного правонарушения

Административный штраф, руб.

Статья КоАП РФ

1

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Например, отсутствие в техническом задании обоснования использования дополнительных характеристик, или неприменение при описании объекта закупки каталога ТРУ

3 000

Ст.7.30 ч.4.2

ПРИМЕР:

Закупка автомобиля легкового включена в Каталог – реестровая запись № 29.10.20.000-00000001, код по ОКПД 2 – 29.10.2: Автомобили легковые. 

Единица измерения – штука.

Дата включения позиции в каталог – 05.09.2018 г.

Дата начала обязательного применения позиции каталога – 22.10.2018 г.

Дата окончания  применения позиции каталога – бессрочно.

Согласно данной позиции КТРУ установлены только четыре характеристики товара, которые может указать заказчик: количество посадочных мест, тип двигателя, тип коробки передач, тип привода.

Наименование характеристики

Значение

При формировании ТЗ

Количество посадочных мест 

(характеристика является обязательной для применения)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

  • заказчик должен указать в ТЗ все 4 характеристики,
  • в каждой характеристике указать соответствующее значение,
  • при включении любых дополнительных характеристик (цвет, габариты, количество дверей, дорожный просвет, объем и мощность двигателя, размер шин, комплектация и пр.) ОБЯЗАТЕЛЬНО включить обоснование каждой из таких характеристик.

Тип двигателя

(характеристика является обязательной для применения)

Бензин, гибрид, дизель, электрический

Тип коробки передач

(характеристика является обязательной для применения)

Автомат, механика

Тип привода

(характеристика является обязательной для применения)

Моноприводный, полноприводный

[1] П.2 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145 

[2] П.4 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[3] П.5 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[4] П.9 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[5] П.10 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[6] П.12 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145  

[7] Информация Федерального казначейства от 24.11.2017

[8] П.13 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[9] П.18 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[10] П.7 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[11] П.8 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[12] П.1 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[13] П.2 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[14] П.12 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[15] П.3, 4, 9 Правил использования каталога, утв. ПП 145, письмо Минфина России от 21.06.2019 N 24-06-08/45412

[16] П.7 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[17] П.5 и 6 Правил использования каталога, утв. ПП 145 (в ред. постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961, действует с 01.07.2020 г.)


Просмотры: 1 724

Содержание

  • Где спрятана документация в ЕИС
  • Аукционная документация
    • Общая информация о торгах
    • Сведения о закупке
    • Требования к исполнителю
    • Состав заявки
    • Ключевые даты
    • Изменение существенных условий
    • Информация о разъяснениях и заключение контракта
    • Обеспечение заявки и контракта
    • Прочие положения
  • Техническое задание
  • Сведения о товаре (форма №2)

Все подробности о предмете закупки, ее процедуре и требованиях к поставщику можно узнать из закупочной документации. Это необходимо, чтобы случайно не подать заявку на контракт, который поставщик будет не в состоянии исполнить. В статье расскажем, где в ЕИС найти документацию и на что обратить особое внимание при ее изучении. Для наглядности разберем один из состоявшихся аукционов по 44-ФЗ, предметом которого стали ремонтные работы.

Где спрятана документация в ЕИС

Зайдя в систему, прежде всего нужно найти интересующую закупку. Сделать это несложно — в строке поиска нужно ввести необходимые параметры. Это могут быть ключевые слова, описывающие объект закупки, ее номер (если он известен), наименование заказчика и так далее. Для примера мы отобрали закупку № 0873500000817001045. Это аукцион на закупку услуг по текущему ремонту здания.

Закупка в ЕИСВо вкладке «Сведения» представлена основная информация об аукционе. Здесь можно найти данные о заказчике, о самой процедуре, включая НМЦК и объект закупки, а также требования, которые предъявляются к участникам. Во вкладке «Документы закупки» приводится список документов, среди которых необходимо отыскать файл документации. Единых требований для названия файлов нет, поэтому он может иметь любое имя. В данном примере он носит имя ElectronicAuction12886743.docx (присвоено автоматически).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Документы закупки в ЕИСАукционная документация

Общая информация о торгах

В первой части документации содержатся общие сведения о проведении аукциона в электронной форме. Начинающим поставщика рекомендуется внимательно ознакомиться с этой частью. Из нее можно узнать, что представляет собой контрактная система, каковы ее основные принципы, кто является заказчиком и исполнителем, какие существуют методы определение поставщика и так далее. В общем, это краткий конспект всего 44-ФЗ.

Сведения о закупке

В следующей части содержится информация о проведении конкретной закупки, к которой и разработана эта документация. По сути, она повторяет все то, что содержится в карточке закупки в ЕИС. Здесь можно найти подробные данные о заказчике, о местонахождении объекта, в котором требуется провести работы (напоминаем, что мы рассматриваем закупку работы по текущему ремонту). Также здесь указана начальная (максимальная) цена контракта, метод, которым она определялась, и источники финансирования.

В этой части содержится еще множество пунктов, но большинство из них в рассматриваемой закупке не применяются.

Обратите внимание! В пункте 12.3 установлено преимущество. Его в данной закупке имеют субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Требования к исполнителю

В следующей части документации описываются требования, которые предъявляются к исполнителю контракта. Здесь установлены общие требования в соответствии со статьей 31 закона 44-ФЗ. В частности, заказчик должен вести деятельность, не должен находиться в процессе ликвидации, иметь задолженности по налогам, состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Кроме того, между заказчиком и поставщиком не должно быть конфликта интересов.

Что касается физических лиц — учредителей, руководителей и прочих должностных лиц, а также индивидуального предпринимателя — они не должны иметь судимости, быть лишены права заниматься деятельностью, связанной с исполнением предмета контракта, а также фигурировать в реестре недобросовестных поставщиков.

Состав заявки

В первой части заявки должно содержаться согласие участника аукциона на выполнение предусмотренных документацией работ, включая использование товаров с конкретными показателями.

Во второй части заявки должны содержаться такие данные:

  1. Общая информация о поставщике — наименования, адрес, ИНН (в том числе учредителей, директора).
  2. Документ, подтверждающий соответствие товаров работ и услуг требованиям, установленным законодательством.
  3. Декларация о принадлежности поставщик как СМП и СОНО.
  4. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если она является крупной для поставщика.
  5. Документы, которые подтвердят что предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги соответствует национальному режиму.

Ключевые даты

В следующей части документа указаны определенные заказчиком даты:

  • для окончания приема заявок;
  • для окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • проведения электронного аукциона.

Обратите внимание! Время проведение аукциона назначается оператором, то есть электронной торговой площадкой.

Изменение существенных условий

44-ФЗ не разрешает менять существенные условия контракта, кроме ситуаций, предусмотренных пунктом 1 статьи 95. Это должно быть указано в документации и проекте контракта. В данном случае заказчик предусмотрел возможность изменить условия, а именно:

  • снизить цену без уменьшения объема работ, которые подлежат исполнению;
  • изменить цену контракта в любом направлении в пределах 10% при одновременном пропорциональном изменении объема выполняемых работ.

Информация о разъяснениях и заключение контракта

В следующих блоках предоставляются сведения о том, с кем будет заключен контракт. Имеется в виду, кто выступает заказчиком.

Далее указан срок подписания контракта, расписан порядок внесения изменений в аукционную документацию и обращение поставщиков за разъяснениями его положении. Также указаны даты начала и окончания срока предоставления таких разъяснений заказчиком.

Обеспечение заявки и контракта

В следующем блоке расписана информация об обеспечении, его размере, сроках и порядке представление. В данном примере обеспечение заявки составляет 1%, а обеспечение контракта — 5% от начальной (минимальной) цены. Сумма обеспечения исполнение контракта разбита на две части и должна быть переведена на реквизиты двух разных учреждений. Также указаны требования, предъявляемые заказчиком к банковской гарантии.

Прочие положения

Далее приводится порядок заключения контракта и указывается, что будет, если аукцион не состоится. Затем идут приложения — это формы, рекомендуемые заказчиком для поставщиков (форма согласия на поставку товара, форма декларации соответствия), а также инструкция по заполнению заявки.

Заказчик прилагает к документации рекомендуемые формы, однако поставщик не обязан использовать именно их.

Техническое задание

Техническое задание — это тот документ, который поставщик должен изучить от корки до корки. В начале ТЗ кратко дублируется вся информация о закупке, а затем расписываться конкретные условия. В нашем примере это условия выполнения строительных работ, например, режим работы, использование минимально необходимого количества технических средств (чтобы создавать меньше шума и пыли), уборка рабочей зоны за собой — вывоз мусора и так далее.

Рекомендуем прочитать статью Госзакупки в строительстве: как получить контракт.

Приводится в Техническом задании и порядок выполнения работ, требования к качеству, к безопасности, соблюдение технических регламентов (СНиПов, ГОСТов). Отдельно описывается порядок приемки работ, гарантийные и иные требования.

Таким образом, именно из технического задания поставщик поймет, какие конкретно работы по ремонту ему нужно исполнить, каких регламентов придерживаться, а также получит всю прочую важную для исполнения контракта информацию.

Сведения о товаре (форма №2)

Еще один документ, на котором хотелось бы остановиться в рамках этой статьи — сведения о товаре. Это довольно сложный документ, во всяком случае, в рамках закупки строительных работ. В нем нужно указать параметры строительных материалов, которые будут использованы при ремонте. Заказчик прилагает собственную форму, в которую остается только вписать значение. Хотя участник вправе подать требуемые сведения в иной форме.

Основная сложность в том, что по каждому виду материала нужно указывать по нескольку параметров, причем они должны соответствовать техническому регламенту и требованиям заказчика. Например, в рассматриваемой закупке таких материалов около 400 наименований.

Дело осложняется еще и тем, что заказчики применяют различные условные обозначения. Пример приведен на следующем изображении:

Сведения о товаре, форма № 2 Здесь мы видим, что некоторые значения отмечены звездочкой (*), между некоторыми параметрами стоит знак «;», а между другими — «,». Чтобы понять, что имеет в виду заказчик, нужно спуститься вниз, под таблицу — там дается инструкция, в которой приводятся условные обозначения.

В частности, звездочка обозначает, что крайнее значение диапазона допустимо. А вот при отсутствии звездочки в диапазонном параметре его крайнее значение недопустимо. Например, «Пластик бумажнолистный декоративные однотонный» должен иметь толщину от 1,3* мм. Это значит, что пластик толщиной 1,3 мм использовать допустимо. Если бы была указана толщина 1,3 мм (без звездочки) то в рамках этой аукционной документации такой пластик применять было бы запрещено.

В дополнение рекомендуем познакомиться с фрагментом вебинара по изучению закупочной документации:



Добавить комментарий