Как найти в тексте повествование
В языкознании выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, текст представляет собой комбинацию всех трех типов с преобладанием одного из них. Повествование характерно для художественного, публицистического и разговорного стиля, но не характерно для научного и официально-делового.
Инструкция
Если текст отображает цепь последовательных событий, можно утверждать, что тип такого текста – «повествование». Повествованием может быть какой-то фрагмент текста, а ведущим типом описание или рассуждение. Тогда речь идет об «описании с элементами повествования» или «рассуждении с элементами повествования».
Во всяком повествовательном тексте есть сюжетная линия. Обычно события в сюжете хронологически соответствуют событиям реального времени. Поэтому повествовательный текст можно мысленно представить в виде фильма, на протяжении которого происходят какие-то действия. Описание сравнимо с рисованием воображаемой картины, а рассуждение редко апеллирует к образному мышлению человека.
По использованию языковых средств, повествование тесно связано с пространством и временем. Обозначаются действующие лица, место и время совершения действий. Нередко сообщается и результат, к которому привели действия персонажей.
Яркий пример повествовательного предложения: «Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул и лошади поскакали.» («Станционный смотритель», А.С. Пушкин). Автор пишет о последовательных действиях, называет персонажей, сообщает итог.
Итак, отличительная особенность повествования – рассказ о событиях, действиях, следующих друг за другом. Такому рассказу свойственна конкретика, живость и динамичность изложения. Грамматические основы, как правило, полные: существительное называет действующее лицо, сказуемое – его действие. В одном предложении часто несколько таких грамматических основ. Предложение в этом случае называется сложносочиненным.
Глаголы в повествовании могут находиться в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обычно в рассказе о событиях встречается первый вариант. Глаголы в настоящем времени позволяют ярче представить ситуацию, в будущем – передать неожиданность и экспрессию. Стиль повествования определяется жанром. Оно может быть объективным, беспристрастным; нейтральным, отрешенным и субъективным, эмоциональным.
Видео по теме
Источники:
- повествование в тексте
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Повествование имеет ряд признаков, отличающих его от других типов речи.
Пример текста-повествования: автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Знаете ответ? |
Рассуждение, повествование и описание… В чем разница-то? Этим вопросом школьники начинают серьезно задаваться класса с 7, потому что в ВПР присутствует соответствующее задание. Но страсти по этим типам речи нарастают к 11 классу, где их определению посвящено задание №23. Поэтому давайте разберемся, в чем различие между ними и победим путаницу раз и навсегда.
Всем своим ученикам я очень люблю приводить аналогию с кино. Это наглядно отражает разницу между типами речи. Повествование – это всегда последовательность действий, каждое из которых – отдельный кадр. Поэтому сколько дано глаголов: пришел, сел, посмотрел на меня, подумал, сказал, столько будет и кадров нашей кинопленки. Главное, чтобы действия были реальными, а не представляли собой размышления автора о том, что, может быть, он бы так сделал. Описание – это не последовательность кадров, а один кадр, но максимально подробный. Как при макросъемке мы видим мельчайшие детали, которые описаны благодаря многочисленным прилагательным и художественным тропам. Рассуждение – это, вообще, не кадры, а голос за кадром. В нем главное – это мнение автора, его оценка и идеи относительно сложившейся ситуации. А теперь о каждом типе речи подробнее.
В повествовании автор всегда отвечает на вопрос: “Что случилось?”
Поэтому главной задачей становится показ действий героя, последовательности событий, которые происходят в реальном времени. Главные показатели повествования – это многочисленные глаголы во всех трех временах, а также глагольные формы. Часто авторы прибегают к деепричастиям или деепричастным оборотам, указывающим на добавочное действие, происходящее параллельно с основным, выраженным глаголом. Также присутствуют обстоятельства места или времени, выраженные наречиями или существительными с предлогом.
Повествование бывает изобразительным : акцент делается на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие – и информативным : текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Пример повествования:
Почему это повествование?
Что случилось? Пошел дождь, которого все ждали. Что указывает на последовательность действий? Глаголы: поднялся, пошел, барабанил, стекал, смывали, журчали и т.д. Что еще помогает увидеть картину? Деепричастные обороты и обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогами.
Описание отвечает на вопрос: каков предмет?
Мир в нем показан в статике, ничего не движется, нет действий, зато картина, которую описывает автор предельно ясна. Описание бывает научным и художественным. Научное описание – это максимально полная характеристика любого предмета или явления, акцент делается на информативности, яркий пример – любое определение в словаре или учебнике. Для ЕГЭ оно не востребовано, так как в основном там даны художественные или публицистические тексты, а значит художественные описания. Их цель – передать впечатление, создать целостный образ. Поэтому главным показателем описания будет наличие прилагательных, причастий, причастных и сравнительных оборотов, уточняющих конструкций, различных тропов: эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, литот, аллегорий и т.д.
Разновидности описания:
Портрет – описание человека: его внешности, походки, мимики, жестов, речевой характеристики.
Пейзаж (много видов) – описание природы или любой другой окружающей героя местности, например, городской пейзаж и т.д.
Интерьер – описание внутреннего убранства какого-либо помещения.
Примеры текстов-описаний:
Почему это описания?
Оба текста отвечают на вопрос: каков предмет? Первый описывает поместье, то есть барский дом с огородом и крестьянскими избами, а второй – подробный портрет Собакевича. Картина статична, действия нет, много прилагательных, однородных членов, причастных оборотов.
Рассуждение представляет собой размышления автора, который задается вопросом: почему это так?
Главное в рассуждении – установить причинно-следственные связи между явлениями и событиями и прийти к определенному выводу. Оно строится по схеме: тезис-доказательство-вывод, поэтому в нем нет движения, нет красочных эпитетов, зато мы четко видим мнение автора, его оценки. Показателей у рассуждения достаточно много, чтобы не путать его с повествованием: абстрактная лексика, сложный синтаксис (в основном используются сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, условия, уступки), вводные конструкции, фигуры речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответная форма изложения.
Пример рассуждения:
Почему это рассуждение?
О чем рассуждает автор? К.Г. Паустовский говорит о том, что настоящий писатель должен разбираться в поэзии, живописи, скульптуре и т.д. Его позиция честко видна. В тексте преобладает абстрактная лексика, используются сложные предложения. Реального действия нет.
Повествование, рассуждение и описание всегда присутствуют в любом тексте, плавно перетекая одно в другое. Бывают и смешанные типы, например, повествование с элементами рассуждения или рассуждение с элементами описания. Узнать их легко:
В повествовании с элементами рассуждения главным будет показ действий героя, но автор оставляет за собой право их комментировать, что-то предполагать. Это и будет вкраплением рассуждения.
В повествовании с элементами описания главным будет опять-таки действие, но оно разбавляется описательными элементами (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами описания на первом месте будут размышления автора, ход его мысли, но это может дополняться яркими подробностями (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами повествования мысли автора дополняются конкретными действиями героя, которые совершаются, а затем опять подвергаются анализу.
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь:
– Мяу, мяу, мяу.
Здравствуй, Василисочка.
– Здравствуй, Баюн. Ты
почему такой грустный?
– Понимаешь, Василиса.
Встретил я намедни своего родственника, Матроскина. А он мне сходу заявил:
«Неправильно ты, Баюн сказки рассказываешь. Путаешься, перескакиваешь. Скучно
тебя слушать, поэтому и засыпают все под твои сказки». Обиделся я на
Матроскина, а потом подумал, может быть, он прав? Ведь на самом деле, как
только я начинаю сказки сказывать, тут же все и засыпают.
– Не переживай, Баюн.
Давай попробуем разобраться. И поговорим мы сегодня о том, что такое текст-повествование.
Но для начала давай вспомним, что такое текст.
– Текст –
это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.
– Хорошо, Баюн. А
теперь давай прочитаем небольшой текст.
Жил-был мышонок по
имени Шуршик. Маленький был мышонок. Он ещё никогда самостоятельно из норки не
выходил
Захотелось Шуршику
есть. Осторожно выглянул он из норки, а потом побежал. Видит, лежит карандаш.
Схватил он зубами карандаш, начал грызть, но сразу выплюнул. Невкусный был
карандаш. Увидел Шуршик на полу красивую блестящую бумажку от конфеты. Вкусно
пахла бумажка. Цапнул её мышонок, но и бумажка тоже оказалась несъедобной. Тут
Шуршик увидел вазочку с вареньем. Залез на край вазочки, понюхал… Вкусно
пахнет. А дотянуться до варенья не может. Тогда опустил мышонок в варенье
хвост, а потом поднял его, облизнул – и снова в варенье. Так он ел, пока не
наелся.
Вернулся Шуршик в норку
и, сытый и довольный, крепко уснул.
– Эх, меня там не было!
Я бы быстро поймал этого воришку-мышонка! Bот
что удумал – варенье есть!
– Успокойся, Баюн!
Давай дальше разбираться с нашей темой. Как ты думаешь, это текст?
– Да, здесь несколько
предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. И ещё к этому тексту
можно придумать название. Например, голодный мышонок.
– Всё верно. Ведь тема
этого текста – о мышонке, а основная мысль – как голодный
мышонок добывал себе еду. А ещё к такому тексту можно придумать план.
Для этого надо разделить текст на абзацы. Здесь их три и в каждом
из них выделить ключевое слово или предложение, выражающее основную мысль
абзаца.
– Да, я знаю. В первом
абзаце это – Захотелось мышонку есть. Во втором – Как мышонок искал и нашёл
себе еду. В третьем – Мышонок наелся и уснул.
– Как здорово у тебя
получилось! Ну а теперь давай подумаем, какой вопрос можно поставить ко всему
тексту?
– м-мя-я-у-у…не знаю…
– Хорошо. Я помогу
тебе. Вот тебе вопросы:
* какой? какая?
какое? какие?
* что произошло? что
происходит? что произойдёт?
* почему? зачем?
Выбери среди них тот
вопрос, который подходит к нашему тексту.
– Так-так. В тексте
рассказывается о том, что происходило с мышонком. Значит, этот текст отвечает
на вопрос что произошло?
– Абсолютно верно. И
вот теперь запомни, Баюн. Текст, который может отвечать на вопросы что
произошло? что происходит? что произойдёт? называется текст-повествование.
* Текст-повествование
можно озаглавить (то есть придумать название).
* Текст-повествование
можно разделить на абзацы, и в каждом абзаце выделить ключевое слово или
предложение, выражающее основную мысль абзаца.
* Из полученных
предложений можно составить план текста.
* К
тексту-повествованию можно поставить вопрос что произошло?
– Василиса, а как мне сделать
так, чтобы мои сказки интересно было слушать?
– А ты просто чётко
продумай свой рассказ. О чём ты хочешь рассказать? Что будет происходить в
твоём рассказе?
Начинай свой рассказ с
того, где, с кем и когда произошло событие. Это будет начало –
первый абзац.
Затем рассказывай о самом
событии. Это – основная часть. Здесь можно поставить вопрос что
произошло? Часто основная часть начинается со слов однажды, вдруг,
внезапно.
И в последней части – заключении
(его ещё называют концовкой) нужно рассказать о том, чем закончилась
история. Заключение может состоять даже только из одного предложения.
– Кажется, теперь я
понимаю, в чем была моя ошибка. Я начинал рассказывать, потом что-то вспоминал,
возвращался к началу, потом опять перескакивал. Конечно, поэтому и слушать меня
было неинтересно.
– Очень хорошо, что ты
это понял, Баюн. Значит, постараешься больше не допускать подобных ошибок. И
ещё я тебе хотела сказать, что в каждом тексте есть опорные слова. Опорные
слова – это те слова, которые помогают припоминать события, которые
происходили в тексте. Давай попробуем найти опорные слова в нашем рассказе про
мышонка. Возьмём только основную часть текста. Будем читать его и выделять те
слова, которые потом помогут нам вспомнить и пересказать этот текст.
– Захотелось Шуршику
есть. (главные слова захотелось есть). Выглянул он из норки осторожно, а
потом побежал. (выглянул… побежал) Видит, лежит карандаш (лежит
карандаш). Схватил он зубами карандаш, начал грызть, но сразу выплюнул. (схватил,
начал грызть, выплюнул) Невкусный был карандаш (невкусный). Увидел
Шуршик на полу красивую блестящую бумажку от конфеты (увидел бумажку).
Вкусно пахла бумажка (вкусно пахла). Цапнул её мышонок, но и бумажка
тоже оказалась несъедобной (цапнул, несъедобная). Тут Шуршик увидел
вазочку с вареньем (увидел вазочку). Залез на край вазочки, понюхал… (залез,
понюхал) Вкусно пахнет (пахнет). А дотянуться до варенья не может (дотянуться
не может). Тогда опустил мышонок в варенье хвост, а потом поднял его,
облизнул – и снова в варенье (опустил хвост, поднял, облизнул). Так он
ел, пока не наелся (ел, наелся).
– Ты обратил внимание,
Баюн, что в тексте-повествовании опорными словами чаще всего являются
глаголы?
– Да, я заметил. Вон их
сколько – захотелось есть, выглянул, побежал, лежит, схватил, начал грызть,
выплюнул.
– Ну хватит, Баюн,
достаточно. Пора уже по домам. Только давай ещё раз повторим всё, о чём ты
сегодня узнал.
* В
тексте-повествовании можно определить тему и основную мысль.
* В
тексте-повествовании есть 3 части – начало, основная часть и заключение
* Начало рассказывает о
том, где, с кем и когда произошло событие.
* Основная часть
повествует о том, что произошло.
* Заключение
рассказывает о том, чем закончилась история.
* Текст-повествование
можно:
* разделить на абзацы;
* в каждом абзаце
выделить ключевое слово или предложение, выражающее основную мысль абзаца;
* из полученных
предложений можно составить план текста.
* Текст-повествованию
можно озаглавить, т.е. придумать название.
* К
тексту-повествованию можно поставить вопрос что произошло?
* Опорными словами в
тексте повествовании чаще всего являются глаголы.
– Я очень рада, Баюн,
что ты всё так хорошо понял. Но, мне кажется, что тебе необходимо познакомится
и с другими видами текстов. Но это мы сделаем в следующий раз. А сейчас пора
прощаться. До свидания.
– Спасибо, Василиса. До
новых встреч! Мур-Мяу.
Что такое повествование (с примером текста)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьной скамьи всякий помнит, что существует три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
У каждого из них своя роль и свой набор отличительных признаков. Как распознать повествование среди текстов другого типа и научиться грамотно воссоздавать его на письме, расскажет эта статья.
Повествование — это…
Термин «повествование» имеет несколько значений. В широком смысле это рассказ о неких действиях, событиях.
Грамматически это слово представляет собой существительное, образованное от глагола «повествовать», значит, основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории.
В узком смысле повествование – это тип речи, который последовательно излагает произошедшие события.
Лингвисты выделяют следующие особенности повествовательных текстов:
- внутренняя динамика;
- описываемые события развиваются чаще всего в хронологическом порядке;
- действия логически связаны и объединены пространственно-временной принадлежностью.
Также повествование бывает информативным и изобразительным.
- Информативное — не просто рассказывает о событии, но и включает в себя полезные познавательные факты.
- Изобразительное освещает последовательную смену сцену, иллюстрирующих действие или происшествие.
Признаки повествования
Когда нам требуется определить, к какому типу речи относится текст, стоит обратить внимание на некоторые признаки:
- Событийность и внутреннее движение передаются с помощью глаголов, которые могут быть как единичными, так и встречаться в цепи однородных членов. Пример:
Мы с Серёжкой проснулись на заре, проворно оделись, быстро умылись прохладной водой, накопали червей, взяли по горбушке хлеба и отправились на рыбалку.
- Чаще всего глаголы в повествовании имеют совершенный вид. Это связано с тем, что история, которая рассказывается в текущий момент времени, как правило, уже произошла ранее.
- При таких глаголах имеются или могут иметься наречия с фазовым значением: сразу, вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись и т.д.
Эти чисто «технические» языковые особенности помогут безошибочно распознать текст повествования.
Композиция повествовательного текста
Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:
- Завязка (экспозиция);
- Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией );
- Развязка.
В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.
Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.
Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.
Пример текста повествования
Чтобы вам стало понятнее, как выглядит повествование, приведём текст в пример:
Как мы ехали в Вологду.
Когда закончился учебный год, родители стали думать, куда бы нам поехать летом. Они долго спорили, перечисляя то одно, то другое место. Наконец, мама предложила отправиться в Вологду.
Мы две недели паковали чемоданы и мечтали о Вологде. Это слово казалось мне похожим на облако или корову. И то, и другое было полно молока. Я представлял, как рыжая, с белыми пятнами корова Вологда медленно идёт вдоль Волги и позвякивает золотым колокольчиком…
Папа оказался более сведущим. Он рассказал мне, что Вологда – это старинный город, который входит в «Золотое кольцо» России, центр деревянного зодчества и столица кружевоплетения. В Вологде можно посмотреть на старинные каменные храмы, полюбоваться купеческими домами, которым больше ста лет и даже увидеть настоящий кремль. Узнав, что в Вологде есть Ботанический сад, сестрёнка стала просить отвести нас туда.
В день отъезда мы проснулись ни свет ни заря, умылись, оделись, наскоро позавтракали и отправились на вокзал. Красивый новенький поезд подошёл к платформе и зашипел, как горячий утюг. Как только проводница отворила двери, родители подошли ко входу, достали наши билеты и документы. Проводница внимательно посмотрела сначала на нас, потом на родителей, улыбнулась и сказала: «Проходите!»
Все четыре места в вагоне были наши. Мы расставили сумки и чемоданы, опустили сиденья и устроились поудобней. Путь предстоял долгий.
Наконец, поезд тронулся! За окном замелькали перелески, чьи-то дачи, голубые речки и озерца, потом показались маленькие деревни с крестами колоколен на зелёных холмах. Мы с сестрой сидели, не отрываясь от вагонного окна, жадно ловили новые звуки, запахи, слова и чувствовали, что ехать вот так в поезде вместе с мамой и папой в неизвестную молочную Вологду – это и есть счастье.
Как видно из примера, в тексте последовательно описываются этапы поездки. В завязке говорится о выборе маршрута. Развитие действия включает рассказ о сборах, прибытии на вокзал, о том, как семья расположилась в вагоне.
Историю дополняют краткие сведения о Вологде, что позволяет назвать этот тип текста информативным повествованием.