Как найти в тексте формы одного слова

Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.

Однокоренные слова

В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.

Вспомним, что такое корень слова.

Определение

Корень — это главная значимая морфема слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.

Пример

скорый — скорость, ускорение, скоростной, ускорить, скоро, наскоро, поскорее, вскоре

Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.

Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:

  • скорость, ускорение — существительные;
  • скорый, скоростной — прилагательные;
  • ускорить — глагол;
  • скоро, наскоро, поскорее, вскоре — наречия.

Формы слова

Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.

Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:

скорый — скорее, более/менее скорый, скорейший, скорее всех, самый скорый

Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».

Как отличить родственные слова от форм слова?

В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:

Как отличить однокоренные слова от формы одного и того же слова

К существительному «гора» подберем родственные слова:

горный, гористый, гористость, пригорок, горняк, горняцкий

Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:

  • склон горы
  • направлюсь к горе
  • вижу гору
  • любуюсь горой
  • думаю о горе
  • высокие горы.

Это все грамматические формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.

У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:

Родственные слова с корнем ярк- Формы прилагательного «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У глаголов различаются родственные слова и их формы.

Родственные слова Формы глагола “решить”
решить решу, решишь, решит
решиться решим, решите, решат
решать решивший, решившая, решившее, решившие
Решенный, решенная, решенное, решенные
решаться решив
решение
решительный

Изучением форм слов занимается морфология.

Определение

Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.

Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 74

Содержание

  1. Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
  2. Как отличить родственные слова от форм слова
  3. Чем отличаются формы одного и того же слова от одно коренных слов?
  4. Ответ или решение 2
  5. Формы слова
  6. Однокоренные слова
  7. Различение разных форм одного слова и однокоренных слов
  8. Ход урока.
  9. Форма слова
  10. Что такое форма слова?
  11. Две разновидности форм слова
  12. Что мы узнали?
  13. Основные разновидности
  14. Особенности формирования
  15. Однокоренные слова
  16. Методы образования
  17. Определение словоформы

Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.

Вспомним, что такое корень сло­ва.

Корень — это глав­ная зна­чи­мая мор­фе­ма сло­ва, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:

ско­рый — ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.

Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый содер­жит общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов могут быть лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи:

Как отличить родственные слова от форм слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:

ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же сло­ва:

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк- Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их фор­мы.

Родственные сло­ва Формы гла­го­ла ‘решить’
решить решу, решишь, решит
решить­ся решим, реши­те, решат
решать решив­ший, решив­шая, решив­шее, решив­шие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решен­ные
решать­ся решив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся мор­фо­ло­гия.

Морфология — раз­дел нау­ки о язы­ке, в кото­ром изу­ча­ют­ся части речи.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наре­чий.

Источник

Чем отличаются формы одного и того же слова от одно коренных слов?

Ответ или решение 2

Общим элементом для однокоренных слов и форм одного слова становится корень. Например: мороз, морозный, морозильная, морозить, морозно — однокоренные слова; мороз, морозу, о морозе, морозы, морозами — формы одного и того же слова. Объединяет все эти слова корень мороз- в значении «холод». Но между ними есть различия.

Формы слова

Формы слова — это варианты одного слова. При образовании форм не изменяется лексическое значение слова и часть речи. Но они отличаются грамматическим значением, которое заключено в окончании, например:

Меняется форма, но морфемный состав слова остаётся прежним.

Однокоренные слова

Однокоренные слова — это слова с одним и тем же смысловым корнем, но имеющие разные лексические значения. При образовании однокоренных слов с использованием различных приставок, суффиксов и постфиксов от одного и того же корня можно получить целые гнёзда слов. Например, лёд (замёрзшая вода), ледокол (судно для прохождения льдов), ледовый (происходящий на льду), леденеть (превращаться в лёд) — слова с одним и тем же корнем лед-, но с разным лексическим значением. Эти слова и будут однокоренными, имеющими один корень-предок. В ряду однокоренных чаще встречаются слова разных частей речи, но могут принадлежать и к одной.

Источник

Различение разных форм одного слова и однокоренных слов

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: « Различение разных форм одного слова и однокоренных слов».

Цель:

Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.

Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.

2..Языковая разминка.

Групповая работа.

— Работать будем в группах:
— Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.

1 группа: разбор по членам и частям речи предложения.( на доске)

Мы шли по лесной тропинке.

2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).

Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).

3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.

4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение). Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.

Белый медведь-крупный хищник Арктики.

Проверка работ.

Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
Проверка работы 4 ой группы
После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).

3. Постановка проблемы.

1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.

Создание проблемной ситуации.

— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.

4. Решение проблемы. Исследование.

— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:

— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.

( на доске появляется схема)

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)

— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания). Слайд №.5 (см. приложение).
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения слайд №6.(см. приложение):
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
(появляется схема слайд №7.(см. приложение):

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов

— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы

— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение

— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.

Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.

5. Закрепление.

Игра: «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение).
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.

— Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).

— Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.

1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.

Проверка. слайд №10.(см. приложение).

Игра: «лото».
На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).

6. Итог урока.

— Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листе: «Сегодня на уроке я…..».
— Кто поделится своими размышлениями?

Источник

Форма слова

Всего получено оценок: 586.

Всего получено оценок: 586.

Для того чтобы слова в предложении согласовывались друг с другом, устная или письменная речь была понятной и осмысленной, одно и то же слово принимает разные формы. Ученики 2 класса должны понимать, что такое формы слова, чем они отличаются, и какие разновидности имеют. Это поможет им не только грамотно говорить и писать самим, но и понимать других людей.

Что такое форма слова?

Форма слова в русском языке – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Например, у существительного это число и падеж, у глагола – время, число и лицо и так далее.

Чаще всего слово меняет свою форму с помощью окончания. Допустим, если взять существительное дом и добавить к нему

В русском языке есть слова, которые не меняют свою форму – они так и называются неизменяемыми. Это все служебные части речи и междометия, а также некоторые слова, которые относятся к самостоятельным частям речи – в основном это наречия, но в данную категорию могут также входить прилагательные, существительные и местоимения.

У каждого изменяемого слова есть его начальная форма, с которой эти изменения и начинаются. Так, для имени существительного, которое рассматривалось выше, это будет форма единственного числа именительного падежа, для прилагательного к этим двум параметрам прибавляется еще и мужской род. Начальная форма слова фиксируется в словаре, с помощью которого ее легко найти и проверить.

Рассмотрим разные примеры:

Две разновидности форм слова

Слова в русском языке в основном изменяются с помощью окончаний, что позволяет говорить о том, что в основном под формами слова подразумевается их морфологическая разновидность. Но бывают ситуации, когда слово приобретает другую форму благодаря прибавлению других слов – так получаются синтаксические формы слова. Так, если нужно употребить глагол в форме будущего времени, то к его начальной форме добавляют еще один глагол – буду: гулять + буду = буду гулять.

Вне зависимости от того, каким способом образована форма слова – морфологическим или синтаксическим – оно сохраняет свое лексическое значение. То есть слова мама, маме, с мамой означают одно и то же. Если изменяется значение – речь идет уже о совсем другом слове.

Что мы узнали?

Что формы слова – это одно и то же слово, только в разных грамматических вариантах.У каждого слова есть начальная форма. При изменении слова по формам его лексическое значение остается прежним. Изменяться оно может с помощью окончания – это морфологический способ, основной для русского языка. Но существует и еще один, синтаксический, когда к начальной форме слова добавляются определенные слова и меняют ее. Но таких случаев достаточно мало. Существуют также неизменяемые слова, то есть не меняющие свою форму.

Источник

Основные разновидности

Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.

В современном русском языке выделяются следующие морфемы:

Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.

Все словоформы делятся на следующие разновидности:

Особенности формирования

Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.

В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).

Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:

Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:

Однокоренные слова

Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.

Сравнение словоформ и однокоренных слов:

Словоформы Однокоренные слова
Родной Родина
Родная Породниться
Родные Родовой
Родное Родственные

Методы образования

Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:

Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.

Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:

Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.

Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).

Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.

Определение словоформы

Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:

Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.

Источник

                       Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.

     Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счёт новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путём образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.

     В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.

     Лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Лексическое значение складывается  из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами. Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключённого в корне стул, и словообразовательного значения, выражаемого  уменьшительным суффиксом – чик; ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.

     Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число (из космоса – сущ. род. пад., ед. числа), у глагола – лицо и число (запустят – глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам. Например, при изменении существительного костёр образуются падежные формы единственного и множественного числа (костёр – костра – костру и т. д.); при изменении местоимения я – падежные формы единственного числа (я, меня, мне и т. д.); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего – будущего времени – личные глагольные формы единственного и множественного числа (побеждать – побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).

     В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) – такой, как у апельсина;  лимонный (запах) – такой, как у лимона;  гористый (край) – обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова  (содержащий большое количество гор);  рыхлить (землю) – действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова (рыхлый).

     К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имён существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.

     Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.

     Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым ещё не знакомы).

     Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имён существительных при изменении остаётся постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.

     Затем склоняется прилагательное липовый (мёд). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам (липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи) остаётся прежним.

     Предлагается назвать глаголы. Глагол цветёт учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.

     После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.

     Следующая задача учителя – показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова  липа, липовый.

     Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе) другой предмет имеет отношение.

     Сопоставляются формы слова липа (липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня (липовый). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса      – ов– от основы существительного липа.

    Делается общий вывод:

    а)  формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова – прибавлением суффиксов и приставок;

    б) при изменении слов лексическое значение их остаётся прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.

Примерные виды заданий для закрепления изученного.

     Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Докажите правильность ответа.

  1. В лесу под д..ревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и д..ревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.

                                                                                                                (Г. Скребицкий).

                                2. Бл..стят коньки,

                                    Бл..стит каток,

                                    Пушистый снег искрится.

                                    Надень коньки

                                    Свои, дружок,

                                    Попробуй прокатиться.

                                                                                                             (В. Доникова).

   В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный. Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть, есть однокоренные слова каток – прокатиться.

   Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную.

    Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме винительного падежа.

     Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь сл..ды на снегу да писк пром..лькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.

                                                                                                          (По Н. Плавильщикову).

    Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительного лес стоит в обоих предложениях. В данном тесте можно также работать над формами слова снег.

    В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Являются ли они формами одного слова?

    Между далью и правым г..ризонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с ч..рнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие ч..рные лохмотья.

                                                                                                                        (А. Чехов).

     Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.

Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?

      Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.

                                                                                                           (В. Бонч-Бруевич).

      Ответ учащихся будет приблизительно таким:

      Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.

      Грибное (место) – место, где растут грибы.

     Грибник – человек, который любит собирать грибы.

     Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса –н-, а существительное грибник – с помощью суффикса –ник.

     Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник – существительные, грибное – прилагательное, белела –глагол, белизна – существительное).

     Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:

Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.

1) Б..лела гора над чащей лесной. Своей изв..стковую б..лизной. (С. Щипачёв).              2) Зак..лосилась  рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацв..ла. (Н. Плавильщиков).

                                                 3) Зап..вали песню зап..валы,

                                                     Подп..вали все до одного,

                                                     И она им сердце согр..вала

                                                     Только жаром сердца своего!

                                                                                                           (А. Прокофьев).

      Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.

Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.

1. На реке, реке Кубани                         Золотистыми хлебами

    За волной волна бежит                      Степь Кубанская шумит.

                                                                                 (М. Исаковский).

     2. На з..лёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.

        Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся весёлые песни к..сцов.

        Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.

                                                                                 (По И. Соколову–Микитову).

     3. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая  листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

                                                                                         (По А. Кожевникову).

        Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.

        Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию – служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.

(Р. Гамзатов).

 Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Санкт-Петербурга Звягинцева Н.И.

Форма слова


Форма слова

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 708.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 708.

Для того чтобы слова в предложении согласовывались друг с другом, устная или письменная речь была понятной и осмысленной, одно и то же слово принимает разные формы. Ученики 2 класса должны понимать, что такое формы слова, чем они отличаются, и какие разновидности имеют. Это поможет им не только грамотно говорить и писать самим, но и понимать других людей.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое форма слова?

Форма слова в русском языке – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Например, у существительного это число и падеж, у глагола – время, число и лицо и так далее.

Чаще всего слово меняет свою форму с помощью окончания. Допустим, если взять существительное дом и добавить к нему <окончание -а, то таким образом мы изменим его форму:

  • дом – единственное число именительный падеж;
  • дома – множественное число именительный падеж.

В русском языке есть слова, которые не меняют свою форму – они так и называются неизменяемыми. Это все служебные части речи и междометия, а также некоторые слова, которые относятся к самостоятельным частям речи – в основном это наречия, но в данную категорию могут также входить прилагательные, существительные и местоимения.

У каждого изменяемого слова есть его начальная форма, с которой эти изменения и начинаются. Так, для имени существительного, которое рассматривалось выше, это будет форма единственного числа именительного падежа, для прилагательного к этим двум параметрам прибавляется еще и мужской род. Начальная форма слова фиксируется в словаре, с помощью которого ее легко найти и проверить.

Рассмотрим разные примеры:

  • золотого – это прилагательное, значит, его начальной формой будет слово золотой,
  • бегаете – это глагол, его начальная форма – бегать.

Две разновидности форм слова

Слова в русском языке в основном изменяются с помощью окончаний, что позволяет говорить о том, что в основном под формами слова подразумевается их морфологическая разновидность. Но бывают ситуации, когда слово приобретает другую форму благодаря прибавлению других слов – так получаются синтаксические формы слова. Так, если нужно употребить глагол в форме будущего времени, то к его начальной форме добавляют еще один глагол – буду: гулять + буду = буду гулять.

Вне зависимости от того, каким способом образована форма слова – морфологическим или синтаксическим – оно сохраняет свое лексическое значение. То есть слова мама, маме, с мамой означают одно и то же. Если изменяется значение – речь идет уже о совсем другом слове.

Заключение

Что мы узнали?

Что формы слова – это одно и то же слово, только в разных грамматических вариантах.У каждого слова есть начальная форма. При изменении слова по формам его лексическое значение остается прежним. Изменяться оно может с помощью окончания – это морфологический способ, основной для русского языка. Но существует и еще один, синтаксический, когда к начальной форме слова добавляются определенные слова и меняют ее. Но таких случаев достаточно мало. Существуют также неизменяемые слова, то есть не меняющие свою форму.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Баната Магомадова

    5/5

  • Семён Иванов

    5/5

  • Ирина Александрова

    5/5

  • Елена Негрий

    5/5

  • Сергей Ефремов

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 708.


А какая ваша оценка?

Как определить форму слова

Не всякий скажет, что определять форму слова – важное и нужное умение. А ведь очень часто для понимания того, как написать слово, просто необходимо определить сначала его грамматическое значение, т.е. определить форму. Но как это сделать? На что стоит обратить внимание в первую очередь?

Как определить форму слова

Инструкция

Прежде всего, вы должны уяснить для себя, что форма слова – это общность морфологических признаков, которые указывают на принадлежность к той или иной группе частей речи. А именно, большинство слов русского языка представляют собой совокупность форм.

Практически любая самостоятельная часть речи имеет начальную форму. Так для имени существительного начальной формой будет являться форма именительного падежа, единственного числа. А для прилагательного – именительного падежа, единственного числа и мужского рода. Если глагол отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, то он находится в неопределенной форме, которая называется также начальной.

Неизменяемые самостоятельные части речи, такие как наречие или деепричастие, имеют постоянную форму. Они не изменяются ни по числам, ни по падежам, ни по родам, как изменяются, например, имена существительные. В этих словах не следует искать окончания, т.к. эта морфема может присутствовать только в словах, которые способны изменять форму. У них отсутствует даже нулевое окончание.

Форму слова можно определить, обратив внимание на окончание. Так если вы видите перед собой слово с окончанием “ешь”, то смело можете сделать вывод, что это глагол в форме единственного числа, второго лица, настоящего времени, первого спряжения. А если вы видите, например, окончание “ит”, то понимаете, что это глагол в форме единственного числа, третьего лица, настоящего времени, второго спряжения.

По окончанию имени существительного можно определить падеж, род и число. А также – склонение. Например, существительные в форме мужского или женского рода с окончанием “а” или “я” относятся к первому склонению, в форме среднего или мужского рода с окончанием “о” или “е” – ко второму склонению, а в женском роде с мягким знаком на конце – к третьему.

Определив форму слова, вы сможете проверить написание. Так вы должны будете написать в окончании имени существительного “и”, если определите, что оно находится находится в форме первого склонения, родительного падежа или в третьем склонении. Поэтому умение определять форму слова – очень важный навык, позволяющий вам не допускать ошибок на письме.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий