Как найти в предложении глагол правило

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Как найти глагол в предложении

Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).

Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

  • наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
  • число (единственное или множественное),
  • в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
  • в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
    в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное)
  • в условном наклонении: род (мужской или женский) +
    в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).

Таблица. Морфологические признаки глагола

Глагол как часть речи

ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.

Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.

В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.

Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).

По поводу конечных разногласий нет: входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.

Роль неопределенной формы глагола

Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи. Инфинитив».

[spoiler title=”источники:”]

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

Глагол как часть речи. Инфинитив

[/spoiler]

В русском языке каждая часть речи имеет свое значение, например:

существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета, а глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или состояние. Глагол выражает их в формах времени, лица, наклонения.

Слова-глаголы отвечают на вопросы:

что сделать? (что сделает? что сделал? что сделал бы?) покрасить, известить, нарисовать;

что делать? (что делает? что будет делать? что делал? что делал бы?) рисовать, красить, помогать.

Кошка (что делает?) мырлычет громко.

Солнце (что сделало?) ушло за горизонт.

У глагола имеется категория рода и числа, которые есть и у других частей речи. А остальные грамматические категории (вид, время, наклонение, переходность/непереходность, спряжение и пр.) присущи только глаголу.

Чаще всего глагол является сказуемым в предложении, хотя может быть и подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.


Download Article


Download Article

A verb is a word that describes an action. Words like run, jump, think, and look are all verbs because they describe actions. Since verb tenses can change, recognizing the verb in a sentence isn’t always easy. The quickest method is finding the action word. Recognize the different tenses of verbs as well, because different forms of the same verb are sometimes hard to identify. Finally, you can locate main verbs by finding the subject of the sentence.

  1. Image titled Identify a Verb Step 1

    1

    Find the word in a sentence that describes action. Basically, verbs are action words. They describe someone or something performing an action. Start by looking at a sentence and identifying the action words. If there are more than one, underline all of them.[1]

    • For example, in the sentence, “He ran to the beach,” the verb is “ran” because running is an action.
    • Think about other words that describe actions. “Walk,” “think,” “play,” and “drive” are all action words and work as verbs.
  2. Image titled Identify a Verb Step 2

    2

    Remember common verb suffixes if you can’t identify the action. Verbs often have distinct suffixes, or endings. Common verb suffixes are “ing,” “ed,” “en,” and “s.” These are added when a verb tense changes. If you can’t find the action word right away, look at the sentence again for words with common verb suffixes, and you’ve probably found the verb.[2]

    • If you have trouble finding the verb in the sentence, “Jack was thinking about the test,” find the word that ends in “-ing.” In this case, it’s “thinking,” which is also the sentence’s verb.
    • The “ed” and “en” endings are sometimes irregular in English, so the suffix guideline isn’t always reliable. For example, typically the “ed” ending is added when a verb is put in its past tense, but the word “thought” is the past tense of “to think.”

    Advertisement

  3. Image titled Identify a Verb Step 3

    3

    Learn the different verb tenses. Verbs are the only words that are conjugated, or put into different forms. A verb conjugation changes depending on what tense the sentence is in. The 5 verb tenses are infinitive, past tense, present tense, past participle, and present participle. All verbs can be conjugated into these different forms. Learning how to identify verbs in different forms is important for locating verbs in a sentence.[3]

    • Let’s conjugate the verb “think” through all it’s forms: infinitive = to think, past tense = thought, present tense = think, past participle = have thought, present participle = am thinking. These are all different forms of the same verb.
  4. Image titled Identify a Verb Step 4

    4

    Learn the different tenses of “to be.” The verb “to be” is difficult because its tense changes produce different words. These different tenses are easy to miss, so memorize the different tenses of “to be” to identify them in a sentence.[4]

    • The different forms of “to be” are: is, am, are, was, were, been, and being. Memorize these so you catch the different versions of “to be” in a sentence.
    • In the sentence, “John is not happy about going to his aunt’s house,” you can probably identify “going” as a verb because it’s an action. But in this sentence, “is” is also a verb, because it’s the present tense of “to be.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Identify a Verb Step 5

    1

    Underline all the action words if a sentence has more than one. Many sentences have more than one action word. Only one of these action words acts as the main verb in a sentence. Start by identifying all action words, regardless of their tense.[5]

    • In the sentence, “He was running to the beach to see the show,” both “running” and “see” are action words, but only one is the main verb. Underline both to figure out which is the main verb.
  2. Image titled Identify a Verb Step 6

    2

    Conjugate the verbs and see if the sentence makes sense. Main verbs are the only words that you conjugate, or change the tense of. Change the tense of each verb in the sentence to see if the sentence still works. When you find the verb you can change without ruining the sentence, you’ve located the main verb.[6]

    • Think about if you converted the sentence, “He was running to the beach to see the show” into the past tense. Would you say, “He was running to the beach to saw the show” or “He ran to the beach to see the show”? Clearly the first one doesn’t make sense. That means the main verb is “running/ran.”
  3. Image titled Identify a Verb Step 7

    3

    Identify the subject of the sentence. In English, the verb usually comes right after the sentence subject, so finding the subject helps you locate the main verb. Once you think you’ve found the main verb, check yourself by finding the subject of the sentence. In sentences, subjects are the things doing the action.[7]

    • In the sentence, “He was running to the beach to see the show,” we figured out that “running” was the main verb. Now check the sentence to see where the subject is. Who or what is doing the action? In this sentence, “He” is doing the action, and that’s the subject. Since verbs usually come right after the sentence subject, this confirms that “running” is the verb.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you teach subject verb agreement to beginners?

    Celena Hathaway

    Celena Hathaway is an English & Creative Writing Teacher at Cornerstone Schools of Alabama in Birmingham, Alabama. She specializes in entry-level creative writing, such as fundamental poetry and fiction short story techniques, and 8th-grade-level grammar and reading. She earned her B.S.E. in Secondary Education and B.A. in English from Samford University.

    Celena Hathaway

    English & Creative Writing Teacher

    Expert Answer

    Isolate the parts of speech at the beginning and discuss the singular and plural. Show where the “S” goes at the end of a subject as well as at the end of a verb. Then, explain that you can’t have an S on top of both the subject and verb simultaneously—you have to have one or the other.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for reading our article! If you’d like to learn more about writing, check out our in-depth interview with Celena Hathaway.

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 54,662 times.

Reader Success Stories

  • Cassandra Cannady

    Cassandra Cannady

    May 18, 2022

    “I needed a refresher on verb conjugation, and verb tense, this article helped tremendously!”

Did this article help you?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопрос что делать (что сделать?): играть, петь, летать, читать. Глаголы стоят на втором месте после существительных по частотности использования их в устной и письменной речи. Действия, выражающиеся с помощью глаголов, могут быть связаны с жизнью человека и с окружающей его средой.

Мальчик прыгает. Соловей поет. Ученик напишет. Ветер налетит.

Грамматические признаки глагола

  • Виды глагола;
  • Время;
  • Спряжение;
  • Переходность;
  • Возвратность;
  • Наклонение;
  • Лицо;
  • Род;
  • Число.

Виды глагола

Вид глагола указывает на то, как действие протекает во времени. В русском языке глаголы делятся на два вида: совершенный и несовершенный. Для того чтобы определить вид глагола, необходимо определить на какой вопрос этот глагол отвечает. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать? А глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделать? Что сделал? Что сделает?

Глаголы совершенного вида обозначают завершенное действие: решил, влюбился, построил, уехал, забыл. Данный вид глагола может употребляться только в двух временных формах: прошедшее и будущее. Примеры:  поговорили, поговорят.

Глаголы несовершенного вида обозначают незавершенное, продолжающееся действие: идти, думать, чувствовать, надеяться, любит. Данный вид глагола может употребляться в трех временных формах: прошедшее, настоящее и будущее. Примеры: любил, люблю, буду любить.

Образование совершенного вида

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:

  • Прибавление приставки: думать – надумать, писать – написать.
  • Отбрасывание суффикса: спасать – спасти, одевать – одеть.
  • Замена суффикса: решать – решить, разглядывать – разглядеть.
  • Замена суффикса и чередование в корне: умирать – умереть, прощать – простить.

Видовые пары глаголов

Некоторые глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида такого глагола образуют видовую пару: думать – подумать, писать – написать.

Видовые пары могут обозначать одно и то же действие, но иметь разные основы: класть – положить, брать – взять, говорить – сказать.

Некоторые видовые пары отличаются друг от друга только ударением: засыпать – засыпать, отрезать – отрезать.

Также существуют двувидовые глаголы, которые могут быть как совершенного, так и несовершенного вида в зависимости от предложения, в котором они употребляются:

Отец решил женить сына в ближайшее время.

Он не торопился женить единственного сына.

Двувидовые глаголы: женить, казнить, ночевать, овладевать, ранить, телеграфировать и др.

Времена глагола

В русском языке существует три времени глагола:

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

В каком времени употребляется глагол – зависит от его вида. Глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, а глаголы совершенного вида – только две: прошедшее и будущее время.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло, было совершено до момента речи. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? Примеры: мама (что сделала?) приготовила ужин, она (что делала?) читала перед сном.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам(в единственном числе) и числам. Род глагола определяется по его окончанию. В большинстве глаголов прошедшего времени употребляется суффикс -Л-.

Настоящее время глагола указывает на то, что действие совершается в момент речи. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы Что делает? Что делают? Примеры: она сейчас (что делает?) рисует, дети (что делают?) играют во дворе.

Также настоящее время глагола может обозначать постоянное действие, несвязанное со временем его обсуждения: они всегда едят в одно и то же время, люди спят по ночам.

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола указывает на то, что действие еще не произошло, а только будет происходить после момента речи. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы Что будет делать? Что сделает? Примеры: на выходных она (что будет делать?) будет отдыхыть, завтра он (что сделает?) пойдет в школу.

Будущее время глагола бывает простое и сложное:

  • Простое будущее время образованно глаголами совершенного вида: он ответит, мы пойдем, она забудет. Простое будущее время обозначает, что действие будет закончено.
  • Сложное будущее время образованно глаголами несовершенного вида и состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем времени, и инфинитива: я буду учиться, мама будет работать, мы будем надеяться. Сложное будущее время обозначает, что действие будет происходить.

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

Спряжение глаголов

Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы не спрягаются.

В русском языке у глагола существует два типа спряжения: первое и второе. Спряжение глаголов определяется двумя способами: по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени или по суффиксу инфинитива.

Личные окончания глаголов по спряжениям:

I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);

II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Если окончание глагола безударное, необходимо поставить глагол в форму инфинитива (неопределенная форма) и определить спряжение по суффиксу инфинитива.

I спряжение:

  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -еть, кроме исключений, относящихся ко II спряжению (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, кроме исключений, относящихся ко II спряжению (дышать, слышать, гнать, держаться).
  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.
  • Три глагола исключения на -ить: брить, стелить, зиждиться.

II спряжение:

  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на –ить, кроме трех глаголов исключений, относящихся к I спряжению (брить, стелить, зиждиться).
  • Семь глаголов исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть.
  • Четыре глагола исключения на –ать: дышать, слышать, гнать, держаться.

Особое место занимают разноспрягаемые глаголы: хотеть, чтить, бежать и их производные формы. Разноспрягаемые глаголы не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению. При спряжении они имеют окончания двух типов спряжения.

Для облегчения запоминания исключений были придуманы различные стихотворения. Вот одно из них:

Чтоб учиться всем на 5,

Нам спряженье надо знать.

А особенно второе,

Исключений много в нем:

На уроке надо слышать,

На доске что пишут, видеть,

На учителя смотреть,

Головою не вертеть,

Не дышать, терпеть, держаться

На девочек не обижаться,

И товарища не гнать,

Лень и слабость ненавидеть

И от двоек не зависеть.

Образец рассуждения: пилить – II спр. (на – ить); смотреть – II спр.  (искл); гнать – II спр.(искл).

Переходные и непереходные глаголы

Грамматическая категория переходности – это постоянный признак глагола.

Переходность – это способность глагола обозначать то, что действие переходит на объект (предмет, лицо, животное и пр.). Переходные глаголы обозначают отношение или действие, направленное и переходящее на определенный объект (предмет, лицо).

Переходные глаголы управляют беспредложной формой имени существительного в винительном падеже (прямым дополнением) или местоимением:

– испытывать (что?) недовольство;

– нести (что?) рюкзак;

– увидеть (кого?) её.

Также переходные глаголы могут управлять именем существительным в родительном падеже, если глагол находится в отрицательной форме или обозначает часть целого:

– не читать (чего?) книг;

– не слушать (чего?) сплетен;

– не получить (чего?) благодарности;

– поешьте (чего?) супа;

– выпил (чего?) воды;

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета, на который направлено действие со стороны другого предмета: разбросать – разбросанные ветром листья, покинуть – покинутый семьей дом.

Непереходные глаголы обозначают действие, которое НЕ направлено ни на какой объект. Как правило, они не сочетаются с именами существительными или местоимениями в винительном падеже без предлогов.

Примеры:

– радоваться (чему?) новому дню;

– верить (во что?) в справедливость;

– сочувствовать (кому?) ему.

В русском языке все возвратные глаголы являются непереходными.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

  1. Найти в предложении глагол;
  2. Определить есть ли при нем дополнение. Если нет – это непереходный глагол;
  3. Определить падеж дополнения. Если не В.п. (в некоторых случаях Р.п.) – это непереходный глагол;
  4. Установить, есть ли предлог. Если есть – это переходный глагол, нет – непереходный.

Наклонение глаголов

Наклонение – это грамматический признак спрягаемых глаголов, который выражает реальное или возможное действие, а также просьбу выполнить действие.

Формы наклонений выражают отношение ситуации к действительности: реальное ли действие, которое происходит в данный момент времени, или не реальное, т.е. желаемое или возможное при определенных условиях.

В русском языке выделяют три наклонения:

  • Изъявительное;
  • Повелительное;
  • Условное.

Изъявительное наклонение

В форме изъявительного наклонения глаголы обозначают действие, которое совершается, уже совершилось или будет происходить. Это действие является фактом действительности. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

– настоящее время: рисую, пишешь, читаем;

– прошедшее время: рисовал, писал, читали;

– будущее время: нарисую, напишешь, будете читать.

Повелительное наклонение

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают просьбу, приказ, пожелание или побуждение к действию.

В повелительном наклонении глаголы чаще всего имеют форму 2 лица единственного или множественного числа: ты (что сделай?) принеси, ты (что делай?) убирай, вы (что делайте?) садитесь, вы (что сделайте?) обоснуйте.

Форма единственного числа повелительного наклонения образуется при помощи суффикса -и- или нулевого суффикса: смотри, принеси, отправь, приготовь. Форма множественного числа образовывается при помощи постфикса -те: приготовьте, смотрите, уйдите, сядьте.

Сложные формы глаголов повелительного наклонения образуются при помощи частиц да, давай, давайте, пусть, пускайте:

Да здравствует мир!

Давайте делать это вместе.

Пусть радуется каждый.

Пускай у него все получится.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении оканчиваются на -ся/-сь: садиться – садитесь, возвращаться – вернитесь.

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Условное наклонение

В форме условного наклонения глагол обозначает действие, которое возможно при определенных условиях. Форма условного наклонения образуется путем присоединения частицы «бы» к глаголу в форме прошедшего времени: читал – читал бы; рисовала – рисовала бы;

Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам так же, как и глаголы прошедшего времени. Однако у этой формы глаголов нет грамматической категории лица и времени.

Примеры:

Я бы спел, если бы у меня был голос;

Я стояла бы так и дальше, но неожиданно приехал автобус;

Мама похвалила бы своего сына.

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола (инфинитив) – это неизменяемая форма глагола, которая называет действие в независимости от того, когда, как и кем это действие осуществляется и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? У неопределенной формы глагола нельзя определить число, род и время: любить, учить, думать.

Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола. Эта форма получила название инфинитива, потому что в переводе с латыни infinitivus – неопределенный.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ– и –ТИ-. Суффикс -ТЬ- употребляется, если перед ним в слове находится гласный звук, который тоже является суффиксом: говорить, молчать, бежать. Суффикс –ТИ– употребляется, если перед ним в слове находится согласный звук, который является частью корня: найти, нести, везти.

В предложении глаголы в неопределенной форме выступают в роли сказуемого, части составного сказуемого, подлежащего, и в редких случаях могут быть определениями, дополнениями и обстоятельствами.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

В правописании глаголов, часто возникают трудности с постановкой мягкого знака: ТСЯ или ТЬСЯ. Для того чтобы понять, пишется ли мягкий знак в окончании глагола, необходимо просто задать вопрос к этому глаголу. Если глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, значит это неопределенная форма глагола, в которой пишется ТЬСЯ.

Примеры:

На улице стали (что делать?) появляться первые пешеходы.

Она решила (что сделать?) научиться играть на фортепиано.  

Если же глагол не находится в неопределенной форме, и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? – пишется ТСЯ. Мягкий знак не ставится в окончании глагола, находящегося в форме третьего лица.

Примеры:

Она всегда (что делает?) боится предстоящих экзаменов.

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся последние листья.

Личные и безличные глаголы

Личные и безличные глаголы – это глаголы, которые отличаются наличием или отсутствием категории лица.

Личные глаголы в русском языке обозначают действие, которое выполняет предмет или лицо, выраженные одушевленными или неодушевленными именами существительными: я расскажу, девочка плачет, снег идёт.

Все личные глаголы имеют категорию лица и изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Кроме того, личные глаголы всегда имеют окончания и согласуются с местоимениями «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они».

Безличные глаголы в русском языке обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе и не производятся каким-либо лицом или предметом. Такие глаголы не соотносятся с действующим лицом ни грамматически, ни по смыслу. В предложении они не могут сочетаться с подлежащим в форме именительного падежа. У безличных глаголов нет категории лица, поэтому они и получили название «безличные».

Безличные глаголы не изменяются по лицам, родам и числам. Они не образуют причастий, деепричастий и форм повелительного наклонения глаголов.

Примеры:

Скоро будет смеркаться.

Поскорее бы уже рассвело.

Вчера приморозило.

Как дует из-под двери.

Здесь явно стало холодать.

Под звездным небом у костра хорошо поется.

Безличные глаголы выражают:

  1. Состояние человека, которое не зависит от его воли:
  • Знобит
  • Лихорадит
  • Нездоровиться
  1. Состояние природы, действие стихий:
  • Рассветает
  • Смеркается
  • Вечереет
  • Морозит
  • Подмораживает
  • Снежит
  • Дождит
  1. Возможность, предположение, необходимость:
  • Кажется
  • Хочется
  • Следует
  • Подобает
  • Надлежит
  • Хватает

Если безличный глагол совпадает с формой личного глагола – его можно отличить по характерным признакам:

– безличный глагол обозначает действие, которое совершается само по себе и не связано по смыслу ни с лицом, ни с предметом;

– безличный глагол не сочетается с существительным в форме именительного падежа;

– безличный глагол выполняет роль сказуемого в односоставном безличном предложении.

Правописание безударных личных окончаний глагола

Личная форма глагола – это форма, в которой глагол изменяется по лицам. Лицо можно определить по окончанию глагола, которое называется личным.

В русском языке существует три формы лица глагола:

  • Первое лицо: я говорю – мы говорим;
  • Второе лицо: ты говоришь – вы говорите;
  • Третье лицо: он, она, оно говорит, они говорят.

Личные окончания глагола – это окончания спрягаемых форм глагола, отражающие лицо и число глагола.

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют проверки, в них сразу слышится гласная, которую необходимо писать.

Для того чтобы определить, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глагола, необходимо поставить глагол в неопределенную форму и определить его спряжение. Именно от спряжения зависит правописание безударного личного окончания глагола.

Число Лицо Окончания
1 спряжение 2 спряжение
Единственное 1-е: Я -у (-ю) -у (-ю)
2-е: Ты -ешь (-ёшь) -ишь
3-е: Он, Она, Оно -ет (-ёт) -ит
Множественное 1-е: Мы -ем (-ём) -им
2-е: Вы -ете (-ёте) -ите
3-е: Они -ут (-ют) -ат (-ят)

Разноспрягаемые глаголы спрягаются частично по первому, частично – по второму спряжению:

1 лицохочу, хотим, бегу, бежим;

2 лицохочешь, хотите, бежишь, бежите;

3 лицохочет, хотят, бежит, бегут.

Алёна Базан | Просмотров: 3.8k

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.

В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А. Н. Толстой писал:

Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:

Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.

Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:

Глаголом жги сердца людей.

Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.

Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.

С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» и заставить двигаться и изменяться окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:


Определение

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы

что делать? что сделать?


Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной грамматической формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы в неопределенной форме заканчиваются буквосочетаниями -ть, -ти и -чь:


Примеры

охранять, ползти, приберечь


Неопределенная форма глагола

Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)

Начальная форма глагола не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Глагол в неопределенной форме имеет только постоянные грамматические признаки:

  • совершенный или несовершенный вид,
  • может быть переходным или непереходным,
  • возвратным или невозвратным.

Синтаксическая функция неопределенной формы глагола шире, чем у других его форм. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.

Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость (Ф. Вольтер).

Успеха можно добиться, если приложить старания.

Искусство (какое?) говорить не каждому дано.

Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.

Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.

Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять

  • формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защитить Родину);
  • формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).

Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:

  • стоять на пороге;
  • подойти к нему;
  • сомневаться.

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:

  • улыбается, умывается, построиться;
  • нестись, пройтись.

Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.

Возвратные глаголы

Вид глагола

Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.

Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:

  1. глаголы совершенного вида;
  2. глаголы несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?


Примеры

обозначить, заиграть, капнуть


Они имеют только две формы времени:

  • прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
  • будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?


Примеры

рисовать, петь, танцевать


Эти слова имеют три формы времени:

  • настоящее (рисует, поешь, танцуем);
  • прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
  • будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).

глаголы совершенного и несовершенного вида

Спряжение глаголов

В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Спряжение глаголов

Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хотите ты бежишь вы бежите
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.

Перейдем к непостоянным признакам глагола.

Наклонение

Глаголы употребляются в формах трех наклонений:

  1. изъявительного
  2. повелительного
  3. условного

Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:

  • стелет (наст.);
  • стелил (прош.);
  • будет стелить (буд.)

У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:

  • спросил (прош.);
  • спросит (буд.)

Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай(те)? что сделай(те)?

Отнеси, пожалуйста, ей чашку чая.

Немедленно закрой дверь!

Присядь-ка на минутку!

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:

  • ползти — ползут — ползи, ползите;
  • сидеть — сидят — сядь, сядь те.

Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.

Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.

Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:

  • обнадёжить — обнадёжил   бы;
  • обнадёжила бы;
  • обнадёжило бы;
  • обнадёжили бы.

Категории времени эти глаголы не имеют.

Наклонения глагола

Время у глаголов

Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писала, писали;
  • будет писать.

Времена глаголов в русском языке

Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:

  • мальчик рисует;
  • серебро плавится;
  • Земля вращается.

Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:

  • красить — красил  ;
  • указать — указала;
  • составить — составило;
  • решить — решили.

Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:

  • написать — напишу;
  • оповестить — оповестим.

Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:

  • буду готовиться;
  • будешь стараться;
  • будет улыбаться и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.

Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).

Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).

Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).

Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:

  • я пишу, напишу;
  • ты смеёшься, рассмеёшься;
  • он зовет, позовет и т. д.

Безличные глаголы

В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.

Понаблюдаем:

  • нездоровится, вечереет, смеркается;
  • рассвело, подморозило, запахло.

Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:

  • дятел стучит — стучит в висках;
  • лес темнеет вдали — темнеет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.

Начальная форма — инфинитив.

Постоянные признаки глагола:

I. вид совершенный или несовершенный;

II. переходность

III. возвратность

IV. спряжение

Непостоянные признаки глагола:

I. Наклонение

II. время (если есть);

III. лицо (если есть);

IV. число

V. род

Морфологический разбор глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.

Если правильно распределить время, ты многое успеешь.

Бабушка сидит на завалинке под окном.

Лучше промолчи во время спора.

Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.

Наконец повеяло весною.

Видео «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.

Подведем итог словами К.Г. Паустовского о русском языке:

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Тест

Добавить комментарий