Русский язык. 3 класс
№ 32
Раздел. Приставка.
Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Приставка, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?
На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например,
Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.
Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.
– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
– Представили?
– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?
– Включим телевизор!
– А если я скажу: «Пере!»
– Переключим на другую программу!
– А если я скажу: «Вы!»
– Значит, надо выключить!
– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»
– Пододвинемся к вам вместе со стульями.
– А если я скажу: «Ото!»
– Отодвинемся!
Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.
Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.
До- По- Про- |
О-/об От- Под – |
На- Над – За- |
Пред – Пере- При- |
Вы – В – У – С – |
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Например,
Поджарить (жарить, пережарить).
Разбор заданий
Укажите наиболее полное определение приставки.
- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Приставка – это значимая часть слова.
- Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.
Правильный ответ
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Укажите, как найти в слове приставку.
- Найти корень.
- Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
- Определить смысл слова.
Правильный ответ
Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
Укажите слово с приставкой.
- Подошёл
- Шёл
- Шествующий
Правильный ответ
Подошёл.
Повышенный уровень
Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».
- Перегибать
- Сгибать
- Подгибать
Правильный ответ
Сгибать
Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».
- Предпраздничный
- Перерисовать
- Подпрыгнуть
Правильный ответ
Перерисовать.
Тип
задания
Цель
задания
Формулировка
задания
Методические
рекомендации (критерии оценки)
Предполагаемые
ответы
Примечания
Узнавание
Создание
условий для нахождения в слове приставки
1. Подчеркните
в предложениях слова с приставками. Выделите приставку в данных словах.
1)
Воробей забился под крышу.
2) Лодка
отплыла от берега.
3) Пароход
отчалил от пристани.
4) Судно
подплыло к причалу.
5) Мальчик
нашёл на дороге монетку.
2. Выделите
приставку в словах.
Полить,
передумать, посмотреть, нарисовать, переписать, вклеить, завезти
3. Назови
приставку в словах.
Пролететь,
передумать, перерисовать, написать, увезти, досмотреть
Рекомендуется
задание выполнять индивидуально на карточках. Для того, чтобы выполнить
задание верно следует вспомнить, что такое приставка и как ее найти в слове
Критерии оценки:
Нет ошибок – 3 балла
1 -2 ошибки– 2 балл
2 ошибки – 1 балл
3 ошибки – 0 баллов
1. 1)
Воробей забился под крышу.
2) Лодка
отплыла от берега.
3)
Пароход отчалил от пристани.
4) Судно
подплыло к причалу.
5)
Мальчик нашёл на дороге монетку.
2.
Полить, передумать, посмотреть, нарисовать, переписать, вклеить, завезти
3. Пролететь
– приставка про, передумать – приставка пере, перерисовать – приставка пере,
написать – приставка на, увезти – приставка у, досмотреть – приставка до
Воспроизведение
Воспроизведение
знаний учащихся о том, как найти приставку в слове
1.
Вставьте пропущенные слова в правило.
Чтобы
найти … в слове, надо подобрать … слово без приставки или с … приставкой.
2. Дополни
предложение.
Чтобы
найти приставку в слове, надо …
Рекомендуется
задание выполнять индивидуально на карточках. Для того, чтобы выполнить
задание верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
1. Чтобы
найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без
приставки или с другой приставкой.
2. Чтобы
найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки
или с другой приставкой.
3. Продолжите
предложение, выбрав правильный ответ.
1) Чтобы
найти приставку в слове, надо …:
А)
подобрать однокоренное слово;
Б)
подобрать слово с другой приставкой;
В)
подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.
2)
Приставка – …:
А) часть
слова, которая стоит перед корнем;
Б) часть
слова, которая стоит после корнем;
В) часть
слова, которая стоит в конце слова.
Рекомендуется
задание выполнять в парах на карточках. Для того, чтобы выполнить задание
верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Выбран правильный ответ – 1 балл
Выбран неверный ответ – 0 балл
3. 1) в
2) а
Понимание
Включение
полученных знаний о том, как найти приставку в слове в систему знаний
1.
Запишите слова парами, которые имеют одинаковые приставки.
Полет, прошила,
вслед, вздох, вслух, польет, прошла, взлет
2. Соедини
стрелками слово с его однокоренным, противоположным по значению.
Разгибать,
выбежать, закрывать, сгибать, забежать, открывать, ввозить, выиграть,
вывозить, проиграть
3.
Объясни, правильно ли выделена приставка в словах, используя правило.
Узнать, прибыть,
почувствовать, воскликнуть, заморгать, начертить
Рекомендуется
задание выполнять в парах на карточках. Для того, чтобы выполнить задание
верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
1.
Польет- полет, прошла-прошила, вслух-вслед, взлет-вздох
2.
Разгибать —– сгибать, выбежать —— забежать, закрывать ——
открывать, ввозить —— вывозить, выиграть —– проиграть
3. В
слове прибыть приставка выделена неправильно, так как при подборе слова без
приставки «быть» приставка в слове должна быть «при». В слове воскликнуть
приставка выделена неправильно, так как при подборе слова без приставки
«кликнуть» приставка в слове должна быть «вос». В слове начертить приставка
выделена неправильно, так как при подборе слова без приставки «моргать»
приставка в слове должны быть «за».
Применение
в знакомых условиях
Обучение
использованию знаний о том, как правильно найти приставку в слове
1. В
каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.
Заяц,
закладка, записать
Полка,
помыть, пояснить
Скушать,
сшить, свет
Проплыть,
прочитать, пробка
1. Рекомендуется
задание выполнять индивидуально на карточках. Для того, чтобы выполнить
задание верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
1. Заяц,
закладка, записать
Полка,
помыть, пояснить
Скушать,
сшить, свет
Проплыть,
прочитать, пробка
2. От
слов без приставок образуйте слова с приставками. Запишите, выделяя
приставку.
Учить –
…, смотреть – …, варить – …, купить – …, свет – …, бег – …
2. Рекомендуется
задание выполнять в парах на карточках. Для того, чтобы выполнить задание
верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
2. Учить
– выучить, смотреть – рассмотреть, варить – отварить,
купить – перекупить, свет – рассвет, бег – разбег
Варианты
ответов могут различаться.
3. Прочитайте
словосочетания. Измените словосочетания по образцу. Вставьте пропущенное
слово и выделите в нем приставку.
Образец:
календарь
на стене – настенный календарь
Плата за
работу –
Сторона
за речкой –
Годы до
войны –
Камни
под водой –
3.
Рекомендуется задание выполнять индивидуально на карточках. Для того, чтобы
выполнить задание верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 4 балла
1 ошибка – 3 балла
2 ошибки – 2 балла
3 ошибки
– 0 баллов
3. Плата за работу – заработная плата, сторона за речкой –
заречная сторона, годы до войны – довоенные годы, камни под водой – подводные
камни
Применение
в новых условиях
Обучение
использованию знаний о том, как находить приставку в слове в новой учебной
ситуации
1. Придумайте
предложения с данными приставками: пере, за, при.
1. Рекомендуется
задание выполнять индивидуально на карточках. Для того, чтобы выполнить
задание верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
1. Преодолеть
препятствие оказалось труднее, чем я думал. Этой весной трава зазеленела
раньше. Я пришёл домой поздно вечером.
Варианты
ответов могут различаться.
2. Распределите
данные слова в таблице по признакам.
Слова |
Слова |
Захватить,
срисовать, дождливый, наркоз, дождаться, отчество, отвязать, стеклянный,
наклонить
2. Рекомендуется
задание выполнять в парах на карточках. Для того, чтобы выполнить задание
верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
2.
Слова |
Слова |
захватить |
дождливый |
срисовать |
наркоз |
дождаться |
отчество |
отвязать |
стеклянный |
наклонить |
3. Вставьте
подходящую по смыслу приставку и выделите ее.
____лить
чай в чашку.
____лить
цветы.
____лить
воду из ведра.
____лить
сок из банки в кувшин.
3. Рекомендуется
задание выполнять индивидуально на карточках. Для того, чтобы выполнить
задание верно следует вспомнить, как найти приставку в слове.
Критерии оценки:
Нет ошибок – 2 балла
1 ошибка – 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
3.
Налить
чай в чашку.
Полить
цветы.
Вылить
воду из ведра.
Перелить
сок из банки в кувшин.
Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?
Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.
Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.
У приставок есть свои значения.
А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.
Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.
Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.
Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.
Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.
Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.
План занятия с использование цифровых платформ и ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении детей с ОВЗ.
(обучение обучающегося по адаптированной программе для детей с НОДА, вариант 6.2)
Тема урока: «Что такое приставка? Как найти приставку?».
Цель: формирование представления о приставке как значимой части корня, формирования умения выделять приставку и образовывать новые слова.
Задачи:
Образовательные: создать условия по изучению новой темы.
Коррекционные: развивать внимание, речь, коммуникативные навыки, познавательный интерес к предмету. Воспитательные: развивать коммуникативность ребенка, формировать умение работать во взаимодействии с учителем, умение слушать учителя.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Регулятивные УУД: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– составлять простейший план действий;
– осуществлять итоговый контроль по результату;
Познавательные УУД: ученик получит возможность учиться добывать информацию;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
– строить логические рассуждения, включающие причинно – следственные связи;
Коммуникативные УУД: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-аргументировать свою позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Планируемые результаты: учащиеся научится распознавать приставки, образовывать новые слова с помощью приставок.
Тип урока: изучение нового материала.
Класс: 3
Оборудование: карточки-алгоритмы к заданиям, платформа Учи.ру.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
«Что такое приставка? Как найти приставку».
Этапы урока |
Содержание учебного материала каждого этапа |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
Формы, методы и приемы |
Условия для детей с ОВЗ |
I. Организационный момент. Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения. |
Приветствует учащихся. Ужасно интересно все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. -Проверим готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Создает эмоциональный настрой на работу. |
Фронтальная. Создание ситуации успеха. Слово учителя. |
Приветствие учителя, сидя за партой |
II. Проверка домашнего задания Цель – осуществить проверку домашнего задания. |
-Прочитайте первую группу слов. -Прочитайте вторую группу слов. -По какому признаку вы разделили слова? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Управляет диалогом. |
Фронтальная. Учебный диалог. Чтение. |
Первым в опросе принимает участие ребенок с ОВЗ |
II. Чистописание Цель – выработка каллиграфического почерка. |
Игра «Сыщик». Сыщик Самоваров спрятал «ключ» к минутке чистописания. Помогите его найти. -Прочитайте слова «подруга», «друзья», «дружеский». -Что можете сказать об этих словах? (однокоренные) -Какое явление в этих словах наблюдали? -Какие буквы чередуются? Они и попадают на минутку чистописания: гзж гзж |
Выполняют письмо по образцу. |
Организует письмо по образцу. |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Познавательная игра. Письмо. |
Чистописание выполняет по пунктирным линиям в тетради |
IV. Актуализация знаний Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации |
-Какие знания помогли вам найти «ключ» к минутке чистописания? -Какие части слова вы знаете? |
Вспоминают, что такое корень слова, окончание. |
Контролирует формулировку определения корня слова, окончания. |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
В первую очередь спрашивает ребенка с ОВЗ, для создании ситуации успеха. |
V. Постановка цели. Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
1.Найдите лишнее слово: -Существительное -Глагол -Приставка -Прилагательное 2.Распределитесь по группам в зависимости от выбранного лишнего слова, объясните свой выбор. Вывод: лишнее слово – приставка, т.к. все остальные – части речи. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -На какие вопросы мы должны ответить? -Что такое приставка?
Как отличить приставку от предлога? |
Выбирают лишнее слово. В зависимости от выбора слова распределяются по группам. Организуют группы и поочередно аргументируют свой выбор. |
Организует групповую работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопрос «Какое слово лишнее?» Управляет процессом определения уровня знаний. |
Работа в группах. Метод проблемного изложения. Беседа. |
Карточки-подсказки на листах для ребенка с ОВЗ |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель – познакомить с понятием приставка. 1.Знакомство с определением приставки. . Знакомство с некоторыми приставками, с единообразным написанием. |
-Рассмотрите иллюстрации на стр.84. -Понаблюдайте, как образовались слова от корня ход. -Что общего в этих словах? -Чем отличаются? -Как называется эта часть слова? -Где стоит приставка? -Как пишется приставка в слове? -Для чего нужна приставка? -Работая в парах, составьте определение, что такое приставка. Чтение правила на стр.84. Выполнение упр. 153 стр. 84. -Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр.154 стр.85) -Образуйте от данных слов новые с помощью приставок. На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес. –Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку? -Найдите ответ в учебнике на стр.86. -Пользуясь полученным знанием, найдите в упр.155 глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки. |
Отвечают на вопросы и тем самым формулируют понятие о приставках. Рассказывают друг другу правило о приставке. Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют упр.154. Выполняют движения под руководством учителя: при указании на слова, в которых есть приставка, поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет – приседают. Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками, находят и обозначают приставки. |
Через подводящий диалог приводит в формулировке понятия «приставка». Организует самопроверку. Управляет деятельностью детей при использовании активных форм обучения. Контролирует правильное выполнение письменного задания. Осуществляет профилактику утомления. Контролирует выполнение письменного задания. |
Фронтальная. Работа в парах. Словесный. Чтение, беседа. Работа с учебником. Индивидуальная. Словесный. Комментированное письмо. |
Работа в паре: учитель-ученик. Совершает написание приставки по образцу из упр.154 стр. 85 Стр. 85 упр. 155 называет глаголы с приставками. Это упражнение выполняет устно. |
Физкультминутка |
Мы туристы , мы в пути Веселей шагайте в ноги Легче выдох, глубже вдох Путь неблизкий, недалек Впереди течет ручей- Перепрыгнем поскорей Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, Мы садимся ниже |
Ученик показывает движения- все повторяют |
Помогает делать физкультминутку ребенку с ОВЗ |
коллективная |
Выполняет все движения, сидя за партой. |
VII. Закрепление знаний и способов действий. Цель – закрепить умение образовывать новые слова при помощи приставок и выделять приставки в словах |
–Предлагаю вам посетить интерактивный портал Учи.ру. Тема. Приставка. Словообразование с помощью приставок. Карточка. Образуем слова с помощью приставок |
Образуют новые слова, проговаривают их и контролируют себя, существует ли такое слово. Записывают получившиеся слова-антонимы в тетрадь. |
Контролирует выполнение задания. |
Коллективная. Познавательная игра. Чтение. |
Обязательно выполняет одно задание с проговариванием вслух. Выполнение задания частично с записью своей пары антонимов в тетрадь. Физкультминутка для глаз. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель – подвести итог урока. |
-Что такое приставка? -Как найти в слове приставку? -Какое задание понравилось больше всего? -А какое вызвало затруднение? |
Участвуют в учебном диалоге. |
Контролирует верность ответов, управляет осмыслением новой информации |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
Участвует в диалоге. |
IX. Домашнее задание. Цель – правильная запись задания. |
-Выучить правило на стр.84. Составить и записать 2 предложения, употребив в них глаголы с приставками. |
Слушают учителя, делают записи. |
Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения. |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Слушает учителя. |
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!