Как найти в тексте слова обозначающие предмет

Слова обозначающие предмет
Слова обозначающие предмет

Добрый день, Дорогие друзья!

Сегодня мы с вами изучим урок по теме: Слова обозначающие предмет.

1) Узнаем, какие бывают предметы?

2) Поймем, что такое предмет?

3) Рассмотрим слова, обозначающие предметы

Содержание
Содержание

И снова перед нами знакомый дом и семья которая в нём живёт. Куда бы мы не шли, чтобы мы не делали, нас всегда окружают предметы. Птицы, да и мы сами – это предметы. Дом и солнце – это тоже предметы.

Какие бывают предметы?
Какие бывают предметы?

Мы выходим с вами на пляж и нас окружают самые разные животные: попугаи, дельфины, верблюды – это предметы. Человек едущий в машине – это тоже предмет. Постройки из песка, солнце, полотенце, машины, дома и фонари – это тоже предметы.

Какие бывают предметы?
Какие бывают предметы?

На детской площадке, либо в парке мы также встречаемся с разными предметами. Дети играющие в песочнице, насекомые, птицы, различные животные, медведи, коты, кошки – это всё предметы. Деревья, парковая скамейка, ведро, игрушки для песочницы – это тоже предметы.

Какие бывают предметы?
Какие бывают предметы?

Куда бы мы не шли, где бы мы не находились, нас всегда окружают предметы. Предметы мы можем увидеть, рассмотреть, потрогать руками; поможем с ними пообщаться и выполнить какие-либо действия.

Какие бывают предметы?
Какие бывают предметы?

Какими бы не были предметы, мы каждый из них называем. Обращаясь к одним предметам мы спрашиваем – Кто это? И отвечаем: дельфин, верблюд, медвежонок или мама. Такие предметы называются – одушевлённые.

Если же обращаясь к предмету мы спрашиваем: Что это? И отвечаем: солнце, дерево, фонарь, дом, машина. Такие предметы называются – неодушевлённые.

Что такое предмет?
Что такое предмет?

Задавая вопрос к предмету: Кто это? Мы получаем ответ. Мама, женщина. Попугай, птица. Медведь, животное. Божья коровка, жук. В этом случае мы каждый предмет называем словом – это слово обозначает одушевленный предмет.

Одушевленные предметы
Одушевленные предметы

Если же мы задаем вопрос: Что это? И отвечаем: солнце, звезда. Автобус, транспорт. Дом, здание. Яблоня, дерево. Мы также каждый предмет называем словом, в данном случае у нас – неодушевлённые предметы.

Не одушевленные предметы
Не одушевленные предметы

Что мы сегодня узнали?

1) Узнали, какие бывают предметы?

2) Поняли, что такое предмет?

3) Рассмотрели слова, обозначающие предметы

Спасибо за Внимание!
Спасибо за Внимание!

Спасибо за Внимание! До новых встреч на нашем канале!

Конспект урока по письму

Тема: Нахождение в тексте слов, обозначающие предметы, отвечающие на вопрос кто? что?

Цель: развитие умений находить в предложении, тексте слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?

Ход урока:

Ι. Орг момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

– Какой у нас с вами урок?

– Чему мы учимся на уроках письма?

Чтоб красиво написать,

Надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика.

ΙΙ.Актуализация знаний

– А сейчас давайте вспомним письменные буквы . Выполним задание по карточке.

Минутка чистописания

А сейчас послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(заяц)

– Какой первый звук слышится в этом слове? Сегодня мы потренируемся в написании соединений прописной буквы З и строчной.

Открываем тетради. Скажите, какое сегодня число?

Ниже числа напишите соединение прописной буквы З и строчной.

Работа у доски.

– Ребята, посмотрите на доску. Даны слова: девочка, автобус, щенок, пенал, щётка, курица.

Давайте прочитаем их.

– Что обозначают эти слова? (Все названные слова обозначают предметы)

– На какие 2 группы можно разделить эти слова? (живые и неживые)

-Какой вопрос ставится к словам, обозначающим живые предметы? (приведите пример)

– А какой вопрос ставится к словам, обозначающие неживые предметы?

Практическая часть.

Распределите слова в два столбика. В один столбик распределите слова, которые отвечают на вопрос кто?, а во второй – на вопрос что?

ФИЗМИНУТКА

-А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Зайка серенький сидит 
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка- прыг- и убежал.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Сегодня на уроке мы будем учиться находить в тексте слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? что?

-Чему будем учиться?

Какие слова отвечают на вопрос кто? (слова, обозначающие живые предметы) Какие слова отвечают на вопрос что? (слова, обозначающие неживые предметы)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания

Работа с раздаточным материалом.

А сейчас давайте выполним упражнение.

– Прочитайте 1 предложение.

– Повторите целиком предложение.

– Из чего состоит предложение? (из слов)

– Сколько слов в этом предложении?

– Какие правила написания предложения мы должны применять?

– Еще в каких случаях пишется большая буква?

– Спишите предложение в тетрадь.

– А сейчас, давайте найдем слова, обозначающие предметы и подчеркнем их.

– О ком (чем) говорится в предложении?

– Задайте вопрос к этому слову. Подчеркните названия предметов.

Закрепление. Работа с предметными картинками.

К каким словам ставится вопрос кто? что? (к словам, обозначающим (не)живые предметы). Рассмотрите картинки, сначала назовите предметы, которые отвечают на вопрос: «Кто это?», а затем предметы, отвечающие на вопрос: «Что это?»

IV. Итог урока.

Завершился наш урок

И подводим мы итог.

– Чему учились на уроке? Оценивание детей.

V. Домашнее задание. Упражнение по карточке.

Слова-предметы – это существительные. Они отвечают на падежные вопросы “Кто? Что? Чем? Кем? О чем? О ком? Чему? Кому? Кого? Чего?”. Например: Свет вдруг загорелся. Существительное – свет (потому что: “что?” – свет).

Слова-действия – это глаголы. Они отвечают на вопросы “Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?”. Например: Ёлка упала. Глагол – упала (Что сделала? Упала).

Чтобы находить эти слова в предложении, нужно задать вопрос.

Ещё пример: Она читала, но не могла понять ни слова. Задаем вопрос к каждому слову. Она (кто?) – слово-предмет. Читала (Что делала?) – слово-действие. К предлогам и союзам (но, а, и, для, который, за, под и т.д.) вопросы не задаются, значит “но” пропускаем. Предлог “не” идет в наборе с глаголом “могла понять” (могла идет вместе с “понять”, потому что если взять просто “могла”, то смысл меняется, это связка-глагол), значит: Не могла понять(что делала?) – слово-действие. Ни – частица, пропускаем. Слова (чего?) – слово-предмет.

Домашнее
задание по логопедии

Учимся  находить и изменять слова –
предметы.

Слова-предметы 
– это слова обозначающие предметы или явления природы, и отвечают на вопросы: Кто?
Что?

Например:
большая машина .  В этом словосочетании МАШИНА это слово – предмет,
потому что обозначает предмет и отвечает на вопрос Что?

Идет
сильная гроза. В этом предложении словом – предметом будет ГРОЗА,  потому
что это явления природы и отвечает на вопрос Что?

Если
предмет одушевленный (живой) мы задаем вопрос Кто?  

Например: 
На диване спала (кто?) кошка. (Кошка это предмет, он одушевленный, 
поэтому задаем вопрос Кто?)

Если
предмет не одушевленный (не живой) мы задаем вопрос Что?

Например: 
Светит яркое  (что?) солнце. (солнце это предмет не одушевленный, поэтому задаем
вопрос Что?)

1.      Подчеркни
одной чертой только слова – предметы.

Образец:  мальчик

Собака,
вечер, греет, красивый, весёлый, спит, цветок, ясное, солнце, ветер, дует, сильная,
стол, человек, стоит, радуется, чистое, небо, дождик, холодный, льёт, корова, сочная,
жуёт, снегопад, ласточка, теплая, читает, радость.

2.      Найди
в тексте и подчеркни одной чертой слова – предметы.

Образец: Светит яркое 
(что?) солнце.

Ярко
светит весеннее солнце. Яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали
скворцы. В воздухе пахло сосной, мокрой травой. На жёлтых пушистых цветах вербы
жужжали дикие пчёлы. Они тоже радовались теплой весне.

3.      Распредели
слова – предметы  в два столбика по вопросам на которые они отвечают: Кто? или
Что?

Образец: Кто? – дятел,
мальчик

               Что?-
стол, гроза

Овощи,
черепаха, облако, весы, слон, ухо, дерево, трава, жук, конфеты, щенок, палец,
снегопад, туман, дятел, радуга, ночь, окунь, посуда, весна, муравей, птицы,
луна.

Кто?

_________________________________________

________________________________________

________________________________________

Что?

_________________________________________

________________________________________

________________________________________

4.      Запиши
слова в нужный столбик.

Образец: Он (мой) –
мальчик, стол, стакан.

                Она (моя)
– девочка, лужа, кошка.

               Оно (моё)
– солнце, яблоко.

Корова, дерево, жираф,
карнавал, стол, окно, серебро, корабль, нога, рыбка, пальто, небо, земля, змея,
солнце, конь, шапка, телёнок, школа.  

ОН

__________________________

__________________________

ОНА

__________________________

__________________________

ОНО

__________________________

__________________________

5.      Подбери
слова – предметы на оборот.

Образец: ребёнок –
взрослый

Добро –
___________________               труд – ____________________

День –
____________________                утро – ____________________

Зима –
____________________                друг – ____________________

Холод –
___________________               правда – __________________

Грусть –
___________________              война – ___________________

6.      Прочитай
слова. Составь из них словосочетания и запиши.

Образец:   (без чего? )
Лошадь без седла.

                  (у
кого?)  Мяч у мальчика.

7.      Запиши
 кто  детеныш кого.

Образец: утенок – детеныш
утки

Телёнок  – детеныш
______________________

Козлёнок – детёныш
_____________________

Щенок – детёныш
_______________________

Ягненок – детёныш
______________________

Жеребёнок – детёныш
___________________

Бельчонок – детёныш
____________________

8.      Раздай
угощение животным. Запиши, кому что досталось.

Образец: Орехи дали
(кому?) белке.

Домашнее
задание по логопедии

Учимся  находить и изменять слова –
действия.

Слова-действия 
– это слова, которые обозначают действие предмет. К словам-действиям можно
задать вопросы: Что делает? Что делают? Что делать? Что делали? Что будут
делать? и другие.

Например:
едет машина .  В этом словосочетании «ЕДЕТ»  это слово – действие,
потому что обозначает действие, которое совершает машина. К нему можно задать
вопрос что делает? Машина (что делает?) едет.

Идет
сильная гроза. В этом предложении словом – действия будет «ИДЁТ»,  потому
что это действие, которое выполняет гроза? Гроза (Что делает?) идет.

1.      Подчеркни
двумя чертами только слова – действия.

Образец:  бежит

Собака,
вечер, греет, красивый, весёлый, спит, цветок, ясное, солнце, ветер, дует,
сильная, стол, человек, стоит, радуется, чистое, небо, дождик, холодный, льёт,
корова, сочная, жуёт, снегопад, ласточка, теплая, читает, радость.

2.      Найди
в тексте и подчеркни двумя чертами слова – действия.

Образец: По дороге бежит
мальчик.

3.      Подбери
к предметам по три слова-действия и запиши.

Образец: Цветок – растет,
цветёт, пахнет.

Повар –
____________________________________________________________

Уборщица –
________________________________________________________

Пчела –
____________________________________________________________

Дерево –
____________________________________________________________

Снег – _____________________________________________________________

Солнце –
__________________________________________________________

4.      Подбери
предмет к слову- действия.

Образец: Хрюкает –
свинья, льет – дождик.

Играли –
__________________          Улетели – ___________________

Пел –
____________________            Шагает – ____________________

Ползет –
__________________           Летают – _____________________

Падает –
__________________           Греет – ______________________

Болела –
__________________           Наступает – ___________________

5.      Кто
как голос подаёт? Запиши словосочетания по образцу.

Образец: собака – лает.

_______________________________________

_______________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

6.      Измени
слова-действия по образцу и запиши.

Образец:   Летал – летит
– полетит

      
Копал – __________________________________________________

      
Бежали – _________________________________________________

      
Смотрела – ________________________________________________

7.      Измени
слова по образцу.

Образец: Дождь идет –
дожди идут

Яблоко зреет – __________________________________________

Белка прыгает –
_________________________________________

Ракета летит –
__________________________________________

Птица щебечет –
_________________________________________

Бабочка порхает –
________________________________________

Жук ползет –
____________________________________________

Ветер дует –
_____________________________________________

8.      Составь
словосочетания по картинкам и запиши.

Образец: Заяц спит,
курица спит, цыплята спят.

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

9.      Подбери
и запиши слова-действия на оборот.

Образец: Говорит –
молчать.

Снимает –
_________________              Прячет – __________________

Дает –
____________________               Сидит – ___________________

Хвалит –
__________________              Трудится – _________________

10.  Вставь
в текст пропущенные слова – действия.

Вот
______________________ лето.  Митя с отцом ________________________ на сенокос.
Весь день _______________________ мальчик. Пока папа ________________________
траву, Митя ______________________ ягоды в лесу, _______________________ рыбу в
ближайшем пруду, _____________________ в душистом сене. Вечером они
______________________ домой. Счастливый Митя с жаром
____________________________ обо всем маме.

Домашнее
задание по логопедии

Учимся  находить и образовывать
слова-признаки.

Давай
вспомним, что такое слова-признаки?

Слова-признаки
помогаю нам описать любой предмет, и отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Какое? Какие?

Например:
большая машина – машина (какая?) большая.  («большая» – это
слово-признак, потому что описывает предмет и отвечает на вопрос  Какая?)

1.      В
каждом предложении найди и подчеркни волнистой чертой слова-признаки.

Образец:
Светит яркое солнце.

Наступила
теплая весна. Светит яркое солнце. Бегут веселые ручейки. Чирикают бойкие
птички. Скоро на деревьях распустятся зеленые листочки. На лужайках распустятся
разноцветные цветы. В небе закружатся шустрые бабочки.

2.      К
словам признакам подбери подходящий предмет из правого столбика и запиши
получившиеся словосочетания.

Образец:
круглое, спелое – яблоко.

Рыжая,
пушистая –

Колючая,
зеленая-

Детская,
интересная –

Резиновые,
удобные –

Круглый,
колючий – 

Свежий,
морозный –

ёжик

воздух

лиса

ёлка

книга

сапоги

3.      Выпиши
только слова-признаки.

Платье,
рубит, красивый, большой, рука, чистит, брат, крыша, светлый, рука, красный,
легкий, летит, ласковый, дом, добрый.

4.      Подбери
к предметам два или три  подходящих слова-признака и запиши.

Образец:
Яблоко (какое?) – круглое, спелое, красное

Лимон
(какой?) – _________________________________________________

Весна
(какая?) – __________________________________________________

Заяц
(какой?) – ___________________________________________________

Солнышко
(какое?) – _____________________________________________

Ветер
(какой?) – __________________________________________________

Погода
(какая?) – _________________________________________________

Футболка
(какая?) – _______________________________________________

5.      Вставь
в текс пропущенные слова-признаки. Слова-признаки должны подходить по смыслу.

По
размеру заяц ____________________зверек. Он живет в лесу. У него
_______________ уши. Хвостик ______________________. Шубка у зверька летом
_________________, а зимой ________________. Заяц очень ________________
зверек. Это помогает ему убегать от хищников.

6.     Собери
цепочку по картинкам. Слово-предмет              вопрос           
слово-признак.

Образец:
Солнце какое? желтое, яркое.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее
задание по логопедии

Учимся  находить и образовывать
слова-признаки.

1.      Вставь
в предложения  подходящие по смыслу  слова-признаки.

       
Мальчик пишет на __________________________доске.

       
Наташа увидела в магазине ______________________платье.

      
Лиса __________________, ____________________ животное.

       
На небе светит __________________ и ______________________ солнце.

      
Дети играют в ___________________________игру.

      
Погода зимой бывает ___________________ и ________________________.

      
В этом году уродились ______________________, ____________________ яблоки.

2.      Соедини
вопрос с подходящим предметом. Подбери два слова-признака к предметам и запиши.

Образец: Солнце (какое?)
круглое, яркое.

1._______________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________4._______________________________________________________________________________________

3.      Подбери
противоположенное по значению слово-признак и запиши.

Образец: веселый –
грустный, добрый – злой.

Трусливый –
_____________________   грубый – ____________________

Трудолюбивый –
_________________    тёмная – ____________________

Чистый –
________________________   сладкий – ____________________

Болтливый –
_____________________    глубокие – ___________________

Холодная –
______________________    твердый – ____________________

4.      Рассмотри
овощи и фрукты. Что можно из них приготовить СОК или ВАРЕНЬЕ. Запиши в нужный
столбик название сока или варенье. Из чего нельзя приготовить не сок не
варенье? Обведи эту картинку.

Образец: сок –
вишневый      варенье- вишневое.

Сок

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Варенье

___________________________________________

____________________________________________

___________________________________________

5.      Замени
данные словосочетание словами – признаками по образцу.

Образец: Мяч для тенниса
– теннисный

               Вечер в
субботу – субботний

Доска в классе –
___________________________

Вилка из метала –
___________________________

Утро зимой –
_______________________________

Часы на стене –
_____________________________

Ручка для школьника –
_______________________

Сумка для дамы –
___________________________

Поезд для перевозки
грузов – __________________

Магазин для продажи
мебели – __________________

6.      Вставь
в текст пропущенные слова признаки.

На ________________
тропинку из __________________ кустов выскочил первый цыплёнок. Следом за ним
второй цыплёнок.  А потом и _______________ цыплята. Вот показалась мама
курица. Она повела своих ______________________ цыплят на прогулку.

7.      Подбери
слова-признаки по образцу.

Образец: У собаки хвост –
собачий

У лисы хвост –
______________________

У медведя хвост –
____________________

У волка хвост –
_____________________

У зайца хвост – _______________________

У коровы хвост –
_____________________

У лошади хвост –
______________________

У петуха хвост –
________________________

У рыбы хвост –
_________________________

У
птиц хвост – __________________________

Домашнее
задание по логопедии 

Что
я умею?  

1.     Сколько звуков в слове? Напиши
цифрой количества звуков в слове.

Образец:    4
звука     

 _____________         
  ____________   _____________

2.     
На
каком месте стоит звук М в слове. Запиши цифрой.

Образец: СУМКА – 3     (звук М в этом слове третий)

                  
                              

3.     
Раздели
слово на слоги, и запиши количество слогов цифрой.

Образец: СОБАКА   – 3 слога

Магазин – _____________           
Булочка – ___________________

Хрусталь – ____________           
Иголочки – __________________

4.     
«Один
– много» Измени слова по образцу и запиши.

Образец: ДОМ – много ДОМОВ

Лёд – много
_______________                Ведро – много ________________

Стул – много
______________                Ухо – много __________________

Окно – много ______________

5.     
Посчитай
предметы.

Образец: один дом, два дома, три дома, четыре дома,
пят домов.

1 – Цыплёнок    2 –
______________  3 – ________________ 4 – _______________

5 – __________________.

1 – Ведро 2 – _________________  3
– _______________  4 – ________________

5 – __________________.

1 – Матрёшка    2 –
______________  3 – ________________ 4 – _______________

5 – __________________.

6.     
Кто
у кого рождается.

Образец: У кошки – котёнок

У коровы –
_______________             У кукушки – _______________

У овцы –
_________________             У льва – __________________

У лошади – _______________            
У белки – _________________

7.     
Измени
слова по образцу и запиши

Образец: Стол из дерева – деревянный

Салат из капусты –
_____________________

Аквариум из стекла –
___________________

Ваза из фарфора –
______________________

Варенье из клюквы –
___________________

Компот из сливы –
_____________________

Кольцо из золота –
_____________________

8.     
Измени
слова по образцу и запиши

Образец: Если днем светит солнце, то день –
солнечный

Если днем дует ветер, то день –
_______________________

Если днём идет дождь, то день –
______________________

Если днем мороз, то день
-___________________________

Если днем идет снег, то день –
________________________

9.     
Чей
хвост? Измени слова по образцу и запиши

Образец: У собаки хвост – собачий

У лисы хвост __________________       
У белки хвост ___________________

У кошки хвост
_________________        У льва хвост _____________________

У воробья хвост ________________

10. 
«Большой
– маленький» Измени слова по образцу и запиши.

Образец: ДОМ – ДОМИК

Лицо – _________________               
Ящик – ______________________

Платье – ________________                   Крыльцо –
___________________

Дерево –
________________                Зеркало – ____________________

11. 
Составь
из слов предложение и запиши.

Мяч, забор, перелетает,
через,______________________________________________

Маша, капуста, несёт, сумка, в______________________________________________

Птичка, на, сидеть, маленькая,
веточка_______________________________________

Петя, купить, шар, красный, мама__________________________________________

12.  Закончи предложение по картинке.

Образец: Бочка стоит на ящике.

      Бочка стоит
________________________________.

       Бочка лежит
________________________________.

      Бочка стоит _________________________________.

      Бочка стоит
___________________________________.

      Бочка стоит
__________________________________.

13. 
Назови
предметы одним словом.

Образец:  футболка, платье, шорты – одежда

Пила, молоток, ножницы –
_______________________________

Автобус, самолет, поезд –
________________________________

Телевизор, лампа, утюг –
_________________________________

Врач, учитель, продавец –
________________________________

Январь, март, июнь –
____________________________________

Понедельник, вторник, среда –
____________________________

Весна, зима, осень –
____________________________________

14. 
 Скажи на оборот. (ребенок изменяет слово, взрослый записывает так,
как сказал ребёнок)

Образец: чистый – грязный

Разные –
____________________          Кислый – ____________________

Смелый –
___________________          Поднимает – __________________

Полезный –
__________________        Добро – ______________________

15. 
Подбери
три слова – признака к предмету.

Образец: Солнце – круглое, жёлтое, теплое.

Лиса –
_________________________________________________________

Лимон –
_______________________________________________________

Лето –
_________________________________________________________

16.   В рассказе картинки перепутались. Расставь
картинки по порядку, с чего история началась, чем продолжилась и как
закончилась. (поставь цифры в окошечках)

           

Составь рассказ по этим картинкам и
запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытый урок по письму в 4 классе

Тема: «Слова, обозначающие предметы».

Цель: научить детей находить слова в тексте, обозначающие предметы.

Задачи:

Образовательные: учить детей находить слова, обозначающие предметы и задавать к ним вопросы;

-познакомить учащихся с новым словарным словом.

Коррекционно- развивающие: формировать языковые компетенции у учащихся на уроках письма;

– развивать знания, умения и навыки;

– развивать устную и письменную речь у учащихся.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в выполнении письменных заданий;

-воспитывать взаимопомощь друг к другу.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

И пускай грамматика – наука очень строгая,

Но мы с тобой грамматику осилим понемногу.

Она трудна, но без нее плохое было бы житье!

На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.

И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами, обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.

Готовы ли вы побывать в сказочном городе Грамотеевске?

-Тогда не будем терять времени и отправляемся в путь.

III. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему:

-Но сначала мы заглянем к Всезнайке.

Давным-давно еще в глубокой древности человек, познавая природу, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали.

Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?

Дидактическая игра «Угадай слово»:

К

Н

И

Г

А

-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? Какой вопрос можно задать к этому слову?

Почему?

( составляется опорная схема-таблица)

растения

явления природы

события

предметы

города, реки, горы, страны

К

Л

О

У

Н

-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? На какой вопрос оно отвечает? Почему?

(дети формулируют вывод, составляется схема)

люди

рыбы

животные

птицы

профессии людей

– Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.

– Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся нам сегодня на уроке. А теперь мы отправляемся к Чистописалкину.

Пальчиковая гимнастика

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.

  1. Минутка чистописания.

Заглавная и строчная буква «Л»

  1. Словарная работа.

– Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом « Шофер».

– У каждого на столе лежат схемы слов. Давайте с вами сделаем звукобуквенный разбор слова. Определите все звуки в словах.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться, (Потянулись)

Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки руки на поясе)

Три в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши)

Головою три кивка, (Движения головой)

На четыре – руки шире, (Руки в стороны)

Пять – руками помахать, (Махи руками)

Шесть – на место сесть опять. (Присели)

4)Наблюдение за словами, которые отвечают на вопрос кто? что?

-У художника Кисточкина тоже есть для нас задание.

(работа по иллюстрации)

-Рассмотрите картинку.

-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.

Кто? :_________________________________________________.

– Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?

Что?: _________________________________________________.

-Почему к этим словам надо ставить вопрос ЧТО?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.

5)Упражнение в различении слов, обозначающих названия предметов по вопросам

– У малыша Любознайки нас ждёт еще одно интересное упражнение.

(самостоятельная работа – Упражнение 1 стр. 88)

-Прочитайте стихотворение.

-Выпишите выделенные слова в два столбика.

КТО? ЧТО?

-Объясните, почему для одних животных ещё ночь, для других – уже утро.

6)Обобщение изученного по теме урока

-Молодцы, ребята. Все жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*марка, почтальон, газета, конверт

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

-Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?

IV. ИТОГ УРОКА

-К сожалению, урок подходит к концу, и нам пора возвращаться к себе в школу. Но мы ещё не раз побываем в городе, где все жители любят и знают русский язык.

-С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чему учились на уроке?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 4, стр.90.

Добавить комментарий