Как найти в изложении ключевые слова

Подготовка к сжатому изложению. Учим находить ключевые слова

Первое задание в ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение. Прежде чем работать над сжатием текста, нужно научить детей его понимать и запоминать. В этом поможет работа с ключевыми словами.

Многие ученики воспринимают написание изложения как механическое действие. Поэтому считают, что самое главное при подготовке к этому виду работы – научиться быстро записывать текст, который читает диктор.

Однако изложение – это не диктант. Записать весь текст, без пропусков его фрагментов, не теряя ни одной мысли, могут лишь единицы. В большинстве случаев у учеников после просушивания записи остается лист с набором непонятных, не связанных друг с другом слов, к тому же зачастую сокращенных. Как потом эти слова соединить друг с другом и получить нормальные предложения, девятиклассники не понимают.

Поэтому считать изложение конспектированием в корне неправильно. Изложение – это особый, достаточно сложный вид работы, готовиться к которому надо заранее. И лучше всего начинать это делать с поиска ключевых слов. Но обо всем по порядку.

Предлагаю фрагмент занятия, на котором учитель объясняет ученикам, что такое ключевые слова и как с ними работать.

Известный поэт Александр Блок писал: “Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды”. То же самое можно сказать о любом тексте.

В каждом тексте есть главные слова, в которых заключается его суть, и второстепенные слова, дополняющие эту суть. Эти главные слова называются ключевыми. Их необходимо уметь выделять в тексте, чтобы справиться с написанием изложения на ОГЭ.

Проведем небольшое наблюдение. Прочитайте слова в обеих группах и определите, по каким из них можно догадаться, о какой сказке идёт речь.

1 группа: жил, пошёл, пришёл, молвит, дам, ступай, рассказал, наше.

2 группа: 33 лет и 3 года, старик, старуха, невод, золотая рыбка, откуп, отпустил, корыто.

Какие из этих слов можно назвать ключевыми? Почему? (Слова во второй группе, так как они называют героев, основные предметы и действия, количества).

Так какие же слова являются ключевыми?

  • Грамматическая основа или один из главных членов.
  • Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия.
  • Даты, числа.
  • Собственные наименования.

Именно их следует искать (видеть, слышать) в тексте.

Как искать ключевые слова?

  1. Прочитайте (прослушайте) текст.
  2. Определите его тему (о чём он в целом?)
  3. Разделите текст на части.
  4. Определите микротемы, составьте план.
  5. Из каждого предложения выпишите по 1 – 4 ключевых слова, которые подскажут содержание всей фразы.
  6. Закройте текст и попробуйте пересказать его с опорой на выписанные ключевые слова.

Проведем практическую работу.

Текст (взят с сайта ФИПИ).

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Предлагаем ученикам начертить таблицу. В первой колонке – пункт плана, во второй – ключевые слова.

Если текст печатный, то можно сначала ключевые слова подчеркнуть простым карандашом. Если учитель дает текст в аудиозаписи, то на первых порах следует после каждого предложения останавливать запись и давать ученикам время. Лучше выписывать ключевые слова из каждого предложения с новой строки, ставя в начале строк черточки или другие значки.

Вот примерный результат работы с данным текстом.

Подготовка к сжатому изложению. Учим находить ключевые слова

1. Роль отца.

– необходимо, семью

– скреплялась, авторитет отца, глава

– уважали

– сельхозработы, строительство, лес

– взрослые сыновья

2. Роль матери.

– домашним хозяйством

– скот, питание, одежда

– дети, научившись ходить

3. Хорошая семья.

– доброта, терпимость, прощение, взаимная любовь

– сварливость, наказание судьбы

– уступить, забыть, ответить добром

– любовь и согласие, за пределами дома

– не уважающего родных, уважения к другим.

После этого необходимо предложить ребятам выполнить работу наоборот: по ключевым словам восстановить и записать исходный текст. На данном этапе подготовки к изложению можно не требовать сжатия. Задача учителя – научить видеть (слышать) и выписывать ключевые слова, а не механически, без понимания, записывать текст.

В других статьях я расскажу, как можно продолжить работу по обучению сжатому изложению.

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Что такое “ключевые слова”? Зачем нам учиться их находить в тексте? Эти вопросы совершенно справедливо родятся у вас при прочтении темы статьи. Мы отвечаем: без этого навыка быть успешным в учебе сложно. Ведь нам постоянно приходится сталкиваться с большим количеством информации (статьи учебников, объяснение учителя, интернет-ресурсы). И чрезвычайно важно уметь ее быстро и правильно интерпретировать, запоминать. А для этого необходимо находить самые важные фрагменты в тексте и исключать второстепенные. Именно по этой причине преподаватель TutorOnline Елена Леонидовна расскажет о КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ в тексте.

Наверное, в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку вам часто приходилось слышать совет: “При написании изложения отбросьте все лишние детали, подробности, оставьте только самое важное”… Только как определить, что является самым главным, а что можно исключить? Вот здесь и помогут  КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

Вспомните, что такое “ключ”. В словаре Ожегова среди прочих приведено такое значение: “3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к разгадке тайны. К. к шифру”. Так и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА помогают  открыть доступ к пониманию текста, разгадать его смысл.

Чтобы  разобраться, что такое КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, проведем простой эксперимент: я называю несколько слов из сказки, а вы угадываете ее название.

1) солдат, жадная старуха, каша, топор;

2) мачеха, принц, фея, хрустальные туфельки;

3) невод, море, старуха, корыто.

Уверена, что вы справились. А ведь я ничего не пересказывала, напомнила только несколько слов, связанных с содержанием сказок. Эти слова и являлись КЛЮЧЕВЫМИ. Они несут в себе основную смысловую нагрузку, если их изъять, содержание текста становится непонятным.

А теперь самое главное – как же их быстро найти, на что обратить внимание. Сравним два текста.

1. День был замечательный — яркий и солнечный.

Дождь полил внезапно и сильно, будто кто-то сверху перевернул  корыто с водой. На дороге быстро об­разовались лужи, по которым  яростно  бараба­нили тяжелые капли. Земля не успевала впитывать воду, и грязные потоки стремительно бежали по дорогам. Стало темно, будто на­ступил вечер. Гром и молнии разрывали небо на лоскуты. Зонтики не защищали людей от дождя, а служили лишь парусом для разгулявшегося ветра — их хозяев уносило куда-то вдоль улицы. 

2. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Что мы видим? Говорится в текстах об одном и том же – о дожде, а ключевыми будут слова, относящиеся к разным частям речи. Почему? Во-первых, у авторов разные цели: в первом случае рассказать о каком-то событии, о том, что случилось, а во втором – назвать основные признаки предмета или явления и дать ему общую оценку. В соответствии с этими задачами определяется своя композиция для каждого из текстов и отбираются необходимые языковые средства. В первом тексте мы можем отчетливо выделить такие структурные элементы:

  • завязка (событие, с которого все началось);
  • развитие действия (что происходило в дальнейшем);
  • чем все закончилось.

  А во втором фрагменте строение другое:

  • назван предмет речи;
  • перечислены его основные свойства;
  • дана общая оценка.

Теперь давайте посчитаем, каких частей речи, слов, помогающих понять основное содержание, больше в первом и втором отрывках: 1 – глаголы и наречия, 2 – прилагательные и причастия. Именно эти слова и будут КЛЮЧЕВЫМИ. Почему же они разные в этих текстах, хотя тема одна? Потому что первый фрагмент – ПОВЕСТВОВАНИЕ, а второй – ОПИСАНИЕ.

Вывод: чтобы найти КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ, на которые следует опираться при выявлении микротем, при запоминании текста, нужно определить ТИП РЕЧИ. В повествовании ведущими частями речи будут глаголы и наречия, в описании – существительные и прилагательные, в  рассуждениях активно используются все части речи, нельзя сказать, что какая-то из них преобладает, но много абстрактной лексики. При написании сжатого изложения также необходимо четко понимать, к какому типу речи относится текст, чтобы верно выявить элементы, которые можно изъять. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Желаем вам удачи в понимании текстов!

Если вам нужна помощь в изучении предмета, выбирайте репетитора по русскому языку в Санкт-Петербурге и занимайтесь онлайн!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Для тех, кто работает с текстом, очень важно находить в нём ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разбираться.

опорные слова

Определение понятия

Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.

Если они найдены и расположены правильно, то смысл текста будет ясен и понятен.

Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»

Возьмём в качестве примера самый известный текст – сказку «Курочка Ряба». В каждом предложении присутствуют ключевые слова:

  1. дед и баба;
  2. курочка Ряба;
  3. яичко;
  4. золотое
  5. не разбили;
  6. мышка;
  7. разбилось;
  8. плачут;
  9. снесу простое.

что такое ключевое слово в тексте

По этим опорным фрагментам легко восстанавливается весь текст.

Как находить ключевые слова

Что такое ключевое слово в тексте? Обычно оно является главным членом предложения, ну хотя бы одно из них. Если выбирать ключевое слово из основы, то выбрать рекомендуется то, которое связано с последующим контекстом. Обычно и второстепенные члены избираются в роли опорных по этому принципу – по связи со следующим предложением.

Находим ключевые слова на примере текста

Обратимся к конкретному примеру и найдём в нём опорные слова:

1) Совесть вдруг пропала. 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла. 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередила и тревожила совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди, выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились: начались грабежи и разбои, обман и мошенничество. 6) В итоге воцарилось всеобщий хаос и разорение. (По М.Е.Салтыкову-Щедрину)

найти в тексте ключевые слова

Итак, нам предстоит поиск ключевых слов в тексте, и мы выпишем части основ предложений или целиком основы:

1) совесть;

2) исчезла;

3) улеглись смута и беспокойство;

4) стало свободнее;

5) люди поспешили воспользоваться;

6) остервенились;

7) хаос и разорение.

Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Попробуйте это сделать, если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.

Составление опорного конспекта

Когда нам известно, что такое ключевое слово в тексте, можно использовать это знание в процессе составления опорного конспекта. Возьмём для тренировки лёгкий текст-описание:

Ночь накинула своё покрывало над осенним лесом. В нём воцарились тишина и покой. Примолкли в тишине деревья. Они кажутся напуганными. Изредка с тихим шелестом падает одинокий листок. Молочно-белый туман оторвался от озера и поплыл на край леса.

плотность ключевых слов в тексте

И вдруг налетел ветерок. Он ободряюще потрепал верхушки деревьев и разогнал туман. А потом умчался озорник навстречу рассвету.

На небе блистают звёздочки, придавая картине ночи таинственность и великолепие.

Вот и рассвет! Пробудился мир от сна. Лес зашевелился, встрепенулся и потянулся навстречу солнцу с радостью и восторгом.

Составить опорный конспект – найти в тексте ключевые слова

Яркие выражения текста, которые необходимо сохранить при пересказе текста, но они не являются ключевыми.

Первый абзац

  1. Ночь.
  2. Тишина и покой.
  3. Деревья примолкли.
  4. Напуганными.
  5. Падает листок.
  6. Туман поплыл.

Второй абзац

  1. Ветерок.
  2. Потрепал, разогнал.
  3. Умчался.

Третий абзац

  1. Звёздочки – великолепие.

Четвёртый абзац

  1. Рассвет.
  2. Лес с радостью.

Покрывало

Воцарились

Одинокий

Молочно-белый.

Озорник

Блистают

Пробудился.

Потянулся.

Если перед нами стоит задача – написать изложение, то, записав при первом чтении левую часть листа (опорный конспект), а при повторном – правую часть (яркие выражения), легко с этой задачей можем справиться.

Ключевые слова – помощники поисковых систем

В наше время понятие «ключевые слова» имеют ещё одно значение – это то, что является содержанием сайта и что ищут поисковики. Например, я продавец сковородок, и у меня есть интернет-магазин. На своей странице размещаю текст, в котором несколько раз употребляю это слово. Человек, который хочет купить сковороду, введёт в строку поиска название этого предмета, и выйдет мой сайт.

При этом нужно учитывать плотность ключевых слов в тексте. Если она слишком большая, почти в каждом предложении, поисковая система сочтёт сайт заспамленным и не выведет его в числе первых результатов.

Давайте проведём практическое занятие и попробуем найти ключевые слова в статье из какого-нибудь сайта, например, в таком:

Это путешествие изменило мою жизнь! Алтай – это поистине сказочное место! Оно раскрывает в человеке скрытые возможности, о которых он сам даже не догадывался! Каждый день пребывания здесь насыщен событиями: что ни день, то новые впечатления. Приезжаешь на новое место и думаешь: вот оно, самое прекрасное место Алтая! А через полчаса ты в другой точке, которая ещё краше, ещё великолепнее!

поиск ключевых слов в тексте

Отдельно хочется поблагодарить Александра, нашего гида, проводника и просто специалиста с большой буквы. Он смог заразить нас любовью к Алтаю, и теперь мы словно все родственники, объединённые одной связью – привязанностью к этому волшебному месту. Хотя уже все далеко друг от друга, но переписываемся и общаемся, вспоминая эту прекрасную сказку, имя которой Алтай!

Ответ: Алтай

Вот мы и разобрались, что такое ключевое слово в тексте. Без него невозможно представить себе связное высказывание, как видите.

Для тех, кто работает с текстом, очень важно найти в нем ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разберемся.слова поддержки' '='

Содержание

  • 1 Определение понятия
  • 2 Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»
  • 3 Как находить ключевые слова
  • 4 Находим ключевые слова на примере текста
  • 5 Составление опорного конспекта
  • 6 Ключевые слова – помощники поисковых систем

Определение понятия

Если вы правильно найдете ключевые слова в тексте, восстановить весь текст не составит труда. Александр Блок говорил об этом так: текст — это одеяло, натянутое на несколько колышков. Ключевые слова — это вспомогательные фрагменты текста, которые несут содержание всего высказывания и расположены в определенном порядке.

Если их найти и правильно расположить, смысл текста будет ясным и понятным.

Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»

Возьмем для примера самый известный текст: сказку «Цыпленок Ряба». Каждое предложение содержит следующие ключевые слова:

  1. дедушка и женщина;
  2. курица Ряба;
  3. яичко;
  4. золото
  5. не сломан;
  6. мышь;
  7. оно сломалось;
  8. крик;
  9. снести простой.

какое ключевое слово в тексте' '='

Весь текст можно легко восстановить из этих справочных фрагментов.

Как находить ключевые слова

Что такое ключевое слово в тексте? Обычно это главный участник предложения, ну хоть один из них. Если вы выбираете ключевое слово из базы, рекомендуется выбрать ключевое слово, связанное со следующим контекстом. Обычно второстепенные члены также избираются в качестве основных по этому принципу — в связи со следующим предложением.

Находим ключевые слова на примере текста

Перейдем к конкретному примеру и найдем в нем подтверждающие слова:

1) Внезапно исчезло сознание. 2) До недавнего времени он то тут, то там мерцал и вдруг исчезал. 3) Внутреннее смятение и своего рода вечное беспокойство души, которая всегда восставала и тревожила совесть одним своим присутствием, утихла. 3) Он стал свободнее и несколько свободнее. 4) Люди, освобожденные от ига совести, вздохнули с облегчением, бросились пользоваться плодами заброшенности. 5) Они были в ярости: начались грабежи и грабежи, обманы и махинации. 6) В результате воцарился всеобщий хаос и разруха. (По М.Е. Салтыкову-Щедрину)

найти ключевые слова в тексте' '='

Итак, нам нужно искать ключевые слова в тексте, и мы будем писать части баз предложений или целые базы:

1) совесть;

2) исчез;

3) растерянность и тревога уменьшились;

4) стал свободнее;

5) люди бросились этим пользоваться;

6) злиться;

7) хаос и разруха.

Чтобы проверить правильность проделанной работы, нужно попробовать восстановить текст с помощью этих слов. Попробуйте, если можете, значит, мы успешно справились с делом.

Составление опорного конспекта

Когда мы знаем, что такое ключевое слово в тексте, мы можем использовать это знание в процессе составления фундаментального синопсиса. Для обучения возьмем легкое текстовое описание:

Ночь накрыла пеленой осенний лес. В нем царили тишина и покой. Деревья замолчали. Они выглядят напуганными. Время от времени с тихим шелестом опадает одинокий лист. Молочно-белый туман поднялся над озером и поплыл к опушке леса.

плотность ключевых слов в тексте' '='

И вдруг подул ветерок. Он ободряюще погладил верхушки деревьев и рассеял туман. И тут в зарю устремился озорной человек.

На небе сияют звезды, придавая образу ночи таинственность и великолепие.

рассвет! Мир проснулся ото сна. Лес шевелился, просыпался и с радостью и восторгом тянулся к солнцу.

Создайте базовую схему: найдите ключевые слова в тексте

Яркие выражения текста, которые должны быть сохранены при повествовании текста, но не являются существенными.

Первый параграф

  1. Ночь.
  2. Мир и покой.
  3. Деревья замолчали.
  4. Боюсь.
  5. Падает лист.
  6. Туман рассеялся.

Второй абзац

  1. Ветер.
  2. Побитый, пропавший без вести.
  3. Споткнулся.

Третий абзац

  1. Звезды великолепны.

Четвертый абзац

  1. Восход.
  2. Лес от радости.

Крышка

Королевство

Одиночный

Белое молоко.

Плохой

Блеск

Проснулся.

Лежа.

Если перед нами стоит задача написать презентацию, то, отметив левую часть бумаги (поддерживающую синопсис) при первом чтении, и правую сторону (яркие выражения) при первом чтении, мы легко справимся с этим задача.

Ключевые слова – помощники поисковых систем

В настоящее время понятие «ключевые слова» имеет другое значение: это содержание сайта и то, что ищут поисковые системы. Например, я продавец сковороды и у меня есть интернет-магазин. На своей странице я ввожу текст, в котором несколько раз использую это слово. Человек, желающий купить сковороду, введет название этого предмета в строку поиска, и мой сайт откроется.

В этом случае нужно учитывать плотность ключевых слов в тексте. Если он слишком большой, почти в любом предложении, поисковая система сочтет сайт спамом и не будет отображать его в первых результатах.

Давайте выполним практическое упражнение и попробуем найти ключевые слова в статье на каком-нибудь сайте, например на этом:

Эта поездка изменила мою жизнь! Алтай — поистине сказочное место! В нем раскрываются скрытые возможности в человеке, о которых он сам даже не подозревал! Каждый день пребывания здесь насыщен событиями: каждый день — новыми впечатлениями. Приезжайте в новое место и подумайте: это самое красивое место на Алтае! И через полчаса вы в другой точке, которая еще красивее, еще великолепнее!

поиск по ключевым словам в тексте' '='

Отдельно хочу поблагодарить Александра, нашего гида, дирижера и просто специалиста с большой буквы. Он смог заразить нас любовью к Алтаю, и теперь мы, как и все родственники, связаны узами: привязанностью к этому волшебному месту. Хотя все уже далеко друг от друга, мы переписываемся и общаемся, вспоминая эту прекрасную сказку, которую зовут Алтай!

Ответ: Алтай

Итак, мы разобрались, что такое ключевое слово в тексте. Как видите, без него невозможно представить связное изложение.

Все люди, которые по долгу службы или учебы работают с литературным языком, легко ответят на вопрос, что такое ключевое слово в тексте. Данные слова или даже выражения помогают лучше понять смысл текстового фрагмента, составить конспект и, соответственно, уложить в голове полученную информацию. Как найти эти «главные» слова? Подробности в данной статье.

Самые важные слова

Для лучшего понимания значения данного определения стоит прочесть фразу поэта-символиста А. Блока, который сказал о том, что текст – это по сути покрывало, растянутое на нескольких кольях. Эти «колышки» и являются такими словами. Ведь если их убрать, то весь смысл будет скомканным, подобно ткани. И напротив, если их найти, то воспроизведение текстового фрагмента не составит никакого труда.

Что такое ключевое слово в текстеВозьмите на заметку! Древний философ Сократ, заучивая свои речи, опирался именно на подобные слова и «расставлял» их визуально, гуляя по своему саду. Каждый куст, дерево или препятствие на дороге он нарекал тем словом, которое помогало запомниться фрагменту текста по порядку.

И когда Сократ появлялся на трибуне, ему стоило только представить картину своего сада с этими кустами, и тут же речь складывалась в стройные предложения, наполненные глубоким смыслом.

Итак, что такое ключевые слова в тексте? Это опорные словоформы, которые отвечают за содержание высказывания, выстраиваясь в определенном порядке. Если система таких слов будет исковеркана, то и смысл станет неясен простому обывателю.

Самым простым примером, где можно легко потренироваться в нахождении опорных слов, будут детские сказки. Например, «Теремок». Как выделить ключевые слова в ней, чтобы правильно воспроизвести весь сюжет? Вот ответы:

  • терем;
  • мышка;
  • зайчик;
  • лягушка;
  • лисичка;
  • волк;
  • жили не тужили;
  • пришел медведь;
  • раздавил;
  • звери убежали.

После такого выделения ключей легко восстановить всю сюжетную составляющую.

Что такое ключевое слово в тексте

Сказка «Теремок»

Как выделить ключевые слова в любом тексте?

Чаще всего данные словоформы бывают главным членом предложения – подлежащим, либо перед нами будут слова, связанные с последующим предложением. В этом случае важно смотреть на контекст.

Самым простым способом определить ключевые слова будет выписать части основ.

Пример:

1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. 2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, нет, не оправдывается. 3) Все они в детстве видят предисловие к взрослой жизни, подготовку. 4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть самая главная часть жизни, она основной возраст человека. 5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека… (По Д.А. Гранину)

Чтобы легко и просто запомнить смысл этого фрагмента, надо постараться отыскать слова, которые несут смысловую нагрузку. Выглядят они следующим образом:

  1. Детство; угадать что-либо о будущем.
  2. Папы и мамы; высмотреть; не оправдываются;
  3. Детство; подготовка;
  4. ______; главная часть жизни; возраст человека;
  5. Рожден для ______; вспоминается; _____– это будущее.

Пропусками мы обозначаем повтор одной и той же словоформы.

Что такое ключевое слово в текстеИз данного анализа видно, что опорным словом для понимания смысла является именно «детство», а другие слова становятся вспомогательными элементами, которые помогут запомнить смысл данного фрагмента.

Найти ключевые слова в данном примере было легко? Конечно! Ведь, по сути, был составлен опорный конспект, передающий содержательную канву текстового фрагмента. Опорные конспекты прекрасны в ходе написания изложений.

Особенно на экзаменах о языке, типа ОГЭ, где требуется два раза прослушать аудиотекст и воспроизвести его настолько точно, насколько возможно. Именно здесь подобный вид конспекта может реально помочь человеку, который не является аудиалом, т.е. лучше запоминает информацию на слух. Если вы как раз относитесь к данной категории, то конспект поможет вам занести важные сведения в свои записи очень легко, используя ключи.

[warning]Внимание! По методу восприятия действительности люди делятся на аудиалов, запоминающих лучше всего слуховую информацию; визуалов, которые воспринимают лучше зрительно всю информацию; кинестетиков, которые ориентируются на свои ощущения от тактильного контакта.[/warning]

Опорный конспект по методу «фиш-боун»

Что такое ключевое слово в текстеЕще одним интересным видом работы с опорными словами является конспект по методу «фиш-боун», или конспектирование по методу рыбы. Все представляют себе рыбий скелет, так вот, на каждой «косточке» располагаются те самые ключи, которые способствуют лучшему запоминанию информационной составляющей.

Это может быть речь говорящего, обычный текстовый документ или даже важный телефонный разговор.

Голова рыбины станет главным ключом, который вы заполните позднее, а косточки – это ваши основы, с помощью которых суть информации можно быстро ухватить и не искать по всему содержанию. По такому методу работают студенты высших учебных заведений, а также профессора на конференциях.

Вместо рыбьего скелета можно использовать фигуру солнца, тогда лучи – это нужные словоформы, а главный ключ – это середина. Очень удобно таким образом конспектировать лекционные материалы.

[stop]Важно! Единственным советом здесь является: никогда не сокращать подобные слова! Если вам нужно писать очень быстро, и вы способны освоить искусство стенографического письма, то все сокращения сразу помечайте и выводите на поля. Иначе простой опорный конспект превратится в расшифровывание иероглифов![/stop]

Ключевые слова в стихотворном произведении

Особенно важны ключи в стихотворных конструкциях, которые без них просто не существуют. Как искать такие слова в стихотворениях? Точно так же, как и в прозе, полностью опираясь на контекст. Помните, вам могут встретиться также контекстуальные синонимы – слова, значения которых в языке различны, но в данном тексте схожи.

Пример:

Что такое ключевое слово в текстеЯ вас любил,

Любовь еще быть может

В душе моей угасла не совсем.

Но не хочу напрасно вас тревожить,

И не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим!

(По А.С. Пушкину)

Выбираем в стихотворении те опорные слова, которые, как костыли, помогают нам поддерживать содержательную часть. Какие?

Из нашего анализа видно, что слово «любил» и является главным, а сочетается оно со многими. Поэтому квинтэссенцией данного стихотворения становится следующий смысл – рассказывая про свою любовь, лирический герой сожалеет об утрате этого прекрасного чувства, однако не держит зла на свою бывшую пассию и от всей души желает ей почувствовать себя счастливой, пусть и не с ним.

Это интересно! Урок на тему: как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Ключевики для поисковых систем

Что такое ключевое слово в текстеВ нашей современности опорные слова также помогают сайтам быть в топе выдачи Гугла и Яндекса – известных поисковых систем. Ключи – это слова в тексте на сайте, которые помогают поисковикам найти ту веб-страницу, содержание которой и определяется запросом конечного пользователя.

К примеру, если на сайте осуществляется просмотр бесплатных фильмов, то, соответственно, главными ключами будут: фильмы смотреть бесплатно, фильмы в формате HD.

Ключевые слова для интернет-ресурсов могут быть, как в точном вхождении, то есть включаться в нужный текст в своем первоначальном виде, так и в разбавленном, когда ключевую фразу нужно разбавить другими словами.

Примеры для того же киносайта:

У нас вы сможете посмотреть фильмы боевики бесплатно.

У нас вы сможете посмотреть различные фильмы, в том числе и боевики, абсолютно бесплатно.

Второй вариант показывает нам, как вкрапления других слов «прячут» неестественно выглядящий на русском ключ, но также становятся своеобразным маячком для поисковых систем.

Ключевые слова. Скорочтение

Что такое ключевые слова

<span data-mce-type=»bookmark» style=»display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;» class=»mce_SELRES_start»></span>

Вывод

Таким образом, ключевые слова – это те важные столпы, на которых держится весь смысл наших высказываний, и, теряя «золотые» ключи от текста, мы можем позабыть, где же находится та дверца, которую они открывают. Зная, как выделить главные слова в любом тексте, вы без труда поймете его смысл и воспроизведете содержание.

Добавить комментарий