Как найти в тексте прилагательное плюс существительное

Предлагаю немного усложнить задачу школьникам и написать словосочетания на конкретную тему, например, “мой дом”. Смотрите, что из этого получается:

1 схема: прил+сущ

  • родной дом, большая изба, светлая квартира, уютная комната, старенький домик, огромный коттедж, высокий небоскреб, деревенская вилла, загородная многоэтажка, лесной шалаш, мрачное подземелье, глубокая землянка, бетонное бомбоубежище, деревянный барак, модная яхта, благоустроенный дворик, вишневый сад, красивая клумба

2 схема: сущ+сущ

  • мамина квартира, дом в наследство, комната без ремонта, хата на краю, берёза возле избушки, изба с крылечком, подъезд высотки, лифт до двери, грядка с морковью, пылесос с насадками, ковры на стенах, телефон на тумбочке, шкаф с книгами, место для уроков, собачья подстилка, миска молока, кошка на диване, тапочки с помпоном

3 схема: гл+сущ

  • накрывать черепицей, заливать бетоном, ремонтировать досками, стучать молотком, прибивать гвоздями, украшать картинами, белить потолок, звонить в дверь, встречать гостей, отмечать праздники, смотреться в зеркало, стирать в машинке, отдыхать от работы, есть на кухне, спать на кушетке, читать в очках, отжиматься от пола

система выбрала этот ответ лучшим

16828­8
[236K]

2 года назад 

Составлю словосочетания на примере слова Метро.

Конструкция прилагательное + существителное:

1) московское метро;

2) питерское метро;

3) в переполненном метро;

4) лёгкое метро;

5) берлинское метро;

6) в большое метро;

7) столичное метро;

8) до ближайшего метро;

9) парижское метро;

10) в душном метро.

Конструкуия существительное + существительное:

1) от дома до метро;

2) схема метро;

3) по дороге к метро;

4) в подземелье метро;

5) станция метро;

6) в мире метро;

7) карта метро;

8) двери метро;

9) кабина метро;

10) туннели метро;

11) вселенная метро;

12) электричка метро;

13) работники метро;

14) вестибюль метро;

15) в сторону метро;

16) на эскалаторе в метро;

17) пассажиры метро;

18) поезд метро;

19) до закрытия метро;

20) на работу на метро;

21) открытия метро;

22) остановка метро;

23) на платформе метро;

24) в метро в час;

25) у входа в метро;

26) ветка метро;

27) тоннели метро;

28) от метро до дома;

29) в метро вечером;

30) по направлению к метро;

31) вагон метро;

32) жители метро;

33) от метро к дому;

34) на метро с пересадкой;

35) в районе метро;

36) машинист метро;

37) в метро людей;

38) строительство метро;

39) в переходе метро;

40) линия метро;

41) в метро на станции.

Конструкция глагол + существительное:

1) подбросить кого-либо до метро;

2) возвращаться к метро;

3) добежать до метро;

4) толкаться в метро;

5) поспешить к метро;

6) взорвать метро;

7) спускаться в метро;

8) сидеть в метро;

9) шагать к метро;

10) воспользоваться метро;

11) успеть на метро;

12) броситься к метро;

13) происходить в метро;

14) дойти до метро;

15) подняться из метро;

16) прогуляться до метро;

17) спешить к метро;

18) кататься в метро;

19) довезти кого-либо до метро;

20) добрести до метро;

21) прятаться в метро;

22) проводить кого-либо до метро;

23) зайти в метро;

24) расстаться у метро;

25) выбежать из метро;

26) остановиться у метро;

27) зашагать к метро;

28) скрыться в метро;

29) прыгнуть в метро;

30) как пройти к метро;

31) познакомиться в метро;

32) строить метро;

33) вернуться к метро;

34) побрести к метро;

35) добраться до метро;

36) побежать к метро;

37) покинуть метро;

38) увидеть кого-либо в метро;

39) пересесть на метро;

40) ездить в метро;

41) опоздать на метро;

42) понестись к метро;

43) двинуться к метро;

44) направиться к метро;

45) выбраться из метро;

46) доехать до метро;

47) подъехать к метро;

48) случиться в метро;

49) попасть в метро;

50) выйти из метро;

51) вынырнуть из метро;

52) помчаться к метро;

53) нырнуть в метро;

54) выскочить из метро;

55) подойти к метро;

56) находиться в метро;

57) войти в метро;

58) отправиться к метро;

59) не любить метро;

60) заспешить к метро;

61) встретиться у метро;

62) поплестись к метро;

63) подвезти кого-либо до метро;

64) читать в метро.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Словосочетания составлю по схеме прилагательное + существительное такие:

вольный ветер;

веселая песенка;

морозный денёк;

весеннее солнышко;

классическая музыка;

интересный спектакль.

Как видим, это подчинительная связь согласование, когда прилагательное полностью принимает форму существительного как главного слова в их сочетании.

Словосочетания по схеме “существительное + существительное” приведу такие:

конура собаки;

ректор вуза;

рюкзак альпиниста;

тропа в горах;

замок на подвале;

дом у реки;

полянка возле березы;

свет в окошке;

здание кафе;

остановка метро;

пуговица от пальто;

сын-лентяй;

барышня-крестьянка;

работник-бездельник.

В этих сочетаниях возможна подчинительная связь согласования, управления и примыкания, если второе существительное несклоняемое.

Словосочетания “глагол + существительное” составлю следующие:

бежать за собакой;

лететь в самолете;

управлять автомобилем;

радоваться жизни;

светиться от счастья;

отправить письмо;

уйти в лес;

идти по полю,

следовать за вожаком;

увидеть в темноте;

спуститься в метро;

хрустеть драже;

вертеться у трюмо.

В этих словосочетаниях отмечу подчинительную связь управления и примыкания.

Sophi­ya-777
[12.2K]

2 года назад 

Прилагательное+сущес­твительное: хороший компьютер, плоский телевизор, цветной карандаш, качественный маркер, белый корректор, фиолетовый цветок.

Существительное+суще­ствительное: усы кота, лапы кота, иголки ежика, мачта корабля.

Глагол+существительн­ое: уехал репортер, повторил журналист, опоздал ученик.

Sonya­56284­02
[120]

6 лет назад 

Веселый человек, шарф Мамы,бежит по дороге (если взять существительное в и.п.и глагол, то получится уже не словосочетание, а грамматическая основа. Допустим: Спортсмен бежит.)

Знаете ответ?

Именные словосочетания

Именные сло­во­со­че­та­ния — это соче­та­ния, в кото­рых глав­ным явля­ет­ся сло­во, при­над­ле­жа­щее к имен­ной части речи. Приведем при­ме­ры имен­ных словосочетаний.

Узнаем, что такое имен­ные сло­во­со­че­та­ния в рус­ском язы­ке, сло­ва каких частей речи явля­ют­ся глав­ны­ми в них.

Понятие о словосочетании

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве может быть зави­си­мое сло­во. Например, при гла­го­ле «рисо­вать» могут быть зави­си­мые слова:

  • кар­ти­ну
  • с увле­че­ни­ем
  • крас­ка­ми
  • талант­ли­во.

Два сло­ва, глав­ное и зави­си­мое, состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Слова в нем свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Причем глав­ное сло­во дик­ту­ет опре­де­лен­ную связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. Такая связь явля­ет­ся подчинительной.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зависимым.

Главное сло­во может быть выра­же­но лек­се­ма­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ны­ми частям речи:

  • гла­го­лом и гла­голь­ны­ми фор­ма­ми (идти быст­ро, усме­ха­ясь иро­нич­но);
  • суще­стви­тель­ным (домик у реки);
  • при­ла­га­тель­ным (склон­ный к пол­но­те);
  • наре­чи­ем (вдво­ем с подру­гой) и пр.

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­же­но глав­ное сло­во, раз­ли­ча­ют типы сло­во­со­че­та­ний:

Словосочетание

Что такое именные словосочетания?

Если в сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем или чис­ли­тель­ным, тогда речь идет об имен­ных словосочетаниях.

Например:

  • сто­рож­ка в лесу (суще­стви­тель­ное);
  • рад отве­тить (при­ла­га­тель­ное);
  • тре­тий по сче­ту (чис­ли­тель­ное);
  • кто-то из вас (место­име­ние).

Различают суб­стан­тив­ные и адъ­ек­тив­ные имен­ные словосочетания.

Именные словосочетания

Субстантивные словосочетания

Латинское сло­во substantivum зна­чит «имя суще­стви­тель­ное». Таким обра­зом, глав­ным сло­вом суб­стан­тив­но­го сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся лек­се­ма, при­над­ле­жа­щая к этой части речи.

Примеры именных словосочетаний

Приведем при­ме­ры имен­ных сло­во­со­че­та­ний с существительным.

1. Существительное + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него) свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния:

  • лист зем­ля­ни­ки;
  • коман­ду­ю­щий армией;
  • бег на месте;
  • мас­ло в горшочке;
  • пла­тье в полоску;
  • полет над землёй.

2. Существительное + прилагательное:

  • стро­гий судья;
  • неис­пра­ви­мый притворщик;
  • радост­ное настроение;
  • гром­кий голос;
  • певу­чая речь;
  • длин­ные волосы;
  • дере­вян­ные перила.

3. Существительное + местоимение-прилагательное:

  • свой путь;
  • наши при­ви­ле­гии;
  • твое мне­ние;
  • этот дом;
  • какой-то незна­ко­мец.

4. Существительное + поряд­ко­вое числительное:

  • седь­мой том;
  • тре­тья страница;
  • один­на­дца­тое задание;
  • мил­ли­он­ный покупатель.

5. Существительное с причастием:

  • зре­ю­щая пшеница;
  • лаяв­шая собака;
  • изу­ча­е­мый язык;
  • сорван­ный листик;
  • про­се­ян­ная мука.

6. Существительное с наре­чи­ем свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью примыкания:

  • кусок поболь­ше;
  • поход­ка вразвалку;
  • пово­рот направо;
  • дом напро­тив;
  • взгляд иско­са.

7. Существительное + инфи­ни­тив (при­мы­ка­ние):

  • реше­ние уступить;
  • надеж­да помириться;
  • вре­мя обедать;
  • уме­ние уговорить;
  • нау­ка обобщать.

Адъективные словосочетания

Латинское сло­во adjectivum обо­зна­ча­ет «имя при­ла­га­тель­ное». Этот вид имен­ных сло­во­со­че­та­ний содер­жит в себе в каче­стве глав­но­го сло­ва имя прилагательное.

Примеры адъективных словосочетаний

1. С зави­си­мым суще­стви­тель­ным (связь управления):

  • крас­ный от негодования;
  • луч­ший из учеников;
  • нужен детям;
  • готов к работе;
  • рад пред­ло­же­нию.

2. С зави­си­мым место­име­ни­ем (связь управления):

  • согла­сен с вами;
  • бес­по­лез­ный для него;
  • покор­ный ей;
  • дол­жен мне.

3. С зави­си­мым наре­чи­ем (при­мы­ка­ние):

  • по-прежнему весе­лый;
  • абсо­лют­но ошибочный;
  • слиш­ком угрюмый;
  • спар­тан­ски строгий;
  • крайне небреж­ный;

4. С инфи­ни­ти­вом (при­мы­ка­ние):

  • готов поми­рить­ся;
  • спо­со­бен оказаться;
  • наме­рен оставить;
  • дол­жен учить.

Именные словосочетания с числительным

В этих имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь управления:

  • чет­ве­ро котят;
  • двое детей;
  • семе­ро мудрецов;
  • три жела­ния.

Именные словосочетания с местоимением

Местоимения высту­па­ют в каче­стве глав­но­го сло­ва и управ­ля­ют зави­си­мы­ми от них словами:

Словосочетания с зависимым существительным: примеры

В языке разные слова связаны друг с другом неслучайно. Для этого в действие вступают законы смысловой сочетаемости и подчинения одной составляющей другой. В этой статье будет рассказано о том, что такое зависимые существительные и какую роль они играют в словосочетаниях.

Что называют словосочетанием

Две или несколько языковых единиц, между которыми имеется грамматическая и лексическая взаимосвязь, называются словосочетанием. Пример: гулять по парку, кленовые листья, иглы ели.

Особенностью словосочетаний считается то, что они называют происходящее более точно, чем просто несвязанные друг с другом языковые единицы. Например: гулять и гулять босиком, карандаш и заточенный карандаш.

Составляющими частями каждого сочетания слов являются главные и зависимые от них слова. Как их определяют:

  • слово, обозначающее либо сам предмет, либо его действие или признак, от которого ставится вопрос, является главным;
  • слово, значение которого распространяет или уточняет главное, отвечая на вопрос от главного элемента, называют зависимым;
  • для уточнения при разборе, какое слово будет главным в данном словосочетании, его помечают крестиком.

Словосочетания с зависимым существительным: примеры

Важно! Не путать со случаями:

  1. Грамм. основа представляет собой нераспространенное предложение и никогда не будет словосочетанием. Школьник учится. Трамвай едет.
  2. Однородные члены, связанные друг с другом посредством сочинительной связи. Пример: газеты и журналы; ветреная и прохладная.
  3. Вспомогательные части речи, употребляемые со значимыми. Пример: под окном; будто наяву; также явился.
  4. Составные формы глаголов, прилагательных, наречий. Например: буду работать; самый красивый; более занимательно.
  5. Устойчивые обороты или фразеологизмы: входящие в них слова часто утрачивают изначально вложенное лексическое значение. Сам оборот может быть заменен синонимом. Например: гнать волну (сплетничать); как две капли воды (похожи), как пить дать (несомненно).

В русском языке между словами образуется два типа связи: смысловая и грамматическая. По типу вопроса устанавливается смысловая связь. Качели (какие?) деревянные, думать (о ком?) о родителях. При помощи окончания либо предлога вместе с окончанием определяется грам. взаимосвязь. Говорить (о чем?) о главном, тропинка (где?) в лесу.

Какие виды бывают:

  1. Если гл. слово – сущ. (апрельская оттепель), прил. (интересный малышам), числ. (два способа) или мест. (что-то интригующее), такие сочетания называют именными.
  2. Если гл. слово – глаг. или отглагольная форма, такая как прич. и дееприч, то сочетание слов называют глагольным. Примеры зависимых существительных в словосочетаниях: топать ногами, сообщающий новость, составляя вопрос. Важно знать, что гл. слова часто используются с зависимыми именами существительными.
  3. Если гл. слово – наречие (как всегда заманчиво, где-то на берегу, направо от школы), то такие словосочетания будут называть наречными.

Виды подчинительной связи

Какие языковые законы применяются:

Согласование

При изменении гл. слова меняется и зависимое. Примеры: хорошая погода, (нет) хорошей погоды, (гулять) в хорошую погоду.

Как показывает практика, зависимыми словами бывают те части речи, которые могут согласоваться с гл. словом и менять свои окончания. Ими могут быть прилаг., числ. (порядковые), прич., мест. Пример: стеклянный сувенир, третий класс, упавший лист, некоторые разногласия.

Словосочетания с зависимым существительным: примеры

Управление

Гл. слово требует нужной формы зависимого. Примеры: пошли в кино, пошли бы в кино, пойдем в кино, пойдут в кино.

Внимание: в словосочетании с зависимыми существительными управляемое слово никогда не употребляется в И.п.

Словосочетания с зависимым существительным: примеры

Примыкание

При этой форме связи гл. слово никак не влияет на форму зависимого. Это происходит потому, что в качестве зависимых слов используются неизменяемые части речи: инфинитив, наречие, деепричастие. Существительным в примыкании может быть только гл. слово. Например: искусство видеть, желание исчезнуть.

Словосочетание прилагательное плюс существительное имя прилагательное является каким словом?

Словосочетание прилагательное плюс существительное имя прилагательное является каким словом.

В словосочетании прил + сущ имя прилагательное всегда является ________ словом, а имя существительное – ____________ словом?

В словосочетании прил + сущ имя прилагательное всегда является ________ словом, а имя существительное – ____________ словом.

Начальная форма имени прилагательного это форма в словосочетании прил + сущ имя прилагательное всегда является словом а имя существительное словом?

Начальная форма имени прилагательного это форма в словосочетании прил + сущ имя прилагательное всегда является словом а имя существительное словом.

Закончи предложение начальная форма имени прилагательного – это форма?

Закончи предложение начальная форма имени прилагательного – это форма.

В словосочетании прил + сущ.

Имя существительное всегда является.

Словом, а имя прилагательное – .

С словосочетание прилагательное плюс существительное Составьте словосочетание Сочи со словом Сочи?

С словосочетание прилагательное плюс существительное Составьте словосочетание Сочи со словом Сочи.

Составьте и запишите словосочетания имен прилагательных с именами существительными имя прилагательное поставьте том же роде что имя существительное Укажите род имен прилагательных Выделите их окончани?

Составьте и запишите словосочетания имен прилагательных с именами существительными имя прилагательное поставьте том же роде что имя существительное Укажите род имен прилагательных Выделите их окончания.

В словосочетании прил?

В словосочетании прил.

Имя прилагательное всегда является ______________________ словом, а имя существительное – __________________________________________ словом.

Словосочетание прилагательное плюс существительное форма?

Словосочетание прилагательное плюс существительное форма.

Словосочетания прилагательное плюс существительное с предлогом?

Словосочетания прилагательное плюс существительное с предлогом.

Просклонять три словосочетания прилагательное плюс существительное?

Просклонять три словосочетания прилагательное плюс существительное.

Прочитайте Какие из выделенных слов являются существительные Какие прилагательные Выпишите словосочетания существительных с прилагательными?

Прочитайте Какие из выделенных слов являются существительные Какие прилагательные Выпишите словосочетания существительных с прилагательными.

Вы открыли страницу вопроса Словосочетание прилагательное плюс существительное имя прилагательное является каким словом?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 – 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/imennye-slovosochetaniia.html

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/slovosochetaniya-s-zavisimym-suschestvitelnym-primery.html

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1268782_slovosocetanie-prilagatelnoe-plus-susestvitelnoe-ima-prilagatelnoe/

[/spoiler]

Ответ дан

galynakushnirp36cgk

Ответ:

1. красивый ребенок

2. вкусный десерт

3. небесное светило

4. радужное небо

5. яркие краски

6. розовые обои

7. яркое небо

8. чудесные люди

9. серебряная цепочка

10. белый снег

11. морозный день

12. пушистый кот

13. маленький ребенок

14. злая собака

15. виноградный сок

16. бриллиантовое колье

17. глубокий погреб

18. бумажный наряд

19. мокрые волосы

20. лохматая кошка

21. страшное чудище

22. белый иней

23. светлый день

24. ветреная погода

25. соленая вода

26. черное море

27. теплый песок

28. вареная картошка

29. игривый луч

30. красная ягода

31. широкое поле

32.просторная комната

33. заветная мечта

34. весёлое настроение

35. хороший друг

36. верная подруга

37. фарфоровая чашка

38. красивая посуда

39. новый компьютер

40. высокий эскалатор

41.любимый город

42. интересная книга

43. летние каникулы

44. любимый учитель

45. русский язык

46. украинский язык

47. грузинский язык

48. казахский язык

49. толковый словарь

50. этимологический словарь

51.орфоэпический словарь

52.орфографический словарь

53. переводной словарь

54. толстая книга

55. вишнёвый сад

56. вишнёвое варенье

57. густой лес

58. колючая ежевика

59.сливовое варенье

60.малиновое варенье

61.земляничное варенье

62. игровая площадка

63.песочные часы

64.солнечная погода

65. хорошее настроение

66.разноцветная книга

67.холщовый мешок

68. памятный знак

69. лавровый венок

70. древнегреческий миф

71. фразеологический словарь

72.тихий лес

73. густой лес

74.длинный поезд

75. товарный поезд

76. пассажирский поезд

77. водяные лыжи

78. пушистый снег

79. серый день

80.серая мышь

81. ветвистое дерево

82. сладкий арбуз

83.красная морковь

84.длинный кабачок

85.сладкий виноград

86. сладкое яблоко

87.кислое яблоко

88.зелёное яблоко

89.спелое яблоко

90.большое яблоко

91.маленькое яблоко

92. юный возраст

93. подводная лодка

94. широкая улица

95.новый велосипед

96. железные нервы

97. первый звонок

98. последний звонок

99. жёлтый лист

100.серебряный колокольчик

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,655
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,944
  • разное
    16,904

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. +  прил.  Главное и зависимое слово в

                          словосочетании».

Цели урока:   – формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

                              ном и зависимом  слове в словосочетании  ;

                       – формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

                          формы имени прилагательного, зависящего от существительного в                                      

                              словосочетаниях;

                           –  развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

                           –  формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

                           –  воспитание интереса к предмету.

Оборудование:  учебник по русскому языку для 4-го класса  , «Дидактический

                                материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

                                о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

                                карточки для составления схемы словосочетания.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Повторение.

1.)  – Отгадайте анаграммы.   

О С В Л О

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

– Найдите слова, которые помогли бы рассказать  о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово                                         называет предметы, признаки,

                                                    действия, но более конкретно

Словосочетание                        выражает законченную мысль

Предложение                            называет предмет, признак.                 грамматическая

                                                    действие и т.д.                                      основа

  1. Языковая разминка.

На доске запись:

К_лючие  сн_ж_нки  з_круж_лись  в  м_розн__  воздух_.

– Что записано на доске? (Предложение)

– Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

– Из чего состоит предложение? (Из слов)

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

– Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их.   А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

  Самостоятельная работа.

– Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе  как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

– Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

– Как вы думаете, почему?

– Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

– Почему?

– Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

– Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

Проверка.

– На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

                какие?               Х

Снежинки         колючие

                                                    х       в каком?

Закружились в морозном

                                                   х          в чём?     

В морозном воздухе

                                                  х              что?

Закружились   снежинки

                                                    Х          где?

Закружились   в воздухе

( Дети находят ошибки.  Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3.  Формулирование темы и цели урока.

– Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

– Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

– Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4.  Изучение нового материала.

– Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

– Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

– Откройте учебник на стр. 114.

– Прочитайте правило.

– Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

– Составьте на доске схему из опорных слов.

Вопрос

главное слово           зависимое слово

– Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

– А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

– Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое  не являются словосочетанием.)

– Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

5.  Физкультминутка.

Игра в мяч.

– Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла  (стеклянный цветок)

Сок из малины  (малиновый сок)

Окунь из моря   (морской окунь)

Дождь летом   (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни  (деревенская дорога)

Мороз ночью  (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром   (раннее утро)

6. Закрепление.

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п.   родного края  (ед.ч.)

              Т.п.  родным краем  (ед.ч.)

              В.п.  родные края   (мн.ч.)

Второе словосочетание  записываем с комментированием на месте.

Запись:    В.п.  прекрасную погоду

                 Т.п.  прекрасной погодой

                 Т.п. мн.ч. ——————

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. – Откройте дидактический материал на стр. 56.

– Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

– О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

– Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

– Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

(  Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

  1.  Итог урока.

– Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы  назовите ключевые слова.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда – наоборот.

Запомни как основу.

– Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы  узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

  1. Выставление отметок.
  1. Домашнее задание.

Стр.114 (пр.)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

Добавить комментарий