Как найти в предложении сложные слова

Сложное существительное: определение, правописание, примеры

Русский язык велик и богат, обладает огромными возможностями изменения различных словоформ и образования новых частей речи. Пожалуй, ни один другой язык не содержит такой обширный словарный запас с учетом различных оттенков значения каждого слова. Одним из способов словообразования является объединение двух и более основ в одно скомбинированное слово, которое может быть и прилагательным, и существительным.

Определение

Сложными считаются части речи, сформированные путем совмещения ряда слов или основ от разных слов в единое целое.

сложное существительное

Получившееся слово является сложным существительным, если оно обозначает определенный предмет и отвечает на вопрос «кто» или «что». Примеры: скороварка, электровоз, пулемет.

Способы образования

Ниже перечислены основные методы формирования сложных существительных.

Использование соединительной гласной

Объединяющими буквами обычно являются гласные -о и -е. Создание сложного существительного происходит путем соединения двух слов и использования в качестве связующего звена гласной буквы.

Примеры: кашевар, пешеход, пылесос, электрокар, водомет, ледокол, снегопад.

Без соединительных букв

Сложное существительное может образовываться и без использования соединительных гласных.

Примеры: барышня-крестьянка, платье-халат, полиэтилен, аэропорт, фотоаппарат, жар-птица.

сложные имена существительные

С добавлением суффикса в конце слова

Иногда для образования сложного существительного могут использоваться суффиксы, которые применяются в конце слова.

Примеры: канатоходец, меченосец.

Обратите внимание на расстановку ударений в сложных словах: независимо от способа образования сложного существительного оно всегда содержит единственное ударение, падающее на один слог.

Род сложных существительных

Научимся определять род анализируемого сложного существительного по нескольким признакам:

  1. Если все части сложного слова склоняются, то род выясняется по первому входящему в состав звену.
  2. Если первое слово неизменяемое, род вычисляют по второму входящему в состав звену.
  3. Когда первый элемент слова используется самостоятельно, то он может склоняться, однако в контексте сложного существительного меняется только второй элемент. Тогда род существительного определяется только по второму слову.
  4. Иногда случается, что род сложного слова невозможно определить, так как оно используется только во множественном числе.
  5. Наличие в сложном слове существительного «женщина» говорит о том, что это слово – женского рода.

Правописание сложных существительных

Рассмотрим орфографические правила, используемые для грамотного употребления сложных слов.

правописание сложных существительных

Поняв основные моменты, в дальнейшем больше не придется сомневаться в правописании тех или иных слов.

Метод образования

Изучим более подробно правописание сложных существительных, исходя из способа их формирования.

С объединяющей буквой

  1. Если начальная основа заканчивается на твердый согласный, используется буква -о, если же в конце основы стоит шипящий звук, мягкий согласный или буква -ц, то пишется -е. Примеры: землемер, птицефабрика, водопад.
  2. Если мягкий согласный начальной основы в виде буквы -в, -н, -р, -т имеет твердое произношение, то после него пишется -о, однако при мягком произношении по-прежнему остается -е. Примеры: камнедробилка и каменоломня, коневод и конокрад.

сложные существительные примеры

Без объединяющей буквы

  1. Сложное существительное может образовываться в результате использования первой части слова в его изначальной форме. Примеры: времянахождение, солнцепек, семязачаток.
  2. При создании нового слова с помощью компонента авиа буква -а на конце остается. Примеры: авиарейс, авиамаяк, авиапарк, авиабомба, авиазавод.
  3. Первое звено может быть использовано в виде словосочетания с падежным окончанием. Пример: сумасшествие.
  4. Сложные существительные могут включать имена числительные, склоняемые в родительном падеже. Исключением являются элементы 1, 90, 100, 1000. Примеры: семилетка, столетие, однофамилец.
  5. Не всегда слово, которое кажется многосоставным, имеет две и более основы, этот момент следует учитывать. Примеры: электромонтаж – электрификация, газобаллон – газификация.

Изначально в каждой паре идет сложное существительное, а вот вторым является простое однокоренное слово.

Основы слитного написания

При использовании элементов электро-, кино-, микро-, фото-, нео-, зоо-, гидро- и т.д. сложные существительные могут писаться только слитно.

Автостоп, аэросъемка, биоцикл, гелиотехника, гидромасса, зооферма, киногерой, микродатчик, моноцикл, неореализм, радиопеленг, телевещание, электродрель, видеоролик, фотоателье.

Слова иностранного происхождения пишутся слитно, если при переводе на русский язык не отделяются составные части со свойственными им значениями.

Блицкриг, гуммиарабик, крепдешин, фильдеперс, метрдотель, прейскурант.

Для сравнения: креп-шифон, секонд-хенд, крем-брюле, креп-жоржет.

Надо писать слитно слова с глаголом в первой части, имеющим окончание -и.

Горихвостка, скопидомство, держидерево.

При использовании сокращенных основ образовавшее слово никогда не пишется раздельно.

Горкомитет, профком, Центробанк, завуч.

Также сложные существительные слитно записываются в следующих случаях:

если первое звено в слове борт-;

если конечное звено в слове -метр.

Написание через тире

Рассмотрим сначала основы дефисного написания, а затем изучим остальные нюансы.

При формировании сложного существительного, созданного без применения соединительных букв, и использовании его в качестве названия механизма или политического, либо научного термина, правилами устанавливается дефисное написание этого слова.

Также сложные существительные через дефис записываются при использовании компонентов пресс- и блок-.

Вакуум-установка, дизель-молот, пистолет-пулемет, платье-костюм, меч-рыба, премьер-майор, лорд-мэр.

Пресс-релиз, блок-пункт, блок-диаграмма, пресс-центр.

Исключения: блокгауз, блокнот.

При написании двухсоставной единицы измерения не следует забывать об использовании тире.

Исключения: трудочасы, трудодни.

Названия сторонников различных партий и самих течений в политике пишутся с использованием дефиса.

При указании сторон света применяется дефисное написание.

Присутствие в слове чужеземных компонентов, таких как вице-, лейб-, штаб-, оборачивается тем, что это сложное существительное прописывается через дефис.

Лейб-гусар, штаб-ротмистр, экс-вице-мэр, обер-бургомистр.

Названия растений, включающие в себя союз, записываются через дефис.

Если один входящий в сложное слово элемент выражает оценку другого, в этом случае ставится дефис.

Бой-девка, чудо-печка, горе-рыболов, ура-патриот.

Если в слово входят буквы иностранного алфавита и оно представляет собой научно-технический термин, то при его написании используется дефис.

Альфа-распад, икс-единица, гамма-глобулин.

В предложениях иногда встречается перечисление сложных слов с идентичной второй частью. Чтобы каждый раз ее не писать, можно оставить эту часть только в конечном слове, а для предыдущих слов использовать висящий дефис.

Электро- и энергопотребление, теле- и радиовещание, мото- и велопоездка.

Грамотное написание многосоставных имен собственных

Разберемся, как правильно писать сложные имена существительные, являющиеся именами собственными.

Сложные фамилии из ряда компонентов пишутся через тире, причем каждая часть должна прописываться с заглавной буквы.

Примеры: Петров-Сидоров, Андерсен-Нексе.

Для многосоставных нерусских имен существуют свои правила.

  1. Если в двойном или тройном имени первое слово при склонении не изменяется, то его части соединяются дефисом. Примеры: Жан-Поль Бельмондо.
  2. Комбинированные имена и фамилии отличаются раздельным написанием, в том числе и латинские имена, представляющие собой сложные существительные. Примеры: Артур Конан Дойль.
  3. Если части имени без фамилии служат средством называния, то они используют тире при написании. Примеры: Мария-Тереза.

сложные существительные слитно

Служебные части речи в иностранных именах

Написание служебных слов в иноземных именах также осуществляется по определенным правилам.

  1. Служебные слова в нерусском имени пишутся отдельно с маленькой буквы. Примеры: фон дер Штольц, ле Шапелье.
  2. В восточных языках составляющая имени, несущая определенную смысловую нагрузку, пишется с маленькой буквы и присоединяется через тире к последующей части слова или, в случае ее отсутствия, к предыдущей. Примеры: Алиф эд-Дин, Имран эль-Куни.
  3. Иногда, если в языке-родоначальнике служебное слово пишется с заглавной буквы, оно сохраняет свое написание в русскоязычной версии. Примеры: Франсуа Де Морель, Андреа Де Фурнье.
  4. Звенья имен О’, Мак-, Сент-, Сан-, Сен- прописываются перед фамилией с заглавной буквы. Буква О- отсоединяется апострофом, остальные элементы – дефисом. Примеры: О’Нилл, Мак-Клейн, Сан-Венсан, Сент-Лоран.
  5. Слово «дон», если имеется в виду «господин», пишется отдельно с маленькой буквы. Примеры: дон Хосе, дон Николас. (При использовании этого слова как элемента собственного имени оно прописывается с большой буквы и использует в своем начертании тире. Примеры: Дон-Кихот, Дон-Жуан).

Использование вышеперечисленных слов в нарицательном значении определяет их слитное написание с маленькой буквы. Примеры: донжуан, донкихот.

Азиатские имена и фамилии

В азиатских именах собственных таких стран, как Корея, Япония, Китай и других, все составляющие пишутся с заглавной буквы и раздельно. Элемент -сан, используемый как обращение в японских именах, записывается с маленькой буквы через тире. Примеры: Пан Ги Мун, Отояма-сан, У Тан.

Правила написания географических названий

Составные части топонимов пишутся с заглавной буквы и соединяются с помощью тире в следующих случаях:

  1. Если сочетаются два существительных, имеющих значение целого объекта или его частей. Примеры: Улан-Удэ, Спас-Деменск.
  2. Если название города состоит из существительного в начале и прилагательного в конце. Примеры: Ленинск-Кузнецкий, Гусь-Хрустальный.
  3. При сочетании компонента соль-, усть-, верх- с наименованием географического пункта. Примеры: Верх-Нарым, Усть-Илимск. Исключение: Сольвычегодск.
  4. При соединении иноязычных составляющих. Примеры: Сьерра-Леоне, Монте-Карло.

 сложные существительные через дефис

Обратите внимание: несмотря на то, что топонимы прописываются через дефис, наименование жителей, проживающих в данном поселении, пишется слитно. В качестве примера можно рассмотреть предложение с двумя сложными существительными: «Уланбаторцы проживают в городе Улан-Батор».

Дополнительно

Обычно однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой. Однако и из этого правила есть исключения. Через тире пишутся следующие парные сочетания, в итоге становясь частью предложения со сложными существительными:

  1. Парные сочетания – синонимы. Примеры: конца-краю не видно, узнать про житье-бытье, определить пользу-выгоду.
  2. Антонимы, формирующие сложные существительные. Примеры: договор купли-продажи, прием-выдача денег, собрать вопросы-ответы.
  3. Сочетания, имеющие ассоциативные связи. Примеры: всякие есть птицы-рыбы, пойти в лес по грибы-ягоды, угощать хлебом-солью.

Подводя итог

Конечно, все многообразие сложных слов и правил их написания в одной статье охватить невозможно, но основные положения здесь были рассмотрены. Сложные имена существительные могут различаться по способу образования, роду, правописанию, значению и т.д.

предложение с двумя сложными существительными

Образование сложных слов путем их сложения – это одна из довольно интересных функций русского языка, помогающая увеличить его словарный запас, а также используемая для более точного отображения тех или иных значений определенных предметов.

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно – словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Проверка родственных слов

Корень один – значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
  2. Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
  3. Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает – самолет, белые + зубы – белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

Родственные слова

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить – леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Слова

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

[spoiler title=”источники:”]

https://www.syl.ru/article/309221/slojnoe-suschestvitelnoe-opredelenie-pravopisanie-primeryi

https://liveposts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/rodstvennye-i-odnokorennye-slova-v-chem-otlichie

[/spoiler]

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.Л. ФЕДОРОВА


Сложные слова (теория)

В последнее время появляется много
новых школьных учебников по самым разным
дисциплинам – от языкознания и семиотики до
физкультуры. Если поставить задачу создания
нового учебника по русскому языку, то самой
сложной проблемой будет, по-видимому, сочетание
новизны и традиции.

В предлагаемом к обсуждению
фрагменте проекта акцент делается на стратегии
сотрудничества исследователя-словесника и
учителя, учителя и ученика. Сотрудничество
теоретика и педагога помогает найти новые
объяснительные модели известных фактов языка;
сотрудничество учителя и ученика обеспечивает
более глубокое усвоение материала, чем при
пассивном следовании за учителем и учебником.

Основой сотрудничества всегда
является интерес. Детям должно быть интересно
учиться. Особенно важно привить интерес к
родному языку. Поэтому методической основой
преподавания должен быть скорее объяснительный,
чем предписывающий принцип: т.е. вопрос почему?
не может заменяться указанием, как надо. Поэтому
в предлагаемом тексте почти нет правил, но есть
объяснительный текст.

Предлагаемые приемы обработки
материала – моделирование игровых ситуаций,
сознательное творчество. Обращение к любимым
книгам может сделать работу на уроке более
увлекательной и стимулировать интерес к чтению.

Может быть, не обязательно для всех
делать все упражнения: кого-то больше увлекает
техника, кого-то – биология; ученики могут иметь
выбор. Но предложенные темы упражнений в целом
более или менее полно охватывают круг проблем,
связанных со сложным словом.

На составление цельной картины
явления ориентирован и теоретический подход,
объединяющий и сложные, и сложносоставные, и
сложносокращенные слова. Критериями
принадлежности к сложным словам являются
наличие в слове по крайней мере двух корневых
основ, соединенных на любом шаге
словообразовательного процесса (т.е. садовод и
садоводство в равной мере считаются сложными
словами), а также слитное и дефисное написание (в
последнем случае целый пласт окказиональных
образований, в синтаксисе традиционно
рассматриваемых как имена и приложения, в плане
словобразования тоже имеет право относиться к
сложным словам). В целом теоретическая основа для
такого подхода заложена в работах В.В.
Виноградова, Е.А. Земской, Д.Э. Розенталя.

Материал для упражнений может быть
использован и на уроках развития речи.

Сложное слово – это слово,
образованное сложением двух или более основ

Основа может представлять собой
чистый корень (хор-о-вод) либо корень с
приставкой или суффиксом (неб-о-склон, железн-о-дорож-н-ый),
а может соответствовать целому
знаменательному слову (семиглав-ый, яркозелен-ый).
Основа может быть и сокращенной, усеченной
(зарплат
из заработная плата).

Сложение слов может производиться
разными способами: морфологическим,
лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.

1. При морфологическом сложении новое
слово образуется соединением значимых частей –
основ или основы и знаменательного слова – при
помощи соединительных гласных: о после основ
на твердый согласный, е после основ на мягкий
согласный, шипящий или ц. Например: паро-ход,
зме[й]-е-лов, душе-губ
, солнце-пек.

Значение такого слова легко
получается на основе значений составляющих его
частей.

Иногда для образования сложного слова
необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец,
рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый
(целое слово не
получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-).
В этих случаях считается, что слово образовано
сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно
сложением основ и добавлением суффикса.

Морфологическое сложение –
продуктивный способ словообразования; это
значит, что таким способом можно образовывать
новые слова (например, диск-о-вод).

2. При лексико-синтаксическом способе
соединяются в одно целое устойчивые сочетания
слов в том виде, как они обычно употребляются в
речи. Происходит сращение слов без
соединительных гласных для обозначения единого
понятия – предмета, лица, признака или единого
множества предметов, например: полцарства,
Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело,
гуси-лебеди
.

Сращение слов может быть полным или
неполным.

При полном сращении новое слово
пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород-Ж
, в Новгород-е; сорвиголов-а, о сорвиголов-е
.
Обычно одна его часть имеет форму, в которой
использовалась в словосочетании: сорвиголова
¬ сорви голову, трехэтажный ¬ из трех этажей
.

При неполном сращении части сложного
слова сохраняют вид и форму самостоятельных
слов, но объединяются дефисом в одно целое,
например: платье-костюм, кошки-мышки,
Ростов-на-Дону
. Иногда части сложного слова
могут иметь каждая свое окончание: школ-а-интернат,
в школ-е-интернат-е; Царевн-а-лягушк-а,
о Царевн-е-лягушк-е.
Но чаще они имеют
только одно общее окончание: к оригинал-макет-у,
о генерал-майор-е
. Фактически при неполном
сращении получаются сложносоставные слова из
равноправных или неравноправных частей.

При лексико-синтаксическом сложении
также возможно использование морфологического
приема – добавления суффикса одновременно со
сложением основ: пятикласс-ник, трехтом-н-ый.

Многие модели синтаксического
сложения являются продуктивными.

3. При условно-фонетическом способе
новое слово также образуется из словосочетаний,
но собирается в единое целое по частям из слогов
или звуков. Слоги получаются из начальных частей
слов или названий начальных букв (универмаг
из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]),
звуки берутся из начальных звуков слов (вуз,
завуч –
из заведующий учебной частью).
Последнее слово исходного словосочетания может
использоваться целиком (зарплата из заработная
плата
).

Такие слова называются
сложносокращенными, или аббревиатурами, а
условно-фонетический способ –
сложносокращенным.

Аббревиатуры значительно сокращают
длинные названия, и тем они удобны, но не всегда
новые слова оказываются легкими для
произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры,
как правило, недолго сохраняются в языке.

Аббревиация – достаточно новый, но
распространенный и продуктивный способ
словообразования во многих языках мира.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Сказочные герои

Объясните, почему их так зовут:

1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3)
Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6)
Мальчик-с-пальчик; 7) Золушка; 8) Жар-птица; 9)
Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12)
Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка
.

Какие из этих слов сложные? Какими
способами они образованы? У каких еще сказочных
героев имена построены на основе словосложения?

2. Теремок

Вспомните, как называли себя жители
сказочного теремка:

– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка! <…>

Каким способом образованы их названия?

3. Сказочные предметы

Вспомните, как называются в сказках
волшебные предметы:

скатерть, сапоги, шапка, ковер,
цветик, гусли, меч
.

Почему они так названы? Какие из
названий – сложные слова?

Из истории слов

КОЛОБОК – это не сложное слово, оно
образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок
от не сохранившегося слова колоб
‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское
слово коло, от которого произошло колоб,
значит ‘круг’; его корень сохранился также в
словах около, кольцо, колесо.

КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется
древний, по-видимому, звукоподражательный корень
кол- (коло-), не связанный со значением
‘круг’. Слово построено так же, как бум-бум,
дзинь-дзинь
, но сейчас его части уже срослись в
единый корень. Аналогично устроено название
другого ударного музыкального инструмента: тамтам.

4. Ремесла

Объясните, что означают следующие
названия людей по роду их деятельности:

кашевар, дровосек, следопыт,
трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей,
костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода,
летописец, водовоз, стеклодув, солевар,
каменотес, сталевар, мукомол, звездочет,
воздухоплаватель.

Постарайтесь для объяснения значения
использовать корни сложного слова. Образец:
брадобрей – тот, кто бреет бороды.

4А. Для выделенных слов попытайтесь
подобрать более современные названия, например: брадобрей
– парикмахер
.

Сравните старые и новые названия
(устно). Значение старого названия часто
оказывается более конкретным и узким, значение
нового – более общим и широким: парикмахер
тот, кто стрижет волосы и делает прически и
мужчинам, и женщинам, и детям.

. Слово зверобой построено с
нарушением морфологического правила. В чем
состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим
нарушением?

Из истории слов

ПАРИКМАХЕР – по происхождению это
тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке
из двух слов: Perucke – «парик» и Macher 
«мастер». Из немецкого оно заимствовано в
XVIII в. русским языком, где считается простым
словом.

Словосложение – распространенный
способ образования новых слов во многих языках.
Этим способом образованы, например, в английском
языке слова:

СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой
men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness
– «дело».

ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению
также сложные слова с общей основой -дей-,
производной от глагола деть – «делать». От
него произошли также слова действие, дело,
деяние
. Чародей – буквально «делающий
чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей 
«делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси
назывались чары; возможно, «колдовство» –
это переносное значение.

5. Прозвища

Сложное слово – это целая картинка,
наглядно представляющая ситуацию с помощью двух
образов. На основе этих образов и производится
наименование. Но ним можно представить и саму
картинку.

Вспомните, как называют людей по
качествам и привычкам. Объясните, как вы
понимаете следующие наименования:

лежебока, лизоблюд, домосед,
лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум,
молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот,
пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд,
крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель,
щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка
.

Используйте объяснительные схемы: Тот,
кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого
(что-то какое-то)
.

Обратите внимание! Слова с
окончанием – общего рода, т.е. могут
относиться к лицам и мужского, и женского пола
(кроме вертихвостка с суффиксом женского
рода -к-).

Из истории слов

РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот-
и основы -зей-, которую производят от не
сохранившегося зети – «зиять, раскрываться»,
от которого произошли зев, зевать. Ротозей
буквально значит «тот, у которого раскрывается
рот».

ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со
значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать
исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться
– значит «беспорядочно двигаться из стороны в
сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто
«мыкает» горе, – значит, живет в нужде.

ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное
слово, образованное сращением не сохранившегося
наречия туне – «напрасно, даром»
(сравните: втуне) и существительного ядец
– «любитель поесть» от яд – в значении «еда».
Тунеядец означает то же, что и дармоед
«даром едящий, любитель даром поесть».

6. Перекати-поле и сорвиголова

Некоторые слова образуются сложением
повелительной формы глагола с существительным.
Это – словосложение по типу сращения. В этих
словах нет законной соединительной гласной, но
сохраняется глагольное . Как правило, такие
слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле,
пример неполного сращения).

Вспомните слова, образованные по этой
модели:

сорвиголова, горицвет, вертишейка,
горихвостка, вертихвостка, держиморда,
перекати-поле, скопидом.

Кого или что обозначают эти
наименования?

Из истории слов

СПАСИБО – это слово получилось из
словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма
благодарения) сращением основ и отпадением
конечного согласного (произносилось [х]).

Некоторые славянские имена также
образованы словосложением. Морфологическим
сложением образованы имена Ярослав (от ярый
– «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий
«вящий, больший»). А имя Владимир
(древнерусское Володимер) – от славянской
основы со значением «владеть» и не сохранившейся
основы мер, связанной с древнегерманским mar
– «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар,
Вольдемар
), – уже позднее переосмыслено как
сращение глагольной формы и существительного мир.
Такое переосмысление называют народной
этимологией.

Иностранные имена тоже нередко
строятся на основе словосложения, например,
арабское Абдулла означает «раб Бога»,
испанское Розамунда – «роза мира».

Названия городов тоже могут быть
сложными словами. Так, сращением образованы
названия Новгород, Ленинград, Петербург,
Ставрополь
. Вторая основа у них – город
– по-старославянски, по-немецки и по-гречески.

7. Флора и фауна

Выпишите из списка по порядку
названия: 1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5)
растений, отдельно выпишите названия грибов.
Постарайтесь объяснить названия, используя
схему: Тот (та), кто …, Тот (та), у кого … .


Носорог, сороконожка, лирохвост,
шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле,
утконос, буревестник, волкодав, долгоносик,
красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка,
мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик,
горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор,
горихвостка, чертополох, короед, иван-чай,
трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Какие слова не укладываются в схемы?

Из истории слов

МЕДВЕДЬ – общее для всех славян
переименование зверя, которое означает «едящий
мед, медоед» и образовалось сращением основ –меду-
и –ед-, при этом из у получилось в.

ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит
латинское сложное слово, образованное из leo
«лев» и pardus – «тигр».

ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке
от сложного прилагательного дикообразный
«выглядящий дико», «дикого вида».

ВИНОГРАД – первоначально означало
«винный сад», что видно из сохранившегося
устойчивого сочетания сад-виноград.
Образовано в старославянском языке по модели
германского слова wingart.

8. Изобретения

Выпишите из списка сначала названия
транспортных средств, потом приборов и
механизмов:

Вездеход, водопровод, ледоруб,
самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход,
паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос,
вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка,
громоотвод, самолет, зубочистка, пароход,
самосвал, мусоропровод.

Попробуйте объяснить названия,
используя схемы: То, что …, То, чем …, То,
на чем … .


. Придумайте название тому прибору
(механизму, средству транспорта), который вы
хотели бы изобрести.

Из истории слов


ПАРОХОД – так вначале был назван
паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что
ходит посредством пара» приложима к обоим видам
транспорта.

ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в
XIX в. из французского языка, в котором оно было
образовано из латинских основ velox, velocis
«быстрый» и pes, pedis – «нога». Велосипед
буквально означает «быстроногий» («тот, у кого
быстрые ноги»).

АВТОМОБИЛЬ – это слово также
заимствовано из французского языка вместе с
изобретением. Французское automobile образовано
сложением основ двух слов: греческого autos 
«сам» и латинского mobilis – «движущийся,
подвижный».

МОПЕД – это слово образовалось в
современном русском языке своеобразным
способом: из сочетания мото велосипед
(= моторизованный велосипед) были взяты первый и
последний слоги. Мопед – сложносокращенное
слово.

9. Техника

Как видно, для наименования
изобретений во всем мире широко используются
латинские и греческие основы. В русском языке
тоже много слов с такими элементами: авто
(сам), аудио (звук), аэро (воздух), вело
(быстрый), видео (видимый), кино
(заимствовано из нем. Kino), космо
(Вселенная), мото (движение), микро
(малый), стерео (пространственный), теле
(далекий), термо (горячий), фото
(свет), электро и другие. Сложные слова с
такими частями пишутся слитно
. Слитно пишется
также элемент авиа (сокращение от авиация).
Второй частью может быть как иностранная (мобиль,
метр, –фон, –скоп, –грамма, –граф

и другие), так и русская основа (например, фото +
выставка, электро + печь
).

Вспомните как можно больше сложных
слов, относящихся к технике, в составе которых
используются латинские и греческие основы.

10. Наука

Латинские и греческие корни
используются для наименования наук и научных
областей исследования. Второй частью таких слов
обычно являются греческие основы -лог- (от логос
«слово»), и -граф- (от графо
«пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- 
«жизнь», гео- – «земля», а целостное значение
наименованию придает суффикс -иj-,
например, биология – «слово (наука) о жизни», география
– «наука о поверхности земли».

Вспомните как можно больше подобных
наименований. На русской основе названия наук –
областей знания – создаются с помощью основ –знание,
ведение
, например, языкознание,
естествознание, литературоведение
).
Попытайтесь для иноязычных наименований
привести (или составить) соответствующие
русские.

Из истории слов

ФИЛОЛГИЯ – это слово устроено иначе,
чем большинство названий наук. Первая его основа
происходит от греческого филео- – «люблю». Филология
– буквально «любовь к слову».

БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не
обозначает науку, а означает «описание жизни» –
«жизнеописание».

11. Природа и погода


11А. Выпишите сначала названия
природных явлений, названия местности и
природных объектов:

снегопад, солнцеворот, плоскогорье,
землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход,
звездопад, гололед, редколесье, небосвод,
ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом,
сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие,
солнцепек.

Объясните значения сложных слов,
используя описательные схемы: для явлений – То,
когда…
, для местности и природных объектов – То,
где…


11Б. Календарь. Посмотрите, какими
названиями характеризовали на Руси календарные
месяцы: сентябрь – златолист, листопадник;
октябрь – листопад; ноябрь – полузимник,
листогной
; февраль – вьюговей, бокогрей;
март – зимобор; апрель – снегогон,
водолей
; июнь – скопидом, хлеборост,
разноцвет, светозар
; июль – сенозарник;
август – хлебосол, разносол,
припасиха-собериха, густоед
.

Из истории слов

ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово,
образованное сложением и суффиксацией на основе
словосочетания лука («изгиб, излучина») моря
и означающее изгибающийся берег моря.

ПОЛОВОДЬЕ – также образовано
сложносуффиксальным способом на основе
словосочетания полая вода – «открытая вода».

12. Занятия и качества

Выпишите сначала названия занятий
людей, их времяпрепровождения, затем названия их
качеств:

чаепитие, честолюбие, путешествие,
простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие,
сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие,
своеволие, мордобитие, самолюбие.

Объясните их значение. К каким из них
подходит описательная схема: То, когда…?

13. Какие мы?

Выпишите сначала признаки,
относящиеся к внешности людей, потом к характеру,
потом признаки, описывающие животных:

синеглазый, долговязый, любопытный,
короткошерстный, вислоухий, широкоплечий,
твердолобый, мягкотелый, низкорослый,
великодушный, миролюбивый, полоумный,
длиннохвостый, добродушный, остромордый,
легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий,
самостоятельный, сумасшедший.

Объясните их значения, используя схему
Такой, у кого…, Такой, кто…

13А. Опишите свою внешность. Опишите
свою или знакомую собаку или кошку.

14. Сказочные существа

Вам, наверное, известны мифические
существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог,
единорог. В Подземной стране А.Волкова водились
шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных
королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте
придумать свое сказочное существо: дайте ему
название, опишите его внешность и характер,
используя сложные слова, существующие в русском
языке и составленные вами.

Из истории слов

ЛОПОУХИЙ – образовано
морфологическим сложением не сохранившегося
слова лоп – «лист» (ср. лопух) или лопа
– «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с
ушами, похожими на ладонь, лист».

ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано
морфологическим сложением двух основ: долгий
– «длинный» и вязы – «шея» (такое слово
сохранилось в диалектах). Буквально означает
«длинношеий».

БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе
словосочетания бела(я) бры («бровь») и
суффиксации. Исходное значение – «белобровый».

КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый  –
«коротконосый» от не сохранившегося корний
– «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).

15. Душа

С основой душа существует много
сложных слов:

просто-
равно-
велико-
мало-
тще-
благо-
двое-
прямо-
едино-










-раздирающий
-щипательный

Многие из них пришли к нам из
старославянского языка, где были построены по
модели греческих слов.

Образуйте эти сложные слова и
попробуйте объяснить различия в их значениях.

16. Числа

Первой основой сложного слова может
быть основа числительного – порядкового,
количественного или собирательного.

Сложные слова, образованные от
порядковых и собирательных числительных,
строятся по модели морфологического сложения –
т.е. с соединительной гласной о/епервоцвет,
третьеклассник, троекратный
. По этой же
модели строятся сложные слова с количественными
числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный,
стограммовый, тысячелистник
.

Сложные слова, образованные от
остальных количественных числительных,
образуются иначе – лексико-синтаксическим
сложением:

сращением в исходном словосочетании
формы родительного падежа числительного с
основой существительного (и обычно с добавлением
суффикса):

(крокодил) пяти метров длины =>
пятиметровый
(крокодил),

(роман) из трех томов => трехтомный (роман).

16А. Запишите полностью:

1-классник, 2-классник, 3-классник,
4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник,
100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний,
1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный,
4-угольник, 5-угольник.

Какие основы использованы в этих
словах? В каких словах возможны две разные
основы?

Из истории слов

Число «3» входит в сложные слова в
разных формах. Во-первых, существует ряд слов,
образованных сложением с основой тре- (от не
сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник,
трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение.

Во-вторых, сращением со словом три
образованы числительные тринадцать, тридцать,
триста
, а также некоторые другие слова: Тригорское
(от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога.

Обе эти модели непродуктивны. Зато
продуктивна модель с основой трех – формой
родительного падежа числительного три (трехдневный,
трехсложный, трехведерный)
.

Сложные слова с количественным
числительным два также образуются от разных
основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый,
двуличный
и двухместный. Основа дву– 
это тоже форма родительного падежа, но только для
парных предметов (т.е. предметов, нормально
существующих в паре).

16Б. Запишите полностью:

2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие
существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние
переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион,
3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник,
2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.

17. Во саду ли, в огороде…

Вспомните как можно больше овощей и
фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас
получится?

Правило. Числительное пол
пишется слитно с существительным в форме
родительного падежа. Через дефис пишется пол-:

1) перед гласной: пол-яблока;
2) перед л: пол-лимона;
3) перед заглавной буквой: пол-Москвы 

– то есть тогда, когда иначе не
напишешь! (Неудобно к строчной букве
присоединять заглавную; в других случаях слитное
написание меняет произношение. Проделайте
эксперимент: представьте, что эти слова написаны
без дефиса. Как бы вы их прочли?)

Из истории слов

ПОЛТОРА – результат сращения пол и
втора (т.е. второго).

18. Скелет

Подберите сложные слова к заданным
морфемным структурам («скелетам» слова):

Обратите внимание! В третьей
модели – одновременное сложение корней и
добавление суффикса (хлеб + о + паш + ец), в
пятой суффикс добавляется к существующему
сложному слову (зубоскал – зубоскаль + ство),
в шестой происходит сложение слова и корня (градо
+ начальник)
.

19. Тексты

Найдите в текстах все сложные слова.
Определите способы, которыми они образованы.

1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

(А.Пушкин)

2) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

(С.Маршак)

3) В школе чародейства и волшебства
Гарри Поттер и его одноклассники изучали
травоведение, зельеварение и другие предметы.
Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие
яды», что для оборотного зелья водоросли
собирают в полнолуние, златоглазки настаивают
три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и
тайная комната.)

4) В НИИЧАВО (научно-исследовательском
институте чародейства и волшебства) понедельник
начинался в субботу, потому что опыты по
волшебным превращениям были интереснее обычного
воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б.
Стругацкие
. Понедельник начинается в субботу.)

5) Космические пираты Весельчак У и
Крысс примчались из будущего в поисках
новоизобретенного аппарата, помогающего слышать
чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат
шестиклассник Коля, путешествуя во времени,
случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир
Булычев.
100 лет тому вперед.)

6) Благородный рыцарь Дон Кихот
путешествовал по дорогам Испании в поисках
приключений со своим верным оруженосцем Санчо
Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности,
Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и
злоключения преследовали его. (Читай: М. де
Сервантес.
Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский.)

20. Город

Почти все городские учреждения,
организации и предприятия имеют дополнительные
сложносокращенные названия. Они часто
употребляются в речи, а иногда встречаются и на
вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете
на улицах города. Время проходит, названия
делаются непонятными, вывески меняются.
Попытайтесь объяснить, как устроены следующие –
старые и современные – названия.

Универмаг, Союзпечать, канцтовары,
промтовары, универсам, химчистка, культтовары,
сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт,
сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы,
шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК
.

21. Сочиняем сказку (игру)

Попробуйте сочинить свою сказку (игру).
Для этого можно использовать схему:

1) Определите место действия (волшебную
или реальную страну, край…, дом)
.
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите
их с героем (с помощью кого?.. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им
имена (какие?).
8) Придумайте препятствия и испытания в
путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный
герой добивается цели (каким образом?) и
получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против
чего? какое?)
.
11) Можно нарисовать картинку, например, такую:

Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
  2. золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопромышленник;
  3. золотохлористоводородный.

Сложные слова это

Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.

Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с двумя корнямиПравописание сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусоропровод  
  • молоковоз  
  • музыковед  
  • хлебороб  
  • звездолёт  
  • тайнопись  
  • счетовод  
  • снегоход  
  • лесовоз  
  • машинопись  
  • верхолаз  
  • тихоход  
  • смолокур  

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лесопромышленник  
  • мухоловка
  • золотоискатель  
  • соковарка
  • властолюби[йэ]
  • плодожорка
  • градоначальник  
  • медоварня
  • первокурсник  
  • маслобойня
  • плодороди[й’э]
  • плоскодонка

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плодоягодный
  • смолоносный
  • черноволосый
  • мукомольный
  • счетоводный
  • шарообразный
  • планомерный
  • равноценный
  • розовощекий
  • сероглазый
  • пивоваренный

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овцевод  
  • нефтепровод  
  • жизнелюб  
  • полевод  
  • лежебока
  • пищевод  
  • овощевод  
  • солнцепёк  
  • птицевод  
  • солнцеворот  
  • чаевод  
  • птицеед  
  • солнцецвет  
  • птицелов  

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • пламевидный
  • кораблестроительный
  • платёжеспособный
  • птицеводческий
  • мужеподобный
  • пальцевидный
  • овощеконсервный
  • жизнелюбивый
  • мореходный
  • солнцезащитный
  • пешеходный

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.

Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащпалатка
  • машинаавтомат  
  • платьехалат  
  • счёт  фактура
  • креслокровать  
  • автомобиль  цистерна
  • школаинтернат  
  • салон  ателье
  • плуг  сеялка
  • библиотекахранилище
  • каноэдвойка
  • кафересторан  
  • роман  эпопея
  • вакуум  камера
  • вышивкапанно
  • магазин  ателье
  • письмозаявка
  • кофемолка
  • мелодрама
  • кофемашина
  • кофеварка

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:

  • красивое кресло-кровать или красивая кресло-кровать;
  • уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?

В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

1. по первой части, если изменяются обе части слова:

  • красивое кресло-кровать (ср. р.);
  • далекая школа-интернат (ж. р. );
  • стальной плуг-сеялка (м. р.);

2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:

  • уютный кафе-клуб (м. р.);
  • быстрая каноэ-двойка (ж. р.);
  • слабое альфа-излучение (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 69

Как найти в предложении сложное слово и показать его строение?

“Стая белых гусей проплывает треугольником над теплоходом.

“.

Вы зашли на страницу вопроса Как найти в предложении сложное слово и показать его строение?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 1 – 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

Сам – первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-,  буква соединительной гласной Е,

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги  — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на   ж  ,  пишем букву е;

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов  — поэт-песенник.

Боголюбов –  любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец – водит за собой полки, корни полк-,  вод-,

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик —  проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-, 

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

вернуться на страницу “Русский язык 3 класс” >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: “Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Добавить комментарий