Рассуждение, повествование и описание… В чем разница-то? Этим вопросом школьники начинают серьезно задаваться класса с 7, потому что в ВПР присутствует соответствующее задание. Но страсти по этим типам речи нарастают к 11 классу, где их определению посвящено задание №23. Поэтому давайте разберемся, в чем различие между ними и победим путаницу раз и навсегда.
Всем своим ученикам я очень люблю приводить аналогию с кино. Это наглядно отражает разницу между типами речи. Повествование – это всегда последовательность действий, каждое из которых – отдельный кадр. Поэтому сколько дано глаголов: пришел, сел, посмотрел на меня, подумал, сказал, столько будет и кадров нашей кинопленки. Главное, чтобы действия были реальными, а не представляли собой размышления автора о том, что, может быть, он бы так сделал. Описание – это не последовательность кадров, а один кадр, но максимально подробный. Как при макросъемке мы видим мельчайшие детали, которые описаны благодаря многочисленным прилагательным и художественным тропам. Рассуждение – это, вообще, не кадры, а голос за кадром. В нем главное – это мнение автора, его оценка и идеи относительно сложившейся ситуации. А теперь о каждом типе речи подробнее.
В повествовании автор всегда отвечает на вопрос: “Что случилось?”
Поэтому главной задачей становится показ действий героя, последовательности событий, которые происходят в реальном времени. Главные показатели повествования – это многочисленные глаголы во всех трех временах, а также глагольные формы. Часто авторы прибегают к деепричастиям или деепричастным оборотам, указывающим на добавочное действие, происходящее параллельно с основным, выраженным глаголом. Также присутствуют обстоятельства места или времени, выраженные наречиями или существительными с предлогом.
Повествование бывает изобразительным : акцент делается на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие – и информативным : текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Пример повествования:
Почему это повествование?
Что случилось? Пошел дождь, которого все ждали. Что указывает на последовательность действий? Глаголы: поднялся, пошел, барабанил, стекал, смывали, журчали и т.д. Что еще помогает увидеть картину? Деепричастные обороты и обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогами.
Описание отвечает на вопрос: каков предмет?
Мир в нем показан в статике, ничего не движется, нет действий, зато картина, которую описывает автор предельно ясна. Описание бывает научным и художественным. Научное описание – это максимально полная характеристика любого предмета или явления, акцент делается на информативности, яркий пример – любое определение в словаре или учебнике. Для ЕГЭ оно не востребовано, так как в основном там даны художественные или публицистические тексты, а значит художественные описания. Их цель – передать впечатление, создать целостный образ. Поэтому главным показателем описания будет наличие прилагательных, причастий, причастных и сравнительных оборотов, уточняющих конструкций, различных тропов: эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, литот, аллегорий и т.д.
Разновидности описания:
Портрет – описание человека: его внешности, походки, мимики, жестов, речевой характеристики.
Пейзаж (много видов) – описание природы или любой другой окружающей героя местности, например, городской пейзаж и т.д.
Интерьер – описание внутреннего убранства какого-либо помещения.
Примеры текстов-описаний:
Почему это описания?
Оба текста отвечают на вопрос: каков предмет? Первый описывает поместье, то есть барский дом с огородом и крестьянскими избами, а второй – подробный портрет Собакевича. Картина статична, действия нет, много прилагательных, однородных членов, причастных оборотов.
Рассуждение представляет собой размышления автора, который задается вопросом: почему это так?
Главное в рассуждении – установить причинно-следственные связи между явлениями и событиями и прийти к определенному выводу. Оно строится по схеме: тезис-доказательство-вывод, поэтому в нем нет движения, нет красочных эпитетов, зато мы четко видим мнение автора, его оценки. Показателей у рассуждения достаточно много, чтобы не путать его с повествованием: абстрактная лексика, сложный синтаксис (в основном используются сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, условия, уступки), вводные конструкции, фигуры речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответная форма изложения.
Пример рассуждения:
Почему это рассуждение?
О чем рассуждает автор? К.Г. Паустовский говорит о том, что настоящий писатель должен разбираться в поэзии, живописи, скульптуре и т.д. Его позиция честко видна. В тексте преобладает абстрактная лексика, используются сложные предложения. Реального действия нет.
Повествование, рассуждение и описание всегда присутствуют в любом тексте, плавно перетекая одно в другое. Бывают и смешанные типы, например, повествование с элементами рассуждения или рассуждение с элементами описания. Узнать их легко:
В повествовании с элементами рассуждения главным будет показ действий героя, но автор оставляет за собой право их комментировать, что-то предполагать. Это и будет вкраплением рассуждения.
В повествовании с элементами описания главным будет опять-таки действие, но оно разбавляется описательными элементами (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами описания на первом месте будут размышления автора, ход его мысли, но это может дополняться яркими подробностями (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами повествования мысли автора дополняются конкретными действиями героя, которые совершаются, а затем опять подвергаются анализу.
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь:
Прочитав текст полностью, можно определить, какой использован тип текста. Хорошим примером типа повествования может послужить высказывание Цезаря: “Пришел, увидел, победил”. То есть, кратко и точно описано то, что произошло, сама суть. В повествовании обычно описываются события, явления, упоминаются место, время и лица. Если говорить об описании, то можно вспомнить сочинения из школьной литературы на тему природы. Вот там стопроцентное описание! Описывается природа, ее красота. Автор не жалеет красок, языковых средств, деталей, чтобы передать богатство окружающего мира. Ну, а рассуждение обычно используется для выражения позиции автора к изображаемому. Например, прочитав роман “Анна Каренина”, Вы решили написать сочинение, где хотите сделать несколько выводов о том, почему бросилась под колеса поезда главная героиня, приэтом еще и выразите свою точку зрения, правильно ли она поступила или нет. То есть, будете рассуждать, выносить свои суждения. Вот как-то так! В литературных произведениях используются все три типа текста. Например, повествование хорошо помогает автору рассказать о местах сражения, действиях армии и так далее. Описание помогает составить портретную характеристику героев, которая тесно связана с внутренним миром человека. А рассуждением будет являться точка зрения автора на сражение, на его нужность-ненужность для человечества в целом. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим СнежнаяЗима более года назад Для начала нужно прочитать текст полностью и проанализировать его. В повествовании описываются происходящие события. Это рассказ, сообщение о каких-либо событиях. Следующее предложение продолжает предыдущее и постепенно вырисовывается общая картина, раскрываются события. Описание отличается от повествования. Основная задача такого текста – описать предмет, явление и процесс или человека. Как правило, дается общее представление о предмете, а далее описываются его свойства. Описательный текст отвечает на вопросы: какой? Каков? Рассуждение включает в себя размышления на заданную тему. Автор рассуждает, приводит доказательства, делает выводы. Он не описывает последовательно события, но может дать им оценку, порассуждать. 88SkyWalker88 более года назад Есть три типа текста: повествование, описание и рассуждение. Как же их отличить.
Есть тексты, которые содержат в себе и повествование, и описание, и рассуждения. Их довольно сложно определить к какому-то конкретному типу. Но в школе в основном для подобного анализа предлагают те тексты, которые легко анализировать. Главное запомнить основные признаки разных типов:
-Irinka- более года назад Все тексты можно разделить исходя из их смысловой нагрузки. Тексты по типу могут быть повествовательными описательными и рассудительными. Чтобы понять к какому именно типу относится текст, его необходимо прочитать полностью, целиком. Тип речи повествование, когда в тексте происходит рассказ, повествование о чем-либо. В таких текстах каждое предложение рассказывает читателю о чем-то новом. Тип речи – рассуждение, когда текст лишён какого-либо образа, картинки. Суть повествования сводится к рассуждению и доказательству чего-либо. Тип речи – описание. В таком тексте происходит описание чего-либо или кого-либо. В тексте речь может идти о каком-либо предмете, животном, о человеке. В тексте происходит описание свойств, внешнего вида или характера (и не только) предмета, человека о котором идёт речь. ТокТик более года назад Типы текста изучают в начальных классах и для этого ученики должны прочитать текст, понять смысл, проанализировать. Если текст про какие-то события, которые описываются от их начала, в развитии, и чем закончились, то это повествование. Тексты, в который описываются предметы, явления, их свойства, общее представление о них, то это описательный тип текста. Рассуждение – это описание причин и следствий факта или явления с выводами. Сложно будет определить тип текста, если в нем присутствует и повествование, и описание, и рассуждение. Тогда нужно определить, чего больше. Сравнительная таблица для определения типа текста (речи) Санитарный врач 3 года назад В начальной школе по русскому языку (2,3 и 4 классы) детей учат разделять тексты на 3 типа:
Марина Вологда более года назад Тип текста проходят в в начальной школе, всего выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение. 1) Повествование. Этот текст имеет начало (или по другому зачин). Далее как именно происходило событие, а в самом конце описывается то, чем все закончилось. Прочитав текс, к нему можно задать вопрос: “Что произошло, случилось?”. 2) Описание. В этом тексте описывается человек, предмет. В нем идет перечисление существительных, прилагательных, дается оценка. После прочтения текста можно задать вопрос: “Какой?”. 3) Рассуждение. В тексте присутствуют аргументы, доказательства. А в конце делается вывод. После прочтения текста можно задать вопрос: “Почему?”. Nelli4ka 6 лет назад С первых предложений не всегда определишь тип теста. Поэтому обязательное условие – прочесть его целиком. Если вы сделали это достаточно ответственно, далее будет все очень просто:
Devochka 3 года назад Для определения важно знать, о чем говорится в разных типах текста. В **повествовательном** повествуется, рассказывается, сообщается о чем-либо. В описательных описываются люди, животные, предметы, события, картины природы. В текстах-рассуждениях рассуждается, описывается, доказывается что-то. Если, прочитав текст, вы смогли ответить на вопрос что? где? как? когда произошло?, то это повествовательный текст. Ответили на вопрос какой? какая? какое?, значит текст это описательный. Если ответили на вопрос почему?, то это текст рассуждение. Знаете ответ? |
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Определение
Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Определение
Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.
Разновидности текста с описанием
- описание внешности человека (портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (природы);
- описание места (города, села, местности);
- описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
- общее впечатление от предмета речи;
- признаки предмета речи;
- авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
- преобладают имена существительные и прилагательные;
- глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
- составные именные сказуемые;
- обстоятельства места.
Пример текста
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Определение
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
- завязка (начало действия);
- развитие действия;
- кульминация (самый острый, интересный момент);
- развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
- преобладают глаголы и глагольные формы;
- глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
- простые и составные глагольные сказуемые;
- обстоятельства времени.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
Определение
Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства или опровержение);
- вывод.
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
- преобладает абстрактная лексика;
- имеются вводные слова;
- используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
- сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
Типы речи – какие они бывают, как их правильно различать и не путать на экзамене
Их три: повествование, описание, рассуждение.
15 760
В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:
- Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
- Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
- Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.
Давайте знакомиться с этими типами подробнее. Сразу дам вам лайфхак, который прокомментирую в статье. Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.
Повествование
Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».
Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.
Некоторые учителя говорят, что в повествовании преобладают глаголы. Да, но их может быть не меньше и в других типах речи. Лучше всего обращать внимание именно на то, сколько «картинок» перед глазами.
Про основные композиционные элементы повествовательного текста вы, я думаю, знаете:
- Завязка – когда происходит что-то, что «запускает» все дальнейшие действия.
- Развитие действия.
- Кульминация – основной момент, перелом в повествовании.
- Завязка – когда все заканчивается.
Описание
Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.
Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».
Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».
Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.
Описываться могут самые разные вещи:
- Местность.
- Внешний вид человека.
- Характер человека.
- Душевное состояние человека.
- Животное.
- Интерьер комнаты.
- Предмет искусства.
В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.
Структура описания чаще всего такая:
- Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
- Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
- Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».
Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.
Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».
Рассуждение
Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.
«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.
Большинство рассуждений строится по такой схеме:
- Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.
- Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
- Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.
Смешанные стили
Проблема в том, что в большинстве текстов стили смешиваются. Если налицо несколько стилей – надо понять, какой из них преобладает и сказать: «Стиль такой-то с элементами такого-то».
Например, смотрите: «Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. Один раз я садился на поезд и увидел на станции сорокалетнего мужчину. У него на майке было что-то написано по-английски. Я всмотрелся и перевел: «Не торопись взрослеть. Поверь мне, это ловушка». Поезд тронул. Я сидел в вагоне и эти слова не шли у меня из головы. Мне было 22».
Вот смотрите. Тут основной стиль – рассуждение. Потому что весь текст написан ради того, чтобы порассуждать о взрослости. Но в нем есть повествование, потому что есть сменяемые картинки: я садился на поезд, увидел мужчину, прочитал надпись на майке, перевел, поезд тронул. Несколько сменяющих друг друга картинок.
И еще тут есть описание. В этом описании одна картинка: мужчина, сорокалетний, стоит на станции, у него майка, на ней английская надпись. Повествуя о чем-то, я добавляю небольшое описание.
Получается, что перед нами «рассуждение с элементами повествования и описания».
Полезные материалы по теме
Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.
Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.
Подпишитесь на мою рассылку. Скоро будет много новых статей по русскому языку, причем я постараюсь написать тексты на «практические» темы: как делать разборы разных видов, как объяснять основные орфограммы. Планирую также сделать статьи с разборами отдельных заданий в ЕГЭ и ОГЭ.
Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ВПР.
- Общие курсы по русскому для школьников, взрослых и иностранцев.
Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.
- Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
- Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
- Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
- Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
- Лексическое значение слова.
Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.
Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.
Заключение
Уважаемые читатели. Смог ли я объяснить вам разницу между типами речи в русском языке? Поняли ли вы принцип «картинок», сможете ли теперь легко определять типы речи?
Напишите, пожалуйста, была ли эта статья вам полезна. Скажите мне обо всех ее недостатках, чтобы я мог их доработать и учесть на будущее.
Спасибо, хороших вам оценок.
( 14 оценок, среднее 4.71 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Обновлено: 19.05.2023
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!
Это текст повествования с элементами описания.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
На уроках русского языка во 2 классе дети изучают виды текстов: повествование, описание и рассуждение. Знания построения каждого текста в отдельности разовьют навыки детей по написанию сочинений.
В данной статье нас интересует текст-рассуждение. Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы. Такой текст отвечает на вопрос Почему? Зачем? и имеет вводные слова и конструкции.
Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? (Есть вопрос и дается ответ на него в тексте)
Рассуждения бывают следующими:
- рассуждение-доказательство (Почему? Что из этого следует?);
- рассуждение-объяснение (Что это? Откуда? Почему такое?);
- рассуждение-размышление (Как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Текст-рассуждение строится по схеме:
- Вступление. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
- Аргументы (доказательства): примеры, факты, мнение авторитетных людей, цитаты
- Выводы.
Рассмотрим пример текста-рассуждения
Почему раньше строили кирпичные дома?
Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
Разберем каждый пункт текста-рассуждение
Тезис – утверждение, которое необходимо доказать. Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются вводные слова во-первых, во-вторых, в-третьих, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
На письме эти слова выделяются запятыми.
Вывод –итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что.
Как правило, после объяснений учителя дают задание составить текст-рассуждение на какую-либо тему. Например, дистанционное обучение было вынужденным и неожиданным для учителей, родителей и детей.
Давайте обсудим, как лучше учиться: дистанционно или всё-таки ходить в школу?
Я считаю, что лучше ходить в школу. Получать знания от учителя, который доступно, грамотно, с примерами объяснит тему. Также живое общение с одноклассниками, а не по интернету имеет большое значение.
Из этого можно сделать вывод, что школа и учителя очень важны в получении знаний. Я бы побыстрее хотела оказаться за школьной партой.
Как лучше учиться: дистанционной или ходить в школу?
Мы учимся дистанционно. Изучаем материал дома, самостоятельно выполняем домашнее задание.
Больше всего мне нравится ходить в школу, когда учителя учат нас всему. Мы узнаем много нового, интересного. В школе мы встречаемся с друзьями и общаемся. Нам очень весело. Я за то, чтобы мы ходили в школу.
Дистанционка или поход в школу?
Дистанционное обучение – это получение заданий и разъяснение тем урока на расстояние. Это может быть через интернет или телефон.
Эта форма обучения очень неудобна тем, что приходится очень долго сидеть за компьютером, не двигаться, находиться в одиночестве, не видеть своих друзей в реальной жизни, не подраться, не пошалить. Не удобно тем, что поставленные вопросы не всегда понятны и их очень много, а ответы приходится искать самому.
Я считаю, что дистанционное обучение направленно против детей. Оно наносит вред здоровью, так как мы теряем зрение, совсем не двигаемся и становимся одинокими.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Урок русского языка во 2 классе
Составитель: Голубева Светлана Петровна,
учитель начальных классов
Тип урока: открытие новых знаний.
Актуальность заключается в разработке специальных заданий и упражнений, направленных на формирование и развитие языковой компетенции на уроках русского языка через систему работы по развитию речи.
Цели: дать понятие о тексте – рассуждении, его отличительных признаках.
— содействовать развитию умений учащихся определять вид текста (описание, повествование, рассуждения);
– составлять текст — рассуждение;
— способствовать обогащению словаря учащихся;
— упражнять в применении изученных орфографических правил.
— регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные – продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.
карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
2.Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.
4. Открытие новых знаний. Работа с текстами.
5. Первичное закрепление.
8. Рефлексия деятельности.
9. Домашнее задание .
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
– Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок!
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
На уроке нас ждёт много разных трудных, но интересных заданий.
Каждому надо будет показать свои способности.
Итак, мы начинаем наш урок!
2. Проверка домашнего задания
– Какие пословицы о природе вы нашли дома, прочитайте их.
– Какая пословица подойдет к нашему уроку? Как вы понимаете её смысл?
– Давайте запишем её в тетради, в качестве цитаты к нашему уроку.
Лес – это наше богатство!
Спишите высказывание. Взаимопроверка.
3.Актуализация опорных знаний
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Т..тра..ь, ел. к..р..ва , сн..е. т..релка.
-По первым буквам составьте слов (текст)
– Что такое текст?
1.Текст состоит из одного предложения
2. Текст состоит из нескольких любых предложений
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу
4. Текс обязательно имеет заголовок
5. Текс не всегда имеет заголовок
6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму
7. Текст, всегда состоит из одной части.
Словарная работа
Отгадайте загадку. Найдите в ней слова – синонимы.
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос — как топор,
Хвост — как упор… (дятел)
3. Открытие новых знаний Работа с текстами
Перед вами три вида текста.
Прочитайте два текста и определите вид текста
1) На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. У него сильные цепкие лапы. При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный.
Беседа
-Что общего у этих текстов? (одна тема)
– Какова их тема? (о дятлах)
Определите главную мысль первого текста (описывается какой дятел).
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Как называется такой текст? ( текст-описание)
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте – описания описываются предметы, люди, животные, природа.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том, что произошло с дятлом)
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
– Прочитайте 3 текст .
3) Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем.
Вопросы по тексту.
-Как называются такой текст?
-Как вы думаете этот текст – описание? Повествование?
-Как вы думаете, какая тема урока?
Ученики формулируют тему. Да, сегодня на уроке познакомимся с новым видом текста и его признаками.
Работа в группах
-Подумайте, на какой вопрос отвечает этот текст?
-Как вы думаете, как называется такой текст?
Ребята высказывают свои предположения.
Такой текст называется текст – рассуждение
Рассуждать – значит доказывать.
Из каких частей состоит текст – рассуждение?
1. Тезис – это высказывания, которое требует доказательства.
– Найдите тезис – высказывание, требующее доказательства. (Лесной доктор…)
– Найдите аргументы, доказывающие это высказывание. (Зачитывают предложения из текста.)
– Что является пищей дятла? (Отвечают предложениями из текста.)
– Какие условия необходимы для жизни дятла?
– Какой вывод следует из прочитанного ?
Вывод:
Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.
-Какой мы можем сделать вывод? Какие ещё бывают тексты?
4. Первичное закрепление
Стихотворение В. Ростовского
Почему восходит солнце?
Почему оно сияет?
И откуда льётся дождик?
И куда река впадает?
Как пробраться в телевизор,
Чтобы песенку пропеть?
Кто в компьютере играет?
Отчего мороз бывает?
Как летают самолёты,
И ракета как летает?
Если съесть кило пломбира,
Горло может заболеть?
Я подумал: ну и ну!
Сколько разных “почему”!
Но мне мама обещает:
Подрасту и всё пойму!
Работа в группах
Определить виды текстов
Как выглядит настоящий лесной заяц? У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными. У зайчика много врагов. Чтобы от них спастись, ему приходиться быть очень быстрым, прыгучим и ловким. Вот какой он – заяц!
Как-то с ребятами возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над кустом вороны кружат, каркают. Заметили нас, в сторону отлетели. Подошли мы к кусту, раздвинули ветки, а там – заяц. Просунул я руку под ветки и вытащил зайца! Бьётся заяц, вырваться хочет, а одна ножка у него как-то странно болтается, переломана!
Принёс я зайца домой. Папа забинтовал зайцу ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него срослась, он из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся.
Проверка.
Какая – то из групп рассказывает, как они выполнили задание, остальные дополняют и уточняют.
Текс №3. Тема – про зайца, главная мысль – как мальчик вылечил зайца. Текс – повествование, так как соответствует структуре этого текста, показана последовательность событий (что происходило).
Текс №2 . Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус. Не можем точно сказать, к какому типу текстов относится.
В результате обсуждения вместе с детьми приходим к выводу, что текст не относится к тексту – повествованию (нет последовательности событий), и не относится к тексту – описанию, потому, что нет описания (какой заяц).
– Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают? (Рассуждения)
– Так как можно назвать такой текст?
Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению? (Почему?)
– Отбивается от хищников. Бегство – приспособление для выживания
5. Физкультминутка
Цель: Познакомить с новым видом текста-рассуждение,развивать умение распознавать и составлять текст-рассуждение.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_tekst-rassuzhdenie.doc | 114.5 КБ |
tekst_-rassuzhdenie.ppt | 1.39 МБ |
vidy_teksta.doc | 22 КБ |
chto_ya_znayu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский языка во 2 классе
Тип урока: открытие новых знаний.
Познакомить с новым видом текста -, рассуждение и развивать умения распознавать его и составлять.
Закрепить знания детей о тексте-описание ;тексте -повествовании
3. Обучать навыкам критического мышления;
Развивать умения и навыки работы с текстом .
1.Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе
2.Воспитывать любовь бережное отношение к птицам;
3.Воспитывать аккуратность письма.
карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
1 .Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок!
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
На уроке нас ждёт очень много разных
трудных ,но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности.
Итак, мы начинаем наш урок!
2.Актуализация опорных знаний .
Спишите слова ,вставьте пропущенные буквы.
Т..тра..ь , еж. к..р..ндаш.. ,сн.е. тр..ка
-По первым буквам составьте слово. (текст)
– Что такое текст? .
1.Текст состоит из одного предложения
2. Текст состоит из нескольких любых предложений
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу
4. Текс обязательно имеет заголовок
5. Текс не всегда имеет заголовок
6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму
7. Текст может быть не большим по объёму
9. Текст всегда состоит из одной части
3.Работа с текстами .
Перед вами три вида текста.
Прочитайте два текста и определите вид текста .
1)На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
3) Дятел — это лесной лекарь. ,потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – и лес будет жить.
Вот почему называют дятла лесным лекарем.
-Что общего у этих текстов? ( одна тема )
– Какова их тема ? ( О ДЯТЛАХ )
Определите главную мысль первого текста . ( описывается какой дятел )
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Как называется такой текст ? ( текст-описание )
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте – описания описываются предметы, люди, животные, природа.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с дятлом )
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
– Кто из вас, ребята, знает, что такое текст-рассуждение?
– А чем этот текст-рассуждение будет отличаться от других текстов?
2. Нахождение текста-рассуждения среди разных текстов.
(На каждой парте по три напечатанных текста. Дети читают каждый текст, определяют, можно ли его назвать рассуждением.)
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?
– Какое предложение есть во всех трех текстах?
– А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов? (По второму).
– Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? (Есть вопрос и дается ответ на него.)
– Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?
– В зависимости от типа текста меняется и основная мысль, а значит, и название. Озаглавьте каждый текст.
3. Схема построения текста-рассуждения.
(Схему дети могут записать в тетрадь).
- Вступление.
- Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
- Аргументы (доказательства):
а) доводы
б) примеры, случаи, факты, цифры
в) мнение авторитетных людей, цитаты - Выводы.
– Давайте посмотрим, есть ли эти пункты в тексте про цирк.
– А теперь прочитайте еще один текст-рассуждение и найдите в нем все части, которые есть в схеме.
Курочка-ряба
Снесла курочка ряба золотое яичко. И началось… Прекрасно золотое яйцо, но дед и бабка пытаются его разбить. А почему? А для чего? Не знают они, что с ним делать.
Не разбили. А вот мышка разбила. Дед с бабой в плачь. А чего плачут-то?! Ведь они сами хотели его разбить!
Утешает их курочка-ряба, просит не плакать, обещает снести им не золотое, а простое яичко.
В чем же смысл этой сказки? Золотое яичко для деда и бабки бесполезная вещь. Поставил его на полку и смотри на него. А для жизни нужна пища, еда. Эта сказка учит тому, что не нужно гнаться за дорогими, но не нужными вещами. Человеку нужно совсем другое – то, без чего невозможна жизнь.
4. Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях.
(Слова дети могут записать в тетрадь).
В написании рассуждения используются слова:
Во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
III. Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.
(Каждому ученику дается карточка с деформированным текстом, который он должен восстановить, дать ему название, можно текст записать в тетрадь).
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.
Вот что должно получиться:
Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
– Давайте сейчас попробуем сами написать сочинение-рассуждение.
Зимой.
На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает?
(Начало сочинения дает учитель, а дальше дети сочиняют сами).
Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
Читайте также:
- В школе 750 учащихся коды учащихся записаны в школьной информационной системе с помощью минимального
- Политическая власть в системе общественных отношений кратко
- Проведение утилизации отработанного материала алгоритм кратко
- Кратко раскройте сущность близкой к иррационализму философия жизни и укажите основоположника
- Лепим санки из пластилина в детском саду младшая группа