Русский язык. 3 класс
№ 32
Раздел. Приставка.
Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Приставка, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?
На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например,
Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.
Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.
– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
– Представили?
– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?
– Включим телевизор!
– А если я скажу: «Пере!»
– Переключим на другую программу!
– А если я скажу: «Вы!»
– Значит, надо выключить!
– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»
– Пододвинемся к вам вместе со стульями.
– А если я скажу: «Ото!»
– Отодвинемся!
Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.
Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.
До- По- Про- |
О-/об От- Под – |
На- Над – За- |
Пред – Пере- При- |
Вы – В – У – С – |
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Например,
Поджарить (жарить, пережарить).
Разбор заданий
Укажите наиболее полное определение приставки.
- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Приставка – это значимая часть слова.
- Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.
Правильный ответ
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Укажите, как найти в слове приставку.
- Найти корень.
- Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
- Определить смысл слова.
Правильный ответ
Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
Укажите слово с приставкой.
- Подошёл
- Шёл
- Шествующий
Правильный ответ
Подошёл.
Повышенный уровень
Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».
- Перегибать
- Сгибать
- Подгибать
Правильный ответ
Сгибать
Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».
- Предпраздничный
- Перерисовать
- Подпрыгнуть
Правильный ответ
Перерисовать.
Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?
Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.
Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.
У приставок есть свои значения.
А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.
Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.
Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.
Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.
Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.
Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку по русскому языку по теме “Как найти в слове приставку”
Презентация к уроку по русскому языку по теме “Как найти в слове приставку”
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
- Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как найти в слове приставку?
Урок русского языка
3 класс
Школа России
Василенко Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сакская СШ № 1
Республика Крым
2018 год -
2 слайд
6 ноября.
Классная работа.Прикрепить гвоздём дощечку- …
Перестать говорить – …
Отделить ножом кусок хлеба – …
Удержать что – то в памяти – …
– Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)
– Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку? -
3 слайд
Минутка чистописания
о от до под по
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине. -
4 слайд
Что общего в словах?
Посадить, садить, высадить, пересадить, засадить, рассадить. -
5 слайд
Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
Перестать говорить – … (замолчать)
Отделить ножом кусок хлеба – … (отрезать)
Удержать что – то в памяти – … (запомнить)
– Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)
– Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку? -
-
7 слайд
Как найти в слове приставку?
-
8 слайд
Работа с учебником
с. 84 – 86
у. 155 – 156 -
9 слайд
Запишите отгадки.
Выделите в них приставки.
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. -
10 слайд
Запишите отгадки.
Выделите в них приставки.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. -
11 слайд
Запишите отгадки.
Выделите в них приставки.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я – …… . -
12 слайд
Проверь себя!
Подберёзовик, подорожник,
подосиновик. -
13 слайд
Работа в парах
Спишите, выделите приставки
Запел, выиграл, скачал, прочитал, написал, слез, унёс. -
14 слайд
Работа в парах
Спишите, выделите приставки
Запел, выиграл, скачал, прочитал, написал, слез, унёс. -
15 слайд
Итог урока
– Что такое приставка?
– Как найти в слове приставку? -
-
17 слайд
Домашнее задание
с. 84 – 86 выучить правила!
С. 86 Упр. 156 -
18 слайд
Используемые источники:
Русский язык. 3 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г, 2017;
Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России»)
gk170.ru
pejz.e-shopp.org
colourbox.com/vector
figure-forced.cf/erne
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 325 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 30.01.2019
- 346
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст – важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Василенко Татьяна Александровна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет
- Подписчики: 4
- Всего просмотров: 29225
-
Всего материалов:
16
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Востряковская средняя общеобразовательная школа №2
(МАОУ Востряковская СОШ №2)
Урок русского языка в 3 А классе
«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
( УМК «Школа России»)
Подготовила:
Ефимова Наталья Юрьевна
2016 – 2017 учебный год
АВТОР: Ефимова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «Востряковская СОШ №2
КЛАСС: 3
ПРОГРАММА «Школа России»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА УРОКА: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова – приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
- обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
- презентация к уроку;
- мультимедийная установка;
- карточки для работы в паре;
- наглядность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
- на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
- научится находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
личностные, метапредметные |
|||
I. Мотивирование к учебной Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Слайд 1 – Прозвенел и смолк звонок. Он позвал нас на урок! Девочки тихонько сели, Мальчики тихонько сели, На меня все посмотрели. – Проверим готовность к уроку! Давайте поприветствуем друг друга Массаж рук. Похлопайте в ладоши. Постучите в кулачки. Помассируйте каждый пальчик. Покатайте карандаш между ладонями. |
Улыбаются друг другу. Внутренне организуются, мобилизуются на работу. Делают массаж рук, готовятся к чистописанию |
личностные действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. |
1)Минутка чистописания: – Откройте тетради, пропустите 2 строки и запишите дату урока: Двадцать седьмое октября. Классная работа. – Отгадайте загадку. Слайд 2 На кустах тепличных красные плоды, узнаёшь их ты? на веточках висят, в овощной салат. – С какой буквы начинается слово помидоры. – Охарактеризуйте звук п – А теперь пропишите буквы в тетради. – Какие словарные слова мы изучили на букву п? 2) Работа с предложением: Слайд 3 Теплица, мы, помидоры, весна, в, посадили. – Составьте из слов предложение с отгаданным словом. Запишем его. Подчеркните грамматическую основу, подпишите, чем они выражены. 3) Актуализация знаний: Слайд 4 – Как вы думаете – может ли быть слово без корня? – Что такое окончание? – Как найти окончание? – Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили (паровозик). |
Записывают в тетради число Слушают загадку, отгадывают. Помидоры Согл., твёрд., глухой, парный. По про под Называют слова: Понедельник, петрушка, погода. Записывают предложение: Весной мы посадили помидоры в теплицу. -Нет. – Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. На доске моделируют паровозик «состав слова». |
Давать характеристику звуков, знать словарные слова, составлять предложения. Выделять грамматическую основу, определять часть речи. Обобщать ранее изученный материал о составе слова. |
регулятивные обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию познавательные ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме |
III. Постановка учебной задачи. Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. |
– Выпишите слово «посадили»- разберите его по составу – Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? – О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 5 – Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока: -что такое приставка? – место приставки в слове; – для чего служит приставка? |
Один ученик у доски. Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом. Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания. Формулируют тему урока. |
Знакомятся с понятием «приставка». |
регулятивные определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя познавательные на основе анализа объектов делать выводы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия) Цели: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. |
Исследовательская работа Слайд 6 1) Фронтальная работа. На экране: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит – Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 7 Сделаем выводы: – Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? – Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? – Как называется эта часть слова? Слайд 8 2) Работа по учебнику Стр. 84 Правило Стр. 85 Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково. |
Высказывают предложения -пере,-под, -в,-вы, -об,-у – Перед корнем – Приставка. Читают правила на с. 84-85 |
Получат первоначальные знания о приставке; познакомятся с местоположением приставки учатся находить приставку среди других частей слова; выяснят значение приставок |
регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке коммуникативные УУД работать в группе познавательные УУД добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Физминутка Цель: здоровьесбережение |
Слайд 9 |
Выполняют действия |
||
V. Первичное закрепление во внешней речи Цели: – организовать закрепление нового знания; – организовать фронтальную проверку, |
1) Фронтальный опрос – Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? – Для чего она служит? – Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку? – Вернёмся к таблице приставок. Поиграем. Я называю слово, а вы от этого слова образуете с помощью приставок, которые в таблице, новые слова. |
-Приставка. – Для образования новых слов. -Подобрать однокоренные слова с приставками. |
Находить приставку в слове, понимать значение приставок, учиться образовывать новые слов с помощью приставок. |
регулятивные проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других личностные формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: – Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать работу в тетради и у доски; |
Слайд 10 1)Работа в паре – На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. Карточки № 1 Слайд 11 2) работа в тетради и у доски. |
Выполняют работу в паре. Проверка Выполняют задание в тетради и на доске |
Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. |
коммуникативные формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; познавательные строить речевое высказывание в устной форме регулятивные принимать и сохранять учебную задачу личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. |
VII. Включение в систему знания и повторение Цели: – Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; |
1) фронтальная работа – Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо. делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. |
Ответы детей. |
Уметь выделять приставки в словах. |
коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других регулятивные преобразовать практическую задачу в познавательную; личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников |
VIII. Итог урока на рефлексивной основе. Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
– Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что перед вами лист бумаги и краски. Вам нужно на листке А если у нас приставка при-? Используем приставку об- Слайд 12 – Какой вывод можно сделать из этой игры? – Что такое приставка? – Для чего служат приставки? – Как найти в слове приставку? Слайд 13 – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… |
(Нарисовать). (Пририсовать). (Обрисовать). У каждой приставки своё значение. Проводят анализ своей собственной учебной деятельности |
Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение |
коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме регулятивные соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
IX. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. |
Правила с. 84-85 упр.156, словарь. (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) |
Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. |
коммуникативные слушать и понимать речь других |
Приложение
Карточки для групповой работы
Задание для 1 группы
…бежал за угол
…бежал из дома
…бежал первым
…бежал через дорогу
…бежал от края
Подсказка:
За – вы – при – пере – от – про –
Задание для 2 группы
…читал маме
…читал вслух
…читал снова
…читал в журнале
…читал до конца
Подсказка:
За – про – пере – вы – до –
Задание для 3 группы
…писал письмо
… писал рассказ
…писал в тетрадь
…писал красиво
…писал из словаря
Подсказка:
На – до – за – пере – вы –
Карточки для работы в паре
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. |
Работа в парах. – На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. (Слайд 14) |
Тест
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
Конспект урока: Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок.
Морфемика и словообразование
Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок
Цели урока
- узнаем, что такое приставка
- потренируемся находить приставку в словах
- узнаем о значении приставок
Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки. Докажите, что эти слова являются однокоренными.
Какая часть внесла изменение в значения и образовала новое слово? Где она находится?
Запомните!
Приставка
— это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Бежать — перебежать, отбежать.
Приставки всегда пишутся одинаково.
Как правильно найти в слове приставку?
Запомните!
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка, то меняется и значение слова.
Приставка обозначается —
Значения приставок
при- – приближение (прибежать), присоединение (приклеить), неполнота действия (приоткрыть)
в- – движение внутрь
на- – положение на поверхности предмета (настенный), направленность действия на что-нибудь (накрыть)
над- – обозначает что-либо поверх чего-либо
до- – завершение действия
за- – нахождение по ту сторону (загородный), начало действия (заблестеть)
Большинство приставок пишутся одинаково: до-, по-, про-, о-/об-, от-, под-, на-, над-, за-, пред-, пере-, вы-, с-.
Упражнение 1
Замените фразы одним словом с приставкой.
Пропустить урок.
Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску.
Начать исполнять песню.
Проглотить таблетку с водой.
Отделить ножницами часть ткани.
Сменить место проживания.
Упражнение 2
Образуйте новые слова с помощью приставок.
О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.
Петь, читать.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
- За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
- Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:
Ответы
Упражнение 1
Пропустить урок — прогулять.
Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску — прибить.
Начать исполнять песню — запевать.
Проглотить таблетку с водой — запить.
Отделить ножницами часть ткани — отрезать.
Сменить место проживания — переехать.
Упражнение 2
О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.
Петь, читать.
Попеть, допеть, запеть, напеть, подпеть, пропеть.
Почитать, дочитать, прочитать.
Предыдущий урок
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов.
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Орфография