Как найти в сказке признаки

Какой замечательный вопрос! Думаю, чтобы определить, что сказка волшебная для начало ее необходимо прочитать, и понять правильно о чем она. Если в сказке есть что – то такое, чего нет в жизни на самом деле, например, волшебное колечко, палочка выручалочка, шкатулка, ковер – самолет.

Во – вторых, если в сказке происходят волшебные превращения, например, Аленький цветочек или Царевна лягушка.

В – третьих, когда в сказке присутствуют различные джины из лампы, феи, различные волшебники.

Хоть я уже далеко не ребенок, но сказке люблю, и с удовольствием читаю своему ребенку, считаю, что в них много мудрости.

система выбрала этот ответ лучшим

Rogne­da
[416K]

8 лет назад 

Сказка сказке рознь. Волшебные сказки так называются не потому что в них происходяю всякие чудеса и превращения, а потому что все в них от начала до конца вымысел и фантастика.

Герой живет в какое-то давнее прошлое время, живет он не рядом с нами, а в каком-то царстве-государстве. Далее отправляется он на поиски невесты, аленького цветочка или ковра-самолета в тридевятое царство-тридевятое государство. Для этого ему полагаются чудесные помощники в виде клубка ниток, сапог-скороходов и т.п. Пропутешестовав по свету, добыв все, герой сказки возвращается в свой мир. Обязателен счастливый конец сказки, добро обязательно побеждает зло. Сказка утверждает веру в торжество справедливости и счастья.

Волшебная сказка, это там где чудеса, добро и зло, что-то хорошее с героями и необычайные предметы:

  • к примеру “Аленький цветочек”. В сказке колдовство, перевоплощение в зверя, человеческая любовь, сострадание и торжество любви,
  • “Золушка”. В сказке есть настоящее таинство, волшебство от феи крестной, превращения тыквы в карету, добро и помощь. Сбывшиеся мечты.

Другие сказки с волшебством построены по аналогичному принципу.

Волшебные предметы (лампа Алладина, аленький цветочек, феи, колдуньи, волшебная палочка и т.п.)

strek­oza
[36.7K]

7 лет назад 

Волшебным сказкам присущи такие черты:

  1. волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет,сапоги-скороходы).
  2. всё происходит в вымышленном мире (например, царство-государство).
  3. чудесные превращения.
  4. добро побеждает зло.
  5. у главного героя часто есть волшебный помощник.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Сказку отличает наличие морали, понятной и полезной для ребенка.

Волшебство неотделимо от волшебной атрибутики: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и другое.

Часто встречается способность человека или животного перевоплощаться, менять свой облик.

В сказке есть добро, как есть и зло, и обязательно со стороны зла и добра выступают какие-либо персонажи, ведущие борьбу друг с другом.

Также читатель может наблюдать наличие и перекличку двух миров: настоящего, реального, и ненастоящего, волшебного.

Ну и какая сказка без чуда? Оттого она и сказка, что в ней часто в реальной жизни происходят чудеса, которых, казалось бы, и быть не может.

Сказка происходит в неведомом придуманном месте. В большинстве случаев в русских народных сказках Иван Царевич отправляется за тридевять земель.

Используются предметы, наделенные волшебной силой. Скатерть-самобранка, волшебный клубочек, игла со смертью Кащея, летающая ступа, ковер-самолет.

В сказках добрые силы всегда одерживают победу над злыми героями, чары рассеиваются, герои счастливы.

В сказания присутствует доля правды. Этим сказка отличается от сказания.

Волшебная сказка повествует о том, что может быть в сказке, а в реальной жизни случается не часто.

В сказках есть присказка, мораль на будущее. Сказки учат, сказания рассказывают.

Почему-то много пишут не о признаках именно волшебной сказки, а о признаках сказки как таковой. Хотя само по себе слово сказка, сказочный, не подразумевает обязательного наличия в ней волшебства. Например есть целый пласт бытовых сказок, вроде той, где солдат сварил кашу из топора. Есть сказки о животных, в которых животные разговаривают между собой и совершают необычные поступки, но только по этому не обязательно их относить к волшебным.

Часто называют наличие троекратного повтора как непременный признак волшебной сказки, но это характерный признак, но не обязательный.

Волшебными следует считать те сказки, в которых действуют необычные, невозможные герои (змей Горыныч, Кощей, Лихо, Баба Яга, Конек-Горбунок) и в которых происходят волшебные превращения с героями – превратилась в птицу, в доброго молодца, в козленка. Также в волшебных сказках используются магические атрибуты – кольца, сапоги-скороходы, ковры-самолеты.

То есть волшебными оказываются те сказки, в которых есть место волшебству, чуду.

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Признаков довольно много, перечислю лишь самые определяющие. Итак:

  • время и место действия обычно не определено, из контекста понятно лишь то, что происходило все описанное когда-то давно и где-то “за морями/за долами” ;
  • большинство проблем, с котрыми сталкивается герой, решаются по волшебству;
  • большинство персонажей вымышленные – феи, волшебники, великаны, карлики и т.д.
  • происходящие события кажутся невозможными в реальной жизни, а их объяснение – причудливое, фантастическое;

Ну, и самое, на мой взгляд, главное отличие: волшебные сказки – самые любимые у детей, они погружают их в неведомый мир грез и фантазий, который на мгновение становится их миром.

владс­андро­вич
[766K]

5 лет назад 

В такой сказке как правило присутствуют те или иные предметы, за счет которых в итоге и творится волшебство.

Очень часто, происходит перенос героев, из реальной действительности, которую демонстрирует сказка, в сказочную среду, где все в корне отличается от того что принято считать реальным.

Добро в таких сказках, однозначно доминирует над злом и в итоге всегда его побеждает и тем самым получается, счастливый конец, который так же явлется закономерным.

Очень часто, в таких сказках присутствуют супер герои, которые решают свои проблемы и проблемы остальных, вопреки всему реальному и за счет своей сверх силы.

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Итак, волшебную сказку вы сможете запросто определить по вот таким признакам:

1) Обязательным является наличие каких-либо волшебных предметов, типа шапки-невидимки, волшебной палочки и тому подобного, в общем тех предметов, которые наделены необычными способностями;

2) В волшебных сказках могут быть разные превращения;

3) Всегда зло побеждено добром;

4) В сказках речь ведётся о выдуманных странах,государствах и дворцах;

5) Сказки всегда несут в себе нравственный поучительный характер;

6) Часто главные герои наделяются необыкновенной силой.

Знаете ответ?

Какие бывают сказки

Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.

Что они из себя представляют

В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.

То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.

Их различия и подвиды

признаки волшебной сказки

В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:

  • о животных;
  • о волшебстве;
  • о быте.

Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.

В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.

Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.

какие признаки сказки

Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:

  • предметы быта;
  • животные;
  • неживая природа.

Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).

В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.

признаки литературной сказки

Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.

Структура произведения

Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:

признаки народной сказки

  1. Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
  2. Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
  3. Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
  4. Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
  5. Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
  6. Развязка. Проблема окончательно решена героями.
  7. Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
  8. Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.

Кроме того, сказки бывают:

  • прямые;
  • докучные («Сказка про Белого бычка»);
  • с повторением (например: «Репка»).

При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.

Как написать свою историю

3 признака сказки

Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:

  • частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
  • часто используются волшебные предметы;
  • главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.

Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.

9

Признаки сказки:

Сказка чаще написана
в прозе, но может быть и стихотворной;

Она рассказывает
о волшебных событиях;

Дает обобщающую
картину реального мира;

В ней добро побеждает
зло;

Герой проходит
ряд испытаний, из которых после пережитых
трудностей выходит победителем;

Сказка выражает
мечты народа о лучше жизни;

Сказка любит яркие
художественные приемы;

В ней мы ощущаем
присутствие автора-сказителя, дающего
оценку событиям и героям;

Сказка нередко
пользуется особым зачином и концовкой.

Приведи примеры
художественных средств, часто
использующихся в сказках:

Гипербола –
художественное преувеличение.

Сравнение

Антитеза –
противопоставление

Эпитет

Присказка – род
вступления или концовки в народной
сказке; обычно не связана с ее содержанием

Прибаутка –
шутливое, остроумное выражение обычно
в поэтической форме или поговорочного
характера

Повтор – прием в
художественной речи, заключающийся в
двукратном или многократном повторении
одних и тех же звуков, слов и т.п. в
определенной последовательности.

Ответь на вопросы:

1) О чем рассказывают
сказки?

2) Кто является
героями в сказках о животных?

3) О чем повествуется
в бытовых сказках?

4) Сказки, в которых
происходят фантастические (волшебные)
события, называются волшебными. Герой
в волшебных сказках всегда сам справляется
с трудностями или ему иногда помогает
волшебный помощник? Приведи пример.

Пишем сказку о
животных

Сделай в тетради
таблицу и заполни ее своими примерами:
представь качества и черты людей через
соответствующих этим качествам животных
(Подсказка. Используй сюжеты известных
тебе басен И.А. Крылова).

Качества человека
Животное

положительные

мудрость сова,
змея

отрицательные

глупость осел

  • Вспомни повадки
    и поведение названных тобой животных.

  • Используя названные
    глаголы, составь сюжет будущей сказки
    о животных, предварительно отобрав ее
    героев.

Образец.

В густом и красивом
лесу, в большом доме дружно жили Лошадь,
Петух, Корова, Курица, Собака и Кошка.

Петух всех будил
на рассвете и заботился о Курице, Лошадь
пахала землю, сеяла пшеницу и собирала
урожай. Корова всех поила молоком. Собака
охраняла дом. Кошка убаюкивала всех
вечером перед сном. Жили они да добра
наживали.

Набрела на их дом
одинокая свинья. Увидела, как живут
Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и
Кошка, и позавидовала им. Долго просила
она дружных и трудолюбивых животных
принять ее в большую семью. Они и
согласились. Обрадовалась Свинья, громко
захрюкала. Спрашивают ее животные: «В
что ты умеешь делать?» Отвечает Свинья:
«Умею есть все подряд. Умею ямы большие
рыть. Умею быстро толстеть». Расстроились
Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и
Кошка и говорят: «Такие уменья нам не
нужны!» Обиделась Свинья и нарыла во
дворе глубоких ям. А потом пошла в поле,
вспаханное и засеянное Лошадью, истоптала,
съела всю пшеницу и так объелась, что с
места сдвинуться не могла. А мимо поля
проходил Крестьянин. Увидел он жирную
свинью, и погнал палкой к себе в деревенский
дом – тушенку и колбасу делать.

И снова Лошадь,
Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка
стали жить-поживать да добра наживать.

  • Найди в сказке
    признаки жанра. Подчеркни и напиши их
    названия.

  • Напиши на отдельном
    листе сказку о животных. Сделай
    иллюстрации.

Пишем
социально-бытовую сказку

Перечисли, какие
черты характера тебе больше всего не
нравятся. Напротив каждого качества
или группы качеств и черт характера
нарисуй и запиши портрет человека,
внешность которого соответствует этому
качеству или черте характера (используй
в портрете эпитеты, сравнения, гиперболы).

Придумай сюжет
бытовой сказки.

Например.

В некотором царстве,
в некотором государстве жили-были два
брата: один – Жадка (очень уж жадный
был), а другой – Щедротка (все, что имел,
людям отдавал).

(Включи в сказку
портретную характеристику братьев).

Продолжи сказку,
отвечая на вопросы:

Как окружающие
относились к братьям? (используй антитезу,
подбери антонимы: любили – ненавидели,
уважали – презирали, приходили в гости
– обходили стороной и т.д.)

Что может произойти
с богатством Жадки? (Варианты: пожар,
наводнение от страшного ливня, ураган,
нападение воров).

Как отплатили люди
Щедротке за щедрость и доброту?

А как люди наказали
Жадку?

Как ты думаешь,
чем должна закончится сказка, если добро
в ней должно победить зло? Должен ли
Жадка измениться?

Стали ли братья
жить дружно и добра наживать да с людьми
делиться?

Озаглавь сказку.

  • Найди в написанной
    тобой с помощью вопросов бытовой сказке
    черты этого жанра, подчеркни их и
    подпиши.

  • Напиши бытовую
    сказку самостоятельно. Сделай иллюстрации.

Пишем волшебную
сказку

А теперь начинается
самое интересное. Придумай и запиши
любые фантастические события. Но помни,
в их основе должны лежать реальные
происшествия.

И если в твоей
сказке будут действовать инопланетяне,
они все равно должны быть похожими на
людей, так как предметом изображения в
литературе всегда является жизнь
человека, его взаимоотношения с другими
людьми, с властью, с обществом, с окружающим
миром.

  • Теперь попробуй
    написать сказку.

Используй эти
советы:

В волшебной сказке
можно рассказывать о превращениях
героев, воскрешении из мертвых, наделять
животных человеческой речью, придумывать
образы фантастических существ или
использовать образы известных тебе
героев из мифов, легенд, поверий и
верований.

Помни, что в
волшебных сказках может присутствовать
волшебный помощник главного героя.

В сюжете часто
используется троекратное повторение.

Герой в волшебной
сказке проходит ряд испытаний, получает
награду за мужество, смелость,
добросердечность, смекалку, трудолюбие.
А злые, эгоистичные получают наказание.

Можно использовать
образ пути-дорожки, который играет роль
судьбы человека.

Силу героя, его
помощников и его врагов можно
преувеличивать.

Помни, в сказке
должен быть счастливый конец.

Не придумывай
очень много героев. Тебе будет трудно
связать их действия в один сюжет.

Соблюдай привычную
композицию и обязательные элементы
сказки: сказочный зачин, повторы,
фантастические события, присказки,
прибаутки, фольклорные эпитеты
(краса-девица, добрый молодец, темный
лес, высокие горы, темные леса, синее
море, шелковые травы, красно солнышко
и др.), сказочную концовку.

Постарайся при
описании героев и событий выразить свое
отношение к происходящему.

Проанализировав
структуру народной сказки, причем
особенно тщательно – ее русский вариант
(являющийся в значительной мере частью
индоевропейского наследия, к которому
принадлежат также немецкие и итальянские
сказки), В.Я. Пропп сформулировал следующие
три принципа:

— Постоянными,
устойчивыми элементами сказки служат
функции действующих лиц, независимо от
того, кем и как они выполняются.

— Число функций,
известных волшебной сказке, ограниченно.

— Последовательность
функций всегда одинакова.

Согласно системе
Проппа, этих функций – тридцать одна, а
если учесть, что внутри они еще варьируются
и видоизменяются, то материала вполне
достаточно для того, чтобы дать описание
формы сказки. Вот она:

1. Отлучка кого-либо
из членов семьи.

Родители уходят
на работу. “Надо было князю ехать в
дальний путь, покидать жену на чужих
руках”. “Уезжает он (купец) как-то
в чужие страны”. Обычны формы отлучки:
на работу, в лес, торговать, на войну,
“по делам”.

Усиленную форму
отлучки представляет собой смерть
родителей.

Иногда отлучаются
лица младшего поколения. Они идут или
едут в гости, рыбу ловить, гулять, за
ягодами.

(Здесь и далее
мелким шрифтом нестрого даются некоторые
из пояснений, приведенных в работе В.Я.
Проппа “Морфология сказки”. – И.Г.)

2. Запрет, обращенный
к герою.

“В этот чулан
не моги заглядывать”. “Береги
братца, не ходи со двора”. “Ежели
придет яга-баба, ты ничего не говори,
молчи”. “Много князь ее уговаривал,
заповедал не покидать высока терема”
и пр.

3. Нарушение запрета.

Формы нарушения
соответствуют формам запрета, функции
2 и 3 составляют парный элемент.

4. Выведывание.

В сказку теперь
вступает новое лицо, которое может быть
названо антагонистом героя (вредителем).
Его роль – нарушить покой счастливого
семейства, вызвать какую-либо беду,
нанести вред, ущерб. Противником героя
может быть и змей, и черт, и разбойники,
и ведьма, и мачеха и т.д. Выведывание
имеет целью узнать местопребывание
детей, иногда драгоценных предметов и
пр. Медведь: “Кто же мне про царских
детей скажет, куда они девались?”
Приказчик: “Где вы эти самоцветные
камни берете?”

5. Выдача.

Антагонист получает
непосредственно ответ на свой вопрос.

6. Подвох.

Антагонист или
вредитель принимает чужой облик. Змей
обращается золотой козой, прекрасным
юношей. Ведьма прикидывается “сердечной
старушкой”, подражает голосу матери.
Воровка прикидывается нищей.

Затем следует и
самая функция. Ведьма предлагает принять
колечко, кума предлагает попариться,
ведьма предлагает снять платье, выкупаться
в пруду. Мачеха дает пасынку отравленные
лепешки. Она втыкает в его одежду
волшебную булавку. Злые сестры уставляют
окно, через которое должен прилететь
Финист, ножами и остриями.

7. Невольное
пособничество.

Герой соглашается
на все уговоры антагониста, т.е. берет
колечко, идет париться, купаться и т.д.
Можно заметить, что запреты всегда
нарушаются, обманные предложения,
наоборот, всегда принимаются и выполняются.

8. Вредительство
(или недостача).

Эта функция
чрезвычайно важна, так как ею, собственно,
создается движение сказки.

Антагонист похищает
человека. Он похищает или отнимает
волшебное средство. Он расхищает или
портит посев. Наносит телесное повреждение.
Он вызывает внезапное исчезновение. Он
изгоняет кого-либо. Он приказывает
кого-либо бросить в море. Он околдовывает
кого-либо или что-либо. Он совершает
подмену. Он приказывает убить. Он
совершает убийство. Он похищает человека.
Он объявляет войну и т.д. и т.п. Здесь
следует заметить, что вредитель наносит
нередко два-три вреда сразу.

9. Посредничество.

Беда или недостача
сообщается, к герою обращаются с просьбой
или приказанием, отсылают или отпускают
его.

10. Начинающееся
противодействие.

Герой соглашается
или решается на противодействие. “Позволь
нам твоих царевен разыскать”.

11. Герой покидает
дом.

Отправки
героев-искателей и героев-пострадавших
различны. Первые имеют целью поиски,
вторые открывают начало того пути без
поисков, на котором героя ждут различные
приключения. Нужно иметь в виду следующее:
если похищается девушка и за ней идет
искатель, то дом покидается двумя лицами.
Но путь, за которым следит рассказ, путь,
на котором строится действие, есть путь
искателя. Если же, например, изгоняется
девушка и искателя нет, то повествование
следит за отправкой и приключениями
пострадавшего героя.

12. Даритель
испытывает героя.

Герой встречает
волшебного дарителя. Герой испытывается,
выспрашивается, подвергается нападению
и пр., чем подготовляется получение им
волшебного средства или помощника. Яга
задает девушке домашние работы. Лесные
богатыри предлагают герою три года
служить. Умирающий или умерший просит
оказать услугу. К герою обращаются с
просьбой о пощаде и т.д.

13. Герой реагирует
на действия будущего дарителя.

Герой выдерживает
(не выдерживает) испытание. Герой отвечает
(не отвечает) на приветствие. Он оказывает
(не оказывает) услугу умершему. Он
отпускает плененного. Он щадит просящего
и т.д.

14. Получение
волшебного средства.

Волшебными
средствами могут служить: 1) животные
(конь, орел и пр.); 2) предметы, из которых
являются волшебные помощники (огниво
с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы,
имеющие волшебное свойство, как, например,
дубины, мечи, гусли, шары и многие другие;
4) качества, даруемые непосредственно,
как, например, сила, способность
превращаться в животных и т.д.

15. Герой переносится,
доставляется или приводится к месту
нахождения предмета поисков.

Он летит по воздуху.
На коне, на птице, в образе птицы, на
летучем корабле, на ковре-самолете, на
спине великана или духа, в коляске черта
и т.д. Полет на птице иногда сопровождается
деталью: ее по пути нужно кормить, герой
берет с собой быка и пр. Он едет по земле
или воде. Верхом на коне или на волке.
На корабле. Безрукий несет безногого.
Кот переплывает реку на спине собаки.
Клубочек указывает путь. Лисица ведет
героя к царевне и т.д.

16. Герой и антагонист
вступают в борьбу.

Они бьются на
открытом поле. Сюда прежде всего относится
бой со змеем или с Чудо-Юдой и пр., а также
бой с неприятельским войском, с богатырем
и т.д. Они вступают в состязание. Герой
при помощи хитрости одерживает победу.
Цыган обращает в бегство Змея, выжимая
кусок творога вместо камня, выдавая
удар дубины по затылку за свист, и т.д.

17. Героя метят.

Герой во время боя
получает рану. Царевна будит его перед
боем, нанося ему ранку ножом в щеку.
Царевна метит героя перстнем в лоб. Она
его целует, отчего на лбу загорается
звезда. Герой получает кольцо или
полотенце. Соединение двух форм мы имеем
в том случае, если героя ранят в бою и
рана перевязывается платочком царевны
или короля.

18. Антагонист
побежден.

Он побеждается в
открытом бою. Он побеждается при
состязании. Он проигрывает в карты. Он
проигрывает при взвешивании. Он убивается
без предварительного боя (Змея убивают
спящим). Он непосредственно изгоняется
и т.д.

19. Беда или недостача
ликвидируется.

Данная функция
образует пару с вредительством. Этой
функцией рассказ достигает своей
вершины.

20. Возвращение
героя.

Возвращение обычно
совершается в тех же формах, что и
прибытие.

21. Герой подвергается
преследованиям.

Преследователь
летит за героем. Змей догоняет Ивана,
ведьма летит за мальчиком, гуси летят
за девочкой. Он преследует героя, быстро
превращаясь в различных животных и пр.
Колдун преследует героя в образе волка,
щуки, человека, петуха. Преследователи
(Змеевы жены и др.) обращаются заманчивыми
предметами и становятся на пути героя.
“Забегу вперед и пущу ему день жаркий,
а сама сделаюсь зеленым лугом: в этом
зеленом лугу обращусь я колодцем, в этом
колодце станет плавать серебряная
чарочка… Тут и разорвет их по макову
зернышку”.

22. Герой спасается
от преследования.

Герой бежит, во
время бегства ставит преследователю
препятствия. Он бросает щетку, гребенку,
полотенце. Они превращаются в горы,
леса, озера. Вертогор и Вертодуб
выворачивают горы и дубы, ставят их на
пути Змеихи. Герой во время бегства
обращается предметами, делающими его
неузнаваемым. Царевна превращает себя
и царевича в колодец и ковшик, в церковь
и попа. Герой во время бегства прячется.
Речка, яблоня, печь прячут девушку.

На спасении от
преследования очень многие сказки
кончаются. Герой прибывает домой, затем,
если была добыта девушка, женится. Но
это бывает далеко не всегда. Сказка
заставляет героя пережить новую беду.
Опять является его враг, у Ивана похищается
добыча, сам он убивается и т.д. Словом,
повторяется завязочное вредительство,
иногда в тех же формах, что и в начале,
иногда в других, для данной сказки новых.
Этим дается начало новому рассказу.
Специфических форм повторного
вредительства нет, т.е. мы опять имеем
похищение, околдование, убиение и т.д.
Но есть специфические вредители для
этой новой беды. Это – старшие братья
Ивана. Незадолго до прибытия домой они
отбирают у Ивана добычу, иногда убивают
его самого. Если они оставляют его в
живых, то для того, чтобы создалось новое
искательство, нужно опять как-то проложить
огромную пространственную грань между
героем и предметом его поисков. Это
достигается тем, что Ивана сбрасывают
в пропасть (в яму, в подземное царство,
иногда в море), куда он летит иногда
целых три дня. Затем повторяется все
сначала, т.е. опять случайная встреча с
дарителем, выдержанное испытание или
оказанная услуга и пр., получение
волшебного средства и применение его,
чтобы вернуться домой в свое царство.
С этого момента развитие иное, чем в
начале. Это явление означает, что многие
сказки состоят из двух рядов функций,
которые можно назвать ходами. Новая
беда создает новый ход, и таким образом
иногда соединяется в один рассказ целый
ряд сказок. Впрочем, развитие, которое
будет обрисовано ниже, хотя и создает
новый ход, является продолжением данной
сказки.

23. Герой неузнанным
прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой
предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается
трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой
или антагонист изобличается.

29. Герою дается
новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает
в брак.

Разумеется, не во
всех сказках наличествуют все функции;
строгая последовательность функций
может и нарушаться, возможны перескоки,
добавления, синтез, однако это не
противоречит основному ходу. Сказка
может начинаться с первой функции, с
седьмой или с двенадцатой, но – если,
конечно, сказка достаточно старинная
– вряд ли она будет возвращаться вспять,
восстанавливать пропущенные куски.

На этом мы свои
наблюдения над “пропповскими функциями”
закончим; посоветуем лишь – тем, у кого
появится охота, – поупражняться, сравнить
приведенный перечень с сюжетом любого
приключенческого фильма; удивительно,
как много обнаружится совпадений и как
будет почти в точности соблюден тот же
порядок: вот что значит традиция сказки,
как она нетленна, как вечно живет в нашей
культуре. Той же канвы придерживаются
и многие приключенческие книги.

Нас эти функции
интересуют потому, что на их основе мы
можем строить бесконечное множество
рассказов, подобно тому как можно
сочинять сколько угодно мелодий,
располагая двенадцатью нотами (не считая
четвертьтонов, то есть оставаясь в
рамках принятой на Западе строго
ограниченной звуковой системы периода
доэлектронной музыки).

На своем семинаре
в Реджо-Эмилии, чтобы испытать “пропповские
функции” на продуктивность, мы свели
их произвольно к двадцати, кое-какие
опустив, а иные заменив тем же количеством
тоже сказочных тем. Два наших друга-художника
изготовили двадцать игральных карт, на
каждой из которых значилось краткое
название соответствующей функции и был
изображен рисунок – условный или
карикатурный, но всякий раз очень точный:

1. Предписание или
запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство
или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача.
6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары.
8. Появление героя. 9. Сверхъестественные
свойства антагониста. 10. Борьба. 11.
Победа. 12. Возвращение. 13. Прибытие домой.
14. Ложный герой. 15. Трудные испытания.
16. Беда ликвидируется. 17. Узнавание
героя. 18. Ложный герой изобличается. 19.
Наказание антагониста. 20. Свадьба.

Затем группа
приступила к работе над придумыванием
рассказа, построенного по системе
“пропповского ряда”, из двадцати
“пропповских карт”. Должен сказать,
проходила она превесело, с заметным
уклоном в пародию.

Я видел, что с
помощью этих “карт” ребятам ничего
не стоит сочинить сказку, потому что
каждое слово ряда (обозначающее функцию
или сказочную тему) насыщено сказочным
материалом и легко поддается варьированию.
Помню, как своеобразно был истолкован
однажды “запрет”: уходя из дома,
отец запретил детям бросать с балкона
горшки с цветами на головы прохожих…

Когда речь зашла
о “трудных испытаниях”, кто-то не
преминул предложить, чтобы герой
отправился в полночь на кладбище: до
определенного возраста ребенку это
представляется верхом мужества – страшнее
ничего быть не может.

Но ребята любят
также тасовать карты и придумывать свои
правила; например, строить рассказ на
вытащенных наугад трех картах, или
начать сочинять с конца, или поделить
колоду пополам и действовать двумя
группами, соревнуясь, у кого рассказ
получится занимательнее. Бывает, что
на мысль о сказке наводит и одна-единственная
карта. Так, карты с изображением “волшебных
даров” оказалось достаточно одному
ученику четвертого класса, чтобы
придумать историю о пере, которое само
делает уроки.

Колоду “пропповских
карт” – из двадцати штук или тридцати
одной, а то и из пятидесяти, как кому
вздумается, – может сделать каждый:
достаточно написать на картах названия
функций или сказочных тем; без иллюстрации
можно и обойтись.

Кое-кто впадает в
ошибку, полагая, что эта игра напоминает
головоломку, где тебе дают двадцать
(или тысячу) кусков какого-нибудь рисунка
с заданием этот рисунок-мозаику
восстановить. Как уже было сказано,
карты Проппа позволяют создать бессчетное
число завершенных рисунков, ибо каждый
отдельный элемент неоднозначен, каждый
поддается множеству толкований…”

Чем еще нам могут
помочь старые сказки в сочинении новых
волшебных историй? Вот какие способы
предлагает нам Джанни Родари в “Грамматике
фантазии”.

— “Перевирание”
старой сказки (например, Красная Шапочка
зовет на помощь милицию и на мотоцикле
гонится за Волком; Золушка едет на
королевский бал, но приезжает в другое
королевство).

— Сказки “наизнанку”
(например, Мальчика-с-Пальчик не убегает
от Людоеда, а становится его другом,
учит его есть кашу; Белоснежка встретила
не семь гномов, а семь великанов).

— Продолжение
старой сказки: что было потом?

— Смешение сказок
(например, Буратино помогает Золушке
по хозяйству и едет вместе с ней на бал;
Спящую Красавицу предупреждает о
происках злой ведьмы Дюймовочка).

— Перенесение
героев и сюжета старой сказки в другое
время и другое место (например,
Ганс-крысолов со своей волшебной
дудочкой, звуки которой завораживают
крыс, в современном городе так же
“гипнотизирует” все автомобили и
уводит их за собой в подземелье).

И это, конечно,
далеко не все, что можно придумать.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1544

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

«ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ»

Учитель I категории Вайсенберг Мария Викторовна

МОСКВА 2013г.

Разработка урока

Цель: Стимулировать интерес:

– к содержанию и героям волшебной сказки;

– к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

Актуализировать знания:

– о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

Актуализировать умение:

– работать с текстом сказки.

Научить:

– раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

– соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

– определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

– проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

– адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

– выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

работать с содержанием волшебных сказок;

находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Наименование оборудования и материалов

Количество

Компьютер

1

Проектор

1

Интерактивная доска или аудиторная магнитная

1

Мультимедийная презентация

1

Рабочие листы

5

Ватман

1

Ход занятия

1 этап . Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!

-С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? ( прибаутка, сказка, пословица…..)

В руках учителя « сундучок знаний» , из которого достаются названия-карточки . (…….)

На доске вывешиваются таблица «произведений устного народного творчества» и заполняется по мере их названия. (Приложение 1)

-Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку .

Повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

-Определите ,о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? ( о сказке)

-Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд1

-Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица «Виды сказок» . Заполняется по мере их названия.

( Приложение 2)

-Послушайте отрывок из сказки ( «Теремок») . (Приложение 3)

– Как называется эта сказка?

-Определите ,к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? ( о животных)

-Докажите свой ответ. ( животные –действующие лица, цепевидность -повторение эпизода, стихотворные песенки, воспроизведение одного и того же действия).

-Послушайте еще один отрывок.( «Каша из топора»). (Приложение 4)

-Как называется эта сказка?

– К какому виду сказок она относится? ( бытовые).

– Докажите. ?( реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

-Послушайте еще один отрывок.

-Как называется эта сказка? ( « Царевна –лягушка»). (Приложение 5)

– А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (дети высказывают свои гипотезы , которые записываются на листы- тучки и вывешиваются на доску).

-Почему получились разные гипотезы? ( Не хватает фактов)

-Что мы не знаем?( признаки и особенности волшебной сказки).

– На какой вопрос урока будем искать ответ ? ( Учащиеся опираются на «ключи-помощники» ,формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

– КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.

-Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?

-Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

2 этап. Основная часть.

Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.

( Приложение 7)

-Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.

-На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы ,группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап .Защита работ.

– Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме « Волшебные сказки». (Приложение 8)

1группа , 2группа ,3группа ,4группа

4этап. Обобщение.

-Наведем порядок. Факты, полученные детьми ,вывешиваются и озвучиваются под понятием «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ».

-Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. «КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА?»

-Вывешивается лист бумаги ,на котором записывается учителем обобщение ,сформулированное детьми.

«Волшебная сказка- это сказка ,в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения.»

-Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап Подведение итогов.

– Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема «Сказка».

-Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

( Сказка,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

-Игра завершит сегодняшний урок. « Я рад(а),что я волшебна сказка ,потому что……» .Учащиеся перечисляют признаки и особенности волшебной сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия « Волшебство настроения».

Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы «стрелы» трех цветов: красные-ничего не усвоил, зеленые- понял, не до конца, желтые-все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение – отношение он получил от урока, вывешивает»стреляет» на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. ( Приложение 9).

7.этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист «Анализ волшебной сказки». (Приложение 10).

1. Сюжет сказки строится на соединении реальности и фантастики; действие происходит в вымышленном тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

2. Герои способны оживать, менять облик, перевоплощаться (лягушка – в царевну, братец Иванушка – в козлёнка, Иван-дурак – в добра молодца)…

3. Им помогают волшебные предметы: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, частый гребень, меч-кладенец, перо…; героям служат сказочные говорящие животные: Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, Жар-птица, Серый волк, Финист Ясный сокол, ворон, щука, медведица…; природа даёт молодильные яблочки, живую и мёртвую воду, в ней текут молочные реки с кисельными берегами; есть подземное и подводное царство.

4. Герои ведут борьбу с чудовищами: Змеем Горынычем, бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, уязвимость последнего – на кончике иглы, спрятанной в яйце…

5. В композиции народной волшебной сказки используются тройные повторы эпизодов, в которых герой выходит в караул, на поединок, отгадывает три загадки, выполняет три задания (например, героиня сказки “Царевна-лягушка” должна была испечь хлеб, соткать ковёр, явиться на пир).

Опубликовано 13 февраля, 2019

Добавить комментарий