Как найти в слове приставку значение приставок

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?

Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.

Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

У приставок есть свои значения.

А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.

Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.

Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.

Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.

Русский язык. 3 класс

№ 32

Раздел. Приставка.

Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Приставка, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?

На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например,

Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.

– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

– Представили?

– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?

– Включим телевизор!

– А если я скажу: «Пере!»

– Переключим на другую программу!

– А если я скажу: «Вы!»

– Значит, надо выключить!

– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»

– Пододвинемся к вам вместе со стульями.

– А если я скажу: «Ото!»

– Отодвинемся!

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.

Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.

До-

По-

Про-

О-/об

От-

Под –

На-

Над –

За-

Пред –

Пере-

При-

Вы –

В –

У –

С –

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Например,

Поджарить (жарить, пережарить).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Приставка – это значимая часть слова.
  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Правильный ответ

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.
  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
  3. Определить смысл слова.

Правильный ответ

Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл
  2. Шёл
  3. Шествующий

Правильный ответ

Подошёл.

Повышенный уровень

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать
  2. Сгибать
  3. Подгибать

Правильный ответ

Сгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный
  2. Перерисовать
  3. Подпрыгнуть

Правильный ответ

Перерисовать.

Конспект урока: Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок.

Морфемика и словообразование


Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок

Цели урока

  • узнаем, что такое приставка
  • потренируемся находить приставку в словах
  • узнаем о значении приставок

Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки. Докажите, что эти слова являются однокоренными. 

рисунок

Какая часть внесла изменение в значения и образовала новое слово? Где она находится?


Запомните!


Приставка
 — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Бежать — перебежать, отбежать.

Приставки всегда пишутся одинаково.

картинка


Как правильно найти в слове приставку?


Запомните!

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка, то меняется и значение слова.

Приставка обозначается   —  

Значения приставок

при- – приближение  (прибежать), присоединение (приклеить),  неполнота действия (приоткрыть)

в- – движение внутрь

на- – положение на поверхности предмета (настенный), направленность действия на что-нибудь (накрыть)

над- – обозначает что-либо поверх чего-либо

до- – завершение действия 

за- – нахождение по ту сторону (загородный), начало действия (заблестеть)
 

Большинство приставок пишутся одинаково: до-, по-, про-, о-/об-, от-, под-, на-, над-, за-, пред-, пере-, вы-, с-. 


Упражнение 1

Замените фразы одним словом с приставкой.

Пропустить урок.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску.

Начать исполнять песню.

Проглотить таблетку с водой.

Отделить ножницами часть ткани.

Сменить место проживания.


Упражнение 2

Образуйте новые слова с помощью приставок. 

О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.

Петь, читать.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

  • Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
  • За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
  • Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:


Ответы

Упражнение 1

Пропустить урок — прогулять.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску — прибить.

Начать исполнять песню — запевать.

Проглотить таблетку с водой — запить.

Отделить ножницами часть ткани — отрезать.

Сменить место проживания — переехать.

Упражнение 2

О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.

Петь, читать.

Попеть, допеть, запеть, напеть, подпеть, пропеть.

Почитать, дочитать, прочитать.


Предыдущий урок

Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Слова, которые не имеют окончания.

Морфемика и словообразование

Следующий урок

Что такое основа слова? Разбор слова по составу.

Морфемика и словообразование

Предмет:
русский язык

УМК: «Школа
России»

Класс: 3

Тип урока:
введение новых знаний.

Тема урока «Что
такое приставка? Как найти в слове приставку?»

Подготовила: Петухова
Н.С.                                                                                                                                   

Цель:  познакомить 
с приставкой как значимой частью слова.

Задачи: формировать
умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые
слова;

продолжать формировать умение определять
однокоренные слова, находить в слове корень и окончание;

развивать коммуникативные навыки;

способствовать развитию речи,
внимания, мышления;

обеспечивать необходимые условия для
продуктивной познавательной деятельности.

Формирование УУД.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
мотивация к учебной деятельности;
проявление самостоятельности, личной ответственности; навыки сотрудничества со
сверстниками и с взрослыми.

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать
последовательность действий; работать по  плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; делать прогностическую
оценку; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать
своё предположение;
прогнозировать результат
и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные:

умение оформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; планировать
учебное сотрудничество;
взаимно контролировать
действия друг друга, уметь договариваться.

Познавательные:

умение
ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке;
умение формулировать
познавательную цель; осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности; сравнивать,
анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Планируемые
результаты.

Предметные:

учащиеся
научатся
находить
приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью
приставки; понимают суть понятия однокоренные слова
;
умеют находить в слове корень и окончание.

Метапредметные:

учащиеся
ставят и принимают учебную задачу; планируют свою деятельность; учитывают
выделенные учителем ориенти­ры действия в учебном материале; принимают активное
участие в учебной де­ятельности, используя речевые коммуника­тивные средства,
допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению;
прогнозируют оценку своих возможностей, способны к саморегуляции  и 
самооценке.

Личностные:

учащиеся
овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и
осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной
деятельности; развивают внимание, мышление, навыки коммуникации; способны
проявлять самостоятельность и ответственность.

Основные понятия: морфема,
приставка, корень, окончание.

Ресурсы
урока:
учебник «Русский
язык», 3 класс,  часть 1,  авторы Канакина В.П, Горецкий В.Г; рабочая
тетрадь, раздаточный материал
, листы самооценки, ММ – проектор,
презентация, электронное приложение к учебнику.

Организация
работы:
частично-поисковая деятельность;
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; дифференцированные задания по
уровню сложности.

Этапы
и ход урока.

1.      Организационный
момент.

Добрый день, мой
милый друг!

Посмотри-ка ты
вокруг!

Здесь есть ты,
здесь есть я,

Будем вместе мы,
друзья!

(Дети
по тексту выполняют движения: рукопожатия, оглядываются по сторонам, кладут
руку на плечо соседа, затем себе на грудь, хлопают по руке соседа).

Кроме
нас сегодня в классе присутствуют гости, давайте их поприветствуем. С каким
настроением вы пришли на урок? (Показывают жестом). Пусть хорошее настроение
сохранится у вас в течение всего урока. А девизом его станет фраза: «У нас все
получится!»

Что необходимо для успешной работы?
(Внимание, ум, память, желание узнать что-то новое, умение помогать друг
другу).

2.      Актуализация
знаний.

Сегодня
на урок к нам пришел Вопросик. Что это означает? (Урок открытия новых знаний).

Давайте
вспомним этапы такого урока, составим план работы.

Восстановите,
пожалуйста,  последовательность работы из перемешанных условных знаков,
назовите ее.

1)    
Вспоминаем
то, что знаем.

2)     Определяем
основной вопрос урока (учебную задачу), сталкиваясь с проблемой.

3)     Решаем
проблему, открываем новые знания.

4)    
Применяем
новые знания на практике (закрепление), оцениваем результат.

Откройте
тетради, запишите число, вид работы.

В
течение всего урока будем следовать плану.

Минутка
чистописания
. Буквы и буквосочетания  О, У,
С, ДО, ПРИ

Выполнение
задания в парах «Третий лишний» (нахождение однокоренных слов)

Белка,
беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.

Проверка по образцу, самооценивание на
листах самооценки.

Как
нашли лишнее слово? Как называются оставшиеся слова? Как мы находим однокоренные
слова? (У однокоренных слов близкое значение, это родственные слова, в них есть
общая часть – корень.)

Хорошо,
тогда следующее задание: найти лишнее слово в цепочках слов (отличие
однокоренных слов от форм слова, орфографическая минутка)

Б_реза, б_резовый, б_резой, б_резы

М_ро_, м_розы, м_розить, м_розу

Дубовый, ду_,  дуба,
дубом

Выделите
окончания в оставшихся словах. (Оставшиеся слова – это измененная форма одного
слова, это не однокоренные слова. В них отличаются только окончания.)

Оцените свою работу. Какие были
затруднения?

Какой пункт плана мы
сейчас выполняли?

3.     
Самоопределение к деятельности. Постановка
учебной задачи.

Задание на подбор однокоренных слов к слову бег.

Выполняется индивидуально  (Бег –
бегун, бежать, беговая)

(Кто-то может назвать слова с приставками:
прибежал, забегал, убежал, пробежка  и т.п.)

Все варианты записываются на доску.

Посмотрите, у вас получились различные
варианты. Сколько людей, столько может быть и мнений. Прием «Поспорим или
согласимся?»
(с доказательством). Вопросик  сталкивает нас с
проблемой
.

(Если дети не приведут примеры слов с
приставкой, тогда их приводит Вопросик и предлагает записать слово бежать,
приставив перед ним те буквосочетания, которые дети прописывали на
чистописании.)

Получились слова прибегать,
убегать, сбегать, добегать, обежать.

Это родственные слова? А
можем ли мы их назвать однокоренными? Выделите корень. А что за часть слова
стоит вначале? Можете ли вы ее выделить?  (Мы не знаем этого.)

Какую учебную задачу
поставим перед собой на сегодняшний урок?

Узнать, как называется часть слова перед
корнем, являются ли глаголы с приставкой однокоренными. Научиться, как находить
в слове приставку.

 Какой
пункт плана сейчас выполняли? (Определяли основной вопрос урока.)

4.      Открытие
новых знаний.

А
как вы можете узнать, как называется часть слова перед корнем? (Из учебника, из
объяснений учителя…)

Да,
действительно. Но мы с Вопросиком предлагаем вам сначала самим поразмышлять и
выбрать названия из предложенных. (Голосование)

Заставка,
примыкание, приставка,  предкорень, суффикс.

На
что опирались при выборе? Почему выбрали именно это название? (Эту часть слова
прибавили, приставили к корню.)

Сверка
с образцом (учебник, с.73). Каким значком будем обозначать эту морфему? (Прямым
уголком).

Кто верно определил название части слова
перед корнем?

                                                            
              
Сказка

Спокойно, безмятежно живёт в
стране Морфемике корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, не
изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:
           – Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца
не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова,
помогаю им дружить, сливаться в одну законченную мысль.       

 –
Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него
оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда.
Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте меня
от корня нигде и никогда!».

Что узнали из сказки о приставке? Какую
роль играет приставка?

Работа по учебнику
(с. 84-85, сведения о языке, проговаривание приставок).

Групповая
работа (исследование значения приставки).

Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно
образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение
вносит приставка в слово. (По желанию предложить выбор из предложенных
вариантов.)

1.     
От-    (вязать, вести, ломать, лететь,
мыть)

2.     
Про-  (лететь, читать, звенеть, шить,
вязать)

3.     
До-  (писать, делать, смотреть, нести,
лететь)

4.     
За-  (думать, бросить, плакать, цвести,
лететь)

5.     
При-  (лететь, гнуть, ехать, лечь, колоть)

6.     
У- (стоять, лететь, беречь, нести,
говорить)

Предположительные
ответы.

1
группа. Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка
в словах имеет значение  отделения или удаления от предмета.

2
группа. Мы исследовали слова с приставкой про– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения однократного действия, движения мимо, движения
сквозь что-то.

3
группа. Мы исследовали слова с приставкой до– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения завершенности действия, выполнения действия до
определенного места.

4
группа. Мы исследовали слова с приставкой за– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения движения вглубь или за предмет, начала действия.

5
группа. Мы исследовали глаголы с приставкой при- и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения присоединения, приближения, неполноту действия.

6
группа. Мы исследовали глаголы с приставкой у– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения удаления, полноту и совершения действия,
несмотря на трудности.

Какой вывод можем
сделать из проделанной работы?  (Каждая приставка изменяет значение слова.)

Вернемся
к нашим словам: прибегать, убегать, сбегать, добегать, обежать. Одинаковое
у них значение или приставка вносит новое смысловое значение? Можем ли мы эти
слова назвать однокоренными? Выделите приставки.

А
как найти в слове приставку? Давайте вместе составим алгоритм нахождения
приставки. Допустим, надо разобрать слово подходит.

1.     
Что будем делать сначала? (Подбирать
однокоренные слова: ходить, ходики, подход,  приходить…)

2.     
Далее?  (Выделяем корень.)

3.     
А теперь?  (Та часть слова, которая стоит
перед корнем и будет приставкой.)

Какой
пункт плана мы сейчас выполняли?  (Открывали новые знания, решали проблему.)

5.      Физминутка.
(Движения выполняются по тексту стихотворения.)

С при
– приставкою присесть,

С по
– приставкою подняться,

С под
– подпрыгнуть, подмигнуть,

С по
– приставкой потянуться,

С вы
– вытягиваем руки,

С
о
– опустим их опять.

Вот
и всё,  настало время

С за
– зарядку завершать.

6.      Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.

Какой следующий пункт плана мы сейчас
будем реализовывать?

Фронтальная работа.

Упр. 155 (с.85) – устно. Найти
глаголы с приставкой. Найти прилагательное с приставкой
.

Работаем  по составленному алгоритму.

Индивидуальная работа.

Игра «Помоги братьям лосям спуститься на
землю»
(электронное приложение к учебнику)

В этом задании проверяется умение находить
в слове корень и определять приставку.

Подземный, подосиновик, поделить, подруга,
пододеяльник, подарить, подорожник.

Работа по алгоритму. Запись слов группами.
Один человек работает за компьютером.

Обмен тетрадями, взаимопроверка. Выявление
места и причины затруднений. Самооценка.

7.      Применение
новых знаний. Закрепление изученного.

Применяем
новые знания (сверка с планом). Вопросик  приготовил для вас
очередное задание.

Работа по учебникуифференцированные задания).

Упр. 154 / упр. 156. Прочитайте задания. Какое задание показалось
вам проще (сложнее)? Спрогнозируйте свою оценку: справитесь ли вы с заданием?
Выберите то упражнение, которое показалось вам более интересным.

Проверка
выполнения, самооценка.

Игра
«Замени одним словом».

Нужно
заменить высказывание одним словом –  глаголом с приставкой. Записать глаголы,
выделить приставки.

1)     Прикрепить
гвоздём дощечку – … (прибить)

2)     Перестать
говорить – … (замолчать)

3)     Отделить
ножом кусок хлеба – … (отрезать)

4)     Удержать
что – то в памяти – … (запомнить)

Тест на
усвоение знаний (сигналки).

Приставка
стоит:

а)
перед корнем                                         б) после корня

 Приставка
служит:

а) для
связи слов в предложении             б) для образования новых слов

 Приставка
– это:

а)
изменяемая часть слова                        б) неизменяемая часть слов

 Чтобы
найти приставку в слове надо
:

а)
изменить форму слова                          б) подобрать однокоренные слова

В
каком слове есть приставка:

а)
записка                                                   б) замок

Самооценка
в листах.

Домашнее
 задание
. Выполнить упражнение на выбор: 154/156
(не выполненное в классе).

8.      Рефлексия
учебной деятельности. Итог.

Какую
учебную задачу мы ставили в начале урока?

Справились
ли мы с ней? Ответили ли на основной вопрос урока?

Какие
новые знания получили на уроке?

Оцените
успешность своей работы (сигналки):

·       
Зеленый – все понятно, смогу применять
знания в будущем, работой доволен.

·       
Желтый – возникали трудности, но я с ними
при помощи справился, буду стараться.

·       
Красный – есть трудности, нужна дополнительная
помощь, работой не доволен.    

Спасибо
за работу!

Корни, суффиксы и приставки — вот из чего состоят слова русского языка. Корень составляет своеобразный фундамент слова, тогда как суффиксы и приставки помогают изменять смысловой оттенок и создавать новые слова.

О важности и многообразии суффиксов можно прочитать в соответствующем уроке, а сегодня поговорим о приставках.

Перед самым взлетом ракеты первый космонавт Юрий Гагарин произнес знаменитую теперь фразу: «Поехали!»

Присмотримся к этому слову повнимательнее.

Начальная форма — поехать. Мы используем это слово, когда говорим о начале какого-то движения. А если мы уже достигли пункта назначения? Тогда нам, конечно, пригодятся слова приехать, доехать. Еще можно переехать (например, в другой город), съехать (из квартиры), заехать (за вещами), проехать (мимо дома), объехать (всю страну) и так далее.

Сравните все эти слова. Они, с одной стороны, похожи, но все же чем-то отличаются. Часть ехать в них совпадает, а вот начало каждый раз другое. Эта часть слова, которая стоит перед корнем и меняет оттенок значения слова, называется приставкой.

Приставка — это морфема (т.е. часть слова), которая стоит перед корнем и помогает образовывать новые однокоренные слова.

Внимание! Приставок в слове может быть несколько, например: предрассветный. Если мы уберем приставку пред-, в слове рассветный останется еще одна приставка — рас-, так что необходимо будет выделить и ту, и другую.

А иногда бывает и наоборот: начальные буквы в слове очень напоминают приставку, но на самом деле относятся к корню. Возьмем слово помидор: оно хоть и начинается с по, как и любое слово с приставкой по-, но все-таки мы знаем, что слова мидор не существует. А значит, приставки здесь и нет вовсе.

Значения приставок

Приставок в русском языке существует огромное множество, и каждая привносит в слово свой особый смысл.

Например, приставка у- обозначает удаление от какого-то места. Сравните: уехать, убрать, унести, улететь. Мы перечисляем разные действия, но в каждом из этих слов сохраняется похожий оттенок значения, за который как раз и отвечает приставка у-.

Приставка под- указывает на расположение под чем-то, внизу, а приставка над- — наоборот, сверху, над чем-то. Надземный — значит находящийся над землей, а подземный — под землей.

Такие приставки, как под- и над-, называют антонимичными, потому что они передают противоположные оттенки значения.

Существуют и синонимичные приставки. Скажем, приставки под- и при- в словах подплыть и приплыть довольно близки по значению (обе обозначают приближение к чему-то).

Вот некоторые значения других приставок русского языка:

Чаще всего у каждой приставки бывает не одно значение. Запоминать их всех сразу не нужно, важно лишь понимать, как они работают.

Приставка или предлог?

Иногда за приставку можно принять похожий на нее предлог. Однако предлоги являются отдельной частью речи и пишутся отдельно от слов, к которым относятся: у дома, по причине, с другом (для сравнения: увидеть, подарок, сполна).

Помните, что с глаголами предлоги никогда не употребляются. Поэтому сомнений в том, что стоит перед глаголом, возникать не должно — это может быть только приставка.

Например: догадаться, прочитать, уберечь.

Подробнее о том, как отличать предлог от приставки, мы уже говорили на этом уроке.

Разберем на примерах.

  • Нарисовать — глагол, обозначающий «изобразить что-либо в виде рисунка».

Образован от слова рисовать. Подберем однокоренные слова с другими приставками: разрисовать, перерисовать, срисовать. Корень слова — —рис-, а вот изменяющая часть перед ним— это и есть приставка.

Значит, в слове нарисовать выделяем приставку на-.

  • Приземление — существительное, обозначающее «посадка на поверхность земли».

Образован от слова земля. Однокоренные слова с другой приставкой: заземление, подземелье. Корень — -земл- (чередуется с -земель-).

Делаем вывод, что в слове приземление нужно указать приставку при-.

Напоследок вспомним, как Ослик Иа говорил, что воздушный шарик и входит в подаренный ему Винни Пухом горшочек, и замечательно выходит из него. Эти два глагола являются однокоренными словами и различаются только приставками: в- и вы-. Первая указывает на действие, направленное внутрь (в нашем случае — внутрь горшочка), а вторая — на действие, направленное изнутри.

Добавить комментарий