Как найти в тексте слова с приставками

Русский язык. 3 класс

№ 32

Раздел. Приставка.

Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Приставка, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?

На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например,

Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.

– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

– Представили?

– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?

– Включим телевизор!

– А если я скажу: «Пере!»

– Переключим на другую программу!

– А если я скажу: «Вы!»

– Значит, надо выключить!

– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»

– Пододвинемся к вам вместе со стульями.

– А если я скажу: «Ото!»

– Отодвинемся!

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.

Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.

До-

По-

Про-

О-/об

От-

Под –

На-

Над –

За-

Пред –

Пере-

При-

Вы –

В –

У –

С –

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Например,

Поджарить (жарить, пережарить).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Приставка – это значимая часть слова.
  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Правильный ответ

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.
  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
  3. Определить смысл слова.

Правильный ответ

Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл
  2. Шёл
  3. Шествующий

Правильный ответ

Подошёл.

Повышенный уровень

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать
  2. Сгибать
  3. Подгибать

Правильный ответ

Сгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный
  2. Перерисовать
  3. Подпрыгнуть

Правильный ответ

Перерисовать.

Значащие части слова, стоящие перед корнем, называются приставками.

Приставки широко используются для образования новых слов (играть — переиграть), а также для образования грамматических форм (что бывает реже), например, для образования форм глаголов совершенного вида (ехать — приехать, писать — написать).

Слова, образованные с помощью различных приставок от одного и того же слова, являются однокоренными, поэтому, чтобы найти приставку в слове, необходимо подобрать однокоренные слова, выделить в них общую часть (корень), а та часть (морфема), которая находится непосредственно перед корнем, и является приставкой.

Но это в том случае, когда в слове есть только одна приставка.

А бывает и две приставки в слове, например, в слове пре/под/носить. Тогда следует определить приставку, стоящую перед корнем, а затем и ту, которая стоит перед этой приставкой.

Есть и случаи, когда приставка может находиться в середине слова, например, в сложных словах второе слово может быть с приставкой. Тогда нужно к этому второму слову подобрать однокоренные слова и выделить приставку.

При нахождении приставок в слове необходимо учитывать и такие случаи, как:

а) приставки на з могут писаться с буквой с, например, “разделаться — расходиться”;

б) есть приставки с полногласием и неполногласием (например, пере/пре: “перетерпеть — претерпеть”;

в) во всех приставках на согласную бывает в конце приставки беглая гласная о, например, ” обдирать — ободрать, разрывать — разорвать, надрывать –надорвать.

Кстати сказать, подбор однокоренных слов представляет собой и образование слов с разными приставками. Заменяя одну приставку в однокоренном слове на другую, легко и таким образом выделить приставку.

       Открытый
урок по русскому языку в 3-б классе по теме:

         
«Упражнения в различении приставок и предлогов»

Цели:
добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических
умений,  научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в
речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием
познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского
языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование
к уроку
: компьютер,
проектор,  интерактивная доска, раздаточный        материал.

Планируемые
результаты:

1.
Личностные:

·       
умение
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

·       
повышение
уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

·       
развитие
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2.
Метапредметные:

 регулятивные:

·       
способность
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

·       
умение
действовать по плану и планировать свою деятельность

·       
оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

·       
вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок

·       
высказывать
свое предложение

коммуникативные:

·       
уметь
оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

·       
совместно
договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим
правилам

           познавательные:

·       
уметь
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

·       
развитие
универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев
для сравнения, классификации объектов)

·       
 

3.
Предметные:

·       
развитие
умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и
писать;

·       
формировать
понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран
соответствующий синоним.

Термины,
понятия:
приставка, предлог, части речи, 
синонимы, многозначность слов, существительное, глагол.

Межпредметные
связи:
русский язык,  окружающий мир,
литературное чтение.

Формы
работы и ресурсы:

фронтальная
работа, работа в парах, индивидуальная работа;

учебник Канакиной
«Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок и предлогов»,
электронная физминутка, раздаточный материал.

                                        
Ход урока

Ребята, давайте
поприветствуем наших гостей.

– Сегодня на уроке
мы отправимся в воображаемое космическое путешествие . Наш класс космический
корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы

 На каждой
остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые
мы будем решать.  Первая остановка и первое задание.( слайд 1)

1.    Подбери
слово, близкое по значению
(синонимы) устная
работа

Верный
друг    1.Преданный                                 Верный
выстрел 1 Громкий

                      
   2. Старший                                                                     2
Меткий

                         
3. Новый                                                                         3
Раскатистый

                         
4. Весёлый                                                                      4 
Сегодняшний 

                         
5. Старый                                                                        5
Тихий

                               
Верное
средство    1 Русское

                                                    
2 Прочное

                                                    
3 Испытанное

                                                    
4 Интересное  

                                                    
5  Забытое    

          – Ребята,
как вы понимаете слово  раскатистый? (Прерывистый , громкий звук)

          –  Как
называются слова, которые мы с вами сейчас подбирали? (синонимы)

         –   Как
употреблено слово верный? (в разных значениях, многозначность слов)

         – С
первым заданием мы успешно справились.

– Вторая остановка
(слайд)

2.    Чистописание

Открываем тетради (следим
за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа)

Двадцать шестое
декабря.

Классная
работа

          О   о   
о ( Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)

          По  от 
об о под  около

      –  
Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (предлоги и приставки)

      – Так
приставки или предлоги?

Где приставка? Где
предлог?

Кто бы нам понять
помог!

-Третья остановка

3       
Словарно – орфографическая работа

На доске записаны
словосочетания:

 (до)ехал                   
(до)деревни

(по)бежал                 (по)дороге

(про)читал                
(про)завод

(под)полз                   (под)машину

(на)кричал                 
(на)собаку

– Внимательно прочитайте
написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в
них слова?

1 Можно разделить на
словарные слова и не словарные

2 На глаголы и
существительные

3 На слова с приставками
и слова с предлогами

Беседа:

– Назовите слова с
приставками? ((до)ехал,  (по)бежал,  (про)читал ,    (про)читал,      
(под)полз,   (на)кричал  )

– Докажите, обоснуйте
свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и
для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов)

– Как пишется приставка с
корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

– Как найти приставку  в
слове?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой
приставкой)

Прочитайте
в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под
вагон, на собаку)


Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом
существительным можно вставить вопрос или другое слово)


Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит
для связи слов  в предложении)


Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется
отдельно)


Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы
«спрятались» в словах  (безударная гласная в корне слова; правописание
приставок по, на, под, до, про; словарные слова )

-А как написать такие
слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную
в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)

Спишите
словосочетания.

– Подчеркните предлоги и
выделите приставку (Взаимопроверка по слайду)

4.
Работа в парах.

-А сейчас
мы поработаем в группах временного состава (по 4 человека)

У вас на
столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.

Найдите в
тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте предлоги,
подчеркните предлоги.

Зимой
море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли  сети и поехали на санях
по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами
заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был
солнечный. Всем было весело.

Закончили, проверяем по слайду.

      5. 
Физминутка

6. Дифференцированная
работа.

-Выберите себе задание, с которым
справитесь.

1 уровень

-Подчеркните
предлоги. Выделите приставки.

1.     Лодка
(от)плыла (от)берега.

2.     Мальчик
(на)шел (на)дороге монетку.

3.     Солнце
(за)шло (за)тучу.

4.     Всадник
(с)лез (с)коня.

5.     (По)дорожкам
сада (по)бежали ручейки.

6.     (До)лагеря
мы(до)брались только ночью.

7.     Весной
снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с
приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он
доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

-Вставьте предлоги
и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и
выводы.

7.Индивидуальная
работа

Найди
в тексте слова с приставками, выделите приставки.

– Найдите
в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги
.       
——————————–

 Налетели на мальчика гуси, унесли
у сестрицы братца.

Заплакала  Алёнушка  от горя.
Побежала по чистому полю,

добежала до речки студёной, про
дорогу  у  речки спросила.

карточка № 2

– Поменяйтесь листочками.  Проверка по
слайду. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине.

– Сдайте работы

8.     Итог
урока:

Составление
кластера.

На доске находятся опоры:

·       
часть
слова

·       
отдельное
слово

·       
отдельно

·       
слитно

·       
для
связи слов в предложении

·       
для
образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к
приставке и предлогу.

написал

на доске

1.
приставка

1.
предлог

2. часть
слова

2.
отдельное слово

3.
слитно

3.
отдельно

4. для
образования новых слов

4. для
связи слов в предложении

9. Рефлексия

Возьмите в руки листочки с мордашками,
которые лежат на ваших столах

– Теперь дорисуем нос:

! – если вы
хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

урок понравился и
вы довольны своей работой,

–  урок не
понравился, я не очень доволен своей работой.

-Сегодня я разглядела в ваших
глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал,
а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все
трудности учёбы.

10. Домашнее задание стр. 67. Упр. 116

если время урока
позволяет, то можно поиграть.

Игра
на внимание.

1. Слова с
приставками – 1 хлопок.

2. Слова с предлогами
– 2 хлопка.

(За)горой,
((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе,
(на)чертили.

Карточка № 1

Найдите в
тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте предлоги,
подчеркните предлоги.

Зимой
море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли  сети и поехали на санях
по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами
заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был
солнечный. Всем было весело.

Найдите в
тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте предлоги,
подчеркните предлоги.

Зимой
море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли  сети и поехали на санях
по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами
заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был
солнечный. Всем было весело.

Найдите в
тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте предлоги,
подчеркните предлоги.

Зимой
море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли  сети и поехали на санях
по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами
заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был
солнечный. Всем было весело.

1
уровень                                                     
Ф.И.______________________

Подчеркните
предлоги. Выделите приставки.

1.    
Лодка  (от)плыла  (от)берега.

2.    
Мальчик  (на)шел  (на)дороге  монетку.

3.    
Солнце  (за)шло  (за)тучу.

4.    
Всадник  (с)лез  (с)коня.

5.    
(По)дорожкам  сада  (по)бежали  ручейки.

6.    
(До)лагеря  мы  (до)брались  только  ночью.

7.    
Весной  снег  (с)брасывают   (с)крыш.

2
уровень
                                                     
Ф.И._______________________

Найди
слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился
вертолёт.

Он доставил грузы для
геологов.

Геологи ищут нефть в
тайге.

3
уровень.                                           
Ф.И._________________________

-Вставьте
предлоги и запишите предложения.

Воробей забился …
крышу.

Ваза сделана …
стекла.

Машина подъехала …
дому.

Лось спрятался …
деревом.

Грачи разгуливали …
полю.

Найди
в тексте слова с приставками, выделите приставки.


Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги
.                                                                                                              
    

 Налетели на мальчика гуси,
унесли у сестрицы братца.

Заплакала  Алёнушка  от горя.
Побежала по чистому полю,

добежала до речки студёной, про
дорогу  у  речки спросила.

 

Найди
в тексте слова с приставками, выделите приставки.


Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги
.                                                                                                                  

 Налетели на мальчика гуси,
унесли у сестрицы братца.

Заплакала  Алёнушка  от горя.
Побежала по чистому полю,

добежала до речки студёной, про
дорогу  у  речки спросила.

 

Найти приставки в тексте.

Найти приставки в тексте? Найти приставки в тексте?

На этой странице находится ответ на вопрос Найти приставки в тексте?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 1 – 4 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?

Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.

Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

У приставок есть свои значения.

А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.

Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.

Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.

Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.

Добавить комментарий