Как найти в предложении словарные слова

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

словарные слова, примеры

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова – это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц – это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Правила русского языка, словарные слова

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Формы словарного слова

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Содержание

  1. Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов
  2. Что такое словарное слово
  3. Причины их появления
  4. Как запомнить
  5. Разбор примера
  6. Как проверить написание
  7. Поиск ответа
  8. Как узнать что слово словарное? Как определить?
  9. Правильно: утерянный.

Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Источник

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Мы бы не стали включать это слово в список словарных слов.

Добрый день, прошу помочь с проверкой слова. Проверяется ли буква Е в слове ПОДТВЕРДИТЬ? Или же оно является словарным? Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Хотелось бы узнать, является ли слово «грОмадный» словарным (буква О непроверяемая гласная в корне)? Или всё-таки это слово проверяется? К примеру, словом «огрОмный? Заранее благодарна за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Можно объяснить тем, что это словарное слово 🙂 А можно историей слова. Движимый – это форма древнего глагола движить. От глагола на ить образовалась форма с суффиксом им-. Но глагол движить перестал употребляться, и слово движимый стало соотноситься с глаголом двигать, от которого образуется причастие и прилагательное с суффиксом -ем-двигаемый. Так слово движимый оказалось исключением.

Добрый день! Помогите ответить на вопрос как проверить букву «и» в слове метрополитен. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

проверочное слово к слову праздник

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как в слове «одинокий» проверить первую букву «о»? Или это словарное слово и именно эта буква не проверяется? Спасибо большое и извините, если повторюсь с вопросом. По поиску проверяла, ответ не смогла найти. С уважением, Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

Подобрать проверочное слово для безударной о в слове одинокий нельзя.

Еще раз здравствуйте! В очередной раз вы мне почему-то не отвечаете?! Может, мой вопрос слишком простой, чтоб на него обращать внимание? Хотя, судя по архиву, вы отвечаете и на более простые (как, например, пишется словарное слово ). Итак, попробую еще раз. 1. «На предприятиях выбраковывают коров на 2-4-й лактации (лактациях)». 2. «Разница между показателями первой опытной и контрольной групп (группами)». С уважением, Светлана.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Можно сказать, что написание этого слова проверяется в словарном порядке (как и написание однокоренных слов седло, оседлый). Ударный гласный Е есть в однокоренном слове сел, сели, села.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Написание этого слова нужно запомнить.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Настоять на несклонении фамилии в принципе можно. Однако грамматическим нормам нашего языка соответствует склоняемый вариант всех мужских фамилий, оканчивающихся на согласный звук.

нужно подобрать проверочное слово к слову чувство,для проверки непроизносимой согласной

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Историческое объяснение существует, но проще всего запомнить написание как словарное.

Источник

Как узнать что слово словарное? Как определить?

Словарными словами называются слова с непроверяемым написанием. Если к слову нельзя подобрать проверочное, оно считается словарным. Другое дело, что нужно уметь подбирать проверочные слова и обладать для этого некоторым словарным запасом.

Также словарными считаются иноязычные части слов, иностранные слова, некоторые собственные наименования.

В школах изучаются правила написания слов. Они называются орфограммами. По одним правилам надо подбирать проверочные слова, по другим смотреть на следующую после корня гласную и т.д. А если слово не подчиняется ни одному из, по-моему, 75 орфограмм (которые изучаются в школе), то такое слово называется словарным. Т.е. его написание нельзя объяснить правилом, его можно или запоминать, или написание смотреть в орфографическом словаре.

Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса­ льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».

Правильно: утерянный.

Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.

Неправдиво и не правдиво пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

Прилагательное «правдивый» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением. А от него образуется однокоренное наречие.

Это словообразование выглядит так:

Это прозвучало (как?) неправдиво.

Слово «неправдиво» может быть также краткой формой среднего рода прилагательного.

Ваше заявление (каково?) неправдиво.

Эти слова разных частей речи можно заменить словом «лживо»,»недостоверн­ о». Слово «неправдиво» в таком предложении пишется слитно.

«Не правдиво» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в предложении имеются следующие грамматические условия:

Ваше утверждение не правдиво, а лживо.

2) слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»

Это далеко (вовсе, отнюдь) не правдиво.

3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)

Нисколько не правдиво это заключение.

Слово «немедленно» является наречием, образованным от прилагательного «немедленный». Правила его написания (количество «Н») полностью соответствуют правилам написания наречия «медленно».

Как известно, в наречиях (оканчивающихся на «-о» и «-е») пишется столько «Н», сколько было в прилагательных, от которого эти наречия образованы.

Прилагательные, образованные от таких глаголов обычно пишутся с одним «-Н-». Но это слово «немедленный» – исключение из правил, каких, на самом деле, достаточно много. И его следует запомнить. Так же, как и наречие «немедленно». То есть, слово «немедленно» будем всегда писать с двумя «-НН-«.

Приведем примеры предложений с этим словом:

Однокоренными словами оказываются: Вставлять-Заставлять-Ставить-Вставить-Ставка.

Следовательно корнем слова Вставлять будет морфема СТАВЛ-, в которой замечаем обычное чередование согласных В/ВЛ.

Получаем: В-СТАВЛ-Я-ТЬ (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова: вставля-.

Пример предложения: Вставлять зубы операция пусть и не самая приятная, но жизненно необходимая.

Источник



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 250 967 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.06.2017
  • 4956
  • 170

Рейтинг:
1 из 5

  • 28.06.2017
  • 349
  • 1
  • 28.06.2017
  • 2498
  • 13
  • 28.06.2017
  • 2322
  • 6
  • 28.06.2017
  • 302
  • 0
  • 28.06.2017
  • 535
  • 0
  • 28.06.2017
  • 3057
  • 166

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент – персональная эффективность преподавателя»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Хочелева Елена Павловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Хочелева Елена Павловна

    • На сайте: 5 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 35101
    • Всего материалов:

      15

Часто мы задумываемся над тем, как написать то или иное слово. Из курса школьной программы помнится, что правильность проверяется подбором проверочных слов.

Содержание

  • Что такое словарные слова?
  • Список словарных слов 1-11 класс
  • В каких классах изучают словарные слова?
  • Как быстрее и легче запоминать словарные слова: советы
  • Наиболее распространенные ошибки в словарных словах
  • Видео: Как запоминать словарные слова?

А как быть в том случае, когда ни одного проверочного слова, как назло, найти не можешь? Именно в таком случае мы имеем дело с так называемыми словарными словами.

Что такое словарные слова?

Словарным мы называем слово, которое не можем проверить по правилам, диктуемым орфографией русского языка.

  • Чаще всего к таковым относятся существительные, но порой встречаются и другие части речи, от прилагательных с глаголами до наречий.
  • Чаще всего сложность представляет безударная гласная, входящая в состав корня слова, причем, таких гласных, которые не находятся под ударением, может быть несколько.
  • Еще одна трудность возникает при наличии согласной, которую невозможно проверить в качестве глухой или звонкой – к примеру, футбол: какую букву написать – «т» или «д»?. Поди вспомни, что «фут» в английском языке означает «нога», а «фуд» — пища, и к первому слову игра все-таки имеет большее отношение, чем ко второму.
  • Или, скажем, слово «чувство»: откуда здесь взялась буква «в» в середине? К тому, в речи мы ее практически не произносим. Вот и пишут некоторые так, как слышат, вместо того, чтобы просто запомнить написание. Не менее проблематично определиться, сколько «л» писать в слове «аллея», и почему необходимо удвоение.
  • Каков выход? Только один – запоминание. Да, таких слов множество, но ведь никто не заставляет вызубрить их сразу все! Лучше всего делать это по мере того, как подобные слова встречаются вам в книгах или при написании. Конечно, все они приведены в словарях, причем, найти их вы можете практически в любом: орфографическом, толковом, словаре иностранных слов и т.д.

Учимся

Учимся
  • Последний словарь не менее актуален, чем все другие, поскольку чаще всего именно слова, пришедшие к нам из других языков, и являются словарными. Есть, конечно немало слов русской этимологии, которые также могут вызвать затруднение и поставить в тупик: кто жужжит над ухом – «комар» или «камар»? И в таком случае без запоминания просто не обойтись.

Список словарных слов 1-11 класс:

Словарные слова 1 класс

Словарные слова 1 класс
Словарные слова 2 класс
Словарные слова 2 класс
Часть 1
Часть 1
Продолжение для 3 класса
Продолжение для 3 класса
Словарные слова 4 класс
Словарные слова 4 класс (чтобы лучше рассмотреть каждое слово — раскройте картинку в новом окно либо увеличьте)
Словарные слова для 5 класса
Словарные слова для 5 класса (чтобы лучше рассмотреть каждое слово — раскройте картинку в новом окно либо увеличьте)
Словарные слова 6 класс
Словарные слова 6 класс
Словарные слова для 6 класса
Словарные слова для 7 класса (чтобы лучше рассмотреть каждое слово — раскройте картинку в новом окно либо увеличьте)
Словарные слова для 8 класса
Словарные слова для 8 класса (чтобы лучше рассмотреть каждое слово — раскройте картинку в новом окно либо увеличьте)
Словарные слова для 9 класса
Словарные слова для 9 класса (чтобы лучше рассмотреть каждое слово — раскройте картинку в новом окно либо увеличьте)
Словарные слова для 10 класса
Словарные слова для 10 класса
Словарные слова 11 класс
Словарные слова 11 класс

В каких классах изучают словарные слова?

  • В школьной программе словарные слова изучают учащиеся младшей и средней школы, от первоклашек до учеников 8-х классов. Начинают, конечно, с самых простых, к примеру, арбуз. Слово знакомое, да и понятие очень вкусное и хорошо известное, но вот какую букву написать в конце слова?  Именно такие, простые и понятные детям слова, в которых затруднение вызывает только одна буква, открывают список в первом классе, к восьмому достигая уровня «эксперимента» или «аудитории». Школьники такого возраста уже обладают достаточным запасом знаний, чтобы не просто автоматически запомнить слово, но и понять его суть.
  • Выучив словарное слово, ученик тем самым может использовать его для проверки других, образованных от него. Скажем, запомнив написание слова «горизонт», школьник уже не сделает ошибки в слове «горизонтальный», т.к. это прилагательное образовано от словарного слова, уже знакомого ему. Так же без затруднений он напишет слово «экскурсионный», ведь написание слова «экскурсия», являющегося словарным, он уже знает.

Как быстрее и легче запоминать словарные слова: советы

Как быстрее и легче запоминать словарные слова: 

  • Совет 1. Попробуйте составить небольшой рассказ, состоящий из нескольких фраз, используя в нем слова, представляющие трудность в написании. Это можно делать, опираясь на определенную тематику, скажем, театральную: «Наши билеты в театр на места на балконе, оттуда мы посмотрим балет. А в гардеробе нам дали бинокли, и таким образом нам будет хорошо видно действие, которое будет происходить на сцене». Или попытайтесь совместить слова, в которых трудности обусловлены схожими орфограммами. Используя такой прием, вы будете запоминать слова, написание которых вызывает у вас затруднение, и придуманный вами рассказ поможет вам всякий раз при необходимости написать слово.
  • Совет 2. Вспомните детские красочные плакаты, которые используют для изучения алфавита. Там каждая буква представлена животным или предметом, с которой он начинается. Так ребенок запоминает первые буквы, ассоциируя их с изображением. Попробуйте и вы создать для себя такие «подсказки». Не совсем уверены в том, как правильно пишется слово «бегемот»? Откройте словарь, посмотрите на него, а потом нарисуйте это животное в позе сидящего человека, линии туловища и ног напомнят вам букву «е». А слово «орех» в виде картинки само по себе уже предстанет перед вами в виде буквы «о». Теперь вы не будете задумываться над тем, как написать эти слова – стоит только вспомнить нарисованные вами картинки.
  • Совет 3. Используем способ, уже ставший хрестоматийным — слово нужно написать много раз. А чтобы было не так однообразно, можно применить прием склонения его по падежам.

Итак, пишем:

  • Именительный – орех
  • Родительный – ореха
  • Дательный – ореху
  • Винительный – ореха
  • Творительный – орехом
  • Предложный – орехе

При таком приеме «включается» моторная память, которая сработает тем лучше, чем больше раз вы просклоняете слово.

  • Совет 4. Задействуйте ассоциативный ряд. Это поможет при изучении заимствованных слов или терминологии. К примеру, к слову «очевидец» подберите схожие орфограммы, находящиеся под ударением: «тот, кто видит, причем очень». Чем смешнее и неожиданней будет ассоциация, тем быстрее она поможет вам в запоминании трудного слова. Так, находясь в сомнении, нужна ли буква «т» в слове «честность», просто проведите аналогию со словом «честь» — они созвучны.
  • Совет 5. Зрительная память поможет вам запомнить слово, если вы развесите по дому стикеры с его правильным написанием. Вы будете постоянно видеть его перед глазами, и тем самым воспринимать его верное написание не только с помощью моторной, но и зрительной памяти.
  • Совет 6. Можно применить способ алфавитного изучения: определить для себя количество слов, которое вы в течение каждого дня должны запомнить. Количество выбирайте сами: хоть по одному, хоть по десять. А теперь откройте словарь и начинайте учить их в алфавитном порядке.

Наиболее распространенные ошибки в словарных словах

  • Допустить ошибку в написании словарного слова может каждый, особенно, если не работать над их запоминанием. Но существует несколько слов, ошибки в которых встречаются наиболее часто. К таким относится слово «прецедент», которое как только не пишут. И с одной, и с двумя безударными буквами «и», и даже букву «н» в середину пытаются вставить (как, впрочем, и в слово «инцидент»). Слово «агентство» очень многие пишут, забывая о том, что произошло оно от «агента», и норовят пропустить в середине букву «т».
  • Забавно читать в школьных сочинениях такое слово, как «лучший», в котором буква «ч» почему-то заменяется на букву «т», а то и вовсе «д».
  • Вставляя в текст красивое иностранное слово латинского происхождения «скрупулезно», человек может попасть впросак, невнимательно прочитав порядок букв и перепутав их на письме, получив в итоге «скурпулезно».
  • Часто с ошибками пишут почему-то слово «апеллировать», то используя удвоенное «п» вместо «л», то удваивая обе буквы, а то и вовсе обходясь одной «л» без всяких раздумий.
  • Достается от «грамотеев» и наречию «чересчур», которое они пишут двумя словами: предлогом «через» и старинным русским словом «чур», видимо, вспоминая, как приговаривают суеверные люди «чур меня!»
  • Все эти слова, ошибки в которых относятся к наиболее распространенным, относятся к словарным и их следует запоминать, чтобы писать грамотно, не вызывая насмешек и непонимания.

Полезные статьи на сайте:

  • Как написать небольшое эссе о своих лучших качествах
  • Как правильно написать план к эссе
  • Что такое эссе – как его правильно писать
  • Как правильно написать и ответить на уведомление
  • Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке

Видео: Как запоминать словарные слова?

В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, человеку, в частности ученику, необходимо знать различные правила орфографии.

Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.

Таких слов достаточно много.

В начальной школе проходя,т конечно же, только часть этих слов. Обычно в конце каждого учебника по русскому языку есть небольшой орфографический словарик, в котором можно найти тот необходимый минимум слов, который ребенку необходимо запомнить в течении учебного года.

Некоторые учителя предпочитают вести с учениками свои орфоргафические словари, деля словарные слова на какие-либо группы по различным критериям.

Но так или иначе, группы словарных слов для каждого года обучения в начальной школе примерно совпадает.

Главное, что правописание словарных слов, как и таблицу умножения, необходимо знать наизусть!

Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая и  продолжается она из года в год, начиная с 1 класса.

Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.

Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.

Приёмы для запоминания словарных слов

1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.

2. Орфографическая работа над словом:

  • постановка ударения,
  • выделение зеленым цветом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и для переноса.

3. Письменное заучивание правописания данного слова:

  • правописание словарного слова под диктовку;
  • подбор однокоренных слов;
  • составление словосочетаний с этим словом;
  • придумывание предложений с этим словом;
  • подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

4. Составление рассказа из группы словарных слов.

5. Использование метода ассоциаций.

Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.

Какой ассоциативный образ будет эффективным?

  1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Например, ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству и т.д.

2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.

Пример со словами-запоминалками:

  • лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти
  • гАзета — бумАга, кАрман — дырА, кОнцерт — нОта, хОр
  • зАвод — трубА, кОрабль — вОлны, инЕй — бЕлый
  • кАпуста — зАяц, кАрандаш — грАнь, бумАга, сОбака — хвОст

Пример с рисунками:

  • в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.

шарады для детейРебенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!

Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.

список словарных слов 1 класс школа россии

словарные слова 3 класс русский язык школа россиисловарные слова 4 класс школа россии

6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.

Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:

  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • по частям речи;
  • с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • с непроверяемой безударной гласной;
  • удвоенной согласной и т.д.

7. Способ написания слов с закрытыми глазами.

Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)

  • Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

8. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

9. Игра «Найди слова»

В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.

Например:

М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А

П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З
Н И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А

Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М В
Ы В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У З
М И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л Б
К А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т

И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т А
В Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т А
О Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н Ы
З А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э

К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю Ж
У Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П Б
М О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т И
У В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О

10. Игра «Анаграммы»

Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.

Например:

д ь т е р а т
б й е в о о р
а т б у б с о
я ц з а
к о о р а с

а в о о р н
к у ч е и н
о к а б с о
а ч к е д о в
и щ р т а о в

а б к а с о
з а б р е ё
р г у д в
о с е л е в
ь л у и ч т е

о д о г р
ш х й р о о и
а р е т я б
я ц м с е
к у б ч е и н

к з ы я
и с г а п о
м з р о о
л е а п н
р е т е в

о ы т б с р
р г у в д
о с о р к
г д я о а
а т а о л п

11. На помощь могут прийти рисунки-подсказки или рифмованные четверостишия.

Адрес
Адреса друзей не забывай,
Письма им почаще посылай.
Знают все ребята во дворе
Слово «адрес» пишем с буквой Е.

Акварель
Я достану краски «Акварель»,
Нарисую солнечный апрель.
И запомню раз и навсегда:
В слове «акварель» две буквы А.

Аллея
Я гуляю в парке по аллее,
А вокруг звенит-поет апрель.
— Хочешь слово написать «аллея»?
Не забудь удвоенную Л.

Альбом
Аля купила новый альбом,
Будет цветы рисовать она в нём.
Вот уже алая роза видна.
В слове «альбом» напиши букву А.

Аптека
Ане в аптеке лекарство купили,
Ане лекарство в ложку налили,
Ане лекарство выпить пора,
Слово «аптека» начни с буквы А.

Багаж
Бабушка Галя сдавала багаж –
Четыреста двадцать один карандаш.
Бабушка Галя помнит всегда:
В слове «багаж» обе гласные – «А».

Банан
Старый кабан скушал сладкий банан
И прохрюкал: «Вот это еда!»
Запомните, дети, что в слове «банан»
Мы пишем две гласные А.

Берег
Чтоб проверить слово «берег»
Остался способ прежний:
Слово «берег» проверяют
Словом побережье.

Берёза и берёста
Запомнить это очень просто,
Запомнить это всем пора,
Что называется берестой
Берёзы белая кора.

Беседа
Без беседы только беды,
Без беседы нет друзей.
Очень скучно без беседы.
Две буквы «Е» пиши скорей!

Бидон
Обиделось слово «бидон» на детей.
(Дети, утешьте его поскорей.)
— Никак, — говорит, — не запомнят они,
Что в слове «бидон» после «Б» буква «И»!

Билет
Слово «билет» я в тетрадке пишу,
Очень стараюсь, почти не дышу.
— Мама, скорее иди, посмотри:
В слове «билет» я пишу букву И.

Ботинки
Как у нашей у Полинки
Боты, ботики, ботинки.
Звонко цокают, блестят
С буквой «О» дружить хотят.

Болото
Больше на болото мы точно не пойдём,
Мы за сотню метров болото обойдем.
Топкое болото, опасное оно,
Не хочешь в нём увязнуть,
Пиши три буквы «О»!

Валенки
Пусть летом Лена валенки не носит,
Пусть Лена носит валенки зимой.
Но в слове валенки в любое время года
Мы букву «Е» должны писать с тобой.

Вагон
Хотите написать «вагон»?
Совсем тут не нужна отвага,
А только ручка и бумага,
И все же вспомните сперва:
Вторая буква – буква «А»!

Восток
Вот на востоке солнце всходит.
Восток для солнышка окно.
Как слово пишется «восток»?
Конечно, в нем две буквы «О».

Весело
Весело ветер на север летел,
Весело ветер нам песенку пел.
Песенка нравится мне и тебе.
Не забывайте писать буквы «Е»!

Вместе
Запомните, что в слове «вместе»
Все буквы пишут только вместе.
И правило второе есть:
Букв в этом слове только шесть.

Герой
Гена-крокодил – герой,
За друзей стоит горой.
Друзьям поможет всегда и везде.
В слове «герой» пиши букву Е.

Гореть
Румяный Егорка катается с горки.
Как яблоки, щёки горят у Егорки.
Горят как огонь на морозе они.
Эх, хороши новогодние дни!
Даже гирлянды на ёлках горят,
В слове «горят» буква «О» у ребят.

Девочка
Вот очень хорошая девочка,
Мы вместе ходим в кино.
Я знаю, что в слове «девочка»
Вторая гласная – «О».

Дежурный
Рано дежурный в школу придет,
Цветы аккуратно в классе польёт,
Губку намочит в чистой воде.
В слове «дежурный» пиши букву Е.

Деревня
Из дерева дома в деревне,
У деда деревянный дом.
«Деревня» — слово не простое:
Две буквы «Е» пишу я в нём.

Долина
Долина, долина,
Широкий простор,
Родины нашей приволье.
Слово «долина» нам очень легко
Проверить словом «раздолье».

До свидания
Если свидеться хотим,
«До свидания» говорим.
Вновь увидим мы друзей,
Будем на свидании.
Букву И пиши скорей
В слове «до свидания».

Железо
Женя и Лена учатся в школе.
У Жени и Лены железная воля.
Знают железно всегда и везде:
В слове «железо» две гласные «Е».

Жилище
Жил жираф в высоченном жилище,
Ростом был наш жираф метра три!
Не забудьте, что в слове «жилище»
После «Ж» пишут гласную «И».

Заяц
Заяц Яшка ясно знает,
Знает заячья семья:
Если пишешь слово «заяц»,
Третья буква в слове – «Я»

Здравствуйте
Здоровья, здравия мы всем всегда желаем
И в слове «здравствуйте» две буквы «В»
Писать мы никогда не забываем!

Земляника
На поляне – земляника.
Сколько ягод! Посмотри-ка!
Хоть все земли обойдёшь,
Слаще ягод не найдёшь!

Завтрак
Завтрак на травке
Устроить нам пора.
Пишешь слово «завтрак»?
Пиши две буквы «А»!

Йогурт
Пейте, дети, каждый день
Йогурта пакет.
Будете здоровыми
Много-много лет.
Бодрыми, здоровыми на урок придете,
В тетрадке слово «йогурт»
С буквы Й начнете.

Иней
На ёлочке иней белеет,
Блестит и сверкает на ней.
И снежные звёзды на солнце
Горят всё сильней и сильней.

Каблук
Ах, как Катя каблуками,
Каблуками стук да стук!
Не забудь, что с буквой А
Слово пишется «каблук».

Календарь
Катя и Лена взяли словарь,
Ищут, как слово писать – календарь.
Ответ, надеюсь, известен тебе:
Через гласную А, через гласную Е.

Картофель, кастрюля, капуста
Картофель с капустой
В кастрюле варились
И буквою «А»
Чрезвычайно гордились.

Карандаш
На уроках он помощник наш —
Разноцветный яркий карандаш.
Ты, дружок, запомни навсегда:
В слове «карандаш» три буквы А.

Карман
На брюках у Макара два кармана
И два кармана у Макара на рубашке.
«Карман» — два раза пишем букву «А».
Об этом знают даже первоклашки.

Картина
Карпова Катя рисует картину.
Картина раскрашена наполовину.
Катя устала, поспать ей пора.
В слове «картина» пиши букву «А».

Квартира
Лягушка-квакушка квартиру купила,
Квасом соседей своих угостила.
Квакали гости, отведавши квас:
«Ква-ква-квартира у вас просто класс»!

Командир
Коля Маркин – командир отряда,
На линейке он командует как надо.
Мой совет запомнить вам легко:
В слове «командир» пишите «ко».

Комната
У Наты красивая комната,
Чиста и уютна она.
Запомни, что в слове «комната»
Вторая гласная А.

Компот
Толстый кок и толстый кот
Вместе кушали компот.
А в компоте груши, сливы.
Букву «О» не подменили?

Компьютер
Кот на компьютер запрыгнул вчера,
Мышь у компьютера прятать пора.
Слово «компьютер» пиши с буквой О,
Котик тогда не сломает его.

Коньки
Ловкие стальные кони
По катку меня погонят.
И удобны, и легки,
Ловко скованы коньки.

Корабль
Корабль уходит далеко,
Растаял в синем море.
В слове «Корабль» пишем гласную «О».
С этим я даже не спорю.

Костёр
Костя разводит костёр на лугу.
Косте костёр развести помогу.
Ломкие сучья в костёр положу.
В слове «костёр» букву О напишу.

Котёл
Крот и кот котел купили,
Вкусный борщ в котле сварили.
Съели борщ, сверкает дно.
В слове «котёл» пиши букву О.

Крокодил
Добрый крошка-крокодил
Очень кроликов любил.
В этом слове «крокодил»
Две гласных О. Ты не забыл?

Кружево
Ай да Женя-кружевница,
Золотая мастерица –
Кружево сплела уже.
После «кру» пишите «же».

Лагерь
Лера с Герой едут в летний лагерь
Загорать и плавать в солнечной воде.
Лера с Герой – умные ребята:
В слове «лагерь» пишут букву «Е».

Ладонь
Часто играют в ладушки с Ладой.
Весело ладится наша игра.
Всем грамотеям запомнить бы надо:
В слове «ладонь» пиши гласную «А».

Ласточка
В небе ласточка, словно точка,
Так взлетела она высоко.
Все помнят, что в слове «ласточка»
Вторая гласная О.

Лебедь
Белый-пребелый лебедь
Качался на лёгкой волне.
Запомни, что в слове «лебедь»
Мы пишем две буквы Е.

Лестница
По ступенькам вверх и вниз
Долго нам с тобой идти.
В слове «лестница» в тетрадке
Букву «Т» не пропусти.

Линия
Длинную ниточку – линию
Я начертил, посмотри!
Запомни, что в слове «линия»,
Мы пишем две гласные И.

Лопата
Лопата ловко трудится весь день.
Лопатой плотный снег сгребать не лень.
Чтоб от усердия не лопнула лопата,
Мы букву «О» подарим ей, ребята.

Лучше
Луч шептал в тиши лучу:
«Слушай, луч, как я шепчу,
Слушай лучше, слушай лучше».
Луч шептал в тиши лучу.

Лягушка
Пляшет и поет лягушка
Звонко-звонко: «Ля-ля-ля!»
Голосистая квакушка
Мечтает спеть для короля!

Малина
Маша малину в лесу собирала.
Мало малины Маша нашла.
Маша медведя в лесу увидала.
В слове «малина» пиши букву «А»!

Магазин
Большие неприятности у мага:
Закончилась волшебная бумага.
Маг знает: выход у него один –
Отправиться в волшебный магазин.
И будет бумага в твоей корзине,
Если напишешь два буквы «А» в «магазине».

Макароны
Макар и Маша ели макароны.
Полезна эта пища и легка.
Запомните, что в слове «макароны»,
Мы пишем «МА», а после пишем «КА».

Машина
Мама у Маши – водитель такси,
По правилам водит машину она.
А Маша вам скажет, когда ни спроси:
— В слове «машина» пишу букву «А».

Мебель
Купила белка мебель,
Расставила в дупле.
Давайте в слове «мебель»
Писать две буквы «Е».

Месяц
Ясный месяц встал над садом.
На крыльце мы сядем рядом.
Сядем рядом, посидим
И на месяц поглядим.

Медведь
Мёд решил медведь отведать,
Пчёл лесных пошёл проведать.
Теперь с досады он ревёт:
Кусачим оказался мёд.

Молоко
Вот льётся молоко в ведро,
Скорее кружку подставляй.
Когда ты пишешь слово «молоко» —
Три буквы «О» не забывай!

Монета
Если есть у нас монета,
Сразу купим эскимо.
Слово звонкое «монета»
Мы напишем с буквой о.

Морковь
Я плыл в морковном море,
В морковной лодке плыл,
Морковный сон мне снился.
Я очень морковку любил.

Народ
Как страна прекрасна наша,
Нет страны на свете краше.
И в народе нашем знают:
Лучше нет родного края!
А народ все уважают,

Облако
Облака плывут по небу,
Облака блестят слегка.
Кто-то, видно, белым лаком
Покрывает облака!
За облаками наблюдай,
Слог –ЛА — писать не забывай.

Огород и огурец
В огороде помидоры,
В огороде огурец.
Не забыл про букву «О?
Грамотей, ты – молодец!

Ошибка
Ох, ошибочки, ошибки,
Вы вредите мне давно.
Слово вредное «ошибка»
Начинаю с буквы О.

Пакет
Надо нам завтра сходить в магазин,
Пару пакетов купить молока.
Выпьем по кружке и скажем друг дружке:
— В слове «пакет» пишем гласную «А».

Пальто
Папа и Паша пальто покупали.
Папа и Паша купили пальто.
Бабушке с мамой пальто показали,
Бабушка с мамой сказали: «Не то»!

Парад
Пара за парой, пара за парой
Мы маршируем вперед и назад.
Пара за парой шагаем недаром.
Завтра наш первый школьный парад!

Пассажир
Две буквы С уселись в самолёт
И пассажирами отправились в полёт.
Взлетели до заоблачных небес.
Ты в слове «пассажир» пиши две буквы С.

Петух
Петя, Петя, Петушок
Пел нам песню на заре,
Петушиный перепев
Всех разбудит во дворе!

Песок
Пегий пёс зарыл в песок
Хлеба белого кусок.
Пёс уверен – два куска
Вырастают из песка!

Пенал
Весело Петя в школу шагал.
В портфеле у Пети новый пенал.
Пете теперь не к лицу забывать
В слове пенал букву «Е» написать!

Платок
У Лары платок и у Лады платок,
Узор на платке – красота!
Как будто на небе в пасмурный день
Радуга вдруг расцвела!

Пловец
Ловкий пловец по реке проплывал.
Ловкий пловец даже плот обогнал.
Ловкий пловец уплывёт далеко.
В слове «пловец» напиши букву «О».

Пшеница
Ученикам и ученицам
Шепчет, шелестит пшеница:
— Не забудьте, что во мне
Третья буква – буква «Е».

Посуда
Маме я верный помощник давно –
Мою на кухне посуду.
В слове «посуда» гласную «О»
Я никогда написать не забуду!

Праздник
Дома в праздник не сиди,
А из дома выходи.
Целый день ходи, гуляй,
Букву «Д» не пропускай!

Простуда
Я давно простыл, это просто простуда.
Просто простуда взялась ниоткуда.
Теперь не пойду я ни в цирк, ни в кино.
Слово «простуда» пиши с буквой О.

Работа
Мы рано встали,
Мы работали весь день,
Мы рады, что работать нам не лень.
Но все же мы работаем с утра
И отдохнуть нам все-таки пора.

Ракета
Рак ракету смастерил,
Прямо в речку запустил.
Раки крикнули: «Ура!
В космос нам лететь пора!
Мы ракету с буквой «А»
Запускать будем с утра.

Рисунок
Рисунки у Риты приятны для глаза.
Рита рисует, иди, посмотри,
Ирисов синих полную вазу.
В слове «рисунок» пиши букву «И».

Рябина
Ярко рябины кисти горят,
Ярче, чем ясная в небе заря.
Рябь золотая в глазах от рябины.
В слове «рябина» пиши букву «Я».

Салют
Художник красками картину написал.
На ней салют сверкает в небесах.
Как будто астра в небе расцвела.
«Салют» мы пишем только с буквой «А».

Сапоги
Саша сам решил почистить сапоги.
Ну, а ты немного Саше помоги.
Чтобы стали сапоги сверкать,
В слове «сапоги» нам надо с «А» писать.

Секрет
Все знают, как писать «секрет».
И никакой тут тайны нет.
Известно даже детворе:
Мы пишем здесь две буквы «Е».

Солдат
Сияет солнышко, идет домой солдат,
Медаль сияет на груди солдата.
Вы это слово славное «солдат»
Всегда пишите с буквой «О», ребята.

Сахар
В Сахаре жить не сахар,
Там страшная жара.
Давайте в слове «сахар»
Писать две буквы «А».

Сверкать
От радости глаза у Светы засверкали:
«Пятёрку» ей поставили в журнале.
Букву «Е» Света пишет уверенно в слове «сверкать».

Снегирь
С первым снегом, с первым снегом
Снегири к нам прилетели
И на белую берёзу
Бахромою алой сели.

Совет
Как слово пишется «совет»?
Могу я точный дать ответ:
Вторая буква – буква «О»,
Там для другой буквы запрет.

Стрекоза
Быстрее и быстрее
Стрекозы в танце вьются,
Сверкают, словно стрелки,
А в руки не даются.
Стрекозы всё порхают,
Про букву «Е» напоминают.

Спасибо
Меня вчера приятель спас,
Меня он спас в десятый раз.
И я его благодарю –
Ему «спасибо» говорю.

Собака
Я слово «собака» хочу написать,
Про гласную «О» мне нельзя забывать.
Но букву запомнить мне очень легко –
Ведь схожа с ошейником гласная «О».

Суббота
Борис Борисович в субботу не работал,
Борис Борисович в субботу отдыхал.
Но в слове под названием «суббота»
Две буквы «Б» писать не забывал.

Тарелка
Таня тарелки старательно мыла,
Стали тарелки у Тани сверкать.
А в тетрадке она не забыла
В слове «тарелка» «А» написать.

Телевизор
Наконец мы еле-еле
Двести серий досмотрели.
Зато мы в слове «телевизор»
Две гласных Е не просмотрели!

Телефон
Хоть тётя Лена и болтушка,
Но помнит и во сне
О том, что в слове «телефон»
Две гласных буквы «Е».

Топор
Между нами вышел спор:
Как же пишется «топор»?
А ведь известно всем давно –
В «топоре» две буквы «О».

Трамвай
Медленно едет старый трамвай.
— Старый трамвай, ты меня покатай!
— Что же, садись, места хватит тут всем.
В слове «трамвай» напиши букву «М».

Ужин
Ужин стряпают ужи.
Букву «И» скорей пиши.
В слове «ужин» в слоге – жи –
«И» напишут малыши.

Улица
Наша улица отличная,
Даже лучше, чем столичная.
Мы на улице своей
Не обижаем малышей.

Урожай
В полях овес, пшеница, рожь!
Урожай у нас хорош!
С буквой «О» его напишем,
В баранке, бублике увидим.

Хоккей
Беру я клюшку для хоккея,
Удобна клюшка и легка.
Когда пишу «хоккей» в тетрадке,
Всегда пишу две буквы «К».

Чёрный
На чёрном шёлке
Жёлтые пчёлки
Блестят, переливаются.
Угадай, как называются? (Звёзды)

Шёл и шёлк
Храбрый ёжик, храбрый ёжик
Шёл по шёлковой траве.
Храбрый ёжик, храбрый ёжик
Нёс лепёшку в рукаве.
Храбрый ёжик, храбрый ёжик
Говорил мне: « Не спеши,
Ты в словах и «шёл», и «шёлк»
Только букву «Ё» пиши.

Шоссе и шоколад
Иду я по шоссе, кусаю шоколад.
Мне очень хорошо, я шоколаду рад.
А почему же мне сегодня хорошо?
А потому что в словах «шоссе» и «шоколад»
Слог «шо» пишу я с гласной «О».

Щенок
Забился в щель щенок мой глупый,
Его выманиваю супом.
Поднимет быстро настроенье
Щенку такое угощенье.

Ягода
Мы в саду каких угодно ягод наберём.
Много ягод – целое ведро.
А когда мы в школу осенью пойдём,
Слово «ягода» напишем с буквой «О».

Язык
Я лениться не привык,
Я учу родной язык.
Вам советую, друзья:
«Язык» пишите с буквой «Я».

Четверостишия с сочетаниями «ОРО», «ОЛО»:
И сорока, и ворона,
Воробей и соловей
Написать две буквы «О»
Дружно просят всех детей!

Вдаль бежит, спешит дорога.
В город мы приедем скоро.
И колёса у машины –
Словно сочетанье «ОРО».

Спит корова на соломе.
Ах, какая благодать!
Не забудьте сочетанья
«ОРО», «ОЛО» написать.


12. Выполнение тренировочных упражнений

Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.

Карточки для запоминания словарных слов для 1 класса

Карточки для запоминания словарных слов для 2 класса

Карточки для запоминания словарных слов для 3 класса

Карточки для запоминания словарных слов для 4 класса

12. Пособия, которые повысят грамотность ребенка

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!

Чтение и списывание нейротекстов увеличивает грамотность и понимание прочитанного в разы!

Пожалуй это одно из самых эффективных упражнений. Предлагаю очень результативное пособие, которое содержит такие тексты.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.

Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.

В книге вы найдете:

  • Зашумленные тексты с вопросами;
  • Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
  • Методику работы с зашумленными текстами;
  • Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
  • Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.

В результате у ребенка:

  • увеличивается скорость чтения;
  • развивается внимание и память;
  • вырабатываются навыки осознанного чтения;
  • развиваются навыки самоконтроля;
  • развивается речь;
  • уменьшается количество ошибок при письме;
  • облегчается процесс написания изложений и сочинений;
  • улучшение учебных показателей.

Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.

Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.

Уровень 1

Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями

Уровень 2

Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями

Уровень 3

Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями


Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий