Как найти в слове приставка 3 класс

Русский язык. 3 класс

№ 32

Раздел. Приставка.

Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Приставка, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?

На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например,

Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.

– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

– Представили?

– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?

– Включим телевизор!

– А если я скажу: «Пере!»

– Переключим на другую программу!

– А если я скажу: «Вы!»

– Значит, надо выключить!

– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»

– Пододвинемся к вам вместе со стульями.

– А если я скажу: «Ото!»

– Отодвинемся!

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.

Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.

До-

По-

Про-

О-/об

От-

Под –

На-

Над –

За-

Пред –

Пере-

При-

Вы –

В –

У –

С –

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Например,

Поджарить (жарить, пережарить).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Приставка – это значимая часть слова.
  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Правильный ответ

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.
  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
  3. Определить смысл слова.

Правильный ответ

Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл
  2. Шёл
  3. Шествующий

Правильный ответ

Подошёл.

Повышенный уровень

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать
  2. Сгибать
  3. Подгибать

Правильный ответ

Сгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный
  2. Перерисовать
  3. Подпрыгнуть

Правильный ответ

Перерисовать.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?

Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.

Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

У приставок есть свои значения.

А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.

Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.

Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.

Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация к уроку по русскому языку по теме “Как найти в слове приставку”

Презентация к уроку по русскому языку по теме “Как найти в слове приставку”

Скачать материал

без ожидания

Как найти в слове приставку?Урок русского языка
3 класс
Школа РоссииВасиленко...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов

  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как найти в слове приставку?Урок русского языка
3 класс
Школа РоссииВасиленко...

    1 слайд

    Как найти в слове приставку?
    Урок русского языка
    3 класс
    Школа России
    Василенко Татьяна Александровна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «Сакская СШ № 1
    Республика Крым
    2018 год

  • 6 ноября.Классная работа.
Прикрепить гвоздём дощечку- … 
Перестать говорить -...

    2 слайд

    6 ноября.
    Классная работа.

    Прикрепить гвоздём дощечку- …
    Перестать говорить – …
    Отделить ножом кусок хлеба – …
    Удержать что – то в памяти – …
    – Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
    Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)
    – Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?

  • Минутка чистописанияо  от  до  под  поПисал в тетради, бежала по дороге, летя...

    3 слайд

    Минутка чистописания
    о от до под по
    Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.

  • Что общего в словах?  Посадить, садить, высадить, пересадить, засадить, расса...

    4 слайд

    Что общего в словах?
    Посадить, садить, высадить, пересадить, засадить, рассадить.

  • Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
Перестать говорить - … (замолчать)
От...

    5 слайд

    Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
    Перестать говорить – … (замолчать)
    Отделить ножом кусок хлеба – … (отрезать)
    Удержать что – то в памяти – … (запомнить)
    – Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
    Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)
    – Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?

  • ПРИСТАВКА

  • Как найти в слове приставку?

    7 слайд

    Как найти в слове приставку?

  • Работа с учебником с. 84 – 86
у. 155 - 156

    8 слайд

    Работа с учебником
    с. 84 – 86
    у. 155 – 156

  • Запишите отгадки. 
Выделите в них приставки.Не спорю – не белый, 
Я, братцы,...

    9 слайд

    Запишите отгадки.
    Выделите в них приставки.
    Не спорю – не белый,
    Я, братцы, попроще.
    Расту я обычно
    В берёзовой роще.

  • Запишите отгадки. 
Выделите в них приставки.Тонкий стебель у дорожки.
На конц...

    10 слайд

    Запишите отгадки.
    Выделите в них приставки.
    Тонкий стебель у дорожки.
    На конце его – серёжки.
    На земле лежат листки –
    Маленькие лопушки.
    Нам он – как хороший друг,
    Лечит ранки ног и рук.

  • Запишите отгадки. 
Выделите в них приставки.Я в красной шапочке расту
Среди к...

    11 слайд

    Запишите отгадки.
    Выделите в них приставки.
    Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту,
    Зовусь я – …… .

  • Проверь себя!  Подберёзовик, подорожник, 
 подосиновик.

    12 слайд

    Проверь себя!
    Подберёзовик, подорожник,
    подосиновик.

  • Работа в парах
Спишите, выделите приставки Запел, выиграл, скачал, прочитал,...

    13 слайд

    Работа в парах
    Спишите, выделите приставки
    Запел, выиграл, скачал, прочитал, написал, слез, унёс.

  • Работа в парах
Спишите, выделите приставки Запел, выиграл, скачал, прочитал,...

    14 слайд

    Работа в парах
    Спишите, выделите приставки
    Запел, выиграл, скачал, прочитал, написал, слез, унёс.

  • Итог урока- Что такое приставка?
- Как найти в слове приставку?

    15 слайд

    Итог урока
    – Что такое приставка?
    – Как найти в слове приставку?

  • Самооценка

  • Домашнее заданиес. 84 – 86 выучить правила! 
С. 86 Упр. 156

    17 слайд

    Домашнее задание
    с. 84 – 86 выучить правила!
    С. 86 Упр. 156

  • Используемые источники:Русский язык. 3 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецки...

    18 слайд

    Используемые источники:
    Русский язык. 3 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г, 2017;
    Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России»)
    gk170.ru
    pejz.e-shopp.org
    colourbox.com/vector
    figure-forced.cf/erne

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 325 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 30.01.2019
  • 346
  • 4

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст – важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Василенко Татьяна Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Василенко Татьяна Александровна

    • На сайте: 6 лет
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 29225
    • Всего материалов:

      16

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Востряковская средняя общеобразовательная школа №2

(МАОУ Востряковская СОШ №2)

Урок русского языка в 3 А классе

«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

( УМК «Школа России»)

Подготовила:

Ефимова Наталья Юрьевна

2016 – 2017 учебный год

АВТОР: Ефимова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «Востряковская СОШ №2

КЛАСС: 3

ПРОГРАММА  «Школа России»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:  русский язык

ТЕМА УРОКА:  «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова –  приставкой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
  • презентация к уроку;
  • мультимедийная установка;
  • карточки  для  работы в паре;
  • наглядность.

 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: 

  • на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
  • научится находить приставку среди других частей слова;
  • образовывать новые слова с помощью приставки.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные:

  • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I.  Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

                               Слайд 1

– Прозвенел и смолк звонок.

Он позвал нас на урок!

Девочки тихонько сели,

Мальчики тихонько сели,

На меня все посмотрели.

– Проверим готовность к уроку!

Давайте поприветствуем друг друга

Массаж рук.

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Помассируйте каждый пальчик.

Покатайте карандаш между ладонями.

Улыбаются друг другу.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

Делают массаж рук, готовятся к чистописанию

личностные  

действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. 

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

1)Минутка чистописания:

– Откройте тетради, пропустите 2 строки и запишите дату урока:    

Двадцать седьмое октября.

Классная работа.

– Отгадайте загадку.

                                Слайд 2

На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые,

узнаёшь их ты?
Как большие ягоды

на веточках висят,
С нетерпеньем просятся

в овощной салат.

– С какой буквы начинается слово помидоры.

– Охарактеризуйте звук п

– А теперь пропишите  буквы в тетради.

– Какие словарные слова мы изучили на букву п?

2) Работа с предложением:

Слайд 3

Теплица, мы, помидоры, весна, в, посадили.

– Составьте из слов предложение с отгаданным словом.

Запишем его.

Подчеркните грамматическую основу, подпишите, чем они выражены.

3) Актуализация знаний:

Слайд 4

– Как вы думаете – может ли быть слово без корня?

– Что такое окончание?

– Как найти окончание?

– Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили (паровозик).

Записывают в тетради число

Слушают загадку, отгадывают.

Помидоры

Согл., твёрд., глухой, парный.

По про под

Называют слова:

Понедельник, петрушка, погода.

Записывают предложение:

Весной мы посадили помидоры в теплицу.

-Нет.

– Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

– Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.

На доске моделируют паровозик «состав слова».

Давать характеристику звуков, знать словарные слова,

составлять предложения.

Выделять грамматическую основу, определять часть речи.

Обобщать ранее изученный материал о составе слова.

регулятивные

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию

познавательные

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

коммуникативные

оформлять свои мысли в устной форме

III. Постановка  учебной  задачи.

Цель:

 организовать формулировку темы, цели урока.

–  Выпишите слово «посадили»- разберите его по составу

– Достаточно ли тех знаний, что мы имеем?

– О чём же мы будем говорить на уроке?

Слайд 5

– Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока:

 -что такое приставка?

– место приставки в слове;

– для чего служит приставка?

Один ученик у доски.

Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом.  

Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания.

Формулируют тему урока.

 Знакомятся с понятием «приставка».

регулятивные

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

познавательные

на основе анализа объектов делать выводы.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия)

Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Исследовательская  работа         

  Слайд 6

1) Фронтальная работа.

На экране:

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит

– Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.      

Слайды 7

Сделаем выводы:

– Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

– Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?

– Как называется эта часть слова?

Слайд 8

2)        Работа по учебнику

Стр. 84  Правило

Стр. 85 Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково.

Высказывают предложения

 -пере,-под, -в,-вы,

-об,-у

– Перед корнем

– Приставка.

Читают правила на с. 84-85

Получат первоначальные знания о приставке;

познакомятся с местоположением приставки

учатся находить приставку среди других частей слова;

выяснят значение приставок

регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные УУД

работать в группе

познавательные УУД

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Физминутка

Цель: здоровьесбережение

  Слайд 9

Выполняют действия

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

– организовать закрепление нового знания;

– организовать фронтальную проверку,

1) Фронтальный опрос

– Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?  

– Для чего она служит?

– Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку?

– Вернёмся к таблице приставок. Поиграем.

Я называю слово, а вы  от этого слова образуете с помощью приставок, которые в таблице, новые слова.

-Приставка.

– Для образования новых слов.

-Подобрать  однокоренные слова с приставками.

Находить приставку в слове, понимать значение приставок, учиться образовывать новые слов с помощью приставок.

регулятивные

проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно 

коммуникативные

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

личностные

формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

 Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

– организовать работу в тетради и у доски;

Слайд 10

1)Работа в паре

– На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки.

Карточки  № 1

Слайд 11

2) работа в тетради и у доски.

Выполняют работу в паре.

Проверка

Выполняют задание в тетради и на доске

Уметь правильно выбирать приставки,  понимать значение приставок, писать слитно со словами.

коммуникативные

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные

строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу

личностные

ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

VII. Включение в систему знания и повторение

Цели:

– Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

1) фронтальная работа

– Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу  слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо.

делать, сделать,

вез, отвез, вывез,  занес, нес, принес, мороз, заморозил.

Ответы детей.

Уметь выделять приставки в словах.

коммуникативные

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

регулятивные

преобразовать практическую задачу в познавательную;

личностные

ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

 VIII. Итог урока

на рефлексивной основе.

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

–  Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что перед вами лист бумаги и краски. Вам нужно  на листке  А если у нас приставка при-? Используем приставку об-

Слайд 12 

–  Какой вывод можно сделать из этой игры?  

–  Что такое приставка?

–  Для чего служат приставки?

–  Как найти в слове приставку?

Слайд 13

Закончите предложения: 

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

(Нарисовать).

(Пририсовать).

(Обрисовать).

У каждой приставки своё значение.

Проводят анализ своей собственной учебной деятельности

Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение

коммуникативные

оформлять свои мысли в устной форме

регулятивные

 соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

IX. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Правила с. 84-85 упр.156, словарь.

 (Вставить приставки в слова,  списать словосочетания и выделить приставки)

Слушают пояснения учителя, записывают в дневник.

коммуникативные

слушать и понимать речь других 

Приложение

Карточки для групповой работы

Задание для 1 группы

…бежал за угол

…бежал из дома                  

…бежал первым

          …бежал через дорогу          

                                                …бежал от края

Подсказка:

За –     вы –    при –    пере –      от –       про –

Задание для 2 группы

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За –     про –     пере –   вы –  до –

Задание для 3 группы

…писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На –   до –      за –    пере –    вы – 

Карточки для работы в паре

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.

Работа в парах. 

– На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки.

(Слайд 14)
Дописать недостающую по смыслу часть слова. 
бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края. 

Тест

1.        Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

Конспект урока: Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок.

Морфемика и словообразование


Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок

Цели урока

  • узнаем, что такое приставка
  • потренируемся находить приставку в словах
  • узнаем о значении приставок

Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки. Докажите, что эти слова являются однокоренными. 

рисунок

Какая часть внесла изменение в значения и образовала новое слово? Где она находится?


Запомните!


Приставка
 — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Бежать — перебежать, отбежать.

Приставки всегда пишутся одинаково.

картинка


Как правильно найти в слове приставку?


Запомните!

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка, то меняется и значение слова.

Приставка обозначается   —  

Значения приставок

при- – приближение  (прибежать), присоединение (приклеить),  неполнота действия (приоткрыть)

в- – движение внутрь

на- – положение на поверхности предмета (настенный), направленность действия на что-нибудь (накрыть)

над- – обозначает что-либо поверх чего-либо

до- – завершение действия 

за- – нахождение по ту сторону (загородный), начало действия (заблестеть)
 

Большинство приставок пишутся одинаково: до-, по-, про-, о-/об-, от-, под-, на-, над-, за-, пред-, пере-, вы-, с-. 


Упражнение 1

Замените фразы одним словом с приставкой.

Пропустить урок.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску.

Начать исполнять песню.

Проглотить таблетку с водой.

Отделить ножницами часть ткани.

Сменить место проживания.


Упражнение 2

Образуйте новые слова с помощью приставок. 

О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.

Петь, читать.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

  • Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
  • За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
  • Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:


Ответы

Упражнение 1

Пропустить урок — прогулять.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску — прибить.

Начать исполнять песню — запевать.

Проглотить таблетку с водой — запить.

Отделить ножницами часть ткани — отрезать.

Сменить место проживания — переехать.

Упражнение 2

О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.

Петь, читать.

Попеть, допеть, запеть, напеть, подпеть, пропеть.

Почитать, дочитать, прочитать.


Предыдущий урок

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов.

Морфемика и словообразование

Следующий урок

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Орфография

Добавить комментарий