Как найти в тексте однородные сказуемые предложения

Однородные сказуемые — это главные члены предложения, которые обозначают действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в предложении.

Чтобы выяснить, что такое однородные сказуемые, опираемся на суть понятия «однородные члены предложения».


Определение

Однородные члены предложения — это слова, которые являются одним и тем же членом предложения, поясняют один и тот же член предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью и интонацией перечисления.


Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Однородными могут быть все члены предложения. С этой точки зрения рассмотрим, что такое однородные сказуемые в русском языке.

В предложении грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.


Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, имеющего форму именительного падежа.


Легкий ветерок (что делает?) развевает занавеску на окне.

Все (что делают?) радуются весеннему солнцу и теплу.

Подлежащее может поясняться не одним сказуемым, а несколькими. Субъект выполняет одновременно или в определенной последовательности ряд действий. Тогда можно сказать, что в предложении имеются однородные сказуемые. Они относятся к одному и тому же члену предложения — подлежащему. Чаще всего выражаются глаголами в одной и той же грамматической форме и являются простыми глагольными сказуемыми или составными.

Над лесом медленно встает солнце и красит в розовый цвет окна домов.

Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нём многое.

К однородным сказуемым задается один и тот же вопрос от подлежащего:

  • солнце (что делает?) встает;
  • солнце (что делает?) красит.

Во втором примере у однородных составных глагольных сказуемых общий вспомогательный глагол «хочет» и два смысловых глагола, обозначенных неопределенными формами.

Мальчик (что делает?) хочет расспросить и узнать.

Однородные сказуемые могут быть выражены словами других частей речи. Тогда назовем их именными сказуемыми.

Для меня этот день оказался радостным и удивительным.

Глагол-связка «оказался» общий, а две именные части сказуемого, выраженные прилагательными, соединяются сочинительным союзом «и».


Определение

Однородные сказуемые — это два и более главных члена предложения, которые обозначают действие, состояние, признак подлежащего, отвечают на один и тот же вопрос и соединены сочинительной связью или интонацией перечисления.


Однородные сказуемые являются равноправными членами предложения. Они могут быть соединены сочинительной связью с помощью союзов или бессоюзной связью, в оформлении которой участвует интонация перечисления.

Однородные сказуемые

Сказуемые являются неоднородными, если в предложении они относятся к разным подлежащим.

Солнце встало, и первый его луч скользнул по верхушкам деревьев.

В этом предложении разные действующие предметы (подлежащие «солнце», «луч») выполняют каждый своё действие. Неоднородные сказуемые, обозначенные глаголами «встало» и «скользнул», не поясняют одно и то же подлежащее и отвечают на разные вопросы:

  • солнце (что сделало?) встало;
  • луч (что сделал?) скользнул.

Это предложение имеет две грамматические основы и является сложным по составу.

Рассмотрим знаки препинания в предложении с однородными сказуемыми.

Запятая и однородные сказуемые

Если два однородных сказуемых соединены единичным союзом, кроме противительного (а, но, да в значении «но»), то запятая между ними не ставится.

В реке резвились дети и брызгали друг на друга водой.

Если однородные главные члены соединяются повторяющимся союзом, то запятая ставится перед его второй частью.

Ты либо ответь по существу вопроса, либо промолчи.

Анюта то смеялась, то грустила.

За рекой что -то то ли мерцает, то ли блестит.

Однородные сказуемые бывают не только в двусоставных, но и в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.

Наденьте пальто и шапку и идите за мной.

Хотелось пойти в лес, присесть на пенек и смотреть вверх в голубое бездонное небо.

Приведем примеры предложений с однородными сказуемыми, соединенными разными сочинительными союзами или без союзов.

Предложения с однородными сказуемыми

За окном завывает осенний ветер, чем-то громко стучит и гремит по крыше.

Из-под ног охотника вспорхнула куропатка, отлетела немного вперед и снова села в траву, как бы приглашая идти за ней. Видимо, гнездо рядом.

Андрей не то недоволен чем-то, не то просто устал.

Эта ученица либо невнимательна на уроке, либо неусидчива.

К вечеру мать  начала беспокоиться и волноваться о сыне.

Малышка перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы со щек.

Её глаза напряжённы и суровы.

Августовское утро было туманное и холодное.

Осенний лес стоит зеленый, желтый и багряный.

Однажды я возвращался домой и услышал жалобное мяуканье у двери.

Дождь то перестает лить, то снова начинает сыпать мелкой изморосью.

В пасмурном небе летят и кричат, прощаясь до весны, журавли.

Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»

Тест

Однородные сказуемые


Однородные сказуемые

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 203.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 203.

На уроках русского языка в 4 классе во время изучения однородных членов предложения, изучают в том числе и однородные сказуемые. Какие признаки имеют однородные сказуемые, выделяются ли они на письме запятыми – об этом говорим в статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Как отличить однородные члены

Правило гласит, что однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения. То есть надо поставить вопрос и убедиться, что это один и тот же вопрос и мы ставим его от одного и тот же слова – в данном случае одного и того же подлежащего, если мы говорим об однородных сказуемых.

Сделать это необходимо, так как иногда непросто отличить предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения, а ведь запятые в этих конструкциях ставятся по-разному.

Сравним:

  • Девочки и мальчики купались и загорали.
  • Девочки купались, а мальчики загорали.

В первом случае у нас однородные сказуемые: девочки и мальчики что делали?

купались и что делали? загорали.

Второе предложение сложное: девочки что делали? купались, мальчики что делали? загорали.

Нужна ли запятая?

Однородные сказуемые подчиняются общему правилу для однородных членов (которое не распространяется в полной мере лишь на определения).

Запятая ставится:

  • Если вообще нет союза (Мы купались, загорали)
  • Есть противительный союз а, но, однако, зато (Мы не купались, но загорали)
  • Есть повторяющийся или составной союз (Мы и купались, и загорали. Мы не только купались, но и загорали).

Запятая не нужна

Если однородные сказуемые связывает одиночный соединительный (и, да в значении и) или разделительный (или, либо) союз (Мы будем купаться или загорать).

Союз «да» может быть и противительным (тогда запятая нужна), и соединительным (запятая не требуется): Приехать хотел, да не успел. Едет лисонька на волке да приговаривает…

Могут ли однородные сказуемые быть выражены разными частями речи?

Не так уж часто можно встретить такой случай, когда однородные члены предложения выражены разными частями речи. Но это возможно, в том числе и для сказуемых. Ведь сказуемые могут выражаться не только глаголами, но и прилагательными, краткими причастиями, существительными и так далее.

Рассмотрим, например, такое предложение:

“Книга приобретена и уже читается”.

Сказуемые выражены одно причастием, а другое – глаголом. Это не мешает им быть однородными.

Еще такой пример:

“Ночь была тиха и наполнена шорохами леса”.

Здесь однородные сказуемые выражены прилагательным и причастием.

Примеры однородных сказуемых

  • Лодка подплыла к противоположному берегу и тихо причалила.
  • Виктор Алексеевич то бледнел, то краснел от страха.
  • Дедушка не только высок, но и грузен.
  • Наш класс небольшой, но все равно дружный и веселый.
  • Листья срывались с веток, кружились, тихо падали на траву, шелестели под ногами.

Заключение

Что мы узнали?

В предложении могут встречаться однородные сказуемые; такие предложения следует отличать от сложных. Однородные сказуемые могут соединяться союзами и при необходимости разделяться запятыми.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Любовь Штрунова

    5/5

  • Polina Ulanova

    5/5

  • Данил Калачёв

    5/5

  • Вика Гордеева

    4/5

  • Мирослава Романова

    5/5

  • Сергей Ефремов

    4/5

  • Антонина Сальникова

    4/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 203.


А какая ваша оценка?

На чтение 3 мин Просмотров 4.9к.

В число синтаксических элементов, осложняющих простое предложение, входят однородные члены, в том числе однородные сказуемые.

Признаки однородности

Грамматика выделяет признаки однородности:

  1. одинаковая синтаксическая роль;
  2. соотнесённость с одним и тем же словом;
  3. постановка того же вопроса;
  4. сочинительная связь;
  5. перечислительная интонация в устной речи.

Пример

Театр включил в репертуар гастролей как оперные, так и балетные спектакли.

В предложении слова оперные и балетные обладают названными признаками:

— выполняют функцию согласованных определений;

— относятся к слову спектакли;

— отвечают на задаваемый от этого слова вопрос: какие?;

— равноправны и соединяются сочинительным союзом как…, так и;

— произносятся с интонацией перечисления.

Следовательно, предложение осложнено однородными определениями.

В примере рассмотрена однородность второстепенных членов, но в этой роли выступают и главные, составляющие грамматическую основу – в частности, сказуемые.

Как отличить однородные сказуемые

Сказуемое в предложении характеризует подлежащее, сообщая, что делает субъект, выполняющий эту функцию, каков он, в каком состоянии пребывает и пр. Но в рамках предложения указываются и одновременные или последовательно наблюдаемые действия, события, состояния, качества, обозначенные каждое отдельным сказуемым.

Критериями обнаружения однородности служат в этом случае характеристики, указанные выше.

  1. Кони поднимали головы, нюхали воздух и тревожно ржали.

Три глагола в составе фразы обозначают совершаемое конями, вопрос к ним задаётся одинаковый, связаны они бессоюзной и союзной сочинительной связью – однор. сказ.

Однородные сказуемые

  1. Ударил порыв ветра, и с неба хлынули косые струи дождя.

Событий описано два, но происходят они с разными субъектами: порыв ударил, струи хлынули. Каждая пара представляет собой основу неосложнённого простого предложения, входящего в состав сложносочинённого.

Однородные сказуемые

  1. Ночью подморозило, но утреннее солнце вновь согрело землю.

Событий два. К словам, которыми они обозначены, ставится одинаковый вопрос, но не от общего подлежащего – первый глагол употреблён в безличной форме и действующего лица не предполагает. Конструкция сложносочинённая, с односоставной первой частью.

Однородные сказуемые

  1. Виктор проснулся, потому что услышал странный шум.

Оба действия, на первый взгляд, совершаются Виктором. Но употреблённый между обозначающими их словами подчинительный союз потому что указывает на сложноподчинённую конструкцию.

Однородные сказуемые

Принадлежность однородных к одной и той же части речи, указанная в ряде источников, для сказуемых в число отличительных признаков не входит, поскольку в пределах простого предложения варьируются сочетания простых глагольных и составных (глагольных и именных) с несовпадающими способами выражения.

  • Профессор закончил просматривать книгу и поставил её на стеллаж. (сост. глаг. и прост. глаг.)
  • Путник был измучен долгой дорогой, но продолжал стремиться к цели. (сост. им. и сост. глаг.)

Запятые при однородных сказуемых

Разделяющие знаки препинания требуются, если союз:

отсутствует Ручей гремел, бормотал, сердито жаловался кому-то.
разделительный Прохожий обернулся, но никого не увидел.
повторяющийся Или зонтик возьми, или плащ надень.
двухчастный Друзья не только не поссорились, но и затеяли новую игру.

Перед соединительными и противительными простыми неповторяющимися вариантами запятая не требуется.

Корректная расстановка знаков препинания определяется в том числе и различением сложного предложения и простого, осложнённого однородными элементами.

Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.

Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:

  • относятся к одному слову;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • выражены одной частью речи. 

предложения с однородными членамиОднородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).

Примеры однородных членов предложения

Однородные подлежащие:

К кормушке подлетели воробьи и синички. 

Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)

Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели

Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные сказуемые:

Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.

Что? капли

Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)

Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.


Однородные определения:

В небо полетели  красные, голубые и жёлтые шары.

Что? шары

шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)

Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.


Однородные дополнения:

В деревне пахло яблоками и дымком.

Что делало? пахло

Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)

Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные обстоятельства:

Около реки было спокойно и легко.

Что делало? было

Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)

Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.


В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.

В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах

  • Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.

В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.

О, О, О

  • Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.

Я люблю не тёплый, а горячий чай.

О, а О

Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.

О, но О

Яблоки красивые, да пресные.

О, да О

  • Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).

В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.

О и О

  • Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.

Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.

О и О, О и О

В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.

и О, и О, и О

предложения с однородными членами

Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.

Однородные члены предложения: упражнения

2 класс: тексты для списыванияКарточка 1

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • В садах растут цветы, овощи и фрукты.
  • Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
  • Яблоки были крупные сочные вкусные.
  • Моя мама замечательно шьёт и вышивает.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 2

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
  • Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
  • В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
  • Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 3

  1. Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
  • Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
  • В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
  • Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
  • В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.



2 класс: тексты для списывания

Карточка 4

  1. Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
  • Летом мы купались и загорали.
  • Воздушные шары были не голубые а белые.
  • Задача была трудная но интересная.
  • Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
  • Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
  • Березы орешник ольха стали золотыми.
  • Листья осины не зелёные а оранжевые.
  • Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 5

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.

В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят  волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 6

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
  • Солнце светит но не греет.
  • В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
  • В гостях хорошо а дома лучше.
  • Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
  • На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
  • По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
  • Потемнело нахмурилось осеннее небо.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 7

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
  • Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
  • Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
  • Осенью звёзды светят ярко но холодно.
  • Листья облетели с берёз но остались на дубах.
  • Ночью месяц сверкает и всё освещает.
  • Белка наелась оглянулась и исчезла.
  • В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 8

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Лисёнок отпрянул но не убежал.
  • Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
  • В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
  • По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
  • Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
  • И медью и золотом отливают осенние листья.
  • В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
  • После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 9

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
  • По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
  • Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
  • Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
  • Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
  • Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
  • Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 10

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
  • Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
  • Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
  • Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
  • И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
  • Был серенький промозглый ветреный день.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


2 класс: тексты для списывания

Карточка 11

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
  • Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
  • Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
  • На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  • Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
  • Ребята пишут читают решают задачи.
  • Держи голову в холоде а ноги в тепле.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 12

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
  • В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
  • Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
  • Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
  • Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 13

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Вода в реке была тёплая но очень мутная.
  • Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
  • Илья достал банку сгущенки  горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
  • Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
  • Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
  • Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
  • Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 14

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • С моря дул влажный но холодный ветер.
  • Вечером я почитаю газеты или журналы.
  • Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
  • Вежливость ничего не стоит но приносит много.
  • В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 15

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • На речке мы не купались но загорали.
  • Воздушные шары были и синие и красные и белые.
  • В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
  • Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
  • Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
  • Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
  • Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
  • Листья шуршат скребутся лопочут.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 16

  1. Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • В потёмках родится в огне умирает.
  • По земле ползёт а к себе не подпускает.
  • В воде родилась а в ней мало бывает.
  • Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
  • Дышит растёт а ходить не может.
  • Зимой и летом одним цветом.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. В наших лесах растут дуб, … .
  2. В реках водятся окуни, … .
  3. У меня в портфеле лежат учебники, ….
  4. В моей комнате есть стол, … .
  5. К кормушке прилетают синицы, … .
  6. Домашние животные — это кошка, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 17

  1. Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Сам погибай а товарища выручай.
  • Без одежды но не без надежды.
  • Смелого да умелого страх не берёт.
  • Одним глазом спит другим видит.
  • Не силою дерутся а умением.
  • Не по словам судят а по делам.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Сначала думай а потом делай.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. Моих друзей зовут Олег, … .
  2. Зима засыпала снегом поля, … .
  3. В радуге семь цветов: красный, … .
  4. На празднике дети пели, … .
  5. В школе мы учимся считать, … .
  6. В летнем саду птицы поют, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 18

  1. Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.

1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .

2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.



В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.

Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями

Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями

Рекомендую пособия:

О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

Как исправить почерк у ребенка

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.

Учимся списывать текст без ошибок

1 класс: тексты для списывания


Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибок

Учимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна

Как научить ребёнка списывать текст без ошибок



Еще полезные пособия:

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Как выполнить задание № 2.

Однородные члены предложения.

Образец задания № 2.

Текст диктанта

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

Задание 2.

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Ответ.

Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини.

Как выполнить задание № 2?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об однородных членах предложения и о членах предложения.

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, они составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Оно отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.

Подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Сказуемое.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Оно отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что делает? и др.

Оно подчёркивается двумя чертами.

Сказуемое выражается глаголом.

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены предложения.

Определение.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Оно чаще всего выражается именем прилагательным.

Определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть все, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?).

Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

Дополнение подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство.

Обстоятельство отвечает на вопросы где? откуда? куда? как? и обозначает место, время, способ действия.

Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже.

Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками.

Как выполнить задание № 2?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Поймите, какое предложение вам нужно найти в тексте, с какими однородными членами.
  • Вспомните, что однородны члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же предложению, являются одним и тем же членом предложения.
  • Если вам нужно найти предложение с однородными подлежащими, помните, что они отвечают на вопросы кто? что?
  • Если вам нужно найти предложение с однородными сказуемыми, помните, что они бывают выражены глаголом и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что делает? и др.
  • Если вам нужно найти предложение с однородными определениями, помните, что они отвечают на вопросы какой? чей?
  • Если вам нужно найти предложение с однородными дополнениями, помните, что они отвечают на вопросы косвенных падежей, то есть все, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?).
  • Если вам нужно найти предложение с однородными обстоятельствами, помните, что они отвечают на вопросы где? откуда? куда? как?
  • Выписав предложение, подчеркните в нём однородные члены предложения.
  • Проверьте ответ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Однородные члены предложения. Примеры

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния — это оди­на­ко­вые чле­ны, соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью и отно­ся­щи­е­ся к одно­му и тому же чле­ну предложения.

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния начи­на­ют изу­чать в 4 клас­се шко­лы. Узнаем, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся одно­род­ны­ми и как ста­вят­ся зна­ки пре­пи­на­ния меж­ду ними в предложении.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные чле­ны рав­но­прав­ны в пред­ло­же­нии, то есть меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рую осу­ществ­ля­ют соеди­ни­тель­ные, про­ти­ви­тель­ные и раз­де­ли­тель­ные союзы.

Однородные чле­ны обыч­но выра­жа­ют­ся сло­ва­ми одной и той же части речи, но могут быть выра­же­ны и сло­ва­ми раз­ных частей речи, например:

Эту рабо­ту камен­щи­ки выпол­ни­ли мастер­ски , с уди­ви­тель­ной лов­ко­стью .

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми, то есть иметь при себе зави­си­мые сло­ва, например:

Осень на кар­ти­нах Левитана очень раз­но­об­раз­на. На них изоб­ра­же­ны зна­ко­мые с дет­ства вещи : сто­га сена, почер­не­лые от сыро­сти ; малень­кие реки , кру­жа­щие в мед­лен­ном водо­во­ро­тах палую лист­ву ; оди­но­кие золо­тые бере­зы , еще не оби­тые вет­ром ; небо , похо­жее на тон­кий лёд ; кос­ма­тые дожди над лес­ны­ми паруб­ка­ми (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии может быть не один ряд одно­род­ных чле­нов, а два и больше:

Мороз креп­чал и щипал уши , лицо и руки (А. Серафимович).

При одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния могут быть обоб­ща­ю­щие сло­ва, напри­мер:

В дедуш­ки­ном саду рос­ло два­дцать шесть яблонь : анто­нов­ки , гру­шов­ки , ани­сов­ка , боро­вин­ка , корич­ная и еще одна ябло­ня , кото­рую мы назы­ва­ли липо­вой за то, что пло­ды её по про­зрач­но­сти, аро­ма­ту и сла­до­сти напо­ми­на­ли липо­вый мёд (В. Солоухин).

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, есть ли в пред­ло­же­нии одно­род­ные чле­ны, дей­ству­ем в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. вычле­ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и сказуемое;
  2. выяс­ним, есть ли в пред­ло­же­нии чле­ны, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос и отно­сят­ся к одно­му и тому же слову;
  3. удо­сто­ве­рим­ся, что одно­род­ные чле­ны свя­за­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью, выра­жен­ной сою­за­ми, или они свя­за­ны толь­ко с помо­щью пере­чис­ли­тель­ной интонации.

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так пре­крас­ны летом!

Либо плы­ви даль­ше, либо вер­нись к берегу.

Ни кон­дук­тор­шу, ни пас­са­жи­ров не пора­зи­ла сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являть­ся все чле­ны пред­ло­же­ния, напри­мер, под­ле­жа­щие:

Весной обиль­но цве­тут сирень , чере­му­ха и жас­мин .

Однородные сказуемые

Однородные ска­зу­е­мые пояс­ня­ют один и тот же член пред­ло­же­ния — подлежащее:

За лето река обме­ле­ла , при­та­и­лась меж­ду берегами.

Однородные дополнения

В сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии ука­жем одно­род­ные допол­не­ния, отно­ся­щи­е­ся к глаголу-сказуемому:

На база­ре про­да­ют гли­ня­ные кув­ши­ны , мис­ки и сви­стуль­ки , пою­щие раз­ны­ми голосами.

Продают (что?) кув­ши­ны, мис­ки и свистульки.

Однородные определения

Приведём при­мер с одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, отно­ся­щи­ми­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — подлежащему:

Под нога­ми шеле­стят золо­тые , баг­ря­ные и пур­пур­ные листья .

Однородные обстоятельства

В сле­ду­ю­щем выска­зы­ва­нии Генри Торо, писа­те­ля и фило­со­фа, ука­жем одно­род­ные обсто­я­тель­ства, зави­ся­щие от глагола-сказуемого:

Книги сле­ду­ет читать так же нето­роп­ли­во и береж­но , как они писались.

Таблица

Члены пред­ло­же­ния На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Солнце, дождь и ветер раз­ру­ша­ют гор­ную поро­ду. На лугу цве­тут ромаш­ки и неза­буд­ки.
Сказуемое Что делать? Что сделать? На реч­ке дети пла­ва­ют , ныря­ют и игра­ют с мячом.

На зов хозя­и­на при­бе­жа­ла соба­ка и села у его ног.

Определение
Какой? Чей?
На сто­ле в вазе сто­ят крас­ные и белые цветы.

Налей мне не теп­лой , а холод­ной воды.

Девочку заку­та­ли в мамин платок.

Дополнение
Вопросы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
На ого­ро­де Света поли­ла огур­цы и поми­до­ры .

Вечером не забудь покор­мить гусей и уток .

Обстоятельство
Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему?
Слева и спра­ва высят­ся хму­рые ели .

Вглубь и вширь рас­тут кор­ни ста­рой березы.

Признаки однородных членов

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми зави­сит от спо­со­ба их соеди­не­ния в пред­ло­же­нии. Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может быть как союз­ная, так и бес­со­юз­ная связь.

Для нагляд­но­сти пред­ста­вим пунк­ту­а­цию при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния в виде сле­ду­ю­щей таблицы.

Вид свя­зи Союзы Правила пунк­ту­а­ции Примеры
Союзная Одиночные соеди­ни­тель­ные или раз­де­ли­тель­ные (и, да =и, или, либо) Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния перед оди­ноч­ным сою­зом запя­тая не ставится Я укра­си­ла вазу ракуш­ка­ми и мор­ски­ми камешками.
Одиночные про­ти­ви­тель­ные (а, но, да=но), усту­пи­тель­ный (хотя) Перед сою­зом ста­вит­ся запятая Девушка сму­ти­лась, да отве­ти­ла на вопрос правильно.
Повторяющиеся ( то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) Перед вто­рым и после­ду­ю­щи­ми сою­за­ми ста­вит­ся запятая Не то ветер, не то дере­во за окном шумит.
Бессоюзная Между одно­род­ны­ми чле­на­ми все­гда ста­вит­ся запятая Сверху тури­сты смот­ре­ли на зда­ния ста­ро­го горо­да, купо­ла церк­вей, мосты через реку.

Перед одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может упо­треб­лять­ся обоб­ща­ю­щее сло­во, кото­рое выра­жа­ет родо­вое поня­тие (одно­род­ные чле­ны — видо­вое) или обо­зна­ча­ет­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми (все, всё, вез­де, повсю­ду, все­гда, нику­да и пр.) Тогда после после него ста­вит­ся двоеточие.

Осень пол­но­власт­но завла­де­ла всем: полем, лесом, лугом.

Если обоб­ща­ю­щее сло­во сто­ит после одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся тире.

Никто: ни зверь, ни пти­ца — не про­шмыг­нет мимо охот­ни­ка, при­та­ив­ше­го­ся в лесу.

  • одно­род­ные чле­ны — это оди­на­ко­вые чле­ны предложения;
  • одно­род­ные чле­ны зави­сят от одно­го и того же слова;
  • одно­род­ные чле­ны свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной свя­зью и интонацией.

Видеоурок «Предложения с однородными членами»

Однородные сказуемые — это… (15 примеров)

Однородные ска­зу­е­мые — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, явля­ю­ще­го­ся под­ле­жа­щим в пред­ло­же­нии.

Чтобы выяс­нить, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые, опи­ра­ем­ся на суть поня­тия «одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния».

ОпределениеОднородные чле­ны пред­ло­же­ния — это сло­ва, кото­рые явля­ют­ся одним и тем же чле­ном пред­ло­же­ния, пояс­ня­ют один и тот же член пред­ло­же­ния и соеди­ня­ют­ся друг с дру­гом сочи­ни­тель­ной свя­зью и инто­на­ци­ей пере­чис­ле­ния.

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Однородными могут быть все чле­ны пред­ло­же­ния. С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые в рус­ском язы­ке.

В пред­ло­же­нии грам­ма­ти­че­скую осно­ву состав­ля­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, име­ю­ще­го фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа.

Легкий вете­рок (что дела­ет?) раз­ве­ва­ет зана­вес­ку на окне.

Все (что дела­ют?) раду­ют­ся весен­не­му солн­цу и теп­лу.

Подлежащее может пояс­нять­ся не одним ска­зу­е­мым, а несколь­ки­ми. Субъект выпол­ня­ет одно­вре­мен­но или в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти ряд дей­ствий. Тогда мож­но ска­зать, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся одно­род­ные ска­зу­е­мые. Они отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — под­ле­жа­ще­му. Чаще все­го выра­жа­ют­ся гла­го­ла­ми в одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме и явля­ют­ся про­сты­ми гла­голь­ны­ми ска­зу­е­мы­ми или состав­ны­ми.

Над лесом мед­лен­но вста­ет солн­це и кра­сит в розо­вый цвет окна домов.

Мальчик хочет рас­спро­сить отца о кос­мо­се и узнать о нём мно­гое.

Во вто­ром при­ме­ре у одно­род­ных состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых общий вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «хочет» и два смыс­ло­вых гла­го­ла, обо­зна­чен­ных неопре­де­лен­ны­ми фор­ма­ми.

Однородные ска­зу­е­мые могут быть выра­же­ны сло­ва­ми дру­гих частей речи. Тогда назо­вем их имен­ны­ми ска­зу­е­мы­ми.

Для меня этот день ока­зал­ся радост­ным и уди­ви­тель­ным .

Глагол-связка «ока­зал­ся» общий, а две имен­ные части ска­зу­е­мо­го, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ным сою­зом «и».

Однородные ска­зу­е­мые явля­ют­ся рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Они могут быть соеди­не­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов или бес­со­юз­ной свя­зью, в оформ­ле­нии кото­рой участ­ву­ет инто­на­ция пере­чис­ле­ния.

Запятая и однородные сказуемые

Если два одно­род­ных ска­зу­е­мых соеди­не­ны еди­нич­ным сою­зом, кро­ме про­ти­ви­тель­но­го (а, но, да в зна­че­нии «но»), то запя­тая меж­ду ними не ста­вит­ся. Если одно­род­ные глав­ные чле­ны соеди­ня­ют­ся повто­ря­ю­щим­ся сою­зом, то запя­тая ста­вит­ся перед его вто­рой частью.

Ты либо ответь по суще­ству вопро­са, либо про­мол­чи.

За рекой что -то то ли мер­ца­ет, то ли бле­стит.

Однородные ска­зу­е­мые быва­ют не толь­ко в дву­со­став­ных, но и в одно­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых отсут­ству­ет под­ле­жа­щее.

Наденьте паль­то и шап­ку и иди­те за мной.

Хотелось пой­ти в лес, при­сесть на пенек и смот­реть вверх в голу­бое без­дон­ное небо.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми, соеди­нен­ны­ми раз­ны­ми сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или без сою­зов.

Предложения с однородными сказуемыми

За окном завы­ва­ет осен­ний ветер, чем-то гром­ко сту­чит и гре­мит по кры­ше.

Из-под ног охот­ни­ка вспорх­ну­ла куро­пат­ка, отле­те­ла немно­го впе­ред и сно­ва села в тра­ву, как бы при­гла­шая идти за ней. Видимо, гнез­до рядом.

Андрей не то недо­во­лен чем-то, не то про­сто устал.

Эта уче­ни­ца либо невни­ма­тель­на на уро­ке, либо неусид­чи­ва.

К вече­ру мать нача­ла бес­по­ко­ить­ся и вол­но­вать­ся о сыне.

Малышка пере­ста­ла пла­кать и нача­ла выти­рать ладо­шка­ми сле­зы со щек.

Августовское утро было туман­ное и холод­ное.

Осенний лес сто­ит зеле­ный, жел­тый и баг­ря­ный.

Однажды я воз­вра­щал­ся домой и услы­шал жалоб­ное мяу­ка­нье у две­ри.

Дождь то пере­ста­ет лить, то сно­ва начи­на­ет сыпать мел­кой измо­ро­сью.

В пас­мур­ном небе летят и кри­чат, про­ща­ясь до вес­ны, журав­ли.

Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»

[spoiler title=”источники:”]

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/odnorodnyie-chlenyi-predlozheniya.html

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44605-odnorodnye-skazuemye-jeto-15-primerov.html

[/spoiler]

Добавить комментарий